|
Политические партии: сущность, типология, функции.Политические партии являются существенной, а иногда и решающей составной частью политической системы общества. В политологии существует ряд точек зрения в отношении понимания сущности политических партий. Но в основном их выделяют три: 1) партия как группа людей, объединенных общей идеологией; 2) партия как организация, базирующаяся на дисциплине и субординации; 3) партия как представитель классовых интересов. В настоящее время в политической науке партии определяются как объединенные организационно и идеологически общности людей, выражающие интересы классов, социальных слоев или общественных групп и ставящие целью их реализацию путем завоевания власти или участия в ее осуществлении. Тип партии ― это такая система ее существенных признаков, в которых выражается социальная природа партии, ее идейная основа, главная социально-ролевая функция, особенности внутреннего устройства и преобладающий характер методов деятельности. По своему отношению к социальной действительности партии подразделяются на: · консервативные; · реформистские; · революционные. С точки зрения классового подхода делятся на: · буржуазные партии, выражающие интересы буржуазии; · помещичьи партии, защищающие интересы крупных землевладельцев. Такие партии действуют в странах Латинской Америки; · мелкобуржуазные партии, представляющие интересы мелкой городской буржуазии; · рабочие партии, отражающие интересы значительной части лиц наемного труда; · крестьянские партии, отражающие интересы крестьянства. Партии могут подразделяться по идейно-теоретическому признаку на: · либеральные; · консервативные; · социалистические; · коммунистические и др. В зависимости от иных критериев классификации партии могут быть: · правящие и оппозиционные; · централизованные и децентрализованные; · автократические и демократические; · конфессиональные; · национальные и т.д. В зависимости от консервативности или прогрессивности политических устремлений партии подразделяются на: · левые; · правые; · центристские.
Вопрос 28. Политические партии являются существенной, а иногда и решающей составной частью политической системы общества. В политологии существует ряд точек зрения в отношении понимания сущности политических партий. Но в основном их выделяют три: 4) партия как группа людей, объединенных общей идеологией; 5) партия как организация, базирующаяся на дисциплине и субординации; 6) партия как представитель классовых интересов. По своему отношению к социальной действительности партии подразделяются на: · консервативные; · реформистские; · революционные. Партии могут подразделяться по идейно-теоретическому признаку на: · либеральные; · консервативные; · социалистические; · коммунистические и др. В зависимости от иных критериев классификации партии могут быть: · правящие и оппозиционные; · централизованные и децентрализованные; · автократические и демократические; · конфессиональные; · национальные и т.д. В зависимости от консервативности или прогрессивности политических устремлений партии подразделяются на: · левые; · правые; · центристские. Партийная система ― это объединение взаимосвязанных партий, имеющих реальные возможности участвовать в формировании государственных органов, воздействовать на внутреннюю и внешнюю политику страны, стремящихся к достижению, удержанию и осуществлению власти. Природа и особенности партийной системы той или иной страны обусловлены множеством факторов - уровнем политической зрелости общества, его политического сознания и культуры, историческими традициями, национальным составом, религиозной ситуацией, расстановкой социально-классовых сил. Существенное воздействие на формирование партийной системы оказывает действующее законодательство, конституция и избирательные законы. В зависимости от характера политического режима выделяют: демократические, авторитарные и тоталитарные партийные системы. Однако на современном этапе наибольшее распространение получило деление партийных систем по количественному критерию. Согласно данному подходу все партийные системы делятся на одно-, двух- и многопартийные. С 24 марта 1991 года Министерством юстиции Беларуси началась регистрация новых партий. В Беларуси к началу избирательной кампании 1995 г. по выборам в Верховный Совет в качестве политических партий было зарегистрировано 34. В 1998 году - 41 политическая партия. На 1 октября 1999 года в нашей республике существовало 18 партий. В настоящее время в Республике Беларусь 17 зарегистрированных политических партий, политические программы которых имеют свои особенности. Можно выделить несколько блоков партий в Республике Беларусь. Наибольшим по общей численности членов является блок левых партий. В него входят Коммунистическая партия Беларуси, Партия коммунистов белорусская, Аграрная партия, Белорусская патриотическая партия, Республиканская партия труда и справедливости. Партии данного блока, за исключением ПКБ, в целом поддерживают основные направления реализации государственной политики в современной Беларуси. ПКБ же находится в оппозиции. Второй блок составляют либерально-демократические партии. Этот блок представляют Объединенная гражданская партия и либерально-демократическая партия. Позиция партий этого блока - минимизация роли государства в регулировании экономических процессов, свобода предпринимательства, законность, социальная поддержка населения. Третий блок представляют две партии - Христианско-консервативная и Белорусского народного фронта. Первостепенное значение в деятельности БНФ занимает идея культурного возрождения белорусов. В конце 1999 года партия БНФ раскололась на два объединения: БНФ и консервативно-христианская партия БНФ. Социал-демократический блок представлен: партия «Белорусская социал-демократическая Громада», Белорусская социал-демократическая партия (Народная Грамада), Белорусская экологическая партия зеленых «БЭЗ», Социал-демократическая партия народного согласия. Вопрос 29. В структуре политической системы общества наряду с государством и политическими партиями важное место занимают и две формы общественных объединений ― общественные организации и движения граждан. В отличие от партий они не претендуют на непосредственное участие в осуществлении власти и не берут на себя связанных с этим обязательств. Вместе с тем, хотя общественные организации и движения не ставят перед собой непосредственно политических целей, их деятельность объективно носит политический характер. Формирование разветвленной системы общественных организаций и движений является показателем развитости гражданского общества. Общественная организация ― это добровольное объединение граждан, имеющее определенную организационную структуру, фиксированное индивидуальное или коллективное членство. Для общественной организации характерны: · наличие устава; · специализированного управленческого аппарата; · относительная стабильность состава; · материальное участие членов организации (членские взносы). К общественным организациям относятся: профессиональные союзы, союзы предпринимателей, кооперативные, молодежные, ветеранские организации, творческие союзы, разнообразные добровольные общества. Общественные движение ― это совместная деятельность граждан, преследующая определенные общественные цели. Они не имеют четкой организационной структуры и фиксированного членства. Общественные движения отличаются: · массовостью; · широкой социальной базой; · организационной и идейной аморфностью; · нестабильностью ориентации и состава. Типология общественных движений может проводиться по различным основаниям. По целям и сферам деятельности выделяют антивоенное, экологическое, женское, молодежное движения, движение за расовое и национальное равноправие, движение за защиту потребителей, религиозные движения и многие другие. По отношению к существующему общественному строю подразделяются на революционные, контрреволюционные, реформистские, консервативные, реакционные. По способам и методам действий на насильственные и ненасильственные. Общественный фонд создается для аккумулирования средств с целью удовлетворения определенных социальных потребностей. Членства эти организации не имеют. Ассоциации (союзы) создаются общественными объединениями, имеющими однотипные цели и задачи. Неформальные объединения являются, как правило, неустойчивыми, возникающими в ответ на какую-либо конкретную социально-политическую ситуацию. В политической жизни многих стран используется лоббизм (англ. lobby – кулуары). Такое название получило стремление определенных сил добиться своих целей вне официальных процедур работы институтов власти. Лоббистские организации создаются при высших государственных органах и имеют форму различных комитетов, комиссий, советов, бюро и др. Вооруженным насилием, преследующим политические цели является терроризм (лат. terror – страх, ужас). К нему прибегают небольшие, хорошо организованные подпольные группы. В целях подрыва авторитета правительства, нагнетания страха они осуществляют убийства, взрывы в общественных местах, захват заложников. Общественные организации и движения выполняют в первую очередь политическую функцию, хотя одни из них имеют политические черты, другие – нет. Политический характер имеют те, которые пытаются закрепить или изменить существующие политические условия. Прежде всего это относится к тем объединениям, которые, вступая в борьбу за власть, превращаются в партии. Политическая функция состоит не в борьбе за власть, а в оказании давления на властные структуры в целях реализации своих интересов. В этом и заключается общественно-политический характер объединений. Можно выделить и другие важные функции этих общественных объединений: · объединения граждан, т.е. движения помогают гражданам обрести сторонников и единомышленников, найти сою «социальную нишу». С их помощью общество постепенно приобретает более четкую структуру; · представительства и защиты интересов граждан, т.е. движения заявляют о необходимости удовлетворения потребностей тех или иных слоев населения; · мобилизации действий, т.е. движения не только привлекают внимание общества к негативным явлениям, но и способствуют решению этих социальных проблем, предлагая свои программы, варианты решения, свою помощь; · посредничества, т.е. они являются посредниками между государственными органами и гражданами и таким образом обеспечивают между ними обратную связь и осуществляют социальный контроль; · формирования общественного мнения. Вопрос 30. Военная организация: · вооруженные силы (армия); · единство вооруженных сил (армии) и других вооруженных формирований, способных в военное время вести вооруженную борьбу с противником; · система а) всех вооруженных формирований, предназначенных для ведения вооруженной борьбы с неприятелем, а также б) организаций, учреждений, других структур, обеспечивающих выполнение ими боевых задач. Военная организация Республики Беларусь - это совокупность Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований, государственных, военно-политических органов управления, органов военного управления, иных организаций, основная деятельность которых в мирное время направлена на решение задач по обеспечению военной безопасности (предотвращение военной угрозы), а в случае войны - на обеспечение вооруженной защиты государства, отражение нападения, разгром противника и достижение политических целей в войне (Военная доктрина Республики Беларусь от 3.01.2002 г.). Функции военной организации: Внешняя n защита независимости, суверенитета, государственной и территориальной целостности страны; n предотвращение открытой военной агрессии против государства и его союзников; n создание условий для мирного существования и развития государства Внутренняя n защита конституционного строя, единства и территориальной целостности страны, жизни, прав, свобод и законных интересов граждан Главные приоритеты развития военной организации государства: n создание единой системы управления военной организацией государства и обеспечение ее эффективного функционирования; n развитие и совершенствование войск (сил), обеспечивающих стратегическое сдерживание (в том числе ядерное); n создание и поддержание в необходимой готовности структур для подготовки мобилизационных ресурсов и обеспечения мобилизационного развертывания ВС. Структура: ВОЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ Состояние и тенденции развития военно-политической обстановки Политическая природа государственной власти (политический режим) Социально-экономические возможности государства Развитие средств и способов вооруженной борьбы Международные обязательства государства
Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|