Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Культурная экспансия Месопотамии в Израиль





Еще одной областью влияния культуры Месопотамии стала Земля Ханаанская. Группа еврейских племен, первоначально кочевых, с XVIII века до н.э. стала известна под именем израильтян. Первым из них был «призван» Авраам — «отец верующих». Его потомкам была обещана во владение земля Ханаанская: «И благословятся в ней все народы земли» (Библия. 18.18). Примерно в 1760 г. до н.э. Авраам с семьей перебрался из Шумера в Ханаан — территорию, расположенную между рекой Иордан и Средиземным морем. Позже Иосиф, внук Авраама, привел свой народ в Египет, где он оказался обреченным на фактическое рабство. Библия описывает, как Моисей организовал исход израильтян из Египта, и после сорокалетнего скитания по пустыне, питаясь «манной небесной», они вернулись в свою обетованную землю.

Религиозные представления израильтян по-своему уникальны для той эпохи. В иудаизме, религии евреев, есть и высочайший бог, Яхве (Иегова), и Элохим (боги во множественном числе). Не имеет, однако, аналогий в древней культуре облик Бога, в котором он открылся Моисею. Возвестив о себе пламенем в терновом кусте, а затем трубным звуком в облаке над горой Синай, где проводил моление Моисей, Бог заговорил с ним. Он назвал себя Сущим (Иеговой), то есть не нуждающимся ни в каких наглядных формах воплощения (как это всегда было у язычников). Он выше всего, абсолютная сущность, закон и основа всего существующего. Его нельзя созерцать, но можно узнать и исполнять его волю.

Моисею были сообщены «Десять заповедей»:

1. Я Господь, Бог живой… да не будет у тебя других богов.

2. Не сотвори себе кумира и никакого изображения… не поклоняйся и не служи им.

3. Не произноси имя Господа всуе.

4. Помни день субботний, чтобы святить его.



5. Почитай отца и мать.

6. Не убий.

7. Не прелюбодействуй.

8. Не кради.

9. Не лжесвидетельствуй.

10. Не возжелай ничего у ближнего своего.

(Исход 20, Второзаконие 5, с сокращ.)

 

Эти заповеди легли затем в основу всей христианской культуры. Считается, что само христианство и появление Мессии, сознательно принесшего себя в жертву во искушение грехов человеческих, были предсказаны пророком Исайей.

Священные книги иудеев — Тора, или Пятикнижие, книги Пророков и Писания. Древнейшая часть Пятикнижия записана в Х в. до н.э., а последние — восемь веков спустя. Это прослеживается в сравнении текстов: если в первых книгах наряду с Яхве упоминается и Элохим, то затем происходит переход от языческих богов Месопотамии к монотеизму (единобожию), а «в движении к Новому завету очевиден рост Бога вместе с взрослеющим в его присутствии человеком». (Скляр В. В. Великие цивилизации древности. Краснодар, 2002. С. 65). Налицо формирование «идеации», духовности, обретение человеком Бога в качестве запредельного в земном, сверхъестественного в обыденном и повседневном. Возможно, поэтому в иудаизме не акцентируется идея посмертного существования, в отличие не только от языческих религий, но даже возникших позже иудаизма христианства и ислама.

Интересно также сравнить ситуацию праведного страдальца, характерную и для религий Египта и Месопотамии. В иудейской притче об Иове, благополучном и благочестивом отце большого семейства, тот искушается Сатаной, пытающимся доказать, что в основе любви к Богу лежит корысть. Иов не просто переносит страдания, обрушившиеся на его голову, но требует от Бога объяснений (хотя и не соглашаясь хулить его), настаивая на своей невиновности и несправедливости наказаний. И тогда сам Господь вступает в диалог «речами из бури». Не давая прямых ответов Иову, он как бы ведет его, расширяет его кругозор, углубляет его знание о Сущем. Таким образом, активность Иова, его чувство собственного достоинства вынуждают Бога стать «живым и открытым».

В заключительную эпоху древнееврейской истории формируется христианский библейский канон. В апокалипсической литературе (греч. апокалипсис — откровение) изображается решающая битва между добром и злом, исход которой значительно зависит от человека, его свободного выбора. В «Книге пророка Даниила» (II в. до н.э.), книгах Еноха и Ездры (I в. до н.э.), недавно обнаруженных на берегу Мертвого моря Кумранских рукописяхпредсказывается будущее всего мира. В Кумранской «Книге тайн» заповедано: «И вот всем знамение того, что произойдет: когда чрево, порождающее беззаконие, будет заперто, нечестие отдалится от лица праведности, как тьма отступает перед светом, и как рассеивается дым… Тогда знание заполнит мир, и никогда не будет в нем больше безрассудства». Таков будет «конец истории».

События, которые происходят сейчас на Ханаанской земле, показывают, сколь далеко еще от этого, сколь незрело человечество. Город Иерусалим, «столица трех религий», иудаизма, христианства и ислама, находится в эпицентре кровавых столкновений, террористических актов, используемых как средство создания арабского государства Палестина, существующего ныне как автономия внутри государства Израиль, (созданного в 1947 г. усилиями всего мирового сообщества в значительной степени как компенсация за страдания и жертвы, понесенные евреями в ходе Второй мировой войны). В дальнейшем усилия крупнейших государств мира сводились скорее к разжиганию конфликта между евреями и арабами, испытанию в этом регионе новейшего оружия. Этот конфликт, далеко переросший рамки собственно религиозного, является испытанием для всего человечества в борьбе между силами Добра и Зла.

Не земле Ханаанской находятся города Вифлеем, в котором, по преданию, родился Иисус Христос, и легендарный Иерихон, один из древнейших в истории человечества (10 000 лет!). Ханаан находится у истоков христианства, определившего многие особенности европейской культуры. В сокровищницу мировой культуры вошли Притчи Соломона и его же Песнь Песней, книги Экклезиаста, Пророков и Иова.

Выражение «Соломоново решение» стало нарицательным. Притча рассказывает, как две женщины спорили, кто истинная мать ребенка. Когда их привели на суд Соломона, тот предложил разрубить ребенка пополам и вручить по половине каждой. Одна согласилась («ни мне, ни тебе»), вторая же готова была отказаться от ребенка, лишь бы его не трогали. Именно в ней мудрый царь признал истинную мать. Еще одна притча рассказывает о перстне Соломона. И в минуты радости, и в минуты горя надпись на нем напоминала «Все проходит». Однажды все же Соломон не выдержал — в отчаянии и гневе он отшвырнул перстень. Тот покатился, и тогда царь заметил, что и на внутренней стороне есть надпись. «И это пройдет», — гласила она.

А вот образец из любовной лирики — «Книги Песней» («Песнь Песней») Соломона, включенной в Библию: «Ласки твои лучше вина, и благовоние мастей твоих лучше всех ароматов! Сотовый мед каплет из уст твоих, невеста, мед и молоко под языком твоим, и благоухание одежд твоих подобно благоуханию Ливана».

Заключая эту главу, можно сказать, что культуры Египта, Двуречья и сопредельных территорий в дальнейшем, через Грецию и Рим, вошли в европейскую и, в итоге, всю мировую культуру. Влияние этих древнейших культур сказалось в Индии и Китае, арабском Востоке.

Вопросы и задания

1. Очертите географические и временные границы культуры Двуречья. Какие государства и народы внесли в нее свой вклад?

2. Охарактеризуйте шумеро-аккадскую культуру, ее достижения, характерные черты мифологии и религии, художественной культуры.

3. Что можно выделить в культуре Вавилона? Расскажите о законах Хаммурапи, религии, искусстве, о состоявшихся и несостоявшихся «чудесах света». Как в Библии описывается падение Вавилона?

4. Какое государство подчинило себе Вавилон, что известно о его правителях и культуре, что обрекло и его на падение?

5. Как связана с культурой Вавилона и Ассирии культура Ирана? Какие ей присущи особенности? Расскажите о зороастризме.

6. Какое влияние культуры Месопотамии оказали на Землю Ханаанскую? Остановитесь на религиозных представлениях израильтян и их священных книгах, памятниках художественной литературы.

 

Рекомендуемая литература

Варга Д. Древний Восток. Иллюстрированная история. Будапешт. 1979.

Дмитриева Н. А., Виноградова Н. А. искусство Древнего мира. М., 1986.

Древние цивилизации. М., 1989.

Культурология. История мировой культуры. / Под ред. А. Н. Марковой. 2-е изд. М., 2001.

Литературы Древнего Востока. Тексты. М., 1984.

Мифы народов мира. В 2-х т. М., 1982.

Скляр В. В. Великие цивилизации древности. Краснодар, 2002.


Глава 3. Культура Индии

 









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.