|
И ВРЕМЕНИ ОТДЫХА РАБОТНИКОВ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТАСтр 1 из 5Следующая ⇒ Гейц И.В. Нормирование труда и регламентация рабочего времени. — М.: Изд-во «Дело и Сервис», 2006. — 352 с. — (Б-ка журнала «Заработная плата. Расчеты. Учет. Налоги». Выпуск 4) ISBN 5-8018-0315-7 В книге рассмотрены основы нормирования труда и регламентация рабочего времени работников. Даны практические рекомендации по разработке локальных нормативных актов, установлению и применению режимов рабочего времени. Особое внимание уделено особенностям режимов рабочего времени и времени отдыха отдельных категорий работников. Неоценимое значение имеют приложения и издания, в которых приведены действующие в настоящее время нормативные правовые акты, устанавливающие нормы времени, выработки, обслуживания, численности, а также штатные нормативы. Книга подготовлена с учетом изменений в Трудовом кодексе РФ, внесенных Федеральным законом от 30 июня 2006 г. № 90-ФЗ. Издание предназначено для руководителей, работников бухгалтерии и кадровых служб, отделов труда и заработной платы, студентов и преподавателей учебных заведений. ББК 65247 Полное или частичное воспроизведение или размножение каким-либо способом материалов, опубликованных в настоящем издании, допускается только с письменного разрешения издательства «Дело и Сервис». ISBN 5-8018-0315-7 © Издательство «Дело и Сервис», 2006 4.3. РЕГУЛИРОВАНИЕ РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ И ВРЕМЕНИ ОТДЫХА РАБОТНИКОВ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА В соответствии с положениями статьи 25 Федерального закона от 10 января 2003 г. № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» (в редакции изменений и дополнений) особенности режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда отдельных категорий работников железнодорожного транспорта общего пользования, работа которых непосредственно связана с движением поездов, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта с учетом мнения соответствующего профессионального союза. Сходные положения содержатся в статьях 100 и 329 ТК РФ. Указанные особенности в настоящее время определены приказом МПС России от 5 марта 2004 г. № 7, которым утверждено Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда отдельных категорий работников железнодорожного транспорта, непосредственно связанных с движением поездов (далее по тексту — Положение о рабочем времени по железнодорожному транспорту). Наряду с этим ряд положений, касающихся особенностей труда рассматриваемой категории работников, рассматривается в некоторых других нормативных правовых актах. Например, на железнодорожном транспорте необщего пользования применению подлежит приказ МПС СССР от 18 сентября 1990 г. № 8ЦЗ «О введении в действие особенностей регулирования рабочего времени и времени отдыха отдельных категорий работников железнодорожного транспорта и метрополитенов, непосредственно связанных с обеспечением безопасности движения поездов и обслуживания пассажиров» (в редакции изменений, внесенных приказом МПС СССР от 5 марта 2004 г. № 7). Перечень работников, на которые Распространяются особенности режимов Отдыха Перерывы в работе, междусменный отдых, еженедельный непрерывный отдых (выходные дни) и праздничные дни, а также иные периоды отдыха предоставляются работникам железнодорожного транспорта на условиях главы 18 ТК РФ, а также раздела X Положения о рабочем времени по железнодорожному транспорту. Кроме того, в установленных случаях работникам предоставляется время отдыха в пункте оборота (подмены), а также время отдыха во время поездки. При этом работникам локомотивных и кондукторских бригад выходные дни (еженедельный непрерывный отдых) предоставляются в различные дни недели равномерно в течение месяца путем добавления 24 часов к расчетному времени отдыха, положенному после очередной поездки в рабочей неделе. При определении выходных дней необходимо учитывать положения статьи 110 ТК РФ, согласно которой продолжительность еженедельного непрерывного отдыха не должна составлять менее 42 часов. Если продолжительность ежедневного отдыха по расчету получается больше установленной, она сокращаться не должна. Дни еженедельного непрерывного отдыха указываются в графиках сменности (нарядах). При этом число дней еженедельного непрерывного отдыха, предоставляемого работникам, работающих на круглосуточных непрерывных работах, а также на других сменных работах с суммированным учетом рабочего времени, должно быть равно числу воскресений (при шестидневной рабочей неделе) по календарю в течение соответствующего учетного периода. В ряде случаев допускается суммирование дней еженедельного отдыха. Это допускается, в частности: с согласия работников локомотивных и кондукторских бригад, обслуживающих грузовые и пассажирские поезда, — за период не более чем две рабочих недели; при этом продолжительность сдвоенного выходного дня определяется путем добавления 24 часов к выходному дню, предоставляемому из расчета продолжительности еженедельного непрерывного отдыха не менее 42 часов; для работников пассажирских поездов дальнего следования и беспересадочных вагонов (проводников пассажирских вагонов, приемосдатчиков груза и багажа, поездных электромехаников, начальников и механиков-бригадиров пассажирских поездов) — за период не более чем две недели, а при потурном учете — за все время туры; проводникам служебных и специальных вагонов и работникам, постоянная работа которых протекает в пути, — за период не свыше месяца, а при продолжительности поездки свыше месяца — за время поездки; бригадам рефрижераторных секций и АРВЭ — за время поездки. Выходные дни работникам локомотивных и кондукторских бригад в соответствии с пунктом 39 Положения о рабочем времени по железнодорожному транспорту должны предоставляться только в основном пункте работы; определяются (объявляются) в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка. Междусменный отдых предоставляется работникам локомотивных и кондукторских бригад после каждой их поездки в оба конца. При этом указанный отдых предоставляется в основном пункте работы (основное депо, пункт подмены локомотивных бригад по месту жительства членов бригады). Продолжительность предоставляемого работникам междусменного отдыха определяется расчетным путем, но не может быть менее 16 часов, а для бригад пригородных поездов — 12 часов. Расчет продолжительности междусменного отдыха осуществляется в следующем порядке. Необходимыми данными для расчета являются продолжительность работы локомотивной бригады за одну поездку, а также продолжительность отдыха в пункте подмены бригады. Первый показатель, а именно продолжительность поездки, умножается на коэффициент 2,6, и из полученного произведения вычитаются часы отдыха в пункте подмены локомотивных бригад за время поездки. Для сведения читателей расчетный коэффициент 2,6 определяется посредством деления недельной нормы часов отдыха за неделю в рабочие дни на недельную норму часов рабочего времени (104/40 = 2,6). В соответствии с пунктом 42 Положения о рабочем времени по железнодорожному транспорту допускается уменьшение продолжительности междусменного отдыха в основном пункте работы, но не более чем на четверть от полагающегося по расчетному, с соответствующим увеличением междусменного отдыха после последующих поездок в учетном периоде. В любом случае минимально установленная продолжительность междусменного отдыха — 16 часов (для бригад пригородных поездов — 12 часов). Не допускается вовсе сокращение междусмен-ного отдыха после двух ночных поездок подряд. Пример 4.3 Предположим, что время работы локомотивной бригады за поездку составляет 20 часов, а продолжительность времени отдыха в пункте подмены бригады — 8 часов. Расчетная величина междусменного отдыха, предоставляемого в основном пункте работы, составит 44 часа (20 х х 2,6- 8). Сокращение продолжительности междусменного отдыха может быть осуществлено до 33 часов (44 х 3/4). С учетом мнения представительного органа работнике] при сменном графике работы допускается предоставление меж дусменного отдыха в основном пункте постоянной работы ра ботникам локомотивных бригад продолжительностью не мене 12 часов. Междусменный отдых в основном месте работы може также предоставляться работникам при обслуживании приг< родных поездов с продолжительностью работы локомотивны бригад до конечного пункта следования до 4-х часов. В таю случаях продолжительность предоставляемого междусменно] отдыха определяется по уже рассмотренным правилам, а сам о дых предоставляется в соответствии с графиком сменности. Общее время полагающегося междусменного отдыха в о новном пункте для работников, постоянная работа котор] осуществляется в пути, определяется в общеустановленном п рядке, но за вычетом отдыха в пути следования с прибавлени приходящихся по календарю воскресений и нерабочих пра; ничных дней за поездку (тур). При этом дни еженедельного непрерывного отдыха за время поездки предоставляются в суммированном виде сразу после поездки. Для указанной категории работников междусменный отдых должен предоставляться после каждой поездки полностью. В отдельных случаях, определенных правилами внутреннего трудового распорядка, допускается предоставление проводникам пассажирских вагонов междусменного отдыха после обслуживания состава в течение 2—5 поездок общей продолжительностью не более 15 суток. И только в исключительных случаях, когда междусменный отдых после данной поездки не может быть предоставлен полностью, неиспользованное количество часов междусменного отдыха за данную поездку присоединяется к причитающемуся количеству часов междусменного отдыха за следующие 1—2 поездки (туры). В любом случае междусменный отдых может быть уменьшен не более чем на четверть от полагающегося по расчету. Если же в течение 1—2 последующих поездок (тур) неиспользованная часть междусменного отдыха за предыдущую поездку (тур) не будет предоставлена полностью, эквивалентное количество рабочих часов должно считаться сверхурочной работой с их повышенной оплатой в установленных размерах. Поездным электромеханикам, начальникам, механикам-бригадирам пассажирских поездов междусменный отдых предоставляется в основном пункте работы такой же продолжительности, как проводникам пассажирских вагонов того же поезда. Уменьшение продолжительности междусменного отдыха против рассмотренной выше возможно только в следующих случаях: 1) в период массовых пассажирских перевозок (июнь — сентябрь) — для работников бригад пассажирских поездов, кассиров билетных железнодорожных вокзалов (станций), городских железнодорожных агентств, при котором междусменный отдых по месту постоянной работы, с их письменного согласия, предоставляется в размере не менее расчетной половины времени отдыха. В данных случаях сокращенное время междусменного отдыха не может составлять у работников бригад пассажирских поездов — 2 суток, у кассиров билетных — 12 часов. На таких условиях режим времени отдыха применяется в порядке, определенном правилами внутреннего трудового распорядка. Неиспользованное время междусменного отдыха должно быть компенсировано работникам предоставлением дополнительного времени отдыха по окончании периода массовых пассажирских перевозок, но не позднее 1 мая следующего календарного года или присоединено к ежегодному отпуску в те же сроки, с оплатой в размере среднего заработка; 2) в период летних путевых работ — для работников путевых машинных станций и машинистов железнодорожно-строи-тельных машин дистанций пути. Сокращение продолжительности междусменного отдыха допускается с письменного согласия работников с учетом мнения представительного органа работников. При этом уменьшение продолжительности междусменного отдыха допускается не более чем на четверть от полагающегося по графику сменности и не более чем на 24 часа в месяц. Неиспользованное время компенсируется работникам по окончании летних путевых работ, но не позднее 1 мая следующего календарного года или же присоединяется к ежегодному отпуску в те же сроки, с оплатой в размере среднего заработка. Перерывы для отдыха и питания в соответствии со статьей 108 ТК РФ предоставляются в течение рабочего дня (смены) продолжительностью не более 2-х часов и не менее 30 минут. Конкретные время предоставления перерыва и его продолжительность устанавливаются правилами внутреннего трудового распорядка организации или же по соглашению между работником и работодателем. При многократном обороте пригородного поезда в течение смены перерыв для отдыха и питания может предоставляться работникам локомотивных бригад в пункте оборота или на конечной железнодорожной станции следования поезда, а также в основном пункте работы, рассматриваемом как пункт оборота. При этом продолжительность перерыва может составлять менее половины времени предшествующей работы, но не менее одного часа. Из указанного времени на отдых время нахождения работников локомотивных бригад в пункте оборота (подме- ны) или в основном пункте работы до одного часа включается в рабочее время, а потому подлежит оплате. Отдых в пункте оборота (подмены) предоставляется работникам локомотивных бригад в тех случаях, когда время непрерывной поездки (в оба конца) превышает установленную продолжительность непрерывной работы. Отдых предоставляется не более одного за поездку, а его продолжительность должна составлять не менее половины отработанного времени (но не менее трех часов) и не должна превышать времени работы с момента явки в основной пункт работы до сдачи локомотива в пункте оборота (подмены). Минимальная продолжительность отдыха в пунктах оборота (подмены) может увеличиваться работодателем с учетом мнения представительного органа работников. Наряду с изложенным, в соответствии с пунктом 45 Положения о рабочем времени по железнодорожному транспорту допускается возвращение в основной пункт работы работников локомотивных и кондукторских бригад пассажирами без предоставления отдыха в пункте освобождения их от работы. Если работники локомотивной бригады следовали в пункт оборота локомотивов или подмены локомотивных бригад пассажирами в вагоне пассажирского поезда, то при их согласии они могут быть отправлены в поездку без отдыха. Отдых во время поездки предоставляется работникам, постоянная работа которых осуществляется в пути. Продолжительность такого отдыха определяется согласно графику сменности, принятому для соответствующего поезда (вагона, секции), но не менее половины времени предшествующей работы. И сортировочных станций В соответствии с пунктом 3.6.1 Санитарно-эпидемиологических правил СП 2.5.1250-03 «Санитарные правила по организации грузовых перевозок на железнодорожном транспорте» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 апреля 2003 г. № 32) руководство грузовой станции должно обеспечивать работникам грузовых станций режимы труда и отдыха 8 соответствии с требованиями трудового законодательства Российской Федерации, а также устанавливать внутрисменные эегламентированные технологические перерывы с учетом тя-кести труда. В местах проведения погрузочно-разгрузочных работ в >ачках фонтанного типа, отвечающих санитарным нормам, юстоянно должна быть остуженная кипяченая вода для [ИТЬЯ. Бачки с питьевой водой следует устанавливать в помещени-х. При отсутствии на участках работ помещений, бачки долж- ны иметь специальные укрытия, защищенные от проникновения пыли. В местах, где водопроводная вода удовлетворяет требованиям санитарных правил и норм для питьевой воды, по согласованию с центрами Госсанэпиднадзора на железнодорожном транспорте допускается употребление некипяченой воды. Ежедневно бачки очищают, промывают и заполняют доброкачественной питьевой водой с температурой не ниже 12 °С. Во время работы с химическими веществами не следует принимать пищу, курить, пить. Прием пищи и хранение пищевых продуктов на рабочих местах категорически запрещается. Перед приемом пищи спецодежду обязательно снимают и оставляют на месте работы. Прием воды, пищи и курение возможны только после тщательного мытья рук и лица, полоскания полости рта. При работе с химическими веществами в пищевой рацион необходимо включать не менее 2,5 л жидкости. Для работников диспетчерско-операторского состава и другого персонала при работе с персональными электронными вычислительными машинами и видеодисплейными терминалами должны быть установлены регламентированные перерывы в зависимости от вида и категории трудовой деятельности (пункт 4.6.2 СП 2.5.1250-03). Для работников сортировочных станций, выполняющих работу на открытом воздухе, должны предусматриваться перерывы для отдыха в течение смены. На каждом рабочем месте сортировочной станции должна находиться аптечка первой помощи, укомплектованная медикаментами и перевязочными материалами. Ответственность за хранение и содержание аптечки первой помощи возлагается начальником станции на специально выделенного работника. Параметры микроклимата на рабочих местах при выполнении работы в помещениях сортировочных станций определены в приложении № 1 к СП 2.5.1250-03: Гейц И.В. Нормирование труда и регламентация рабочего времени. — М.: Изд-во «Дело и Сервис», 2006. — 352 с. — (Б-ка журнала «Заработная плата. Расчеты. Учет. Налоги». Выпуск 4) ISBN 5-8018-0315-7 В книге рассмотрены основы нормирования труда и регламентация рабочего времени работников. Даны практические рекомендации по разработке локальных нормативных актов, установлению и применению режимов рабочего времени. Особое внимание уделено особенностям режимов рабочего времени и времени отдыха отдельных категорий работников. Неоценимое значение имеют приложения и издания, в которых приведены действующие в настоящее время нормативные правовые акты, устанавливающие нормы времени, выработки, обслуживания, численности, а также штатные нормативы. Книга подготовлена с учетом изменений в Трудовом кодексе РФ, внесенных Федеральным законом от 30 июня 2006 г. № 90-ФЗ. Издание предназначено для руководителей, работников бухгалтерии и кадровых служб, отделов труда и заработной платы, студентов и преподавателей учебных заведений. ББК 65247 Полное или частичное воспроизведение или размножение каким-либо способом материалов, опубликованных в настоящем издании, допускается только с письменного разрешения издательства «Дело и Сервис». ISBN 5-8018-0315-7 © Издательство «Дело и Сервис», 2006 4.3. РЕГУЛИРОВАНИЕ РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ И ВРЕМЕНИ ОТДЫХА РАБОТНИКОВ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА В соответствии с положениями статьи 25 Федерального закона от 10 января 2003 г. № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» (в редакции изменений и дополнений) особенности режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда отдельных категорий работников железнодорожного транспорта общего пользования, работа которых непосредственно связана с движением поездов, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта с учетом мнения соответствующего профессионального союза. Сходные положения содержатся в статьях 100 и 329 ТК РФ. Указанные особенности в настоящее время определены приказом МПС России от 5 марта 2004 г. № 7, которым утверждено Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда отдельных категорий работников железнодорожного транспорта, непосредственно связанных с движением поездов (далее по тексту — Положение о рабочем времени по железнодорожному транспорту). Наряду с этим ряд положений, касающихся особенностей труда рассматриваемой категории работников, рассматривается в некоторых других нормативных правовых актах. Например, на железнодорожном транспорте необщего пользования применению подлежит приказ МПС СССР от 18 сентября 1990 г. № 8ЦЗ «О введении в действие особенностей регулирования рабочего времени и времени отдыха отдельных категорий работников железнодорожного транспорта и метрополитенов, непосредственно связанных с обеспечением безопасности движения поездов и обслуживания пассажиров» (в редакции изменений, внесенных приказом МПС СССР от 5 марта 2004 г. № 7). Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|