Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Основные виды социологических опросов





Социологический опрос – это метод сбора первичной социологической информации об изучаемом объекте посредством обращения с вопросами к определенной группе людей, именуемых респондентами. Основное предназначение социологических опросов – получение информации о мнениях людей, их мотивах и оценках социальных явлений, о феноменах и состояниях общественного, группового и индивидуального сознания.

Опрос предполагает наличие вопросов (опросный лист), задаваемых исследователем и регистрация ответов с помощью различных приемов, позволяющих собрать достоверную информацию для достижения цели исследования, решению его задач, доказательству и опровержению его гипотез.

Назначение опроса: Выявить сведения о состоянии общественного мнения больших и малых соц. групп о социальных явлениях.

1) По степени формализованности: стандартизированный (по плану); свободный; комбинированный

2) В зависимости от целевой направленности: клинические (монографические): по широкому кругу аспектов; фокусированные: по узкому кругу аспектов; панельные: через некоторое время одной и той же группе по одному и тому же кругу аспектов; трендовые: повторные опросы на одном объекте, но без сохранения выборки; сравнительные: по одной методике, но на разных объектах.

Виды опросов:· Массовые (изучение общественного мнения)· Специализированные – экспертные опросы (опросы экспертов целевой аудитории)· Очные (непосредственный контакт с респондентом) · Заочные (почтовый опрос, телефонный опрос, факсовый опрос, прессовый опрос через периодическую печать)· Сплошные (при малой численности изучаемой группы)· Выборочные (национальные, по категориям и пр.)· Качественные (интервьюирование, тестирование)· Количественные (анкетирование)· Групповые (опрос в группе)· Индивидуальные (работа с каждым респом индивидуально)· Фокус-группа (фокусированное интервью в группе – самое дорогое)· зондажный/экспресс-опрос: при необх. обслед-я общест. мнения по 3-4 вопроса

Наиболее распространенный в практике прикладной социологии вид опроса - анкетирование – письменная форма количественного опроса. Оно может быть групповым (до 30 человек) или индивидуальным - обращ. к каждому респ-ту отдельно.



Основным (но не единственным) инструментом этого метода является анкета, состоящая из опросного листа, «паспортички» - соц.дем блок респа, содержательного блока – формулировка вопросов и преамбулы – обращение, инструкция. Ее предназначение - дать достоверную информацию.

Все вопросы можно классифицировать:

· по содержанию: вопросы о фактах сознания, о фактах поведения и о личности респондента;

· по форме: открытые - не “навязывают” респонденту вариант ответа, выражение своего мнения; закрытые – даны все теоретически возможные варианты ответа; полузакрытые.

· по назначению: основные – содержательные; неосновные: фильтры - выделение части респондентов по какому-либо признаку; связки, повторы, ловушки - на ложь/искренность, выяснение степени искренности ответов; крючки - поддержание интереса к заполнению анкеты.

· по формулировке: прямые – выражение своей собственной позиции, дают неточные ответы; косвенные – ответ в ином, скрытом для респ-та смысле, предполагает согласие или несогласие с позиций других людей, более правдивые ответы; альтернативные – выбор одного варианта ответа; неальтернативные – несколько ответов; проективные - предлагается оценить не себя, а людей вообще;

· «Сензитивные» вопросы (иногда — «угрожающие», деликатные) - любые вопросы, направленные на по­лучение сведений, которые люди обычно предпочитают утаивать

· по критерию времени: ретрос­пективные вопросы относятся к прошлым событиям, проективные — обращают к возможному будущему или воображаемой ситуации, и те­кущие.

Интервьюирование – форма очного проведения качественного опроса, при котором исследователь находится в непосредственном контакте с респондентом.

Классификация по степени формализованности:

1Свободное («клиническое», «психоаналитическое») – планируется только тема, направление беседы, проводится без заранее подготовленного опросника или плана. Применяется для сбора поисковой информации не нуждающейся в унификации для статистич. обработки. Ценность информации в ее содержании.

2Глубинное инт. (разведывательное) – используют при определении и/или уточнении формулировки рабочих гипотез на этапе разработки программы исследования. Его цель не только и не столько в том, чтобы получить информацию об объекте, столько в выяснении того, какую информацию предстоит произвести в предстоящем исследовании. Используется для зондажа обществ. мнения относительно определенного круга вопросов, при изучении мотивов и ориентаций опрашиваемых.

3Фокусированное (направленное) инт. – имеет цель сбор данных по поводу конкретной ситуации, явления его последствий и причин. Степень стандартизации повышается. Все вопросы обязательны для интервьюера, последовательность и формулировка может меняться.

4Формализованное (стандартизированное) инт. – напоминает анкетирование; существует строго разработанный вопросник и инструкция по его заполнению. Обычно преобладают закрытые вопросы.

5Полуформализованное - допускает формулировку дополнительных, уточняющих вопросов наряду с заранее разработанными по теме.

Фокус группа – качественный метод сбора социологической информации, предполагающий групповые интервью с определенным количеством людей, проводимое по заданному сценарию и на определенную тему. Метод ф.-гр. возник из психотерапии, в основе лежит принцип выслушивания мнения других людей. Возник в 30-е гг. 20-го века в США в связи с маркетинговыми и политическими исследованиями. Развитие метода связано с работой Р.Мертона, М.Фиске и П.Кендалл «Фокусированное интервью». (использовали метод ф.-гр. для изучения пропаганды во время войны). В России – С.Белановский, Е.Дмитриева. Основные сферы применения:1В маркетинговых исследованиях, исследованиях рынка.2В политических исследованиях (эффективность избират. компании, имидж кандидатов).3В социально психологических исследованиях (мотивы, побуждения).

Этапы проведения:

1Определение проблемы; 2Выбор методики, разработка вопросов, подбор команды, модератора – офиц.лицо в группе; 3Подготовка к сбору информации (разработка сценария; подбор участников – макс. 11 человек (обязательно нечетное кол-во респов), однородность группы по соц.дем. блоку, не должны быть знакомы др. с др.; выбор помещения); 4Сбор информации (сама ф.-гр.): время проведения от 1,5 до 2 часов. Проведение ф.-гр.: вступление, фоновые вопросы, основные вопросы, дополнительные вопросы, заключение. Для полноценного исследования необходимо провести 3 ф.–гр., средне кол-во проводимых ф.-гр. 6-8.; 5Обработка данных. Существуют различные методы анализа данных ф.-гр.: контент-анализ - анализа содержания текста, дискурс-анализ - интерпретация различного рода текстов или высказываний как продуктов речевой деятельности, межгрупповое сравнение; 6Интерпритация данных.

Экспертный опрос (от лат. expertus - опытный), предполагает получение информации об объекте исследования от специалистов-профессионалов в опр. области. Число опрошенных в этом виде опроса колеблется от нескольких единиц до нескольких десятков человек.

Осн. функции: выявление наиболее сложн. проблем и проверка достоверности сущ-щей информации; проверка гипотез, уточнение; разработка прогноза о возможных тенденциях развития изучаемого объекта; предоставление вариантов управленческих решений (в прикл. иссл-ях)

Этапы проведения:

1. подбор экспертов: эксперт должен быть специал-том новейшего знания в опред. области

2. сбор экспертной информации - процедурные особен. зависят от вида ЭО: по характеру контактов: очные/заочные; в завис. от длительности связи: одноразовый/ многоразовый; анонимный/не анонимный; клинический (по широк. кругу вопросов)/ сфокусированный (на узкому кругу вопросов)

Варианты ЭО: Очные:

1. мозговая атака – очный однораз опрос. Осборн (1960г.)

Правила: уч. не должны использ. оценоч. суждения; информ. о деят-ти эксперт. гр. должна быть конфиденциальной; идеи, предлож-я желательно говорить от своего имени; длительность – 1,5 – 2 часа.

2. управляемая мозговая атака: между участниками закрепляются опред роли: руководитель дискуссии, аналитик, генратор идей, селектор, контролер, методист

3. рефлексивно-функциональн. дискуссия: эксперты детяся на 3 группы: 1вырабатывает проект решения проблемы наиболее оптимальн. с ее точка зрения; 2выявление альтернатив. вариантов решения поставлен. проблемы; 3проанализир. и найти положит моменты, котор. были предложены первыми двумя группами. Затем группы меняются ролями и так до полного прохождения

Заочный ЭО – без непосредст. взаимод-я экспертов др. с другом.

1. Разовый заочный: близок к опросу респ-тов, анкета сост. от 10-15до 20 вопросов.

2. метод Дельфи многоразов. заочн. анонимн. опрос экспертов. Это метод эксперт. прогнозирования.

3. этап обработки и анализа эксперт. информации: процедура – «аукцион выработанных решений».









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.