Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Анисимова Т. И. (Санкт-Петербург, Россия)





лаборатория нейробиологии программирования действий ИМЧ РАН.

 

Несомненный исследовательский интерес представляет изучение причин дестабилизации в диаде “мать - дитя” на самых ранних этапах онтогенеза. Показателем наличия такой дестабилизации являются ненадежные типы материнско – детской привязанности (“избегающая, небезопасная привязанность” – avoidant-unsecure attachment; “тревожно – амбивалентная привязанность” – ambivalent-unsecure attachment). К числу основных причин, лежащих в основе нарушений механизмов привязанности, относятся психологические особенности личности матери, как оказывающие значительное влияние на формирование стиля взаимодействия с ребенком. Мать, являясь более активным звеном, представляет особый интерес в качестве предмета исследования. “Если мы хотим понять развитие ребёнка и убеждены, что ранние годы важны для его жизни, тогда, вероятно, важно исследовать наши представления о матери” (Birns B., Hay D., 1988).

Благополучное формирование первичной привязанности у индивида в раннем детстве обеспечивает ему безопасность, надежность, успешность коммуникаций и гармоничную социализацию в более позднем онтогенезе. К числу причин, лежащих в основе нарушений механизма привязанности, могут быть отнесены психологические особенности личности матери, как оказывающие огромное влияние на стиль взаимодействия с ребенком, который, в свою очередь, определяет степень надежности привязанности.

Были обследованы 178 пар мать-ребенок (матери в возрасте от 19 до 37 лет, дети в возрасте от 1 года до 2 лет, из них 103 мальчика и 75 девочек), что составило 30% от общего числа испытуемых. В контрольную группу вошли 50 пар мать – ребенок (матери в возрасте от 21 года до 32 лет, дети в возрасте от 1 года до 2 лет, их них 21 мальчик и 29 девочек).

В диадах основной выборки выявлены дисгармоничные типы привязанности («избегающая, небезопасная привязанность»-avoidant-unsecure attachment и «тревожно-амбивалентная привязанность»-ambivalent-unsecure attachment, anxious-unsecure attachment). В диадах контрольной выборки выявлен надежный стиль привязанности (secure attachmen).

В ходе обследования использовались следующие методики:

социолого-анамнестический опросник,

опросник MMPI,

методика «Незаконченные предложения»,

тест-опросник удовлетворенности браком (Столин В.В., Романова Т.Л., Бутенко Г.П., 1984), методика PARI Е. Шеффер и Р. Белла,

методика диагностики межличностых отношений Т. Лири,

тест на определение типа первичной детской привязанности «Незнакомая ситуация» (Ainsworth D.S.M.).

Анализ полученных данных позволил выделить три группы типологических характеристик матерей:

1. Эго-ориентированная мать (80 пар мать - ребенок).

2. Непоследовательно-противоречивая мать (52 пары мать - ребенок).

3. Закрыто-формальная мать (46 пар мать - ребенок).

Стратегии взаимодействия ребенка и матери в этих диадах являются дисгармоничными и имеют свои особенности.

Дети «эго-ориентированных» матерей лишены прочной привязанности, матери направлены не столько на понимание потребностей ребенка, сколько на отслеживание собственных переживаний. Эмоциональная лабильность таких матерей ведет к противоречивым отношениям с ребенком (от чрезмерного, порой излишнего внимания до игнорирования). Часто наблюдается стремление оправдать собственную социальную и психологическую несостоятельность рождением ребенка и трудностями, связанными с уходом за ним. Недостаточность самопонимания, снижение критичности у матери приводит к нивелированию личностных особенностей ребенка. Таким матерям свойственно подавление негативных эмоциональных проявлений ребенка. Им свойственно ощущение самопожертвования в роли матери, проявление чрезмерной, навязчивой, но не искренной заботы с целью установления отношений зависимости. Тенденция к доминированию, с одной стороны, и нехватка эмоционального тепла и глубины с другой ведут к усугублению дисгармонии в коммуникациях мать – ребенок, утверждая гиперпротекцию как основной стиль воспитания. Матери данной группы характеризуются обнаженностью в раскрытии дефектов своего характера, попытками в ходе обследования показать себя с лучшей стороны, удовлетворенностью собственной личностью, завышенной самооценкой, высоким уровнем притязаний, в том числе и по отношению к ребенку. Внутрисемейные коммуникации также неустойчивы, нет удовлетворенности в роли хозяйки дома, к мужу предъявляются претензии по поводу его безучастности в плане воспитания ребенка. Типом привязанности, присущим большинству детей таких матерей, является «тревожно-амбивалентный».

Дети «непоследовательно-противоречивых» матерей воспринимаются ими как особенно болезненные, требующие дополнительной заботы, однако, эти дети испытывают дефицит ласки и внимания из-за постоянного чувства тревоги, внутреннего напряжения у матери. Вызывает испуг все новое и неожиданное, предъявляемое ребенком. Таких матерей тревожит возбудимость, слезы ребенка и они стремятся исправить эти качества часто при помощи смены стиля воспитания. В качестве компенсации собственной неуверенности матери стараются педантично следовать режиму, который построен без учета индивидуальных особенностей детей. В подавленном, усталом состоянии такие матери избегают общения с ребенком. Личностные характеристики этих матерей включают гиперсоциальность установок, преобладание мотивации избегания неуспеха над мотивацией достижения, интрапунитивные реакции в ситуации конфликта, излишне большую ответственность за жизнь и здоровье ребенка, постоянное ощущение неопределенного беспокойства (свободно плавающая тревога), непоследовательность и амбивалентность в общении с ребенком. Высокий уровень тревоги матери предопределяет ее симбиотические связи с ребенком и закрепления в качестве доминирующего стиля воспитания гиперсоциализирующей протекции. Им также свойственно ограничение контактов и социальных ролей, заниженная самооценка, ощущение своей несамостоятельности в роли матери (“плохая мать”), страх одиночества. Дети матерей из этой группы имеют также приемущественно «тревожно-амбивалентный» тип привязанности.

«Закрыто-формальные» матери придерживаются авторитарного стиля воспитания (авторитарная гиперпротекция). Они стараются навязать ребенку свою систему требований. Дети таких матерей не имеют возможности проявить инициативу, остановиться на своем выборе, если их желания не совпадают с мнением мамы. Индивидуальные особенности ребенка не учитываются из-за ригидности матери, жесткому следованию ею своим стереотипам. Предпочтение отдается интеллектуальному развитию ребенка, так как это социально одобряемо и может поднять собственный престиж матери. Эмоциональная сфера ребенка, его внутренний мир игнорируются из-за неспособности матери спонтанно радоваться общению с ребенком, из-за отсутствия естественной симпатии к нему. Материнская любовь в данном случае основывается на стремлении к власти, происходит борьба мотивов самоутверждения и аффилиации (в отношениях с ребенком). Детей не столько воспитывают, сколько перевоспитывают, часто пользуясь книжными рекомендациями. Такие матери отличаются закрытостью, неоткровенностью, эмоциональной холодностью, преобладанием неконформных тенденций, склонностью к дизъюнктивным проявлениям. Их дети имеют «избегающий, небезопасный» тип привязанности.

В качестве личностных особенностей, присущих матерям всех трех групп, можно выделить непризнание права ребенка на свойственную ему индивидуальность, использование самого взаимодействия с ребенком для компенсации собственных проблем, высокий уровень внутренней напряженности, нарушения коммуникативной сферы, низкий уровень социальной адаптации, неудовлетворенность в браке.

Результаты данного исследования дают возможность вести коррекционную работу в дисгармоничных диадах мать-ребенок, прогнозировать возникновение неблагоприятных типов привязанности, проводить соответствующие превентивные мероприятия, а, следовательно, формировать гармоничную адаптацию индивида к социуму, начиная с самых ранних этапов онтогенеза.

 

 







Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.