Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







ВЗАИМОСВЯЗЬ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ И СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ





В социальной политике можно вычленить два взаимообусловленных, взаимодействующих элемента научно-познавательный и практически-организационный.

Научно-познавательный элемент – выступает как результат анализа и осмысления назревших в обществе потребностей, тенденций развития социальных процессов, как обобщенный результат и оценка предыдущего курса социальной политики государства. Он отражает уровень общественного мнения и настроения, степень социальной устойчивости различных слоев населения. Весь этот аналитический материал дает возможность органам государственного управления выработать концепцию социальной политики, сформулировать ее главные задачи и направления.

Практически-организационный элемент – связан с непосредственным осуществлением концептуальных положений, стратегических задач социальной политики. И здесь большое значение приобретает разносторонняя организаторская деятельность органов государственного управления системой социальных служб и работа с населением, подчиненная задачам социальной политики государства. Всесторонне взвешенная, научно обоснованная социальная политика государства, созвучная с интересами народа, составляет важнейшую основу содержания социальной работы, обеспечивая ей целеустремленность, а организаторам уверенность в практических шагах.

Организаторская работа – это распорядительная деятельность управленческих органов по рациональному разделению труда при решении поставленной задачи, по оптимальному использованию сил и средств, способов стимулирования для качественного и своевременного выполнения задания. Организаторская работа по реализации социальной политики является организационным уровнем социальной работы и включает в себя: глубокое уяснение, вытекающих из содержания социальной политики, задач и всесторонний анализ и оценку условий для их решения; подбор и расстановку кадров, создание или изменение организационных структур в интересах решения стоящих задач; доведение до исполнителей задания, определение их функций, полномочий и ответственности, ресурсов и средств, имеющихся в распоряжении; разъяснение смысла и социальной значимости качественного и своевременного выполнения задач, способов стимулирования труда; координацию усилий и действий структурных подразделений и конкретных исполнителей, обеспечение целеустремленности их деятельности; проведение хода исполнения заданий по этапам и в целом, оценку деятельности исполнителей, извлечение уроков и формулирование выводов для последующей деятельности.



Научно-познавательная сторона, характеризуя прежде всего уровень научной обоснованности социальной политики, формулирует цели и общее содержание развития социальной сферы, ее инфраструктуры, определяет направленность, стратегию организаторской работы в этом направлении, а следовательно, выполняет важную методологическую функцию в отношении социальной работы в обществе.

В то же время методологическая функция научно-познавательного компонента социальной политики не означает односторонности ее воздействия на характер и содержание организаторской и социальной работы в обществе.

Социальная работа с ее разветвленной структурой органов управления в различных регионах общества и обширной сетью центров социальной помощи населению оказывает обратное и активное воздействие на социальную политику, поскольку играет роль обратной информационной связи в системе управления социальными процессами. Вбирая в себя практически-организационный аспект социальной политики государства, она обеспечивает реализм последней, проверяет ее жизненность. Такова диалектика взаимодействия социальной политики и социальной работы.

Социальная работа представляет собой форму, способ социальной политики. С другой стороны, социальная политика раскрывается в социальной работе. Однако единство социальной политики и социальной работы не означает их совпадения, тождества. Социальная работа по своему содержанию объемней социальной политики, динамичнее, подвижнее, в то время как социальная политика сохраняет большую устойчивость, выступая определяющей стороной в отношении социальной работы.

Цель социальной политики - это регулирование и согласование интересов для устойчивого и сбалансированного развития общества, то есть достижение социального мира или общественного согласия. Подчеркиваем это, так как согласование интересов, с нашей точки зрения, является гораздо более важной целью, чем интересы любой, самой почтенной или самой перспективной, социально-возрастной группы.

Поскольку большинство исследователей сегодня соглашаются, что социальная политика (уровень целеполагания) определяет новую область социальной теории и практики, социальную работу и её характер (технологический уровень), то нельзя не отметить, что оба приведенных определения социальной политики говорят о неких интегративных нуждах общества, а не о помощи каким-либо социальным группам. Нельзя обойти вниманием то, что такое понимание социальной политики и социальной работы имеется как в научной литературе, так и в общественном мнении.

Такое понимание позволяет обозначить основную функцию социальной работы как «компенсирующую» (дефицитную). И.А.Григорьева считает, что компенсирующая функция есть одна из возможных проекций социальной интеграции, поэтому определение Австрийской академии вовсе не противоречит, а как бы входит в более широкие предшествующие определения. С другой стороны, «компенсирующее» понимание делает социальную политику и социальную работу «маргинальными» социологическими дисциплинами населения, или «население группы риска». Остается непонятным, какая наука или теория занимается развитием «нормальных» групп населения.

В духе восстановительно-нормализационного подхода, который явно занимает лидирующие позиции, начиная с 1970-х годов, предпочтительнее кажется интегративный подход. Кроме того, интегративное понимание социальной политики делает акцент на двух принципах: профилактике социальных рисков и активизации человеческих ресурсов. Подчеркнем, что важность помощи жертвам социальных рисков этим не отрицается, но «во главу угла» ставится их профилактика, равно как и участие клиента в решении собственных проблем.

Выделение «компенсирующего» и «интегрирующего» понимания социальной работы близко по смыслу к сложившемуся в англоязычной литературе разделению на резидуальную и институциональную системы социальной политики (а также системы социальной защиты или социального обеспечения, так как эти понятия большинство авторов считает очень близкими).

Резидуальную и институциональную системы можно описать следующим образом.

Резидуальная система - проблемы индивидов, групп и населения решается благодаря участию семьи, родственников и соседей обращение за помощью в государственные службы считается «аномальным» помощь оказывается после проверки обстоятельств и степени неспособности решить проблему самостоятельно помощь временная и минимальная получение помощи унижает, связано с потерей социального статуса.

Институциональная система - проблемы решаются в соответствии с установленными законами, нормами и правилами такое обращение считается «нормальным» помощь носит по возможности превентивный, профилактический характер помощь, адекватная проблеме и потребностям помощь носит универсальный характер, каждый может ее получить, не теряя самоуважения.

Из этого сравнения заметно, что резидуальная социальная политика может нести дезинтеграционный «заряд», что видно на примере США и Германии, хотя США строят социальную политику на либеральных принципах, а Германия — на консервативных (страховых). Универсальная возможность получения помощи обеспечивает институциональной системе солидарно-интегрирующий характер.

Поэтому в США в последнее десятилетие предпринята попытка смены стратегии социальной политики в масштабах государства. Был намечен переход от welfare (благосостояния на основе пособий) к workfare (благосостоянию на основе занятости), когда получение пособий означало определенные обязательства в плане занятости (может быть, в общественном секторе) или отработок пособий.

Первые законы об отработке пособий были приняты еще в 1984 году и их применение показало, что отработки снижают степень зависимости и стимулируют поиски работы. Конечно, эффективность данной «революции» в социальной политике зависит от макроэкономических факторов, от наличия рабочих мест на рынке труда. Но даже если приходится довольствоваться общественными работами (как в данный момент, когда в США экономический спад) «возвратность» пособий через отработки способствует снижению социального иждивенчества.

Сегодня есть свидетельства того, что социальные сервисы постепенно приобретают новое видение своей миссии в обществе, ориентированное на толерантность, активную позицию в интересах клиентов, знание и следование международным регламентам прав человека, признание мировых стандартов качества обслуживания. Практика социальной работы в России пока не включает аспект социальных изменений во имя социальной справедливости.

Системы мероприятий, разрабатываемые с целью реализации концептуальных программных документов, создаются на основе утвержденного бюджета области, который слабо учитывает приоритеты социальной сферы, тем самым возникает зазор между риторикой и практикой воплощения социальной политики уже на уровне планирования. Репрессивный подход, который настойчиво воспроизводится в ряде направлений социальной политики (например, в аспектах профилактики наркозависимости, ВИЧ-инфекции, СПИДа) вносит вклад в криминализацию и медикализацию социальных проблем.

Выводы:

Социальная политика и социальная работа тесно взаимосвязаны. Эта взаимосвязь носит диалектический характер, во многом напоминая соотношения философских категорий сущности и явления.

Важным аспектом обновления социальной политики в современной России является тот факт, что здесь возникла и развивается социальная работа как профессиональная практика, требующая подготовки в рамках высшего образования, как научная и учебная дисциплина

Главным фактором, способствующим защите интересов человека, его прав и свобод, является социальная политика государства. Главная задача социальной политики состоит в гармонизации общественных отношений путем выработки и реализации организационно-экономических, научно-технических и нравственно правовых аспектов их регулирования.

олитике

ачи понятия

 

 

61. Социология девиантного поведения: типы социальных девиаций.

(Девиантное поведение –совокупность действий, поступков, несоответствующих формализованным или неформализованным социальным нормам, приводящим к негативным социальным последствиям. (Я. Гелинский)

Созидательные девиации (социальные инновации, нововведения) – это социально значимые в действиях человека отклонения от общепризнанных норм поведения, определяющие наиболее прогрессивный в энергетическом, а значит и адаптационном плане, вектор эволюционного развития общества (Трудоголизм, гениальность и так далее). Типы девиантного поведения деструктивной направленности:

1. Преступность.Существует большое количество факторов: социальное положение, род занятий, образование, нищета как самостоятельный фактор. Чикагская школа в 30х годах выявила влияние внутригородских различий на уровень преступности. До сих пор остается дискуссионной проблема соотношения биологического и социального в формировании преступного поведения. В России преступный беспредел сочетается с потерей управляемости и с почти абсолютной бесконтрольностью: уголовной, административной, гражданской, экономической, финансовой, налоговой. Это было особенно очевидным в начале 90х годов. Формы борьбы: 1) создание обоснованного перспективного закон-ва с большой временной и содержательной базой прочности; 2) непрерывное изменение и дополнение уголовного закон-ва в соответствии с наличной криминологической обстановкой. Виды: политическая, насильственная (физическое, принуждение или ограничение, сексуальное, инцест, медицинское, психологическое), корыстная (может быть главной, а все остальные виды ее побочными направленностями), организованная (сюда же входят этнические, религиозные, национальные преступления), криминальность политической и правящей элиты, преступность в межнациональных конфликтах, преступность в вооруженных силах. Особенности организованных преступных формирований: наличие организатора, четкое распределение ролей, иерархическая структура, жесткая дисциплина с беспрекословным подчинением, собственные законы и нормы, система жестких наказаний, финансовая база для решения общих задач, нейтрализация и возможное коррумпирование прав. органов, распространение слухов о своем могуществе, такая структура деятельности, которая освобождает руководителей от непосредственного совершения преступлений.

2. Алкоголизм – аддиктивная форма отклоняющегося поведения. Алкоголь является одним из элементов социальных ритуалов в любом обществе, а также причиной многих форм девиантного поведения. Используются три группы социологических показателей остроты алкогольной проблемы и масштабов распространения пьянства в стране: уровень потребления алкоголя на душу населения и структура потребления; характеристики массового поведения, являющегося следствием потребления спиртного; ущерб, причиненный экономике и обществу пьянством. Три модели потребления алкоголя: винная, пивная и водочная. Способы борьбы: ограничение доступности спиртных напитков, сокращение их продажи и производства, повышение цен, ужесточение карательных мер за нарушение запретов и ограничений, улучшение социальных и экономических условий жизни, рост общей культуры и духовности, спокойная, взвешенная информация о вреде алкоголя, формирование у населения безалкогольных стереотипов поведения. В 1985 – антиалкогольная компания Горбачева – снизилась смертность среди мужчин. По данным ООН 2009 года, Россия на 18 месте по употреблению алкоголя (10л.)

3. Наркотизм –аддиктивная форма. Результаты социологических исследований показывают, что главные мотивы потребления наркотиков – жажда удовольствий, желание испытать острые ощущения, эйфория. Зачастую это молодые люди, следовательно, эти мотивы усиливаются социальной незрелостью, беспечностью, легкомыслием. Потребление в молодежной среде носит групповой характер. Большая часть наркоманов осознают угрожающую им опасность и критически относятся к своему пристрастию, тем не менее, не способны от него отказаться. Наркомания в той же мере, в какой и алкоголизм наносит вред как индивиду, так и всему социальному окружению. Меры борьбы с наркоманией аналогичны мерам борьбы с алкоголизмом, однако большие плоды приносит социальная профилактика, нежели лечение самого наркомана. В большинстве случаев, и это еще доказал Габиани в исследовании 1982 года, лечение наркомана не дает результатов и приводит к рецидивам.

4. Проституциярассматривается как феномен городской культуры. Функции: перераспределение доходов в условиях социального неравенства; способ адаптации молодых женщин; функция половой социализации определенных категорий лиц. Способы социального контроля: юридический запрет – прогибиционизм; регламентация как правовое регулирование – полицейско-медицинский надзор; аболиционизм – отсутствие правового регулирования, как в форме запрета, так и в форме регламентации. По сравнению с 20-ми годами существенно изменилась социальная база проституции. В то время на путь порока многих женщин приводили голод и нищета. Основная масса проституток рекрутировалась из числа лиц с низким уровнем образования, выходцев из деревни. Сегодня налицо резкое расширение социальной и возрастной базы. В числе проституток – учащиеся школ, ПТУ, техникумов, вузов. В объятия клиентов «девочек из бара» толкают не голод, а стремление к скорейшему материальному благополучию и «красивой жизни».

5. Суицид –вид саморазрушительного, аутодиструктивного поведения. Фактор – специфическая комбинация характеристик: пол, возраст, образование, социальное и семейное положение. Первое освещение вопроса в работе Дюркгейма «Самоубийство»: три вида самоубийств – альтруистическое, эгоистическое, аномическое. Суициды в большей степени характерны для высокоразвитых стран, и сегодня существует тенденция увеличения их числа. Самоубийства совершаются чаще в возрасте после 55 и до 20 лет. У женщин суицид носит демонстрационный характер и не доводится до конца, потому что выбираются определенные способы: принятие препаратов, вскрытие вен, отравление газом, то есть случаи, когда смерть не наступает мгновенно и есть высокая вероятность спасения жизни. В то время как мужчины всегда выбирают способы, вызывающие мгновенную смерть.

6. Насилие в семье. 96% - объект насилия – женщина. Виды: 1) со стороны родителей по отношению к детям; 2) супруги по отношению друг к другу; 3) дети и внуки по отношению к пра/родителям; 3)дети по отношению друг к другу. Предпосылка к насилию – отсутствие уважения к личности. Специфика России – насилие со стороны главы семьи не рассматривается как преступление. Особенности такого насилия: цикличность, усиление афесси, регулярность. Мужчины могут доказывать через насилие свой авторитет, также это может быть профессиональная привычка. 1989 – зафиксирован рост насилия по отношению к детям. Практически никто из родителей не признается, что они применяют насилие по отношению к детям. Сексуальное насилие: ласки, порнография, половой акт. 25% - дядя, 15% - отцы, 12% - братья, 8% - отчимы. У детей фиксируются депрессия, чувство вины, побег из дома. Чем меньше возраст, тем тяжелее последствия.

62. Демография: основные понятия, структура и современные проблемы.

Демография – исторически сложившаяся наука, изучающая тенденции воспроизводства населения, его численность, состав, территориальное размещение. Она изучает закономерности и социальную обусловленность рождаемости, смертности, брачности, миграции, воспроизводства супружеских пар и семей исследует изменения возрастно-половой, брачной и семейной структур населения, взаимосвязь демографических процессов, а также изменение численности населения и семей как результат взаимодействия этих явлений. Демография изучает тенденции воспроизводства групп людей, их совокупностей, обладающих определенными свойствами. В зависимости от целей исследования демографические совокупности могут включать супружеские пары, семьи или такие группы, как поколение.

В демографии находят широкое применение социологические методы. Важнейшими источниками данных о населении служат переписи и специальные и выборочные обследования. Данные получаются и обрабатываются на основе методов социологического исследования.

В демографии под рождаемостьюпонимается процесс деторождения в некоторой совокупности людей, составляющих поколение или группу поколений (население), имеющих определенную интенсивность и ограниченных определенными нормами социального поведения.

Репродуктивное поведение представляет собой целостную систему действий, отношений и психических состояний личности, направленных на рождение ребенка любой очередности, в браке и вне брака.

Смертность – процесс вымирания поколения, один из основных среди демографических процессов, характеризующих воспроизводство населения. Основные классы причин смертности, используемые в демографии: инфекционные и паразитарные болезни; новообразования; болезни системы кровообращения; болезни органов дыхания; болезни органов пищеварения; несчастные случаи, отравления и травмы.

Брачность – процесс образования супружеских пар. Брачность населения изучается с помощью характеристик, измеряющих ее частоту, уровень и длительность, а также возраст вступления в брак. Наиболее точно измерить процесс вступления в брак позволяют таблицы брачности.

Разводимость определяется как процесс распада супружеских пар в поколении вследствие расторжения брака.

Демографическая политика – система концептуально объединенных государственных и общественных целей и средств их достижения, регулирующая процессы воспроизводства и динамики населения. Цели демографической политики направлены на достижение рационального режима воспроизводства населения, сохранение или изменение качественных характеристик населения.

Миграция населения – это процесс пространственного движения населения, который ведет к его территориальному перераспределению. Миграции подразделяются на возвратные и безвозвратные. Основные виды возвратной миграции – эпизодические (деловые, рекреационные и иные поездки, совершающиеся нерегулярно по времени, не обязательно по одним и тем же направлениям), маятниковые (ежедневные или еженедельные поездки населения от мест жительства до мест работы (учеба) и обратно, расположенных в разных населенных пунктах), сезонные (перемещения к местам временной работы и жительства на несколько месяцев). К безвозвратным миграциям относятся перемещения населения из одних населенных пунктов в другие с переменой места жительства.

Виды демографических структур:

- половая структура

- возрастная структура

- брачная и семейная структура

- конфессиональная структура

- языковая структура

- доходная структура.

Возрастная, половая и семейная структуры непосредственно относятся к процессу воспроизводства населения, а следовательно и к предмету демографии. Что касается остальных, то они выступают скорее дополнительными переменными, которые лишь косвенно воздействуют на демографические процессы. Они оказывают свое влияние опосредованно, через основные демографические структуры, а это в свою очередь способствует получению более точных знаний о демографической науке.

Современная демографическая ситуация представляет собой глобальную проблему прежде всего потому, что стремительный рост населения происходит в странах Азии, Африки и Латинской Америки. Вместе с тем эти страны вследствие своей экономической, социальной и культурной отсталости меньше всего способны обеспечить своё удваивающееся каждые 20-30 лет население продовольствием, а также другими материальными благами, дать хотя бы элементарное образование подрастающему поколению и предоставить работу населению в трудоспособном возрасте. Кроме того, быстрый рост населения сопровождается своими специфическими проблемами, одной из которых является изменение его возрастной структуры: доля детей до 15 лет на протяжении последних трёх десятилетий увеличилась в большинстве развивающихся стран до 40-50% их населения. В результате значительно выросла так называемая экономическая нагрузка нетрудоспособного населения на трудоспособное, которое ныне в этих странах почти в 1,5 раза превышает соответствующий показатель в промышленно развитых странах. А с учётом более низкой общей занятости трудоспособного населения в развивающихся странах и огромного относительного аграрного перенаселения в большинстве из них, самодеятельное население испытывает фактически ещё более значительную экономическую перегрузку.

Как показывает опыт целого ряда стран, снижение темпов роста населения зависит от многих факторов. К таким факторам относятся обеспечение всего населения жильём должного качества, полная занятость, свободный доступ к образованию и медицинскому обслуживанию. Последнее же невозможно без развития национальной экономики на основе индустриализации и модернизации сельского хозяйства, без развития просвещения и образования, решения социальных вопросов.

Не менее актуальна непосредственная связь между ростом мирового населения и такими глобальными проблемами, как обеспеченность человечества природными ресурсами и загрязнение окружающей среды. Быстрый рост сельского населения уже привел во многих из развивающихся стран к такому «давлению» на природные ресурсы (почву, растительность, животный мир, пресную воду и т. д.), которое в ряде районов подорвало их способность к естественному возобновлению. Сейчас потребление различных природных ресурсов для промышленного производства в развивающихся странах в расчёте на душу населения в 10-20 раз меньше, чем в развитых. Тем не менее, предположив, что со временем эти страны станут экономически развитыми и достигнут такого же уровня данного показателя, как в наше время в Западной Европе, их потребность в сырье и энергии оказалась в абсолютных величинах примерно в 10 раз больше, чем сейчас у всех стран Европейского сообщества. Если же учесть темпы роста населения развивающихся стран, то их потенциальная потребность в природных ресурсах должна была бы удвоиться к 2025 году, а соответственно могло бы значительно возрасти и загрязнение окружающей среды отходами промышленного производства.

По данным ООН, при удовлетворении запросов, соответствующих современному западному обществу, сырья и энергии хватит только на 1 млрд. человек, как раз на население США, Западной Европы и Японии. Поэтому эти страны стали называть «золотым миллиардом». Все вместе они потребляют более половины энергии, 70% металлов, создают ѕ общей массы отходов, из них: США потребляют около 40% мировых природных ресурсов, выделяя свыше 60% всех загрязнений. Значительная доля отходов остаётся в странах, добывающих сырьё для «золотого миллиарда».

Землю заселяют не только её жители, но и автомобили, мотоциклы, самолеты. Для 250 млн. автомобилей в мире требуется столько же кислорода, сколько всему населению Земли. А через 2 столетия, по мнению некоторых учёных, кислород вообще исчезнет из атмосферы. Не хватает даже подземного пространства. Под землёй образуются целые города: канализации, проводящие системы, метро, убежища.

 









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.