Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







МОНОРОДИТЕЛЬСТВА В ПОЗДНЕМ СССР





Охрана материнства и детства являлась важным направлением социальной политики СССР. Материнство конструировалось как социальная обязанность женщины, что можно объяснить стремлением советской власти вырастить новое поколение, воспитанное по канонам коммунизма. Государством демонстрировалась широкая социалистическая забота о матери и ребёнке[454]. Социальная защита материнства и детства распространялась на нуклеарные и семьи одиноких родителей[455]. В советском правовом и педагогическом контексте такие семьи принято было называть неполными, тем самым демонстрируя их «дефективность[456]. Часто учителя, психологи и СМИ причисляли монородительские семьи к категории неблагополучных[457].

Забота власти о монородительских семьях выражалась в оказании помощи и поддержки, позволяла выполнять важную для государства функцию общественного контроля, нормализации тех, чей образ жизни и чьи семейные условия отличались от «нормальных». В педагогике, медицине, СМИ конструировался целый набор проблем, характерных для монородительских семей. Считалось: один родитель не способен дать полноценного воспитания детям[458]. Монородительским семьям приписывались отклонения в поведении не только у детей, но и самих у родителей[459]. Острой проблемой монородительства являлись материальные трудности. Роль воспитателя и кормильца в семье выполнял один человек, что отрицательно сказывалось на функционировании домохозяйства[460].

В позднем СССР существовали определённые государственные институты, участвовавшие в обеспечении благополучия одиноких родителей[461]. Обращение к позднему советскому периоду объясняется тем, что с одной стороны, в это время уже сложилась структура институтов, осуществлявших заботу и контроль над монородительскими семьями, а с другой стороны, это весьма интересное и неоднозначное время, характеризующееся устойчивым комплексом социальных и научных предрассудков в отношении монородительства и системы их контроля.

В основе государственной поддержки монородительских семей лежала идея «социального материнства», «предполагавшая вовлечение государства и общества в решение проблемы семьи»[462]. Важным элементом осуществления социалистической заботы об одиноких матерях являлась детальная разработка нормативных актов, направленных на улучшение положения монородительских семей. Ежемесячные выплаты одиноким матерям были введены в 1944 г.[463], что было обусловлено спецификой военного времени. Такие семьи приобретали статус малообеспеченных и претендовали на дополнительную социальную помощь, что было узаконено в 1974 г.[464]. Вдовы и разведённые женщины по закону имели возможность дополнительной финансовой поддержки в форме алиментов или пенсии по потере кормильца. Если алименты нельзя расценивать как стабильную материальную помощь, то пенсия по потере кормильца представляла собой фиксированную сумму денег, позволявшую семье приобретать необходимые вещи. Происходило выделение нормативного типа монородительской семьи.

На основе законопроектов, государственные институты реализовывали мероприятия по улучшению социально–экономического положения монородительских семей. Учитывая широкое привлечение женщин в промышленности, в качестве важнейшего института поддержки одиноких родителей мы будем рассматривать профессиональные союзы: «Важная особенность советской социальной политики состояла в ее прочной экономической связи с так называемыми градообразующими предприятиями крупных индустриальных центров»[465]. Отношение к внебрачному материнству как к патологии было связано с укоренившейся в советском обществе тенденцией считать «нормой» нуклеарную семью.

Институтами социальной поддержки одиноких родителей являлись системы образования и здравоохранения, в чьи обязанности входило предупреждение и устранение девиации в монородительских семьях.

Государственные институты поддержки монородительства оказывали формальную помощь, предусмотренную государством, часто не обращая внимания на реальные проблемы одиноких родителей. Наиболее острой проблемой для таких семей являлась дискриминация. Вдовы представляли нормативный тип монородительской семьи, достойный государственной помощи, ведь они не подвергались процессам стигматизации, и, помимо стандартных детских пособий, получали пенсию по потере кормильца. Неравенство среди монородительских семей свидетельствует о стремлении государственных структур уменьшить случаи разводов и внебрачного материнства в позднем СССР. Законодательные акты создавали барьер между «неполной» монородительской и «нормальной» нуклеарной семьёй, что делало одиноких родителей главными объектами государственного контроля. Образование, здравоохранение, профсоюзы имели право внедряться в частную жизнь семьи, контролировать происходящие в ней процессы и, по результатам своих обследований, наделять явление монородительства негативными характеристиками.

Г.А. Никитина

Ижевск, Удмуртский институт истории, языка и литературы УрО РАН

ДЕТИ В ТРАДИЦИОННОМ УДМУРТСКОМ ОБЩЕСТВЕ: ГЕНДЕРНЫЙ АСПЕКТ СОЦИАЛИЗАЦИИ [466]

Гендерный подход к разработке проблемы ставит во главу угла вопрос о статусе индивида, занимаемом им в иерархии общественных отношений и определяемом функциональными ролями и соответствием стереотипам.

Фольклорно–этнографический материал по традиционному удмуртскому обществу свидетельствует, что социокультурная статусность детей определялась с момента рождения: полом новорожденного определялась перспектива получения семьей дополнительного земельного надела. А так как он выделялся только на мужскую душу, больше радости приносило рождение мальчика. Но у удмуртов не было предпочтения мальчиков девочкам[467].

О рождении мальчика извещали выражением «пахаря нашли», девочки – «пряху нашли». Если в семье рождались девочки, и родители хотели, чтобы следующим был мальчик, очередного младенца повитуха «принимала» в отцовскую рубаху. Пуповину перевязывали шелковой или льняной ниткой, и обрубали у мальчиков топором на камне, у девочек – на прялке ножом или серпом, чтобы была расторопной работницей, искусной пряхой.

На празднике родин родственники и соседи поздравляли родителей, произносили напутствия в адрес новорожденного. Мальчику желали быть защитником государства, девочке – стать «достойной уважения окружающих», доброй женщиной, женой и матерью. Мальчик должен был вырасти в главу семьи, крепкого хозяина, примерного плательщика налогов.

В приведенных выше вербальных конструкциях отражены предпочтительные мужские и женские функциональные роли, а также некоторые «идеальные» черты маскулинности и феминности, существовавшие в доиндустриальном удмуртском обществе.

В возрастном периоде младенчества цель воспитания – в сохранении жизни и здоровья ребенка. Воспитание детей лежало на матери. Она заботилась о чистоте ребенка, пеленала, кормила, обучала ходьбе, следила за правильной посадкой; от матери малыш познавал звуки родной речи, отдельные явления в окружающей среде. После отлучения от груди ребенок переходил под присмотр бабушек, дедушек, сестер и братьев.

Второй период начинался с 2–3 и продолжался до 5–7 лет и знаменовал переход из младенческой группы в детскую. На этом этапе закладывались основы мировоззрения и поведения, начиналось обучение труду. Под наблюдением и с помощью родителей дети исподволь включались в круг хозяйственных забот семьи, впитывали мораль. Мальчиков 5–7 лет отцы привлекали к жатве, сенокосу, боронованию, учили молотить, свозить снопы на ток, раскрывали им секреты охоты, рыболовства, пчеловодства. Взрослые мастера брали их к себе в помощники, постигали премудрости ремесла. Это был педагогический прием, подлинное введение в жизнь, не исключавшее ученичества, делавшее его серьезным и ответственным.

Матери обучали дочерей полевым работам, рукоделию, приготовлению пищи. Поощрение, похвала были результатами детского труда, плохо выполненное дело влекло за собой наказание, порицание, осуждение.

Искусным воспитательным приемом считались игры и игрушки. Первоначально среди игрушек преобладали предметы домашнего обихода, затем появлялись соответствующие возрасту орудия труда, с помощью которых имитировались виды хозяйственных работ. Подражая старшим, дети осваивали смысл трудовой деятельности, ее отдель­ные операции, сложившиеся стереотипы поведения.

От детей 5–7 лет требовалось соблюдение нравственных норм, принятых в обществе: уважение к старшим, забота о слабых и больных, вежливость и дисциплинированность, честность. В число этических норм входило уважительное отношение к культовым местам и сооружениям, соблюдение религиозных запретов, почитание земли и хлеба как источников жизни.

Третий период охватывал возраст от 7 до 13–15 лет. Дети лишались проявлений родительской ласки, былых привилегий, выдвигалось больше требований, появлялись поручения. К 13–15 годам девочки в совершенстве овладевали секретами рукоделия и приготовления еды, помогали родителям в работах; мальчики обучались мужским видам работ: ремеслам и промыслам.

Процесс приобщения подростков к социальным и культурным традициям народа выходил за рамки отдельной семьи. Воспитательные функции возлагались также на родственников, соседей, общину. Мощным фактором само– и взаимовоспитания становилось общество сверстников. Внутри семьи в воспитании девочек по–прежнему важную роль играла мать, а отец выступал больше как авторитет, на который ссылалась мать. В отношении мальчиков, наоборот, непосредственная роль воспитателя переходила к отцу, старшим братьям, дядям.

Возрастной этап с 13–15 до 17–18 лет считался временем наступления зрелости и возмужания. Молодежь этого возраста в народе называли быдэ/ёзэ вуэмъёс (букв. – «вошедшие в возраст совершеннолетия»).

16–17–летнее молодое поколение фактически было подготовлено к той жизни, которую ему предстояло вести в дальнейшем: обзавестись семьей, детьми, иметь собственное хозяйство и нести за все это полную ответственность перед общиной и государством. Воспитание молодежи не прекращалось, но регулирующая и контролирующая функции от семьи переходили к общине. Она «перевоспитывала», «довоспитывала», доводила «до ума» то, что не сумела сделать семья. В вопросах, касавшихся производственной деятельности и нравственности, общинный институт придерживался твердых норм и применял к нарушителям жесткие меры наказания, вплоть до ссылки в Сибирь, самосуда, публичного посрамления, отлучения от молений. Однако это не снимало определяющей роли семьи в социализации детей, ее моральный и социальный престиж находился в прямой зависимости от них: «Хорошие дети – у хороших родителей». Мать отвечала за скромность, опрятность, тактичность, исполнительность, трудолюбие, искусность детей, особенно дочерей. Отец был фактором моральным (защищал, требовал, выдвигал на первый план свой авторитет, осуждал или одобрял и т.д.) и материальным (содержал семью), нежели непосредственно педагогическим. Но именно от отца зависело, станет ли его сын мужем, мужчиной, тружеником, достойным уважения общества.

Н.С. Нижник

СанктПетербург, СанктПетербургский университет МВД России







Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.