|
Основы экономической безопасности⇐ ПредыдущаяСтр 21 из 21 Республика Беларусь вошла в XXI в. с открытой и ориентированной на экспорт экономикой. Около 60 % ее ВВП органично связано с внешними рынками, что определяет большую зависимость страны от мировых тенденций экономичес кого развития. Ограниченные запасы собст венны х топливно-энергетических ресурсов создают серьезные проблемы в области стабильных поставок нефти и газа. Эти и другие дестабилизирующие факторы опред еляют а ктуальност ь об ес печения экономическ ой безопаснос ти страны с учетом внешних и внутренних угроз. Экономическая безопасность – это такое состояние национальной экономики, которое позволяет обеспечить ее устойчивое функционирование в условия х воздействия неблагоприятных внутренних и внешни х факторов, достаточное удовлетворение общественных потребностей, необходимую обороноспособность, защиту национальных интересов. Обеспечение экономической безопасности – это создание государством условий, гарантирующих недопущение нанесению хозяйству страны непоправимого ущерба от внутренних и внешних экономических угроз. Экономическую безопасность следует рассматривать как систему взаимосвязанны х уровней: международ ного, национального, регионального, отраслевого, отдельных предприятий, личности.
232
Под международной экономической безопасностью понимается такое состояние международных отношений, при которых обеспечиваются взаимовыгодное сотрудничество различных стран в решении национальных и интернациональных экономических проблем, свободный выбор и осуществление ими своей модели социально-экономического развития и участие в международном разделении труда. Важными механизмами обеспечения международной безопасности является двух- и многосторонние соглашения государств об экономическом сотрудничестве, учет взаимных интересов, отказ от силового давления, равноправные отношения различных стран. Международная экономическая безопасность обеспечивается различными структурами ООН, другими международными экономическими организациями, в том числе МВФ, Всемирным банком, ВТО, ФАО. Экономическая безопасность страны представляет собой сложную систему, важнейшими составляющими которой являются следующие виды безопасности: · производственная; · финансовая; · продовольственная; · энергетическая; · инфраструктурная; · инновационная; · внешнеэкономическая. Производственная безопасность – основа экономической безопасности, поскольку аккумулирует в себе все многообразие факторов, прямо или косвенно влияющих на уровень последней. Производственная безопасность определяется способностью реального сектора экономики обеспечи ть производство необходимой продукции для удовлетворения потребности страны с учетом эффективных внешнеэкономических связей. Основными угрозами производственной безопасности в Республике Беларусь являются: ·износ, физическое и моральное старение основных производственных фондов; · высокая энерго- и материалоемкость производства, зависимость от внешних поставок топливно-энергетических и материально-сырьевых ресурсов, а также комплектующих; · неустойчивое финансовое положение предприятий, дефицит оборотных средств;
233
· наличие устаревших технологий; · высокий уровень монополизации в производственной сфере, несовершенство механизма регулирования деятельности производственных монополий, что позволяет повышать цены без снижения издержек производства и улучшения качества продукции; · сохранение сложившейся структуры производства без учета спроса на выпускаемую продукцию. Для повышения производственной безопасности необходимы: · структурная модернизация экономики путем приоритетного развития наукоемких высокотехнологичных экспортоориентированных и импортозамещающи х нересурсо - и неэнергоемких производств с высокой долей добавленной стоимости; · повышение конкурентоспособности выпускаемой продукции; · переход на инновационный путь развития экономики; · социальная ориентация перспективной структуры экономики, ускоренное развитие сферы услуг. Финансовая безопасность страны охватывает все секторы экономики: государство, нефинансовые предприятия, финансовые организации, домашние хозяйства, регионы, а также внешнеэкономическую деятельность. Устойчивость финансовой системы определяется уровнем дефицита бюджета, стабильностью цен, банк овской системы и национально й валюты, нормализацией финансо вых поток ов и расчетных отношений, золотовалютным запасом, развитием финансового рынка и рынка ценны х бумаг, размерами внешнего и внутреннего долгов, дефицита платежного баланса, обеспечением финансовых условий для активизации инвестиционной деятельности. Для обеспечения финансовой безопасности необходимо снизить инфляцию, что имеет первостепенное значение для общей сбалансированности финансовых потоков и равновесия в экономике. Уровень цен отражает конъюнктуру на финансовых рынках, рынках валюты, состояние бюджетного, торгового и платежного балансов страны. Поэтом у общий инфляционный потенциал экономики, складывающейся из с о в о к у п н о с т и ф а к т о р о в, в о м н о г о м о п р е д е л я е т ф и н а н с о в у ю б е з о п а с н о с т ь в целом. Основная задача обеспечения финансовой безопасности Беларуси – улучшение финансового состояния организаций реального сектора экономики, уменьшение числа убыточных производств.
234
Продовольственная безопасность
является как самостоятельным направлением, так и составной частью экономической безопасности. Этот термин официально принят в мировой практике для характеристики состояния продовольственного рынка и в целом экономики стран или группы интегрированных стран (ЕС, СНГ), а также мирового рынка продовольствия. Эксперты Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН оценивают состояние международной продовольственной безопасности по двум показателям: объемам переходящих до следующего урожая мировых зерновых запасов и уровню мирового производства зерна в среднем на душу населения. В Республике Беларусь разработана и в марте 2004 г. одобрена Правительством Концепция национальной продовольственной безопасности. Для обеспечения продовольственной безопасности требуется, чтобы совокупные потребности в сельскохозяйственной продукции и продовольствии покрывались в основном за счет собственного производства. Институтом аграрной экономики НАН Беларуси установлено, что национальное агропромышленное производство должно удовлетворять не менее 85 % спроса и предложения сельскохозяйственной продукции и занимать не менее 80 % внутреннего рынка продовольствия. По таким важнейшим продуктам, как мясо и мясопродукты, молоко и молокопродукты, яйцо, хлебопродукты, картофель, нашей стране важно иметь 100%- ную обеспеченность, а по другим (масло растительное, сахар, рыба и рыбопродукты, овощи и фрукты) – не менее 70 %. На внутренний потребительский рынок для расши рения ассортимента и раз вития конкурентной среды должна поступать также продукция, аналогичная производимой в Беларуси. В Концепции национальной продовольственной безопасности определено, что минимальный критический уровень сельскохозяйственного производства, ниже которого нас тупают за висимос ть о т имп орта и ослабление экономической безопасности, имеет для Республики Беларусь следующие значения: зерно – 5,5–6,0 млн т, картофель – 6,0–6,5; овощи – 0,8–1,0; плоды и ягоды – 0,35–0,45; сахарная свекла – 1,3–1,5; рапс – 0,13; молоко – 4,2–4,5; мясо всех видов (живой вес) – 0,9–1,0 млн т; производство сахара-песка из собственного сырья – 150–180 тыс. т и масла растительного – 40–45 тыс. т. Агропромышленный комплекс Беларуси располагает достаточным потен циалом для обе спечения продовол ьственной б езопасности страны.
235
Энергетическая безопасность
является важнейшим слагаемым экономической безопасности Республики Беларусь, что обусловлено слабой обеспеченностью страны собственными топливно-энергетическими ресурсами (до 15 % общего объема потребления). Энергетическая безопасность, по определению Мирового энергетического совета, – это наличие энергии в том количестве и того качества, которые необходимы при определенных экономических условиях. Для энергетической безопасности Республики Беларусь важна не столько минимизация энерге тической за висимости, сколь ко сокращение с вязанных с ней рисков. Энергетическая безопасность определяется как долей собственных топливно-энергетических ресурсов в общем энергобалансе, так и и х разнообра зием. Считается нормальным использование в равны х пропор - циях не менее трех основны х видов топлива, например, для многих стран – природного газа, нефти, угля. Для каждой страны эти пропорции индивидуальны. Энергетическая безопасность Республики Беларусь – это комплекс условий, позволяющих осуществлять достаточное и надежное снабжение страны топливно-энергетическими ресурсами для устойчивого функционирован ия экономики и обесп ечения жизнедеятел ьности л юдей в нормальных и чрезвычайных ситуациях. С целью предотвращения угроз необходимы: диверсификация импортируемых топливно-энергетических ресурсов (ТЭР) по видам топлива и его поставщикам на основе разработки альтернативных варианто в энергообеспечения и увеличение их стратегических запасов; повышение доли собственных энергетических ресурсов в структуре топливно - энергетического баланса до 25–30 %; разработка совместных программ повышения коллективной энергетической безопасности с государствами мирового сообщества, прежде всего со странами – поставщиками энергоресурсов в Беларусь. В настоящее время Республика Беларусь в поставках энергоносителей практически полностью зависит от России, откуда импортируется 85–87 % топливных ресурсов. В пересчете на тонны нефтяного эквивалента 70 % потребляемых в Беларуси энергоносителей составляет российский природный газ. Одним из перспективных направлений экономии топливных ресурсов является перевод котельных в мини-ТЭЦ. Комбинированная выработка электрической и тепловой э нергии на таких теплоэлектр оцентраля х
236
позволяет исп ользовать топли во вдвое эффективнее по сравнению с обыкновенными котельными. Усилению энергетической безопасности будут способствовать строительство гидроэлектростанций в Гродно и Полоцке, а также создание подземных газохранилищ. Для обеспечения энергетической безопасности целесообразно повысить удельный вес дров и торфа в топливном балансе страны. При этом если ресурсы торфа исчерпаемы и большая часть их уже освоена, то Беларусь обладает возрастающим лесосырьевым потенциалом, который используется далеко не полностью. В стране каждый год на корню прирастает более 28 млн м3 древесины, а заготавливается около 12 млн м3. К тому же на деревообрабатывающих предприятиях образуется до 3,7 млн м3 отходов, которые наряду с 4,5 млн м3 низкокачественной древесины могут быть использованы как топливо. Инфраструктурная безопасность имеет для национальной экономики Беларуси особое значение, так как республика занимает стратегически важное геополитическое и экономико-географическое положение, располагает густой сетью железнодорожных и автомобильных магистралей, газо- и нефтепроводов. К инфраструктуре относятся отрасли, создающие условия жизнедеятельности общества. Инфраструктура подразделяется на производс твенную и социал ьную. Производственная инфраструктура включает отрасли, которые непосредственно обслуживают производство (все виды транспорта, связь, электро-, газо -, водоснабжение и др.). К социальной инфраструктуре относятся торговля, жилищно-коммунальное хозяйство, система здравоохранения и образования, предприятия бытового обслу - живания и др. Главная задача инфраструктурной безопасности – обеспечение устойчивого развития экономики и благоприятных условий жизнедеятельности населения. Основной задачей транспортно-коммуникационной безопасности является сохранение и укрепление конкурентных преимуществ страны, обусловленных ее геополитическим и географическим положением. Поэтому в процессе формирования единого транспортного, энергетического и экономического пространства с Российской Федерацией необходимо максимально сохранить за Республикой Беларусь ее долю собственности и экономическую самостоятельность в области транспортно-ком -
237
муникационной инфраструктуры, активнее привлекать средства други х зарубежных инвесторов. Этому должно способствовать осуществление гибкой тарифной политики, взаимосвязанной с комплексом налогово- финансовых и структурных мероприятий. Инновационная безопасность имеет для Беларуси первостепенное значение, так как в государствах с ограниченными природными ресурсами роль научно-технической и инновационной деятельности является решающей в обеспечени и не только экономической, но и национально й безопасности в целом. Основным показателем развития научной деятельности, принятым для межстрановых сопоставлений, является доля затрат на исследования и разработки в валовом внутреннем продукте (наукоемкость ВВП). В Республике Беларусь в последние годы данный показатель составляет менее 1 %. Внешнеэкономическая безопасность должна гарантировать сохранение экономического суверенитета страны, рост конкурентоспособности национальной экономики и защиту интересов белорусских производителей с учетом изменений мировых экономических процессов. К числу важнейши х факторов, определяющих внешнеэкономическую безопасность, следует отнести: · конкурентоспособность товаров и услуг на внешних рынках; · объемы внешнеторгового оборота, экспорта и импорта, а также сальдо внешнеторговых операций и их отношение к объему ВВП; · товарную диверсификацию экспорта и импорта; · долю добавленной стоимости в экспорте основных видов продукции; · внешнюю задолженность. Серьезную угрозу внешнеэкономической безопасности республики представляет низкая диверсификация экспорта и импорта товаров. Несмотря на то, что в 2009 г. белорусские товары поставлялись на рынки 142 государств, продукция импортировалась из 151 страны, основными торговыми партнерами Беларуси являлись: Россия – 58,5 % всего объема товарооборота, Германия – 5,3, Великобритания – 4,2, Польша – 4,0, Украина – 3,6, Нидерланды – 3,5, Литва – 1,8, Италия и Китай – 1,5, Латвия – 1,4, США – 1,1 %. На долю этих государств приходится свыше 84 % белорусского экспорта и более 86 % импорта. Угрозы экономической безопасности и политическому имиджу любой страны создают размер внешнего долга и тенденция к его росту. Государство
238
вынуждено затрачивать на погашение долга значительные бюджетные средства. Безопасным уровнем внешнего долга в мировой практике принято считать такой, на обслуживание которого направляется не более 25 % общих валютных поступлений страны. Внешний государственный долг Республики Беларусь небольшой и не представляет угрозы ее экономической безопасности. Основные задачи обеспечения демографической безопасности состоят в стабилизации рождаемости и ее повышении в перспективе до уровня, обеспечивающего нормальный режим воспроизводства населения, улучшении социально-экономических условий жизнедеятельности семей, оптимизации внутренних и внешних миграционных процессов. Республикой Беларусь, единственной из всех стран мира, принят Закон «О де - мографической безопасности Республики Беларусь». Для его реализации разработана Национальная программа демографической безопасности Республики Беларусь. Главной задачей усиления социальной безопасности является повышение материального благосостояния граждан на основе реформы о платы труда, обеспечения социальной защит ы и соблюдения социальных гарант ий. Политика государства в этой области должна быть направлена на устранение социальных опасностей и угроз, оказывающих влияние на уровень и качество жизни людей. Ухудшение экологической ситуации в мире, наличие на территории республики объектов повышенного риска, последствия катастрофы на Чернобыльской АЭС обусловливают необходимость первоочередного решения проблем экологической безопа сности. О н а я в л я е т с я о б я з а т е л ь н ы м условием устойчивого социально-экономического развития и отражает состояние защищенности жизни и здоровья человека и среды обитания от возможны х вредных воздействий экон омической или иной деятель ности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Для обеспечения информационной безопасности необходимы эффективное использование национальных информационных ресурсов, защита безопасности информационны х систем и сетей связи, поддержк а современных информационных технологий, национальной индустрии средств информатизации и связи. Главной целью оборонной безопасности является создание необходимых условий для обеспечения эффективной защиты суверенитета и территориальной целостности страны в случае применения против нее (или
239
угрозы) вооруженной силы. Первостепенное значение имеют проведение государственной п олитики, напра вленной на предотвращ ение войны и поддержание мира, участие в система х международной безопасности, в том числе в рамках Договора о создании Союзного государства и Договора о коллективной безопасности. Для обеспечения оборон ной безопасности необходимо повысить эффективность военно-промышленного комплекса, привести потенциал белорусской армии в соответствие с новыми реалиями геостратегической, военно-политической и экономической ситуаций. Угрозы экономической безопасности – это негативные факторы и явления, оказывающие дестабилизирующее воздействие на хозяйство страны и ухудша ющие социально-экономические условия жизнедеятельности человека. Показатели и индикаторы экономической безопасности – наиболее значимые параметры, характеризующие состояние экономической системы страны, ее устойчивость и мобильность. Пороговые значения экономической безопасности – предельные величины, несоблюдение которых способствует дестабилизации национальной экономики, обострению социальной и политической ситуации. Для оценки реального состояния экономической безопасности важное значение имеют не столько сами показатели, сколько их пороговые (предельные) значен ия. Они должны бы ть на учно обосно ваны и официал ьно признаны. В нашей стране впервые пороговые значения и показатели социально-экономической безопасности были определены в Национальной стратегии устойчивого развития Республики Беларусь, одобренной Президиумом Совета Министров Республики Беларусь в марте 1997 г. Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|