Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Интерпретация и операционализация понятий «Интерес», «потребность» и «мотив».





 

По мнению И. Канта и Г. Гегеля интерес – реальная причина деятельности социальных субъектов, лежащая в основе непосредственных побуждений, идей, действий, определяющаяся положением и ролью этих субъектов в системе общественных отношений. Социальный интерес – это форма, в которой индивид непосредственно осознает свое реальное положение и свои потребности, выражающиеся в форме целей, которые ставит себе индивид.

А. Адлер рассматривал интерес как элемент мотивационно-потребностной сферы индивида. Социальный интерес является основой интеграции в общество и способствует устранению чувства неполноценности. Понятие социального интереса определяется как стремление к кооперации с другими людьми для достижения общих целей, готовность к состязательности, ответственному выбору, творчеству.

Еще одна трактовка интересов связана с характеристикой осознанного и объективного обусловленного пути удовлетворения значимых (а не просто повседневных) потребностей. В этом случае интерес выступает как путь, и как совокупность средств, вещей, услуг, позволяющих удовлетворить потребности.

А.Г. Здравомыслов признавал, что интерес является непосредственно побудительным мотивом деятельности человека, но обращал внимание на другую сторону – интерес есть также нечто объективное, не зависящее от воли и сознания человека. Интерес, таким образом, не просто социальное положение, а положение, рефлексирующееся в сознании, и вместе с тем, переходящее в действие. Интерес является и объективным отношением, и субъективным побудителем – единством объективного и субъективного, отражая положение индивидов и групп в социально-экономической и политической структуре общества.



Г.Н. Соколова утверждает, что интересы – это предметно выраженные общественные отношения. Социальные интересы, во-первых, всегда имеют своих носителей (принадлежат реальным субъектам). Во-вторых, социальные интересы по природе своей объективны, являясь отражением роли соответствующих субъектов в процессе общественного разделения труда, их связи с определенным типом общественного присвоения. В-третьих, общественные отношения, проявляясь в интересах, обретают характер движущих сил общественного развития.

Различаются следующие трактовки сущности и содержания интересов:

1) интерес как реальная причина, лежащая в основе мотивов и целей. В таком случае интерес представляет собой «фокус устремлений» его носителей;

2)интерес как отношения, обычно выражающееся в устном заявлении об осознанном отношении к тому или иному объекту;

3)интерес как потребность, выражающееся в стремлении удовлетворить ту или иную нужду, посредством участия в личной или групповой деятельности;

4)интерес как установка, сложившаяся в процессе длительного взаимодействия с другими людьми и окружающей средой и сохраняющей свою направленность в различных ситуациях;

5)интерес как ориентация на достижение главного.

При характеристике интереса различают познавательный, волевой и эмоциональный компоненты.

Классификацию интересов можно осуществить по следующим основаниям.

В качестве субъекта интереса его носителями могут выступать индивиды, различные социальные и этнические группы, слои, когорты, классы, общества, государства и даже мир в целом.

По степени общности – индивидуальные, групповые, общественные интересы.

По предметной направленности – экономические, политические, духовные, экологические, образовательные и другие.

По широте охвата – утилитарные либо общественно важные интересы.

По глубине – могут быть воплощены в прагматическом сиюминутном предпочтении или они могут касаться перспективных проблем развития.

По отношению к объективным тенденциям общественного развития – интересы могут отражать прогрессивные, регрессивные, консервативным и др. идеи.

По характеру – альтруистические, индивидуалистические, эгоистические, классовые, корпоративно-групповые.

По возможности осуществления – интересы могут характеризоваться как реальные или мнимые.

По длительности – краткосрочные, среднесрочные, долговременные.

Таким образом, интерес – свойство любого социального субъекта, выступающего в качестве побудительного механизма познания и деятельности, подталкивающего данного индивида к более глубокому ознакомлению с новыми фактами, событиями, теориями в любой сфере деятельности, к преобразованию последней в соответствии со своими устремлениями, представлениями, целями.

При социологической трактовке интереса особое внимание обращается на следующее:

1) Сосредоточение внимания и действий на достижении определенных целей

2) Факторы, активизирующие интересы человека, групп, общности

3) Осознанные потребности

4) Возможность полного развития своих возможностей и самого себя

При выявлении сущности интереса выделяют основные четыре позиции:

1) Социальное положение субъекта, или совокупность его связей с обществом

2) Степень осознания положения

3) Мотивы деятельности, направленные на определенные объекты интереса

4) Само действие, представляющее собой утверждение субъекта в объективном мире

Интерес, таким образом, отражает социальное положение субъекта и определяется им же.

 

 

Понятие «потребность» было введено А.Смитом в XVIII в. Он рассматривал потребность, как побудитель к трудовой деятельности, присущий индивидам, группам населения и обществу в целом.

К. Маркс, изучая функционирование капиталистического производства, подчеркивал, что оно подчинено определенной цели – удовлетворить потребности общества. Одной из предпосылок возникновения потребностей является производство. Оно создает потребление каких-либо благ, однако субъект приспосабливается именно к тем, которые получаются в процессе производства. Производство новых товаров формирует появление потребности в них. Это же происходит при появлении новых средств удовлетворения потребностей, когда получить блага становится проще, следовательно, возрастает потребность в них. И наоборот, при отсутствии каких-либо благ потребность в них замещается необходимостью в других благах.

Философская трактовка понятия потребности характеризует ее как состояние, обусловленное неудовлетворенностью требований организма, необходимых для его нормальной жизнедеятельности. Это определение касается в первую очередь биологических и физиологических потребностей всего живого.

В социологии существует несколько подходов к исследованию потребностей.

Классификация потребностей А. Маслоу. Согласно Маслоу, сначала начинают удовлетворяться потребности низшего уровня – физиологические. Далее удовлетворение потребностей в безопасности и потребности в социальных связях, затем в самоуважении и, наконец, самоактуализации. В случае конфликта между потребностями, принадлежащим различным иерархичным уровням, побеждает потребность более низкого уровня.

 
 

 

 


Модель потребностей Уилльяма Тэлли. Представляет собой круг с четырьмя секторами: индивидуальность, ближний круг, социетальные связи и общение, когнитивная сфера. Это модель предусматривает взаимозаменемость, замещение, вытеснение, а также возможность регрессии потребностей.

Еще один подход связан с классификацией потребностей по трем признакам-критериям: 1) потребности для себя; 2) потребности для других; 3) потребности вместе с другими.

Потребность для себя – это потребность самоуважения в обществе, потребность самореализации, потребность самоидентификации, потребность иметь свое место в обществе, в коллективе, потребность власти и т.д.

Потребности для других – это потребности, выражающие родовую сущность человека. Это – потребность общения, потребность защиты слабого. Наиболее ярко выражается в альтруизме.

Потребность вместе с другими – она выражает побудительные силы: потребность безопасности, потребность свободы, потребность обуздания агрессора, потребности мира, потребности смены политического режима и др. Особенности потребностей вместе с другими состоят в том, что они объединяют людей для решения назревших задач общественного прогресса.

Понятие «потребность» фигурирует в научной литературе в трех значениях. Во-первых, как обозначение объекта внешней среды (потребность в жилье, образовании, услугах и т.д.), во-вторых, как состояние психики, отражающее эмоциональную напряженность вследствие нехватки чего-либо, в-третьих, как фундаментальные свойства личности (любознательность, увлеченность, усидчивость и т.д.).

Необходимо различать понятие «потребность» и «благо». Благо – это непосредственно то, что необходимо индивиду, то, в чем он нуждается. Потребность есть же состояние отсутствия какого-либо блага.

Классификация потребностей.

Потребности выступают как личные, групповые и характерные для всего общества. Личные – это потребности, которые возникают и развиваются в процессе жизнедеятельности отдельного человека. Примером являются потребности в пище, одежде, самоуважении. Общественные и групповые потребности вытекают из требований нормального существования всего общества и отдельных его групп соответственно. Это – потребности в государственном управлении, производстве, обеспечении прав, обороне, охране окружающей среды.

Потребности материальные и духовные. Материальные возникают в сфере трудовой деятельности человека. Духовные потребности связаны с деятельность человека в сфере культуры, образования, науки, религии и т.д.

Потребности первичные и вторичные. Их различие состоит в том, что первичные, в отличие от вторичных, не могут быть заменены друг на друга. Первичные – потребность в пище, сне и одежде. Вторичные – досуг.

Потребности реальные и идеальные. Реальные потребности подразумевают под собой переживание нужды в дыхании, питании, сне, самосохранении, т.е. в том, что необходимо человеку для поддержания нормальной жизнедеятельности. Примеры: нужда во взаимоотношениях с другими людьми, в самореализации, в уважении. Идеальные потребности – это потребности в познании окружающего мира. Представляют собой высшую форму нужды человека.

Потребности постоянные(жизненно-важные) и временные(эпизодические). Нужда в предмете постоянных потребностей субъект испытывает на протяжении всей его жизни. Временные потребности исчезают после их удовлетворения (выбор места учебы, работы).

Потребности высшие и низшие. Низшие – врожденные потребности. Высшие формируются в результате внешнего воздействия, в условиях взаимосвязи человека с другими членами общества. К высшим можно отнести потребность в любви, похвале, уважении.

Потребности традиционные и новые. Традиционные потребности были характерные для человечества на протяжении всего его существования (например, в пище, защите). Новые возникают же в процессе развития общества и его изменения (потребность в образовании, в карьере).

 

 

В XX в. Мотивы стали исследоваться в социологической науке. Среди появившихся подходов следует отметить вклад Т. Парсонса (теория типовых переменных и индивидуального выбора), С.И. Барнарда и Х.А. Саймона (теория баланса между побуждением и вкладом), Д.Х Голдторпа и Д. Локвуда (теория ориентации на работу), В. Врума (теория ожидания), Дж Хоманса и К. Арджириса (теория справедливости). В социально-экономических теориях мотивации (Маклелланд и Херцберг) на первый план выступают намерения и ценности индивидов, реализующих свои цели в организации.

Г. Мюррей считал, что сущность мотива составляет достижение чего-либо, что проявляется:

1) в преодолении трудностей

2) в обладании желаемым

3) в умении делать быстро и правильно

4)к стремлению совершенствованию своих действий

Ф. Херцберг выявил две группы факторов, влияющих на поведение и поступки людей – физиологические и мотивационные. Теория X и теория Y Д. Макрегора также разделяет мотивы на два противоположных вида, которые обусловлены разными ориентациями индивидов.

Различие понятий «потребность» и «мотив». Потребность предшествует мотиву; сама по себе часто не является побуждением к деятельности (для этого необходимо наличие движущей силы поведения – мотив). Мотив опредмечивает потребность, находит для нее объект, пригодный для употребления. Мотив – это то, ради чего совершается деятельность.

Отличие мотива от потребности – одна и та же потребность может быть реализована посредством разных мотивов. И наоборот, несколько различных потребностей могут быть удовлетворены через один мотив.

Потребности – явление субъект-объективное, они предопределены, заданы человеку социальными отношениями, тогда как мотив – явление чисто субъективное.

Виды мотивов различаются по следующим критериям:

1) Значимость для жизни и развития субъекта (выделяют биологически важные фундаментальные и самостоятельные мотивы личного развития)

2) Социальная адекватность мотива – подлежит общественной оценке и может быть нормативной, желательной, запретной.

3) Место в иерархии потребностно-мотивационной сферы.

4) Источник побуждения к решению определенной задачи.

5) Отношение к сознанию

Типологию мотивов можно строить по разным основаниям. Выделаются следующие виды мотивов: 1) по значимости: фундаментальные и самостоятельные мотивы личного развития (самоатуализация); 2)по ценностной ориентации: позитивные и негативные; 3) по внешнему источнику и причинам: явные и латентные; 4) по адекватности; 5) по месту в иерархирхии: ведущие и подчиненные; 6) по степени усвоения: осознаваемые и мало (не)осознаваемые.

Мотивы поведения человека выполняют функции, основные из которых можно определить следующим образом:

Ориентирующая – мотив направлен на выбор человеком поведения, наиболее приемлемого для него в данной ситуации;

Смыслообразующая – мотив определяет субъективную значимость принятого вида поведения для человека, придает смысл отдельным действиям, целям, условиям или достижениям;

Опосредующая – мотив возникает на стыке внешних и внутренних побудителей к действию, опосредуя их в отношении личности и влияя на ее поведение;

Мобилизующая – мотив мобилизует внутренние резервы человека, если это необходимо для реализации значимых для него видов действий;

Оправдательная – в мотиве заложено отношение человека к должному, нормативному, принесенному из вне образцу, эталону поведения, социальной норме.

«Мотивация» - это совокупность причин, объясняющих поведение человека, его начало направленность и активность, т.е. своеобразное сочетание мотивов в соединении с актуализацией, ситуативностью и необходимостью решения жизненных проблем.

Мотивация – это факторы, детерминирующие поведение, мотив – конкретный фактор, воздействующий на поведение. Мотивация – динамический процесс управления поведением, мотив – внутренняя причина поведения.

Мотиваторы – социально-психологические факторы, участвующие в конкретном мотивационном процессе и обусловливающие принятие человеком решения.

Выделяются следующие группы мотиваторов: нравственный контроль, предпочтения, внешняя ситуация, собственные возможности, социальное положение в данное время, условия достижения цели, последствия действия, поступка.

 

 









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.