|
Модуль 7. МЕЖСТРАНОВАЯ И МИРОХОЗЯЙСТВЕННАЯИНТЕГРАЦИЯ Цель темы: студент знает тенденции и факторы международной экономической интеграции Задачи темы: студент понимает сущность международного разделения труда и интеграционных процессов в экономике стран
Теоретический материал Тенденции и факторы международной экономической интеграции. Интеграционные процессы в экономике стран 7.1.1 Тенденции и факторы международной экономической Интеграции Интеграционные процессы в экономике стран СНГ Экономическая интеграция Беларуси и России
Тенденции и факторы международной экономической интеграции. Интеграционные процессы в экономике стран 7.1.1 Тенденции и факторы международной экономической Интеграции В мировой экономике за последнее время сложился ряд долговременных тенденций. Это прежде всего глобализация финансовых рынков и усиление взаимозависимости националь ных экономик, повышение внешнего фа ктора в их развитии, сохранение стабильных темпов экономического роста, увеличе- ние удельного веса сферы услуг, развитие региональных интеграционны х процессов. Важнейшими особенностями развития мировой хозяйственной системы становятся усиление роли социальных факторов научно-технического и экономического роста, возрастающая значимость человеческого капитала.
203
Мировой опыт показывает,
что для эффективного участия в мирохозяйственных связях и успеха в международной конкуренции любая страна должна располагать так называемыми «детерминантами», т.е. всеми необходимыми факторами производства, развитыми родственными или поддерживающими отраслями (или «кластерами»), которые могут гарантировать выпуск конкурентоспособной продукции и услуг, пользующихся спросом на мировом рынке, а также грамотной конкурентной стратегией непосредственно у самих товаропроизводителей. Международная экономическая интеграция обусловлена рядом объективных факторов, среди которых важнейшее значение имеют: · углубление международного разделения труда, кооперации производства; специализации и · ускорение научно-технического прогресса, развитие и внедрение информационных технологий; · расширение региональных группировок; · формирование региональных рынков; · интернационализация хозяйственной жизни; · создание транснациональных корпораций и финансово-промышленных групп. Благодаря межстрановой специализации и кооперации усиливается процесс интернационал изации на ционал ьной э кономики, что в с вою очеред ь предопределяет создание транснациональных корпораций, финансово- промышленных и других структурно-территориальных образований. В различных регионах земного шара сложился ряд интеграционных объ- единений (Европейский союз, НАФТА, ОПЕК, СНГ и др.). Они существенно отличаются друг от друга характером складывающихся между странами - участницами отношений, используемыми организационными формами и результатами деятельности. Интернационализация хозяйственной жизни представляет собой формирование устойчивых международных связей в про изводственно - экономической сфере на основе международного разделения труда. Развитию интернационализации способствует создание крупных международны х производственно-коммерческих фирм, получивших название транснациональных корпораций (ТНК). Транснационализация – это межгосударственная интеграция, реализуемая на уровне частных фирм.
204
В экономической науке под глобализацией понимается свободное движение между странами товаров и факторов производства (труда, капитала и знаний). В подготовленном в рамках ПРООН группой экспертов докладе о развитии человека за 1999 г. «Глобализация с человеческим лицом» отмечается, что глобализация – это не новое явление. Однако наша эпоха отличается от все х предыдущих появлением: · новых рынков – рынков иностранной валюты и капиталов, объединенных на глобальном уровне, которые действуют круглос уточно, обеспечивая совершение операций на расстоянии и в реальном времени; · новых инструментов – сети Интернет, сотовых телефонов, информационных сетей; · новых действующих лиц – Всемирной торговой организации (ВТО), решениям которой подчиня ются правительства с тран; многонаци ональны х корпораций, экономическое могущество которых больше, чем у многи х государств; всемирных сетей неправительственных организаций (НПО) и других групп, деятельность которых не ограничивается национальными гра - ницами; · новых правил – многосторонних соглашений по вопросам торговли, услуг и интеллектуальной собственности, поддерживаемых эффективными механизмами осуществления и имеющих большую, чем ранее, обязательную силу для национальных правительств, национальной политики. что уменьшает прерогативы В то же время глобализацию стимулирует рыночная экспансия (т.е. открытие нацио нальны х границ для международной торговли, потоко в капитала, информации), опережающая развитие управления этими рынками и прогнозирование последствий глобализации для населения. Вместе с тем следует отметить, что более весомые успехи достигнуты в разработке норм, стандартов, политики и институтов в интересах открытых глобальны х рынков, чем в интересах людей и защиты их прав. В настоящее время интеграционные процессы реализуются в различных формах с использованием механизмов, важнейшими из которых являются: · мировая торговля товарами и услугами; · международное производственное сотрудничество; · международное научно-техническое сотрудничество; · формирование региональных интеграционных объединений.
205
Мировая торговля – это сфера международных товарно-денежных отношений, представляющих собой совокупность внешней торговли всех стран земного шара. Продавцами и покупателями выступают как государственные организации, так и акционерные и частные пред приятия, а также отдел ьные лица. Вывозимые товары (экспорт) и ввозимые (импорт) составляют внешнеторговый товарообор от с траны. Разница межд у стоимос тными объемами экспорта и импорта за определенный период образует сальдо торгового баланса. Оно считается положительным, активным, если стоимость экс порта пре вышает стоим ость импорта; о трицательным, или пассивным, – при обратном соотношении. Сумма стоимостных объемов экс - порта и импорта составляет внешнеторговый оборот страны. Исторически сложились две противоположные системы внешнеторговой политики: протекционизм и свобода торговли. Протекционизм – это политика государства, имеющая своей целью оградить нацио нальную эконом ику о т иностранной конкуренции п утем введения высоких пошлин на ввозимые товары, ограничений или полного запрещения ввоза определенных товаров. Политика протекционизма осуществляется главным образом посредством таможенных тарифов и нетарифных ограничений. Таможенный тариф – это система ставок платы (пошлин) за товары, перевозимые через границу. Он включает перечень облагаемых пошлинами товаров, беспошлинных товаров; товаров, запрещенных к ввозу, вывозу и транзиту, а также ставок таможенных пошлин. На практике широко используется двойной таможенный тариф, который включает два ряда ставок таможенных пошлин (максимальные и минимальные), каждый из которы х применяется к товарам определенных стран в зависимости от торгово - политических отношений с ними. Нетарифные ограничения – это система административных и экономических мер (финансовых, кредитных и др.), применяемых государством с целью регулирования ввоза и вывоза товаров. Нетарифные ограничения распространяются на 40 % мирового импорта товаров. Существует более 50 различных способов нетарифных ограничений, к числу которых относятся: государственная монопо лия на внешнюю торговлю, система лицензирования на осуществление экспортно-импортных операций, валютный контроль за вывозом товаров и др. Используются также
206
требования экологической чистоты товаров, стандартов безопасности, правил маркировки, упаковки. Для удовлетворения потребностей внутреннего рынка в отдельных видах продукции могут устанавливаться соответствующие экспортные квоты. Продажа товаров или услуг за рубежом по ценам ниже цен внутреннего или мирового рынка с целью устранения конкурентов и захвата внешни х рынков назы вается демпингом. Для бор ьбы с ним и поддержки собственны х товаропроизводителей используются антидемпинговые тарифы. Применение подобной меры соответствует международному законодательству. В последние годы возникли новые формы внешнеторгового регулирования – добровольные экспортные ограничения – квоты на экспорт национальных товаров в отдельные страны. Происходит это в случаях, когда иностранные фирмы дают добровольное согласие на свои экспортные огран ичения для предупреждения более жестких торговых санкций. Одним из важных направлений интеграционных процессов и развития внешней торговли является ее либерализация, которая предусматривает снижение или о тмену тарифов и не тарифны х барьеров межд у странами на основе двух- и многосторонних соглашений отдельных государств. В 1947 г. 23 страны мира подписали Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ), направленное против протекционизма и предусматривающее стимулирование процесса либерализации внешней т о р г о в л и. В д а л ь н е й ш е м к э т о м у с о г л а ш е н и ю п р и с о е д и н я л и с ь д р у г и е страны. В 1995 г. данная структура была преобразована во Всемирную торговую организацию (ВТО), штаб-квартира которой находится в Женеве (Швейцария). Если правила ГАТТ распространились на торговлю товарами, то ВТО занимается также торговлей услугами и связанными с торговлей аспектами интеллектуальной собственности. ВТО способствует устранению препятствий на пути международных потоков товаров и услуг, включая нетарифные барьеры, количественные и другие ограничения, а также регулирует импортные пошлины. Республика Беларусь в декабре 1992 г. получила статус наблюдателя при ГАТТ/ВТО. Осенью г. Совет представителей ГАТТ принял положительное решение относител ьно заявления Республики Беларусь о присоединении к ГАТТ, учредив, как того требует процедура, Рабочую группу государств–членов ГАТТ по присоединению Беларуси к данном у соглашению.
207
В настоящее время Беларусь ведет заключительные переговоры о вступлении в ВТО. Членство в этой организации даст республике возможность стать полноправным участником процесса многостороннего регулирования мировой торговли, что будет способствовать снятию существующих преград для продвижения товаров и услуг на рынки других стран. Важнейшим механизмом интеграции является международное производственное сотрудничество, в основе которого лежат отраслевая и внутриотраслевая специализац ии отде льных с тран по изготовлени ю ряда продуктов или их частей (агрегатов, узлов, деталей), с целью достижения массового производства, высокого уровня производительности труда на базе новой техники и технологии, снижения издержек производства и др. Развитие международного внутри - и межфирменного разделе ния труда ведет к возник новению элементо в прямой п роизводственно й кооперации межд у предприятиями различных стран. Основными формами международного производственного сотрудничества являются: совместная кооперация производства и сбыта продукции на основе специализации и кооперирования, совместное владение предприятиями (совместные предприятия), подрядное строительство и др. Важнейшими чертами международного производственного сотрудничества являются: стабильность и регулярность экономических отношений межд у пар тнерами из разн ых стран; рас пределение заданий в рамках согласованных программ; закрепление за партнерами производственн ой специализаци и на основе долгосрочны х соглаше ний между ними. Все возрастающую роль в развитии мирохозяйственной интеграции играет научно-техническое сотрудничество, которое осуществляется в виде разработки и реализации совместных программ научно-исследовательских и проектно-конструкторских работ, формирования совместных научно- исследовательских групп специалистов или организаций. Основными форма - ми научно-технического сотрудничества являются: создание общих научно - исследовательских центров, бюро, лабораторий для разработки и внедрения новых технологий и техники, подготовки высококвалифицированного исследовательского персонала. Для преодоления препятствий, создаваемых государственными границами, создаются региональные интеграционные объединения, действующие в
208
соответствии со специальными соглашениями и имеющие свои организационные структуры и руководящие органы. Самая простая форма экономической интеграции – зона свободной торговли, между странами-участниками которой отменяются торговые ограничения, прежде всего таможенные пошлины. Следующей формой интеграционного объед инения я вляется таможенный с оюз – с оглашение группы стран о взаимной отмене таможенных тарифов и установлении единой тарифной политики по отношению к третьим странам. Более сложной формой экономической интеграции является общий рынок, обеспечивающий его участникам наряду со свободной взаимной торговлей и единым внешним тарифом с вобод ное передвижение капиталов и рабоче й силы, а также согласование экономической политики. Наиболее сложной формой межгосударственной интеграции является экономический союз, который предусматривает также общую экономическую и валютно-финансовую политику входящих в него стран. Для Республики Беларусь, которая входит в СНГ и непосредственно граничит со странами Европейского союза, проведение многовекторной внешнеэкономической политики и всесторон него сотрудничества с соседними странами имеет приоритетное значение для устойчивого развития и повышения конкурентоспособности национальной экономики.
7.1.2
Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|