|
Интерпретация и операционализация понятий «Интерес», «потребность» и «мотив».
По мнению И. Канта и Г. Гегеля интерес – реальная причина деятельности социальных субъектов, лежащая в основе непосредственных побуждений, идей, действий, определяющаяся положением и ролью этих субъектов в системе общественных отношений. Социальный интерес – это форма, в которой индивид непосредственно осознает свое реальное положение и свои потребности, выражающиеся в форме целей, которые ставит себе индивид. А. Адлер рассматривал интерес как элемент мотивационно-потребностной сферы индивида. Социальный интерес является основой интеграции в общество и способствует устранению чувства неполноценности. Понятие социального интереса определяется как стремление к кооперации с другими людьми для достижения общих целей, готовность к состязательности, ответственному выбору, творчеству. Еще одна трактовка интересов связана с характеристикой осознанного и объективного обусловленного пути удовлетворения значимых (а не просто повседневных) потребностей. В этом случае интерес выступает как путь, и как совокупность средств, вещей, услуг, позволяющих удовлетворить потребности. А.Г. Здравомыслов признавал, что интерес является непосредственно побудительным мотивом деятельности человека, но обращал внимание на другую сторону – интерес есть также нечто объективное, не зависящее от воли и сознания человека. Интерес, таким образом, не просто социальное положение, а положение, рефлексирующееся в сознании, и вместе с тем, переходящее в действие. Интерес является и объективным отношением, и субъективным побудителем – единством объективного и субъективного, отражая положение индивидов и групп в социально-экономической и политической структуре общества. Г.Н. Соколова утверждает, что интересы – это предметно выраженные общественные отношения. Социальные интересы, во-первых, всегда имеют своих носителей (принадлежат реальным субъектам). Во-вторых, социальные интересы по природе своей объективны, являясь отражением роли соответствующих субъектов в процессе общественного разделения труда, их связи с определенным типом общественного присвоения. В-третьих, общественные отношения, проявляясь в интересах, обретают характер движущих сил общественного развития. Различаются следующие трактовки сущности и содержания интересов: 1) интерес как реальная причина, лежащая в основе мотивов и целей. В таком случае интерес представляет собой «фокус устремлений» его носителей; 2)интерес как отношения, обычно выражающееся в устном заявлении об осознанном отношении к тому или иному объекту; 3)интерес как потребность, выражающееся в стремлении удовлетворить ту или иную нужду, посредством участия в личной или групповой деятельности; 4)интерес как установка, сложившаяся в процессе длительного взаимодействия с другими людьми и окружающей средой и сохраняющей свою направленность в различных ситуациях; 5)интерес как ориентация на достижение главного. При характеристике интереса различают познавательный, волевой и эмоциональный компоненты. Классификацию интересов можно осуществить по следующим основаниям. В качестве субъекта интереса его носителями могут выступать индивиды, различные социальные и этнические группы, слои, когорты, классы, общества, государства и даже мир в целом. По степени общности – индивидуальные, групповые, общественные интересы. По предметной направленности – экономические, политические, духовные, экологические, образовательные и другие. По широте охвата – утилитарные либо общественно важные интересы. По глубине – могут быть воплощены в прагматическом сиюминутном предпочтении или они могут касаться перспективных проблем развития. По отношению к объективным тенденциям общественного развития – интересы могут отражать прогрессивные, регрессивные, консервативным и др. идеи. По характеру – альтруистические, индивидуалистические, эгоистические, классовые, корпоративно-групповые. По возможности осуществления – интересы могут характеризоваться как реальные или мнимые. По длительности – краткосрочные, среднесрочные, долговременные. Таким образом, интерес – свойство любого социального субъекта, выступающего в качестве побудительного механизма познания и деятельности, подталкивающего данного индивида к более глубокому ознакомлению с новыми фактами, событиями, теориями в любой сфере деятельности, к преобразованию последней в соответствии со своими устремлениями, представлениями, целями. При социологической трактовке интереса особое внимание обращается на следующее: 1) Сосредоточение внимания и действий на достижении определенных целей 2) Факторы, активизирующие интересы человека, групп, общности 3) Осознанные потребности 4) Возможность полного развития своих возможностей и самого себя При выявлении сущности интереса выделяют основные четыре позиции: 1) Социальное положение субъекта, или совокупность его связей с обществом 2) Степень осознания положения 3) Мотивы деятельности, направленные на определенные объекты интереса 4) Само действие, представляющее собой утверждение субъекта в объективном мире Интерес, таким образом, отражает социальное положение субъекта и определяется им же.
Понятие «потребность» было введено А.Смитом в XVIII в. Он рассматривал потребность, как побудитель к трудовой деятельности, присущий индивидам, группам населения и обществу в целом. К. Маркс, изучая функционирование капиталистического производства, подчеркивал, что оно подчинено определенной цели – удовлетворить потребности общества. Одной из предпосылок возникновения потребностей является производство. Оно создает потребление каких-либо благ, однако субъект приспосабливается именно к тем, которые получаются в процессе производства. Производство новых товаров формирует появление потребности в них. Это же происходит при появлении новых средств удовлетворения потребностей, когда получить блага становится проще, следовательно, возрастает потребность в них. И наоборот, при отсутствии каких-либо благ потребность в них замещается необходимостью в других благах. Философская трактовка понятия потребности характеризует ее как состояние, обусловленное неудовлетворенностью требований организма, необходимых для его нормальной жизнедеятельности. Это определение касается в первую очередь биологических и физиологических потребностей всего живого. В социологии существует несколько подходов к исследованию потребностей. Классификация потребностей А. Маслоу. Согласно Маслоу, сначала начинают удовлетворяться потребности низшего уровня – физиологические. Далее удовлетворение потребностей в безопасности и потребности в социальных связях, затем в самоуважении и, наконец, самоактуализации. В случае конфликта между потребностями, принадлежащим различным иерархичным уровням, побеждает потребность более низкого уровня.
Модель потребностей Уилльяма Тэлли. Представляет собой круг с четырьмя секторами: индивидуальность, ближний круг, социетальные связи и общение, когнитивная сфера. Это модель предусматривает взаимозаменемость, замещение, вытеснение, а также возможность регрессии потребностей. Еще один подход связан с классификацией потребностей по трем признакам-критериям: 1) потребности для себя; 2) потребности для других; 3) потребности вместе с другими. Потребность для себя – это потребность самоуважения в обществе, потребность самореализации, потребность самоидентификации, потребность иметь свое место в обществе, в коллективе, потребность власти и т.д. Потребности для других – это потребности, выражающие родовую сущность человека. Это – потребность общения, потребность защиты слабого. Наиболее ярко выражается в альтруизме. Потребность вместе с другими – она выражает побудительные силы: потребность безопасности, потребность свободы, потребность обуздания агрессора, потребности мира, потребности смены политического режима и др. Особенности потребностей вместе с другими состоят в том, что они объединяют людей для решения назревших задач общественного прогресса. Понятие «потребность» фигурирует в научной литературе в трех значениях. Во-первых, как обозначение объекта внешней среды (потребность в жилье, образовании, услугах и т.д.), во-вторых, как состояние психики, отражающее эмоциональную напряженность вследствие нехватки чего-либо, в-третьих, как фундаментальные свойства личности (любознательность, увлеченность, усидчивость и т.д.). Необходимо различать понятие «потребность» и «благо». Благо – это непосредственно то, что необходимо индивиду, то, в чем он нуждается. Потребность есть же состояние отсутствия какого-либо блага. Классификация потребностей. Потребности выступают как личные, групповые и характерные для всего общества. Личные – это потребности, которые возникают и развиваются в процессе жизнедеятельности отдельного человека. Примером являются потребности в пище, одежде, самоуважении. Общественные и групповые потребности вытекают из требований нормального существования всего общества и отдельных его групп соответственно. Это – потребности в государственном управлении, производстве, обеспечении прав, обороне, охране окружающей среды. Потребности материальные и духовные. Материальные возникают в сфере трудовой деятельности человека. Духовные потребности связаны с деятельность человека в сфере культуры, образования, науки, религии и т.д. Потребности первичные и вторичные. Их различие состоит в том, что первичные, в отличие от вторичных, не могут быть заменены друг на друга. Первичные – потребность в пище, сне и одежде. Вторичные – досуг. Потребности реальные и идеальные. Реальные потребности подразумевают под собой переживание нужды в дыхании, питании, сне, самосохранении, т.е. в том, что необходимо человеку для поддержания нормальной жизнедеятельности. Примеры: нужда во взаимоотношениях с другими людьми, в самореализации, в уважении. Идеальные потребности – это потребности в познании окружающего мира. Представляют собой высшую форму нужды человека. Потребности постоянные(жизненно-важные) и временные(эпизодические). Нужда в предмете постоянных потребностей субъект испытывает на протяжении всей его жизни. Временные потребности исчезают после их удовлетворения (выбор места учебы, работы). Потребности высшие и низшие. Низшие – врожденные потребности. Высшие формируются в результате внешнего воздействия, в условиях взаимосвязи человека с другими членами общества. К высшим можно отнести потребность в любви, похвале, уважении. Потребности традиционные и новые. Традиционные потребности были характерные для человечества на протяжении всего его существования (например, в пище, защите). Новые возникают же в процессе развития общества и его изменения (потребность в образовании, в карьере).
В XX в. Мотивы стали исследоваться в социологической науке. Среди появившихся подходов следует отметить вклад Т. Парсонса (теория типовых переменных и индивидуального выбора), С.И. Барнарда и Х.А. Саймона (теория баланса между побуждением и вкладом), Д.Х Голдторпа и Д. Локвуда (теория ориентации на работу), В. Врума (теория ожидания), Дж Хоманса и К. Арджириса (теория справедливости). В социально-экономических теориях мотивации (Маклелланд и Херцберг) на первый план выступают намерения и ценности индивидов, реализующих свои цели в организации. Г. Мюррей считал, что сущность мотива составляет достижение чего-либо, что проявляется: 1) в преодолении трудностей 2) в обладании желаемым 3) в умении делать быстро и правильно 4)к стремлению совершенствованию своих действий Ф. Херцберг выявил две группы факторов, влияющих на поведение и поступки людей – физиологические и мотивационные. Теория X и теория Y Д. Макрегора также разделяет мотивы на два противоположных вида, которые обусловлены разными ориентациями индивидов. Различие понятий «потребность» и «мотив». Потребность предшествует мотиву; сама по себе часто не является побуждением к деятельности (для этого необходимо наличие движущей силы поведения – мотив). Мотив опредмечивает потребность, находит для нее объект, пригодный для употребления. Мотив – это то, ради чего совершается деятельность. Отличие мотива от потребности – одна и та же потребность может быть реализована посредством разных мотивов. И наоборот, несколько различных потребностей могут быть удовлетворены через один мотив. Потребности – явление субъект-объективное, они предопределены, заданы человеку социальными отношениями, тогда как мотив – явление чисто субъективное. Виды мотивов различаются по следующим критериям: 1) Значимость для жизни и развития субъекта (выделяют биологически важные фундаментальные и самостоятельные мотивы личного развития) 2) Социальная адекватность мотива – подлежит общественной оценке и может быть нормативной, желательной, запретной. 3) Место в иерархии потребностно-мотивационной сферы. 4) Источник побуждения к решению определенной задачи. 5) Отношение к сознанию Типологию мотивов можно строить по разным основаниям. Выделаются следующие виды мотивов: 1) по значимости: фундаментальные и самостоятельные мотивы личного развития (самоатуализация); 2)по ценностной ориентации: позитивные и негативные; 3) по внешнему источнику и причинам: явные и латентные; 4) по адекватности; 5) по месту в иерархирхии: ведущие и подчиненные; 6) по степени усвоения: осознаваемые и мало (не)осознаваемые. Мотивы поведения человека выполняют функции, основные из которых можно определить следующим образом: Ориентирующая – мотив направлен на выбор человеком поведения, наиболее приемлемого для него в данной ситуации; Смыслообразующая – мотив определяет субъективную значимость принятого вида поведения для человека, придает смысл отдельным действиям, целям, условиям или достижениям; Опосредующая – мотив возникает на стыке внешних и внутренних побудителей к действию, опосредуя их в отношении личности и влияя на ее поведение; Мобилизующая – мотив мобилизует внутренние резервы человека, если это необходимо для реализации значимых для него видов действий; Оправдательная – в мотиве заложено отношение человека к должному, нормативному, принесенному из вне образцу, эталону поведения, социальной норме. «Мотивация» - это совокупность причин, объясняющих поведение человека, его начало направленность и активность, т.е. своеобразное сочетание мотивов в соединении с актуализацией, ситуативностью и необходимостью решения жизненных проблем. Мотивация – это факторы, детерминирующие поведение, мотив – конкретный фактор, воздействующий на поведение. Мотивация – динамический процесс управления поведением, мотив – внутренняя причина поведения. Мотиваторы – социально-психологические факторы, участвующие в конкретном мотивационном процессе и обусловливающие принятие человеком решения. Выделяются следующие группы мотиваторов: нравственный контроль, предпочтения, внешняя ситуация, собственные возможности, социальное положение в данное время, условия достижения цели, последствия действия, поступка.
ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|