Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







И ВРЕМЕНИ ОТДЫХА РАБОТНИКОВ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА





Гейц И.В.

Нормирование труда и регламентация рабочего времени. — М.: Изд-во «Дело и Сервис», 2006. — 352 с. — (Б-ка журнала «Заработная плата. Расчеты. Учет. Налоги». Выпуск 4)

ISBN 5-8018-0315-7

В книге рассмотрены основы нормирования труда и регламента­ция рабочего времени работников. Даны практические рекомендации по разработке локальных нормативных актов, установлению и приме­нению режимов рабочего времени.

Особое внимание уделено особенностям режимов рабочего време­ни и времени отдыха отдельных категорий работников. Неоценимое значение имеют приложения и издания, в которых приведены дейс­твующие в настоящее время нормативные правовые акты, устанав­ливающие нормы времени, выработки, обслуживания, численности, а также штатные нормативы. Книга подготовлена с учетом измене­ний в Трудовом кодексе РФ, внесенных Федеральным законом от 30 июня 2006 г.90-ФЗ.

Издание предназначено для руководителей, работников бухгалте­рии и кадровых служб, отделов труда и заработной платы, студентов и преподавателей учебных заведений.

ББК 65247

Полное или частичное воспроизведение или размножение каким-либо способом материалов, опубликованных в настоящем издании, допускается только с письменного разрешения издательства «Дело и Сервис».

ISBN 5-8018-0315-7 © Издательство «Дело и Сервис», 2006


4.3. РЕГУЛИРОВАНИЕ РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ

И ВРЕМЕНИ ОТДЫХА РАБОТНИКОВ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА

В соответствии с положениями статьи 25 Федерального зако­на от 10 января 2003 г. № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» (в редакции изменений и дополнений) особенности режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда отдельных категорий работников железнодорожного транс­порта общего пользования, работа которых непосредственно свя­зана с движением поездов, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта с учетом мнения соответствующего профессионального союза. Сходные положения содержатся в статьях 100 и 329 ТК РФ.

Указанные особенности в настоящее время определены приказом МПС России от 5 марта 2004 г. № 7, которым утверж­дено Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда отдельных категорий работни­ков железнодорожного транспорта, непосредственно связанных с движением поездов (далее по тексту — Положение о рабочем времени по железнодорожному транспорту).

Наряду с этим ряд положений, касающихся особенностей труда рассматриваемой категории работников, рассматривается в некоторых других нормативных правовых актах. Например, на железнодорожном транспорте необщего пользования примене­нию подлежит приказ МПС СССР от 18 сентября 1990 г. № 8ЦЗ «О введении в действие особенностей регулирования рабочего времени и времени отдыха отдельных категорий работников же­лезнодорожного транспорта и метрополитенов, непосредствен­но связанных с обеспечением безопасности движения поездов и


обслуживания пассажиров» (в редакции изменений, внесенных приказом МПС СССР от 5 марта 2004 г. № 7).

Перечень работников, на которые

Распространяются особенности режимов

Отдыха

Перерывы в работе, междусменный отдых, еженедельный непрерывный отдых (выходные дни) и праздничные дни, а так­же иные периоды отдыха предоставляются работникам желез­нодорожного транспорта на условиях главы 18 ТК РФ, а также раздела X Положения о рабочем времени по железнодорожному транспорту. Кроме того, в установленных случаях работникам предоставляется время отдыха в пункте оборота (подмены), а также время отдыха во время поездки.

При этом работникам локомотивных и кондукторских бри­гад выходные дни (еженедельный непрерывный отдых) предо­ставляются в различные дни недели равномерно в течение ме­сяца путем добавления 24 часов к расчетному времени отдыха, положенному после очередной поездки в рабочей неделе. При определении выходных дней необходимо учитывать положения статьи 110 ТК РФ, согласно которой продолжительность ежене­дельного непрерывного отдыха не должна составлять менее 42 часов. Если продолжительность ежедневного отдыха по расчету получается больше установленной, она сокращаться не должна. Дни еженедельного непрерывного отдыха указываются в графиках сменности (нарядах). При этом число дней ежене­дельного непрерывного отдыха, предоставляемого работникам, работающих на круглосуточных непрерывных работах, а также на других сменных работах с суммированным учетом рабочего времени, должно быть равно числу воскресений (при шести­дневной рабочей неделе) по календарю в течение соответствую­щего учетного периода.

В ряде случаев допускается суммирование дней еженедель­ного отдыха. Это допускается, в частности:

с согласия работников локомотивных и кондукторских бригад, обслуживающих грузовые и пассажирские поезда, — за период не более чем две рабочих недели; при этом продолжи­тельность сдвоенного выходного дня определяется путем до­бавления 24 часов к выходному дню, предоставляемому из рас­чета продолжительности еженедельного непрерывного отдыха не менее 42 часов;


для работников пассажирских поездов дальнего следова­ния и беспересадочных вагонов (проводников пассажирских вагонов, приемосдатчиков груза и багажа, поездных электроме­хаников, начальников и механиков-бригадиров пассажирских поездов) — за период не более чем две недели, а при потурном учете — за все время туры;

проводникам служебных и специальных вагонов и работ­никам, постоянная работа которых протекает в пути, — за пери­од не свыше месяца, а при продолжительности поездки свыше месяца — за время поездки;

бригадам рефрижераторных секций и АРВЭ — за время по­ездки.

Выходные дни работникам локомотивных и кондукторс­ких бригад в соответствии с пунктом 39 Положения о рабочем времени по железнодорожному транспорту должны предостав­ляться только в основном пункте работы; определяются (объ­являются) в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка.

Междусменный отдых предоставляется работникам локо­мотивных и кондукторских бригад после каждой их поездки в оба конца. При этом указанный отдых предоставляется в основ­ном пункте работы (основное депо, пункт подмены локомотив­ных бригад по месту жительства членов бригады).

Продолжительность предоставляемого работникам между­сменного отдыха определяется расчетным путем, но не может быть менее 16 часов, а для бригад пригородных поездов — 12 ча­сов.

Расчет продолжительности междусменного отдыха осущест­вляется в следующем порядке. Необходимыми данными для рас­чета являются продолжительность работы локомотивной брига­ды за одну поездку, а также продолжительность отдыха в пункте подмены бригады. Первый показатель, а именно продолжитель­ность поездки, умножается на коэффициент 2,6, и из получен­ного произведения вычитаются часы отдыха в пункте подмены локомотивных бригад за время поездки. Для сведения читателей расчетный коэффициент 2,6 определяется посредством деления недельной нормы часов отдыха за неделю в рабочие дни на неде­льную норму часов рабочего времени (104/40 = 2,6).


В соответствии с пунктом 42 Положения о рабочем време­ни по железнодорожному транспорту допускается уменьшение продолжительности междусменного отдыха в основном пункте работы, но не более чем на четверть от полагающегося по рас­четному, с соответствующим увеличением междусменного от­дыха после последующих поездок в учетном периоде. В любом случае минимально установленная продолжительность меж­дусменного отдыха — 16 часов (для бригад пригородных поез­дов — 12 часов). Не допускается вовсе сокращение междусмен-ного отдыха после двух ночных поездок подряд.

Пример 4.3

Предположим, что время работы локомотивной бригады за поездку составляет 20 часов, а продолжительность време­ни отдыха в пункте подмены бригады — 8 часов.

Расчетная величина междусменного отдыха, предостав­ляемого в основном пункте работы, составит 44 часа (20 х х 2,6- 8). Сокращение продолжительности междусменного отдыха может быть осуществлено до 33 часов (44 х 3/4).

С учетом мнения представительного органа работнике] при сменном графике работы допускается предоставление меж дусменного отдыха в основном пункте постоянной работы ра ботникам локомотивных бригад продолжительностью не мене

12 часов.

Междусменный отдых в основном месте работы може также предоставляться работникам при обслуживании приг< родных поездов с продолжительностью работы локомотивны бригад до конечного пункта следования до 4-х часов. В таю случаях продолжительность предоставляемого междусменно] отдыха определяется по уже рассмотренным правилам, а сам о дых предоставляется в соответствии с графиком сменности.

Общее время полагающегося междусменного отдыха в о новном пункте для работников, постоянная работа котор] осуществляется в пути, определяется в общеустановленном п рядке, но за вычетом отдыха в пути следования с прибавлени приходящихся по календарю воскресений и нерабочих пра;


ничных дней за поездку (тур). При этом дни еженедельного не­прерывного отдыха за время поездки предоставляются в сум­мированном виде сразу после поездки.

Для указанной категории работников междусменный отдых должен предоставляться после каждой поездки полностью. В отдельных случаях, определенных правилами внутреннего тру­дового распорядка, допускается предоставление проводникам пассажирских вагонов междусменного отдыха после обслужи­вания состава в течение 2—5 поездок общей продолжительнос­тью не более 15 суток. И только в исключительных случаях, ког­да междусменный отдых после данной поездки не может быть предоставлен полностью, неиспользованное количество часов междусменного отдыха за данную поездку присоединяется к причитающемуся количеству часов междусменного отдыха за следующие 1—2 поездки (туры). В любом случае междусменный отдых может быть уменьшен не более чем на четверть от пола­гающегося по расчету. Если же в течение 1—2 последующих по­ездок (тур) неиспользованная часть междусменного отдыха за предыдущую поездку (тур) не будет предоставлена полностью, эквивалентное количество рабочих часов должно считаться сверхурочной работой с их повышенной оплатой в установлен­ных размерах.

Поездным электромеханикам, начальникам, механикам-бригадирам пассажирских поездов междусменный отдых предо­ставляется в основном пункте работы такой же продолжитель­ности, как проводникам пассажирских вагонов того же поезда.

Уменьшение продолжительности междусменного отдыха против рассмотренной выше возможно только в следующих случаях:

1) в период массовых пассажирских перевозок (июнь — сен­тябрь) — для работников бригад пассажирских поездов, касси­ров билетных железнодорожных вокзалов (станций), городских железнодорожных агентств, при котором междусменный отдых по месту постоянной работы, с их письменного согласия, пре­доставляется в размере не менее расчетной половины времени отдыха.

В данных случаях сокращенное время междусменного от­дыха не может составлять у работников бригад пассажирских


поездов — 2 суток, у кассиров билетных — 12 часов. На таких условиях режим времени отдыха применяется в порядке, оп­ределенном правилами внутреннего трудового распорядка. Неиспользованное время междусменного отдыха должно быть компенсировано работникам предоставлением дополнительно­го времени отдыха по окончании периода массовых пассажир­ских перевозок, но не позднее 1 мая следующего календарного года или присоединено к ежегодному отпуску в те же сроки, с оплатой в размере среднего заработка;

2) в период летних путевых работ — для работников путе­вых машинных станций и машинистов железнодорожно-строи-тельных машин дистанций пути.

Сокращение продолжительности междусменного отдыха допускается с письменного согласия работников с учетом мне­ния представительного органа работников. При этом уменьше­ние продолжительности междусменного отдыха допускается не более чем на четверть от полагающегося по графику сменнос­ти и не более чем на 24 часа в месяц. Неиспользованное время компенсируется работникам по окончании летних путевых ра­бот, но не позднее 1 мая следующего календарного года или же присоединяется к ежегодному отпуску в те же сроки, с оплатой в размере среднего заработка.

Перерывы для отдыха и питания в соответствии со стать­ей 108 ТК РФ предоставляются в течение рабочего дня (смены) продолжительностью не более 2-х часов и не менее 30 минут.

Конкретные время предоставления перерыва и его продол­жительность устанавливаются правилами внутреннего трудово­го распорядка организации или же по соглашению между работ­ником и работодателем.

При многократном обороте пригородного поезда в течение смены перерыв для отдыха и питания может предоставляться работникам локомотивных бригад в пункте оборота или на ко­нечной железнодорожной станции следования поезда, а также в основном пункте работы, рассматриваемом как пункт оборота. При этом продолжительность перерыва может составлять ме­нее половины времени предшествующей работы, но не менее одного часа. Из указанного времени на отдых время нахожде­ния работников локомотивных бригад в пункте оборота (подме-


ны) или в основном пункте работы до одного часа включается в рабочее время, а потому подлежит оплате.

Отдых в пункте оборота (подмены) предоставляется работ­никам локомотивных бригад в тех случаях, когда время непре­рывной поездки (в оба конца) превышает установленную про­должительность непрерывной работы. Отдых предоставляется не более одного за поездку, а его продолжительность должна составлять не менее половины отработанного времени (но не менее трех часов) и не должна превышать времени работы с момента явки в основной пункт работы до сдачи локомотива в пункте оборота (подмены).

Минимальная продолжительность отдыха в пунктах обо­рота (подмены) может увеличиваться работодателем с учетом мнения представительного органа работников.

Наряду с изложенным, в соответствии с пунктом 45 Положения о рабочем времени по железнодорожному транс­порту допускается возвращение в основной пункт работы ра­ботников локомотивных и кондукторских бригад пассажирами без предоставления отдыха в пункте освобождения их от рабо­ты. Если работники локомотивной бригады следовали в пункт оборота локомотивов или подмены локомотивных бригад пас­сажирами в вагоне пассажирского поезда, то при их согласии они могут быть отправлены в поездку без отдыха.

Отдых во время поездки предоставляется работни­кам, постоянная работа которых осуществляется в пути. Продолжительность такого отдыха определяется согласно гра­фику сменности, принятому для соответствующего поезда (ва­гона, секции), но не менее половины времени предшествующей работы.

И сортировочных станций

В соответствии с пунктом 3.6.1 Санитарно-эпидемиоло­гических правил СП 2.5.1250-03 «Санитарные правила по ор­ганизации грузовых перевозок на железнодорожном транс­порте» (утверждены постановлением Главного государствен­ного санитарного врача Российской Федерации от 4 апреля 2003 г. № 32) руководство грузовой станции должно обеспе­чивать работникам грузовых станций режимы труда и отдыха 8 соответствии с требованиями трудового законодательства Российской Федерации, а также устанавливать внутрисменные эегламентированные технологические перерывы с учетом тя-кести труда.

В местах проведения погрузочно-разгрузочных работ в >ачках фонтанного типа, отвечающих санитарным нормам, юстоянно должна быть остуженная кипяченая вода для

[ИТЬЯ.

Бачки с питьевой водой следует устанавливать в помещени-х. При отсутствии на участках работ помещений, бачки долж-


               
   
   
 
 
   
 
 


ны иметь специальные укрытия, защищенные от проникнове­ния пыли.

В местах, где водопроводная вода удовлетворяет тре­бованиям санитарных правил и норм для питьевой воды, по согласованию с центрами Госсанэпиднадзора на железнодо­рожном транспорте допускается употребление некипяченой

воды.

Ежедневно бачки очищают, промывают и заполняют добро­качественной питьевой водой с температурой не ниже 12 °С.

Во время работы с химическими веществами не следует принимать пищу, курить, пить. Прием пищи и хранение пище­вых продуктов на рабочих местах категорически запрещается. Перед приемом пищи спецодежду обязательно снимают и ос­тавляют на месте работы. Прием воды, пищи и курение возмож­ны только после тщательного мытья рук и лица, полоскания по­лости рта.

При работе с химическими веществами в пищевой рацион необходимо включать не менее 2,5 л жидкости.

Для работников диспетчерско-операторского состава и другого персонала при работе с персональными электронными вычислительными машинами и видеодисплейными терминала­ми должны быть установлены регламентированные перерывы в зависимости от вида и категории трудовой деятельности (пункт 4.6.2 СП 2.5.1250-03).

Для работников сортировочных станций, выполняющих работу на открытом воздухе, должны предусматриваться пере­рывы для отдыха в течение смены.

На каждом рабочем месте сортировочной станции должна находиться аптечка первой помощи, укомплектованная меди­каментами и перевязочными материалами. Ответственность за хранение и содержание аптечки первой помощи возлагается на­чальником станции на специально выделенного работника.

Параметры микроклимата на рабочих местах при выполне­нии работы в помещениях сортировочных станций определены в приложении № 1 к СП 2.5.1250-03:

Гейц И.В.

Нормирование труда и регламентация рабочего времени. — М.: Изд-во «Дело и Сервис», 2006. — 352 с. — (Б-ка журнала «Заработная плата. Расчеты. Учет. Налоги». Выпуск 4)

ISBN 5-8018-0315-7

В книге рассмотрены основы нормирования труда и регламента­ция рабочего времени работников. Даны практические рекомендации по разработке локальных нормативных актов, установлению и приме­нению режимов рабочего времени.

Особое внимание уделено особенностям режимов рабочего време­ни и времени отдыха отдельных категорий работников. Неоценимое значение имеют приложения и издания, в которых приведены дейс­твующие в настоящее время нормативные правовые акты, устанав­ливающие нормы времени, выработки, обслуживания, численности, а также штатные нормативы. Книга подготовлена с учетом измене­ний в Трудовом кодексе РФ, внесенных Федеральным законом от 30 июня 2006 г.90-ФЗ.

Издание предназначено для руководителей, работников бухгалте­рии и кадровых служб, отделов труда и заработной платы, студентов и преподавателей учебных заведений.

ББК 65247

Полное или частичное воспроизведение или размножение каким-либо способом материалов, опубликованных в настоящем издании, допускается только с письменного разрешения издательства «Дело и Сервис».

ISBN 5-8018-0315-7 © Издательство «Дело и Сервис», 2006


4.3. РЕГУЛИРОВАНИЕ РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ

И ВРЕМЕНИ ОТДЫХА РАБОТНИКОВ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА

В соответствии с положениями статьи 25 Федерального зако­на от 10 января 2003 г. № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» (в редакции изменений и дополнений) особенности режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда отдельных категорий работников железнодорожного транс­порта общего пользования, работа которых непосредственно свя­зана с движением поездов, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта с учетом мнения соответствующего профессионального союза. Сходные положения содержатся в статьях 100 и 329 ТК РФ.

Указанные особенности в настоящее время определены приказом МПС России от 5 марта 2004 г. № 7, которым утверж­дено Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда отдельных категорий работни­ков железнодорожного транспорта, непосредственно связанных с движением поездов (далее по тексту — Положение о рабочем времени по железнодорожному транспорту).

Наряду с этим ряд положений, касающихся особенностей труда рассматриваемой категории работников, рассматривается в некоторых других нормативных правовых актах. Например, на железнодорожном транспорте необщего пользования примене­нию подлежит приказ МПС СССР от 18 сентября 1990 г. № 8ЦЗ «О введении в действие особенностей регулирования рабочего времени и времени отдыха отдельных категорий работников же­лезнодорожного транспорта и метрополитенов, непосредствен­но связанных с обеспечением безопасности движения поездов и


обслуживания пассажиров» (в редакции изменений, внесенных приказом МПС СССР от 5 марта 2004 г. № 7).







Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.