Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Перечень Основной и дополнительной литературы





 

1. В.П. Панов. Правовое обеспечение экономики. Учебное пособие. М; Магистр, 2009.

 

Нормативные правовые акты:

1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосо­ванием 12 декабря 1993 г.

2. Конвенция о единообразном законе о переводном и простом векселе. Женева, 7 июня 1930 г. (вступила в силу для СССР 25 ноября 1936 г.).

3. Конвенция ООН о договорах международной купли-продажи товаров. Вена, 1980 г.

4. Международная конвенция о гармонизированной системе описания и кодирования товаров. Брюссель 14 июля 1983 г. (вступила в силу для России с 1 января 1997 г.).

5. Международные правила толкования торговых терминов «11ЧСО-ТЕКМ5 2000». Публикация международной торговой палаты. 1999. № 560.

6. Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации».

7. Федеральный конституционный закон от 28 апреля 1995 г. № 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации».

8. Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации».

9. Федеральный конституционный закон от И апреля 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации».

10. Федеральный конституционный закон от 28 июля 2004 г. № 5-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации».

11. Закон от 2 декабря 1990 г. № 395-1 «О банках и банковской деятельности».

12. Закон от 9 декабря 1991 г. № 2003-1 «О налогах на имущество физиче­ских лиц».

13. Закон от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Феде­рации».

14. Закон РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей».

15. Закон РФ от 27 апреля 1993 г. № 4866-1 «Об обжаловании в суд дейст­вий и решений, нарушающих права и свободы граждан».

16. Федеральный закон от 14 июля 1994 г. № 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, фе­деральных законов, актов палат Федерального Собрания».

17. Федеральный закон от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая.

18. Федеральный закон от 11 января 1995 г. № 4-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации».

19. Федеральный закон от 15 июля 1995 г. № 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации».

20. Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах».

21. Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».

22. Федеральный закон от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть вторая.

23. Федеральный закон от 8 мая 1996 г. № 41-ФЗ «О производственных кооперативах».

24. Федеральный закон от 13 июля 1996 г. № 63-ФЗ. Уголовный кодекс Российской Федерации.

25. Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 118-ФЗ «О судебных приставах».

26. Федеральный закон от 11 марта 1997 г. № 48-ФЗ «О простом и переводном векселе».

27. Федеральный закон от 6 февраля 1998 г. № 33-ФЗ «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации».

28. Федеральный закон от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ог­раниченной ответственностью».

29. Федеральный закон от 19 июля 1998 г. № 113-ФЗ «О гидрометеороло­гической службе».

30. Федеральный закон от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть первая.

31. Федеральный закон от 17 декабря 1998 г. № 188-ФЗ «О мировых судьях Российской Федерации».

32. Федеральный закон от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполни­тельных органов государственной власти субъектов Российской Феде­рации».

33. Федеральный закон от 5 августа 2000 г. № 113-ФЗ «О порядке форми­рования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Фе­дерации».

34. Федеральный закон от 5 августа 2000 г. № 117-ФЗ. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть вторая.

35. Федеральный закон от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

36. Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

37. Федеральный закон от 26 ноября 2001 г. № 146-ФЗ. Гражданский ко­декс Российской Федерации. Часть третья.

38. Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ. Кодекс Россий­ской Федерации об административных правонарушениях.

39. Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ. Трудовой кодекс Российской Федерации.

40. Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружаю­щей среды».

41. Федеральный закон от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».

42. Федеральный закон от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятель­ности (банкротстве)».

43. Федеральный закон от 28 мая 2003 г. № 61-ФЗ. Таможенный кодекс Российской Федерации.

44. Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности».

45. Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. № 165-ФЗ «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров».

46. Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ «О валютном ре­гулировании и валютном контроле».

47. Федеральный закон от 18 мая 2005 г. № 51-ФЗ «О выборах депутатов Го­сударственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации».

48. Федеральный закон от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конку­ренции».

49. Федеральный закон от 18 декабря 2006 г. № 230-ФЗ Гражданский ко­декс Российской Федерации. Часть четвертая.

50. Федеральный закон от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнитель­ном производстве».

51. Указ Президента РФ от 17 декабря 1997 г. № 1300 «Концепция нацио­нальной безопасности Российской Федерации».

52. Указ Президента РФ от 22 июля 2004 г. № 792 «О Государственном со­вете Российской Федерации».

53. Указ Президента РФ от 9 марта 2004 т. № 314 «О системе и структуре Федеральных органов исполнительной власти».

54. Указ Президента РФ от 8 июля 2004 г. № 729 «О Контрольном управ­лении Президента Российской Федерации».

55. Указ Президента РФ от 20 мая 2004 г. № 649 «Вопросы структуры Фе­деральных органов исполнительной власти».

56. Указ Президента РФ от 22 июля 2004 г. № 792 «О полномочных пред­ставителях Президента Российской Федерации в Сдаете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации».

57. Указ Президента РФ от 16 августа 2004 г. № 1083 «Положение о Феде­ральной службе по военно-техническому сотрудничеству».

58. Указ Президента РФ от 16 августа 2004 г. № 1084 «Положение о Феде­ральном агентстве специального строительства».

59. Указ Президента РФ от 24 сентября 2007 г. № 1274 «Вопросы структу­ры Федеральных органов исполнительной власти».

60. Указ Президента РФ от 12 мая 2008 г. № 724 «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти».

61. Постановление ЦИК и СНК СССР от 7 августа 1937 г. № 104/1341 «О введении в действие Положения о переводном и простом векселе».

62. Постановление Правительства РФ от 6 октября 1994 г. № 1138 «О по­рядке планирования и финансирования деятельности казенных заво­дов (казенных фабрик, казенных хозяйств)».

63. Постановление Правительства РФ от 13 августа 1997 и № 1009 «Об ут­верждении Правил подготовки нормативных правовых актов феде­ральных органов исполнительной власти и их государственной реги­страции».

64. Постановление Правительства РФ от 15 июля 2004 г. № 278 «Положе­ние о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора».

65. Постановление Правительства РФ от 17 июля 2004 г. № 294 «Положе­ние о Федеральном агентстве по техническому регулированию и мет­рологии».

66. Постановление Правительства РФ от 23 июля 2004 г. № 307 «Положе­ние о Федеральной службе по финансовому мониторингу».

67. Постановление Правительства РФ от 28 июля 2004 г. № 316 «Положе­ние о Федеральном агентстве по атомной энергии».

68. Постановление Правительства РФ от 30 июля 2004 г. № 317 «Положе­ние о Федеральной службе по финансовым рынкам».

69. Постановление Правительства РФ от 30 июля 2004 г. № 327 «Положе­ние о Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному над­зору».

70. Постановление Правительства РФ от 30 июля 2004 г. № 329 «Положе­ние о Министерстве финансов Российской Федерации».

71. Постановление Правительства РФ от 30 июля 2004 г. № 319 «Положение о Федеральном агентстве по информационным технологиям».

72. Постановление Правительства РФ от 30 июля 2004 г. № 320 «Положение о Федеральном агентстве связи».

73. Постановление Правительства РФ от 30 июля 2004 г. № 330 «Положение о Федеральной службе страхового надзора».

74. Постановление Правительства РФ от 30 июля 2004 г. № 331 «Положение о Федеральной антимонопольной службе».

75. Постановление Правительства РФ от 30 июля 2004 г. № 332 «Положение о Федеральной службе по тарифам».

76. Постановление Правительства РФ от 22 июля 2004 г. № 370 «Положение о Министерстве природных ресурсов Российской Федерации».

77. Постановление Правительства РФ от 23 июля 2004 г. № 371 «Положение о Федеральном агентстве морского и речного транспорта».

78. Постановление Правительства РФ от 23 июля 2004 г. № 372 «Положение о Федеральной службе по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды».

79. Постановление Правительства РФ от 23 июля 2004 г. № 373 «Об утвержде­нии Положения о Федеральном агентстве по государственным резервам».

80. Постановление Правительства РФ от 23 июля 2004 г. № 374 «Положе­ние о Федеральном дорожном агентстве».

81. Постановление Правительства РФ от 29 июля 2004 г. № 386 «Положение о Федеральном агентстве по геодезии и картографии».

82. Постановление Правительства РФ от 30 июля 2004 г. № 395 «Положение о Министерстве транспорта Российской Федерации».

83. Постановление Правительства РФ от 30 июля 2004 г. № 396 «Положение о Федеральном агентстве воздушного транспорта».

84. Постановление Правительства РФ от 30 июля 2004 г. № 397 «Положение о Федеральном агентстве железнодорожного транспорта».

85. Постановление Правительства РФ от 30 июля 2004 г. № 398 «Положе­ние о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта».

86. Постановление Правительства РФ от 30 июля 2004 г. № 400 «Положение о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования».

87. Постановление Правительства РФ от 30 июля 2004 г. № 401 «О Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору».

88. Постановление Правительства РФ от 30 сентября 2004 г. № 506 «Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе».

89. Постановление Правительства РФ от 1 декабря 2004 г. № 703 «Поло­жение о Федеральном казначействе».

90. Постановление Правительства РФ от 26 января 2005 г. № 40 «Положе­ние о Министерстве регионального развития».

91. Постановление Правительства РФ от 26 июля 2006 г. № 459 «О Феде­ральной таможенной службе».

92. Постановление Правительства РФ от 27 ноября 2006 г. № 718 «Тамо­женный тариф Российской Федерации».

93. Постановление Правительства РФ от 28 мая 2008 г. № 400 «Положе­ние о Министерстве энергетики Российской Федерации».

94. Постановление Правительства РФ от 2 июня 2008 г. № 418 «Положе­ние о Министерстве связи и массовых коммуникаций Российской Фе­дерации».

95. Постановление Правительства РФ от 5 июня 2008 г. № 432 «О Феде­ральном агентстве по управлению государственным имуществом».

96. Постановление Правительства РФ от 5 июня 2008 г. № 437 «Об утверж­дении Положения о Министерстве экономического развития Россий­ской Федерации».

97. Постановление Правительства РФ от 5 июня 2008 г. № 438 «Об утвер­ждении Положения о Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации».

98. Постановление Правительства РФ от 11 июня 2008 г. № 444 «Положе­ние о Федеральном агентстве по рыболовству».

99. Постановление Правительства РФ от 12 июня 2008 г. № 450 «Положение о Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации».

100. Указание Банка России от 25 июля 2003 г. № 1311-У «О порядке отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций при установлении существенной недостоверности отчетных данных».

101. Приказ ГТК России от 25 декабря 2003 г. № 1539 «О предоставлении тарифных преференций».

102. Приказ ФТС России от 9 августа 2005 г. № 721 «О внесении измене­ний в приказ ГТК России от 25 декабря 2003 г. № 1539 (Перечень развивающихся стран - пользователей схемой преференций Российской Федерации)».

103. Приказ Минюста России от 4 мая 2007 г. № 88 «Разъяснения о приме­нении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации».

104. Постановление Госстандарта России от 17 марта 1998 г. № И «Об ут­верждении положения о системе сертификации ГОСТ Р»

105. Положение о безналичных расчетах в Российской Федерации. Утвер­ждено Банком России 3 октября 2002 г. № 2-П.

106. Положение о порядке осуществления безналичных расчетов физиче­скими лицами в Российской Федерации. Утверждено Банком России 1 апреля 2003 г. № 222-П.

Дополнительная литература:

 

1. Административное право: учебник/ под ред. Л. Л. Попова М.: Изд-во МГЮА, 2005.

2. Алексеева Д. Г., Хоменко Е. Г. Банковское право. Вопросы и ответы. М.: Юриспруденция, 2004.

3. Бакшинскас В. Ю. Правовое регулирование хозяйственной деятельности. М.: «Информационное агентство «ИПБ-БИНФА»», 2002.

4. Барулин С. В. Бюджет и бюджетная политика в Российской Федерации: учеб, пособие. М.: КноРус, 2006.

5. Белых В. С., Винницкий Д. В. Налоговое право России. М.: НОРМА, 2004.

6. Бриллиантова Н. А. и др. Трудовое право: учебник. М.: ТК Велби, Изд-во «Проспект», 2006.

7. Валютное регулирование и валютный контроль: учебник / под ред. В. М. Крашенинникова. М.: Юристь, 2005.

8. Васильев В.П. Государственное регулирование экономики (схемы и статистика): Учеб.-метод.пособие / В.П.Васильев, 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ИКЦ «ДИС», 2008, -144с.

9. Верин В. П. Преступления в сфере экономики. М.: НОРМА, 1999.

10. Викторова Н. Г., Харченко Г. П. Налоговое право. СПб.: Питер, 2007.

11. Воронин Ю. М. Государственный финансовый контроль: вопросы теории и практики. М.: ИНФРА-М, 2005.

12. И. Габричидзе Б. Н., Чернявский А. Г. Административное право. М.: ТК Велби, 2002.

13. Галанов В. А. Рынок ценных бумаг. М.: Финансы и статистика, 2006.

14. Гаухман Л. Д., Максимов С. В. Преступления в сфере экономической деятельности. М.: НОРМА, 1998.

15. Гейвандов Я. А. Социальные и правовые основы банковской системы Российской Федерации. М.: КноРус, 2003.

16. Горбунова А. Н. и др. Финансовое право. М.: ТК Велби, 2007.

17. Гражданский кодекс РФ. Части первая и вторая. С постатейными материалами из практики ВАС РФ / сост. Д. В. Мурзин. М.: НОРМА — ИНФРА-М, 1998.

18. Гражданское право: учебник/под ред. С. П. Гришаева. М.: Юристь, 2004.

19. Грачев В.С., Серов К.Н. Правовые средства обеспечения экономического суверенитета современного государства / История государства и права, 2007 № 8

20. Грачева Е. Ю., Ивлиева М. Ф., Соколова Э. Д. Налоговое право. М.: Юриспруденция, 2003.

21. Грачева Е. Ю., Толстопятенко Г. П., Рыжкова Е. А. Финансовый кон­троль. М.: Камерон, 2004.

22. Грибов А. Ю. Деньги и ценные бумаги: сущность и правовой режим. М.: КноРус, 2006.

23. Демин А. В. Налоговое право России: учеб, пособие. Красноярск.: Изд-во КГУ, 2006.

24. Козлова Е. И., Кутафин О. Е. Конституционное право России: учебник. М.: Юристь, 2005.

25. Комментарий к Налоговому кодексу Российской Федерации: Часть первая (постатейный) / под ред. А. Н. Козырина. М.: КноРус, 2005.

26. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / под ред. Ю. И. Скуратова, В. М. Лебедева. М.: ИНФРА-М-НОРМА, 2000.

27. Кредитные организации в России: правовой аспект / под ред. Е. А. Павлодского. М.: БЕК, 2004.

28. Крохина Ю. А. Налоговое право. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006.

29. Курбангалеева О. А. Валютные операции. М.: Вершина, 2006.

30. Лаврушин О. И. Банковское дело. М.: КноРус, 2007.

31. Лаптев С. В., Филина Ф. В. Основы теории государственных финансов: Учеб. пособие. М.: Юристь, 2001.

32. Лебедев В. А. Финансовое право: учебник. М.: Статут, 2002.

33. Мелехин А. В. Теория государства и права: учебник. М.: БЕК, 2007.

34. Миронов В. И. Трудовое право России: учебник. М.: Изд-во ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез»», 2004.

35. Михайлова О. Р. Толкование норм налогового законодательства: учеб.пособие. М.: Омега-Л, 2004.

36. Мишарев А. А. Рынок ценных бумаг. СПб.: Питер, 2007.

37. Налоговое право России. Особенная часть: учебник / отв. ред. Н. А. Шевелева. М.: Юристъ, 2004.

38. Павлов П. В. Законодательство в области финансов, банков и бухгалтерского учета: учеб, пособие. М.: Магистр, 2008.

39. Павлов П.В. Правовое обеспечение экономики: учеб. пособие / П.В. Павлов. - М.: Магистр, 2009. - 383 с.

40. Павлов П. В. Финансовое право: учеб, пособие. М.: Омега-Л, 2008.

41. Правовое обеспечение российской экономики: учебник / отв. ред. Н. Г. Маркалова. М.: БЕК, 2002.

42. Парыгина В. А. Российское налоговое право. Проблемы теории и практики. М.: Эксмо, 2005.

43. Парыгина В. А., ТедеевА. А. Бюджетное право и процесс: учебник. М.: Эксмо, 2005.

44. Петрова Г. В. Общая теория налогового права. М.: Кодекс, 2004.

45. Постатейный комментарий к Гражданскому кодексу Российской Фе­дерации, частей первой, второй, третьей / под ред. Т. Е. Абовой, М. М. Богуславского. М.: Юрайт-Издат, 2005.

46. Предпринимательское право: учебник / под ред. Е. П. Губина, П. Г. Лахно. М.: Юристь, 2001.

47. Разу М. Л., Цветков И. В. Договорная работа: организация, техноло­гия, управление: учеб. - практич. пособие. М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2005.

48. Розенберг М. Г. Контракт международной купли-продажи. Современ­ная практика заключения. Разрешение споров. М.: Изд-во «Про­спект», 2002.

49. Сафонов О.А. Понятие и состав финансово-правовых средств обеспечения экономической безопасности / Финансовое право, 2007 № 6

50. Сборник договоров / авт.-сост. А. Н. Долженко. М.: ТК Велби, Изд-во «Проспект», 2003.

51. Теория государства и права: учебник для вузов / под ред. В. М. Корельского и В. Д. Перевалова. М.: НОРМА - ИНФРА-М, 2000.

52. Токмаков В. В. Комментарий к Налоговому кодексу Российской Феде­рации, части первой, второй с постатейными материалами. М.: Ста­тус, 2005.

53. Тосунян Г. А., Викулин А. Ю., ЭкмалянА. М. Банковское право Россий­ской Федерации. Общая часть. М.: Юристъ, 2004.

54. Тосунян Г. А., Емелин А. Б. Валютное право РФ: учеб, пособие. М.: Дело, 2004.

55. Уголовное право России. Части Общая и Особенная: Курс лекций / под ред. А. И. Рарога. М.: ТК Велби, Изд-во «Проспект», 2007.

56. Фетисова В.А. Опыт США в правовом обеспечении экономической жизни / Международное публичное и частное право, 2008 № 2

57. Фетисова В.А. Правовое регулирование экономики постсоциалистических государств в условиях мирового экономического кризиса. Монография. М; Юриспруденция, 2010.

58. Филатов О.К., Шелестинский Д.Г. Правовое обеспечение экономики. Учебно-практическое пособие. - М., МГУТУ, 2005.

59. Химичева Н. И. Финансовое право. М.: Юристъ, 2002.

60. Челышев М.Ю. Межотраслевое правовое регулирование как средство обеспечения публичных интересов в экономической сфере / Журнал российского права, 2005 № 12

61. ШиховА. К. Страховое право: учеб, пособие. М.: Юстицинформ, 2004.

62. Шумилов В. М. Международное право. М.: ТК Велби, 2007.

63. Эминов Е. В., Логвинов Ю. В., Бронников С. А. Квалификация экономи­ческих преступлений по уголовному законодательству. М.: Юристъ, 2005.

64. Эриашвили Н. Д. Банковское право. М.: Закон и право, 2007.

65. Яни П. С. Служебные и экономические преступления. М.: Кодекс, 1997.

 

 

Интернет – ресурсы:

 

www.garant.ru - правовая система "Гарант"

www.consultant.ru - правовая система "Консультант Плюс"

www.gov.ru - сервер органов государственной власти в России

www.info-law.ru - Кодексы, законы, комментарии к законодательству

www.kodeks.ru - кодексы, законы, комментарии

www.strahuemvse.ru - страховая компания МАКС-М

 

 

 

 


УЧЕБНО-ПРАКТИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

Общая часть

Основные положения о праве

Развитие общества немыслимо без основополагающей роли права. В частности, это проявляется в том, что право становится важней­шим инструментом регулирования экономических отношений.

Экономические отношения, как и любые иные общественные взаимосвязи, могут быть стабильными, если они закреплены в нормативной форме. Нормативные формы разнообразны, но сре­ди них только правовая в наибольшей степени отвечает сущности экономических отношений, их рыночной природе.

Вмешательство государства в данные отношения может быть позитивным, если таким образом будут защищены нарушенные права одной из сторон, и негативным, если при этом ограничива­ется свобода собственника, т.е. его права.

Право — это обусловленная природой человека и общества и выражающая свободу личности система регулирования общест­венных отношений, которой присущи нормативность, формаль­ная определенность в официальных источниках и обеспеченность возможностью государственного принуждения.

Важнейшими свойствами (признаками) права, которые харак­теризуют его как специфическую систему регулирования общест­венных отношений, являются следующие.

1. Нормативность. Право имеет нормативный характер, что роднит его с другими формами социального регулирования: нрав­ственностью, обычаями и т.д. Нормативность права в наибольшей мере выражает его функциональное назначение быть регулятором Поведения людей, общественных отношений. Право посредством юридических норм каждому гражданину или организации несет информацию о том, какие действия возможны, какие запрещены, а какие необходимы. Если человек действует в рамках права, то он чувствует себя уверенно и свободно, находится под защитой обще­ства и государства.

2. Интеллектуально-волевой характер права. Право — проявле­ние воли и сознания людей. Интеллектуальная сторона права со­стоит в том, что оно есть форма отражения социальных законо­мерностей и общественных отношений — предмета правового ре­гулирования. В праве отражаются и выражаются потребности, интересы, цели общества, отдельных лиц и организаций.

3. Обеспеченность возможностью государственного принужде­ния. Государственное принуждение реализуется в двух направле­ниях. Во-первых, оно обеспечивает защиту субъективного права и преследует цель принудить правонарушителя к исполнению обя­занности в интересах пострадавшей стороны (например, взыска­ние долга, возмещение причиненного ущерба). Во-вторых, в определенных законом случаях виновный привлекается к юридической
ответственности и подвергается наказанию (лишение свободы, конфискация имущества, штраф и т.п.).

4. Формальная определенность. Нормы права официально закре­пляются в законах, иных нормативных актах, которые подлежат единообразному толкованию. В прецедентном праве формальная определенность достигается официальной публикацией судебных решений, признаваемых в качестве образцов, обязательных при рассмотрении однотипных юридических дел. В обычном праве она обеспечивается формулой закона, который санкционирует приме­нение обычая, либо текстом судебного решения, принятого на ос­новании обычая.

5. Системность. Право представляет собой сложное системное образование. В настоящее время в свете новых подходов к понима­нию права особое значение приобретает его деление на три эле­мента: естественное, позитивное и субъективное право. Первый элемент — естественное (объективное) право, состоящее из соци­ально-правовых притязаний, содержание которых обусловлено
природой человека и общества. Важнейшая часть естественного права — права человека, иначе говоря, возможности, которые об­щество и государство способны обеспечить каждому гражданину. Второй элемент — позитивное право. Это законодательство и дру­гие источники юридических норм, в которых получают официаль­ное государственное признание социально-право вые притязания граждан, организаций, социальных групп. Третий элемент — субъ­ективное право, т.е. индивидуальные возможности, возникающие на основе норм позитивного права и удовлетворяющие интересы и потребности его обладателя.

Основной смысл правового регулирования заключается в транс­формации естественного права в субъективное, что осуществляет­ся признанием социально-правовых притязаний в источниках права, т.е. возведением естественного права в закон.

Характерные черты права — тесная связь и взаимообусловлен­ность всех действующих норм, их неразрывное единство. Одни нормы могут развивать, дополнять и конкретизировать другие, су­жать или расширять их смысл и сферу действия, устанавливать ис­ключения из общих правил и т.д.

Право играет роль действенного регулятора общественных от­ношений, средство установления порядка в обществе. Такое регу­лирование осуществляется в нескольких формах.

Во-первых, оно предоставляет, обеспечивает и охраняет опре­деленные возможности поведения участников общественных от­ношений — субъективные права и свободы (право избирать и быть избранными, заключать договоры, вступать в брак, свобода слова и др.).

Во-вторых, устанавливает необходимость тех или иных дейст­вий позитивного характера (так называемые регулятивные обязан­ности — платить налоги, исполнять служебные обязанности, во­инский долг и т.д.).

В-третьих, запрещает деяния, которые вредны или опасны для общества (т.е. негативные — хулиганство, служебный подлог, на­рушение правил дорожного движения и т.д.).

В-четвертых, право предусматривает меры принудительного воздействия в случае нарушения предписаний правовых норм — юридические санкции.

Принципы права — руководящие идеи, характеризующие содер­жание права, его сущность и назначение в обществе. Содержание Действующей Конституции РФ позволяет выделить следующие принципы права: демократизм, федерализм, уважение прав и сво­бод человека, непосредственное действие общепризнанных прин­ципов и норм международного права, верховенство Конституции РФ и законов, равноправие, равенство всех форм собственности, правосудие.

Правовое регулирование — целенаправленное воздействие на поведение людей и общественные отношения с помощью право­вых (юридических) средств. В сферу правового регулирования вхо­дят три группы общественных отношений.

Первую группу составляют отношения людей по обмену ценно­стями (как материальными, так и нематериальными).

Вторую группу образуют отношения по властному управлению обществом.

В третью группу входят отношения по обеспечению правопо­рядка, которые дают возможность нормального протекания про­цессов обмена ценностями и управления в обществе.

Общественные отношения, входящие в эти группы, составля­ют предмет правового регулирования.

Правосознание есть совокупность представлений и чувств, вы­ражающих отношение людей к праву и правовым явлениям в об­щественной жизни. Оно делится на три уровня.

Первый уровень — обыденное правосознание. Этот уровень свойствен основной массе членов общества, формируется в сфере правового регулирования в условиях повседневной жизни граж­дан. Для людей с этим уровнем правосознания характерно знание общих принципов права, а правовые воззрения тесно переплета­ются с нравственными представлениями.

Второй уровень — профессиональное правосознание, которое складывается в ходе специальной подготовки (например, при обу­чении в юридическом учебном заведении), в процессе практиче­ской юридической деятельности. Субъекты этого уровня обладают специальными детальными знаниями действующего законода­тельства, умением и навыками его применения.

Третий уровень — научное, теоретическое правосознание. Оно характерно для исследователей, научных работников, занимаю­щихся вопросами правового регулирования общественных отно­шений.

Под правовой культурой понимается обусловленное социаль­ным, духовным, политическим и экономическим строем качест­венное состояние правовой жизни общества, выражающееся в достигнутом уровне развития правовой деятельности, юридиче­ских актов, правосознания и в целом в уровне правового развития субъекта (человека, разных групп, всего населения), а также в сте­пени гарантированности государством и гражданским обществом свобод и прав человека.

Правовая культура общества зависит прежде всего от уровня развития правосознания населения, т.е. оттого, насколько глубоко освоены им такие правовые феномены, как ценность прав и сво­бод человека, ценность правовой процедуры при решении споров, поиска компромиссов и т.д., насколько информированы в право­вом отношении население, его социальные, возрастные, профес­сиональные и иные группы, каково эмоциональное отношение на­селения к закону, суду, правоохранительным органам, юридиче­ским средствам и процедурам, какова установка граждан на соблюдение (несоблюдение) правовых предписаний и т.д.

Ценность права можно рассматривать применительно к обще­ству, слоям и группам населения и, конечно, к человеку и гражда­нину. При этом личностная ценность права должна быть приори­тетной.

Субъектами права являются индивиды или организации, кото­рые на основании юридических норм могут быть участниками правоотношений, т.е. носителями субъективных прав и обязанно­стей.

Правосубъектность есть предусмотренная нормами права способность (возможность) быть участником правоотноше­ний. Она представляет собой сложное юридическое свойство, со­стоящее из двух элементов: правоспособности и дееспособности.

Правоспособность — предусмотренная нормами права способность (возможность) лица иметь субъективные права и юридические обязанности.

Дееспособность — предусмотренная нормами права спо­собность и юридическая возможность лица своими действиями приобретать права и обязанности, осуществлять и исполнять их. Разновидностями дееспособности являются сделкоспособностъ, т.е. способность (возможность) лично своими действиями совер­шать гражданско-правовые сделки, и деликтоспособностъ — предусмотренная нормами права способность нести юридическую от­ветственность за совершенное правонарушение.

Субъектами права могут быть индивиды (граждане РФ, ино­странные граждане, лица без гражданства, лица с двойным граж­данством), организации и социальные общности.

Объект правоотношения — то реальное благо, на использование или охрану которого направлены субъективные права и юридиче­ские обязанности. Объектами могут быть разнообразные предме­ты, представляющие ценность для субъекта права. Помимо материальных предметов объектами правоотношений выступают пред­меты духовного творчества (например, объект авторского права -созданное автором произведение), нематериальные блага (право па личную и семейную тайну, тайну переписки, телефонных пере­говоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений и т.д.).

Система права

Система права — объективное, обусловленное общественными от­ношениями внутреннее строение национального права, заключа­ющееся в разделении единых по своей социальной сущности и на­значению в общественной жизни, внутренне согласованных норм на определенные части, включающие в себя нормы, отрасли и ин­ституты права.

Юридическая норма есть первичный и конечный структурный элемент права. Она первой испытывает на себе изменения, в нем происходящие, Благодаря универсальному, сквозному значению норма права распространяет свои свойства и на другие уровни сис­темы, служит точкой отсчета, единицей измерения правовой ма­терии.

Отрасль права представляет собой обособленную совокупность юридических норм, институтов, регулирующих однородные обще­ственные отношения. Она отражает более высокий уровень систе­мообразующих связей, характеризуется определенной целост­ностью, автономностью. Отрасли подразделяются на материаль­ные и процессуальные. К первым относятся, например, гражданское, трудовое, уголовное, земельное право. Вторую груп­пу составляют гражданское процессуальное, уголовно-процессу­альное и административно-процессуальное право. Начинает скла­дываться и отрасль конституционно-процессуального права.

Отрасль права может включать в себя подотрасли. Подотрасль права — это совокупность правовых норм, регулирующих общест­венные отношения определенного вида, которые составляют часть предмета правового регулирования отрасли права. Иными слова­ми, это группа родственных институтов права в составе определен­ной отрасли права, например авторское и патентное право в граж­данском праве. Внутри подотраслей имеются правовые институты.

Институт права — обособленная группа юридических норм, регулирующих общественные отношения конкретного вида. В ка­честве примера можно назвать институт права собственности в гражданском праве, институт ответственности должностных лиц в административном праве, институт избирательного права и нор­мы, регулирующие статус депутата, в конституционном праве. В правовой институт входят нормы, регулирующие однородные отношения и отличающиеся качественным единством. Например, семейное право делится на такие институты, как порядок заключе­ния я прекращения брака, права и обязанности супругов, родите­лей и детей, алиментные обязательства членов семьи. Институты могут быть отраслевыми и межотраслевыми (комплексными).

Критериями деления права на отрасли и институты выступают предмет и метод правового регулирования.

Предмет правового регулирования — фактические отношения людей, объективно нуждающиеся в правовом опосредовании. Их круг весьма широк: трудовые, управленческие, имущественные, земельные, семейные и др. Им присуши следующие черты:

1) это жизненно важные для человека и его объединений отно­шения;

2) это волевые, целенаправленные (разумные) отношения;

3) это устойчивые, повторяющиеся и типичные отношения;

4) это отношения поведенческие, за которыми может осуществ­ляться внешний контроль (например, юрисдикционными органами).

Метод правового регулирования есть совокупность приемов юридического воздействия на поведение людей, выработанных в результате длительного человеческого общения. Если предмет правового регулирования отвечает на вопрос, что регулирует право, то метод — на вопрос, как регулирует. Метод объединяет объ­ективные и субъективные моменты и носит по отношению к пред­мету дополнительный (процессуальный) характер.

При регулировании общественных отношений используются разные методы: императивный и диспозитивный, альтернативный и рекомендательный, поощрения и наказания. Выбор того или иного метода зависит от содержания отношений, усмотрения зако­нодателя, сложившейся правоприменительной практики, уровня правовой культуры населения. Названные методы могут приме­няться самостоятельно и в совокупности (во взаимодействии). Так, право воздействует на поведение людей путем властных кате­горических требований (административное, финансовое право) или дает им возможность в рамках закона самим устанавливать свои права и обязанности путем соглашений (гражданское и неко­торые другие отрасли права).

Наиболее распространены и полярны по своим характеристи­кам императивный и диапозитивный методы.

Императивный метод построен на отношениях субор­динации, подчиненности одних субъектов права другим, он харак­терен для административного, уголовно-исполнительного права.

Диспозитивный метод предполагает равенство сторон и применяется в отраслях частного права (гражданского, трудово­го, семейного).

При классификации права возможно его деление на частное и публичное.

Публичное право — часть национальной системы права, нормы которой регламентируют общественные отношения в разных сфе­рах и предназначены для защиты интересов государства и общества.

Положения публичного права реализуются в процессе государ­ственно-властной деятельности. Предметом публичного права яв­ляется сфера публичных интересов. Для публично-правовых отно­шений характерно неравноправие сторон. Это определяется тем, что государство непосредственно или через свои структуры высту­пает в качестве носителя властных (публичных) полномочий, при­меняемых в целях обеспечения интересов всего общества или от­дельных социальных слоев.

Частное право регулирует сферы общественных отношений, в которых непосредственное влияние государств







Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.