|
Мая – 2 июня 2002 года, Санкт-Петербург
Конференция была организована:
секцией перинатальной психологии, психопатологи и психотерапии;
Прошедшую конференцию отличает:
В конференции участвовали представители: Архангельска, Анадыря (Чукотка), Витебска (Белоруссия), Владикавказа (Осетия), Волгодонска, Екатеринбурга, Ижевска (Удмуртия), Калуги, Каунаса (Литва), Кирова, Котова, Минска (Белоруссия), Молодечно (Белоруссия), Москвы, Набережных Челнов, Нижнего Новгорода, Озёрска, Омска, Перми, Ростова-на-Дону, Самары, Санкт-Петербурга, Сыктывкара (Коми), Твери, Ульяновска
Конференция считает важнейшими задачами:
Конференция решает: 1. Утвердить следующий состав руководящих органов Ассоциации:
- д.м.н., проф. В. В. Абрамченко (Санкт-Петербург) - д.пс.н., проф. Г.Г. Филиппова (Москва)
- д.м.н., проф. Н.П. Шабалов - д.п.н., проф. А.К Колеченко - Ю.А. Заозерский - М.Е. Комова - О.А. Урусова (Калуга) - В.М. Шептун (Н. Новгород) - И.Я. Повозкина (Псков) -д.м.н., проф. Г.Н. Чумакова (Архангельск) - С.П. Середа (Барнаул),
- д.м.н., проф. Г.И. Брехман (Израиль) - Р. Шемета (Литва) - М.П. Мороз (Беларусь) - акад. РАО, д.б.н., проф. А. С. Батуев
- д.м.н., проф. А.Н. Шеповальникова - д.п.н., проф. Б.А. Титова - д.п.н., проф. P.С.Пашаева
Предлагается:
Уважаемые коллеги! Этот сборник подтверждает достижения на пути развития Ассоциации Перинатальной психологии и медицины (Санкт-Петербург) за период 1996-2003 годы и открывает новые перспективы развития Ассоциации, для перехода к следующему этапу – этапу интеграции и сотрудничества с международным научным сообществом, идущим по пути развития перинатальной психологии. В предыдущем сборнике мы проанализировали теоретические взгляды, которые легли в основу при формировании новых актуальных принципов и методологий, позволяющих теоретическим построениям и выводам реализоваться на практике в тех областях медицины и психологии, где специалисты непосредственно участвуют в процессе рождения новой жизни. Неразрывная связь в научно-практической деятельности специалистов в области медицины (акушерство, педиатрия), психологии (семейное консультирование, психокоррекция, психопрофилактика), обсуждение возможных форм внедрения в акушерской практике практических методов психологии и психотерапии, позволили развиваться социальным программам профессионального сопровождения семьи в период вынашивания и рождения ребенка. Такой программой в настоящее время является социальный проект «Университет родительской культуры», работающий по программе «Глория». Программа «Глория» используется во многих социальных проектах по подготовке к родительству в Перми, Новосибирске, Волгограде, Нижневартовске и др., что подтверждает актуальность и эффективность разработанной стратегии. Практический выход от результатов развития перинатальной психологии – это сотни здоровых новорожденных и рожениц, это счастливое осознанное родительство. С точки зрения развития психологической науки перинатальная психология является важным вкладом в развитие медицинской психологии, конкретизируя место и методы работы медицинского психолога в родильном доме и женской консультации, расширяя возможности практической деятельности психолога в психокоррекционной и психопрофилактической работе. Этот сборник позволяет нам проследить параллели и различия в развитии перинатальной психологии на Западе и во всем мире. Ведь научные парадигмы, лежащие в основе западной перинатальной психологии в основном опираются на принципы и теорию психоаналитического направления в психологии. Российская перинатальная психология развивается по пути интеграции всех существующих знаний о человеческой психике и тайне рождения, не ограничиваясь рамками одного направления. В настоящее время психология развивается именно в форме многовариантных подходов и парадигм, ища универсальные методы коррекции и повышения эффективности психической жизни человека. Это и трансперсональная психология, и теория адаптивности (концепция инстинктов и психосоматической патологии), и юнгианский психоанализ, и позитивная психотерапия, не говоря уже о классическом психоанализе. В настоящее время нам предоставляется возможность познакомиться с новой, но уже ставшей популярной концепцией Джона Тёрнера о целостности человеческой психики и программой Трои Тернер, касающейся вопросов перинатальной памяти человека. Эта информация является важным дополнением в информационное поле Ассоциации.
Президент Российской Межрегиональной Ассоциации перинатальной психологии и медицины, доктор психологических наук, профессор
Коваленко Н.П.
ПРЕДИСЛОВИЕ НАУЧНОГО РЕДАКТОРА Каждый сборник научных работ, имеет своё лицо, отражает наиболее актуальные узкие проблемы той широкой тематики, которая заявлена в программе конференции. Редактируя в течение уже ряда лет тематические сборники материалов по перинатальной психологии, я имею возможность отслеживать те изменения, которые происходят в интересующей нас области. Работа редактора позволяет делать это эффективнее, чем, например, просто регулярное знакомство со всеми публикациями, появляющимися в научных и научно-популярных периодических изданиях. Дело в том, что редактор имеет дело с работами ещё «сырыми». После редакторской правки они становятся стройнее, грамотнее, но, теряя шероховатости, утрачивают в некоторой мере индивидуальные черты и очарование. Кроме того, редактор имеет возможность знакомиться с работами, которым не место в научном сборнике. Однако они, наряду с полноценными научными, научно-практическими работами, также отражают скрытые и явные тенденции развития перинатальной психологии на современном этапе. Читать подобные работы иногда интересно, иногда противно, иногда забавно, но всегда поучительно. В правильности некоторых своих выводов о динамике и особенностях развития перинатальной психологии и психотерапии в нашей стране я убедился, беседуя с коллегами из разных городов во время дискуссий, возникающих в процессе проведения как выездных, так и стационарных тематических циклов повышения квалификации перинатальных психологов и психотерапевтов, а также, проводя ежемесячные заседания секции перинатальной психологии, психопатологии и психотерапии Санкт-Петербургского психологического общества. Итак, в настоящее время прослеживаются следующие изменения перинатальной психологии в нашей стране: I. Во-первых, можно констатировать проникновение научно-обоснованных методик в практическую работу перинатальных психологов и психотерапевтов. Всё меньше встречается «специалистов», уверенных в том, что их идеи, методики и деятельность непогрешимы, на любую, даже мягкую критику реагирующие агрессией, не желающие ничему учиться, перенимать чей-либо опыт. Всё реже можно встретить «гуру», занимающихся дородовой подготовкой с горящими глазами, считающих основной своей задачей «снизить тревогу и вызвать радость», приводящих пациенток в состояние хронической эйфории. Вообще, уровень образования перинатальных психологов и психотерапевтов за последние годы заметно вырос. Всё это позволяет надеяться на то, что период развития перинатальной психологии, характеризующийся невежеством и истероидным оттенком, заканчивается. II. Во-вторых, растёт взаимопонимание между перинатальными психологами, психотерапевтами и врачами-акушерами. Свидетельством тому является сборник, который вы держите в руках. Это мы попытались отразить и в его названии. Естественной реакцией на пренебрежение вопросами психологии, на жёсткий диктат акушеров-гинекологов в советское время стало отрицание некоторыми перинатальными психологами пользы медицины вообще. Занимаясь дородовой подготовкой под лозунгом «естественные роды», такие психологи пугали беременных врачами, в результате чего нередко женщины опасались самых простых медицинских вмешательств, отказывались от жизненно необходимых вмешательств, что очень затрудняло установление доверительных отношений между пациентками и врачами, мешало их работе. Последнее время, создаётся впечатление, что ситуация меняется к лучшему. Как я уже писал, нельзя в XXI веке считать естественными течение беременности и родов, если женщина не наблюдается врачом и не получает в случае необходимости медицинской помощи. Тенденция роста взаимоуважения и взаимопонимания врачей и психологов находит отражение и в появлении интереса к перинатальной психологии у руководителей, организаторов служб родовспоможения, охраны материнства и детства. Всё реже встречается широко распространённый ранее тип врача-акушера полностью отрицающего влияние психологического фактора на течение беременности и родов. Всё больше становится врачей не просто лояльно относящихся к перинатальным психологам, но и активно интересующихся психологией, повышающих своё образование в этой области, задумывающихся о том, как применить эти знания в собственной практической деятельности. В данном сборнике опубликован целый ряд статей посвящённых применению седативных препаратов в акушерстве. Показания к их применению научно обосновывается, эффективность доказана. В то же время не следует забывать, что бензодиазепины, которым уделено так много внимания, способны накапливаться в тканях плода и оказывать на него токсическое действие, что применение их в первом триместре беременности увеличивает опасность возникновения у ребёнка «волчьей пасти», «заячьей губы» (Карпов О.И., Зайцев А.А., 1998). В связи с этим применение их требует особой осторожности. Если есть возможность справиться с нарушениями, возникающими у беременной, без назначения медикаментов, использовать их не следует. Альтернативой бензодиазепинов может быть психотерапия. Можно следующим образом сформулировать принципы взаимоотношений медикаментозных и психотерапевтических вмешательств в акушерстве. Принцип первый: чем острее состояние пациентки, тем больше оснований для назначения медикаментов. Принцип второй: Прекращение медикаментозной терапии при возможности эффективного психотерапевтического воздействия. Принцип третий: Использование минимальных доз препаратов с постепенным, осторожным повышением доз при отсутствии эффекта. Принцип четвёртый: Чем меньше срок беременности, тем чаще выбор между медикаментозным лечением и психотерапии должен делаться в пользу последней. Принцип пятый. При резистентных к проводимой психокоррекции, психотерапии нервно-психических расстройствах у беременной женщины не следует продолжать психотерапию, пробовать новые методики. В этих ситуациях целесообразно предложить пациенткам медикаментозную помощь. Психологи в этом случае обязаны рекомендовать консультацию врача психотерапевта или психиатра. III. В третьих и врачи проявляют всё больший интерес к психотерапии, психологи начинают понимать разницу между психотерапией и психокоррекцией. Разрабатываются новые специальные психотерапевтические методики, предназначенные для лечения беременных женщин, младенцев, членов их семей. Можно говорить о новом направлении в психотерапии – перинатальном. Перинатальную психотерапию можно определить как систему лечебного психического (психологического) воздействия на психику женщины и ребёнка в антенатальном (герминальном, эмбриональном, фетальном), интранатальном и постнатальном периодах, а через психику на организмы женщины и ребёнка (Добряков И.В., 2000, 2001). От других направлений психотерапии перинатальную отличает диадический характер объекта психотерапевтического воздействия (системы «беременная-плод» или «мать-дитя»); семейный характер проблем, которые она предназначена решать; низкий уровень осведомлённости пациентов, нуждающихся в перинатальной психотерапии, о возможности её получения; необходимость активного выявления нуждающихся в перинатальной психотерапии и формирования у них мотивации на лечение; ятрогенный и психологогенный характер ряда нарушений, являющихся показанием к применению перинатальной психотерапии; последовательную смену задач перинатальной психотерапии, связанных со стадиями жизнедеятельности семьи, этапами реализации репродуктивной функции; необходимость тесного сотрудничества перинатального психотерапевта с другими специалистами (акушерами-гинекологами, неонатологами, психологами); предпочтение краткосрочных психотерапевтических методик; дефицит специфического психологического инструментария и методических разработок в области перинатальной психотерапии; недостаточное количество грамотных специалистов, способных осуществлять перинатальную психотерапию; профилактическую направленность перинатальной психотерапии. IY. Последние годы на работу перинатальных психологов и психотерапевтов оказывает влияние изменение контингента, с которым приходиться работать. Увеличение количества перинатальных психологов, разнообразие предлагаемых форм работы привело к возможности выбора пациентами/клиентами того, что наиболее соответствует их взглядам, представлениям, материальным возможностям. В этом есть и положительные, и отрицательные моменты. С одной стороны, конкуренция предполагает повышение качества работы, с другой на практике нередко более привлекательным может выглядеть лучше «раскрученные», но далеко не всегда оптимальные и полезные для здоровья формы перинатальной работы. Возникает опасность конъюнктуры в ущерб качеству. В этой ситуации особое внимание должно уделяться разработке качественных способов оценки эффективности перинатальных методик, программ дородовой подготовки. Очень хочется, чтобы в прошлом остались оценки своей работы перинатальных психологов, основывающиеся лишь на субъективной оценке своего состояния пациентками, впечатлениями самого психолога. «Если весомость субъективных впечатлений относительно родовспоможения не оценивается формальными критериями, эффективные методы никогда не будут определены и не будет возможности внедрить их должным образом» (Enkin M., Keirse M., Renfrew M., Neilson J., 1995). При этом нужно понимать, что такие критерии, как отсутствие осложнений в родах, вес новорождённого, оценка по шкале Apgar, биохимические показатель и т.п. не являются достаточными. Критерии эффективности дородовой подготовки должны быть комплексными, могут быть разработаны лишь при изучении катамнеза. Исследования в этой области необходимо проводить. Подводя итог, хочется отметить, что в целом тенденции развития перинатальной психологии и психотерапии в нашей стране позитивны.
Учёный секретарь Межрегиональной российской Ассоциации перинатальной психологии и медицины; сопредседатель секции перинатальной психологии Российского психологического общества; председатель секции перинатальной психологии Санкт-Петербургского психологического общества
И.В. Добряков
Санкт-Петербург Сентябрь 2003 г.
I. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ПЕРИНАТАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|