Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Тольяттинский государственный университет





Тольяттинский государственный университет

Ахметжанова Г.В., Руденко И.В., Груздова И.В.

Бакалаврская работа по педагогике

Учебно-методическое пособие

Тольятти 2011

Ахметжанова Г.В., Руденко И.В., Груздова И.В. Бакалаврская работа по педагогике /

Г.В. Ахметжанова, И.В. Руденко, И.В. Груздова. – Тольятти, 2011. – с. 68.

 

Рецензенты:

Сундеева Л.А. – к.п.н., доцент кафедры педагогики и методик преподавания,

Якушкина М.С. – д.п.н., заместитель директора учреждения РАО «Институт образования взрослых»

 

 

Учебно-методическое пособие предназначено для студентов – бакалавров, обучающихся на педагогическом факультете ТГУ по профилю «Начальное образование». В нем раскрыты основные этапы подготовки бакалаврской работы, требования к ее структуре и процедуре защиты.

В учебно-методическом пособии с учётом современных требований подробно изложена методология научного исследования, методика работы с литературными источниками и практической информацией, а также описаны особенности подготовки и оформления курсовых и дипломных работ. Материал может служить методическим и практическим руководством для выполнения научных работ.

Пособие подготовлено на основе Положения о выпускной квалификационной работе Тольяттинского государственного университета, утвержденного в 2010 году.

 

 

© Ахметжанова Г.В., Руденко И.В., Груздова И.В.

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение……………………………………………………………………….. 4

1. Общие положения о бакалаврской работе………………………. 7

2. Требования к бакалаврской работе………………………………. 10

3. Выбор темы и обоснование ее актуальности…………………….. 14

4. Теоретическая часть исследования……………………………….. 28



5. Экспериментальная часть бакалаврской работы………………… 33

6. Правила построения научного текста……………………………... 35

7. Процедура защиты………………………………………………… 42

8. Учебно-методические издания в помощь при подготовке ВКР… 45

Приложения…………………………………………………………………….. 53

1. Пример титульного листа……………………………………………. 53

2. Пример заполненного календарного плана………………………… 54

3. Примеры заключений………………………………………………… 55

4. Структурная схема ВКР ……………………………………………… 65

5. Задание на выполнение ВКР…………………………………………. 66

6. Отзыв руководителя …………………………………………………. 67

Введение

Научно-исследовательская работа студентов – атрибут образовательного процесса университета. Согласно Всемирной декларации о высшем образовании для XXI века, опубликованной ЮНЕСКО, одной из его задач является развитие и распространение знаний путем исследовательской деятельности, поощрение и развитие исследований в сфере, социальных технологий, психолого-педагогических и гуманитарных наук.

В системе подготовки бакалавров педагогики важную роль играет оптимальное сочетание творческой, научной и практической деятельности студентов. Наиболее эффективным средством практического воплощения этого комплекса задач является научно-исследовательская деятельность, цель которой заключается в практическом закреплении у студентов теоретических знаний, формировании творческого мышления, приобретении навыков проведения самостоятельного научного исследования.

Результатом самостоятельного теоретического и экспериментального исследования на заданную (выбранную) тему, является выпускная квалификационная работа, которая должна быть подготовлена студентом под руководством научного руководителя.

Выпускная квалификационная работа студента, обучающего по программе подготовки бакалавриата называется бакалаврской работой. Она может основываться на обобщении выпускником курсовых работ и содержать материалы, собранные в период производственной или преддипломной практики.

Данная работа свидетельствует о методологической культуре будущего специалиста и свидетельствует о методологической культуре будущего специалиста и свидетельствует о наличии у него исследовательских умений.

Выпускники-бакалавры должны уметь:

- ставить задачи и формулировать план педагогического исследования;

- выбирать необходимые методы исследования, знать современные методики исследования и модифицировать их для целей конкретной работы

- обрабатывать конкретные результаты, анализировать и интерпретировать их с учетом выбранных методологических оснований исследования;

- представлять итоги исследования в виде отчетов, статей, докладов и т.д.

Выполнение бакалаврской работы как итоговой формы научно-исследовательской работы в вузе предполагает наличие у студентов педагогических специальностей умений работать с литературой, обобщать и систематизировать фактический материал, творчески применять определенные концепции, формы и методы познания, управления, конструирования.

Методологическая культура студентов включает знание методологических основ педагогического исследования, владение технологии педагогического эксперимента.

В будущем это поможет учителю начальной школы в ходе педагогической деятельности

- проектировать и конструировать учебно-воспитательный процесс;

- осознавать, формулировать и творчески решать педагогические задачи;

- владеть методической рефлексией.

Научно-исследовательскую деятельность студентов мы рассматриваем как один из факторов формирования у будущего специалиста профессиональных компетенций, которые сформулированы во ФГОС ВПО (2010 г.):

ОПК-1 способен учитывать общие, специфические (при разных типах нарушений) закономерности и индивидуальные особенности психического и психофизиологического развития, особенности регуляции поведения и деятельности человека на различных возрастных ступенях;

ОПК-2 готов применять качественные и количественные методы в психологических и педагогических исследованиях;

ОПК-3 готов использовать методы диагностики развития, общения, деятельности детей разных возрастов;

ОПК-8 способен понимать высокую социальную значимость профессии, ответственно и качественно выполнять профессиональные задачи, соблюдая принципы профессиональной этики;

ОПК-10 способен принимать участие в междисциплинарном и межведомственном взаимодействии специалистов в решении профессиональных задач;

ОПК-11 готов применять в профессиональной деятельности основные международные и отечественные документы о правах ребенка и правах инвалидов;

Данное пособие обобщает основные требования к бакалаврской работе как выпускной квалификационной работе студента, обучающегося по основной образовательной программе 050700 профиль «Начальное образование».

 

Общие положения о бакалаврской работе

Бакалаврская работа – обязательный вид итоговой аттестации выпускника вуза, обучающегося по основным образовательным программам ФГОС ВПО (2010г.) в соответствии с выбранным направлением.

Бакалаврская выпускная квалификационная работа представляет собой законченную разработку одной из актуальной проблемы обучения и воспитания младших школьников. В исследовании должны быть сбалансированно представлены теоретическое обоснование и результаты экспериментальной работы.

Целями выполнения бакалаврской работы являются:

- систематизация, закрепление и расширение теоретических и практических знаний;

- развитие навыков самостоятельной работы и овладение методикой исследования и экспериментирования;

- выяснение степени подготовленности студентов к самостоятельному решению профессиональных задач.

Бакалаврская работа должна:

- показать достаточный уровень и общенаучной и специальной подготовки выпускника, его способность и умение применять теоретические и практические навыки при решении конкретных задач, стоящих перед специалистом в современных условиях;

- включать анализ научных источников по теме с обобщениями и выводами, сопоставлениями и оценкой различных точек зрения;

- строиться на основе четко разработанной программы, содержащей формулировку проблемы, определение задач и методов исследования.

Для подготовки выпускной квалификационной работы студенту назначается руководитель и, при необходимости, консультанты.

Студенту предоставляется право выбора темы. Закрепление тем за студентами осуществляется на основании заявлений студентов. Темы ВКР утверждаются на заседании кафедры. Корректировка темы возможна не позднее одной недели до начала защиты по графику.

Перед началом выполнения выпускной квалификационной работы студент совместно с руководителем разрабатывает календарный график работы и определяет задание, которое после одобрения руководителем утверждается на заседании кафедры.

Руководитель бакалаврской работы:

- выдает задание к работе;

- оказывает студенту помощь в разработке календарного графика на весь период выполнения выпускной квалификационной работы;

- рекомендует студенту основную литературу, справочные, архивные материалы и другие источники по теме;

- консультирует студента по разделам выпускной квалификационной работы в соответствии с календарным планом;

- контролирует процесс выполнения работы;

- несет ответственность за научный уровень и качественное содержание работы.

Для контроля за ходом выполнения ВКР выпускающей кафедрой составляется график консультаций руководителей и консультантов по отдельным разделам работы.

График консультаций размещается на стенде и сайте выпускающей кафедры.

На заседании кафедры педагогики и методик преподавания заслушиваются вопросы о ходе выполнения студентами ВКР, а также организуется их предзащита, на которой студенты докладывают о степени готовности и основными результатами своих исследований, представляют текст работы. В результате обсуждения принимается решение о допуске ВКР к защите.

Работа студентов над бакалаврской работой по педагогике и методике начального образования требует углубленного изучения педагогической теории и практики, обобщения и пополнения имеющихся знаний по педагогике и методическим дисциплинам, наличия определенных навыков самостоятельной научно-исследовательской деятельности, ознакомление с опытом работы образовательных учреждений и отдельных педагогов-мастеров, практического воплощения наиболее оптимального способа решения проблемы посредством опытно-экспериментальной работы.

 

Примеры введений

Пример 1.

Выпускная квалификационная работа на тему:«Формирование правовых представлений у детей младшего школьного возраста средствами игры»

 

 

Введение

Важнейшим достижением системы российского образования за последнее десятилетие является его переориентация на принципы гуманизации, воспитание подрастающего поколения в духе общечеловеческих ценностей и идеалов мира.

Происходящие в обществе и в отечественном образовании изменения ставят принципиально новые задачи перед школьным воспитанием. Учащиеся должны активно осваивать явления социальной жизни, уметь успешно взаимодействовать в системе нормативных отношений, быть способным брать на себя ответственность в правовом поведении.

Анализируя современное состояние проблемы правового воспитания, следует отметить, что в условиях гуманизации и демократизации нашего общества главной причиной актуальности правового воспитания является возросший интерес к индивидуальности, личности. Сегодня стало очевидным, что обществу нужна социально зрелая, свободная личность, обладающая правовыми знаниями.

Ухудшение положения детей, снижение показателей здоровья, благополучия, рост социальной дезадаптации детей, проявляющиеся в нарушениях норм морали и противоправных действиях ранней алкоголизации и наркомании, криминализированного сознания и поведения значительной части взрослеющего поколения, требуют активности государственной политики в интересах детей. Новая этика заключается в признании детства как полноценного этапа, естественного периода жизнедеятельности каждого ребенка.

Исследования ученых (Н.А. Алексеева, В.А. Караковский, И.С. Якиманская и др.) подтверждают, что начальная школа формирует у ребенка не только первичную функциональную грамотность, но и закладыва­ет основы его личностного саморазвития, в том числе и его правовой культуры (И.С. Марьенко, Э.И. Моносзон, А.Ф. Никитин, З.К. Шнекендорф и др.).

Поставленная задача может быть решена посредством изменения подходов к воспитательной деятельности, отказа от авторитаризма в воспитании, что в свою очередь предполагает построение всего процесса через многостороннюю деятельность, основанную на взаимодействии, сотрудничестве, уважении, доверии к ребенку через создание условий для его самореализации, в качестве социального субъекта. Такие изменения непосредственно связаны с усилением внимания к реализации прав ребенка (В.И. Слободчиков, В.А. Петровский, Г.И. Вергелес, Н.Ф. Голованова, А.И. Раев и др.).

Значительный вклад в развитие теории, методики и практики правового воспитания, формирования правовой культуры различных социальных групп общества внесли философы, юристы, педагоги-практики, учителя-практики.

В разные периоды развития российского образования проблемы правового воспитания рассматривались в работах Н.П. Вербицкого, И.Ф. Рябко, Е.В. Татаринцевой, В.В. Тишенко.

Содержательно представлены следующие аспекты проблемы правового воспитания:

- социально-педагогические основы правового воспитания, круг юридических знаний, формы внеклассной и внешкольной работы, условия эффективного функционирования системы правового воспитания (Г.П. Давыдов, А.Ф. Никитин, З.К. Шнекендорф и др.);

- характеристика этапов правового образования в школе (Н.И. Элиасберг);

- методика измерения эффективности правового воспитания детей школьного возраста (В.В. Головченко).

Вместе с тем, анализ научно-педагогической литературы и практики свидетельствует о том, что, несмотря на наличие довольно обширной литературы по проблемам правового воспитания, не все его теоретические аспекты разработаны в равной степени.

Необходимость с ранних лет формировать у ребенка чувство веры в себя, в свои права и обязанности, связано с позитивным влиянием этих качеств личности на ее самоотношение, самоприятие, самоощущение. Внимание к себе, постепенное осознание своих прав способствует тому, что ребенок приучится быть более свободным, научается уважать себя и других людей, понимать их чувства, переживания, поступки, мысли (С.А. Козлова).

Э.К. Суслова считает, что правовое воспитание детей предполагает ознакомление их с содержанием некоторых адаптированных статей Всеобщей Декларации прав человека. Для того чтобы знание «упрощенных» по отношению к детям статей лучше осознавалось ими, окрашивалось чувствами, переживаниями, способствовало формированию отношения к правам человека, ребенка, их необходимо пропустить через разные виды детской деятельности.

Ведущим видом детской деятельности является игра. Многие исследователи (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец, К.Д. Ушинский, Е.И. Тихеева и др.) рассматривали игру как ценное средство всестороннего развития.

В.Г. Подзолков, Н.Ф. Голованова, З.К. Шнекендорф рекомендуют использовать в качестве средства правового воспитания детей школьного возраста игру, сказку, художественную литературу. Игровая ситуация создает эмоциональные переживания в младшем школьном возрасте, предво­схищающие осмысление того или иного факта, явления действительности. Постепенное накопление опыта субъектного отношения к нормам права, возникновение рефлексии, осознание своего «Я» в социально-правовом пространстве происходит умладших школьников, как справедливо отмечал В.В. Зеньковский, на основе «повторения чужих движений и вживания путем фантазии в игровую роль» [21, С. 53]. Возникающее в игре чувство является мотивом и движущей силой, побуждающей ребёнка к поиску путей прояс­нения и оформления правовых представлений.

В последние годы вопрос о преподавании правовых знаний младшим школьникам является предметом научных дискуссий и опытно-эксперимен­тальной работы ученых, учителей, воспитателей. Исследователи видят решение этой проблемы, чаще всего, в расширении основного содержания курсов вляя­нитарного и естественнонаучного цикла, создании новых программ, введении в образовательный процесс дополнительных предметных дисциплин (Н.И. Ворожейкина, К.С. Гаджиев, Е.Г. Каширцева, Н.П. Лукина, В.О. Мушинский, М.Ю. Новицкая, Г.В. Терешонок, Н.Я. Чутко, Е.С. Шабельник, Н.И. Элиасберг и др.). Однако выяснение путей построения правового образования в начальной школе еще не оформилось в общепринятую исследовательскую концепцию.

Такие авторы, как Н.П. Лукина [30], А.Ф. Никитин [39], Н.И. Элиасберг [78, 79, 80], обращаются в своих работах к педагогическому анализу и обоснованию целей, задач и содержания преподавания правовых зна­ний учащимся начальных классов. Но большинство публикаций носит дискус­сионный характер, скорее ставит проблемы, чем предлагает пути их решения, а включаемый в содержание начального образования правовой материал реализу­ется на дидактическом уровне, через систему отдельных уроков, и оценивается учителями аналогично знаниям по родному языку, математике, природоведению и т. д.

Цель нашего исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить условия формирования правовых представлений у детей младшего школьного возраста средствами игры.

Объектом исследования является правовое воспитание младших школьников.

Предметом исследования выступает процесс формирования правовых представлений у младших школьников средствами игровой деятельности.

В соответствии с проблемой, предметом, объектом и целью исследования поставлены следующие задачи:

- на основе анализа психолого-педагогической литературы раскрыть механизмы становления правовых представлений младших школьников;

- изучить уровень сформированности основ правовых представлений у детей младшего школьного возраста;

- разработать содержание методики, эффективно влияющей на формирование представлений о правах ребёнка у первоклассников;

- отобрать игры и игровые ситуации, направленные на формирование основ правовых представлений у младших школьников.

В основу исследования была положена следующая гипотеза: формирование правовых представлений у детей младшего школьного возраста будет эффективным, если:

- углублять знания о правах детей и их обязанностях, добиваться понимания и принятия прав ребёнка как необходимой формы его жизнедеятельности;

- образовательный процесс обеспечить играми и игровыми ситуациями социально-правового взаимодействия;

- в процессе воспитательной работы во внеурочной деятельности накапливать опыт правового поведения на основе расширения знаний общечеловеческих ценностей.

Методы исследования:

- теоретический анализ педагогической и психологической литературы по проблеме исследования;

- опытно-экспериментальная работа (констатирующий, формирующий, контрольный эксперименты);

- беседа, проблемные ситуации, тестирование, наблюдение;

- методы математической обработки данных исследования.

База исследования: детский сад №______.

Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии, 14 приложений.

Пример 2.

Выпускная квалификационная работа на тему:«Развитие воображения у младших школьников в работе с природным материалом на занятиях

Кружка «Природа и фантазия»

 

Введение

Современный этап развития психолого-педагогической теории и практики определяется поиском путей перехода от традиционного, информационно-технического понимания проблем детства к гуманистическому, характеризующемуся ориентацией на ценности саморазвития, самоопределения личности. Одним из фундаментальных условий всестороннего развития ребенка является направленность воспитательно-образовательных технологий на формирование творческих способностей ребенка, основу которых составляет высокий уровень развития воображения. Однако, пути достижения этой цели не сводятся к узко педагогическим или узко психологическим средствам. Речь идет о проектировании и реализации основ жизнедеятельности ребенка, организации предметной и социальной среды, режима, различных видов деятельности, в том числе и учебной, адекватных его психологическим и физиологическим потребностям и возрастным особенностям развития. В свете данного положения особое место занимает проблема формирования отражательных способностей ребенка, на которых базируется стратегия образного мышления и воображения.

Образная сфера личности, во многом вытесненная в науке в 1950-1970 гг. на задний план, долгое время трактовалась как "второсортная", низкая форма обобщения по сравнению со словесно-логической. Однако, за последние годы опубликовано значительное количество работ, подтверждающих, что образные формы отражения мира не являются упрощенной "непосредственно чувственной картиной" (А.Н.Леонтьев). Имея в своей основе единение перцептивных образов с мыслительными, образное отражение мира не только не "примитивнее" понятийного, но и является первичным, фундаментальным по отношению к нему.

Несмотря на активное обсуждение данной проблемы в психолого-педагогической литературе, большинство исследователей указывают на отсутствие до настоящего времени целостной концепции развития образного мышления и воображения дошкольников и школьников, а также научно обоснованных технологий направленного его формирование, что значительно обедняет развитие духовно-психической сферы личности ребенка (И.С. Якиманская, В.С. Столетов, М.К. Кабардов).

Практика и научные исследования в области педагогики и психологии свидетельствуют о том, что недостаточное использование образной сферы препятствует раскрытию творческих сил личности, ее духовного и психофизиологического потенциала, что в конечном итоге негативно сказывается на психическом и физическом самочувствии ребенка (В.С. Ротенберг, М.К. Кабардов, М.А. Матова, В.И. Гарбузов).

Многие авторы справедливо указывают на воображение как на основу человеческого творчества, связывают развитие воображения с общим психическим развитием ребёнка, считают, что воображение является непременным условием психологической подготовки детей к школе (Л.С. Выготский, В.В. Кириллова, Е.Е. Сапогова, Ю.А. Полуянов и др.). Исследователями были получены убедительные данные, согласно которым уровень развития символической функции и воображения обусловливает степень внутренней готовности к школе. Если уровень развития этого новообразования не достиг того, который достаточен для перехода ребёнка к школьному обучению, то помещение ребёнка в условия учебной деятельности является преждевременным [6, 7, 28].

Л.С. Выготский отмечал, что развитое воображение задаёт для ребёнка социальную ситуацию развития, которая «определяет целиком и полностью тебе формы и тот путь, следуя по которому, ребёнок приобретает новые и новые свойства личности, черпая их из социальной действительности как из основного источника развития, тот путь, по которому социальное становится индивидуальным» [10,с. 259].

В.В. Давыдов подчёркивал, что именно в замысле ребёнка обнаруживается одна из важных особенностей воображения – умение «видеть» целое раньше частей. «Замысел – это некоторая общая целостность, которую нужно раскрыть через многие части. Такое раскрытие осуществляется в процессе реализации и воплощения замысла» [18, с.135].

Психологи и педагоги признают, что именно воображение – основа творческой деятельности, а творчество – один из показателей развития личности, одна из сущностных её характеристик. В художественной деятельности и в игре происходит в первую очередь развитие детского творчества и воображения. Оно проявляется в придумывании, а затем в реализации замысла.

Фундаментальные функции воображения, описаны различными авторами: гностически-эвристическая (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн), способствующая решению проблемы путем преобразования ее наглядного содержания; прогностическая (А.В. Петровский, А.В. Запорожец). В рамках данной функции, по мнению Р.Г. Натадзе, воображение детерминирует деятельность человека посредством установочного действия; коммуникативная (В.С. Мухина, Н.П. Сакулина, В.А. Левин); защитная (З. Фрейд, К. Хорни, Р. Гриффитс).

В возрастной и педагогической психологии основными психологическими новообразованиями младшего школьного возраста принято считать произвольность, внутренний план действий, рефлексию. Исходя из этого положения, О.В. Фадеева считает, что основная линия развития воображения заключается в постепенном его подчинении сознательным намерениям, реализации определенных замыслов, что становится возможным в младшем школьном возрасте в связи с формированием этих психологических новообразований. Произвольность воображения проявляется в умении младшего школьника сознательно ставить цели действия, преднамеренно искать и находить эффективные средства и приемы их достижения [55, c.3-4].

Существенно следующее обстоятельство: в младшем школьном возрасте наряду с учением и игрой большую роль в развитии воображения имеют художественная деятельность, конструирование, элементы труда, которые реализуются средствами художественного, умственного и нравственного воспитания детей. Они взаимосвязаны и направлены на выполнение детьми различных действий, которые принято называть творческими (например, конструирование, работа с природным материалом, лепка, танцы и т.д.).

Одним из условий развития воображения является обучение как организованный взрослым процесс передачи и активного присвоения ребёнком художественно-творческой деятельности в целом (мотивов, способов действия всей сложной системы отношений, характеризующих её).

Несмотря на богатый опыт в области методики и технологии преподавания естествознания в начальной школе (А.А. Вахрушева, Н.Ф. Виноградова, Н.Я. Дмитриева, Г.Г. Ивченковой, А.Н. Казакова, З.А. Клепининой, А.А. Плешакова, И.В. Потапова, И.П. Товпинец, Е.В. Чудиновой и др.), методика работы с природным материалом, представляет наименее разработанную область науки и практики, при этом исследования ученых подчас носят локальный характер. Нет комплексной системы уроков, учитывающих взаимосвязь и особенности разных материалов. Исследователи зачастую не используют возможности взаимодействия материалов и техник для создания выразительной композиции и развития воображения у детей.

Это приводит к широко распространённым ошибкам в работе с детьми. В практике начального школьного образования работа с природным материалом проходит подчас неинтересно, учителя испытывают трудности в их организации. Часто поделки, выполненные руками школьников, выглядят малоэстетично, качество работ очень низкое. Занижаются или завышаются возможности младших школьников, что отрицательно сказывается на процессе развития детского воображения. Дети ориентированы на создание предметных плоскостных образов из природного материала по образцу. У них не формируются творческие навыки, воображение. Такое ограничение приводит к повторам и снижению интереса детей к данному виду продуктивной деятельности. Используемые педагогами приёмы обучения и развития воображения, творчества однообразны, редко применяется создание игровой ситуации на занятии. В организации работы с природными материалами педагогами редко используется коллективная форма творческой деятельности. Это приводит к обеднению содержания и снижению художественной ценности детских работ. Слабо используются возможности интегрированных занятий для формирования творческих способностей, воображения детей, что отрицательно сказывается на формировании личностно значимых мотивов деятельности и снижается интерес к ней. Созданные детьми композиции и поделки редко применяются для оформления класса, школы, детских праздников и досугов.

Исходя из вышесказанного, перед нами в настоящем исследовании была поставлена следующая цель: выявить и опытно-экспериментальным путём проверить эффективность педагогических условий развития воображения у младших школьников при работе с природным материалом на занятиях кружка «Природа и фантазия».

Объект: внеклассная работа, ориентированная на творческое развитие детей младшего школьного возраста.

Предмет: педагогические условия развития воображения у младших школьников посредством работы с природным материалом на занятиях кружка «Природа и фантазия».

Гипотеза: воображение младших школьников при работе с природным материалом будет успешно развиваться, если:

- разработать интегрированную программу занятий в рамках кружка «Природа и фантазия», предполагающую организацию творческой деятельности детей;

-формировать у первоклассников представления о выразительных возможностях природного материала и способах его преобразования;

-развивать субъектную позицию ребенка в поиске художественного замысла и поэтапной реализации художественного образа в творческой деятельности по созданию поделки.

Для решения представленной цели исследования и выдвинутой гипотезы были сформулированы следующие задачи:

1)охарактеризовать основные позиции развития воображения у детей младшего школьного возраста в художественно-творческой деятельности на основе анализа психолого-педагогической литературы;

2) выявить педагогические условия и разработать программу занятий, эффективно влияющих на развитие воображения у младших школьников при работе с природным материалом;

3) определить критерии оценки и уровни развития воображения у детей 7 лет;

4) опытно – экспериментальным путем доказать эффективность выделенных нами педагогических условий развития воображения в работе с природным материалом на занятиях кружка «Природа и фантазия».

Для доказательства гипотезы и решения задач исследования нами использовались методы исследования:

- анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;

- наблюдение и анализ творческой деятельности младших школьников;

-педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий и контрольный этапы);

-методы обобщения данных эксперимента.

База исследования: детский сад №______

Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии, 14 приложений.

 

Пример 3.

Выпускная квалификационная работа на тему: «Формирование цветовосприятия у детей младшего школьного возраста посредством аппликации»

Введение

В современной общеобразовательной школе большое внимание уделяется вопросам социальной адаптации детей в процессе их обучения. В связи с этим, актуальной становится проблема формирования цветовосприятия у младших школьников, так как в начальной школе обучаются дети, которые представляют собой неоднородную группу. Среди них есть школьники с недостатком развития способностей к цветовосприятию, а также с психофизиологическими особенностями видения и воспроизведения цвета. Приоритет интересов личности для этого контингента обучаемых предполагает становление, формирование, развитие цветовосприятия как одного из важных условий их социальной адаптации, что в полной мере может осуществляться средствами художественно-эстетической деятельности, в том числе и на занятиях аппликацией.

Изобразительная практика, повседневный опыт постоянно обогащают наше восприятие цвета, превращая его в мощное художественное средство познания жизни. Ребенок еще не имеет разностороннего опыта восприятия цвета, цветовых впечатлений, который он получает в дальнейшем в своей жизненной практике. Однако у детей к 6-8 годам уже есть необходимые предпосылки для развития эстетического чувства цвета. Ребенок воспринимает цвет непосредственно, искренно, увлеченно. Это очень ценное качество, которое надо не только сохранять, но и поддерживать, развивать в процессе обучения, так как оно является условием формирования цветовосприятия.

Цвет является одним из объективных свойств окружающей действительности. Цвет существует независимо от нашего сознания и отражается в нем посредством зрительных ощущений.

Многообразие цветовых гармоний, наблюдаемых в природе, всегда предполагает не один цвет, а комплекс цветовых сочетаний. Это относится и к области искусства. Цветовая гамма произведения искусства (например, изобразительного) усиливает эмоциональное восприятие его содержания, участвует в раскрытии его образов.

Проблема формирования цветовосприятия является важным вопросом теории и практики художественной педагогики. В связи с этим, актуальными становятся вопросы педагогического руководства процессами изобразительной деятельности младших школьников и, прежде всего, проблема формирования способностей к цветовосприятию. Актуальность вопроса, его педагогическая значимость подтверждаются тем, что в некоторых зарубежных странах (в Польше, Болгарии, Франции, Японии и др.) программа ознакомления детей с цветом и его эстетикой включена в систему обучения детей дошкольного и школьного возраста.

Особую актуальность приобретает данная проблема в связи с недостаточной разработанностью вопросов, направленных на определение педагогических условий, способов, методов эффективного формирования цветовосприятия у детей, обучающихся в начальной школе.

Младший школьный возраст - ответственный период в развитии детей. Это время активного формирования представлений об окружающем мире, в котором цвету отводится большое значение как важному признаку предметов и явлений.

Учителя, работающие с младшими школьниками, часто затрудняются в организации процесса обучения изобразительному искусству детей с индивидуально-психологическими особенностями цветовосприятия. Эти трудности связаны с малой представленностью практических методик формирования цветовосприятия у младших школьников, отсутствием педагогически корректной оценки детских работ, выполненных учащимися с нарушениями цветовосприятия. Эти и смежные с ними вопросы не получили еще должного освещения.

Решение названной проблемы приобретает особое значение в контексте развития личности ребенка средствами художественно-эстетической деятельности, которая выполняет социально-адаптивную и коммуникативную, художественно-образную, эмоциональную и другие функции.

Большинство педагогов считают, что использование аппликации в целях формирования у детей цветовосприятия необходимо. Педагоги выражают желание работать в данном направлении, но испытывают затруднения, т.е. не имеют методических рекомендаций по данной проблеме.

Цвет как объект изучения всегда привлекал внимание ученых, психологов, искусствоведов, педагогов, естествоиспытателей.

Несомненную ценность для нашего исследования представляют работы ученых физиологов С.С. Алексеева, С.В. Кравкова исследовавших процесс восприятия цвета человеческим глазом и выявившие индивидуальные особенности цветовосприятия человеком.

Труды ученых Л.А. Венгер, Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, B.C. Кузина, М. Люшера, С.Л. Рубинштейна посвящены исследованию в области психологии цветовосприятия.

В отечественной и зарубежной психологии и педагогике по проблеме восприятия и применения цвета детьми дошкольного и м









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2018 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.