Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Раздел III. Европейская культура





 

Общие замечания

Еще один грандиозный пласт культуры содержит в себе Европа. Пласт этот вовсе не монолитный, он состоит из весьма разнообразных слоев. Исключительно своеобразны культуры Италии, Франции, Испании, Германии, Британии, скандинавских народов, относящихся к Западной Европе. Свое лицо, весьма примечательное, имеют культуры Венгрии, славянских народов — чехов, словаков, сербов, поляков, болгар.

При всем их разнообразии культуры практически всех европейских народов или прямо выросли из античной культуры или испытали на себе ее влияние хотя бы опосредованно, через христианскую Византию, которая продолжила цепь греко-римской культуры. В византийскую культуру органично вращены и русская культура, и армянская, и грузинская, связавшие свой исторический выбор с христианством. В свою очередь, античная культура, возникнув в Древней Греции, оказалась современницей, а в определенном смысле и наследницей культур Древнего Востока, в первую очередь египетской. В хронологическом плане в истории европейской культуры за античностью следует средневековье, перерастающее в Возрождение, которое сменилось Новым временем и Просвещением. Более поздние стадии европейской культуры не получили столь же образных и ярких названий, и для их выделения в хронологическом плане используется понятие Новейшего времени, достаточно условное, к тому же применимое не только к Европе.

 


Глава 1. Античная культура

Содержание понятия «античность»

Хотя латинское «antiquus» (букв. древний) в широком смысле может быть применено к любой из древних культур и цивилизаций, исторически сложилось так, что этим понятием выделяется именно греко-римская, в связи с совершенно особым местом в истории человечества. Впервые понятие «античность» было применено к ней итальянскими гуманистами эпохи Возрождения, которые стремились к возрождению многих ценностей, незаслуженно забытых или даже сознательно отвергнутых средневековьем. Не только итальянским гуманистам античность представлялась «золотым веком» человечества. С «Прекрасным маем, который цветет лишь однажды, и никогда более», сравнивал ее великий Гете. Детством, юностью человечества, с только им присущими непосредственностью и пылкостью, предстает античность и у многих других мыслителей. «Греческим чудом» восхищался знаменитый археолог Шлиман, античность вдохновляла поэтов, художников, композиторов самых различных эпох. На этом фоне не слишком заметен скепсис Гегеля, который видел в ней «быстро облетевшую розу».



Ряд исследователей обращает внимание на то, что Греция не представляла собой единого географического пространства, располагаясь частью на островах, частью на суше, с различным ландшафтом, почвой, погодными условиями. Не была она единой и в социально-политическом плане, различными были диалекты, календари и монеты, правители и герои. Полисы (города-государства) часто соперничали и даже воевали друг с другом, как, например, Афины и Спарта. Правда, в моменты серьезной опасности полисы объединялись против общего врага. Но главным фактором, позволяющим говорить об античности как целостности, был ее особый дух.

Поясним сказанное. Несомненно, расцвету античной культуры способствовали исключительно благоприятные географические условия Греции, находящейся на перекрестке торговых и культурных связей, благодатный в целом климат. Но ведь в не менее благоприятных условиях развивались и многие другие культуры Средиземноморья, поэтому решающим преимуществом можно назвать демократическое устройство античных полисов, которое поощряло свободное развитие мысли, обмен мнениями, здоровое соревнование людей и идей. Дух, которым проникнута античность, это дух творчества, упоения жизнью, восхищения прекрасным, уважения к личности и мысли. Это была эпоха, когда глазами, широко открытыми в мир, люди видели все новые стороны бесконечно многообразного и интересного мира, а «глаза ума» (Платон), благодаря смелым философским обобщениям, выявляли в потоке, куда «нельзя войти дважды» (Гераклит), устойчивые закономерности. Само возникновение в VII—VI вв. до н. э. древнегреческой философии явилось наиболее восхитительным и зрелым продуктом благодатной атмосферы античных полисов. Как писал Ф. Энгельс, «в греческой философии имеются в зародыше, в процессе возникновения, все позднейшие типы мировоззрений». (К. Маркс, Ф. Энгельс. Соч. Т. 20. С. 369.)

Впервые антропоморфные мифологические представления о природе, стихийные наблюдения над особенностями познания мира, разрозненные этические, эстетические, правовые и политические идеи объединяются во всеохватывающих системах. Солидную теоретическую и практическую базу в античном мире получает образование, рассматриваясь как дело первостепенной государственной важности.

 

Периодизация античности

Античная культура, родившись на островах Средиземноморского бассейна и полуострове Пелопоннесс, восходит истоками к Крито-минойской (до XV в. до н. э.) и сменившей ее Крито-микенской (XV—XII вв. до н. э.) цивилизациями, которые, обладая несомненной самобытностью, вместе с тем послужили связующим звеном между Египтом и Европой (в том числе и чисто географически).

Первые сведения о минойской культуре относятся к рубежу третьего тысячелетия до н. э. На Кикладских островах, расположенных в Эгейском море, сохранились останки крепостных стен, мраморные статуэтки, бронзовые орудия и украшения, расписные сосуды. На рубеже III—II тысячелетий на островах, в особенности на Крите, рассветает городская жизнь, строятся дворцы. В названии «Крито-минойская» отражен, кроме географического, еще и мифологический элемент — легендарного царя острова звали Миносом. Его именем английский археолог А. Эванс назвал обнаруженный в раскопках дворец в Кноссе, в центральной части Крита, именно в этом дворце предание помещает знаменитый лабиринт с Минотавром, чудовищем с головой быка (таврос) и туловищем человека. Дворцы, вокруг которых сосредоточилась вся жизнь на Крите, действительно напоминали внутри лабиринты, хотя в целом их комплекс имел вид единого ансамбля. На замечательных дворцовых фресках (настенной живописи) изображались животные, цветы, «игры с быками», связанные с главным минойским культом, бога-быка. Он олицетворял разрушительные силы, которым противопоставлялась Великая богиня-владычица. Царский дворец был одновременно религиозным, административно-политическим и хозяйственным центром.

Достигнув расцвета в XVI — первой половине XV вв. до н. э., минойская цивилизация была за короткое время буквально разрушена. Причиной этому послужили несколько факторов. Разрушительной силой оказалось извержение вулкана на соседнем с Критом острове Фера, также с прекрасными постройками. Согласно преданию, после этого извержения канула в пучину моря легендарная Атлантида. Именно в споре о ее существовании не веривший мифу Аристотель сказал: «Платон мне друг, но истина дороже». Вполне реальной разрушительной причиной было также вторжение на Крит воинственных ахейцев из материковой Греции. Есть, однако мнение, что минойская культура не смогла противостоять этим «вызовам» из-за пресыщения роскошью, изнеженности, которые оказались тем лабиринтом, из которого, в отличие от легендарного Тесея, она не сумела выбраться.

После этого центр античной цивилизации перемещается на материк, в г. Микены, в котором жили и действовали полулегендарные герои — Персей, Атрей, Агамемнон. С Крита были заимствованы некоторые боги, фресковая живопись, водопровод, канализация. Ахейцы переняли у минойцев также слоговое письмо, приспособив его для передачи своего языка. Само оно было утрачено, но традиция письма, заложенная на Крите, была принята всей европейской культурой. Как и на Крите, мы пишем слева направо и сверху вниз, выделяем заглавные буквы и красную строку. В свою очередь, Микены подчинили себе Трою, город в малой Азии (ныне в Турции), где разыгрывались многие события гомеровской «Илиады».

В 1876 г. немецким археологом Генрихом Шлиманом (1822—1900) были открыты в Микенах так называемые шахтные гробницы с богатыми украшениями и масками. Обнаружив одну из золотых масок, взволнованный Шлиман отправил в Берлин телеграмму «Я видел Агамемнона!» Правда, это оказался другой герой, что отнюдь не снижало ценности находок.

В Микенах, как и на Крите, культурная жизнь была сосредоточена в дворцах, сооруженных из огромных каменных глыб, без всякого связующего материала. Греки, увидев эти мощные стены, назвали их циклопическими: их могли соорудить только циклопы, мифологические одноглазые великаны.

В конце XIII в. до н. э. огромная масса варварских, не покоренных крито-микенской цивилизацией воинственных народов, устремилась с Балкан на Юг. Игравшие ведущую роль в этом переселении дорийцы обладали железным оружием, гораздо более эффективным, чем бронзовое. С приходом дорийцев в XII—XI вв. открывается железный век в Греции, но и приходит конец крито-микенской цивилизации.

Античная культура вступает в следующий период своего развития (XI—VIII вв.), обычно называемый гомеровским, по имени полулегендарного автора «Одиссеи» и «Илиады». Из этих поэм, созданных в VIII в., узнаем о троянской войне, разыгравшейся в XIII в. до н. э., получаем картину быта и нравов древних греков, воссоздаем мифологические представления, в которые рука об руку действуют боги, герои и простые смертные.

Памятников гомеровского периода сохранилось немного. Основными строительными материалами были тогда дерево и необожженный кирпич, деревянной была и скульптура. Лучше сохранились терракотовые и бронзовые статуэтки, керамические вазы, расписанные орнаментом. В этот период не было письменности, первые известные после длительного периода греческие надписи относятся уже к архаический эпохе (вторая половина VIII в. до н. э.), но тогда использовалось не линейно-слоговое письмо, а совсем иное, алфавитное, заимствованное у финикийцев. Века с XI по VIII известны еще и под названием «темных» — слишком мало о них сохранилось сведений, а может, и потому, что это были века смут и раздоров.

В отсутствие письменности и монументальной архитектуры духовность античности нашла выражение в мифах, эпосе, культовых гимнах, музыке, религиозно-магических практиках. Гомеровские греки были индоевропейцами, занимавшимися скотоводством и земледелием, культивировавшими оливу и виноград.

Архаический период (VIII—VI вв. до н. э.) дал новый мощный импульс античной культуре и цивилизации. Воссоздается система товарного рынка и денежного обращения, юридически и политически закрепляется суверенитет полиса. Характер целостной системы приобретает восхитительная античная мифология, зарождается, выделяется из мифа натурфилософия, обосновываются нормы морали и каноны искусства. Греческое искусство обогащается влиянием египетской и вавилонской архитектуры и скульптуры. Возникает античный театр, выросший из хороводов, песен и гимнов в честь Диониса. Формируются такие полисы, как Афины, Спарта, Коринф, Фивы. Впервые появляются понятия эллины, Эллада, охватывающие греческий мир в целом.

Высший подъем Эллады приходится на классический период, наступивший после побед в греко-персидских войнах (500—449 гг.), которые сделали Афины ведущим государством античного мира (особенно в правление Перикла, в 444—429 гг.). Высокого расцвета достигли философия, право, искусство, наука. Однако период расцвета длился недолго, он был прерван затяжной пелопоннесской войной (431—404 гг.) между Афинами и Спартой. Ее выиграла олигархическая (олигархия — букв. власть немногих), милитаризованная Спарта, обратившаяся к помощи извечного врага — персов. Поражение Афин, обернувшееся эпидемией, роспуском афинского морского союза (в который входило 208 полисов), утратой колоний, разрушением крепостных стен и возвращением в город противников демократии, было выражением и следствием общего кризиса полисов.

Развитие товарно-денежных отношений обернулось вытеснением общественной собственности на землю, идеологией индивидуализма, исчезновением духа высокой гражданственности и патриотизма. Вместо гражданского ополчения появляются наемные войска, служащие тому, кто больше заплатит. Полисы погрязают в междоусобицах, а в итоге после битвы при Херонее (в 338 г. до н. э.) Греция подчиняется македонскому царю Филиппу II.

Походы на Восток сына Филиппа, Александра Македонского (356—323 гг.) становятся новым рубежом в истории античности. В огромной державе, созданной Александром и простирающейся от Дуная до Инда, от Египта до Средней Азии происходило обогащение греческой и местных культур, всячески поощряемое Александром. В результате возникла культура эллинизма, сохранившаяся и после распада империи на ряд так называемых эллинистических государств (Птоломеевский Египет, государство Селевкидов, Пергам, Бактрия, Понт).

После смерти последней египетской царицы Клеопатры начинается римский период античной культуры.

Несмотря на вполне определенные особенности каждого из выделенных периодов, серьезные социокультурные изменения, происходившие в течение длительного периода, превышающего тысячелетие, можно видеть глубокую преемственность между ними. Это послужило основанием, что в изложении основных черт античной культурной истории мы не будем отделять друг от друга ее стадии. В конце концов этого не делает наш современник, восхищающийся греческой мифологией или любующийся архитектурными памятниками, созданными в Греции в различные эпохи.

Более серьезной проблемой является, с какой из форм античной культуры начинать ее описание — в равной степени достойны внимания и философия, и мифология, и искусство. Начнем с мифологии, которая так или иначе — в основании всех других ветвей античной культуры. Из мифологии выделилась древнегреческая философия, значительный импульс она дала физике и математике. Античные мифологические сюжеты вдохновляли поэтов, художников, скульпторов, композиторов не только той эпохи, но и более поздних, вплоть до современной. Не будет преувеличением сказать, что древнегреческая мифология — наиболее красивая, изысканная и богатая сюжетами. Многие ее сюжеты стали хрестоматийными, имена — нарицательными, изречения — крылатыми.

 

Античная мифология

Как правило, религии появляются, оформляются позже мифологии, вырастая из нее, получая систематизацию, рационализируясь. В античной же культуре они скорее сплетены. Точнее будет даже сказать, что в Древней Греции религия как таковая, в сущности, не выделилась, ее роль выполняла мифология. В связи с этим, особенное значение приобретает вопрос о ее источниках. В первую очередь это «Илиада» и «Одиссея» Гомера, в которых в художественной форме изложены представления древних греков о мире, в котором они живут, об их быте и нравах, о взаимоотношениях богов и героев. То же самое можно сказать о поэмах «Теогония», «Труды и дни» жившего позже Господа. Если у Гомера не выражается и тени сомнения в описываемых мифологических событиях, то у Гесиода отчетливо просматривается свое отношение к мифам и их героям, оценки их поступков с моральных позиций. Важное значение имеют также так называемые гомеровские гимны, пять из которых возникли в классический период, остальные — в эллинистический. Что касается классической лирики и трагедии, то там миф скорее служит фоном для раскрытия характеров вполне земных персонажей. Своеобразную мифологическую энциклопедию представляют собой «Метаморфозы» Овидия, поэта уже римской эпохи. Важное значение для понимания мифов как феномена античной культуры и попросту для понимания описываемых в них событий имеют труды историков и философов — Геродота, Плутарха, Платона, Цицерона. Мифографами (собирателями мифов) были составлены даже генеалогические таблицы богов.

Потребность в родословной богов и героев была вызвана, прежде всего тем, что представления о них в процессе развития античной культуры сами менялись, эволюционировали. Если в ранний, доолимпийский период боги несут на себе явственный отпечаток первобытных верований, дикости и необузданности, человеческого страха перед природой, то развитие полиса все более придает их действиям, так сказать, правовой характер. Боги уже не могут быть выше судьбы, они должны считаться с людьми, действовать бок о бок с героями и даже простыми смертными. Меняется в этом процессе и отношение к природе, которая также рационализируется, рассматриваясь не как источник непредсказуемых и грозных сил, а как космос, что в древнегреческом языке имело смысл красоты, гармонии, порядка. Перенесение на космос особенностей античного полиса происходило еще и вследствие характерного для греков взгляда на мир как на дом, который дает тварям прибежище и безопасность, и в котором протекает жизнь огромной родовой общины. Не случайно в центре этого космического дома помещалось Солнце как очаг — «гестия», занимавший центральное место в любом греческом доме. Столь же закономерно, что античный космос, хотя и огромный, ограничен в размерах. При этом он обладает чертами живого существа, как и отдельные планеты, включая, прежде всего, Землю.

В поисках сил, управляющих миропорядком и обеспечивающих его устойчивость, складывается «драматическая концепция природы» (Ф. Вензинк), в которой упорядоченность достигается ценой постоянного конфликта, единства противоположностей, столкновения множества сил, когда даже верховная сила вынуждена находиться в постоянной активности (подобно устойчивости в общественной жизни). Так, Солнце, верховное светило, неизменно появляется каждое утро, но каждый раз преодолевая сопротивление мрака и хаоса. Порой для сохранения порядка вещей в мире приходится даже прибегать к помощи грозных эриний, воительниц богини справедливости Дике.

В греческой мифологии, как и в мифологиях других известных нам культур, мир рождается из хаоса (от древнееврейского «хайно» — разверзаться). Хаос породил Землю (Гею), беспросветный Тартар, мрак — Эреб, Ночь, Эрос — любовь, Эфир — свет и Гемеру — день. В поэмах Гомера, а еще более в «Теогонии» («Происхождении богов») Гесиода перед читателем предстает скорее космогония — рождение космических тел. В греческом мифе схема возникновения и развития природного мира подсказана естественным процессом воспроизведения, переносимым на богов. Так, Уран, сын и супруг Геи, лежащий над ней и оплодотворяющий ее, одновременно представляется как усеянный звездами небесный свод, простирающийся над ней. Млечный путь (Галактика, от «галактос» — молоко) порожден разлетевшимися и затвердевшими брызгами молока, которым Андромеда кормила своего младенца, и т. д.

От союза Геи с Ураном произошли титаны (их шесть — Океан, Кой, Крий, Гиперион, Иапет, Кронос), шестеро и их сестер (Тефида, Феба, Рея, Тейя, Мнемосина и Фемида). Плодами их брака между собой стали Прометей, Гелиос, Лето, музы и т.д. Кроме титанов, порождением Геи и Урана являются также киклопы и сторукие — чудовища с 50 головами и парами рук. Стоглавый Тифон является порождением Геи и Тартара, Землей порождены и упоминавшиеся уже эринии, которых Гесиод представляет в виде седых, окровавленных старух с головами собак и со змеями в распущенных волосах — кто посмеет сопротивляться таким! От Тифона и Ехидны, также страшного чудовища, рождаются собака Орф, кровожадный, медноголосый и пятидесятиглавый страж Аида Кербер (Цербер), лернейская гидра, Химера с тремя головами — львицы, козы и змеи с пламенем изо рта, Сфинкс, убивающая всех, кто не разгадал предложенных ею загадок (когда же Эдип сумел их разгадать, она сама бросилась в пропасть). Миксантропическими, то есть соединившими в себе человека и животного демонами являются сирены (женщины-птицы), кентавры, существа с туловищем коня и головой человека. Есть и другие «примеры невыделенности в первобытном сознании человека из природы». (Мифы народов мира. М., 1980. Т. 1.. С. 329.)

Младший из титанов, Кронос (олицетворяющий время), оскопил своего чрезмерно плодовитого отца Урана. Этим его кровожадность не исчерпывается — Кронос, он же Сатурн в римской мифологии, одного за другим пожирал своих детей, опасаясь их посягательств на власть. Это продолжалось до тех пор, пока его супруга Рея не догадалась дать ему вместо младенца Зевса завернутый в пеленки камень. Проглоченный и затем извергнутый Кроносом, этот камень был помещен в Дельфах как центр Земли («пуп земли») и стал почитаться как святыня. Зевс, согласно пророчеству, все-таки лишил отца власти и стал главой новых, Олимпийских (то есть живших на горе Олимп) богов. Те, в свою очередь, в тяжелейшей борьбе победили титанов, а затем и гигантов. Эта победа также предвещалась пророчеством, но только в том случае, если олимпийцам помогут люди. Для этого богам пришлось обратиться к земным женщинам, которые родили детей — героев. Богам Греции пришлось проявить немалую изобретательность, добиваясь расположения как богинь, так и земных женщин. Уже позже, войдя во вкус, Зевс соблазнял Данаю, вступив в ее спальню золотым дождем, Леду — обернувшись Лебедем, в образе быка похитил Европу.

Среди героев особое место занимает Геракл (Геркулес) прославившийся своими двенадцатью подвигами. Он сумел очистить авгиевы конюшни, где содержалось три тысячи волов, от нечистот, накопившихся за 31 год. Для этого он направил через них воды реки. Геракл убил свирепого немейского льва, неуязвимого для оружия — задушив его. Нашел управу он и на лернейскую гидру, у которой вместо одной отрубленной головы вырастало две: он прижег голову факелом и закопал ее в землю, а стрелы окунул в ядовитую желчь гидры. На Крите Геракл сумел поймать бешеного быка царя Миноса. Вместе с Меркурием и Минервой он сошел в подземный мир, чтобы увести Цербера, пса, сторожившего подземное царство. Соблюдая условие Плутона не применять оружие, Геракл держал пса за горло, пока тот не сдался. Чтобы получить золотые яблоки Гесперид, росшие на склонах Альпийских гор, он уговорил подобрать их Атласа, а тем временем держал на себе его ношу — небосвод. В походе за коровами Гериона он открыл Гибралтарский пролив, известный также как Столпы Геркулеса.

Геракл считается основателем многих городов на территории Европы, что служит в пользу предположения о том, что его история основана на некой реальной фигуре, обросшей мифологическими вымыслами. Во многих из его подвигов прослеживаются параллели с мифами других народов Восточного Средиземноморья, в частности, о шумерском Гильгамеше, также убившим льва и также сошедшим в подземный мир.

Главная заслуга Геракла перед богами в том, что он, со слов Прометея, предупредил Зевса о недопустимости его женитьбы на морской богине Фетиде, так как их общий ребенок будет сильнее отца. Фетиду выдали замуж за простого смертного, и она родила Ахилла, будущего героя Троянской войны. Желая дать ему бессмертие, она окунала его в воды Стикса, держа его за пятку. Ахиллесова пята оказалась его единственным уязвимым местом, куда он был смертельно ранен.

Люди родились из золы испепеленных Зевсом (Юпитером) — громовержцем титанов, и поэтому они являются носителями двух начал — темного, титанического и светлого, дионисийского. Они понимают силу и власть богов, но могут и не подчиняться им и даже бросить прямой вызов (хотя и с неотвратимым наказанием). Наиболее яркий пример — Прометей, похитивший у богов для людей огонь, и за это прикованный к скале на Кавказе, где ему клевал печень ежедневно прилетающий орел.

Не только герои, но и простые смертные все меньше оглядывались на богов, и тем понадобились срочные меры. Боги посылают в мир коварную красоту, несущую с собой соблазны, раздоры, смерть и самоуничтожение героев. Так появилась созданная богами прекрасная Пандора (греч. всеодаренная) со лживой душой. Когда она открыла перед любопытными людьми свой ящик (точнее, урну — пифос), то откуда вылетели всевозможные беды, преследующие людей и по сей день. Таково было наказание роду человеческому за похищенный у богов огонь, так закончился золотой век человечества. Единственное, что осталось на дне ящика — это Надежда. (Пандора стала символом грехопадения и в раннем христианстве часто отождествлялась с Евой). К помощи женщины боги прибегали еще не раз. Из-за прекрасной Елены, дочери Зевса и богини мщения, Немесиды, разгорелась Троянская война. Прекрасные женщины соблазняют богов, изменяют им (Даная, Семела) и даже презирают их (Кассандра, прорицательница, чьи предсказания неизменно сбывались, но которой никто не верил).

Очень интересно строились отношения с богами и судьбой у героев еще одного мифологического цикла — о троянской войне, странствиях и подвигах Одиссея. Хитроумный Одиссей никогда не решается идти против воли богов или судьбы, он предпочитает их перехитрить. Так удается ему проскочить между Сциллой и Харибдой, спастись от сладкоголосых сирен, зазывающих своим пением людей и затем пожирающих их. Он сумел усмирить гнев Посейдона после того, как убил его сына, одноглазого великана Полифема. Зато Лаокоон, предупреждавший жителей Трои о коварном замысле Одиссея с деревянным конем, в котором спрятались воины, осаждавшие ее, был удушен посланным Посейдоном морским чудовищем.

После победы над титанами Зевс стал верховным богом, а его супруга Гера, покровительница брака, владычицей неба. Брат Зевса, Посейдон получил во владение море, а другой брат, Аид — подземное царство. Сын Зевса, Аполлон, стал богом света и поэзии, а сопровождали его девять сестер-муз (Евтерпа — лирической поэзии, Каллиопа — эпической поэзии, Эрато — любовной поэзии, Таллия — комедии, Мельпомена — трагедии, Полигимния — гимнов, Терпсихора — танцев, Урания — астрономии, Клио — истории). Богами стали и другие дети Зевса: Афродита — богиней красоты, Афина — мудрости, богиней Луны — Артемида, богом войны — Арес, огня и кузнечного дела — Гермес. Он же покровительствовал торговле, Афина — ткачеству, Артемида — охоте и беременным женщинам и т. д. Помимо этого, в каждой области Греции имелись свои местные божества. Леса, горы, реки, источники были населены нимфами, нереидами, дриадами, сатирами и т. д.

В честь богов устраивались игры и празднества, явившиеся важным элементом античной культуры. Прежде всего это Олимпийские игры, посвященные Зевсу и проходившие в Олимпии раз в 4 года. В 776 году до н. э. на мраморной доске впервые было начертано имя победителя, и отсчет Олимпиад поэтому принято вести именно с этой даты. На их время прекращались любые военные действия, царил дух праздника. В ХХ в. уже нашей эры Олимпийские игры были возрождены, проходя с такой же цикличностью. Однако, в отличие от античных, они дважды прерывались мировыми войнами. Не менее характерно, что право на юбилейную Олимпиаду было предоставлено не Афинам, как того можно было ожидать, а американской Атланте, которая попросту была богаче. Также раз в 4 года проходили Пифийские игры, спортивные и музыкальные состязания в честь Аполлона в Дельфах, раз в 2 года Истмийские, в честь Посейдона, под Коринфом.

С большим размахом проводились Мистерии (от мист — посвящение), всенародные просьбы — умиротворения. Наиболее известны так называемые Элевсинские, устраивавшиеся в г. Элевсин, соединенным с Афинами 22-километровой дорогой. Согласно мифу, Персефона, дочь Деметры, богини плодородия, была похищена Аидом, с согласия Зевса. Убитая горем и предательством, Деметра пришла в Элевсин, став кормилицей царского сына. Желая сделать его бессмертным, она закаливала его в горящих углях. Сбежавшимся в ужасе людям Деметра открыла, кто она такая. Призналась она и в своей мести богам — «скрывши в земле семена», она обрекла природу на умирание. Пришлось вернуть Персефону, но с условием, чтобы та четыре месяца каждого года проводила в подземном мире у Аида. С возвращением Персефоны природа оживает и плодоносит с новой силой.

В праздниках участвовали все, кроме преступников и варваров. Отмечались также Дионисии и культы орфиков. Дионисий (Вакх) — бог растительности, виноградарства и виноделия, буйный и неистовый. В честь его проводились столь же бурные вакханалии, или оргии. Этот праздник проходил на лоне природы как женские мистерии. Вакханки-менады, полуобнаженные, крушили все на своем хмельном пути. Согласно преданию, ими был растерзан даже певец Орфей, горевавший об утрате своей возлюбленной Эвридики. Поведение вакханок воспринималось как освобождение сил природы, освобождение в людях подавляемого в них бессознательного, природной сущности. То же происходило с мужчинами на спортивных состязаниях (к которым женщины не допускались). К очищению людей, пробуждению в них светлого начала были направлены и культы Орфея, почитателя Диониса, во многом близкие зороастризму.

Важную культовую роль играли также предсказания и гадания. Самые авторитетные предсказания изрекались дельфийскими оракулами. Жрица храма, пифия, обкуренная священным дымом, впадала в транс и изрекала какие-то слова, которые истолковывались жрецами. Предсказания и гадания были попыткой узнать волю богов. Без них не начиналось ни одно крупное действие — строительство, война и т. д. Нашему современнику может показаться слишком легкомысленным решение подобных вопросов жребием. Между тем знаменитая фраза римского полководца (Юлия Цезаря) «Жребий брошен, Рубикон перейден» означала признание в исходе жребия воли богов.

 

Древнегреческая философия

По мере рационализации общественных отношений все более отчетливыми становились попытки логическим, рациональным образом объяснить устройство природы и общества, искать за явлениями в мире не капризы и прихоти богов, а действующие в нем закономерности. Первые попытки таких научных объяснений привели к формированию уже философского мышления. Возникновение и развитие античной философии вообще можно представить как результат длительного пути «От мифа к логосу» (то есть порядку, умопостигаемым закономерностям) — так называется знаменитая книга нашего современника и бывшего соотечественника Ф. Х. Кессиди.

Философия является одним из наиболее блистательных достижений античной культуры. Подобно тому, как римское право составляет основу современных правовых систем цивилизованного мира, так и античная философия, поднятые ею проблемы и подходы к их решению лежат в основании дальнейшего развития мировой философии.

Античная философия начинается как натурфилософия, то есть философия природы, как поиск первоначал, первокирпичников, из которых складывается мироздание. Философы милетской школы предполагали эти начала вполне материальными. У Фалеса (625—547) таким первоначалом выступала вода, что аргументировалось обширностью занимаемой ею площади, значительной долей воды в организме, окаменелыми остатками кистеперых рыб, доказывавшими водное происхождение земной жизни. Следуя установке объяснять природу из самой природы, Фалес сумел предсказать солнечное затмение и даже невиданный урожай олив. Один из семи мудрецов античности, Фалес проявил яркий пример того, что стало называться философским отношением к жизни. В ответ на упреки в бедности он решил доказать, что мог бы заработать большие деньги, если бы к этому стремился. В тот самый год, когда он предвидел невиданный урожай олив, им были куплены или арендованы все маслобойни в округе. Заработав на этом немалые деньги, Фалес все, что осталось после покрытия издержек, отдал, так сказать, на культурные нужды.

Другой представитель г. Милета, Анаксимен (ок. 588—525) считал первоначалом всего воздух. Даже боги представлялись ему сгущениями и разрежениями воздуха. Анаксимандр (611—546) видел начало всего в алейроне, некоем абстрактном первоначале. В его философии уже присутствует мотив «господства в мире космической справедливости, умеряющей борьбу противоположностей». Точно также у Гераклита из Эфеса (р. 544 г. до н. э.) принимавшего за первоначало огонь, «мерами угасающий и мерами вспыхивающий», имелось в виду не господство одной из сил природы, а своеобразное самоуправление на основе единого для всех закона. Впервые употребив понятие космос, он подчеркивал, что тот не создан ни богами, ни людьми: логос (порядок природы) существует «не вне мира, а в нем самом, делая его космосом». Понятие космос имело смысл: порядок, красота, гармония, соразмерность (отсюда и косметика), то есть означало не мир, пространство (как сейчас), а их устройство. Земля как первоначало принималась Ферекидом.

Логика поиска первоначал приводила к неизбежной комбинации четырех первоначал: Анаксагор (500—426) выдвинул принцип «гомеомерий», или «все обо всем»: не существует чистого золота или железа, но этими именами мы называем то, в чем содержание золота или железа значительно превосходит содержание других составляющих. Наконец, логическим итогом этого пути стала концепция атомизма (от атомос — неделимый). Идея атомов была выдвинута Левкиппом и получила развитие у его ученика Демокрита (460—370) из города Абдера. В результате сочетания атомов, носящихся в пустоте, возникают, причем на строго определенной стадии развития космоса как небесные тела (в сфере «макрос космос»), так и живые существа с душой, психикой (психея — греч. душа).

Помимо понятий хаос, космос, ключевых для античной натурфилософии, продуктом античной натурфилософии оказалось не менее важное понятие, «фюзис». Исходно ему соответствовали следующие смысловые аспекты: а) рост, процесс, развитие; б) внутренняя причина, сущность явления, причина процесса, закон движения. Лишь постепенно, к V веку нашей эры понятие фюзис приобретает смысл, близкий к современному и означающий окружающую нас природу. Понятно тогда, почему весьма разнообразные по содержанию трактаты самых различных античных мыслителей носили название «Пери фюсеос» («О природе», как сказали бы мы сейчас). Это понятие относилось и к картине мира, и к образу жизни, который следовало устраивать «по природе», а не просто «по установлению». Таким образом, изучение природы должно было еще научить правильному, естественному жизненному пути.

Как правило, античные материалисты были и стихийными диалектиками (Диалектика, от «диалог» — подход, при котором любые явления рассматриваются разносторонне, во взаимосвязи с другими явлениями, в развитии). Развитием, борьбой противоположностей пронизаны картины мира у Гераклита и Эмпедокла (490—430). Гераклит выдвинул идею органичного единства «макрокосма» и «микрокосма» (души). У него единство противоположностей усматривается даже в звучании слов: «Имя твое — жизнь, дело твое — смерть», — пишет он, обыгрывая понятия «биос» — жизнь и «биос» — лук (оружие). Сам стиль изложения Гераклита — «краткий, сжатый, торжественный, пророческий, как отражение ритма бытия» (Кессиди Ф. Х. От мифа к логосу. М., 1975. С. 176.). В космогонии Эмпедокла движущей силой выступает постоянная смена «Любви» и «Вражды», а среди случайно возникших сочетаний сохраняются те, что «как бы созданы по заранее задуманному плану, целесообразно», а неудачные сочетания оказываются нежизнеспособными, погибают.









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.