Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Ценовая эластичность спроса и факторы ее определяющие





Эластичность – это степень реакции спроса и предложения на изменение различных факторов – цен на товары, цен на сопряженные товары, доходов покупателей.

Рассмотрим сначала эластичность спроса. Главным фактором, влияющим на спрос, является цена.

Эластичность спроса по цене (прямая эластичность) – это степень реакции величины спроса на какой – либо товар на изменение его цены.

Ценовую эластичность спроса можно выразить математически в виде коэффициента эластичности - ED, показывающего, на сколько процентов изменится величина спроса при изменение цены на данный товар на один процент.

Поскольку величина спроса находится в обратной зависимости от цены, ED представляет собой отрицательную величину. Однако, как правило, во внимание принимается лишь абсолютное значение коэффициента.

 

, или

 

 

Коэффициент эластичности спроса можно выразить через производную функцию спроса:

 

Например, если функция спроса равна: QD = 5 – 0,2Р, то D QD / DР равно –0,2.

В ряде случаев для подсчета коэффициента эластичности спроса используют формулу средней точки (дуговой эластичности), предложенную американским математиком и экономистом Р. Алленом:

 

Данную формулу рекомендуют применять к относительно небольшим интервалам изменения величины спроса и цен.

Если спрос задается линейной функцией: (где а и б – константы), то коэффициент эластичности может быть вычислен для одной

точки на кривой спроса:

В зависимости от величины коэффициента эластичности различают:

-эластичный спрос (ED >1);

-неэластичный спрос (ED < 1);

-спрос с единичной эластичностью (ED = 1);

-абсолютно эластичный спрос (ED = 0);

-абсолютно неэластичный спрос (ED =¥).

Эластичный спрос – это такой спрос, который изменяется на большую величину, чем цена товара, т.е. на каждый процент изменения цены величина спроса изменяется более чем на один процент. Эластичным спрос обычно бывает на предметы роскоши. График эластичного спроса является более горизонтальным (рис. 18).

 

Р

 

 

D

Q

Рис. 18. График эластичного спроса

 

В случае эластичного спроса производителям выгодно снижать цены, т.к. их выручка в этом случае возрастет.

Неэластичный спрос – это такой спрос, величина которого изменяется на меньший процент, чем цена товара, т.е. на каждый процент изменения цены величина спроса изменяется менее чем на один процент. Неэластичным спрос обычно бывает на предметы первой необходимости. График неэластичного спроса является более вертикальным (рис. 19).

 

Р

 

 

D

Q

Рис. 19. График неэластичного спроса

В случае неэластичного спроса выгодно повышать цены, т.к. выручка производителя в этом случае возрастет.

Спрос с единичной эластичностью – это такой спрос, при котором цена и величина спроса изменяются на одинаковый процент (рис. 20).

Р

 
 

 


D

Q

Рис. 20. График спроса с единичной эластичностью

 

В этом случае общий доход производителя остается постоянным по мере изменения цены.

Абсолютно неэластичный спрос – это такой спрос, величина которого не реагирует на изменение цены товара. График неэластичного спроса имеет вид вертикальной прямой (рис. 21).

Абсолютно эластичный спрос – это такой спрос, когда при данной цене нет пределов для реализации продукта. Такой спрос имеет место в условиях

 

Р D

 

Q

Рис. 21. График абсолютно неэластичного спроса

чистой конкуренции. График абсолютно эластичного спроса имеет вид горизонтальной прямой (рис. 22).

Р

 

D

 

Q

Рис. 22. График абсолютно эластичного спроса

 

Абсолютно неэластичный спрос и абсолютно эластичный спрос – это крайние ситуации, не имеющие отношения к спросу на широко распространенные товары.

Эластичность линейной функции спроса изменяется в зависимости от уровня цены. Спрос является эластичным при высоких ценах и неэластичным при низких. Точка единичной эластичности спроса находится в середине линии спроса. В данной точке цена обеспечивает максимальную выручку производителя и определяется по формуле: Р = а / 2б. Например, если функция спроса имеет вид: QD = 600 – 3Р, то цена равна: 600/2 * 3, или 100.

Факторы, определяющие эластичность спроса.

1. Наличие товаров - субститутов. Чем больше у товара заменителей, тем выше эластичность спроса на него.

2. Наличие разнообразных возможностей использования товара. Чем, их больше, тем выше эластичность спроса.

3. Насущность потребности, удовлетворяемой товаром. Чем насущнее потребность, тем ниже эластичность спроса. Поэтому, спрос на предметы первой необходимости неэластичен, а на предметы роскоши эластичен.

4. Доступность товара для потребителя. Чем больше ограничен доступ к товару, тем ниже эластичность спроса на него. Спрос на дефицитные товары неэластичен.

5. Степень агрегированности товара. Агрегирование – это объединение товара с другими товарами во все более и более расширяющиеся группы. Чем более агрегирован товар, тем ниже эластичность спроса. Поэтому спрос на общие товарные группы менее эластичен, чем на конкретные виды товаров.

6. Фактор времени. Спрос становится более эластичным с течением времени, потому что меняются потребности людей, заканчиваются сроки службы ранее приобретенных товаров и появляются товары – заменители.







Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.