Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Учебная программа по русскому языку на подготовительных курсах





Учебная программа по русскому языку на подготовительных курсах

I. Введение.

Язык и мышление. Язык как духовное явление. Наука о языке.

II. Лексика и фразеология. Лексическое значение слова. Лексическая система русского языка. Словари русского языка.

III. Словообразование и орфография. Правописание гласных в корне слова: проверяемые безударные гласные, непроверяемые безударные гласные, чередующиеся гласные. Правописание приставок: гласные и согласные в приставках; приставки пре- и при-; буква “ы” после приставки на согласную. Гласные после шипящих и “ц” в корне, суффиксе и окончании.

IV. Морфология и орфография.

Части речи.

1. Имя существительное. Правописание падежных форм существительных. Правописание сложных имен существительных.

2. Имя прилагательное. Правописание гласных в падежных окончаниях имен прилагательных. Краткая форма качественных прилагательных. Правописание “н” и “нн” в суффиксах имен прилагательных.

3. Имя числительное. Разряды имен числительных. Склонение. Особенности склонения числительных. Правописание имен числительных.

4. Местоимение. Разряды местоимений, склонение местоимений. Правописание местоимений.

5. Глагол. Спряжение глаголов. Инфинитив. Правописание буквы “ь” в глагольных формах.

6. Причастие. Образование причастий. Склонение причастий. Правописание “н” и “нн” в причастиях.

7. Деепричастие. Образование деепричастий. Употребление деепричастий.

8. Наречие. Образование наречий. Правописание наречий.

9. Служебные части речи: предлоги, союзы, частицы. Правописание предлогов, союзов, частиц.

10. Междометия —утвердительные, отрицательные — и знаки препинания при них.

V. Синтаксис и пунктуация.

  1. Предложение. Грамматическая основа предложения. Главные и второстепенные члены предложения.
  2. Простое и сложное предложение. Связь слов в предложении: согласование, управление, примыкание. Грамматические и логические вопросы.
  3. Подлежащее и способы его выражения.
  4. Сказуемое. Простое глагольное сказуемое. Составное глагольное сказуемое. Составное именное сказуемое. Тире между подлежащим и сказуемым.
  5. Односоставное предложение. Виды односоставных предложений. С главным членом сказуемым и подлежащим. Неполное предложение.
  6. Второстепенные члены предложения: дополнение, определение, приложение, обстоятельство.
  7. Предложения с однородными членами. Союзы при однородных членах. Запятая между однородными членами предложения.
  8. Обобщающие слова при однородных членах. Однородные и неоднородные определения. Знаки препинания при однородных членах.
  9. Обособление. Знаки препинания при обособленных членах предложения.
  10. Вводные слова и предложения. Знаки препинания при вводных словах и предложениях.
  11. Обращение. Знаки препинания при обращениях.

 

  1. Сложное предложение и его виды. Сложносочиненное предложение. Типы сочинительной связи. Знаки препинания в сложносочиненном предложении.
  2. Сложноподчиненное предложение. Типы подчинительной связи. Подчинительные союзы и союзные слова. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении. Пунктуация при сравнительных оборотах с союзом как.
  3. Бессоюзное сложное предложение с сочинительной и подчинительной связью. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.
  4. Прямая речь и знаки препинания при ней.
  5. Цитаты. Знаки препинания при цитировании.

Рекомендуемая литература

 

Духовная литература

1. Жития святых, Четьих-Миней свт. Димитрия Ростовского. Издание Введенской Оптиной Пустыни, 1993.

2. Жития Русских Святых. В 6-ти книгах. Свято-Троицкий Ново-Голутвинский женский монастырь. М.: НПО Профиздат, 1993.

3. Иоанн (Снычев), митр. Житие священномученика Илариона (Троицкого), архиепископа Верейского. В кн.: Без Церкви нет спасения. Священномученик Иларион. М.: Сретенский монастырь; СПб.: Изд. «Знамение», 2001.

4. Православный церковный календарь. Русская Православная Церковь. Издательство Московской Патриархии.

 

 

Учебники. Основные

1. Бабайцева В. В., Чеснокова Л. Д. Русский язык. Теория: 5—9 кл.: Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Дрофа, 2004.

2. Греков В. Ф., Крючков С. Е., Чешко Л. А. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах. М.: Просвещение, 2005.

3. Розенталь Д. Э. Русский язык. Сборник упражнений для поступающих в вуз. М.: Дрофа, 1999.

 

Дополнительная учебная литература

1. Бабайцева В. В. Русский язык: Сборник заданий. 10—11 классы: Пособие для школ и классов с углубл. изучением русского языка к учебнику В. В. Бабайцевой «Русский язык. Теория. 5—11 классы». М.: Дрофа, 2000.

2. Власенков А. И., Рыбченкова Л. М. Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи: Учеб. для 10—11 кл. общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2003.

3. Розенталь Д. Э., Голуб И. Б., Теленкова М. А. Современный русский язык. М.: Айри-пресс, 2005.

 

Словари и справочники

1. Александрова З. Е. Словарь синонимов русского языка / Под ред. Л. А. Чешко. М.: «Русский язык», 1986.

2. Жуков В. П., Жукова А. В. Школьный фразеологический словарь русского языка. М.: Просвещение, 1989.

3. Орфографический словарь русского языка / Под ред. В. В. Лопатина. М.: «Русский язык», 2005.

4. Полный православный богословский энциклопедический словарь. В 2-х т. М.: Возрождение, 1992. Репринтное издание.

5. Розенталь Д. Э., Джанджакова Е. В., Кабанова Н. П. Справочник по русскому языку. Правописание. Произношение. Литературное редактирование. М.: Айрис-пресс, 2005.

6. Скорлуповская Е. В., Снетова Г. П. Школьный толковый словарь русского языка. М.: ЭКСМО, 2004.

 

 

Жития Русских Святых

 

1. Житие святого благоверного великого князя Георгия Всеволодовича.

2. Житие святого благоверного великого князя Даниила Московского.

3. Житие святителя Петра, митрополита Московского и всея Руси чудотворца.

4. Житие святителя Алексия, митрополита Московского и всея Руси чудотворца.

5. Житие преподобного Сергия, игумена Радонежского и всея Руси чудотворца.

6. Житие преподобного Макария Желтоводского и Унженского чудотворца.

7. Житие святителя Иова, первого патриарха Московского и всея Руси.

8. Житие священномученика Ермогена, святейшего патриарха Московского и всея Руси.

9. Житие преподобного Серафима Саровского, всея России чудотворца.

10. Житие святителя Иннокентия, митрополита Московского.

11. Житие святителя Игнатия Брянчанинова.

12. Житие святого праведного Иоанна Кронштадтского, чудотворца.

13. Житие священномученика Илариона, архиепископа Верейского.

14. Житие священномученика Фаддея, архиепископа Тверского.

 

Житие

Святого благоверного великого

Князя Георгия Всеволодовича

Святая Церковь восхваляет св. Георгия, как «великого князя и страстотерпца, яже российскую землю просвещающи и мрак духовный изгоняющи, исцелений благодать всем источает».

Святой благоверный князь Георгий был вторым сыном великого князя Всеволода, по прозвищу Большое Гнездо. Он родился 26 ноября 1189 года в городе Суздале. Сохранилась запись о его «постригах». Когда малолетнему князю исполнилось 5 лет, служился молебен. Княжичу постригали волосы, торжественно сажали на коня, после чего воспитание его переходило в мужские руки.

По свидетельству летописи, св. Георгий был украшен добрыми качествами. С юных лет он отличался горячей любовью к Богу и делами благочестия, стараясь выполнять заповеди Божии. 14 апреля 1212 года сканчался отец его, великий князь Всеволод. Будучи восемнадцатилетним князь Георгий содействовал благоустроению Владимирской Рождественской обители, благотворил ей, приходил в храм «ко всякому церковному пению».

В 1217 году Георгий Всеволодович получил от брата Константина предложение на княжение в Суздале, а 2 февраля 1218 года, по смерти брата, взошел на великокняжеский Владимирский престол. В XII-XIII веке, когда жил благоверный князь Георгий, русская земля сильно страдала от удельной вражды князей, между которыми была разделена. Отмеченные черты смутного состояния Руси выступали во всей силе в течение позднейшего правления великого князя и привели государство к страшному разгрому, татаро-монгольскому игу. Особое беспокойство причиняла князю Георгию Новгородская междоусобица и отвлекала его силы на безплодную внутреннюю борьбу. Порядка в Новгороде не удалось достигнуть, между тем государство терпело от набегов восточных соседей – камских болгар и мордвы. По предложению князя Георгия Всеволодовича был предпринят удачный поход с участием брата, князя Ярослава, а также князей Ростовских и Муромских. Чтобы закрепить достигнутые успехи, великий князь Георгий основал в 1221 году при устье Оки крепость-город Нижний Новгород.

Князь Георгий Всеволодович явил особое усердие в просвещении и утверждении христианской веры как между своими подданными, так равно между иноверными соседними народами. С этой целью он построил в Нижнем Новгороде два благолепных храма, которые были первоначальным рассадником Православия. Суздальский храм Спасителя и храм Божией Матери в Владимирском женском монастыре (оба каменные) – памятники благочестия князя Георгия.

В 1225 году в 140 верстах от Костромы на месте явления иконы Св. великомученика Георгия основал город Юрьевец Поволжский. Князь был весьма милостив: даже врага своего отпускал с дарами и не берег имения своего, раздавая милостыни бедным. Он украшал храмы Божии иконами и книгами, почитал чин иноков и священников и подавал им нужное; приносил молитвы Господу днем и ночью.

Любя святую веру, великий князь Георгий преданно любил Русскую землю, за что еще при жизни получил от благодарных современников титул «Отца и Государя».

Благоверный князь отличался воинской доблестью. Так в 1229 году наказал войной дикую мордву, а болгар усмирил. Но главная забота его была вызвана внутренней враждой князей. В 1229 году Георгий Всеволодович собирал у себя во Владимире недовольных родственников, успокаивая их и призывая к единению князей русских, против которых уже стоял вблизи страшный враг – татаро - монголы.

В1237 году 300 000 тысяч татар лесной стороной с востока явились в пределах Рязанских. Князья рязанские, не допуская татар к городам, отправились к врагам навстречу в Воронеж и объявили: «Когда никого из нас не останется, тогда все будет ваше». Такая решительность не спасла государство. Разрозненные уделы один за другим покорены были врагом, не встретивши объединенного отпора всей земли русской.

Крайне тяжело, вероятно, было на душе великого князя, посвятившего всю жизнь свою объединению и внутреннему миру, и теперь перед страшной опасностью видевшего Русскую землю разделенной и обезсиленною. Рязань сожжена. Пришла очередь и стольному Владимиру. После страшной сечи под Коломной великокняжеское войско потерпело поражение.

Князь Георгий выступил против татар и расположился с войсками на берегах реки Сити. В 1238 году полчища Батыя появились под стенами Владимира; город был взят. Сыновья князя Георгия: Владимир, Всеволод, Мстислав – были убиты. А епископ Митрофан, великая княгиня с дочерью, множеством бояр и простых людей, укрывшихся в Успенском соборе на хорах, были сожжены вместе с церковью.

Выслушав скорбную повесть, великий князь заплакал и обратился, как Иов, ко Господу, с мольбой: «Всемилостивый Господи!... Сподоби и меня пострадать со Христом, как они пострадали, ради имени Твоего святого, Отца и Сына и Святого Духа. Но да будет воля Твоя святая, яко благословен еси во веки. Аминь». Молитва укрепила его. Князь Георгий приготовился к решительной битве и сразился с татарами на реке Сити. Русские бились мужественно, но должны были уступить превосходству сил. Благоверный Князь Георгий Всеволодович пал в рядах своих воинов 4 марта 1238 года.

Ростовский епископ Кирилл возвращался с Белоозера к своей пастве. Путь его лежал недалеко от реки Сити. Архипастырь зашел на поле битвы, чтобы вознести свои молитвы к Богу об упокоении душ за веру и отечество павших воинов. Среди множества погибших святитель узнал по великокняжескому одеянию обезглавленное тело Георгия, привез его в Ростов и, при великом плаче народа, похоронил в соборном Богородничном храме. На глазах у всех совершилось чудо положенная во гроб голова прильнула к телу так, что даже не стало заметно следов отсечения.

Честные останки великого страдальца князя Георгия были перенесены из Ростова в 1239 году и встречены возле Владимира митрополитом Кириллом II со всем духовенством, великим князем Ярославом, братом Георгия, боярами и всеми жителями города от мала до велика. При виде гроба раздался общий плач, и рыдания, заглушавшие церковное пение. Тело князя было положено в Успенской соборной церкви «по обещанию, в честь и славу Великому князю Георгию мученику, Владимирскому чудотворцу». Великий князь Георгий был причислен к лику святых. В 1645 году святые мощи его были обретены нетленными и положены в серебряную раку – дар чтившего его патриарха Иосифа.

 

 

Святой благоверный княже Георгие, моли Бога о нас!

 

Житие

Житие

Житие

И всея России чудотворца

 

Среди сонма угодников Божиих, в Земле Российской просиявших, как яркие звезды на тверди небесной, сияют московские святые.

Святитель Алексий происходил из знатного рода Черниговских бояр Колычевых. Он родился в 1300 году, при святом Крещении ему дано было имя Елевферий. Господь рано открыл будущему святителю его высокое предназначение. Однажды двенадцатилетний отрок ставил сети для ловли птиц, незаметно для самого себя задремал и вдруг явственно услышал голос: «Алексий! Что напрасно трудишься? Ты будешь ловить людей».

С этого момента наклонность к душеспасительному чтению и молитве росла в нем с каждым годом, и постепенно созрела мысль посвятить себя Богу. Он испросил у родителей благословения поступить в монастырь. В возрасте двадцати лет юноша принял монашеский постриг с именем Алексий в Московском Богоявленском монастыре. Наставником и руководителем юного инока был старец Геронтий, опытный в духовной жизни.

Более двадцати лет подвизался святой Алексий в монастыре, изнуряя себя постом и бдением, молитвами и слезами, изучая Святое Писание, совершенствуясь и возвышаясь в духовной жизни. Благочестивая жизнь и высокий ум инока Алексия привлекли к нему внимание митрополита Феогноста. По его повелению святой Алексий в течение двенадцати лет был Митрополичьим наместником, то есть правителем всех церковных дел. Открылась для инока жизнь деятельная, полная забот и трудов, но Господь помогал усердному молитвеннику. Святой Алексий пользовался большим уважением у великого князя и бояр за свои мудрые советы не только в церковных, но и в гражданских делах.

В 1352 году владыка Феогност рукоположил наместника своего во епископа Владимирского. Первосвятитель вместе с великим князем (Симеон Гордый) отправил Константинопольскому Патриарху прошение о том, чтобы после его смерти епископ Алексий был поставлен в митрополита. Их ходатайство Патриарх удовлетворил. После кончины митрополита Феогноста епископ Алексий стал его преемником.

Святитель Алексий с неутомимой ревностью занимался церковными делами. В то время Русская Церковь была раздираема великими нестроениями и распрями. И чтобы положить конец смутам и тревогам, смиренный святой Алексий отправился в 1354 году в Константинополь, где Настольной грамотой Патриарха Филофея возводился в сан митрополита за добродетельную жизнь и духовные достоинства. Во время пребывания в Византии он выполнил новый перевод Священного Писания с греческого языка.

Возвратившись в Москву, митрополит Алексий принял на себя управление Русской Церковью. Он утвердил в Ростове, Смоленске, Рязани, а также Сараеве епископские кафедры. Заботясь о своей пастве, святитель устраивал общежительные монастыри, трудился для умиротворения смут и междоусобиц, налаживая отношения с ордынским ханом.

В 1357 году митрополит Алексий вынужден был поехать в Орду по вызову хана для исцеления его супруги. Проезжая через Нижний Новгород, он остановился на отдых, совершая трапезу возле источника, вблизи развалин Благовещенского монастыря. Святитель Алексий дал обет Богу, что он лично займется восстановлением сей обители, если Господь оградит Русь от новых набегов и разорений Орды исцелением Тайдулы. Молитвами святого Алексия Тайдула прозрела.

Первосвятитель Руси вскоре занялся восстановлением монастыря. Возрождая Благовещенскую обитель, святитель положил начало каменным застройкам. Под его наблюдением, его заботами возводился белокаменный Благовещенский собор. По преданию, самую древнюю святыню обители – Корсунскую икону Божией Матери – владыка привез из Москвы в дар Благовещенской обители при последнем посещении Нижнего Новгорода в 1371 году. Он освятил собор, а впоследствии помог в восстановлении его убранства. У источника была возведена деревянная, позднее названа Алексиевская часовня. При неослабном попечении и заботливости митрополита Алексия обновленная им обитель мало-помалу стала приумножаться в средствах, усиливалась в своем нравственном значении для Нижегородского края.

Когда скончался Московский князь Иоанн (1359), святитель Алексий взял под опеку его малолетнего сына Димитрия, впоследствии именовавшегося Донским. Митрополит Алексий был настоящим правителем государства: он мудро разрешил конфликт суздальских князей Димитрия и Бориса из-за Нижнего Новгорода, послав в Нижний преподобного Сергия с повелением затворить все церкви в городе, и этой мерой смирил князей перед московской властью.

Трудами святителя росла и крепла власть великого князя Московского. Первосвятитель возвышал Москву как центр Православия и единения Руси. Святой Алексий занимался строением иноческих обителей на протяжении двадцати четырех лет пастырского служения. Он основал женскую общежительную обитель во имя ангела своего Алексия и обетный монастырь во имя Нерукотворенного образа Спасителя, а также Владычный монастырь (в 3-х верстах от Серпухова), восстановил Константино-Еленский древний монастырь во Владимире. В 1365 году основал в Кремле обитель в честь чуда Архангела Михаила и со всей украсил храм. Митрополит Алексий подал совет великому князю Димитрию построить каменный Кремль, безопасный от пожаров и надежный для защиты от неприятеля.

Драгоценным памятником пастырского учения святителя служат «Окружное послание к пастве» и «Послание нижегородским христианам». Свои мысли он везде подкрепляет свидетельствами Священного Писания или святоотеческих творений.

Святитель приближался к концу своей славной, многотрудной жизни и с тревогой предвидел смуты в церковном правлении. Достойнейшим занять Первосвятительский престол он считал преподобного Сергия. Пригласив к себе в Москву, митрополит Алексий открыл преподобному Сергию свое желание возвести в сан епископа, но игумен Сергий с великим уничижением, даже со скорбью, стал отрекаться от предлагаемой ему чести. Утешив старца словом отеческой любви, он отпустил его с миром в обитель.

Предузнав о своем отшествии ко Господу, святитель Алексий совершил Божественную литургию, причастился Святых Таин и спокойно предал Господу свою душу 12 февраля 1378 года. Погребен был святой Алексий в Чудовом монастыре

В 1431 году, спустя пятьдесят лет, обретены были святые и многоцелебные его мощи нетленными; даже ризы почившего святителя оказались совершенно целы. В 1448 году митрополит Иона установил празднование преставления (12 февраля) и обретения мощей (20 мая) святителя Алексия. После этого почитание святителя получило самое широкое распространение. К нему обращались как к великому заступнику и молитвеннику земли Русской.

Ныне святые мощи покоятся в Патриаршем Богоявленском соборе в Москве. Святой Церковью святитель Алексий почитается как великий чудотворец, «светило всея российския земли».

 

 

Святителю отче Алексие, моли Бога о нас!

 

Житие

Преподобного Сергия,

Житие

Житие

Житие

Житие

Всея Росси чудотворца

 

Имя преподобного отца нашего Серафима, Саровского чудотворца, славится по всей Руси. Его чтут наравне с особо почитаемыми святыми.

Великий избранник Божий родился 19 июля 1759 года в благочестивой семье курского купца Исидора Мошнина и жены его Агафии; во святом Крещении наречен был Прохором, в честь апостола от семидесяти Прохора.

Будучи трехлетним, отрок лишился своего отца, который незадолго до смерти начал строить новый храм во имя преподобного Сергия Радонежского. Строительство этого храма продолжила мать его Агафия.

Особый Промысл Божий о Прохоре выразился в следующем событии. В десятилетнем возрасте он сильно заболел и был при смерти. В самый опасный момент болезни, в сонном видении, ему явилась Божия Матерь и предрекла исцеление. Прохор рос в обстановке исконного русского благочестия. Он отличался кротостью и благонравием. Учился отрок хорошо, любил чтение священных книг. Старший брат, Алексей, пытался приучить юношу к торговле в лавке, но сердце его лежало к церковным службам. В это время он сблизился с одним курским юродивым, оказавшим на отрока большое духовное влияние.

На 17-ом году Прохор взял у матери благословение и, поклонившись ей в ноги, отправился к преподобным Антонию и Феодосию Киево-Печерским. Там от затворника Китаевской пустыни (близ Киева) старца Досифея он получил благословение на поступление в монастырь. Старец Досифей сказал Прохору: «… гряди, чадо Божие, и пребуди в Саровской обители. Место сие да будет тебе во спасение…».

20 ноября 1778 года девятнадцатилетний Прохор Мошнин в канун праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы пришел в Саров. Тепло принятый настоятелем (Пахомием), юный Прохор сразу предался подвижничеству. С постоянной молитвой он усердно исполнял послушания. К службе приходил первый, выстаивал неподвижно все богослужение и никогда не выходил из храма раньше конца службы. В келии занимался и духовным чтением: Евангелия, послания Апостолов, Псалтири, а также творений Святых Отцов. Спал он мало и держал строгий пост.

Во время изнурительной трехлетней болезни предложенное братией лечение отклонил, возложив все упование на Бога. Когда состояние Прохора было крайне опасно, после причащения Святых Таин, явилась ему Пресвятая Богородица с апостолами Иоанном Богословом и Петром и исцелила его. Указывая на Прохора, Владычица сказала: «Этот нашего рода».

На 28-ом году от роду, 13 августа 1786 года, Прохор был пострижен в иноческий образ с наречением имени Серафим (что значит «пламенный»). В декабре 1786 года он был возведен в сан иеродиакона. Он не нуждался почти в отдыхе, забывал часто о пище и с сожалением уходил из храма. Духовного откровения удостоился иеродиакон Серафим в один Великий Четверток, совершая Литургию с отцом Пахомием.

2 сентября 1793 года отца Серафима рукоположили в иеромонаха, и с этого дня он стал ежедневно приобщаться Святых Таин. Горя ревностью о Боге он стремился к пустынному житию. На 35 году иеромонах Серафим поселился в деревянной келии в дремучем сосновом лесу на берегу реки Саровки, в 5-ти верстах от обители. Живя в пустыни, отец Серафим все делал своими руками. Одежда его была самая простая. На белом балахоне висел медный крест, которым благословила его мать, отпуская из дома. За плечами в сумке он носил Евангелие, чтобы всегда читать его и в напоминание о ношении ига Христова. Молитвенное монашеское правило преподобный Серафим совершал по чину первых, строгих пустынножителей. Постился он необыкновенно. Питался сначала черствым хлебом, который по воскресеньям, приходя в монастырь к службе, брал на всю неделю. Из малого количества его значительную часть уделял птицам и животным. Потом он отказался и от хлеба и питался только овощами своего огорода; а два с половиной года – отваром из травы снить.

Враг спасения, для отвращения ревностного подвижника от пустынной жизни, употребил своим орудием людей, трех неизвестных крестьян. Требуя денег, они избили отца Серафима до полусмерти. Отец Серафим отказался от какой бы то ни было врачебной помощи, возложа всю надежду на Господа и Богоматерь. Пять месяцев он провел в обители и, выздоровев, снова возвратился в пустынь для прежних духовных подвигов.

Вражеская сила, яростно вооружившись против подвижника, посылала на него тяжкие испытания. Однажды преподобный Серафим был поднят на воздух и с такой силой брошен несколько раз на пол, что если бы не ангел-хранитель, кости его переломились. Все искушения подвижник побеждал силою крестного знамени. Один брат, видя истинно подвижническую жизнь, в назидание самому себе, спросил преподобного Серафима: «Почему мы, батюшка, не имеем такой строгой жизни, какую вели древние подвижник?» – «Потому, – отвечал старец, – что не имеем к тому решимости…».

Три года отец Серафим провел в совершенном молчании. Желая подражать святому Симеону Столпнику, преподобный Серафим 1000 дней и 1000 ночей простоял на камне. Подвиг этот совершал он втайне, пока сам не поведал об этом. Дважды был избираем отец Серафим настоятелем монастыря, но каждый раз отказывался от этой должности. Победив врага спасения подвигами и смирением, он дошел наконец до степени, какой достигали избраннейшие из подвижников. После 16-ти лет пребывания он оставил дальнюю пустыньку и (8 мая 1810 года) возвратился в обитель. Там затворился преподобный Серафим на 17 лет, никуда не выходя и мало-помалу ослабляя строгость своего затвора.

Через 10 лет безмолвного затворничества, умудренный опытом пустынножительства, осененный дарами благодати, подвижник снова отверз свои уста. Царица Небесная явилась ему и повелела принимать посетителей и давать им назидательные советы. Преподобный Серафим стал служить спасению многих душ, искавших живого благодатного слова.

С тех пор ежедневно он принимал посетителей. По двунадесятым праздникам их набиралось до 5000 человек и более. Но старец всех их благословлял и каждому, по благодати Божией, давал спасительное назидание и наставление. Едва ли когда виданное откровение любви явил преподобный Серафим. Так умилительно тепло звал он всех: «Радость моя!»

В то время преподобного Серафима чтила уже почти вся Россия. По благодати Божией отец Серафим совершал множество чудес: исцелял больных, спасал от гибели, предвещал многим будущее для избавления их от опасности.

Наконец число посетителей увеличилось до того, что преподобный Серафим вновь почувствовал потребность удалиться в пустынь для избежания молвы человеческой и испросил себе у настоятеля благословение. Это вторая пустынька отца Серафима отстояла от монастыря в двух верстах, на берегу реки Саровки. Преподобный Серафим ежедневно приходил сюда от 14 часов до 8 часов пополудни.

Последние годы своей жизни отец Серафим много заботился и об основании женского Дивеевского монастыря. Получая от боголюбивых благодетелей деньги, он отдавал дивеевским сестрам на устройство обители, и овощи с своего огорода тоже посылал им. Неся крест по его наставлениям, они шли спасительным путем к вечности. Незадолго перед своей кончиной отец Серафим оставил дивеевским сестрам утешительное обещание, говоря: «Для вас я живой есть, буду и вовеки!».

За год с небольшим до преставления в беседе, явившейся самым драгоценным вкладом подвижника в сокровищницу русского святоотеческого учения, старец Серафим выразил истинную цель жизни христианской – стяжание Духа Святого Божия.

25 марта 1831 года преподобный Серафим сподобился наяву двенадцатого в его жизни посещения Богоматери. Оно было как бы предзнаменованием его блаженной кончины и ожидающей его нетленной славы. Видение кончилось тем, что Пресвятая Богородица сказала отцу Серафиму: «Скоро, любимче Мой, будешь с нами» и благословила его.

1 января 1833 года, в день воскресный, отец Серафим пришел в последний раз в больничную церковь; ко всем иконам поставил свечи и приложился, потом причастился Святых Христовых Таин. По окончании Литургии старец простился со всеми молившимися братиями, всех благословил, поцеловал и, утешая, сказал: «Спасайтесь, не унывайте, бодрствуйте; нынешний день нам венцы готовятся».

Вечером того же дня инок Павел, живший вблизи кельи отца Серафима, слышал, как старец пел в келии пасхальные песни.

Второго января, в шестом часу утра, братия, зайдя в келию преподобного Серафима, увидела его стоящим на обыкновенном месте молитвы пред малым аналоем на коленях. Его руки, сложенные крестообразно, лежали на аналое на книге, по которой он совершал свой молитвенный труд перед образом Божией Матери «Умиление», а на руках голова. Полагая, что он уснул, стали осторожно будить его, но ответа не было: старец Серафим окончил свое земное странствование и в Бозе почил навеки.

Преподобного Серафима похоронили на выбранном им месте у стены Успенского собора, в приготовленном им задолго до смерти дубовом гробе. На грудь по его завещанию положили ему финифтяное изображение преподобного Сергия.

В продолжение семидесяти лет со дня кончины преподобного Серафима православные русские люди во множестве приходили к могиле его с верою в предстательство его перед Господом и по молитвам получали чудесные исцеления от разных болезней.

26 января 1903 года православный русский народ с великой радостью встретил определение Священного Синода о прославлении преподобного Серафима Саровского, нового своего молитвенника, и об открытии святых и многоцелебных его мощей. Это совершилось торжеством при многочисленном стечении народа (до 30 000) 19 июля 1903 года, в день рождения святого.

«Празднование 100-летия прославления в лике святых преподобного Серафима Саровского, – отметил Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, – можно считать как торжество Православия, ибо почитание Саровского подвижника и великого молитвенника за всех нас перед Господом Богом простирается от края до края всего православного мира».

 

 

Преподобне отче наш Серафиме, моли Бога о нас!

 

 

Житие

Святителя Иннокентия,

митрополита Московского и Коломенского

Святитель Иннокентий (Вениаминов), митрополит Московский и Коломенский, родился 26 августа 1797 года в селе Ангинском Иркутской епархии в семье бедного причетника. В святом крещении он был назван Иоанном. Уже в семь лет читал он Апостол, а девятилетним был привезен в Иркутск и определен в Духовную семинарию. Иоанн показал редкое прилежание к наукам. Его больше всего занимало чтение духовных книг, а также проявлял большой интерес к механике. Так в одной из комнат семинарии он устроил водяные часы. Высокий ростом, стройный, здоровый, юноша заметно выделялся среди сверстников.

По окончании Иркутской духовной семинарии в 1817 году он получил посвящение в сан диакона, а в 1821 году – в священника. Три года служил в Благовещенском храме Иркутска, проявив себя ревностным и усердным пастырем.

В 1824 году будущий святитель получил от епархиального начальства приглашение на миссионерское служение на Алеутских островах и острове Ситхе. Шестнадцать лет провел священник Иоанн на Алеутских островах. Переплывая с острова на остров, часто подвергаясь смертельной опасности, претерпевая нужду и лишения, неутомимый миссионер благовествовал веру Христову. Первым его делом было построение новых храмов. Будучи хорошим плотником и столяром, он учил этим ремеслами туземцев. Так престол, иконостас и позолоту сделал собственными руками.

Отец Иоанн крестил тысячи людей; создав азбуку, перевел на алеутский язык Евангелие, катехизис и некоторые служебные книги. В редкие часы отдыха священник Иоанн занимался метеорологическими наблюдениями, вел этнографические записи, описывал быт и нравы местных жителей.

В 1840 году отец Иоанн прибыл в Петербург, чтобы напечатать свои научные труды и переводы. За долголетние апостольские подвиги возводится в сан протоирея. В это же время он получил скорбное известие о кончине своей супруги. Тяжко поразило его это горе. Митрополит Московский Филарет, утешая его, убеждал принять монашество. По решению Святейшего Синода он был пострижен в монашество с именем Иннокентий и рукоположен во епископа Камчатского и Алеутского.

Еще двадцать восемь лет святитель Иннокентий трудился на огромных просторах Камчатки и Восточной Сибири, Амурского и Уссурийского края, просвещал светом веры Христовой народности, не приобщенные к христианской культуре.

Проживая с 1852 года в Якутске, ставшей резиденцией, владыка заботился о переводе Священных книг на якутский язык. Учитывая кочевой образ якутов, он благословил устраивать в населенных пунктах небольшие часовни, а приходских священников снабдил переносными антиминсами, чтобы они могли чаще посещать часовни. В случае необходимости благословлялось совершать богослужение под открытым небом.

19 июня 1859 года святитель Иннокентий совершил Богослужение на якутском языке.

Миссионерские заботы владыки Иннокентия простирались и на более отдаленные народы, жившие по Амуру и даже за границей Китая. Преданный своей Родине, близко принимавший к сердцу ее интересы и величие, архиепископ Иннокентий участвовал в благополучном разрешении Амурского вопроса. В качестве миссионера владыка назначил в эти места своего сына священника Гавриила. Дважды святитель встречался с Апостолом Японии – святителем Николаем (Касаткиным), которому передал свой духовный опыт.

Преклонные лета и плохое здоровье заставляют его думать об отдохновении. Но воля Божия готовила ему другую деятельность. На место почившего Московского митрополита Филарета был назначен архиепископ Иннокентий. С глубоким смирением принял преосвященный Иннокентий новое назначение.

Много трудов положил владыка и на благоустройство Московской епархии: улучшение преподавания в духовно- учебных заведениях, облегчение нужд духовенства, благотворительность. Он учредил также Православное Миссионерское Общество, которое в течение девяти лет под его председательством достигло значительных успехов. Но среди всех пастырских трудов и забот старость и телесные недуги давали себя чувствовать. Наконец болезнь осилила его, и 31 марта 1879 года колокол Ивана Великого возвестил москвичам о кончине их архипастыря.

5 апреля тело почившего святителя было предано земле рядом с могилой митрополита Филарета в Троице – Сергиевой Лавре.

6 октября 1971 года определением Священного Синода Русской Православной Церкви митрополит Иннокентий, святитель Московский и апостол Америки и Сибири, был причислен к лику святых.

 

 

Святителю отче Иннокентие, моли Бога о нас!

 

 

Житие

Житие

Священномученика Илариона,

архиепископа Верейского

 

В сонме мучеников Русской Православной Церкви особое место занимает архиепископ Верейский Иларион. Вся его жизнь была горением величайшей любви к Церкви Христовой, вплоть до мученической кончины за нее.

Архиепископ Иларион (в миру Владимир Алексеевич Троицкий) родился 13 сентября 1886 года в селе Липицы Каширского уезда Тульской губернии в семье священника. С раннего детства в нем пробудилось стремление к учению. В семилетнем возрасте родители отдали его в Тульское духовное училище, а затем в Духовную семинарию.

В 1906 году Владимир поступает в Московскую Духовную Академию и блестяще оканчивает ее в 1910 году со степенью кандидата богословия. Его оставляют при Академии профессорс







Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.