Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







ПРИНЦИПЫ ПСИХОПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ БЕРЕМЕННЫХ ГРУПП ВЫСОКОГО РИСКА К РОДАМ





Абрамченко В.В. (Санкт-Петербург, Россия)

НИИ Акушерства и Гинекологии им. Д.О. Отта РАМН,

 

Как известно, занятия физкультурой во время беременности повышают общий тонус организма, улучшают психическое и физическое состояния, функции сердечно-сосудистой и дыхательной систем, укрепляют мышечную систему, что важно для благоприятного течения родов.

В Институте акушерства и гинекологии имени Д.О. Отта РАМН (Санкт-Петербург) физиопсихопрофилактическая подготовка беременных к родам (ФППП) проводится с 1955 года.

ФППП беременных к родам должна включать три компонента воздействия: индивидуальные и групповые беседы, лекции; групповые занятия гимнастикой под руководством методиста-инструктора и под контролем врача-акушера; использование природных факторов (света, воздуха, воды) и применение средств физиотерапии.

ФППП проводится нами по принципу физического воспитания дифференцированно, с широким использованием средств физиотерапии.

При этом такая подготовка должна быть не только психогигиенической, но и психотерапевтической, т.е. включать полный анализ всех особенностей нервно-психического состояния беременных и разностороннюю методику психотерапевтического воздействия, содержащую элементы внушения и аутотренинг.

В тоже время необходимо учитывать, что подготовка беременных к родам является медико-педагогическим процессом, причем в основу ее проведения должен быть положен принцип физического воспитания. В физическом воспитании методы педагогического воздействия и средства физической культуры подбираются дифференцированно, с учетом возраста беременной, срока беременности, наличия осложнений и сопутствующих экстрагенитальных заболеваний.

Цель подготовки – содействовать благоприятному течению беременности и родов, полноценному развитию плода, повышению сопротивляемости его организма к воздействию неблагоприятных факторов внешней среды.

Групповое проведение всех основных мероприятий (занятия специальной гимнастикой, прием свето-воздушных ванн, беседы и лекции врача и методиста-инструктора ЛФК) относятся к средствам педагогического воздействия, при этом педагог воздействует на обучающихся на только непосредственно, но и через коллектив.

Лекции и беседы являются основным путем сообщения беременной тех знаний, без которых невозможны выработка у женщины сознательного отношения к беременности и родам, наиболее рациональное ее поведение и активное участие в родах.

Кроме того, беседы и лекции позволяют установить необходимый контакт с беременными женщинами, устранить чувство страха, возникающего из-за беспокойства за судьбу ребенка и опасения возможных болей. Врач и методист разъяснительной работой могут оказать чрезвычайно большое влияние на создание у беременной благоприятного настроения. Число бесед и лекций необходимо довести до 16-20. Лекция должна занимать 30-45 мин. и состоять из двух частей: демонстрации с разъяснениями и ответов на вопросы. Лекции и беседы должны проводиться 1-2 раза в неделю.

Групповые занятия специальной гимнастикой проводятся 3 раза в неделю в течение 45-50 мин. Занятия специальной гимнастикой могут быть начаты как с ранних сроков беременности, так и в более поздние сроки, но не позднее 32-33 недель. Физическое воспитание беременных женщин осуществляется со строгим соблюдением основных дидактических принципов педагогики: сознательности и активности занимающихся, наглядности, системности и последовательности в обучении, постепенности в нарастании физических нагрузок, доступности в усвоении и выполнении, прочности усвоения.

ФППП беременных к родам проводится поэтапно:

I этап. Обучение беременных выполнению движений по команде, построению, правильной осанке, дифференцированному (грудному, брюшному, смешанному) дыханию, напряжению и расслаблению отдельных мышечных групп, правильному выполнению простых гимнастических упражнений, самоконтролю за частотой пульса, частотой и характером дыхания и за частотой шевеления плода.

II этап. Выработка двигательных навыков для выполнения простых гимнастических упражнений с напряжением и расслаблением мышц. Совершенствование дыхательной функции и обучение координации дыхания с деятельностью скелетной мускулатуры путем подбора «дыхательных упражнений».

III этап. Выработка двигательных навыков для выполнения упражнений в тех положениях тела, которые роженицам предстоит принять в родах. Обучение выполнения упражнений с напряжением одних мышечных групп и расслаблением других, т.е. выработка навыков к напряжению отдельных мышечных групп без повышения тонуса мышечной системы в целом.

IV этап. Качественное совершенствование выполнения упражнений на координацию движений и на преодоление трудностей. Закрепление двигательных навыков без введения новых элементов.

Каждый этап равен приблизительно 2 неделям; при начале занятий в более ранние сроки беременности увеличиваются в основном продолжительность II и III этапов. Полный курс подготовки должен включать 15-20 занятий.

В процессе подготовки беременных к родам необходимо также использовать оздоровительные факторы природы (воздух, солнечная радиация, вода) и разнообразные средства физиотерапии.

При ФППП целесообразно использовать ионизированный воздух. Аэроионизация и гидроаэроионизация занимают пограничное место между профилактическими и лечебными факторами физической терапии.

Из водных процедур во время беременности рекомендуются нисходящий дождевой и «пылевой» душ, обливание, обтирание водой индифферентной температуры.

Угроза самопроизвольного прерывания беременности во время ФППП не является противопоказанием для применения в амбулаторных условиях физиотерапевтического лечения. При угрозе прерывания беременности занятия специальной гимнастикой следует временно прекратить.

Соблюдение основных принципов ФППП беременных к родам позволяет избежать ряда осложнений в процессе беременности и родов.

 

 

ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ, ПОКАЗАТЕЛИ СТРЕССА

И ОНТОГЕНЕЗ МАТЕРИНСКОЙ СФЕРЫ У ЖЕНЩИН

С ПРИВЫЧНОЙ ПОТЕРЕЙ БЕРЕМЕННОСТИ

Грон Е.А. (Москва, Россия)

Российский университет дружбы народов, кафедра акушерства и гинекологии

 

Не смотря на то, что за последние 10 лет выявлено много новых этиологических факторов и аспектов патогенеза привычного невынашивания беременности (ПНБ), разработаны и внедрены новые методы диагностики и лечения, не произошло значительного изменения частоты данной патологии. Это стимулирует дальнейшее проведение исследований в этой области, разработку нового подхода к этой группе пациенток.

Целью нашего исследования явилось изучение предрасполагающих личностных особенностей, особенностей переживания стрессовой реакции и аспектов формирования материнской роли у пациенток с ПНБ.

Нами было проведено психологическое обследование 34 женщин с ПНБ I триместра (10 беременных (I и II триместр) и 25 вне беременности). Психодиагностика включала: определение темперамента по тесту Айзенка, акцентуаций по методике Смишека, локуса контроля по методике УСК, уровня стресса и стрессорных факторов (шкала социальной адаптации Рея-Холмса), онтогенеза материнской сферы (методика Г.Филипповой). Ретроспективно все женщины были разделены на 3 группы: I - с первичным ПНБ без родов в анамнезе (11); II - с первичным ПНБ и родами (13); III - с вторичным ПНБ (10).

В результате психодиагностики были установлены следующие закономерности. Среди всех пациенток с ПНБ почти все характеристики темперамента встречались с одинаковой частотой, с небольшим превалированием низкого нейротизма и экстраверсии. Однако, внутри групп были выявлены некоторые тенденции: в I группе преобладали женщины с низким нейротизмом (64%) и экстраверсией (82%), во II - с высоким нейротизмом (83%) и без тенденции по экстра-интроверсии (42%), в III – с низким нейротизмом (70%).

Среди выявленных личностей с заостренными и акцентуированнымими чертами наиболее распространенными типоми являлись эмотивный (82%), гипертимный (46%), застревающий и педантичный (по 41%). В I группе встречалось меньше пациенток с эмотивным типом (73%), но значительно больше с гипертимным (64%). Во II группе преобладали женщины с эмотивным типом (83%), застревающим (50%) и педантичным (75%). В III было максимальное количество женщин с эмотивным типом (90%), преобладали также гипертимный (50%) и застревающий (50%) типы.

При исследовании параметров стресса было установлено, что только у 41% женщин симптомы стресса соответствовали уровню действующих на них факторов, у остальных – симптомы либо превышали (у 21%), либо были ниже (у 38%) уровня стрессовых событий. Причем, в I группе было наименьшее количество пациенток с адекватной реакцией на стресс (9%) по сравнению со II (50%) и III (60%). Стоит упомянуть, что при оценке уровня стрессовых симптомов, оказалось, что в I группе превалируют эмоциональные, а в остальных– физиологические симптомы стресса.

При диагностике локуса контроля оказалось, что в общей группе превалирует высокий (44%) и средний (30%) УСК. Наибольшее количество пациенток с экстернальным локусом контроля оказались в I группе (36%), с интернальным - во II.

При исследовании онтогенеза материнской сферы было выявлено, что у женщин с ПНБ присутствовали все стадии онтогенеза, но в 2-3-х был получен отрицательный опыт. Отрицательный опыт в I стадии был зафиксирован у 50% пациенток и связан с разлуками на 1 году жизни, 2-3 году (по 12%) и депривацией из-за раннего (до 6 месяцев) выхода матери на работу и передаче ребенка няне, бабушке или в ясли (26%). Причем, наибольшее количество женщин, перенесших отрицательный опыт в этой стадии относились ко II группе. Нарушения II стадии онтогенеза отмечались практически у всех женщин во всех группах и включали отсутствие поддержки или игнорирование взрослыми игр в куклы (у 62%), неадекватные игры в куклы (41%) и предпочтение других игр (26,5%). Наиболее часто игры не поддерживались взрослыми в I группе (73%), неадекватные игры и предпочтение других игр встречались во II группе. Нарушения в периоде нянчанья были связаны с ранним или поздним взаимодействием с младенцем (у 36%), отсутствием поддержки или осуждением взрослыми контакта с ребенком (20%), кратковременными контактами с ребенком (15%). Несвоевременный опыт нянчанья в основном встречался в III группе (70%), отсутствие поддержки взрослых – вo II (у 31%). При изучении стиля материнского отношения матерей пациенток был диагностирован тревожный (59%), регулирующий (38%) и амбивалентный (3%) стили. Неполноценный онтогенез привел к нарушениям формирования ценности ребенка. У 47% женщин с ПНБ сформировалась повышенная ценность ребенка, у 35% - пониженная и у 18% - амбивалентная. Причем, во II и III группах чаще встречалась повышенная ценность по сравнению с I группой (54%, 50% и 37% соответственно).

Таким образом, психологическая диагностика выявила особенности личности (низкий нейротизм, экстраверсия, эмотивный и гипертимный тип акцентуации, экстернальный локус контроля), неадекватные механизмы преодоления стресса и качественные нарушения онтогенеза материнской сферы, приводящие к внутреннему конфликту у женщин с ПНБ. Таким образом, если на устойчивые особенности личности мы повлиять не можем, то психологическая коррекция для таких женщин должна включать работу с личностным конфликтом в материнстве.

 

 







ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.