Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Ординализм. Концепция бюджетной линии и кривых безразличия





 

Суть этих допущений состояла в следующем. Как известно, выходя на рынок, потребитель сталкивается с бесконечно большим количеством товаров и услуг. Поэтому правильнее рассматривать полезность не от потребления отдельно взятого товара, а от всего набора потребляемых товаров. Это позволило оценивать полезность не с количественной точки зрения, а с точки зрения порядка предпочтения разных наборов товаров, что и нашло отражение в ординалистском, или порядковом, подходе.

Первые шаги в этом направлении были сделаны российским экономистом Е. Е. Слуцким в статье: «К теории сбалансированного бюджета потребителя». Окончательное оформление ординалистский подход получил в работе Аллана и Джона Р. Хикса: «Пересмотр теории ценности» (1934г.).

Центральная идея ординалистского подхода – это отказ от представления о том, что потребитель способен количественно измерить полезность, извлекаемую из некоторого набора товаров, и предположение, что он может просто сравнивать различные наборы товаров с точки зрения их - предпочтительности. При этом более предпочтительны наборы товаров, имеющие более высокий уровень полезности, и равноценны наборы, имеющие одинаковый уровень полезности.

Большим шагом вперед в исследовании закономерностей потребительского поведения стало создание концепции бюджетной линии и кривых безразличия. Ее авторами считаются итальянский экономист В. Парето и английские экономисты Д. Р. Хикс и Ф. Эджуорт.

Бюджетная линия отвечает на вопрос – что может себе позволить потребитель на свой денежный доход? Она указывает на все сочетания товаров, которые может купить потребитель на свой доход. Предположим, что потребитель покупает два вида товаров – продукты питания и одежду. Комбинации продуктов питания и одежды, которые он может приобрести, будут лежать на прямой:

I = РFF + РCС, где – I - доход, Р – цена, F - количество продуктов питания, С – количество одежды.

Допустим, недельный доход потребителя составляет 40 долл., цена продуктов питания – 1 долл. за единицу, а цена одежды – 2 долл. за единицу. В табл. 5 приведены различные сочетания продуктов питания и одежды, которые потребитель может покупать при своем доходе в 40 долл.

Таблица 5

Наборы потребительских товаров и бюджетная линия

Наборы товаров Питание (F) Одежда (С) Общие расходы
А      
В      
С      
D      
Е      

На основании данных таблицы построим бюджетную линию на графике (рис. 26). Она представляет собой прямую линию от точки А до точки Е. В этом частном случае бюджетная линия задается уравнением: F + 2С = 40 долл.

По мере движения вдоль линии от набора А к набору Е потребитель тратит меньше средств на одежду и больше на продукты питания. Легко заметить, что дополнительное количество одежды, от которой надо отказаться, чтобы купить дополнительную единицу продуктов питания, определяется соотношением цены продуктов питания и цены одежды (1долл./2 долл. = ½). Это означает, что ради одной дополнительной единицы продуктов питания надо пожертвовать ½ единицей одежды.РF/PC – представляет собой угловой коэффициент бюджетной

Одежда

 
 


А

* В

* D

* E

Продукты питания

 

Рис. 26. Построение бюджетной линии

 

линии. Его величина указывает норму замещения товаров при условии, что общая сумма затрачиваемых денег остается неизменной.

Бюджетная линия зависит от дохода и цен на товары. Изменение величины дохода приводит к параллельному смещению бюджетной линии вправо, если доход возрастает, либо влево, если доход уменьшается.

Изменение цен обоих товаров также приводит к параллельному смещению бюджетной линии вправо, если цены уменьшаются, и влево, если цены возрастают. Изменение цены одного товара дает новою бюджетную линию путем вращения первоначальной линии относительно точки пересечения с вертикальной осью, либо с горизонтальной.

Желание приобрести товары, входящие в набор, отражают предпочтения потребителя. Их можно исследовать с помощью так называемых кривых безразличия. Построить такую кривую можно путем опроса какого – либо потребителя, предлагая ему оценить различные наборы, в которых сочетаются в той или иной пропорции одежда и продукты питания. При этом нас будут интересовать только такие их сочетания, которые приносят потребителю, с его точки зрения, одинаковое удовлетворение потребностей. Это будет означать, что потребителю безразлично, какой именно из наборов приобретать. Поэтому кривая, построенная по этим точкам, носит название кривой безразличия.

Предположим, что в результате опроса потребителя выявлены следующие равноценные для него сочетания одежды и продуктов питания: 1) 10 ед. одежды и 5 ед. продуктов питания, или 2) 7 и 10, или 3) 5 и 20, или 4) 4 и 30, или 5) 3 и 45. Перенесем эти данные на график и получим точки a, b, c, d, e, соответствующие этим равноценным, по мнению потребителя, сочетаниям товаров. Соединив точки плавной кривой, получим кривую безразличия (рис. 27). Каждая точка этой кривой показывает все возможные комбинации единиц одежды и продуктов питания, дающие некоторому потребителю одинаковое удовлетворение. Математически это означает, что задана функция полезности U = F(qF, qC). Например, очень часто используется функция полезности Кобба – Дугласа, имеющая вид U = q1aq2b.

Чтобы описать предпочтения человека по всем наборам продуктов питания и одежды, изобразим семейство кривых безразличия, которое называется картой безразличия (рис. 28). Карта безразличия обеспечивает ранжирование наборов потребительских товаров, т.е. расставляет их по порядку от наименее до

Одежда

a

b

c

d e U

Продукты питания

 

Рис. 27. Кривая безразличия

Одежда

 
 

 


U3

U 2

U1 Продукты питания

 

Рис. 28. Карта безразличия

наиболее предпочтительных (самые предпочтительные находятся на кривой безразличия U3), но не указывает при этом, насколько один набор предпочтительнее другого.

Двигаясь вниз по кривой безразличия, потребитель замещает одежду продуктами питания. Пропорция, в которой он это делает, называется предельной нормой замещения (MRS). MRS представляет собой максимальное количество одежды, от которого готов отказаться человек, чтобы получить одну дополнительную единицу продуктов питания. MRS уменьшается, что связано с постепенным насыщением потребностей в продуктах питания и возрастанием предельной полезности одежды.

Формы кривых безразличия могут указать на различные степени желательности замены одного товара другим. Рассмотрим, например, предпочтения Антона и Анны в потреблении соков и безалкогольных напитков на рис. 29. На рис. 29 а) кривые безразличия Антона показывают относительно низкую MRS безалкогольных напитков соком. Он готов отказаться от очень небольшого количества сока ради напитков. Очевидно, что Антон оказывает сильное предпочтение соку.

На рис. 29 б) показаны предпочтения Анны. У нее высокая MRS напитков соком. Ее предпочтение напиткам сильнее. Если бы Анна совсем не любила сок, ее кривые безразличия представляли бы прямые вертикальные линии. Аналогичным образом, если бы Антон был равнодушен к напиткам, то кривые безразличия у него были бы прямыми горизонтальными линиями.

 

а) предпочтения Антона

Сок

 
 

 

 


Безалкогольные напитки


б) предпочтения Анны

Сок

 
 

 

 


Безалкогольные напитки


Рис. 29. Графическое выражение индивидуальных различий

в предпочтениях

На рис. 30 а) показаны совершенно взаимозаменяемые товары. К данной группе товаров относятся предметы и услуги, которые потребитель готов заменять один на другой в постоянном соотношении. Проанализируем наиболее простую ситуацию, когда товары заменяются в пропорции один к одному. Например, выбор между красными и синими карандашами. Потребителю необходимо приобрести 10 карандашей и ему безразлично, какого они цвета. Функция полезности в данном случае будет иметь вид: q1 + q2 = 10. Графически кривая безразличия будет иметь вид прямой линии, имеющей тангенс угла наклона, равный -1, а MRS будет постоянной величиной.

Кривые безразличия, дающие этому потребителю большее удовлетворение (например покупка 15 карандашей), будут находиться на параллельных прямых выше и правее начальной кривой безразличия.

На рис. 30 б) изображена жесткая взаимодополняемость товаров, когда каждому уровню удовлетворения потребителя соответствует одна их комбинация, вследствие чего MRS всегда равна нулю. В эту группу входят товары и услуги, потребляемые всегда вместе и в строго фиксированных пропорциях. Типичным примером дополняющих друг друга товаров являются предметы обуви. Потребителю нравятся ботинки, но он не может купить правый ботинок, не приобретя левый. Однако большинство комбинаций находится между этими двумя крайностями.

Чтобы определить потребительский выбор, необходимо совместить бюджетную линию и карту безразличия (рис. 31). Оптимальный набор товаров должен отвечать двум требованиям. Во-первых, он должен находиться на бюджетной линии. Во-вторых, оптимальный набор товаров должен предоставить потребителю их наиболее предпочтительное сочетание. Эти условия сводят проблему максимизации удовлетворения потребностей к выбору подходящей Красные карандаши

 

 


Синие карандаши

Рис. 30 а). Графическое выражение предпочтений по совершенно взаимозаменяемым товарам

Правые ботинки

       
 
   
 

 

 


Левые ботинки

Рис. 30 б). Графическое выражение предпочтений по жестко

взаимодополняемым товарам

точки на бюджетной линии. В нашем примере это точка А. В данной точке MRS = PF / PC. Удовлетворение максимизируется, когда предельная норма замещения одежды продуктами питания (С на F) равна соотношению их цен (F к C).

C

*B

A * D

*

 

 

F

Рис. 31. График максимизации удовлетворения потребностей потребителя

Другими словами, норма, при которой потребитель готов заменить одежду на продовольствие, должна быть равна рыночной норме, при которой эта замена возможна.

Равенство MRS и PF / PC можно рассматривать как равенство предельной выгоды, т.е. выгоды, связанной с потреблением одной дополнительной единицы продовольствия, и предельных издержек.

Если потребитель не покупает какой – либо товар, например, одежду, то мы имеем ситуацию, которая называется угловым решением (рис. 32).

Рассмотрим, какое влияние на точку равновесия окажут изменения дохода и относительных цен (т.е. когда изменяется цена только одного товара, или двух, но в разной степени). Как мы уже отмечали, увеличение или уменьшение дохода приводит к параллельному сдвигу бюджетной линии. Для каждой бюджетной линии мы можем построить кривую безразличия, которая будет иметь с бюджетной линией точку касания. Если мы соединим эти точки касания, то получим линию «доход – потребление», или кривую Энгеля (рис. 33), каждая

 

C

 
 

 

 


Рис. 32. Ситуация углового решения

C

 


A3

A2

A1

 

F

Рис. 33. Кривая зависимости потребления от дохода

точка которой показывает, как изменяется оптимальное соотношение приобретаемых товаров при увеличении или уменьшении дохода (предполагаем, что цены товаров не меняются).

С

 

 

 
 


А1

 

А2 А3

 

0 F

Рис. 34. Линия «цена – потребление»

 

Изменение относительных цен приводит к изменению наклона бюджетной линии. Для каждой новой бюджетной линии можно найти соответствующие кривые безразличия, которые будут соприкасаться с бюджетными линиями в точках А1, А2, А3. Соединив эти точки, мы получим кривую «цена – потребление» (рис. 34), каждая точка которой показывает оптимальное соотношение двух товаров, приобретаемых потребителем, когда меняются относительные цены товаров, а доход остается неизменным.

Потребитель может выбирать не только между расходованием дохода на два товара, но и между расходованием денег на некоторый товар, с одной стороны, и направлением их на покупку других товаров. В этом случае будет иметь место расширенная бюджетная линия (рис. 35).

Уравнение расширенной бюджетной линии –

 

Доход (I)

А

 
 


У

 

 

О Товар X

Рис. 35. График расширенной бюджетной линии

 

Где, УА – расходы на товар Х, ОУ – расходы на прочие товары, а в сумме они дают величину дохода: ОУ + УА = I

 

Ключевые понятия

 

Суверенитет потребителя. Рациональность потребителя. Эффект присоединения к большинству. Эффект сноба. Эффект Веблена. Экономический человек. Полезность. Предельная полезность. Принцип убывающей предельной полезности. Правило максимизации полезности. Общая полезность. Бюджетная линия. Кривая безразличия. Предельная норма замещения. Карта безразличия. Потребительский выбор с точки зрения ординализма.







ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.