Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Шувалова В.В. (Санкт-Петербург, Россия)





Медународный институт психологии и управления.

Университета родительской культуры «Глория».

 

Материнский инстинкт, направлен на вынашивание потомства, заботу о нем. Отцовский инстинкт менее выражен, ориентирован главным образом на защиту матери и потомства. Выраженность родительского инстинкта (материнского и отцовского) во многом определят количество детей в семье.

Материнский, родительский инстинкт – это, прежде всего, преломление инстинкта самосохранения в виде инстинкта продолжения рода. Не подлежит сомнению социальная обусловленность инстинкта продолжения рода. Человек может выжить только в сообществе. Сильное влияние на него оказывают нормы, принятые в обществе, где он живет, а также пример родителей. К сожалению, в нашем обществе многодетная семья все чаще становится редкостью. Это обедняет и жизнь родителей, и жизнь единственного ребенка в семье, так как ему не предоставляется возможность учиться у матери уходу за младшими братьями и сестрами.

В основе жизни человека лежит инстинкт самосохранения, отражающий влечение к жизни индивида. Инстинкты материнства и отцовства альтруистичны по своему содержанию.

Все три инстинкта находятся в диалектической взаимосвязи. Без инстинкта самосохранения невозможно вынашивание, то есть сохранение беременности. Сама беременность обусловлена инстинктом материнства и имеет своей целью продолжение рода. Следовательно, можно говорить о зависимости инстинктов самосохранения и продолжения рода (материнства – отцовства).

О существовании у девочки инстинкта материнства можно судить уже в детские годы по тому, как она играет: изображает ли мать, “воспитывает” ли кукол. В более старшем возрасте следует обращать внимание на то, как девочка, заботится о младших, шьет ли что-нибудь, готовит ли, как воспринимает эталоны женственности и происходящие с ней возрастные изменения. Девочки с развитым инстинктом материнства весьма осторожны в сексуальных контактах и не начинают рано половую жизнь. Однако замуж они выходят относительно рано или, в наиболее оптимальное для деторождения время (21 – 25 лет). (Гарбузов В.И., 1999)



Основными факторами, способствующими созреванию и проявлению инстинкта материнства, являются:

1. Выраженность инстинкта материнства и отцовства у прародителей и родителей, а также сочетании влияния среды (опыт семейных отношений в детстве) с генетически обусловленными факторами.

2. Желание иметь детей. Если ребёнок нежеланный, то инстинкт материнства может «не включаться».

3. Планирование дня зачатия и адекватный эмоциональный отклик на задержку месячных.

4. Восприятие первого шевеления ребенка и эмоциональная реакция на это события.

5. Первый крик новорожденного, вызывающий положительные эмоции. С первым криком у матери пробуждается ответственность за жизнь новорождённого. Это важный этап экзацербации чувств отцовства и материнства.

6. Первое прикладывание к груди, которое является по сути, первым опытом соучастия в жизни ребенка, способствующим возникновению чувства близости.

7. Первая улыбка ребенка в ответ на внимание взрослых, проявления их любви, констатирующая эмоциональный контакт между матерью и ребенком. (Захаров А.И., 1998)

При кормлении грудью, повседневном уходе за ребенком, заботе и оказании своевременной помощи инстинкт материнства все больше становится чувством материнства. Однако у матерей чрезмерно рассудочных, расчетливых и критичных, обладающих подчеркнутым стремлением к лидерству и профессиональным достижениям, родивших детей скорее из чувства долга, нередко отмечается недостаток чувств и естественности в отношениях с детьми. У таких женщин блокируется естественное, гармоничное развитие чувства материнства.

Незавершенность, неразвитость или односторонность чувства материнства сказывается на качестве эмоционального контакта с ребенком. При этом отмечается, как правило, излишне рациональный подход к эмоциональным нуждам ребенка. Вследствие этого страдают отзывчивость и привязанность.

Наличие всех 7 перечисленных факторов является условием формирования как чувства материнства, так и эмоционального контакта с ребенком, привязанности и любви к нему. При этом и малыш имеет хороший контакт с матерью.

Чем выше культурный и интеллектуальный уровень родителей, тем более ответственно они относятся к возможному рождению ребенка. Незапланированные беременность и деторождение создают тот или иной риск возникновения нарушений психического развития. Уменьшению риска возникновения подобных расстройств способствуют:

1. Наличие обоюдного желания супругов иметь ребёнка, их взаимопонимание и отсутствие между ними конфликтов.

2. Предварительное решение неотложных жизненных задач.

3. Укрепление здоровья будущих отца и матери.

4. Избегание работы на опасном для здоровья производстве.

5. Избегание психотравмирующих ситуаций. Своевременное обращение за помощью к психологу или психотерапевту при возникновении невротической симптоматики.

6. Здоровый образ жизни, прекращение хотя бы за месяц до зачатия курение и употребление алкоголя.

7. Своевременная постановка на учёт в женской консультации, посещение курсов дородовой подготовки, знакомство будущих родителей с литературой по уходу и воспитанию детей.

После рождения ребёнка следует окружить его благоприятной психологической атмосферой в семье.

Существуют целый ряд факторов, неблагоприятно влияющих на развитие ребёнка:

1. Неподготовленность родителей к семейной жизни, игнорирование ее значения как главной духовной цели.

2. Постоянное недовольство родителей ребёнком, который не был желанным, не соответствует их завышенным требованиям.

3. Узурпирование власти кем-либо из взрослых в семье или навязывание друг другу несвойственных супружеских и родительских функций и ролей.

4. Напряженность отношений в семье, конфликты и отсутствие взаимопонимания.

5. Эгоизм и себялюбие родителей, недостаточная эмоциональная отзывчивость, дефицит заботы и любви к детям.

6. Отдаление от детей, передача родительских функций кому-либо.

7. Формализм, отсутствие искренности и непосредственности в отношениях в семье.

8. Жестокое отношение родителей к детям, которых они воспринимают в качестве источника всех своих собственных проблем и несчастий.

9. Воспитание детей по типу доминирующей гиперпротекции.

10. Отсутствие своевременной помощи и поддержки детям в трудные периоды их жизни; оправдание этого чрезмерной занятостью, внешней обстановкой, стрессами, конфликтами и т.п.

У психологов и психотерапевтов родители могут получить консультации по следующим вопросам:

  • гармонизация отношений между будущими родителями;
  • максимально возможное снижение стрессорных воздействий на женщину во время беременности;
  • вынашивание здорового ребенка;
  • дородовая подготовка;
  • развитие и воспитание детей;
  • налаживание внутрисемейных отношений, разрешение конфликтов между супругами, родителями и детьми.

Одним из факторов, формирующих у ребёнка невротические расстройства, является непринятие одним или обоими родителями его пола, так как в этом случае, “обманутые” природой в своих ожиданиях, они будут формировать у ребенка поведенческие стереотипы противоположного пола. Нередко в дальнейшем семья такого ребёнка может нуждаться в консультации психолога, задачей которого будет коррекция формирования у ребёнка адекватной полоролевой идентичность семье.

Направленность процесса воспитания ребенка зависит от его пола: мальчиков стараются, как правило, воспитывать мужественными и стойкими, а девочек родители хотят видеть нежными, ласковыми, послушными. К 5 годам дети даже в играх демонстрируют соответствующее их полу поведение: девочки чаще играют с куклами и в спокойные игры, мальчишки же шалят, возятся с машинками и конструкторами.

Родители, а в первую очередь женщина – мать, должны в воспитании своего ребенка проявлять терпение, доброту, сочувствие и отзывчивость; избавляться от неэффективных стереотипов воспитания: излишней категоричности и требовательности. С другой стороны, это не должно означать вседозволенности и отсутствия контроля поведения со стороны взрослых. Итак, процесс воспитания можно назвать нахождением родителями “золотой середины”.

Для того чтобы личность ребенка правильно формировалась, папа и мама должны многое знать и уметь. В частности, они должны знать отличия в развитии и в воспитании мальчика и девочки. Дети могут полностью развить и проявить свои способности, когда они растут в отзывчивом и внимательном окружении. Для правильного развития ребенка очень важен пренатальный период. Условия пренатального развития человека должны быть благоприятны. Будущая мама должна заботиться не только о своем физическом самочувствии во время беременности, но и уделять много внимания взаимодействию со своим ожидаемым ребенком.

В программе “Глория”, автором которой является Н.П. Коваленко, органично сочетаются физические занятия с беременными с их психологической подготовкой к родам и к материнской роли в дальнейшем. В частности в занятиях предусмотрены коррекция эмоциональных состояний беременной и мужа; активизация творческого потенциала женщины через пение, танец, рисунок; создание позитивного пространства для общения беременных женщин; обучение техникам родов; обучение навыкам ухода за ребенком; обучение особенностям грудного вскармливания; развитие необходимых для материнства женских качеств; обучение психологическим особенностям воспитания ребенка; психологическая помощь молодой семье; подготовка мужей к отцовству; обучение принципам здорового образа жизни.

Работая в рамках программы «Глория» в течение 5 лет, мы можем сделать вывод о том, что методика психологической подготовки к материнству “Глория” позволяет оптимизировать психофизическое состояния женщины и ребенка, улучшает адаптацию к новым условиям жизни.

Дети матерей, подготовленных по данной программе, отличаются своими адаптивными способностями, отлично развиваются, общительны, раньше и лучше начинают ходить и говорить. Они чувствительны к музыке и красоте. Воспитываясь в семьях, где матери обучены методикам, приемам развития младенца в условиях семьи, дети получают позитивный опыт и гармонично развиваются.

Таким образом, развивая в процессе беременности у женщины, чувство материнства и формируя её роль матери, можно повысить уровень осознания ею этой роли, изменить в лучшую сторону стиль воспитания детей, сделав его менее директивным.

 

О ПРЕНАТАЛЬНОМ ВОСПИТАНИИ









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2018 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.