|
Перечень Основной и дополнительной литературы
1. В.П. Панов. Правовое обеспечение экономики. Учебное пособие. М; Магистр, 2009.
Нормативные правовые акты: 1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. 2. Конвенция о единообразном законе о переводном и простом векселе. Женева, 7 июня 1930 г. (вступила в силу для СССР 25 ноября 1936 г.). 3. Конвенция ООН о договорах международной купли-продажи товаров. Вена, 1980 г. 4. Международная конвенция о гармонизированной системе описания и кодирования товаров. Брюссель 14 июля 1983 г. (вступила в силу для России с 1 января 1997 г.). 5. Международные правила толкования торговых терминов «11ЧСО-ТЕКМ5 2000». Публикация международной торговой палаты. 1999. № 560. 6. Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации». 7. Федеральный конституционный закон от 28 апреля 1995 г. № 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации». 8. Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации». 9. Федеральный конституционный закон от И апреля 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации». 10. Федеральный конституционный закон от 28 июля 2004 г. № 5-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации». 11. Закон от 2 декабря 1990 г. № 395-1 «О банках и банковской деятельности». 12. Закон от 9 декабря 1991 г. № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц». 13. Закон от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации». 14. Закон РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей». 15. Закон РФ от 27 апреля 1993 г. № 4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан». 16. Федеральный закон от 14 июля 1994 г. № 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания». 17. Федеральный закон от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая. 18. Федеральный закон от 11 января 1995 г. № 4-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации». 19. Федеральный закон от 15 июля 1995 г. № 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации». 20. Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах». 21. Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях». 22. Федеральный закон от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть вторая. 23. Федеральный закон от 8 мая 1996 г. № 41-ФЗ «О производственных кооперативах». 24. Федеральный закон от 13 июля 1996 г. № 63-ФЗ. Уголовный кодекс Российской Федерации. 25. Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 118-ФЗ «О судебных приставах». 26. Федеральный закон от 11 марта 1997 г. № 48-ФЗ «О простом и переводном векселе». 27. Федеральный закон от 6 февраля 1998 г. № 33-ФЗ «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации». 28. Федеральный закон от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью». 29. Федеральный закон от 19 июля 1998 г. № 113-ФЗ «О гидрометеорологической службе». 30. Федеральный закон от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть первая. 31. Федеральный закон от 17 декабря 1998 г. № 188-ФЗ «О мировых судьях Российской Федерации». 32. Федеральный закон от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». 33. Федеральный закон от 5 августа 2000 г. № 113-ФЗ «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации». 34. Федеральный закон от 5 августа 2000 г. № 117-ФЗ. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть вторая. 35. Федеральный закон от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». 36. Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности». 37. Федеральный закон от 26 ноября 2001 г. № 146-ФЗ. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть третья. 38. Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. 39. Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ. Трудовой кодекс Российской Федерации. 40. Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды». 41. Федеральный закон от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». 42. Федеральный закон от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». 43. Федеральный закон от 28 мая 2003 г. № 61-ФЗ. Таможенный кодекс Российской Федерации. 44. Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности». 45. Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. № 165-ФЗ «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров». 46. Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле». 47. Федеральный закон от 18 мая 2005 г. № 51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации». 48. Федеральный закон от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции». 49. Федеральный закон от 18 декабря 2006 г. № 230-ФЗ Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть четвертая. 50. Федеральный закон от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве». 51. Указ Президента РФ от 17 декабря 1997 г. № 1300 «Концепция национальной безопасности Российской Федерации». 52. Указ Президента РФ от 22 июля 2004 г. № 792 «О Государственном совете Российской Федерации». 53. Указ Президента РФ от 9 марта 2004 т. № 314 «О системе и структуре Федеральных органов исполнительной власти». 54. Указ Президента РФ от 8 июля 2004 г. № 729 «О Контрольном управлении Президента Российской Федерации». 55. Указ Президента РФ от 20 мая 2004 г. № 649 «Вопросы структуры Федеральных органов исполнительной власти». 56. Указ Президента РФ от 22 июля 2004 г. № 792 «О полномочных представителях Президента Российской Федерации в Сдаете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации». 57. Указ Президента РФ от 16 августа 2004 г. № 1083 «Положение о Федеральной службе по военно-техническому сотрудничеству». 58. Указ Президента РФ от 16 августа 2004 г. № 1084 «Положение о Федеральном агентстве специального строительства». 59. Указ Президента РФ от 24 сентября 2007 г. № 1274 «Вопросы структуры Федеральных органов исполнительной власти». 60. Указ Президента РФ от 12 мая 2008 г. № 724 «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти». 61. Постановление ЦИК и СНК СССР от 7 августа 1937 г. № 104/1341 «О введении в действие Положения о переводном и простом векселе». 62. Постановление Правительства РФ от 6 октября 1994 г. № 1138 «О порядке планирования и финансирования деятельности казенных заводов (казенных фабрик, казенных хозяйств)». 63. Постановление Правительства РФ от 13 августа 1997 и № 1009 «Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации». 64. Постановление Правительства РФ от 15 июля 2004 г. № 278 «Положение о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора». 65. Постановление Правительства РФ от 17 июля 2004 г. № 294 «Положение о Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии». 66. Постановление Правительства РФ от 23 июля 2004 г. № 307 «Положение о Федеральной службе по финансовому мониторингу». 67. Постановление Правительства РФ от 28 июля 2004 г. № 316 «Положение о Федеральном агентстве по атомной энергии». 68. Постановление Правительства РФ от 30 июля 2004 г. № 317 «Положение о Федеральной службе по финансовым рынкам». 69. Постановление Правительства РФ от 30 июля 2004 г. № 327 «Положение о Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору». 70. Постановление Правительства РФ от 30 июля 2004 г. № 329 «Положение о Министерстве финансов Российской Федерации». 71. Постановление Правительства РФ от 30 июля 2004 г. № 319 «Положение о Федеральном агентстве по информационным технологиям». 72. Постановление Правительства РФ от 30 июля 2004 г. № 320 «Положение о Федеральном агентстве связи». 73. Постановление Правительства РФ от 30 июля 2004 г. № 330 «Положение о Федеральной службе страхового надзора». 74. Постановление Правительства РФ от 30 июля 2004 г. № 331 «Положение о Федеральной антимонопольной службе». 75. Постановление Правительства РФ от 30 июля 2004 г. № 332 «Положение о Федеральной службе по тарифам». 76. Постановление Правительства РФ от 22 июля 2004 г. № 370 «Положение о Министерстве природных ресурсов Российской Федерации». 77. Постановление Правительства РФ от 23 июля 2004 г. № 371 «Положение о Федеральном агентстве морского и речного транспорта». 78. Постановление Правительства РФ от 23 июля 2004 г. № 372 «Положение о Федеральной службе по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды». 79. Постановление Правительства РФ от 23 июля 2004 г. № 373 «Об утверждении Положения о Федеральном агентстве по государственным резервам». 80. Постановление Правительства РФ от 23 июля 2004 г. № 374 «Положение о Федеральном дорожном агентстве». 81. Постановление Правительства РФ от 29 июля 2004 г. № 386 «Положение о Федеральном агентстве по геодезии и картографии». 82. Постановление Правительства РФ от 30 июля 2004 г. № 395 «Положение о Министерстве транспорта Российской Федерации». 83. Постановление Правительства РФ от 30 июля 2004 г. № 396 «Положение о Федеральном агентстве воздушного транспорта». 84. Постановление Правительства РФ от 30 июля 2004 г. № 397 «Положение о Федеральном агентстве железнодорожного транспорта». 85. Постановление Правительства РФ от 30 июля 2004 г. № 398 «Положение о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта». 86. Постановление Правительства РФ от 30 июля 2004 г. № 400 «Положение о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования». 87. Постановление Правительства РФ от 30 июля 2004 г. № 401 «О Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору». 88. Постановление Правительства РФ от 30 сентября 2004 г. № 506 «Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе». 89. Постановление Правительства РФ от 1 декабря 2004 г. № 703 «Положение о Федеральном казначействе». 90. Постановление Правительства РФ от 26 января 2005 г. № 40 «Положение о Министерстве регионального развития». 91. Постановление Правительства РФ от 26 июля 2006 г. № 459 «О Федеральной таможенной службе». 92. Постановление Правительства РФ от 27 ноября 2006 г. № 718 «Таможенный тариф Российской Федерации». 93. Постановление Правительства РФ от 28 мая 2008 г. № 400 «Положение о Министерстве энергетики Российской Федерации». 94. Постановление Правительства РФ от 2 июня 2008 г. № 418 «Положение о Министерстве связи и массовых коммуникаций Российской Федерации». 95. Постановление Правительства РФ от 5 июня 2008 г. № 432 «О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом». 96. Постановление Правительства РФ от 5 июня 2008 г. № 437 «Об утверждении Положения о Министерстве экономического развития Российской Федерации». 97. Постановление Правительства РФ от 5 июня 2008 г. № 438 «Об утверждении Положения о Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации». 98. Постановление Правительства РФ от 11 июня 2008 г. № 444 «Положение о Федеральном агентстве по рыболовству». 99. Постановление Правительства РФ от 12 июня 2008 г. № 450 «Положение о Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации». 100. Указание Банка России от 25 июля 2003 г. № 1311-У «О порядке отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций при установлении существенной недостоверности отчетных данных». 101. Приказ ГТК России от 25 декабря 2003 г. № 1539 «О предоставлении тарифных преференций». 102. Приказ ФТС России от 9 августа 2005 г. № 721 «О внесении изменений в приказ ГТК России от 25 декабря 2003 г. № 1539 (Перечень развивающихся стран - пользователей схемой преференций Российской Федерации)». 103. Приказ Минюста России от 4 мая 2007 г. № 88 «Разъяснения о применении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации». 104. Постановление Госстандарта России от 17 марта 1998 г. № И «Об утверждении положения о системе сертификации ГОСТ Р» 105. Положение о безналичных расчетах в Российской Федерации. Утверждено Банком России 3 октября 2002 г. № 2-П. 106. Положение о порядке осуществления безналичных расчетов физическими лицами в Российской Федерации. Утверждено Банком России 1 апреля 2003 г. № 222-П. Дополнительная литература:
1. Административное право: учебник/ под ред. Л. Л. Попова М.: Изд-во МГЮА, 2005. 2. Алексеева Д. Г., Хоменко Е. Г. Банковское право. Вопросы и ответы. М.: Юриспруденция, 2004. 3. Бакшинскас В. Ю. Правовое регулирование хозяйственной деятельности. М.: «Информационное агентство «ИПБ-БИНФА»», 2002. 4. Барулин С. В. Бюджет и бюджетная политика в Российской Федерации: учеб, пособие. М.: КноРус, 2006. 5. Белых В. С., Винницкий Д. В. Налоговое право России. М.: НОРМА, 2004. 6. Бриллиантова Н. А. и др. Трудовое право: учебник. М.: ТК Велби, Изд-во «Проспект», 2006. 7. Валютное регулирование и валютный контроль: учебник / под ред. В. М. Крашенинникова. М.: Юристь, 2005. 8. Васильев В.П. Государственное регулирование экономики (схемы и статистика): Учеб.-метод.пособие / В.П.Васильев, 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ИКЦ «ДИС», 2008, -144с. 9. Верин В. П. Преступления в сфере экономики. М.: НОРМА, 1999. 10. Викторова Н. Г., Харченко Г. П. Налоговое право. СПб.: Питер, 2007. 11. Воронин Ю. М. Государственный финансовый контроль: вопросы теории и практики. М.: ИНФРА-М, 2005. 12. И. Габричидзе Б. Н., Чернявский А. Г. Административное право. М.: ТК Велби, 2002. 13. Галанов В. А. Рынок ценных бумаг. М.: Финансы и статистика, 2006. 14. Гаухман Л. Д., Максимов С. В. Преступления в сфере экономической деятельности. М.: НОРМА, 1998. 15. Гейвандов Я. А. Социальные и правовые основы банковской системы Российской Федерации. М.: КноРус, 2003. 16. Горбунова А. Н. и др. Финансовое право. М.: ТК Велби, 2007. 17. Гражданский кодекс РФ. Части первая и вторая. С постатейными материалами из практики ВАС РФ / сост. Д. В. Мурзин. М.: НОРМА — ИНФРА-М, 1998. 18. Гражданское право: учебник/под ред. С. П. Гришаева. М.: Юристь, 2004. 19. Грачев В.С., Серов К.Н. Правовые средства обеспечения экономического суверенитета современного государства / История государства и права, 2007 № 8 20. Грачева Е. Ю., Ивлиева М. Ф., Соколова Э. Д. Налоговое право. М.: Юриспруденция, 2003. 21. Грачева Е. Ю., Толстопятенко Г. П., Рыжкова Е. А. Финансовый контроль. М.: Камерон, 2004. 22. Грибов А. Ю. Деньги и ценные бумаги: сущность и правовой режим. М.: КноРус, 2006. 23. Демин А. В. Налоговое право России: учеб, пособие. Красноярск.: Изд-во КГУ, 2006. 24. Козлова Е. И., Кутафин О. Е. Конституционное право России: учебник. М.: Юристь, 2005. 25. Комментарий к Налоговому кодексу Российской Федерации: Часть первая (постатейный) / под ред. А. Н. Козырина. М.: КноРус, 2005. 26. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / под ред. Ю. И. Скуратова, В. М. Лебедева. М.: ИНФРА-М-НОРМА, 2000. 27. Кредитные организации в России: правовой аспект / под ред. Е. А. Павлодского. М.: БЕК, 2004. 28. Крохина Ю. А. Налоговое право. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. 29. Курбангалеева О. А. Валютные операции. М.: Вершина, 2006. 30. Лаврушин О. И. Банковское дело. М.: КноРус, 2007. 31. Лаптев С. В., Филина Ф. В. Основы теории государственных финансов: Учеб. пособие. М.: Юристь, 2001. 32. Лебедев В. А. Финансовое право: учебник. М.: Статут, 2002. 33. Мелехин А. В. Теория государства и права: учебник. М.: БЕК, 2007. 34. Миронов В. И. Трудовое право России: учебник. М.: Изд-во ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез»», 2004. 35. Михайлова О. Р. Толкование норм налогового законодательства: учеб.пособие. М.: Омега-Л, 2004. 36. Мишарев А. А. Рынок ценных бумаг. СПб.: Питер, 2007. 37. Налоговое право России. Особенная часть: учебник / отв. ред. Н. А. Шевелева. М.: Юристъ, 2004. 38. Павлов П. В. Законодательство в области финансов, банков и бухгалтерского учета: учеб, пособие. М.: Магистр, 2008. 39. Павлов П.В. Правовое обеспечение экономики: учеб. пособие / П.В. Павлов. - М.: Магистр, 2009. - 383 с. 40. Павлов П. В. Финансовое право: учеб, пособие. М.: Омега-Л, 2008. 41. Правовое обеспечение российской экономики: учебник / отв. ред. Н. Г. Маркалова. М.: БЕК, 2002. 42. Парыгина В. А. Российское налоговое право. Проблемы теории и практики. М.: Эксмо, 2005. 43. Парыгина В. А., ТедеевА. А. Бюджетное право и процесс: учебник. М.: Эксмо, 2005. 44. Петрова Г. В. Общая теория налогового права. М.: Кодекс, 2004. 45. Постатейный комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, частей первой, второй, третьей / под ред. Т. Е. Абовой, М. М. Богуславского. М.: Юрайт-Издат, 2005. 46. Предпринимательское право: учебник / под ред. Е. П. Губина, П. Г. Лахно. М.: Юристь, 2001. 47. Разу М. Л., Цветков И. В. Договорная работа: организация, технология, управление: учеб. - практич. пособие. М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2005. 48. Розенберг М. Г. Контракт международной купли-продажи. Современная практика заключения. Разрешение споров. М.: Изд-во «Проспект», 2002. 49. Сафонов О.А. Понятие и состав финансово-правовых средств обеспечения экономической безопасности / Финансовое право, 2007 № 6 50. Сборник договоров / авт.-сост. А. Н. Долженко. М.: ТК Велби, Изд-во «Проспект», 2003. 51. Теория государства и права: учебник для вузов / под ред. В. М. Корельского и В. Д. Перевалова. М.: НОРМА - ИНФРА-М, 2000. 52. Токмаков В. В. Комментарий к Налоговому кодексу Российской Федерации, части первой, второй с постатейными материалами. М.: Статус, 2005. 53. Тосунян Г. А., Викулин А. Ю., ЭкмалянА. М. Банковское право Российской Федерации. Общая часть. М.: Юристъ, 2004. 54. Тосунян Г. А., Емелин А. Б. Валютное право РФ: учеб, пособие. М.: Дело, 2004. 55. Уголовное право России. Части Общая и Особенная: Курс лекций / под ред. А. И. Рарога. М.: ТК Велби, Изд-во «Проспект», 2007. 56. Фетисова В.А. Опыт США в правовом обеспечении экономической жизни / Международное публичное и частное право, 2008 № 2 57. Фетисова В.А. Правовое регулирование экономики постсоциалистических государств в условиях мирового экономического кризиса. Монография. М; Юриспруденция, 2010. 58. Филатов О.К., Шелестинский Д.Г. Правовое обеспечение экономики. Учебно-практическое пособие. - М., МГУТУ, 2005. 59. Химичева Н. И. Финансовое право. М.: Юристъ, 2002. 60. Челышев М.Ю. Межотраслевое правовое регулирование как средство обеспечения публичных интересов в экономической сфере / Журнал российского права, 2005 № 12 61. ШиховА. К. Страховое право: учеб, пособие. М.: Юстицинформ, 2004. 62. Шумилов В. М. Международное право. М.: ТК Велби, 2007. 63. Эминов Е. В., Логвинов Ю. В., Бронников С. А. Квалификация экономических преступлений по уголовному законодательству. М.: Юристъ, 2005. 64. Эриашвили Н. Д. Банковское право. М.: Закон и право, 2007. 65. Яни П. С. Служебные и экономические преступления. М.: Кодекс, 1997.
Интернет – ресурсы:
www.garant.ru - правовая система "Гарант" www.consultant.ru - правовая система "Консультант Плюс" www.gov.ru - сервер органов государственной власти в России www.info-law.ru - Кодексы, законы, комментарии к законодательству www.kodeks.ru - кодексы, законы, комментарии www.strahuemvse.ru - страховая компания МАКС-М
УЧЕБНО-ПРАКТИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ Общая часть Основные положения о праве Развитие общества немыслимо без основополагающей роли права. В частности, это проявляется в том, что право становится важнейшим инструментом регулирования экономических отношений. Экономические отношения, как и любые иные общественные взаимосвязи, могут быть стабильными, если они закреплены в нормативной форме. Нормативные формы разнообразны, но среди них только правовая в наибольшей степени отвечает сущности экономических отношений, их рыночной природе. Вмешательство государства в данные отношения может быть позитивным, если таким образом будут защищены нарушенные права одной из сторон, и негативным, если при этом ограничивается свобода собственника, т.е. его права. Право — это обусловленная природой человека и общества и выражающая свободу личности система регулирования общественных отношений, которой присущи нормативность, формальная определенность в официальных источниках и обеспеченность возможностью государственного принуждения. Важнейшими свойствами (признаками) права, которые характеризуют его как специфическую систему регулирования общественных отношений, являются следующие. 1. Нормативность. Право имеет нормативный характер, что роднит его с другими формами социального регулирования: нравственностью, обычаями и т.д. Нормативность права в наибольшей мере выражает его функциональное назначение быть регулятором Поведения людей, общественных отношений. Право посредством юридических норм каждому гражданину или организации несет информацию о том, какие действия возможны, какие запрещены, а какие необходимы. Если человек действует в рамках права, то он чувствует себя уверенно и свободно, находится под защитой общества и государства. 2. Интеллектуально-волевой характер права. Право — проявление воли и сознания людей. Интеллектуальная сторона права состоит в том, что оно есть форма отражения социальных закономерностей и общественных отношений — предмета правового регулирования. В праве отражаются и выражаются потребности, интересы, цели общества, отдельных лиц и организаций. 3. Обеспеченность возможностью государственного принуждения. Государственное принуждение реализуется в двух направлениях. Во-первых, оно обеспечивает защиту субъективного права и преследует цель принудить правонарушителя к исполнению обязанности в интересах пострадавшей стороны (например, взыскание долга, возмещение причиненного ущерба). Во-вторых, в определенных законом случаях виновный привлекается к юридической 4. Формальная определенность. Нормы права официально закрепляются в законах, иных нормативных актах, которые подлежат единообразному толкованию. В прецедентном праве формальная определенность достигается официальной публикацией судебных решений, признаваемых в качестве образцов, обязательных при рассмотрении однотипных юридических дел. В обычном праве она обеспечивается формулой закона, который санкционирует применение обычая, либо текстом судебного решения, принятого на основании обычая. 5. Системность. Право представляет собой сложное системное образование. В настоящее время в свете новых подходов к пониманию права особое значение приобретает его деление на три элемента: естественное, позитивное и субъективное право. Первый элемент — естественное (объективное) право, состоящее из социально-правовых притязаний, содержание которых обусловлено Основной смысл правового регулирования заключается в трансформации естественного права в субъективное, что осуществляется признанием социально-правовых притязаний в источниках права, т.е. возведением естественного права в закон. Характерные черты права — тесная связь и взаимообусловленность всех действующих норм, их неразрывное единство. Одни нормы могут развивать, дополнять и конкретизировать другие, сужать или расширять их смысл и сферу действия, устанавливать исключения из общих правил и т.д. Право играет роль действенного регулятора общественных отношений, средство установления порядка в обществе. Такое регулирование осуществляется в нескольких формах. Во-первых, оно предоставляет, обеспечивает и охраняет определенные возможности поведения участников общественных отношений — субъективные права и свободы (право избирать и быть избранными, заключать договоры, вступать в брак, свобода слова и др.). Во-вторых, устанавливает необходимость тех или иных действий позитивного характера (так называемые регулятивные обязанности — платить налоги, исполнять служебные обязанности, воинский долг и т.д.). В-третьих, запрещает деяния, которые вредны или опасны для общества (т.е. негативные — хулиганство, служебный подлог, нарушение правил дорожного движения и т.д.). В-четвертых, право предусматривает меры принудительного воздействия в случае нарушения предписаний правовых норм — юридические санкции. Принципы права — руководящие идеи, характеризующие содержание права, его сущность и назначение в обществе. Содержание Действующей Конституции РФ позволяет выделить следующие принципы права: демократизм, федерализм, уважение прав и свобод человека, непосредственное действие общепризнанных принципов и норм международного права, верховенство Конституции РФ и законов, равноправие, равенство всех форм собственности, правосудие. Правовое регулирование — целенаправленное воздействие на поведение людей и общественные отношения с помощью правовых (юридических) средств. В сферу правового регулирования входят три группы общественных отношений. Первую группу составляют отношения людей по обмену ценностями (как материальными, так и нематериальными). Вторую группу образуют отношения по властному управлению обществом. В третью группу входят отношения по обеспечению правопорядка, которые дают возможность нормального протекания процессов обмена ценностями и управления в обществе. Общественные отношения, входящие в эти группы, составляют предмет правового регулирования. Правосознание есть совокупность представлений и чувств, выражающих отношение людей к праву и правовым явлениям в общественной жизни. Оно делится на три уровня. Первый уровень — обыденное правосознание. Этот уровень свойствен основной массе членов общества, формируется в сфере правового регулирования в условиях повседневной жизни граждан. Для людей с этим уровнем правосознания характерно знание общих принципов права, а правовые воззрения тесно переплетаются с нравственными представлениями. Второй уровень — профессиональное правосознание, которое складывается в ходе специальной подготовки (например, при обучении в юридическом учебном заведении), в процессе практической юридической деятельности. Субъекты этого уровня обладают специальными детальными знаниями действующего законодательства, умением и навыками его применения. Третий уровень — научное, теоретическое правосознание. Оно характерно для исследователей, научных работников, занимающихся вопросами правового регулирования общественных отношений. Под правовой культурой понимается обусловленное социальным, духовным, политическим и экономическим строем качественное состояние правовой жизни общества, выражающееся в достигнутом уровне развития правовой деятельности, юридических актов, правосознания и в целом в уровне правового развития субъекта (человека, разных групп, всего населения), а также в степени гарантированности государством и гражданским обществом свобод и прав человека. Правовая культура общества зависит прежде всего от уровня развития правосознания населения, т.е. оттого, насколько глубоко освоены им такие правовые феномены, как ценность прав и свобод человека, ценность правовой процедуры при решении споров, поиска компромиссов и т.д., насколько информированы в правовом отношении население, его социальные, возрастные, профессиональные и иные группы, каково эмоциональное отношение населения к закону, суду, правоохранительным органам, юридическим средствам и процедурам, какова установка граждан на соблюдение (несоблюдение) правовых предписаний и т.д. Ценность права можно рассматривать применительно к обществу, слоям и группам населения и, конечно, к человеку и гражданину. При этом личностная ценность права должна быть приоритетной. Субъектами права являются индивиды или организации, которые на основании юридических норм могут быть участниками правоотношений, т.е. носителями субъективных прав и обязанностей. Правосубъектность есть предусмотренная нормами права способность (возможность) быть участником правоотношений. Она представляет собой сложное юридическое свойство, состоящее из двух элементов: правоспособности и дееспособности. Правоспособность — предусмотренная нормами права способность (возможность) лица иметь субъективные права и юридические обязанности. Дееспособность — предусмотренная нормами права способность и юридическая возможность лица своими действиями приобретать права и обязанности, осуществлять и исполнять их. Разновидностями дееспособности являются сделкоспособностъ, т.е. способность (возможность) лично своими действиями совершать гражданско-правовые сделки, и деликтоспособностъ — предусмотренная нормами права способность нести юридическую ответственность за совершенное правонарушение. Субъектами права могут быть индивиды (граждане РФ, иностранные граждане, лица без гражданства, лица с двойным гражданством), организации и социальные общности. Объект правоотношения — то реальное благо, на использование или охрану которого направлены субъективные права и юридические обязанности. Объектами могут быть разнообразные предметы, представляющие ценность для субъекта права. Помимо материальных предметов объектами правоотношений выступают предметы духовного творчества (например, объект авторского права -созданное автором произведение), нематериальные блага (право па личную и семейную тайну, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений и т.д.). Система права Система права — объективное, обусловленное общественными отношениями внутреннее строение национального права, заключающееся в разделении единых по своей социальной сущности и назначению в общественной жизни, внутренне согласованных норм на определенные части, включающие в себя нормы, отрасли и институты права. Юридическая норма есть первичный и конечный структурный элемент права. Она первой испытывает на себе изменения, в нем происходящие, Благодаря универсальному, сквозному значению норма права распространяет свои свойства и на другие уровни системы, служит точкой отсчета, единицей измерения правовой материи. Отрасль права представляет собой обособленную совокупность юридических норм, институтов, регулирующих однородные общественные отношения. Она отражает более высокий уровень системообразующих связей, характеризуется определенной целостностью, автономностью. Отрасли подразделяются на материальные и процессуальные. К первым относятся, например, гражданское, трудовое, уголовное, земельное право. Вторую группу составляют гражданское процессуальное, уголовно-процессуальное и административно-процессуальное право. Начинает складываться и отрасль конституционно-процессуального права. Отрасль права может включать в себя подотрасли. Подотрасль права — это совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения определенного вида, которые составляют часть предмета правового регулирования отрасли права. Иными словами, это группа родственных институтов права в составе определенной отрасли права, например авторское и патентное право в гражданском праве. Внутри подотраслей имеются правовые институты. Институт права — обособленная группа юридических норм, регулирующих общественные отношения конкретного вида. В качестве примера можно назвать институт права собственности в гражданском праве, институт ответственности должностных лиц в административном праве, институт избирательного права и нормы, регулирующие статус депутата, в конституционном праве. В правовой институт входят нормы, регулирующие однородные отношения и отличающиеся качественным единством. Например, семейное право делится на такие институты, как порядок заключения я прекращения брака, права и обязанности супругов, родителей и детей, алиментные обязательства членов семьи. Институты могут быть отраслевыми и межотраслевыми (комплексными). Критериями деления права на отрасли и институты выступают предмет и метод правового регулирования. Предмет правового регулирования — фактические отношения людей, объективно нуждающиеся в правовом опосредовании. Их круг весьма широк: трудовые, управленческие, имущественные, земельные, семейные и др. Им присуши следующие черты: 1) это жизненно важные для человека и его объединений отношения; 2) это волевые, целенаправленные (разумные) отношения; 3) это устойчивые, повторяющиеся и типичные отношения; 4) это отношения поведенческие, за которыми может осуществляться внешний контроль (например, юрисдикционными органами). Метод правового регулирования есть совокупность приемов юридического воздействия на поведение людей, выработанных в результате длительного человеческого общения. Если предмет правового регулирования отвечает на вопрос, что регулирует право, то метод — на вопрос, как регулирует. Метод объединяет объективные и субъективные моменты и носит по отношению к предмету дополнительный (процессуальный) характер. При регулировании общественных отношений используются разные методы: императивный и диспозитивный, альтернативный и рекомендательный, поощрения и наказания. Выбор того или иного метода зависит от содержания отношений, усмотрения законодателя, сложившейся правоприменительной практики, уровня правовой культуры населения. Названные методы могут применяться самостоятельно и в совокупности (во взаимодействии). Так, право воздействует на поведение людей путем властных категорических требований (административное, финансовое право) или дает им возможность в рамках закона самим устанавливать свои права и обязанности путем соглашений (гражданское и некоторые другие отрасли права). Наиболее распространены и полярны по своим характеристикам императивный и диапозитивный методы. Императивный метод построен на отношениях субординации, подчиненности одних субъектов права другим, он характерен для административного, уголовно-исполнительного права. Диспозитивный метод предполагает равенство сторон и применяется в отраслях частного права (гражданского, трудового, семейного). При классификации права возможно его деление на частное и публичное. Публичное право — часть национальной системы права, нормы которой регламентируют общественные отношения в разных сферах и предназначены для защиты интересов государства и общества. Положения публичного права реализуются в процессе государственно-властной деятельности. Предметом публичного права является сфера публичных интересов. Для публично-правовых отношений характерно неравноправие сторон. Это определяется тем, что государство непосредственно или через свои структуры выступает в качестве носителя властных (публичных) полномочий, применяемых в целях обеспечения интересов всего общества или отдельных социальных слоев. Частное право регулирует сферы общественных отношений, в которых непосредственное влияние государств ![]() ![]() Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... ![]() Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... ![]() ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... ![]() Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|