Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Географические и временные границы





К древнейшим в мире относятся также культуры, возникшие в IV—III тысячелетиях до н.э. в долине рек Тигр (шумер. Идигина) и Евфрат (Пуратту-Прат). Этот очаг цивилизации, в отличие от долины Нила, был представлен различными народами и государствами. За сравнительно короткий срок в южной части Двуречья (известной под название Месопотамия) сменились такие государства, как Шумер, Аккад, Лагаш, Вавилония. В начале IV тыс. возникла цивилизация и культура шумеров, во второй половине III тысячелетия — Аккад, во втором тысячелетии до нашей эры их объединила Вавилония. Она, в свою очередь, в XIII—XII вв. до н.э. была побеждена Ассирией, государством, образовавшимся в северном Междуречье. В конце VII в. до н.э. уже Нововавилонское царство отвоевало себе свободу, которой, однако, суждено было пасть под натиском персов. Основанное ими государство Иран, стало, в качестве завоевателей, наследником культур Месопотамии и Египта (который находился в составе персидской империи в 525—331 гг., до ее разгрома Александром Македонским).

Как бы обретая собственную жизнь, культуры Междуречья, взаимообогащаясь, развивались даже при падении тех или иных государственных образований. «Вавилонское перемешение» сделало их намного более динамичными, чем культура Египта. Сыграло роль и географическое положение Двуречья, которое находилось между Египтом, Индией и Китаем. Не столь далеко оно было и от Европы, где зарождались ростки античной культуры. Замечательного расцвета достигли в Двуречье математика, механика, агротехника, различные искусства. Была создана не только письменность (клинопись), но даже система музыкальной записи. В Вавилонии было создано одно из древнейших правовых установлений, законы Хаммурапи (1750г. до н.э.). В древних городах возводились дороги и каналы, акведуки и мосты, роскошные дворцы. Появились такие спутники культурной жизни, как бульвары и парки. В число семи «чудес света» вошли с IX в. до н.э. висячие сады Семирамиды (ассир. Шамурамат).



На широкую ногу было поставлено образование. Учебные заведения появились в Месопотамии в III тысячелетии до н.э. и имелись почти в каждом городе. Грамотные люди, в первую очередь писцы, стояли на высших ступенях социальной лестницы, существовали платные школы, где их готовили — дома табличек (Эд-дубы по шумерски). Эддубы открывались также для девушек, создавались библиотеки.

 

 

Шумеро-аккадская культура

К очень многим порождениям культур Шумера и Аккада применима оценка «первые». Первая дошедшая до нас поэма — «Золотой век», первые стихотворные элегии созданы в Шумере. Библиотеки были столь богаты, что пришлось даже создавать — первые в истории — библиотечныекаталоги. Шумеры составили первые в мире сборники медицинскихрецептов, первый календарь, который уже тогда делился на 12 месяцев по 29 и 30 дней. Шумеры создали первую (глиняную) географическую карту, первые музыкальные инструменты — лиру и арфу, которые положили начало целому созвездию инструментов, распространившихся уже в арабском мире и Греции.

В Шумере была создана первая в мире письменностьклинопись. В отличие от иероглифов, она очень декоративна, в ней отчетливо прослеживается ее происхождение из рисунков. В то же время язык шумеров, как и язык древних египтян, относится к единой семито-хамитской группе. Почти все записи, сохранившиеся на глиняных табличках, удалось расшифровать. Нетрудно догадаться, что в основном это гимны богам, мифы и легенды, описывающие их роль в возникновении земледелия и ремесел, сохранились и деловые сообщения, долговые расписки. Надо сказать, что уже тогда процветали ростовщичество (до 20—30 % годовых), купля-продажа земли.

До нас дошли примерно из 2800 г. до н.э. гимны в честь богов и храмов поэтессы Энхедуанны, дочери легендарного аккадского царя Саргона, которая сама была верховной жрицей. Древнейшим памятником литературы является поэма о сотворении мира из первобытной бездны Нун — «Энума Элиш». Семь небес в ней отделены от воды крепостной стеной, а Млечный путь — веревки, которыми Земля закреплена к колышкам. Верхняя земля принадлежит богу Эн-Лилю. Его храм Экур (Дом Горы), и одна из его центральных частей, Дуранки (связь небес и земли) символизирует строение мира. Самым известным из памятников шумерской литературы стал проникший в культуры многих народов цикл сказаний о «Гильгамеше, все повидавшем». Царь Урука, города-государства в Шумере, сын богини Нинсун и смертного мужчины, «На две трети — бог, на одну треть — человек», Гильгамеш — больше чем полубог, но все же в достаточной мере человек, чтобы умереть. Человек — единственное существо, способное осознавать смерть, о ней размышлял 4000 лет назад и Гильгамеш. Ради чего стоит жить, если все равно жизнь конечна? В поисках ответа на этот вопрос Гильгамеш повел своих воинов от вод Буранунны (так в совсем глубокой древности назывался Евфрат) к поросшим кедром горам. После смерти своего друга Энкиду, раненного в бою, Гильгамеш остался совсем один, бродя по пустыням, всходя на хребты гор, преодолевая пропасти. Он сошел во тьму чрева земли, вышел оттуда под пламенеющее небо, пересек море Смерти и, наконец, услышал из уст своего предка Утнапишти, ставшего богом, то, что знал и так:

Ярая смерть не щадит человека

Разве навеки строим мы дома?

Разве навеки ставим мы печати?

Разве навеки делятся братья?

Разве навеки ненависть в людях?

Разве навеки несет река полные воды?

Жена Утнапишти, пожалевшая странника, подсказывает ему, где можно найти «траву жизни». Достав ее со дна моря, он не съедает ее тут же, а прячет под одежды, чтобы отнести своему народу. Однако ее похищает змея. Все тщетно. Надо жить, пока жив.

Жена Утнапшити рассказала Гильгамешу еще одну древнюю историю, о всемирном потопе, когда «люди, словно сбившиеся в кучу дохлые рыбешки, плавали в море», а уцелел только праведник Зиусудра, который по совету богов заранее построил корабль. Как видим, и эта история, пусть и с другими именами, прочно осела в последующих культурах.

В шумерской культуре было очень много богов. Большую часть их составляли местные божки, с весьма ограниченной властью. Более могущественными были боги крупных городов, наконец, были и, так сказать, общешумерские боги. Самые могущественные из них — Ан, Энлиль, Энки. Первый, покровитель Урука, считался богом неба и отцом других богов и был известен злым нравом. Энлиль — бог ветра и воздуха, выполнял в шумерском пантеоне богов своеобразную роль «министра сельского хозяйства», он изобрел мотыгу, был покровителем земли и плодородия. Его главный храм находился в Ниппуре. Энки (Аккад Эа), покровитель города Эриду, был богом океана и пресных вод, тем самым он нес и жизнь, и разрушения. Важные места в сонме богов занимали боги Луны — Нанна, Солнца (также источника жизни и губительного жара) — Уту. Инанна (аккад. Иштар) была богиней плодородия и плотской любви, и т. д. Ежегодно отмечался брак Инанны с богом-пастухом Думузи, со вполне реалистически исполняемым половым актом. Задолго до античности боги были соотнесены с планетами, дав им свои имена. Боги существовали задолго до людей, они сами трудились, «бремя несли, таскали корзины». Тогда они догадались создать людей, перемешав глину и кровь одного из низших богов, которым пришлось пожертвовать ради общего дела.

Люди вполне справились с задачами, возложенными на них могущественными богами. Они научились гончарному и строительному искусству, пряли и ткали, приручили верблюдов и лошадей, запрягали в ярмо ослов и волов, варили пиво. В Шумере были созданы первые в истории защитные насаждения, рыбный заповедник, строились многокилометровые каналы.

«Вызовом», взрастившим шумерскую цивилизацию и культуру, были болота. Предшественники шумеров отвоевали у болот острова, шумеры же — целую страну. В то же время болота были естественной защитой, не менее надежной, чем крепостные стены и рвы. В Шумере процветала торговля, в ходу были деньги разных государств. Характерно, что именно оттуда пришло понятие «капитал» (шумерское «саг-ду», голова, трансформировавшееся затем в латинское «caput»).

Падение Шумера длилось долго. Поначалу соперничавшие между собой города объединялись против нашествий жителей гор, но междоусобные распри сказались сильнее. Сперва Шумер властвовал над Аккадом, затем властвовал правитель Аккада, Саргон I. Согласно легенде, его нашли, как и библейского Моисея, в реке. Саргон вырос в бедности, стал садовником, но затем в него влюбилась богиня, позволившая ему обрести власть и над Аккадом, и над Шумером. В Аккаде была создана первая в мире постоянно действующая армия. Однако и Аккаду пришел конец, горные племена так разрушили его, что не удалось обнаружить даже его следов. Преемницей шумеро-аккадской культуры стала Вавилония.

 

Вавилонская культура

Главным городом Вавилонии был Вавилон (аккад. Бабилу — Врата бога). Во II веке до н.э. Вавилония объединила под своим главенством все области Шумера и Аккада. Наибольший расцвет Вавилонского царства произошел при царе Хаммурапи (правил в 1792—1750 гг.), носившем титул «Вечный царский плод», «Гроза четырех стран света, упрочитель славы Вавилона», «Могучий буйвол, поднимающий на рога врагов», «Совершеннейший среди царей». При нем появился знаменитый свод законов, записанных на двухметровом каменном столбе и отражавший буквально все стороны жизни государства и его подданных. ЗаконыХаммурапи отводили имя «авилум» (человек) только свободным полноправным гражданам. Были также «склоняющие голову» — граждане с ограниченными правами (имевшие, тем не менее, права на имущество и рабов). Низший слой составляли рабы, которыми обладала каждая семья. Даже рабам, однако, были представлены права на имущество, на брак — в том числе со свободными гражданами, причем дети от такого брака также получали свободу.

282 раздела свода Хаммурапи содержат все возможные в то время случаи судебного разбирательства, вполне в духе времени разработана и система наказаний. Клеветники карались смертью, грабителя убивали на месте преступления, мародера на пожаре бросали в огонь, женщину, убившею своего мужа ради другого, сажали на кол, гулену и мотовку бросали в воду. Смерть ожидала строителя, если построенный им дом рухнул и погубил хозяина, если же погиб его сын, лишали жизни сына строителя. Легче отделывался хирург, неудачно проведший операцию — правой рукой. Потерей руки карался сын, ударивший отца, цирюльник, удаливший клеймо раба. За неумышленное убийство можно было откупиться одним манумом (0,25 кг) серебра, пять манумов платил ударивший равного себе. В первую очередь закон защищал воинов, вплоть до попавших в плен и вернувшихся из него. Законы Хаммурапи возмещали убытки пострадавшим от наводнения или невыявленного грабителя.

Общие же грехи искупались человеческой жертвой. Они должны были ограждать от наводнений, неурожая, моровой язвы, нашествия врагов. На новый год царь передавал свой трон на пять дней мужчине простого звания, после чего того торжественно убивали. Огромную роль в жизни Вавилонии, как и других государств Двуречья, играл культ воды. От воли богов зависело, будет вода источником доброй воли, обеспечивающей урожай или же принесет разрушения и гибель. Неудивительно, что именно в Месопотамии родилась легенда о всемирном потопе. Не менее важным был культ небесных светил. Считается, что именно астрономические наблюдения позволили впервые выдвинуть идею природных закономерностей. Эти наблюдения занимали столь важное место в жизни вавилонян, что отразились даже в созданной ими шестидесятеричной системе исчисления времени — в минутах и секундах. Характерно, что астрономические и математические исследования носили не только практический, но и мировоззренческий характер, составляя основу религиозной картины мира.

Вавилонских богов было еще больше, чем у покоренных Вавилоном государств. Антропоморфность религии нашла яркое выражение в том, что вавилонские боги «подчинили себе» шумеро-аккадских, хотя и сохранив многих из них. Верховным был Мардук, городской бог Вавилона. Далее в табели о рангах шла богиня Солнца Шамаш, бог Луны — Си, Адад — бог непогоды, Инанна (Иштар) — богиня любви и плодородия, утренней звезды (позже — это Венера), Нергал — бог смерти, Ирра — бог войны, Вильги — бог огня. Боги были похожи на людей даже в пороках и слабостях — зависти, ревности, злобе. Они ели и пили как люди. По существу, их отличала от людей безмерная власть, часть которой передавалась и земным властителям. В целом, мировоззрение вавилонян, в отличие от египетского, было более устремлено к жизни. Характерно, в этом смысле, что в Вавилонии покойников хоронили поближе к жилищам (во внутреннем дворике или даже под полом) — они могли дать добрый совет живым. Находясь в «стране без возврата», усопшие могли рассчитывать хотя бы на питьевую воду. У каждого человека был свой личный бог — Илу.

Религиозность вавилонян нашла, как и у египтян, выражение в монументальном искусстве. Здесь, однако, не строилось грандиозных пирамид — вавилонские зиккураты значительно скромнее, впрочем, это могло быть обусловлено особенностями не только религиозными, но и техническими — в Двуречье не было гигантских камней, и приходилось довольствоваться кирпичом. Наиболее грандиозными сооружениями были зиккураты, храмы, посвященные богам. Они строились в виде ступенчатых башен, составленных из уступов-террас, каждая из которых была меньше находящейся в ее основании. Верхние террасы были озеленены, а стены зиккуратов раскрашивались, купол часто был позолоченным. Во внутреннем зале храма помещали статую соответствующего бога, облаченную в «пышные одежды», покрытую пластинками из золота и слоновой кости. Собственно святилище, то есть жилище бога, находилось в верхней башне. Доступ в храм был открыт только жрецам, статуя же выносилась на улицы по праздникам. Самым знаменитым зиккуратом можно считать храм Мардука в Вавилоне. Согласно легенде, ее хотели вознести до небес, но такая форма поклонения показалась богам угрожающей и дерзкой, и их волей произошло такое перемешенье языков строителей, что работы пришлось прекратить. Вавилонское столпотворение упоминается в Библии, и это выражение стало с тех пор нарицательным, а Вавилонская башня была отнесена к семи чудесам древнего мира.

Вавилонских архитектурных памятников дошло до нас значительно меньше, чем египетских, что во многом может быть объяснено недолговечностью использованных в них строительных материалов. Наиболее монументальным и впечатляющим из сохранившихся памятников являются украшенные изразцами ворота богини Иштар, для размещения которых в ХХ в. пришлось отвести всю центральную часть четырехэтажного берлинского Пергамон-музея. Сохранились также замечательные мраморные статуэтки из Тель-Асмара — группа мужских фигур, поставленных так, чтобы зритель всегда встречал их взгляд. Очень популярным было изображение зверей, чаще — львов и быков, иногда стилизованных. Их характеризует более утонченная проработка деталей, большая живость изображения, чем у египетских. Такого рода статуи распространились и далеко за пределы Вавилонии, они были обнаружены даже в раскопках холма Эребуни в окрестностях Еревана.

Современные исследователи склоняются к выводу, что архитектурные формы, разработанные в Вавилонии, легли в основу романской архитектуры, перешедший из Рима, в свою очередь, в средневековую Европу. Основные элементы этой архитектуры составляют купола, арки, сводчатые потолки, сочетание горизонтальных и вертикальных сечений.

Еще одним из семи чудес света стали сооруженные уже в Нововавилонском царстве висячие сады Семирамиды (Шамурамат, ср. также армянское Шамирам). Традиция связывает их создание с именем царицы, жившей в IX в. до н.э. — она так скучала по своей зеленой родине — Мидии, что ее супруг повелел создать для нее своеобразный оазис в шумном и пыльном Вавилоне. Есть точка зрения, однако, что в действительности они были созданы лишь в VI в. до н.э. при царе Навуходоносоре II (Набу-Куду-ушшур). Как бы то ни было, они просуществовали несколько веков, известно, что в них окончил свою жизнь уставший от войн Александр Македонский, их описание оставил античный историк Геродот. Четырьмя ярусами они возвышались над городом, вода подавалась в них насосами, приводимыми в движение сотнями рабов.

Вавилон был шумным, кипучим городом с населением в 200 тысяч человек. Он торговал со всем древним миром. Сам город долгое время был неприступной крепостью, окруженной рвом с водой и двумя мощными стенами, на которых свободно могли разъехаться две колесницы по четыре лошади. В городе имелось 24 проспекта, в середине стояла знаменитая башня высотой 90 м.

Но и Вавилону суждено было пасть. В Библии это отмечено как обреченность вавилонской блудницы — имеется в виду, что Вавилон погряз в роскоши и праздности. Пророк Даниил будто жил тогда при дворе, уже глубоким старцем. На пиру царя Белшарусура (в Библии — Валтасара) появилась человеческая рука, начертавшая на стене «Мене, текел, перес». Пророк сумел разгадать их: «Мене — бог исчислил царство твое и положил конец ему, текел — ты взвешен на весах и найден очень легким, перес — разделено царство твое и отдано мидянам и персам». Далее в Библии рассказывается, как той же ночью Валтасар был убит. Это произошло в 558 г. до н.э. Царь Куруш (Кирос по греч.) велел отвести воды Евфрата в специально прорытые для этого каналы, и по сухому руслу его воины ворвались во дворец, застав пирующих врасплох.

Между историей Старого и Нового Вавилона лежит промежуток времени в несколько веков, относящийся к еще одному древнему государству Двуречья — Ассирии (Ашшур).

 

Культура Ассирии

Ассирийцы подчинили себе Вавилонское царство в VIII в. до н.э. Расцвет же Ассирии произошел при царе Ашшурабанипале (VII в. до н.э.), вошедшем в историю как просвещенный деспот и изверг. В развалинах дворца в городе Ниневия была обнаружена громаднейшая библиотека, насчитывавшая десятки тысяч клинописных текстов на глиняных табличках. Библиотека Ашшурбанипала сохранила для потомков все важнейшие памятники древневавилонской литературы, в том числе «Сказание о Гильгамеше». По собственному свидетельству царя, величайшей радостью для него было разбирать красивые и таинственные тексты древних шумеров, живших за 2 тысячелетия до него. Не меньшее наслаждение ему доставляло наблюдение за страшными пытками провинившихся или попавших в плен людей — им вырывали язык, сажали на кол, с них живьем сдирали кожу. Жестокость нравов, вообще царившая в Ассирии, в значительной степени была сопряжена с ее невысокой религиозностью.

Ассирийские правители делали упор не столько на созидание, сколько на завоевания, господство над другими народами. Ассирийское искусство прославляет победоносные войны. Рельефы из ассирийских дворцов изображают грозных и беспощадных царей. Даже животные в скульптурных изображениях грозны и надменны, как, например, львы или крылатые быки с человеческими лицами, сверкающим взглядом и пятью копытами во дворце Саргона II (VII в. до н.э.). До нас дошли великолепные скульптурные изображения и домашних животных — коней, верблюдов. Высокого развития получило и инженерное искусство Ассирии — здесь был построен канал-водопровод Паллукат и акведук длиной 3 км. и шириной свыше 10 м. Столицу Ассирии, Ниневию, однако, больше знали как «Львиное логово» или «Город крови». Пока жил Ашшурбанипал, никто от Элама до Египта, от Вавилона до Урарту, не мог сопротивляться ему. После его смерти, однако, потребовалось лишь два десятилетия, чтобы мидийцы и персы разрушили город и империю.

 

Культура Ирана

Наследницей культуры Вавилона и Ассирии стала в VI в. до н.э. Иранская империя. Персы стали властителями державы, в состав которой входили на востоке — Иран и часть Индии, на Западе — Египет (в течение двух веков). Создатель державы, Кир (Куруш) проявил себя реалистом. Уже в первый год своего правления он позволил вернуться на родину угнанным в плен народам, в том числе переселенным в Междуречье иудеям. Он также приказал вернуть всем священным городам захваченные Вавилоном изображения их богов, золотые и серебряные сосуды для жертвоприношений. Кир рассуждал так: «пусть каждый народ поклоняется своим богам и чтит своих господ. Пусть будут у него свои жрецы, своя знать, свои богачи, и пусть они помогают облагать налогами простой народ». (Варга Д. Древний Восток. Будапешт, 1979. С. 120).

Более сдержанный и спокойный характер культуры Ирана прослеживается в особенностях его искусства. В искусстве Ирана сохранены традиционные сюжеты — торжественные процессии воинов, изображения крылатых быков, львов и грифов, но нет в них ассирийской свирепости, популярны сюжеты, подчеркивающие благородство победителей-персов, сохранивших не только жизнь, но и привилегии поверженных ими царских фамилий. В литературе достаточно распространена любовная лирика, достигшая своего расцвета уже в более поздние века (знаменитые рубаи). На весь мир славятся персидские ковры.

Наиболее оригинальные особенности присущи, вероятно, религии Древнего Ирана — зороастризму. Основатель этой религии, пророк Заратустра (греч. Зороастр), жил, предположительно в 599/598 — 522/521 гг. до н.э. в Восточном Иране. Как и многие другие пророки, он не был признан на родине и обречена на «уход», в терминологии А. Тойнби. Проповедуя в других землях, где он нашел могущественных покровителей, Заратустра все же был убит одним из врагов, преследовавшим его всю жизнь.

Заратустра считается составителем древнейшей части Авесты, древнейшего канона иранской религии. Авеста содержит свод религиозных и юридических предписаний, молитв, гимнов. В поздней части Авесты, «Младшей Авесте», образ пророка мифологизирован. Согласно этому источнику, Заратустра был создан верховным божеством не как человек во плоти, а как духовная сущность в самом начале бытия, помещенная в ствол дерева жизни. Он сумел отвергнуть нападки духа тьмы, искушавшего его безграничной властью над миром. Через 6000 лет после своего появления Заратустра был озарен неземным светом истины для достижения победы добра над злом.

Как учил пророк, борьба добра-света (олицетворяемого богом Ахурамаздом) и зла-тьмы (носителем которого был Ахриман), лежит в основе мироздания, а исход ее зависит от свободного выбора человека. Вся история природы и человечества представляет собой смену циклов огня и космического холода, гибели и возрождений. «Младшая Авеста» предсказывала гибель мира и страшный суд через три тысячи лет.

Зороастризм привлекал внимание многих позднейших философов, в том числе Фридриха Ницше. Ницшеанская интерпретация зороастризма подверглась диким искажениям немецким фашизмом, который считал себя носителем огня, пожирающего прогнивший мир. В последние дни войны Гитлер приказал затопить берлинское метро, где скрывались от бомбежек дети, женщины, старики — чтобы ускорить новый виток в космическом круговороте огня и холода. К самому Ницше надолго прилепился ярлык идеолога фашизма.

Религия зороастризма была утверждена в качестве государственной в период Сасанидской империи (в III в. до н.э.). По всей стране были построены храмы огня. Огонь Бахрам был символом Правдивости. «Благие мысли — благие слова — благие дела» — вот что было условием праведного образа жизни.

Смещение зороастризма как господствующей религии произошло лишь к VII веку нашей эры, когда завоевавшие Иран арабы стали насаждать ислам. Впрочем, Сасанидская культура и, особенно искусство, оказало сильное влияние на арабский мир, а через арабов — на Испанию и всю Западную Европу. Это влияние прослеживается даже в Индии и Китае.

 









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.