|
Тема 4. Демографический и трудовой потенциал мировой экономики.Стр 1 из 13Следующая ⇒ Цель лекции -показать взаимосвязь между состоянием и тенденциями развития демографического потенциала и трудовыми ресурсами мировой экономики. Задачи: 1. Выявить тенденции развития демографических ресурсов мира; 2. Анализ структуры трудовых ресурсов различных регионов мира; 3. Выявление тенденций развития демографической политики в разных регионах мировой экономики. План: 1. Динамика и показатели воспроизводства населения мира. 2. Демографическое развитие и его формы и тенденции. 3. Характеристика трудовых ресурсов мира. 4. Демографическая политика стран мира. Базовые категории темы: - демографический потенциал, трудовые ресурсы, урбанизация, агломерация, мегаполисы, отраслевая структура занятости, коэффициент демографической нагрузки, демографическая политика.
Из курса «Макроэкономики» вспомните термины: экономически активное население, занятые, безработные, экономически пассивное население. При изучении данной темы необходимо проследить динамику населения мира и сделать выводы о темпах роста населения. Если в 1850 году население мира составляло 1 млрд. человек, то в 1950 г. - 2.5 млрд. человек, а в 20011 - 7 млрд. чел. Темпы роста населения мира составляют 1,4 % за счет высокой рождаемости в развивающихся странах. Региональное распределение населения отличается неравномерностью. Так, в Азии проживает 60% населения мира, в Африке - 12%, в Латинской Америке – 8%, в Северной Америке – 5%, в Западной Европе – 3,2%, а в России - 2,5%. К факторам, влияющим на темпы роста демографических ресурсов относятся социально-экономические, природно-биологические, демографические. Обратите внимание, что каждый фактор оказывает влияние как на рост, так и на сокращение населения. Приведите примеры такого разнонаправленного влияния. Обратите внимание на формы демографического развития: демографический переход и демографический взрыв. Выделите группы стран, для которых характерен демографический взрыв. На этой основе сформулируйте характеристики типов воспроизводства населения мира: классический, современный, депопуляционный и приведите примеры стран. К современным тенденциям развития демографических ресурсов мира относятся: 1. Тенденция снижения количества детей в семье практически во всех развитых странах. 2. Тенденция старения населения, особенно в развитых странах и РФ. 3. Депопуляционные тенденции развития в ряде стран мира, в том числе и РФ. Прогнозируемое ООН ежегодное изменение численности населения (2008-2020), % 4. Снижение численности населения в развитых и перенаселение в развивающихся странах. 5. Изменение этнического состава населения мира. 6. Применение различных инструментов и разнонаправленной демографической политики в развитых и развивающихся странах. Каждая из перечисленных тенденций оказывает влияние на состояние трудовых ресурсов мира. Подумайте и приведите примеры. К трудовым ресурсам относится часть населения трудоспособного возраста, занятого в общественном производстве или которое может быть в нем занято. Средняя мировая оценка трудовых ресурсов – 55–65 % от общей численности населения стран мира. В развитых странах процент трудоспособных выше, в развивающихся – ниже. В развитых странах в трудовые ресурсы включаются возрастные группы от 16 до 65–70 лет, в некоторых странах, в т.ч. РФ – от 16 до 50–55 лет. Трудовые ресурсы делятся на две группы: экономически активное и пассивное население. Экономически активное население включает занятых, безработных, частично занятых. К занятым относят население, осуществляющее деятельность, приносящую доход. Это такие группы, как наемные работники, самостоятельные работники и члены их семей, сезонные, временные и случайные работники, учащиеся, которые работают. Продуктивность использования этой категории трудовых ресурсов характеризует продолжительность рабочей недели. Сравните ее по странам. Сделайте выводы. Вспомните методики расчета безработных и безработицы из макроэкономики. Подберите статистику по уровню безработицы в разных группах стран. Обратите внимание, на проблему роста безработицы среди молодежи в ЕС в период экономического кризиса, которая достигла в таких странах, как Испания и Греция 25 %. К экономически неактивному населению относятся пенсионеры по старости и инвалидности, домашние хозяйки, учащиеся очных форм обучения, рантье, а также те, кто не хочет работать. По данным МОТ, экономически активная часть населения примерно равна 75 % трудовых ресурсов мира. Если же учитывать все население, то численность занятых в мировой экономике составляет в среднем 47 % населения Земли. Доля экономически активного населения в общей численности населения некоторых стран: Россия - 60%, Швейцария - 59%,Китай -59%,Япония -55%,США 50 %, Швеция - 49%, Великобритания - 48,Германия- 47%, Бразилия - 46 %, Израиль - 38 %, Турция - 37 %, Индия - 37 %, Египет -28 %, Пакистан - 27 %, Эфиопия - 20 %, Алжир -15 %. Сделайте выводы на основании приведенных данных. Трудовые ресурсы мира в отраслевом аспекте распределены так: примерно 60 % экономически активной части населения мира занято в сельском хозяйстве и первичном секторе, около 20 % населения – в промышленности и около 20 % – в сфере услуг, причем занятость в сфере услуг быстро растет. Основными резервами трудовых ресурсов мира располагают страны с большой и быстро растущей численностью населения: Китай, Индия, Пакистан, Бразилия, Индонезия, Филиппины. Выводы: 1. Демографические и трудовые ресурсы неравномерно распределены по странам и регионам мира. В современных условиях обладание одним из ценных ресурсов развития мировой экономики – многочисленным населением трудоспособного возраста становится монополией развивающихся стран мира. 2. Старение населения и депопуляционный тип воспроизводства в развитых странах является объективной основой для усиления процессов трудовой миграции из развивающихся стран в развитые.
Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|