Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Понятие внешнеполитической доктрины государства. Принципы, цели и приоритеты внешней политики Республики Беларусь.





Внешняя политика государства – это общий курс государства за пределами его территории, направленный на реализацию национальных интересов. Внешняя политика государства взаимосвязана с его внутренней политикой.

Можно выделить три основные теоретические модели внешней политики государства:

1) классическая модель: внешняя политика – результат сознательной, целенаправленной, национальной деятельности актора (государства);

2) структурно-функциональная: государство – совокупность разнородных структур, деятельность которых осуществляется при ответственности за них высших органов государственной власти;

3) бюрократическая: внешняя политика – итог сложных взаимодействий между ведомствами, а каждый внешнеполитический шаг государства является результатом определенных процедур.

Участниками внешней политики государства являются официальные лица, наделенные правом от имени всего народа выражать и защищать его национальные интересы на международной арене, избирая для этого соответствующие средства.

Внешняя политика осуществляет ряд функций:

1. Охранительная. Связана с защитой прав и интересов страны и ее граждан за рубежом, с предотвращением нападения извне, с мирным решением возникающих проблем.

2. Представительно-информационная. Заключается в создании позитивного имиджа государства, изучении мировой политики, накоплении и обработке информации о международной обстановке, выработке рекомендаций для действий государства в данной сфере.

3. Организационная. Состоит в инициативных действиях, направленных на поиск выгодных контактов и создание благоприятных условий для деятельности государства за рубежом.

4. Идеологическая. Заключается в пропаганде философских, политических, экономических и социальных преимуществ национально-государственной модели развития.

Внешнеполитический аппарат государства – это система государственных органов, посредством которых формируется и реализуется внешнеполитический курс государства. В его структуре можно выделить внутригосударственные и зарубежные структуры. В число первых входят органы политического руководства (высшие органы исполнительной и законодательной власти государства, а также министерства иностранных дел) и отраслевые и ведомственные органы специальных внешнеполитических связей государства. Зарубежные внешнеполитические органы государства можно подразделить на постоянные (посольства, консульства, представительства, миссии) и временные (делегации, представительства).

Главная цель внешней политики государства – обеспечение государственного суверенитета и национальной безопасности. Для ее достижения необходима реализация ряда задач:

участие в создании системы международной безопасности – подготовка внешнеполитических условий для создания оборонительных союзов и коалиций на случай войны, а также предотвращение формирования враждебных стране союзов и блоков;

укрепление взаимовыгодных дружественных отношений с максимально возможным количеством государств – создание благоприятных условий для всестороннего развития страны, реализация задач, обусловленных системой международных связей.

Внешняя политика государства может быть активной, пассивной, агрессивной, консервативной, нейтральной.

Активная внешняя политика заключается в интенсивных поисках равновесия между внутренней и внешней политикой.

Пассивная внешняя политика свойственна в основном слаборазвитым государствам, вынужденным приспосабливаться к международной конъектуре.

Агрессивная внешняя политика заключается в стремлении с помощью своей внешней политики оказать давление на другие государства с целью изменить их политику в свою пользу, при этом допускаются все средства до угрозы применения силы.

Консервативная внешняя политика заключается в активной обороне достигнутого ранее равновесия между внутренней и внешней политикой.

Нейтральная (лат. neutralitat – ни тот, ни другой) политика – внешняя политика государства, не принимающего участия в войнах между другими государствами.

Средства внешней политики – это все, с помощью чего обеспечивается достижение целей внешней политики. При всем своем разнообразии по стратегиям действий государств средства внешней политики могут быть сведены к двум типам – переговорам и силе.

Переговоры – это мирное средство внешней политики, состоящее в общении представителей двух или более государств в целях достижения согласия. Для проведения переговоров необходима заинтересованность сторон в разрешении актуальных проблем. Фред Чарльз Айкле делит цели правительств в международных переговорах на четыре типа:

1. Расширение или возобновление существующего соглашения с его несущественным изменением (присоединение Узбекистана к ОДКБ в 2006 г.).

2. Нормализация отношений между сторонами (признание Соединенными Штатами Америки Советского Союза в 1933 г.).

3. Новый раздел территории и (или) политической власти (второй и третий разделы Речи Посполитой).

4. Составление нового соглашения между сторонами.

Айкле называет шесть особенностей договоров в связи с их побочными последствиями:

1. Целью одной или двух сторон может быть просто поддержание контактов для сохранения открытыми каналов отношений.

2. Переговоры могут рассматриваться участниками как замена насильственных действий в силу обязательств, которые они возлагают на стороны.

3. Переговоры могут использоваться для сбора секретной информации о противнике.

4. Целью переговоров может быть введение противника в заблуждение относительно собственных намерений.

5. Переговоры могут использоваться для пропаганды (пропаганда разоружения, направленная на убеждение мировой общественности в агрессивных намерениях противника).

6. Воздействие на третью сторону или ее устрашение.

На практике переговоры часто использовались не для тех целей, для которых организовывались.

Немирными средствами внешней политики государства являются реторсия, репрессалия, интервенция и война.

Реторсия – целенаправленное враждебное, но законное действие с целью возмездия, например, ужесточение дипломатических отношений, временное сокращение торговли или торговых преференций. Так, в ответ на захват американского посольства в Тегеране в 1979 г. тогдашний президент США Дж. Картер выслал из своей страны 183 иранских дипломата, сократив их число до 35.

Репрессалия – сознательное, враждебное и незаконное действие, осуществленное в ответ на предварительное нарушение международного права другой страной. Обычно предполагает военную акцию. Например, случай в Танкинском заливе в 1964 г., когда в ответ на акцию Северного Вьетнама президент Джонсон приказал устроить тотальную воздушную атаку на нефтехранилища северных вьетнамцев и на базы подводных лодок в Тихом океане, значительно увеличив тем самым военное присутствие в Юго-Восточной Азии.

Интервенция – прямое вмешательство одной страны в дела другой. Может предполагать вмешательство в избирательный процесс другой страны, прямое давление на правительство или направление войск для подчинения правительства или определенных групп населения воле вмешивающейся стороны. Так, в первые десятилетия ХХ в. правительство США отправило морскую пехоту в несколько республик Латинской Америки. Примерами интервенции являются также американское вмешательство в дела Доминиканской республики (1965), Панамы (1989), а также действия Советского Союза в Венгрии (1956), Чехословакии (1968), Афганистане (1979).

Война – крайнее средство разрешения международных конфликтов, к которому прибегают тогда, когда исчерпаны все политические и судебные средства, а порой и до этого. Способность войны оставаться эффективным средством достижения политических целей делает проблематичным их прекращение или запрет.

В соответствии со сферами жизни общества, через которые реализуется внешняя политика государств, ее средства бывают:

1. Информационно-пропагандистские (идеологические), предназначенные для продвижения политики через средства массовой коммуникации.

2. Политические, используемые в дипломатических отношениях: переговоры, переписка, личное общение, участие в деятельности международных организаций.

3. Экономические – займы, инвестиции, регулирование и осуществление внешней торговли, экономическая блокада или угроза ее применения, установление, пересмотр или отмена различного рода тарифов и преференций.

4. Военные – армия, оружие, военные базы. Формы военного воздействия могут быть самыми различными: от военных учений на границе сопредельных государств до испытания новых видов оружия.

Внешняя политика государства как процесс состоит из трех фаз:

1. Планирование – стратегическая оценка желательных и достижимых целей с учетом условий состояния международных отношений.

2. Определение содержания – результат и отражение этой оценки, отраженный в решениях высших органов государства и внешнеполитических ведомств.

3. Осуществление – принятие мер в отношениях государства с другими субъектами международных отношений.

 

 







ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.