Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







ПРИНЦИП ПСИХОЛОГИИ САМОЦЕЛОСТНОСТИ





В психологии самоцелостности имеется ряд принципов. Один из принципов самоцелостности называется «Закон Оппозиции», который формулируется так: то, что встречает у меня сопротивление, мне приходится испытывать. У Р вызывала сопротивление возможность быть покинутой. Так, обсессивно-компульсивная модель поведения Р по отношению к мужчинам подталкивала её неосознанно вести себя таким образом, что мужчины неизменно покидали её. Это был Закон Оппозиции в действии. То, чему Р сопротивлялась, то она и создавала. Вследствие своей неосознанной пренатальной программы, Р чувствовала себя отчаянно одинокой и была вынуждена «виснуть» на мужчинах - в результате она испытывала «безграничный, отчаянный, разрушающий страх!» Она всегда выбирала мужчин, которые жили и работали в далеких странах. Действительно, чему она сопротивлялась, то она и создавала своим поведением, звоня мужчинам по десять раз в день в какой бы стране они ни находились.

Ключом в данном случае была любовь Р к власти и её страх потерять эту власть. Р годами проходила сеансы эмотивной терапии, реактивируя ощущение страха от возможности быть покинутой, и вновь и вновь испытывала его. Эти сеансы эмотивной терапии вместо того, чтобы освободить Р, на самом деле, ещё глубже заключали ее в ощущение покинутости и закрепляли модель обсессивного поведения, питая паттерны покинутости.

Во время АПП впервые обнаружила событие-причину, символически представшее ее воображению в образе сперматозоида. Это событие произошло еще до зачатия Р. В итоге она поняла и взяла ответственность за этот «безграничный, отчаянный разрушающий страх»; и смогла положить конец деструктивному поведению в своих взаимоотношениях. Другая модель поведения, которую Р открыла во время АПП, заключалась в том, что Р всегда выбирала мужчин, которые уезжали в другие страны. Она поступала так вследствие своей неосознанной веры в то, что, если она вступила бы в связь, то была бы разрушена; что не могло бы быть соединения, что такое соединение, по ее словам, привело бы к «неподлинному союзу в разлуке». В результате АПП и сеансов терапии самоцелостности Р сэкономила такую сумму (поскольку ей уже не приходится оплачивать счета за межконтинентальные телефонные разговоры), которая во много раз превосходила средства, затраченные ей на свое лечение.



Анализ пренатальной программы самоцелостности, или АПП, представляет собой анкету, включающую 22 блока вопросов, выявляющих эмоциональную программу индивида, или план, проект, его развития во время гестационного периода, родов и вскоре после родов. Именно эмоциональные паттерны, «заряженные» матерью и отцом, кодируемые в малыше, продолжают вновь и вновь «проигрываться» на протяжении всей его жизни. В ходе АПП такая эмоциональная ДНК может быть обнаружена и разрушена.

Приведенные нами случаи из нашей практики иллюстрируют один из принципов самоцелостности: Я не могу изменить что-либо до тех пор, пока я не знаю, что необходимо изменить!

 

К вопросу о гормональной теории родов.

Ефремова Ольга Юрьевна,

Медицинский психолог женской консультации Ленинского района г. Новосибирска.

Роды это физиологический процесс, требующий напряжения и усилий не только матери, но и ребенка. Состояние стресса, переживаемое ребенком во время рождения называют травмой рождения. Благодаря процессу родов и родовому стрессу происходит перестройка всех систем жизнеобеспечения, что позволяет младенцу успешно приспособиться к внеутробному существованию. Помимо физиологической перестройки роды являются механизмом, определяющим характер психоэмоциональных реакций и поведения человека. Современная психология и психиатрия рассматривает процесс родов как ключевой в формировании психики и сознания человека. Бессознательная память о событиях рождения составляет перинатальный уровень и существует в виде отдельных блоков информации, которые формируются на разных этапах родов. Эти динамические информационные структуры были названы С. Грофом базовыми перинатальными матрицами (БПМ). Перинатальные матрицы, определяющие поведение и психоэмоциональное состояние человека, отражают реальные события родов и формируются как нейроэндокринные структуры и информационные клише, отражающее взаимосвязь нервных и эндокринных процессов.(1) Именно, в самые ранние периоды жизни в мозгу человека устанавливается гормоностат , который регулирует гормональный уровень организма, и пережитые именно в этот день ситуации, формирующие поведенческие модели, скорее всего дадут толчок к возникновению патологии.(2) Каждая эмоция человека связана с выработкой определенных гормонов, которые обеспечивают психосоматическую реакцию всего организма. Эмоции могут питать и провоцировать интенсивное развитие, но могут также и блокировать жизненно важные процессы, функции, изменяя не только поведенческие реакции, но и физиологию.(3) Известно, что эмоциональные процессы сопровождаются разнообразными изменениями в деятельности внутренних органов; причем эмоциональные реакции вызывают изменения в организме посредством не только нервных, но и гормональных механизмов. Механизм воздействия эмоций на физиологические реакции детально рассматривает Э. Росси в более широком контексте воздействия духа на тело . Новое и чрезвычайно глубокое понимание, которое делает возможным современную науку о взаимодействии между духом и телом, заключается в следующем: молекулы-посредники являются конечным общим звеном психосоматического взаимодействия между психикой и эмоциями, поведением и проявлениями генов в здоровье и болезни .(3) Во время физиологических родов в организме женщины и в организме рождающегося ребенка присутствует сложный гормональный баланс, который состоит в основном из: эстрогенов, прогестерона, окситоцина, пролактина, катехоламинов (адреналина, норадреналина), простагландинов, эндорфинов, кортизола и кортизона и др. Каждый из этих гормонов стимулирует определенные физиологические функции, в совокупности обеспечивая родовой процесс. Этология дала толчок появлению концепций привязанности , формирования связи , материнского поведения, а также критических , или чувствительных периодов относительно коротких периодов жизни, во время которых формируются основные поведенческие сдвиги. Исследования, проведенные еще в 1960-х годах, приводят свидетельства того, что основа этой привязанности физиология, а именно гормональный обмен. Привязанность наука о любви. В 1986 году Теркель и Розеннблатт проводили исследование над крысами, они вводили одной группе крыс-девственниц плазму крови, взятой у крыс-матерей, не позднее чем через 24 часа после родов, и крысы-девственницы стали ухаживать за крысятами. Включение материнского поведения, таким образом, казалось связанным с активностью половых гормонов повышением уровня эстрогена и пролактина и пониженным уровнем прогестерона в крови крыс сразу после родов. Инъекции этих гормонов подтвердили это открытие. И все же большое количество данных осталось необъяснимым. Например, крысы, не получавшие инъекций послеродовой плазмы от других крыс, демонстрировали такое же материнское поведение после постоянного пребывания в обществе новорожденных крыс в течение нескольких дней. То же самое происходило даже с крысами-самцами! В конце концов Теркель и Розенблатт пришли к утверждению о существовании переходного периода , во время которого происходит сдвиг основ материнского поведения с гормонального на негормональный уровень. Харлоу (США) исследования над обезьянами. Детеныши обезьян разлучали с мамами, и у обезьян-сирот возникали большие проблемы в сексуальной жизни, они не проявляли интереса к противоположному полу. Другой группе обезьян обтянули клетку искусственной шерстью, так чтобы они могли цепляться за нее, так имитировалось общение с телом взрослой обезьяны. У них сохранился интерес к противоположному полу, но эти обезьяны не знали, что делать с потомством, они либо съедали детенышей, либо уходили от них. Эндорфины, нейрогормоны, ослабляющие боль, в то же время усиливают чувство удовольствия и удовлетворения; они включаются в игру, когда на арену выходят дружба, любовь, секс и все другие отношения, основанные на привязанности . Их наличием можно объяснить активизацию материнского поведения даже в отсутствии родов. Во время родов, половой активности, лактации в организме действуют одни и те же гормоны.

В течение одного часа те гормоны, которые были выделены в кровь ребенком и матерью, все играют специфическую роль.(2) Окситоцин- гормон альтруизма, связи, любви и привязанности. Если его впрыснуть в кровь крысы, он формирует поведение ухаживания за детенышем. Он также необходим для отделения плаценты. Эндорфины- нейрогормоны, вырабатывающиеся во время переживания счастья, блаженства, дающие чувство удовлетворения и имеют болеутоляющий эффект. Морфин- разновидность эндорфинов, формируют привязанность, привычку. После родов и мать, и ребенок вырабатывают эндорфины, которые формируют притяжение друг к другу. Катехоламины- гомоны стресса (адреналин, норадреналин), вызывают напряжение, страх, агрессию и возбужденность.

Работа коры головного мозга ребенка начинает функционировать с первого сфокусированного взгляда на лицо своей матери. Это важный момент импринтинга. Вернемся к первой стадии родов, периоду раскрытия. Очень важно, чтобы женщина во время родов чувствовала себя свободно. В первой стадии необходим окситоцин, чтобы схватки были эффективными, и еще эндорфины, чтобы боль была терпимой. Для этого нужно снижать активность мыслительной деятельности. Окситоцин и эндорфины вырабатываются древним отделом мозга, общим с животными. В течении процесса родов и сексуальных переживаний, неокортэкс- кора играет роль тормоза- ингибитора. Когда женщина рожает одна, возникает впечатление, что она на другой планете, она забывает чему ее учили, она совершает внутреннее путешествие. Любая стимуляция коры головного мозга будет препятствовать родам. Факторы стимуляции коры головного мозга: 1. Слова, заставляют работать кору. Не нужно задавать точных вопросов. В разгаре родов нельзя заставлять включать свою логику. 2. Яркий свет- играет роль запуска работы мозга. Энцефолограмма фиксируют влияние яркого света. 3. Наблюдатели- все незнакомые, чужие люди. Когда нет чувства безопасности, животные прячутся, а при высоком уровне стресса у них останавливается родовой процесс. Все ищут укромные места для родов, чтобы быть скрытыми. 4. Любая ситуация с повышенным уровнем адреналина (опасность, физическая угроза) может тормозить родовой процесс. Низкий уровень адреналина- БЕЗОПАСНОСТЬ! Женщины стремятся быть ближе к матери, к бабушке, к близким людям. В этом коренится традиция присутствия на родах повитух- это изначально материнская фигура. Теперь мы, наверное, можем по достоинству оценить их пропажу. 23 ноября 1996г. в Англии, в медицинском журнале были опубликованы 4 научных статьи, посвященным исследованиям домашних родов, было проведено 2 обследования в Великобритании, 2 обследования в Швейцарии, 1- в Голландии. Официальная точка зрения журнала: Нет никаких научных причин отговаривать женщин от того, чтобы она рожала дома . Яркий пример Голландия, где 42% женщин рожают дома. Еще один довод- электронный мониторинг плода во время родов крайне затрудняет процесс родов, приносит больше вреда, чем пользы. В Англии меняют больничные палаты на домашние комнаты.(2) Теперь перейдем ко второму периоду родов- периоду изгнания. Сохранив адреналин, во время схваток, наступает момент включения инстинкта изгнания, который состоит в мощном выбросе адреналина и норадреналина. Ребенок сжимает кулачки, прижимает голову к груди и что есть силы прорывается сквозь родовой канал. В это время мать повторяет движения ребенка, прижимает голову к груди, садится на корточки, давая таким образом, малышу включить работу силы тяжести для помощи в родах. В это время у матери появляются силы и большое напряжение, которые и дает мощный толчок адреналина. У матери и у малыша расширены зрачки: Посмотри мне в глаза! . Что делает эпидуральная анестезия в родах. Она убирает инстинкт изгнания плода.

В 1987г. Криболем исследован случай, когда овцы рожали с эпидуральной анестезией, в дальнейшем они не заботились о своем потомстве, потому что нет выделения тех гормонов, которые вызывают материнское поведение. Анестезия не только обезболивает, но и тормозит выработку гормонов. b- эндорфин высвобождает пролактин, а также участвует в созревании ткани легких у ребенка. Существует цепочка событий: есть физиологическая боль во время родов- болеутоляющее эндорфины- пролактин. Пролактин- гормон материнства, его нашли в период гнездования и у птиц.

(2) Чилтон Пирс в своей книге Волшебный ребенок показывает интересную схему работы мозга во время родов. Существует три отдела мозга- древний мозг, отвечающий за инстинкты, за животное поведение, средний мозг- за эмоции, и новый мозг- за интеллект. Поведение рожающей женщины: Поведение рождающегося ребенка: 1. интеллект; 1.инстинкты; 2.эмоции; 3. инстинкты. 4-интеллект. Запечатление после родов у матери и ребенка происходит на уровне инстинктов, на большом выбросе гормонов эндорфинов. Кортизол и кортизон- гормоны подавления действия. Если ребенку не предоставить положительные запечатления сразу после травматичных родов, у него вырабатываются гормоны кортизол и кортизон, которые вызывают депрессивные состояния, покорность и подчинение ситуации. При высоком уровне содержания их в крови снижаются все функции организма и подавляется репродуктивная функция (вот почему у обезьян- сирот не было интереса к противоположному полу, когда они выросли , не было гормонов в крови, которые запускают инстинкты в жизнь сразу после рождения). В основе нарушений психоэмоциональной сферы и поведения человека, возникающих в результате родового стресса, лежит искажение их нейроэндокринной картины. Всякое отклонение от естественного развития родовой деятельности приводит к нарушению физиологического гормонального баланса и формированию аномального гормоностаза новорожденного. Важными последствиями этого являются: искажение моделей поведения, восприятия мира, неадекватная реакция на объекты и события окружающего мира, заболевания, имеющие психогенную природу.(1)

Литература: 1. Ж.В.Цареградская Ребенок от зачатия до года Москва. АСТ. 2002г.

2. Мишель Оден Лекции на Первой конференции в Москве в 1997году по духовному акушерству и трансперсональной психологии .

3. Н.П.Коваленко-Маджуга Перинатальная психология, СПб, 1997г .

 

 

II. ПЕРИНАТАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ АНТЕНАТАЛЬНОГО ПЕРИОДА

ДОРОДОВАЯ ПОДГОТОВКА

 

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.