Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Формальные и содержательные элементы структуры произведения.





Содержание и форма – неразрывно связанные и взаимообусловленные эстетические категории: содержание означает то, что отражено и выражено в художественном произведении, а форма – то, какими средствами это достигнуто. Ведущая, определяющая роль принадлежит содержанию.

 

Явление жизни становится со­держанием искусства.

Формирование содержания - становле­ние художественной формы, зави­сящей от характера содержания. Художественная форма - не может быть безразличной к содержанию. Представление о независимости фор­мы над содержанием ведет к разрушению художественно­го образа.

Форма не являет­ся его пассивной функцией содержания, механи­чески изменяющейся соответственно всем изменениям, которые претер­певает содержание в процессе его художественного воплощения.

Фор­ма: обладает активностью и способна деятельно служить полно­му и убедительному раскрытию со­держания, но может и ослабить силу воздействия содержания.

 

Категории художественной формы:

- конкретная разработка сюжета,

- ком­позиция

- выявление харак­теров, рисунок, цветовой строй

- плас­тическая моделировка объемов

- про­странственное и светотеневое постро­ение и т. д.

 

Каждый из элементов - существенный, со­держательный, направлен на наиболее полное, ясное и впечатляющее раскрытие содержания. Худож. мастерст­во означает умение выразить с помощью всех элементов художественной формы образное содержание искусства.

Отдельные элементы формы, будучи отвлечены от целого, обычно рассматриваются как художественные средства.
Эстетический идеал представляет собой содержательную сторону стиля, а творческий метод - его формальную сторону.

 

Формальные элементы:

1) Композиция – построение художественного произведения, обусловленное спецификой вида искусства, содержанием, назначением произведения и замыслом художника. Типы: центрическая, симметричная (статика), диагональная (динамика), асимметричная, смешанная.
2) Предметно-смысловая режиссура - связь предметов между собой, позволяющая раскрыть замысел автора.
3) Перспектива - системы изображения на плоскость пространства и объёмных тел, их пространственной структуры, расположения в пространстве и удаления от наблюдателя.
4) Светотень – градации тёмного и светлого, распределение различных по яркости цветов, тональных и цветовых оттенков, позволяющее воспринимать объём фигуры или предмета и окружающую их световоздушную среду.
5) Рисунок – изобразительное начертание на какой-либо поверхности, сделанное от руки сухим или жидким красящим веществом (или процарапанное твёрдым инструментом) с помощью графических средств – контурной линии, штриха, пятна. Как правило, составляет начальную стадию работы над произведением пространственных искусств, играет роль в определении очертаний формы, объёма предметов и расположения их в пространстве.
6) Цвет – свойство любых материальных объектов излучать и отражать световые волны определённой части спектра. Не стоит путать с тоном (красный, синий), определяющим своеобразие и природу каждого данного цветового оттенка вместе со светлотой, насыщенностью и яркостью.
7) Колорит – система цветовых тонов, их сочетаний и взаимоотношений в произведении искусства, образующая эстетическое единство. Одно из важнейших средств эмоциональной выразительности в живописи, цветной графике и пр., существенный компонент художественного образа, вызывающий ответные эмоции зрителей.
8) Силуэт – форма фигуры или предмета, видимая как единая масса, без деталей внутри контура, как плоское пятно на более тёмном или светлом фоне.
9) Соотношение масс
10) Контраст – один из художественных приёмов, позволяющий добиваться противопоставления и взаимного усиления двух соотносящихся качеств.
11) Ритм – чередование соизмеримых элементов целого, совершающееся с закономерной последовательностью и частотой.
12) Характер мазка зависит от свойств изображаемого, от поставленной задачи и от индивидуальных особенностей таланта художника, его технических приёмов. Мазок – техническое средство исполнения, след кисти на поверхности красочного слоя.
13) Фактура – характер поверхности художественного произведения, её обработки.

Содержательные элементы:
1) Сюжет – событие, ситуация, изображённые в произведении и обычно обозначенные в его названии; творческая организация повествования. Представляет собой конкретизацию темы, её композиционную проработку, определение коллизий и.т.п. Появляется в эпоху Возрождения.
2) Иконография – система вариантов изображения определённого персонажа, лица, события, трактовки сюжета. Связана с формированием канонов, особенно в иконописи.
3) Мотив – «напоминание» о сюжете, элемент художественного произведения определённого характера, образа, содержания.
4) Тема – объект художественного изображения, круг жизненных явлений, проблем, принципов, положенных в основу произведения.

 

Основные виды скульптуры и графики.

Скульптура.

- монументальная. Рассчитана на конкретное пространство или архитектурное сооружение. Адресована множеству зрителей. Размещена в публичном пространстве. Принцип ансамблевости (всегда присутствует архитектор). Пример: «Медный всадник». Слева от него – здание Сената и Синода (опора на религию и законодательную власть), справа – Адмиралтейство (сила во флоте), и сам «Всадник» указывает на здание Академии наук через Неву (сила в образовании). (все это Карпов говорил).

- станковая. Прямо не связана с архитектурой или природной средой. Не выполняет прикладных функций, носит более камерный характер, место ее жизни – интерьер: жилой или музейный. Название аналогично живописи. Свободно перемещаема. Как вид появляется в эпоху Возрождения, когда художники стали получать большое количество заказов от частных лиц.

- мелкая пластика ( или скульптура малых форм). Включает широкий круг произведений, предназначенный преимущественно для интерьера, назначение определяет небольшой размер скульптуры, произведений и особенность их пластической структуры. Предназначение, в свою очередь, связано с выбором материала. Материал скульптуры малых форм разнообразен. Особые – камнерезная пластика. Наиболее распространены жанровые статуэтки, настольные портретные изображения и анималистика.

Графика.

- уникальная, выполненная в единственном экземпляре рукой художника непосредственно на бумаге (реже - пергаменте, шелке и т. д.). Виды гравюры: резцовую, сухую иглу, офорт, меццо-тинто, акватинту, пунктир, мягкий лак, жиллотаж, ксилографию, линогравюру, а также литография.

- печатна я, полученная в ограниченном числе экземпляров путем перевода изображения с печатной формы на бумагу, вручную или на специальном печатном станке.

По типам и назначению:

- станковая, существующая самостоятельно в виде отдельно взятого произведения или эстампа;

- книжная и газетно-журнальная, связанная с литературным текстом, выступающая в качестве его сопровождения (иллюстрации или оформления - заставка, концовка, виньетка, титульный лист, суперобложка, экслибрис и т.д.).

 







ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.