Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Святителя Иова, первого Патриарха Московского и всея Руси





На скрижалях истории навеки начертаны имена русских патриархов, явивших образцы подлинного апостольского служения и евангельской любви. То были лучшие люди своего времени, духовные вожди, направляющие народ к благой цели.

По единодушному свидетельству современников, первый патриарх Московский и всея Руси Иов был исключительной личностью, отличался высокой образованностью и многими дарованиями. Святитель Иов (в миру Иоанн) родился в 30-х годах XVI века в древнем русском городе Старица Тверской губернии в семье благочестивых родителей. Отроческие годы прошли в Старицком Успенском монастыре, куда отец отдал его на воспитание. Отрок любил читать Священное Писание и, обладая прекрасной памятью, знал некоторые тексты Библии наизусть. Монастырское воспитание возбудило в нем желание служить Богу в иноческом образе. В этой обители он принял монашество с наречением имени Иов.

Более пятнадцати лет провел святой Иов в Старицкой обители, пройдя путь от послушника до настоятеля. Под руководством опытного духовника старца Германа молодой инок воспитал в себе бескорыстие и нестяжательность, послушание и воздержание, научился сердечной молитве и строгому посту. Вместе с тем святой Иов отличался глубоким смирением, кротостью и милосердием. Он никого не обличал и не оскорблял, всех миловал и прощал.

Около 1569 года обитель посетил царь Иоанн Грозный; инок Иов привлек к себе его благосклонное внимание и вскоре был возведен в сан архимандрита. В 1571 – 72 годах он – настоятель Московского Симонова монастыря. С усердием исполнял архимандрит Иов возложенное на него послушание. Как настоятель одного из важнейших монастырей того времени, святой Иов принимал участие в делах Русской Церкви, а нередко и государства.

В 1575 году архимандрит Иов был рукоположен в сан епископа Коломенского. 9 января 1586 года святитель Иов был перемещен на древнюю Ростовскую кафедру с возведением в сан архиепископа, а 11 декабря 1587 года собором епископов поставлен Первосвятителем Русской Церкви – Митрополитом Московским и всея Руси. 26 января 1589 года при участии Константинопольского Патриарха Иеремии II Митрополит Иов в Успенском соборе Московского Кремля был поставлен первым Патриархом Московским и всея Руси.

Русское правительство, архипастыри и весь народ с радостью восприняли это знаменательное событие в истории Русской Церкви и государства. Глава Церкви в России отныне носил титул Патриарха, а не митрополита, как раньше.

Патриарх Иов снискал горячую любовь народа своим глубоким благочестием и праведностью, строгим соблюдением церковного Устава; ежедневно совершал Божественную Литургию, читал наизусть Евангелие, Псалтирь и Апостол.

Главной целью всей деятельности Патриарха Иова было укрепление в России Православия и духовной мощи Русской Церкви. Он провел ряд мер, направленных на укрепление дисциплины среди клириков, на улучшение их нравственности и поддержание благочиния в храмах. Немало трудов святителя было направлено на духовное развитие народа, распространение Священного Писания и святоотеческих книг.

По благословению святителя Иова было издано девять наименований богослужебных книг, в их числе Триоди Постная (1585) и Цветная (1591), Октоих (1594), Минея Общая (1600), Чиновник (1600) и Служебник (1602). При Патриархе Иове были канонизированы русские святые: Василий Блаженный (1588), преподобный Иосиф Волоцкий (1591), святители Казанские Гурий и Варсонофий (1595), преподобный Антоний Римлянин (1598), преподобный Корнилий Комельский (1600) и другие.

До нас дошло несколько произведений Патриарха Иова, написанных очень искусно. Одно из них – «Повесть о честнем житии царя Феодора Иоанновича», вошедшая в Никоновскую летопись. Кроме того, сохранились послания, грамоты и поучения святителя. Свои личные средства и богатые царские подарки Патриарх Иов употреблял на милостыни и строительство храмов. Только в Москве с 1592 по 1600 год был построено двенадцать храмов, а также монастыри – Донской, Зачатьевский и Ивановский.

Святитель Иов был ревностным служителем Церкви и мудрым пастырем. Много трудов положил он на распространение христианства, укрепление православной веры на русском Севере, а также Грузии (которая уже то время искала союза с Россией и просила о покровительстве). При Патриархе Иове были вновь учреждены Псковская, Астраханская и Карельская епархии. В этих епархиях и в Сибири строились храмы и монастыри. Семена Православия, посеянные святителем Иовом, принесли в дальнейшем духовные плоды, благодаря которым сохранились и упрочились северные и южные пределы Русского государства.

В трудное время государственной смуты, в начале XVIIвека Патриарх Иов сохранил истинное христианское терпение, бесстрашие и мужество. В захваченной Лжедмитрием Москве, Первосвятитель и молитвенник за весь русский народ бесстрашно обличал разрушителей государственного порядка. Стремясь пресечь действия Лжедмитрия, он писал патриотические воззвания и направлял в русские полки, боярам и воеводам. Патриарх Иов был для Лжедмитрия особо опасной личностью. Кроме того, что Святитель очень хорошо знал Григория Отрепьева (в бытность его монахом Чудова монастыря), он за все полугодовое пребывание самозванца в России каждый день настойчиво объяснял всему народу истинную сущность Лжедмитрия как коварного врага России и Православной веры.

В январе 1605 года Патриарх Иов предал анафеме Лжедмитрия и поддерживающих его изменников. Святитель, отказавшийся присягнуть самозванцу, был низложен. Однажды слуги Лжедмитрия ворвались в Успенский собор Кремля, сорвали с Патриарха Иова святительское облачение и, не дав окончить Божественную Литургию, с жестокостью потащили его по собору и потом повлекли из Кремля к Лобному месту, по дороге бесчестили и били. Измученный, в простой черной рясе, святитель Иов был посажен на телегу и отвезен в заточение в Старицкий монастырь. Ослабленный и утративший зрение, он молитвой и иноческими подвигами приготовлял себя к вечному упокоению.

После низвержения Лжедмитрия, вновь встал вопрос об избрании Патриарха. Священный собор духовенства просил святителя Иова возвратиться на первосвятительский престол. Однако преклонный старец-Патриарх отказался от предложения и благословил на свое место митрополита Казанского Ермогена.

Желая возродить нравственные силы народа, изможденного смутой, подавленного сознанием собственной измены и клятвопреступления. Царь Василий Шуйский вместе с Патриархом Ермогеном и другими духовными лицами вызвали в Москву бывшего Патриарха Иова с тем, чтобы он простил и разрешил всех православных христиан от совершенных ими нарушений крестного целования и измены, чтобы он Именем Божиим снял с народа его клятвопреступления и благословил на путь долга и чести.

Московским жителям предложено было собраться 20 февраля 1607 года в Успенском соборе. Стены собора не могли вместить всех каявшихся людей. Чин разрешения произвел сильное воздействие на народ: все плакали, каялись, просили прощения у Патриарха, приклонялись к его стопам, «лобызали его десницу».

Великий старец, так много пострадавший среди общих народных бедствий, но вместе с тем и духовно обновленный в эти минуты, с радостью благословлял коленопреклоненный народ и давал свои последние наставления: хранить верность святому Православию.

В скором времени по возвращении в Старицкий монастырь Святейший Патриарх Иов мирно отошел ко Господу. Блаженная кончина его последовала в воскресенье 19 июня 1607 года.

Велики были печаль и скорбь о почившем первом Патриархе Иове, но и сознание того, что Церковь Небесная приняла в свои недра еще одного молитвенника и угодника Божия, никогда не покидало российской паствы.

В 1652 году нетленные и благоуханные мощи святителя были перенесены в Москву в Успенский собор. Память о первом Патриархе Русской Церкви стала живым символом духовного мужества и незыблемости Православия на Русской земле.

Юбилейное празднование 400-летия со времени утверждения Патриаршества, состоявшееся в 1989 году, ознаменовано всероссийским прославлением и почитанием святителя Иова, первого русского Патриарха, в лике святых Русской Церкви.

 

Святителю отче Иове, моли Бога о нас!

 

Житие







ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.