Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







священномученика Фаддея, архиепископа Тверского





 

Минувшие непростые десятилетия XX века – время мрачного безбожия и безжалостного истребления духовенства и мирян в России. Все те, кто пострадал за веру Христову, являются нашими молитвенниками и предстателями перед Господом Богом.

Священномученик архиепископ Фаддей – один из величайших молитвенников и подвижников XX столетия, сочетавший в своей жизни аскетическое делание и подвиг архипастырства.

Священномученик Фаддей (в миру Иван Васильевич Успенский) родился в 1872 году в семье сельского священника Нижегородской епархии. После окончания Нижегородской Духовной семинарии Иван Васильевич поступает в Московскую Духовную академию. Ее ректором в то время был архимандрит Антоний (Храповицкий), с которым он сблизился и впоследствии подружился. Архимандрит Антоний являл образец ученого монаха и христианского пастыря. Он говорил студентам: «Не принимающие священства или монашества из окончивших академию грешат против Церкви».

Учась в академии, Иван Васильевич созидал свой внутренний мир. Желая знать о себе все, он ежедневно вел дневник. Нежная душа его, сохранившая детскость и простоту, стремилась лишь к любви, к Богу и безупречному исполнению заповедей. В 1896 году Иван Васильевич окончил Московскую Духовную академию со степенью кандидата богословия. 15 августа 1897 года был пострижен в монашество с наречением имени Фаддей, в память апостола Фаддея. В том же месяце он был рукоположен в сан иеродиакона, через месяц – иеромонаха и назначен преподавателем логики, философии и дидактики* в Смоленскую Духовную семинарию. На своих питомцев он смотрел как на врученных Богом, а на преподавание как на святое послушание.

В 1901 году иеромонаха Фаддея переводят в Уфимскую духовную семинарию, где во главе епархии стоял епископ Антоний. Здесь иеромонах Фаддей написал и защитил диссертацию на тему: «Единство книги пророка Исайи»; ему была присвоена степень доктора богословия.

В 1902 году иеромонах Фаддей был возведен в сан архимандрита и назначен на должность ректора Олонецкой Духовной семинарии. Архимандрит Фаддей часто служил и проповедовал. Как ни прискорбно, но большинство оканчивающих семинарию помышляло не о духовном поприще, а о поступлении в высшие светские учебные заведения. Даже общение с таким христианским подвижником, как архимандрит Фаддей, мало действовало на души юношества, зараженного гнилостным духом времени.

В 1908 году архимандрит Фаддей был хиротонисан во епископа Владимиро-Волоцкого. В первые, тяжелейшие месяцы российской смуты он духовно окормлял и поддерживал свою паству; в лице владыки Фаддея православные получили бесстрашного заступника.

1917 год застал епископа Фаддея на Владикавказской кафедре, а с 1919 года он стал правящим архиереем Волынской епархии, ввергнутой тогда во все ужасы оккупации, междоусобицы и разрушения.

В начале 1922 года владыка был арестован и выслан за пределы Волынской губернии. Освобожденный из тюрьмы, он, приехав в Москву, встретился с патриархом Тихоном. После нового ареста епископ Фаддей был отправлен в ссылку: известно, что там владыка многих духовно окормлял и поддерживал материально.

В 1923 году после окончания ссылки в сане архиепископа был назначен на Астраханскую кафедру и приехал в Астрахань в разгар обновленчества. Владыка Фаддей не выступал против обновленчества публично, но обличал их примером своей жизни. Нравственное влияние архиепископа на верующих было огромно: в их домашних иконостасах с иконами стояли фотографии владыки.

В октябре 1926 года был арестован Патриарший Местоблюститель митрополит Сергий (Страгородский); в его права вступил архиепископ Ростовский Иосиф (Петровых), назначивший архиепископа Фаддея одним из своих заместителей.

Владыка Фаддей выехал из Астрахани, чтобы приступить к выполнению возложенных на него обязательств по управлению Церковью. Однако до Москвы не доехал, так как был задержан властями в Саратове.

Освобожденный из тюрьмы митрополит Сергий назначил архиепископа Фаддея на Саратовскую кафедру, но уже в ноябре перевел его в Тверь.

Ведя жизнь молитвенника и аскета, владыка продолжал свое подвижническое служение. Каждую среду архиепископ читал акафист святому благоверному князю Михаилу Тверскому. Рассказывают, что владыка носил вериги и келейнице не раз приходилось смазывать раны от них. Народ искренне и глубоко любил архипастыря. По свидетельству многих прихожан, владыка Фаддей обладал даром прозорливости и исцеления, он был подлинным святым наших дней.

В 1936 году власти отобрали последние храмы. Владыку Фаддея лишили возможности служить. Летом 1937 года было арестовано почти все духовенство в Твери и области. 20 декабря арестовали и архиепископа Фаддея. На допросах в тюрьме владыка держался мужественно. В контрреволюционной деятельности виновным себя не признавал. Его поместили в камеру с уголовниками, которые издевались над ним и уничижали его.

Владыка с кротостью и смирением переносил все мучения и издевательства. Лежа под нарами, молясь, он смиренно нес свой крест, непрестанно молил Бога за то, что сподобил его пострадать за Него. И Матерь Божия вступилась Сама за владыку. Однажды ночью Она явилась главному уголовнику и грозно сказала: «Не трогайте святого мужа, иначе вы все лютой смертью погибнете». Наутро он пересказал сон товарищам. И они бросились под нары глянуть – жив ли еще святой старец. Из-под нар их осиял ослепительный свет. Вытащив архиепископа, они все просили у него прощения.

Десять дней находился владыка под арестом, мужественно претерпевая нравственные и физические страдания. Высокопреосвященнейший Фаддей был приговорен к расстрелу, но 31 декабря 1937 года был утоплен своими палачами в нечистотах. Он отошел ко Господу как исповедник Православия и мученик за Христа.

26 октября 1993 года, в праздник Иверской иконы Божией Матери, были обретены честные мощи великого русского святителя, мученика, архиепископа Тверского Фаддея.

В феврале 1997 года Освященный Архиерейский Собор Русской Православной Церкви определил причислить архиепископа Фаддея к лику святых, а честные останки священномученика, обретенные 26 октября 1993 года и пребывающие ныне в Вознесенском соборе города Твери, именовать святыми мощами и воздавать им достодолжное почитание.

Как при жизни святого Фаддея, так и после мучительной кончины, многие обращающиеся к нему, получают по его молитвам исцеление и утешение в скорбях.

 

 

Священномучениче Фаддее, моли Бога о нас!

 

 

Список рекомендуемой литературы

1. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета.

М.: Издательство Московской Патриархии, 1990.

2. Бухарев И. свящ. Жития всех святых. СПб.: «Воскресение», 1996.

3. Деяние Освященного Поместного Собора Русской Православной Церкви о канонизации святых. Троице – Сергиева Лавра 6-9 июня 1988 года.

4. Деяние Освященного Юбилейного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви о соборном прославлении новомучеников и исповедников Российских XX века // Юбилейный Архиерейский Собор Русской Православной Церкви: Материалы. М., 2001.

5. Димитрий Ростовский, свт. Жития русский святых. В 12-ти книгах. Репр. изд. 1903 - 1916. Козельск: Введенская Оптина Пустынь, 1992 – 1996.

6. Дамаскин (Орловский), игум. Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви XX столетия: Жизнеописания и материалы к ним. Книги 1 – 7. Тверь, 1998-2003.

7. Жития Русских Святых в 6-ти книгах. Свято-Троицкий Ново-Голутвинский женский монастырь. М.: НПО Профиздат., 1993.

8. Жития новомучеников и исповедников Российских XX века, составленные игуменом Дамаскиным (Орловским). Январь; Февраль; Март; Апрель; МАЙ. Тверь, 2006.

9. Житие священномученика Фаддея, Архиепископа Тверского. Тверь: ООО «Издательский дом «Булат», 1997.

10. Знаменский П.В., проф. История Русской Церкви. Крутицкое Патриаршее Подворье. Москва, 1996.

11. Игнатий Брянчанинов, свт. Аскетические опыты // Творения свт. Игнатия Брянчанинова. В 7-ми Т. М.: Изд. Донского монастыря; Правило веры; 1993.

12. Иоанн (Снычев),митр. Житие священномученика Иллариона (Троицкого), архиепископа Верейского.

В кн.: Без Церкви нет спасения. Священномученик Иларион. М.:

Сретенский монастырь; СПб.: Изд. «Знамение», 2001.

13. Канонизация святых в XX веке. М.: Изд. Сретенского монастыря, 1999.

14. Карташев А.В. Очерки по истории Русской Церкви. Москва, 1993.

15. Макарий, свт. Великие Минеи – Четьи.

16. Православный церковный календарь. Издательский Совет Русской Православной Церкви.

17. Серафимовские торжества. Документы, воспоминания, фотографии. Фонд преподобного Серафима Саровского, 2005. Нижегородская епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат), 2005. Изд. «Индрик», 2005.

18. Смирнов П., прот. История христианской Православной Церкви. М.: Крутицкое Патриаршее Подворье, 1991.

19. Тальберг Н. История Русской Церкви. Издание Сретенского монастыря, 1997.

20. Толстой М.В. История Русской Церкви. Издание Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1991.

21. Топоров В.Н. Святые и святость в Русской духовной культуре. Том 1. (X -начало XIII вв.), М., 1994. Том 2. (XIII – начало XVIII вв.), М., 1995.

22. Филарет, архиеп. История Русской Церкви. Издание Сретенского монастыря, 2001.

23. Ювеналий, митр. Канонизация святых в Русской Православной Церкви.Москва, 25 января 2004 года.

24. http://www.sobor2008.ru

 

 

Словари и справочники

 

1. Азбука христианства. Словарь-справочник важнейших понятий и терминов христианского учения и обряда / Сост. Удовенко А., свящ. М., 1997.

2. Дьяченко Г., прот. Полный церковно-славянский словарь. Репринтное издание 1900г., М., 2004.

3. Клименко Л.П. Словарь переносных, образных и символических употреблений слов в Псалтири. Часть I-II. Нижний Новгород, 2004.

4. Живов В.М. Святость. Краткий словарь агиографических терминов. М.: «Гнозис», 1994.

5. Полный православный богословский энциклопедический словарь. Репринтное издание. СПб. В 2-х т. М., 1992.

 

 

Краткий словарь

Церковных терминов

 


Агиография

агиология

акафист

аналой

антиминс

архидиакон

архиепископ

архиерей

архимандрит

бессеребреник

благоверный

благовест

благочинный

блаженный

великомученик

величание

Евхаристия

ектения

елеопомазание

елеосвящение

епископ

епитрахиль

жертвенник

затворник

игумен

иеродиакон

иеромонах

интронизация

иподиакон

исповедник

кадило

камилавка

канонизация

кафизма

лития

литургия

мантия

мартиролог

минея

миро

миропомазание

митра

митрополит

мученик

нетление

нимб

обожение

омофор

орарь

отпуст

паперть

паримия

патриарх

плащаница

пономарь

поручи

послушник

постриг

праведный

преподобномученик

преподобный

престол

придел

пролог

пророк

прославление

Проскомидия

протодиакон

протоиерей

равноапостольный

ряса

священномученик

святость

святитель

седмица

Символ веры

синаксарь

славословие

солея

столпник

страстотерпец

требы

требник

трезвон

тропарь

фелонь

хиротония

хиротесия

хоругвь

часослов

Четьи Минеи

чётки

чудотворец

шестопсалмие

юродивый


 


[1] Живов В.М. Святость. Краткий словарь агиографических терминов. М.: «Гнозис», 1994. С. 10.







Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.