Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Реестр объектов культурного наследия





При анализе любой проблемы, относящейся к культурному наследию

конкретного региона, необходимо первоначально руководствоваться реестром

объектов культурного наследия, документально зафиксированным

соответствующими органами региональной власти. Можно с этим реестром не

соглашаться, вносить собственные предложения, но пока они не приняты, мы

обязаны учитывать официальный список объектов культурного наследия регионов.

Данное утверждение настолько фундаментально, что требуется его

тщательное обоснование. Реестр объектов культурного наследия определенного

региона в принципе не может совпадать со всей реально существующей суммой

объектов культурного наследия этого региона. Этот реестр постоянно претерпевает

изменения. В реестре объектов культурного наследия всегда будет меньше, чем их

есть на данной территории. Основные причины этого такие:

а) постоянное выявление новых объектов культурного наследия;

б) влияние идеологических установок общества на процесс отнесения того или

иного объекта к культурному наследию;

в) ограниченность средств любого региона, которые направляются на

выявление объектов культурного наследия, их необходимую реставрацию,

организацию возможного использования в целях развития региона и т.д. С другой

стороны, официальный реестр объектов культурного наследия требует постоянной

проверки на предмет их сохранения. Это «полевая работа» как первоначальный этап

работы географа с зарегистрированными объектами культурного наследия

обязательна. Вызвана она тем, что со временем некоторые из зарегистрированных

объектов культурного наследия разрушаются, а другие – просто исчезают

(например, сносится городской особняк прошлых веков и на его месте строится

многоэтажный дом).

Работа с объектами культурного наследия региона в рамках географии

культуры имеет два самостоятельных направления. Одно из них – это выявление в

регионе новых объектов культурного наследия, работа по их включению в

официальный реестр объектов культурного наследия определенного региона и

разработка программы возможного их использования для развития региона. Второе

направление – это работа с уже выявленными и взятыми на государственный учет

объектами культурного наследия. Их список дает понимание того, как они

выделялись. Он позволяет решить проблему их пространственного распределения в

регионе, дает возможность классифицировать их по разным основаниям. Только

тогда, когда эта работа проделана, становится понятным, почему предлагается

выделение новых объектов культурного наследия, почему именно этих, а не других,

почему именно в этих местах региона, а не в других. Становится понятной и

предлагаемая последовательность выделение новых объектов культурного наследия

регионов.

Таким образом, работа с официальным списком объектов культурного

наследия является обязательным первоначальным этапом решения проблем их

пространственного распределения и возможного использования для развития

региона. Именно она дает возможность понять в каком направлении в регионе надо

вести работу по выделению новых объектов культурного наследия и их

использованию.

Следует отметить, что если в регионе не велась специальная работа по анализу

пространственного распределения объектов культурного наследия и их реального

использования, то ее необходимо начинать, учитывая выше перечисленные

причины, с анализа официального реестра объектов культурного наследия. Кроме

того, взятые под государственную охрану объекты уже реально включены в

пространство культурного наследия, а те объекты, которые не входят в

официальный реестр, не всегда включены в пространство культурного наследия, и

таким образом не выполняют историко-культурную функцию культурного наследия.

Работа с объектами культурного наследия, которые включены в официальный

реестр определенного региона, должна вестись по определенной логической схеме.

На наш взгляд, она может быть следующей.

Все объекты культурного наследия определенного региона, в первую очередь,

должны быть распределены по историческим эпохам, основанием выделения

которых является традиционная для исторической науки периодизации истории

России и данного конкретного региона. Так для Оренбургского края эти

исторические эпохи будут такие: XVIII век (с момента основания Оренбургской

губернии в 1744 году), 1801-1861годы, 1861-февраль 1917 года, февраль 1917 года-

1922 год (период революции и гражданской войны), 1922-1991 годы (Советский

период), 1992 год - по настоящее время (постсоветский период) [1].

Далее необходима краткая историко-культурная характеристика каждого из

этих периодов. Делается она на основе уже известных фактов. Эта работа

необходима для того, чтобы посмотреть, не ведут ли выделенные объекты

культурного наследия к пересмотру установленных ранее характеристик

исторических периодов развития рассматриваемого региона. Так, например, долгое

время Золотая Орда считалась в науке «кочевым» государством, страной без

большого количества городов. Проведение специальных исследований позволило не

просто уточнить этот тезис, но и кардинально поменять его. В результате сегодня о

Золотой Орде говорят как об уникальной высокоразвитой городской цивилизации, а

не как о государстве-паразите. Таких примеров много. Чтобы не загружать ими

изложение, сошлемся на авторитетное мнение одного из крупнейших теоретиков

методологии науки, английского профессора И. Лакатоса, который с присущей ему

афористичностью сформулировал: «Знание основ – это когда мы допускаем, что

знаем все, а в действительности не знаем ничего» [2, с. 65]. Кроме того, и это самое

главное, настоящая научная задача «никогда не приходит с неба. Она всегда связана

с нашим земным знанием»[2, с. 98]. Так анализ объектов культурного наследия

региона неизбежно ведет к постановке новых проблем, в том числе и в области

культурной географии.

 

Понятие Всемирного наследия

Всемирное наследие – это выдающиеся культурные и природные памятники,

признанные достоянием всего человечества, которые должны быть надежно

сохранены в неизмененном и целостном состоянии с целью передачи последующим

поколениям.

В 1972 г. на 17-й сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО принята

Конвенция «Об охране Всемирного культурного и природного наследия».

Конвенция провозглашает всеобщую (интернациональную) ответственность за

сохранение глобально значимых культурных и природных объектов, независимо от

того, в каком районе мира они располагаются. Особые обязанности по сохранению и

поддержанию таких объектов, естественно, возлагаются на страну-участницу Конвенции.

С 1978 ведется и публикуется Список Всемирного наследия, куда включаются:

а) достопримечательные культурные объекты (Всемирное культурное

наследие);

б) природные феномены (Всемирное природное наследие);

в) культурно-природные объекты, ценные с обеих точек зрения (Всемирное

культурно-природное наследие). Объект может быть занесен в Список только при

условии, если он обладает исключительной – «выдающейся универсальной» –

ценностью, для определения которой разработана система из 10 критериев (объект

должен полностью удовлетворять хотя бы одному из них). Важное значение имеет

подлинность (аутентичность) и целостность культурного или природного объекта.

По состоянию на 1.1.2012 года в Списке числилось: 936 объектов в 153

странах мира, включая: 725 – объектов культурного наследия, 183 – природного

наследия и 28 – культурно-природного. Они располагаются в разных регионах мира,

на территории 153-х государств. Наибольшее число таких объектов – в Италии (47),

в Испании (43), в Китае (41), а Россия, с её 24 памятниками Всемирного наследия

(включая 15 культурных и 9 природных) – находится на девятом месте в мире.

Проблематикой Всемирного наследия Институт наследия стал заниматься в

середине 1990-х гг., то есть вскоре после того, как Россия, в качестве

правопреемницы СССР, примкнула к Конвенции ЮНЕСКО «Об охране Всемирного

культурного и природного наследия» (1991 г.) и первые российские объекты

появились в Списке Всемирного наследия [1].

Главная цель списка Всемирного наследия — сделать известными и защитить

объекты, которые являются уникальными в своём роде. Для этого и из-за

стремления к объективности были составлены оценочные критерии. Изначально (с

1978 г.) существовали только критерии для объектов культурного наследия — этот

список насчитывал шесть пунктов. Затем для восстановления некого равновесия

между различными континентами появились природные объекты и для них список

из четырёх пунктов. И, наконец, в 2005 г., все эти критерии были сведены воедино,

и теперь каждый объект Всемирного наследия имеет в своём описании хотя бы один

из них.

Культурные критерии:

(i) Объект представляет собой шедевр человеческого созидательного гения.

(ii) Объект свидетельствует о значительном взаимовлиянии человеческих

ценностей в данный период времени или в определённом культурном пространстве,

в архитектуре или в технологиях, в монументальном искусстве, в планировке

городов или создании ландшафтов.

(iii) Объект является уникальным или по крайней мере исключительным для

культурной традиции или цивилизации, которая существует до сих пор или уже

исчезла.

(iv) Объект является выдающимся примером конструкции, архитектурного

или технологического ансамбля или ландшафта, которые иллюстрируют значимый

период человеческой истории.

(v) Объект является выдающимся примером человеческого традиционного

сооружения, с традиционным использованием земли или моря, являясь образцом

культуры (или культур) или человеческого взаимодействия с окружающей средой,

особенно если она становится уязвимой из-за сильного влияния необратимых

изменений.

(vi) Объект напрямую или вещественно связан с событиями или

существующими традициями, с идеями, верованиями, с художественными или

литературными произведениями и имеет исключительную мировую важность. (По

мнению комитета ЮНЕСКО этот критерий предпочтительно использовать вместе с

каким-либо ещё критерием или критериями).

Природные критерии:

(vii). Объект представляет собой природный феномен или пространство

исключительной природной красоты и эстетической важности.

(viii) Объект является выдающимся образцом главных этапов истории земли, в

том числе памятником прошлого, символом происходящих геологических

процессов в развитии рельефа или символом геоморфических или

физиографических особенностей.

(ix) Объект является выдающимся образцом происходящих экологических или

биологических процессов в эволюции и развитии земных, пресноводных, береговых

и морских экосистем и растительных и животных сообществ.

(x) Объект включает в себя наиболее важную или значительную естественную

среду обитания для сохранения в ней биологического многообразия, в том числе

исчезающих видов исключительной мировой ценности с точки зрения науки и

охраны [2]

 







Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.