Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Политические партии: сущность, типология, функции.





Политические партии являются существенной, а иногда и решающей составной частью политической системы общества. В политологии существует ряд точек зрения в отношении понимания сущности политических партий. Но в основном их выделяют три:

1) партия как группа людей, объединенных общей идеологией;

2) партия как организация, базирующаяся на дисциплине и субординации;

3) партия как представитель классовых интересов.

В настоящее время в политической науке партии определяются как объединенные организационно и идеологически общности людей, выражающие интересы классов, социальных слоев или общественных групп и ставящие целью их реализацию путем завоевания власти или участия в ее осуществлении.

Тип партии ― это такая система ее существенных признаков, в которых выражается социальная природа партии, ее идейная основа, главная социально-ролевая функция, особенности внутреннего устройства и преобладающий характер методов деятельности.

По своему отношению к социальной действительности партии подразделяются на:

· консервативные;

· реформистские;

· революционные.

С точки зрения классового подхода делятся на:

· буржуазные партии, выражающие интересы буржуазии;

· помещичьи партии, защищающие интересы крупных землевладельцев. Такие партии действуют в странах Латинской Америки;

· мелкобуржуазные партии, представляющие интересы мелкой городской буржуазии;

· рабочие партии, отражающие интересы значительной части лиц наемного труда;

· крестьянские партии, отражающие интересы крестьянства.

Партии могут подразделяться по идейно-теоретическому признаку на:

· либеральные;

· консервативные;

· социалистические;



· коммунистические и др.

В зависимости от иных критериев классификации партии могут быть:

· правящие и оппозиционные;

· централизованные и децентрализованные;

· автократические и демократические;

· конфессиональные;

· национальные и т.д.

В зависимости от консервативности или прогрессивности политических устремлений партии подразделяются на:

· левые;

· правые;

· центристские.

 

 

Вопрос 28. Политические партии являются существенной, а иногда и решающей составной частью политической системы общества. В политологии существует ряд точек зрения в отношении понимания сущности политических партий. Но в основном их выделяют три:

4) партия как группа людей, объединенных общей идеологией;

5) партия как организация, базирующаяся на дисциплине и субординации;

6) партия как представитель классовых интересов.

По своему отношению к социальной действительности партии подразделяются на:

· консервативные;

· реформистские;

· революционные.

Партии могут подразделяться по идейно-теоретическому признаку на:

· либеральные;

· консервативные;

· социалистические;

· коммунистические и др.

В зависимости от иных критериев классификации партии могут быть:

· правящие и оппозиционные;

· централизованные и децентрализованные;

· автократические и демократические;

· конфессиональные;

· национальные и т.д.

В зависимости от консервативности или прогрессивности политических устремлений партии подразделяются на:

· левые;

· правые;

· центристские.

Партийная системаэто объединение взаимосвязанных партий, имеющих реальные возможности участвовать в формировании государственных органов, воздействовать на внутреннюю и внешнюю политику страны, стремящихся к достижению, удержанию и осуществлению власти. Природа и особенности партийной системы той или иной страны обусловлены множеством факторов - уровнем политической зрелости общества, его политического сознания и культуры, историческими традициями, национальным составом, религиозной ситуацией, расстановкой социально-классовых сил. Существенное воздействие на формирование партийной системы оказывает действующее законодательство, конституция и избирательные законы.

В зависимости от характера политического режима выделяют: демократические, авторитарные и тоталитарные партийные системы. Однако на современном этапе наибольшее распространение получило деление партийных систем по количественному критерию. Согласно данному подходу все партийные системы делятся на одно-, двух- и многопартийные.

С 24 марта 1991 года Министерством юстиции Беларуси началась регистрация новых партий. В Беларуси к началу избирательной кампании 1995 г. по выборам в Верховный Совет в качестве политических партий было зарегистрировано 34. В 1998 году - 41 политическая партия. На 1 октября 1999 года в нашей республике сущест­вовало 18 партий. В настоящее время в Республике Беларусь 17 зарегистрированных политических партий, политические программы которых имеют свои особенности. Можно выделить несколько блоков партий в Республике Беларусь.

Наибольшим по общей численности членов является блок левых партий. В него входят Коммунистическая партия Беларуси, Партия коммунистов белорусская, Аграрная партия, Белорусская патриотическая партия, Республиканская партия труда и справедливости. Партии данного блока, за исключением ПКБ, в целом поддерживают основные направления реализации государственной политики в современной Беларуси. ПКБ же находится в оппозиции.

Второй блок составляют либерально-демократические партии. Этот блок представляют Объединенная гражданская партия и либерально-демократическая партия. Позиция партий это­го блока - минимизация роли государства в регулировании экономических процессов, свобода предпринимательства, законность, социальная поддержка населения.

Третий блок представляют две партии - Христианско-консервативная и Белорусского народного фронта. Первостепенное значение в деятельности БНФ занимает идея культурного возрождения белорусов. В конце 1999 года партия БНФ раскололась на два объединения: БНФ и консер­вативно-христианская партия БНФ.

Социал-демократический блок представлен: партия «Белорусская социал-демократическая Громада», Белорусская социал-демократическая партия (Народная Грамада), Белорусская экологическая пар­тия зеленых «БЭЗ», Социал-демократическая партия народного согласия.

Вопрос 29. В структуре политической системы общества наряду с государством и политическими партиями важное место занимают и две формы общественных объединений ― общественные организации и движения граждан. В отличие от партий они не претендуют на непосредственное участие в осуществлении власти и не берут на себя связанных с этим обязательств. Вместе с тем, хотя общественные организации и движения не ставят перед собой непосредственно политических целей, их деятельность объективно носит политический характер. Формирование разветвленной системы общественных организаций и движений является показателем развитости гражданского общества.

Общественная организация ― это добровольное объединение граждан, имеющее определенную организационную структуру, фиксированное индивидуальное или коллективное членство.

Для общественной организации характерны:

· наличие устава;

· специализированного управленческого аппарата;

· относительная стабильность состава;

· материальное участие членов организации (членские взносы).

К общественным организациям относятся: профессиональные союзы, союзы предпринимателей, кооперативные, молодежные, ветеранские организации, творческие союзы, разнообразные добровольные общества.

Общественные движение ― это совместная деятельность граждан, преследующая определенные общественные цели. Они не имеют четкой организационной структуры и фиксированного членства.

Общественные движения отличаются:

· массовостью;

· широкой социальной базой;

· организационной и идейной аморфностью;

· нестабильностью ориентации и состава.

Типология общественных движений может проводиться по различным основаниям. По целям и сферам деятельности выделяют антивоенное, экологическое, женское, молодежное движения, движение за расовое и национальное равноправие, движение за защиту потребителей, религиозные движения и многие другие. По отношению к существующему общественному строю подразделяются на революционные, контрреволюционные, реформистские, консервативные, реакционные. По способам и методам действий на насильственные и ненасильственные.

Общественный фонд создается для аккумулирования средств с целью удовлетворения определенных социальных потребностей. Членства эти организации не имеют.

Ассоциации (союзы) создаются общественными объединениями, имеющими однотипные цели и задачи.

Неформальные объединения являются, как правило, неустойчивыми, возникающими в ответ на какую-либо конкретную социально-политическую ситуацию.

В политической жизни многих стран используется лоббизм (англ. lobby – кулуары). Такое название получило стремление определенных сил добиться своих целей вне официальных процедур работы институтов власти. Лоббистские организации создаются при высших государственных органах и имеют форму различных комитетов, комиссий, советов, бюро и др.

Вооруженным насилием, преследующим политические цели является терроризм (лат. terror – страх, ужас). К нему прибегают небольшие, хорошо организованные подпольные группы. В целях подрыва авторитета правительства, нагнетания страха они осуществляют убийства, взрывы в общественных местах, захват заложников.

Общественные организации и движения выполняют в первую очередь политическую функцию, хотя одни из них имеют политические черты, другие – нет. Политический характер имеют те, которые пытаются закрепить или изменить существующие политические условия. Прежде всего это относится к тем объединениям, которые, вступая в борьбу за власть, превращаются в партии. Политическая функция состоит не в борьбе за власть, а в оказании давления на властные структуры в целях реализации своих интересов. В этом и заключается общественно-политический характер объединений. Можно выделить и другие важные функции этих общественных объединений:

· объединения граждан, т.е. движения помогают гражданам обрести сторонников и единомышленников, найти сою «социальную нишу». С их помощью общество постепенно приобретает более четкую структуру;

· представительства и защиты интересов граждан, т.е. движения заявляют о необходимости удовлетворения потребностей тех или иных слоев населения;

· мобилизации действий, т.е. движения не только привлекают внимание общества к негативным явлениям, но и способствуют решению этих социальных проблем, предлагая свои программы, варианты решения, свою помощь;

· посредничества, т.е. они являются посредниками между государственными органами и гражданами и таким образом обеспечивают между ними обратную связь и осуществляют социальный контроль;

· формирования общественного мнения.

Вопрос 30.

Военная организация:

· вооруженные силы (армия);

· единство вооруженных сил (армии) и других вооруженных формирований, способных в военное время вести вооруженную борьбу с противником;

· система а) всех вооруженных формирований, предназначенных для ведения вооруженной борьбы с неприятелем, а также б) организаций, учреждений, других структур, обеспечивающих выполнение ими боевых задач.

Военная организация Республики Беларусь - это совокупность Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований, государственных, военно-политических органов управления, органов военного управления, иных организаций, основная деятельность которых в мирное время направлена на решение задач по обеспечению военной безопасности (предотвращение военной угрозы), а в случае войны - на обеспечение вооруженной защиты государства, отражение нападения, разгром противника и достижение политических целей в войне (Военная доктрина Республики Беларусь от 3.01.2002 г.).

Функции военной организации:

Внешняя

n защита независимости, суверенитета, государственной и территориальной целостности страны;

n предотвращение открытой военной агрессии против государства и его союзников;

n создание условий для мирного существования и развития государства

Внутренняя

n защита конституционного строя, единства и территориальной целостности страны, жизни, прав, свобод и законных интересов граждан
(применение военной силы внутри страны допускается в строгом соответствии с конституцией и законами.)

Главные приоритеты развития военной организации государства:

n создание единой системы управления военной организацией государства и обеспечение ее эффективного функционирования;

n развитие и совершенствование войск (сил), обеспечивающих стратегическое сдерживание (в том числе ядерное);

n создание и поддержание в необходимой готовности структур для подготовки мобилизационных ресурсов и обеспечения мобилизационного развертывания ВС.

Структура: ВОЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

Состояние и тенденции развития военно-политической обстановки

Политическая природа государственной власти (политический режим)

Социально-экономические возможности государства

Развитие средств и способов вооруженной борьбы

Международные обязательства государства

 









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.