Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Эксплуатационные свойства машин и оценка качества





Преподаватель Левина И Э

 

Занятие №1.

 

Лекция №1 Сущность качества. Эксплуатационные свойства машин и оценка качества.

Деятельность в области метрологии, стандартизации, сертификации и лицензирования направлена на обеспечение качества продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации, утилизации и выполнения работ или оказания услуг.

Продукция автотранспорта: изделия, используемые на автомобильном транспорте в качестве предметов и средств производства; автотранспортные средства и запасные части к ним; эксплуатационные материалы; нефтепродукты и автопрепараты; гаражное оборудование.

Услуги на автотранспорте: по техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств; в области перевозки грузов и пассажиров; транспортно-экспедиционное обслуживание и др.

Качество – совокупность свойств и характеристик продукции или услуги, которые придают им способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности потребителя в соответствии с назначением. Понятие качества транспортного обслуживания неотрывно связано с запросами потребителя. На основе запросов потребителя должен строиться весь процесс оказания транспортной услуги. Понятие качества включает три элемента: объект, характеристики, потребности (требования).

Объектом качества могут быть продукция, услуга, процесс, организация или отдельное лицо, а также любая комбинация из них. Товар – любая вещь, свободно отчуждаемая, переходящая от одного лица к другому по договору купли-продажи.

Услуга – результат непосредственного взаимодействия исполнителя (продавца) и потребителя, а также собственной деятельности исполнения по удовлетворению потребности потребителя.



Транспортная услуга – это результат деятельности исполнителя транспортной услуги по удовлетворению потребностей пассажира, грузоотправителя и грузополучателя в перевозках в соответствии с установленными нормами и требованиями (ГОСТ Р 51005-96).

Услуги подразделяются:

на основные – составляющие суть услуги (перевозка, складирование, выполнение погрузочно-разгрузочных работ, выполнение посадки и высадки пассажиров, ожидание автобуса и т.п.);

дополнительные – представляющие дополнительные удобства потребителю (охрана, упаковка, оборудованные остановочные пункты, наличие прогрессивной системы оплаты и т.п.);

особенные – выделяющие исполнителя услуги среди конкурентов (предоставление информации о местонахождении груза, выполнение перевозки по расписанию, предоставление информации о местонахождении автобуса, выполнение перевозок по гибким графикам и т.п.).

 

Требования – это прежде всего потребности. Иерархия потребностей приведена на рис. 1.

 
 

 

 


Рис. 1. Схема иерархии потребностей

 

На современном этапе принята система качества (СК), установленная в международных стандартах – ИСО серии 9000. Фундаментальным понятием в учении о СК является понятие процесса жизненного цикла продукции (ЖЦП).

Жизненный цикл продукции представляет собой совокупность взаимосвязанных процессов изменения состояния продукции при ее создании и использовании. Существует понятие этапа ЖЦП – условно выделяемая часть, которая характеризуется спецификой производимых на этом этапе работ и конечными результатами. Неразрывность этапов ЖЦП позволяет представить цепь этапов в виде непрерывной цепи или спирали. Эту модель раньше называли петлей качества (спиралью качества), а в версии ИСО 9000 – «процессами жизненного цикла продукции».

Важнейшее требование СК – управление качеством – должно охватывать все этапы ЖЦП и может быть представлено в следующем виде (рис.2).

Основой политики качества продукции или услуги является достижение высокой удовлетворенности потребителей.

Показатель качества продукции– количественная характеристика одного или нескольких свойств продукции, входящих в ее качество, рассматриваемая применительно к определенным условиям ее создания и эксплуатации или потребления. Показатель качества количественно характеризует пригодность удовлетворять те или иные потребности.

 

 

Рис. 2. Процессы жизненного цикла продукции

 

Свойство – объективная особенность продукции или услуги, которая закладывается при ее создании (выполнении) или проявляется в процессе эксплуатации.

Эксплуатация машин включает в себя две составляющие:

1 использование машин по назначению

2 техническую эксплуатацию.

 

Использование их по назначению – это эксплуатация, включающая в себя изучение и реализацию полезных свойств машин, созданных при проектировании и производстве, с целью получения наибольшей ее эффективности и нейтрализации вредных факторов, возникающих при взаимодействии техногенных и природных систем, а эксплуатация машин имеет своей целью реализацию, поддержание и восстановление качества.

Номенклатура показателей качества зависит от назначения продукции или услуги и для продукции или услуги многоцелевого назначения может быть очень разнообразной.

Методы определения показателей качества:

измерительныйосновывается на использовании различных технических средств и служит для определения единиц физических. (например, массы машины, скорости движения, концентрации вредных веществ);

регистрационный основывается на наблюдениях и подсчете числа определяемых событий, предметов или затрат (например, отказов изделий при испытаниях и эксплуатации);

расчетный базируется на использовании существующих теоретических и (или) эмпирических зависимостей между различными показателями качества (например, для определения показателей погрузчиков и т.д.);

органолептический основывается на восприятии информации органами чувств человека и анализе полученных ощущений на основе имеющегося опыта. экспертный основывается на решениях, принимаемых экспертами в результате анализа, проводимого по определенной методике;

социологический базируется на анализе мнений фактических или возможных покупателей машин и осуществляется посредством опроса

 

По числу характеризуемых свойств показатели качества подразделяются на:

 

единичные, характеризующие одно свойство (например, показатель тяговой мощности характеризует группу тягово-скоростных свойств);

групповые, относящиеся к определенной группе свойств (например, к эргономическим);

обобщенные, т.е. групповые показатели с коэффициентами весомости, выбранные для оценки конкретной машины,

интегральные, являющиеся отношением суммарного полезного эффекта от эксплуатации машины к суммарным затратам на ее создание и эксплуатацию.

 

Базовыми являются значения показателей, принятые за основу при сравнительной оценке качества.

Отношение значения показателя качества оцениваемой продукции к базовому является относительным показателем качества и выражается в безразмерных коэффициентах или процентах

 

Управление качеством – это методы и деятельность оперативного характера, используемые для удовлетворения требований к качеству.

Система качества – совокупность организационной структуры, ответственности, процедур, процессов и ресурсов, обеспечивающая осуществление общего руководства качеством.

Обеспечение качества – совокупность планируемых и систематически проводимых мероприятий, необходимых для создания уверенности в том, что продукция (машина) или услуга удовлетворяет определенные требования к качеству.

Программа качества – документ, регламентирующий конкретные меры в области качества, распределение ресурсов и последовательность действий, относящихся к конкретной продукции (машине), услуге, контракту или проекту.

 

 


 

Рис. 3. Классификация показателей качества машин

 

Рис. 4. Комплекс эксплуатационных свойств машин

 

Объединенные в первой системе социально значимые свойства машины оказывают влияние на жизнь, здоровье, эстетические потребности граждан, сохранность их имущества и окружающей среды.

Вторая система, характеризующая функциональное назначение машины, объединяет свойства, определяющие основные функции, которые обусловливают область ее применения.

Третья характеризует экономичность эксплуатации машины.

Четвертая, определяющая новые показатели сервиса, характеризует степень ответственности изготовителя перед потребителем машин.

Пятая включает в себя показатели эффективности машин, на которых базируется интегральный показатель качества.

 

Свойства систем качества.

Безопасность машины – это эксплуатационное свойство, обеспечивающее устранение или сведение к минимуму последствий аварийных ситуаций при транспортировке, осуществлении рабочих процессов и техническом взаимодействии на машину. Различают показатели активной и пассивной безопасности. Соблюдение требований, предъявляемых к показателям активной безопасности, т.е. эффективности тормозной системы, органов управления и т п., снижает вероятность возникновения аварийной ситуации. Показатели же пассивной безопасности характеризуют наличие ремней и подушек безопасности, остекление кабины (наличие безосколочных стекол) и т п.

Эргономические свойства определяют удобство и легкость управления машиной и влияют на общее состояние и работоспособность машиниста-оператора или водителя. Эргономичность можно рассматривать так же, как проявление совместимости в системе человек – техника.

Требования эргономики – это требования согласованности конструкции изделия с особенностями человеческого организма для обеспечения удобства пользования. Показатели эргономических свойств подразделяются на физиологические, психологические, антропометрические и гигиенические.

Физиологические показатели характеризуют соответствие машины силовым, скоростным, энергетическим, зрительным и слуховым возможностям машиниста-оператора или водителя.

Психологические показатели характеризуют соответствие рабочего места имеющимся и вновь формируемым навыкам человека, а также возможность восприятия и переработки им информации. При этом рабочее место оценивается по трем основным направлениям: размещение оператора (водителя); элементы, обеспечивающие получение необходимой для работы информации (сенсорное поле); органы управления (моторное поле).

Антропометрические показатели характеризуют соответствие органов управления, формы и размеров рабочего места размерам и форме тела человека.

Органы управления подразделяются на основные, т.е. часто или постоянно используемые оператором (органы управления машиной и рабочим оборудованием), и второстепенные, редко используемые оператором (переключатели освещения, стеклоочистителя, стартера, отопителя, кондиционера и т.п.). Основные органы управления должны располагаться в зоне комфорта, а второстепенные – в зоне досягаемости. Зоны комфорта – это предпочтительные зоны, в которых основные органы ручного и ножного управления должны быть легко досягаемы для операторов высокого и низкого роста из положения сидя рукой, согнутой в локте, и ногой, согнутой в колене. Зоны досягаемости – те, в которых второстепенные органы ручного и ножного управления должны быть досягаемы для операторов высокого и низкого роста из положения сидя вытянутой рукой или ногой, при этом допустим поворот или наклоны оператора вперед и в стороны.

Гигиенические показатели характеризуют уровни шума, вибрации, освещенности, температуры, влажности, запыленности, токсичности, т.е. уровни вредных факторов, воздействующих на организм человека.

Экологичность – это свойство, характеризующее уровень воздействия машины при ее эксплуатации на окружающую среду.

Техническая эстетичность – эксплуатационное свойство, характеризующее сочетание технических и художественных решений в конструкции машины с целью удовлетворения психологических потребностей человека.

Энергоэффективность – это свойство машины, характеризующееся ее тягово-скоростными показателями. Тягово-скоростные показатели представляют собой совокупность параметров, определяемых результатами совместной работы двигателя, трансмиссии и движителя, и характеризуют энергетические возможности машины по осуществлению рабочего процесса.

Проходимость- дорожной машины характеризуется показателями, отражающими ее способность перемещать центр масс с наименьшей потерей скорости в процессе движения.

Показатель мобильности определяет подвижность машины, т.е. ее способность и готовность к быстрому преодолению.

Универсальность– эксплуатационное свойство, характеризующее возможность использования машины с различным сменным оборудованием.

 

Информативность– эксплуатационное свойство, характеризующее возможность получения водителем информации о состоянии, режимах работы машины и предаварийных ситуациях непосредственно в кабине машины.

Топливная эффективность – эксплуатационное свойство, характеризующее способность машины выполнять рабочий процесс с минимальным расходом топлива в единицу времени или на единицу вырабатываемой продукции.

Оценка качества — это систематическая проверка того, на­сколько объект способен выполнить установленные требования.Они указаны в документах-стандартах, контрактах и пр.

Основной формой проверки является контроль, включающий два элемента: получение информации о факти­ческом состоянии объекта (качественных и количественных характеристиках) и сопоставление получен­ной информации с установленными требованиями с целью оп­ределения соответствия.

Контроль качества продукции— контроль количественных и (или) качественных характеристик продукции.

 

В процедуру контроля качества могут входить операции из­мерения, анализа, испытания.

 

Измерения как самостоятельная процедура являются объек­том метрологии

Анализ продукции, в частности структуры и состава материалов и сырья, осуществляется аналитическими методами (химическим анализом, микробиологическим, микроскопическим и пр.).

Испытания— техническая операция, заключающаяся в оп­ределении одной или нескольких характеристик данной продук­ции, или услуги в соответствии с установленной процедурой.

 

Основным средством испытаний является испытательное оборудование.

При испытании могут применяться различные методы определений характеристик продукции и услуг. По месту проведения испытания бывают лабораторными, полигонными, натурными. Основное требование к качеству проведения испытания – точность и воспроизводимость результатов. Выполнение этих требований в существенной степени зависит от соблюдения правил метрологии. По отклонению результатов испытаний характеристик стандартного объекта судят о точности и воспроизводимости результатов, т.е. о качестве испытаний.

Согласно Закону РФ «О защите прав потребителей» и «О техническом регламенте» продукция (работа, услуга), на которую установлены требования, обеспечивающие безопасность жизни, здоровья потребителя и охрану окружающей среды и предотвращение причинения вреда имуществу потребителя, подлежит обязательному подтверждению соответствия указанным требованиям (обязательной сертификации, декларированию соответствия).

Таким образом, обязательными требованиями к качеству продукции являются безопасность, экологичность, совместимость и взаимозаменяемость.

Управленческий подход базируется на требованиях стандартов ИСО серии 9000, принципах и методах менеджмента.

Занятие 2.

Практическое занятие. №1

 

Занятие 3

Лекция № 2 Показатели качества грузовых перевозок. Показатели качества пассажирских перевозок. Системное управление качеством продукции (услуг).

 

Выбор номенклатуры показателей качества грузовых автомобильных перевозок (ГАП) обосновывают следующими факторами.

· характеристики и особенности перевозимого груза;

· используемый подвижной состав;

· наличие особых требований к экспедированию груза;

· наличие особых требований к перевозочному процессу;

· задачи управления качеством транспортных услуг;

· состав и структура свойств, характеризующих качество.

 

Показатели качества должны:

ü способствовать обеспечению соответствия качества ГАП потреб­ностям потребителей;

ü характеризовать все свойства ГАП, обусловливающие их при­годность удовлетворять определенные потребности потребителей в соответствии с назначением перевозок;

ü сохранять стабильность в процессе оказания услуги;

ü иметь возможность реализации «обратной связи» для целенап­равленного воздействия на качество ГАП;

ü исключать взаимозаменяемость (дублирование) отдельных по­казателей;

ü учитывать современные достижения науки и техники и основ­ные направления научно-технического прогресса на транспорте и в сфере транспортных услуг.

 

При выборе показателей качества необходимо предусматривать, что восприятие качества потребителем делится на следующие со­ставляющие:

технический уровень, который отражает использование науч­но-технических достижений (например, выполнение перевозок продуктов в рефрижераторах известных марок, славящихся своей надежностью и совершенством);

эстетический уровень, который характеризуется комплексом свойств, связанных с эстетическими ощущениями и взглядами потребителя (водитель в чистой фирменной спецодежде, аккурат­но подготовленные, хранящиеся в папке, а не разбросанные по кабине документы и т.п.);

эксплуатационный уровень, связанный с удобством использова­ния предлагаемых услуг (простая и доступная система заказа, на­личие информации о прохождении грузом всех этапов транспор­тировки и т.п.).

Номенклатура показателей качестваГАП, на основе рекомен­даций ГОСТ Р 51005 – 96 в виде схемы представлена на рис.5. Для определения требуемого уровня качества ГАП необходимо иметь объективную картину удовлетворения нужд потребителей в конкретных транспортных услугах. Только после изучения спроса на транспортную услугу можно говорить об обоснованных нормати­вах показателей качества ГАП, которые будут представлять собой компромисс между интересами сторон.

 

 


Рис. 5. Показатели качества грузовых автомобильных перевозок

 

При нормировании показателей качества ГАП чаще всего при­меняются сочетания различных методов (экспертные, расчетные и др.). Это связано с тем, что оценить издержки и прибыль участников транспортного процесса только с помо­щью расчетных методов, как правило, не представляется возможным.

Занятие 4

Практическое занятие по лекции №2

Занятие 5

Лекция №3 Техническое регулирование. Основные понятия, принципы и термины технического регулирования. Технические регламенты. Цели и содержание технических регламентов. История развития стандартизации автомобилестроения России. Сущность стандартизации. Нормативные документы по стандартизации. Виды стандартов. Основные цели, задачи, принципы и функции стандартизации.

Техническое регулирование – правовое регулирование отношений в области установления, применения и исполнения обязательных требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также в области установления и применения на добровольной основе требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказания услуг и правовое регулирование отношений в области оценки соответствия.

27.12.2002 года принят Федеральный закон «О техническом регулировании» № 184 - ФЗ, вступивший в силу в июле 2003 года [63].

Реформирование действующей системы обусловлено необходимостью глубокой настройки рыночных механизмов, так как техническое регулирование является частью политики государства в экономике и развивается вместе с ней.

Главными целями реформирования являются:

o снижение административного давления на предпринимательскую деятельность;

o устранение излишних торговых барьеров, в том числе во внешней торговле;

o защита рынка от опасной и фальсифицированной продукции.

 

Основная задача реформы заключается в уменьшении административного давления и повышении возможностей производителей, устранении технических барьеров в торговле и одновременно в повышении эффективности защиты внутреннего рынка от опасной и контрафактной продукции.

Федеральный закон четко разделил процедуры и уровень принятия обязательных и применяемых на добровольной основе требований к продукции, процессам, работам и услугам.

Основными элементами технического регулирования являются технические регламенты, стандарты, процедуры подтверждения соответствия, аккредитации, контроль и надзор.

Закон регулирует отношения, возникающие:

· при разработке, принятии, применении и исполнении обязательных требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, реализации и утилизации;

· разработке, принятии, применении и исполнении на добровольной основе требований продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг;

· оценке соответствия

 

Закон также определяет права и обязанности участников и регулирует отношения.

Через деятельность государства в области стандартизации, метрологии и сертификации проявляется его регулирующая роль на рынке. Под регулированием понимаются действия государства, с помощью установленных норм и правил организующие поведение на рынке хозяйствующих субъектов.

Выделяют три основные формы регулирования:

1) законодательство об ответственности за качество и безопасность поставляемой продукции;

2) система технического регулирования, осуществляемого государством для обеспечения соблюдения поставленных целей в области безопасности и предотвращения фальсификации продукции;

3) альтернативные меры, введение которых создаёт условия для меньшего вмешательства государств в связку изготовитель – потребитель: это добровольные стандарты, добровольная сертификация, внедрение систем качества, страхование ответственности за ущерб.

Безопасность – главный приоритет системы технического регулирования и обязательное требование.

С принятием нового закона в России начинается процесс создания системы технического регулирования.

Основная задача этого закона в том, чтобы привести нашу систему технического регулирования в соответствие с международной, содействовать выходу отечественных товаров на мировой рынок и обеспечить равные условия для отечественных и зарубежных товаров на российском рынке.

В соответствии с требованиями Закона «О техническом регулировании» изготовитель обязан следовать только техническим регламентам, а стандарты может применять добровольно. Это сделает количество обязательных требований к продукции (услуги) минимальным, оставив только те, которые гарантируют ее безопасность. Все обязательные требования будут содержаться в технических регламентах.

До введения Закона «О техническом регулировании» требования к продукции (услугам) разрабатывались различными органами исполнительной власти. Например, в стандартах, принимаемых Госстандартом РФ, прописаны как обязательные требования к продукции (услуге), так и добровольные. Международная практика предусматривает разделение этих требований, чтобы производитель и контролирующие его органы четко понимали что обязательно, а что нет. Все обязательные требования будут содержаться только в технических регламентах, стандарты же будут иметь добровольный характер. Однако, если производитель будет выполнять стандарт, он может быть уверен, что выполнил и требования технического регламента.

 

Основные понятия и термины

 

Техническое регулирование является одним из видов деятельности по оценке соответствия. Ниже рассматриваются термины и определения в этой области согласно:

аккредитация – официальное признание органом по аккредитации компетентности физического или юридического лица выполнять работы в определенной области оценки соответствия;

безопасность продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации (далее – безопасность) – состояние, при котором отсутствует недопустимый риск, связанный с причинением вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений;

ветеринарно-санитарные и фитосанитарные меры – обязательные для исполнения требования и процедуры, устанавливаемые в целях защиты от рисков, возникающих в связи с проникновением, закреплением или распространением вредных организмов, заболеваний, переносчиков болезней или болезнетворных организмов, в том числе в случае переноса или распространения их животными и (или) растениями, с продукцией, грузами, материалами, транспортными средствами, с наличием добавок, загрязняющих веществ, токсинов, вредителей, сорных растений, болезнетворных организмов, в том числе с пищевыми продуктами или кормами, а также обязательные для исполнения требования и процедуры, устанавливаемые в целях предотвращения иного связанного с распространением вредных организмов ущерба;

декларирование соответствия – форма подтверждения соответствия продукции требованиям технических регламентов;

декларация о соответствии – документ, удостоверяющий соответствие выпускаемой в обращение продукции требованиям технических регламентов;

заявитель – физическое или юридическое лицо, осуществляющее обязательное подтверждение соответствия;

знак обращения на рынке – обозначение, служащее для информирования приобретателей о соответствии выпускаемой в обращение продукции требованиям технических регламентов;

знак соответствия – обозначение, служащее для информирования приобретателей о соответствии объекта сертификации требованиям системы добровольной сертификации или национальному стандарту;

идентификация продукции – установление тождественности характеристик продукции ее существенным признакам;

испытательная лаборатория (испытательный центр) – лаборатория (центр), которая проводит испытания (отдельные виды испытаний) определенной продукции (далее – испытательная лаборатория).

контроль (надзор) за соблюдением требований технических регламентов – проверка выполнения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем требований технических регламентов к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации и принятие мер по результатам проверки;

международный стандарт – стандарт, принятый международной организацией;

национальный стандарт – стандарт, утвержденный национальным органом Российской Федерации по стандартизации;

орган по сертификации – юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, аккредитованные в установленном порядке для выполнения работ по сертификации;

оценка соответствия – прямое или косвенное определение соблюдения требований, предъявляемых к объекту;

подтверждение соответствия – документальное удостоверение соответствия продукции или иных объектов, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров;

продукция – результат деятельности, предоставленный в материально-вещественной форме и предназначенный для дальнейшего использования в хозяйственных и иных целях;

процесс организации услуги – деятельность исполнителя, необходимая для оказания услуги (МС ИСО 9004-2);

риск – вероятность причинения вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений с учетом тяжести этого вреда;

сертификация – форма осуществляемого органом по сертификации подтверждения соответствия объектов требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров;

сертификация соответствия – документ, удостоверяющий соответствие объекта требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров;

система сертификации – совокупность правил выполнения работ по сертификации, ее участников и правил функционирования системы сертификации в целом;

способ (форма, схема) сертификации – определенная совокупность действий, официально принимаемая (устанавливаемая) в качестве доказательства соответствия продукции заданным требованиям (далее – схема сертификации);

стандарт – документ, в котором в целях добровольного многократного использования устанавливаются характеристики продукции, правила осуществления и характеристики процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг. Стандарт также может содержать требования к терминологии, символике, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения;

стандартизация – деятельность по установлению правил и характеристик в целях их добровольного многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции и повышение конкурентоспособности продукции, работ или услуг;

технический регламент – документ, который принят международным договором Российской Федерации, ратифицированным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или федеральным законом, или указом Президента Российской Федерации, или постановлением правительства Российской Федерации, и устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации);

услуга – результат взаимодействия исполнителя и потребителя и собственной деятельности исполнителя по удовлетворению потребностей потребителя (МС ИСО 9004-2). Классификация услуг приведена на схеме (рис. 7);

форма подтверждения соответствия – определенный порядок документального удостоверения соответствия продукции или иных объектов, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров.

 

 

 
 

 

 


Рис.7. Классификация услуг

Стандартизация

Виды стандартов

Как и в мировой практике, в России действует несколько видов стандартов, которые отличаются спецификой объекта стандартизации: основополагающие, на продукцию (услуги), на работы (процессы), на методы контроля (испытаний, измерений, анализа).

Основополагающие стандарты – это вид нормативных документов, устанавливающих такие организационные принципы, положения, требования, правила и нормы, которые рассматриваются как общие для науки и производства. В целом они обеспечивают взаимопонимание, техническое единство и взаимосвязь различных областей науки, техники, создания и пользования продукции, охрану окружающей среды, безопасность продукции, процессов и услуг для жизни, здоровья, имущества и другие общетехнические требования.

Примером основополагающих стандартов могут быть ГОСТ Р 1.0-92, ГОСТ Р 1.4-93, ГОСТ Р 1.5-92.

Стандарты на продукцию (услуги) устанавливают требования либо к конкретному виду продукции (услуги), либо к группам однородной продукции (услуги). В отечественной практике есть две разновидности этого вида нормативных документов:

· стандарты общих технических условий, которые содержат общие требования к группам однородной продукции, услуг;

· стандарты технических условий, содержащие требования к конкретной продукции (услуге).

 

Стандарт общих технических условий обычно включает:

§ классификацию;

§ основные параметры и (или) размеры;

§ общие требования к параметрам качества (это те же требования, которые являются обязательными и подлежат проверке, технологичность ресурсосбережения, характеристики надёжности);

§ упаковке;

§ маркировке;

§ безопасности;

§ охраны окружающей среды; правила эксплуатации, ремонта;

§ методы контроля, транспортирования, хранения и т. п.

Стандарт технических условий устанавливает всесторонние требования к конкретной продукции (в том числе различных марок или моделей этой продукции), касающиеся производства, потребления, поставки, эксплуатации, ремонта, утилизации. Стандарты технических условий на услугу могут содержать требования к ассортименту предо









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2018 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.