Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Основы экономической безопасности





Республика Беларусь вошла в XXI в. с открытой и ориентированной на

экспорт экономикой . Около 60 % ее ВВП органично связано с внешними

рынками, что определяет большую зависимость страны от мировых

тенденций экономичес кого развития . Ограниченные запасы собст венны х

топливно-энергетических ресурсов создают серьезные проблемы в области

стабильных поставок нефти и газа . Эти и другие дестабилизирующие

факторы опред еляют а ктуальност ь об ес печения экономическ ой безопаснос ти

страны с учетом внешних и внутренних угроз.

Экономическая безопасность – это такое состояние национальной

экономики , которое позволяет обеспечить ее устойчивое функционирование

в условия х воздействия неблагоприятных внутренних и внешни х факторов ,

достаточное удовлетворение общественных потребностей , необходимую

обороноспособность, защиту национальных интересов.

Обеспечение экономической безопасности – это создание государством


условий,


гарантирующих недопущение нанесению хозяйству страны


непоправимого ущерба от внутренних и внешних экономических угроз.

Экономическую безопасность следует рассматривать как систему

взаимосвязанны х уровней : международ ного , национального , регионального ,

отраслевого, отдельных предприятий, личности.

 

232


 

Под международной экономической безопасностью понимается такое


состояние международных отношений,


при которых обеспечиваются


взаимовыгодное сотрудничество различных стран в решении национальных и

интернациональных экономических проблем , свободный выбор и осуществление

ими своей модели социально-экономического развития и участие в



международном разделении труда. Важными механизмами обеспечения

международной безопасности является двух- и многосторонние соглашения

государств об экономическом сотрудничестве, учет взаимных интересов, отказ

от силового давления, равноправные отношения различных стран.

Международная экономическая безопасность обеспечивается различными


структурами ООН,


другими международными экономическими


организациями, в том числе МВФ, Всемирным банком, ВТО, ФАО.

Экономическая безопасность страны представляет собой сложную

систему, важнейшими составляющими которой являются следующие виды

безопасности:

· производственная;

· финансовая;

· продовольственная;

· энергетическая;

· инфраструктурная;

· инновационная;

· внешнеэкономическая.

Производственная безопасность – основа экономической безопасности,

поскольку аккумулирует в себе все многообразие факторов , прямо или

косвенно влияющих на уровень последней . Производственная безопасность

определяется способностью реального сектора экономики обеспечи ть

производство необходимой продукции для удовлетворения потребности

страны с учетом эффективных внешнеэкономических связей.

Основными угрозами производственной безопасности в Республике

Беларусь являются:

·износ, физическое и моральное старение основных производственных

фондов;

· высокая энерго- и материалоемкость производства, зависимость от

внешних поставок топливно-энергетических и материально-сырьевых

ресурсов, а также комплектующих;

· неустойчивое финансовое положение предприятий, дефицит оборотных

средств;

 

233


 

· наличие устаревших технологий;

· высокий уровень монополизации в производственной сфере,

несовершенство механизма регулирования деятельности производственных

монополий, что позволяет повышать цены без снижения издержек

производства и улучшения качества продукции;

· сохранение сложившейся структуры производства без учета спроса на

выпускаемую продукцию.

Для повышения производственной безопасности необходимы:

· структурная модернизация экономики путем приоритетного развития

наукоемких высокотехнологичных экспортоориентированных и

импортозамещающи х нересурсо - и неэнергоемких производств с высокой

долей добавленной стоимости;

· повышение конкурентоспособности выпускаемой продукции;

· переход на инновационный путь развития экономики;

· социальная ориентация перспективной структуры экономики,

ускоренное развитие сферы услуг.

Финансовая безопасность страны охватывает все секторы экономики:


государство,


нефинансовые предприятия,


финансовые организации,


домашние хозяйства , регионы, а также внешнеэкономическую деятельность .

Устойчивость финансовой системы определяется уровнем дефицита

бюджета , стабильностью цен , банк овской системы и национально й валюты ,

нормализацией финансо вых поток ов и расчетных отношений ,

золотовалютным запасом , развитием финансового рынка и рынка ценны х

бумаг, размерами внешнего и внутреннего долгов , дефицита платежного


баланса,


обеспечением финансовых условий для активизации


инвестиционной деятельности.

Для обеспечения финансовой безопасности необходимо снизить


инфляцию,


что имеет первостепенное значение для общей


сбалансированности финансовых потоков и равновесия в экономике .

Уровень цен отражает конъюнктуру на финансовых рынках , рынках валюты ,

состояние бюджетного , торгового и платежного балансов страны . Поэтом у


общий инфляционный потенциал экономики,


складывающейся из


с о в о к у п н о с т и ф а к т о р о в , в о м н о г о м о п р е д е л я е т ф и н а н с о в у ю б е з о п а с н о с т ь в

целом.

Основная задача обеспечения финансовой безопасности Беларуси –

улучшение финансового состояния организаций реального сектора

экономики, уменьшение числа убыточных производств.

 

234


 

Продовольственная безопасность


 

является как самостоятельным


направлением, так и составной частью экономической безопасности . Этот

термин официально принят в мировой практике для характеристики

состояния продовольственного рынка и в целом экономики стран или группы

интегрированных стран (ЕС, СНГ), а также мирового рынка продовольствия .

Эксперты Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН

оценивают состояние международной продовольственной безопасности по

двум показателям : объемам переходящих до следующего урожая мировых

зерновых запасов и уровню мирового производства зерна в среднем на душу

населения.

В Республике Беларусь разработана и в марте 2004 г. одобрена

Правительством Концепция национальной продовольственной безопасности .

Для обеспечения продовольственной безопасности требуется, чтобы

совокупные потребности в сельскохозяйственной продукции и

продовольствии покрывались в основном за счет собственного производства .


Институтом аграрной экономики НАН Беларуси установлено,


что


национальное агропромышленное производство должно удовлетворять не

менее 85 % спроса и предложения сельскохозяйственной продукции и

занимать не менее 80 % внутреннего рынка продовольствия . По таким


важнейшим продуктам,


как мясо и мясопродукты,


молоко и


молокопродукты, яйцо , хлебопродукты , картофель, нашей стране важно

иметь 100%- ную обеспеченность , а по другим (масло растительное, сахар ,

рыба и рыбопродукты , овощи и фрукты ) – не менее 70 %. На внутренний

потребительский рынок для расши рения ассортимента и раз вития

конкурентной среды должна поступать также продукция , аналогичная

производимой в Беларуси.

В Концепции национальной продовольственной безопасности определено,

что минимальный критический уровень сельскохозяйственного

производства , ниже которого нас тупают за висимос ть о т имп орта и

ослабление экономической безопасности, имеет для Республики Беларусь

следующие значения : зерно – 5,5–6,0 млн т, картофель – 6,0–6,5; овощи –

0,8–1,0; плоды и ягоды – 0,35–0,45; сахарная свекла – 1,3–1,5; рапс – 0,13;

молоко – 4,2–4,5; мясо всех видов ( живой вес ) – 0,9–1,0 млн т; производство

сахара-песка из собственного сырья – 150–180 тыс. т и масла растительного –


40–45


тыс.


т.


Агропромышленный комплекс Беларуси располагает


достаточным потен циалом для обе спечения продовол ьственной б езопасности

страны.

 

235


 

Энергетическая безопасность


 

является важнейшим слагаемым


экономической безопасности Республики Беларусь, что обусловлено слабой

обеспеченностью страны собственными топливно-энергетическими

ресурсами (до 15 % общего объема потребления).

Энергетическая безопасность, по определению Мирового энергетического

совета, – это наличие энергии в том количестве и того качества , которые

необходимы при определенных экономических условиях.

Для энергетической безопасности Республики Беларусь важна не столько

минимизация энерге тической за висимости , сколь ко сокращение с вязанных с


ней рисков.


Энергетическая безопасность определяется как долей


собственных топливно-энергетических ресурсов в общем энергобалансе , так

и и х разнообра зием . Считается нормальным использование в равны х пропор -

циях не менее трех основны х видов топлива , например , для многих стран –

природного газа , нефти , угля . Для каждой страны эти пропорции

индивидуальны.

Энергетическая безопасность Республики Беларусь – это комплекс

условий, позволяющих осуществлять достаточное и надежное снабжение

страны топливно-энергетическими ресурсами для устойчивого

функционирован ия экономики и обесп ечения жизнедеятел ьности л юдей в

нормальных и чрезвычайных ситуациях.


С целью предотвращения угроз необходимы:


диверсификация


импортируемых топливно-энергетических ресурсов ( ТЭР) по видам топлива

и его поставщикам на основе разработки альтернативных варианто в

энергообеспечения и увеличение их стратегических запасов ; повышение

доли собственных энергетических ресурсов в структуре топливно -

энергетического баланса до 25–30 %; разработка совместных программ

повышения коллективной энергетической безопасности с государствами


мирового сообщества,


прежде всего со странами



поставщиками


энергоресурсов в Беларусь.

В настоящее время Республика Беларусь в поставках энергоносителей

практически полностью зависит от России , откуда импортируется 85–87 %

топливных ресурсов. В пересчете на тонны нефтяного эквивалента 70 %

потребляемых в Беларуси энергоносителей составляет российский

природный газ.

Одним из перспективных направлений экономии топливных ресурсов

является перевод котельных в мини-ТЭЦ. Комбинированная выработка

электрической и тепловой э нергии на таких теплоэлектр оцентраля х

 

236


 

позволяет исп ользовать топли во вдвое эффективнее по сравнению с

обыкновенными котельными.

Усилению энергетической безопасности будут способствовать

строительство гидроэлектростанций в Гродно и Полоцке , а также создание

подземных газохранилищ.

Для обеспечения энергетической безопасности целесообразно повысить

удельный вес дров и торфа в топливном балансе страны . При этом если

ресурсы торфа исчерпаемы и большая часть их уже освоена , то Беларусь

обладает возрастающим лесосырьевым потенциалом , который используется

далеко не полностью . В стране каждый год на корню прирастает более 28

млн м3 древесины , а заготавливается около 12 млн м3. К тому же на

деревообрабатывающих предприятиях образуется до 3,7 млн м3 отходов,

которые наряду с 4,5 млн м3 низкокачественной древесины могут быть

использованы как топливо.

Инфраструктурная безопасность имеет для национальной экономики

Беларуси особое значение, так как республика занимает стратегически

важное геополитическое и экономико-географическое положение ,

располагает густой сетью железнодорожных и автомобильных магистралей ,

газо- и нефтепроводов.


К инфраструктуре относятся отрасли,


создающие условия


жизнедеятельности общества.


Инфраструктура подразделяется на


производс твенную и социал ьную . Производственная инфраструктура

включает отрасли, которые непосредственно обслуживают производство ( все

виды транспорта , связь, электро-, газо -, водоснабжение и др .). К социальной

инфраструктуре относятся торговля , жилищно-коммунальное хозяйство ,

система здравоохранения и образования , предприятия бытового обслу -

живания и др.


Главная задача инфраструктурной безопасности



обеспечение


устойчивого развития экономики и благоприятных условий

жизнедеятельности населения.

Основной задачей транспортно-коммуникационной безопасности является

сохранение и укрепление конкурентных преимуществ страны ,

обусловленных ее геополитическим и географическим положением . Поэтому

в процессе формирования единого транспортного , энергетического и

экономического пространства с Российской Федерацией необходимо

максимально сохранить за Республикой Беларусь ее долю собственности и

экономическую самостоятельность в области транспортно-ком -

 

237


 

муникационной инфраструктуры , активнее привлекать средства други х

зарубежных инвесторов . Этому должно способствовать осуществление

гибкой тарифной политики , взаимосвязанной с комплексом налогово-

финансовых и структурных мероприятий.


Инновационная безопасность


имеет для Беларуси первостепенное


значение, так как в государствах с ограниченными природными ресурсами

роль научно-технической и инновационной деятельности является

решающей в обеспечени и не только экономической , но и национально й

безопасности в целом.

Основным показателем развития научной деятельности, принятым для

межстрановых сопоставлений , является доля затрат на исследования и

разработки в валовом внутреннем продукте (наукоемкость ВВП).

В Республике Беларусь в последние годы данный показатель составляет

менее 1 %.

Внешнеэкономическая безопасность должна гарантировать сохранение


экономического суверенитета страны,


рост конкурентоспособности


национальной экономики и защиту интересов белорусских производителей с

учетом изменений мировых экономических процессов . К числу важнейши х

факторов, определяющих внешнеэкономическую безопасность, следует

отнести:

· конкурентоспособность товаров и услуг на внешних рынках;

· объемы внешнеторгового оборота, экспорта и импорта, а также сальдо

внешнеторговых операций и их отношение к объему ВВП;

· товарную диверсификацию экспорта и импорта;

· долю добавленной стоимости в экспорте основных видов продукции;

· внешнюю задолженность.

Серьезную угрозу внешнеэкономической безопасности республики

представляет низкая диверсификация экспорта и импорта товаров . Несмотря

на то, что в 2009 г . белорусские товары поставлялись на рынки 142


государств,


продукция импортировалась из


151 страны,


основными


торговыми партнерами Беларуси являлись : Россия – 58,5 % всего объема

товарооборота, Германия – 5,3, Великобритания – 4,2, Польша – 4,0, Украина –

3,6, Нидерланды – 3,5, Литва – 1,8, Италия и Китай – 1,5, Латвия – 1,4, США –

1,1 %. На долю этих государств приходится свыше 84 % белорусского

экспорта и более 86 % импорта.

Угрозы экономической безопасности и политическому имиджу любой

страны создают размер внешнего долга и тенденция к его росту . Государство

 

238


 

вынуждено затрачивать на погашение долга значительные бюджетные

средства . Безопасным уровнем внешнего долга в мировой практике принято

считать такой , на обслуживание которого направляется не более 25 % общих

валютных поступлений страны . Внешний государственный долг Республики

Беларусь небольшой и не представляет угрозы ее экономической

безопасности.

Основные задачи обеспечения демографической безопасности состоят в

стабилизации рождаемости и ее повышении в перспективе до уровня ,

обеспечивающего нормальный режим воспроизводства населения ,

улучшении социально-экономических условий жизнедеятельности семей ,

оптимизации внутренних и внешних миграционных процессов . Республикой

Беларусь, единственной из всех стран мира , принят Закон « О де -

мографической безопасности Республики Беларусь ». Для его реализации

разработана Национальная программа демографической безопасности

Республики Беларусь.

Главной задачей усиления социальной безопасности является повышение

материального благосостояния граждан на основе реформы о платы труда ,

обеспечения социальной защит ы и соблюдения социальных гарант ий .

Политика государства в этой области должна быть направлена на устранение

социальных опасностей и угроз , оказывающих влияние на уровень и качество

жизни людей.

Ухудшение экологической ситуации в мире, наличие на территории

республики объектов повышенного риска , последствия катастрофы на

Чернобыльской АЭС обусловливают необходимость первоочередного

решения проблем экологической безопа сности . О н а я в л я е т с я о б я з а т е л ь н ы м

условием устойчивого социально-экономического развития и отражает

состояние защищенности жизни и здоровья человека и среды обитания от

возможны х вредных воздействий экон омической или иной деятель ности ,

чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.


Для обеспечения


информационной безопасности


необходимы


эффективное использование национальных информационных ресурсов ,

защита безопасности информационны х систем и сетей связи , поддержк а


современных информационных технологий,


национальной индустрии


средств информатизации и связи.

Главной целью оборонной безопасности является создание необходимых

условий для обеспечения эффективной защиты суверенитета и

территориальной целостности страны в случае применения против нее ( или

 

239


 

угрозы ) вооруженной силы . Первостепенное значение имеют проведение

государственной п олитики , напра вленной на предотвращ ение войны и

поддержание мира , участие в система х международной безопасности , в том

числе в рамках Договора о создании Союзного государства и Договора о

коллективной безопасности . Для обеспечения оборон ной безопасности

необходимо повысить эффективность военно-промышленного комплекса ,

привести потенциал белорусской армии в соответствие с новыми реалиями

геостратегической, военно-политической и экономической ситуаций.

Угрозы экономической безопасности – это негативные факторы и явления,

оказывающие дестабилизирующее воздействие на хозяйство страны и

ухудша ющие социально-экономические условия жизнедеятельности

человека.

Показатели и индикаторы экономической безопасности – наиболее

значимые параметры, характеризующие состояние экономической системы

страны, ее устойчивость и мобильность.

Пороговые значения экономической безопасности – предельные величины,

несоблюдение которых способствует дестабилизации национальной

экономики, обострению социальной и политической ситуации.

Для оценки реального состояния экономической безопасности важное

значение имеют не столько сами показатели, сколько их пороговые

(предельные ) значен ия . Они должны бы ть на учно обосно ваны и официал ьно

признаны. В нашей стране впервые пороговые значения и показатели

социально-экономической безопасности были определены в Национальной


стратегии устойчивого развития Республики Беларусь,


одобренной


Президиумом Совета Министров Республики Беларусь в марте 1997 г.









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.