Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Тема 3. Сводка и группировка статистического материала





Цель занятия: изучение статистической информации – первичного статистического материала о социально-экономических явлениях, формирующихся в процессе статистического наблюдения с последующей систематизации, сводке, анализу и обобщению.

Контрольные вопросы:

1. Что понимается под статистической информацией?

2. Для чего и кому нужна статистическая информация в современных условиях?

3. Дайте определение статистического наблюдения. В чем его сущность?

4. Какие характерные черты присущи статистическому наблюдению?

5. Что является целью наблюдения?

6. Что такое «объект наблюдения» и как он определяется?

7. Что представляет собой единица наблюдения?

 

Задания для практических работ.

Применим инновационную технологию актуализации знаний. В этом случае студенты должны уметь применить имеющиеся ранее знания путем мышления.

Задача №1. Имеются данные о работе 20 предприятий:

 

Номер предприятия Стоимость основных производственных фондов /среднегодовая/, млн. руб. Продукция за отчетный период, млн. руб.
5,4 8,6
6,0 9,2
7,3 9,4
10,5 12,5
4,5 7,9
4,8 8,0
5,3 8,5
5,4 8,9
8,3 10,7
6,5 9,0
2,3 5,2
3,8 7,0
4,5 7,7
4,8 8,2
5,3 8,1
8,2 9,5
5,1 8,3
2,9 6,2
3,4 7,3
4,1 7,5

На первом этапе решения задачи необходимо определиться с видом статистической группировки: типологической, структурной или аналитической.

На втором этапе требуется вспомнить построение вариационного ряда с равными интервалами с определением числа групп и величины интервала.

Третий этап должен представлять собой характеристику, например, первой группы, т.е. ее интервалы по стоимости ОПФ, номера предприятий, стоимость ОПФ, продукция за отчетный период как на одно предприятие, так и в целом по группе предприятий и т.д.



Четвертый этап – определение зависимости продукции от ОПФ. Для чего необходимо вспомнить средние статистические величины. Какими средними величинами необходимо пользоваться – простыми или взвешенными? С определением средней величины необходимо по каждой группе определить среднегодовую стоимость ОПФ на одно предприятие и среднюю величину продукции за отчетный период на одно предприятие.

Пятый этап – выявление статистической зависимости. Для этого необходимо знать, что такое прямая и обратная зависимость.

Задача №2. Проверьте следующие данные о выручке обслуживания населения предприятиями связи района города и дайте наиболее вероятное объяснение несоответствия между числами, которые вы обнаружили /тыс. руб./:

Всего выручка - 255

В том числе выручка от:

- продажи конвертов, марок, открыток и других товаров - 150

- подписка на периодические издания - 200

- продажа газет и журналов - 45

 

Литература по теме:

Основная:

1. Гусаров В.М. Статистика: Учебное пособие для ВУЗов. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2002. Гл.3, с. 34-45.

2. Ефимова М.Р., Петрова Е.В., Румянцев В.Н. Общая теория статистики: Учебник. – М.: ИНФРА – М, 2000. Гл.3, с. 49-64.

3. Практикум по теории статистики. Под ред. проф. Шмойловой Р.А. – М.: Финансы и статистика, 2002. Гл.3, с. 26-45.

Дополнительная:

1. Годин А.М. Статистика: Учебник. – М.: Издательско-торговая корпорация. «Дашков и Ко», 2002. Гл. III, параграф 1,2,3 (с. 53-69).

2. Сиденко А.В., Попов Г.Ю., Матвеева В.М. Статистика: Учебник. – М.: «Дело и сервис», 2000. Гл.4, с. 22-32.

3. Статистика: Курс лекций /Харченко Л.П., Долженкова В.Г., Ионин В.Г. и др.; Под ред. к.э.н. В.Г. Ионина – Новосибирск: изд-во НГАЭ и У, М.: ИНФРА – М, 1999. Гл.3, с. 29-51.

Тема 4. обобщающие статистические показатели в анализе и прогнозировании.

Цель занятия: уделить классификации статистических показателей и принципам выбора конкретной их форме в зависимости от имеющихся данных и поставленной задачи. При решении задач на относительные показатели основное внимание необходимо уделить обоснованному выбору базы сравнения и их экономической интерпретации.

Контрольные вопросы.

1. Что такое, абсолютные статистические величины и каково их значение? Приведите пример абсолютных величин.

2. Назовите виды статистических показателей. Приведите примеры.

3. В каких единицах измерения выражаются абсолютные, относительные показатели (величины)?

4. Что называется относительными величинами?

5. Какие виды относительных величин вы знаете? Приведите примеры.

Задания для практических работ.

Задача №1. Розничный товарооборот магазина на 2002 год составил 1500 тыс. руб., в том числе товарооборот продовольственных товаров – 700 тыс. руб., товарооборот непродовольственных товаров – 800 тыс. руб. Требуется определить структуру розничного товарооборота магазина.

Задача №2. Имеются данные о продаже продовольственных товаров в магазине:

 

Годы
Продажа продовольственных товаров, тыс. руб.

 

Вычислить относительные показатели динамики с постоянной и переменной базой. Сделайте выводы.

Задача №3. Планом предприятия на 2003 год по сравнению с 2002 было предусмотрено снижение себестоимости продукции на 6%. Фактически она была снижена на 5%.

Вычислить относительную величину выполнения плана по снижению себестоимости продукции предприятия в 2003 году.

Задача №4. Розничный товарооборот торговли области в 2002 году составил 10500 млн. руб. Планом на 2003 год розничный товарооборот предусмотрен в размере 12300 млн. руб.

Исчислить относительную величину планового задания области по розничному товарообороту на 2003 год.

Литература по теме:

Основная:

1. Ефимова М.Р., Петрова Е.В., Румянцев В.Н. Общая теория статистики: Учебник. – М.: ИНФРА – М, 2000. Гл. 4, п.п. 4.1; 4.2;4.3 (с. 75-88).

2. Практикум по теории статистики. Под ред. проф. Шмойловой Р.А. – М.: Финансы и статистика, 2002. Гл.6, п. 6.1 (с. 97-106).

Дополнительная:

1. Годин А.М. Статистика: Учебник. – М.: Издательско-торговая корпорация. «Дашков и Ко», 2002. Гл. IV, параграф 1,2,3 (с. 75-89).

2. Сиденко А.В., Попов Г.Ю., Матвеева В.М. Статистика: Учебник. – М.: «Дело и сервис», 2000. Гл.5, п.п. 5.1; 5.2; 5.3 (с. 33-39).

3. Статистика: Курс лекций /Харченко Л.П., Долженкова В.Г., Ионин В.Г. и ор.; Под ред. к.э.н. В.Г. Ионина – Новосибирск: изд-во НГАЭ и У, М.: ИНФРА – М, 1999. Гл.4, п.п. 4.1; 4.2 (с. 59-68).

Тема 5. Средние величины

 

Цель занятия: необходимо решение каждой задачи на расчет средней величины начинать с определения исходного соотношения, а затем переходить к его реализации с учетом имеющихся данных. Требуется показать студентам недопустимость замены взвешенных формул невзвешенными.

Контрольные вопросы.

1. Дайте определение средней величины.

2. Какие виды средних величин применяются в статистике?

3. Формулы расчета средних величин простых и взвешенных.

4. Каковы основные свойства средней арифметической?

5. В чем сущность моды и как она рассчитывается для дискретного и интервального ряда?

6. Что такое медиана, какими свойствами она обладает и как рассчитывается медиана для интервального ряда?

7. Квартили и децили. Для каких целей они применяются и как они рассчитываются.

Задания для практических работ.

Задача №1. По каждому из трех рабочих, которые делают одну и ту же операцию, известно следующее:

 

Рабочие Число изделий, изготавливаемых за час работы Количество отработанных часов за месяц

 

Определите среднее число изделий в час по трем рабочим.

Задача №2. Бригада упаковщиков цеха упаковки шоколадной фабрики из 3 человек должна собрать 1040 коробок конфет «Ассорти». Первый упаковщик тратит на формирование одной коробки 4 мин., второй – 3 мин., третий – 2 мин.

Требуется определить, сколько времени потребуется бригаде на формирование заказа.

Задача №3. В результате проверки двух партий сыра перед отправкой его потребителям установлено, что в первой партии сыра высшего сорта было 3942 кг, что составляет 70,4% общего веса сыра этой партии; во второй партии сыра высшего сорта было 6520 кг., что составляет 78,6% общего веса сыра этой партии.

Определить процент сыра высшего сорта в среднем по первой и второй партиям вместе.

Задача №4. По данным таблицы требуется определить среднюю цену одного килограмма картофеля:

 

Номер магазина Цена картофеля, руб. за кг Выручка от реализации, млн. руб.

 

Задача №5. Имеются следующие данные о стоимости коттеджей, предлагаемых к продаже в Подмосковье и расположенных далее 30 км от МКАД / на начало 1996 года:

 

Цена 1 кв. метра, долларов США Общая площадь, тыс. кв. метров
300-400 29,4
400-500 20,5
500-600 7,3
600-700 7,0
700-800 4,0

 

Рассчитайте среднюю цену одного кв. метра

Литература по теме:

Основная:

1. Гусаров В.М. Статистика: Учебное пособие для ВУЗов. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2002. Гл.5, п.п. 5.1; 5.2 (с. 52-71).

2. Ефимова М.Р., Петрова Е.В., Румянцев В.Н. Общая теория статистики: Учебник. – М.: ИНФРА – М, 2000. Гл. 4, п.п. 4.4; 4.5 (с. 89-106).

3. Практикум по теории статистики. Под ред. проф. Шмойловой Р.А. – М.: Финансы и статистика, 2002. Гл.6, п. 6.1 (с. 105-109).

Дополнительная.

1. Годин А.М. Статистика: Учебник. – М.: Издательско-торговая корпорация. «Дашков и Ко», 2002. Гл. V, параграф 1,2,3,4,6,7,8 (с. 90-112).

2. Сиденко А.В., Попов Г.Ю., Матвеева В.М. Статистика: Учебник. – М.: «Дело и сервис», 2000. Гл.7, п.п. 7.1; 7.2; 7.3 (с. 47-56).

3. Статистика: Курс лекций /Харченко Л.П., Долженкова В.Г., Ионин В.Г. и ор.; Под ред. к.э.н. В.Г. Ионина – Новосибирск: изд-во НГАЭ и У, М.: ИНФРА – М, 1999. Гл.4, п.п. 4.3; 4.5; 4.6 (с. 68-84).

Тема 6. Показатели вариации

Цель занятия: изучение и измерение вариации в зависимости от поставленных задач. К ним относятся размах вариации, среднее линейное отклонение, средний квадрат отклонений (дисперсия), среднее квадратическое отклонение, коэффициент вариации.

Необходимо четко представлять условия, порождающие вариацию признаков, а также сущность и значение измерения вариации, признаков. Следует усвоить, что изучение вариации признаков общественных явлений, находятся в прямой связи с группировками, в частности с рядами распределения. Научиться свободно, исчислять все показатели вариации.

Контрольные вопросы.

1. Что представляет собой вариация признака, от чего зависят его размеры?

2. Что такое размах вариации, по какой формуле он исчисляется, в чем его недостаток как показателя вариации?

3. Что представляет собой среднее линейное отклонение, его формула?

4. Какой показатель вариации называется дисперсией? По каким формулам она рассчитывается?

5. Что называется средним квадратическим отклонением? По каким формулам оно рассчитывается?

6. Что представляет собой дисперсия альтернативного признака? Чему она равна?

7. Каковы основные свойства дисперсии?

8. Почему дисперсия и среднее квадратическое отклонение не всегда являются достаточными для характеристики вариации признака в изучаемых совокупностях?

9. Коэффициент вариации как показатель, формула его вычисления и значение для экономического анализа.

10. Что характеризует межгрупповая дисперсия, ее формула?

11. Как определяется внутригрупповая дисперсия, средняя из внутригрупповых дисперсий, их формулы?

12. Что собой представляет правило сложения дисперсий, в чем его практическое значение?

13. Что называется эмпирическим коэффициентом детерминации, каков его смысл?

14. Что называется эмпирическим корреляционным отношением, в чем его смысл?

Задания для практических работ.

Задача №1. Имеются выборочные данные о стаже работников магазинов:

 

Стаж работы, лет До 3 3-5 5-7 7-9 Свыше 9
Среднесписочная численность работников, чел.

 

Требуется определить:

1. Средний стаж работников магазина.

2. Дисперсию.

3. Среднее квадратическое отклонение.

4. Коэффициент вариации.

Задача №2. Имеются следующие условные данные по трем группам рабочим с разным стажем работы:

 

Стаж работы, лет Число рабочих Средняя заработная плата, руб. Среднее квадратическое отклонение зарплаты, руб.
До 3
3 – 10
Свыше 10

 

Требуется рассчитать:

1. Среднюю заработную плату для всей совокупности рабочих.

2. Общую дисперсию.

3. Среднее квадратическое отклонение.

Задача №3. Имеем распределение рабочих по среднечасовой выработке изделий:

Номер рабочих Рабочие 4 разряда Номер рабочих Рабочие 5 разряда
Выработка рабочего, шт. Выработка рабочего, шт.
   
   
Итого: 6

 

Для результативного признака выработки рабочего исчислим:

1. Групповые дисперсии.

2. Среднюю из внутригрупповых дисперсий

3. Межгрупповую дисперсию.

4. Общую дисперсию.

5. Проверим правило сложения дисперсий.

6.Эмпирический коэффициент детерминации.

7. Эмпирическое корреляционное отношение.

8. Выводы о тесноте связи между квалификацией рабочих и производительностью их труда.

 

Литература по теме:

Основная:

1. Гусаров В.М. Статистика: Учебное пособие для ВУЗов. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2002. Гл.5, п.п. 5.3 (с. 71-84).

2. Ефимова М.Р., Петрова Е.В., Румянцев В.Н. Общая теория статистики: Учебник. – М.: ИНФРА – М, 2000. Гл. 5, п.п. 5.1; 5.2; 5.3; 5.4; 5.5; 5.6; 5.7; 5.8; (с. 107-158).

3. Практикум по теории статистики. Под ред. проф. Шмойловой Р.А. – М.: Финансы и статистика, 2002. Гл.7, п. 7.1 (с. 122-146).

Дополнительная:

1.Годин А.М. Статистика: Учебник. – М.: Издательско-торговая корпорация. «Дашков и Ко», 2002. Гл. V, параграф 9,10,11,12 (с. 112-126).

2. Сиденко А.В., Попов Г.Ю., Матвеева В.М. Статистика: Учебник. – М.: «Дело и сервис», 2000. Гл.8, п.п. 8.1; 8.2; 8.3; 8.4 (с. 57-66).

3. Статистика: Курс лекций /Харченко Л.П., Долженкова В.Г., Ионин В.Г. и ор.; Под ред. к.э.н. В.Г. Ионина – Новосибирск: изд-во НГАЭ и У, М.: ИНФРА – М, 1999. Гл.4, п.п. 4.7 (с. 84-90).









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2018 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.