Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Соглашения и договоры в рамках СНГ.





В СНГ создана правовая база, касающаяся как институциональной структуры СНГ, так и сотрудничества государств в различных сферах жизни. Основной правовой базой межгосударственных отношений в рамках Содружества являются многосторонние и двусторонние соглашения в различных областях взаимоотношений государств.

Только за первых 9 лет существования СНГ было принято более 1000 документов различного вида (договоры, конвенции, соглашения, декларации, решения и др.). Большая их часть касается торгово-экономического сотрудничества, а также организационных вопросов самого Содружества, проблем в социальной сфере, военного сотрудничества.

Например, Главами государств Содружества Независимых Государств был подписан Договор о создании Экономического союза от 24 сентября 1993 года.

29 марта 1996 года Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика и Российская Федерация подписали Договор об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях.

В феврале 2003 г. Президенты Беларуси, Казахстана, России и Украины подписали в Москве Заявление о подготовке к формированию Единого экономического пространства (ЕЭП). В Декларации «четырех» определено, что государства хотят создать ЕЭП для свободного передвижения товаров, услуг, капиталов, рабочей силы, т.е. фактически сформировать общий рынок в границах своих территорий. 19 сентября 2003 г. было подписано Соглашение о формировании Единого экономического пространства (ЕЭП).

Несмотря на большое число заключенных соглашений и договоров существует проблема, которая заключается в механизме их реализации. Соглашения и договоры не имеют прямого действия. Предполагается, что после принятия решений в рамках СНГ государства примут национальные нормативные правовые акты о реализации каждого документа с указанием конкретных мер и сроков выполнения, назначат ответственных исполнителей, о чем в двухмесячный срок информируют Исполнительный комитет Содружества. Однако, во-первых, не все государства согласились взять на себя такие обязательства, а во-вторых, в основе механизма реализации решений лежит добровольное и добросовестное выполнение обязательств, что позволяет государствам уклониться от выполнения взятых на себя обязательств.

Не установлены нормы, регламентирующие сроки, в течение которых должны быть выполнены внутригосударственные процедуры или проведена ратификация, необходимая для вступления в силу подписанного документа. Отсутствуют и санкции к государствам, которые не выполняют подписанные соглашения.

Таким образом, в рамках Содружества действует своеобразный механизм реализации решений, который не предусматривает безусловного выполнения государствами принятых на себя обязательств.

http://www.cismission.mid.ru/ii5_2.html – Классификация документов, принятых Советом глав государств и Советом глав правительств СНГ.

Органы СНГ.

К уставным органам Содружества Независимых Государств относятся:

Ø Совет глав государств СНГ,

Ø Совет глав правительств СНГ,

Ø Совет министров иностранных дел,

Ø Совет министров обороны СНГ,

Ø Совет командующих Пограничными войсками СНГ,

Ø Межпарламентская Ассамблея государств-участников СНГ,

Ø Экономический суд СНГ,

Ø Исполнительный комитет СНГ.

Высшими органами СНГ являются Совет глав государств СНГ и Совет глав правительств СНГ.

Совет глав государств

Совет глав государств как высший орган Содружества обсуждает и решает любые принципиальные вопросы Содружества, связанные с общими интересами государств-участников, а также рассматривает любые вопросы в рамках заинтересованных государств-участников без ущерба интересам других членов Содружества.

Совет глав государств Содружества на своих заседаниях принимает также решения, касающиеся:

Ø внесения поправок в Устав СНГ;

Ø создания новых или упразднения существующих органов Содружества;

Ø оптимизации структуры СНГ, совершенствования деятельности органов Содружества;

Ø заслушивания отчетов о деятельности органов СНГ;

Ø назначения (утверждения) руководителей органов, отнесенных к его компетенции;

Ø делегирования полномочий нижестоящим органам;

Ø утверждения положений об органах СНГ, отнесенных к его компетенции.

Совет глав государств собирается на заседания два раза в год. Внеочередные его заседания могут созываться по инициативе одного из государств-членов.

Председательство в органах Содружества Независимых Государств осуществляется в соответствии с Решением Совета глав государств Содружества от 2 апреля 1999 года поочередно каждым государством-участником Содружества в лице его представителя на основе принципа ротации, на срок не более одного года. Предшествующий и последующий председатели органа Содружества являются его сопредседателями.

Совет глав правительств координирует сотрудничество органов исполнительной власти государств-членов в экономической, социальной и иных сферах общих интересов. В Совете глав правительств СНГ все государства-участники представлены премьер-министрами. Собирается на заседания четыре раза в год. Внеочередные заседания Совета могут созываться по инициативе правительства одного из государств.

Решения Совета глав государств СНГ и Совета глав правительств СНГ принимаются с общего согласия – консенсусом, при этом любое государство может заявить о своей заинтересованности в том или ином вопросе, что не должно рассматриваться в качестве препятствия для принятия решения. Могут проводиться совместные заседания Совета глав государств СНГ и Совета глав правительств СНГ.

Деятельность Совета глав государств и Совета глав правительств регулируется Соглашением о создании Содружества Независимых Государств от 8 декабря 1991 года, Уставом Содружества от 22 января 1993 года, документами, принятыми в их развитие, а также Правилами процедуры Совета глав государств и Совета глав правительств Содружества Независимых Государств, утвержденными Решением Совета глав государств от 17 мая 1996 года.

Совет министров иностранных дел на основе решений Совета глав государств и Совета глав правительств осуществляет координацию внешнеполитической деятельности государств-членов, включая их деятельность в международных организациях, и организует консультации по вопросам мировой политики, представляющим взаимный интерес.

Участниками этого уставного органа являются министры иностранных дел государств-членов Содружества. Заседания проводятся не реже одного раза в квартал.

Совет министров обороны государств-участников Содружества Независимых Государств образован 14 февраля 1992 г. решением Совета глав государств СНГ как высший коллегиальный орган Совета глав государств СНГ по вопросам военной политики и военного строительства государств-участников Содружества.

Совет министров обороны СНГ:

рассматривает концептуальные подходы к вопросам военной политики и военного строительства государств-участников Содружества и при необходимости вносит предложения на рассмотрение Совета глав государств СНГ;

осуществляет координацию военного сотрудничества государств-участников Содружества;

разрабатывает и представляет на рассмотрение соответственно Совета глав государств СНГ и Совета глав правительств СНГ предложения по координации усилий государств-участников Содружества, направленных на предотвращение вооруженных конфликтов на территориях государств-участников Содружества и их внешних границ.

Членами Совета министров обороны СНГ являются министры обороны государств-участников Содружества и начальник Штаба по координации военного сотрудничества государств-участников Содружества.

Экономический совет Содружества Независимых Государств

Экономический совет Содружества Независимых Государств образован Решением Совета глав государств о совершенствовании и реформировании структуры органов СНГ 2 апреля 1999 г.

Экономический совет СНГ – основной исполнительный орган, который обеспечивает выполнение соглашений, принятых в рамках СНГ, решений Совета глав государств СНГ и Совета глав правительств СНГ о формировании и функционировании зоны свободной торговли и других вопросах социально-экономического сотрудничества.

Основными направлениями деятельности Совета являются содействие углублению разностороннего экономического сотрудничества в рамках СНГ, созданию и функционированию зоны свободной торговли, обеспечению благоприятных условий для перехода к более высоким ступеням экономического сотрудничества, основанного на свободном перемещении товаров и услуг, рабочей силы и капиталов, разработка заинтересованными сторонами совместных программ и проектов по развитию промышленности, сельского хозяйства, транспорта, расширение сотрудничества в вопросах образования, здравоохранения, социальной защиты, культуры.

Совет состоит из заместителей глав правительства государств-участников СНГ.

Заседания Экономического совета СНГ проводятся не реже одного раза в квартал.

Исполнительный комитет СНГ

Советом глав государств СНГ 2 апреля 1999 г. было принято решение о создании Исполнительного комитета Содружества Независимых Государств.

Исполнительный комитет Содружества Независимых Государств является единым постоянно действующим исполнительным, административным и координирующим органом Содружества Независимых Государств.

Основными направлениями деятельности Комитета являются разработка совместно с государствами-участниками Содружества предложений о перспективах развития Содружества, этапах их осуществления и приоритетах СНГ, разработка предложений, проектов документов, направленных на развитие сотрудничества государств-участников СНГ в политической, экономической, социальной и других областях.

Комитет состоит из Председателя Исполнительного комитета – Исполнительного секретаря СНГ, его заместителей, департаментов и иных структурных подразделений.

Экономический Суд Содружества Независимых Государств

Экономический Суд Содружества Независимых Государств образован Соглашением, подписанным на заседании Совета глав государств СНГ от 15 мая 1992 г.

Суд действует в целях обеспечения единообразного применения соглашений государств-участников СНГ и основанных на них экономических обязательств и договоров путем разрешения споров, вытекающих из экономических отношений, а также разрабатывает и вносит на рассмотрение государств-участников и институтов Содружества предложения об устранении коллизий в законодательстве государств-участников СНГ.

К ведению Экономического Суда СНГ относится разрешение межгосударственных экономических споров, возникающих при исполнении экономических обязательств, предусмотренных соглашениями, решениями Совета глав государств СНГ и Совета глав правительств СНГ и других актов государств-участников СНГ, принятых по экономическим вопросам, иным актам СНГ.

Межпарламентская Ассамблея

Межпарламентская Ассамблея государств-участников Содружества Независимых Государств была образована 27 марта 1992 г. в соответствии с Алма-Атинским соглашением. Ассамблея была учреждена как консультативный институт для обсуждения вопросов и рассмотрения проектов документов, представляющих взаимный интерес.

26 мая 1995 г. была подписана Конвенция о Межпарламентской Ассамблее государств-участников Содружества Независимых Государств, которая вступила в силу 16 января 1996 г. По этой Конвенции Межпарламентская Ассамблея СНГ признана межгосударственным органом, осуществляющим представительную власть в системе органов СНГ.

Основное место в деятельности Межпарламентской Ассамблеи СНГ занимают вопросы, связанные со сближением и гармонизацией законодательных актов государств СНГ. Межпарламентская Ассамблея СНГ уделяет внимание приведению национальных законов в соответствие с международными договорами, принятыми в рамках СНГ.

Межпарламентская Ассамблея принимает свои решения в форме следующих актов:

- заявлений;

- обращений;

- рекомендаций;

- предложений.

Межпарламентская Ассамблея может разрабатывать рекомендательные законодательные акты (модельные) по вопросам, находящимся в сфере общих интересов государств-участников.

Рабочие органы Межпарламентской Ассамблеи:

Ø Совет Межпарламентской Ассамблеи – осуществляет организацию деятельности Межпарламентской Ассамблеи. Состоит из руководителей парламентских делегаций государств-участников.

Ø Постоянные комиссии Межпарламентской Ассамблеи:

- по правовым вопросам;

- по экономике и финансам;

- по социальной политике и правам человека;

- по аграрной политике, природным ресурсам и экологии;

- по политическим вопросам и международному сотрудничеству;

- по вопросам обороны и безопасности;

- по науке и образованию, по культуре, информации, туризму и спорту;

- по изучению опыта государственного строительства и местного самоуправления;

- контрольно-бюджетная.

В комиссиях ведется работа по созданию модельного законодательства и подготовке других документов к рассмотрению на заседаниях Ассамблеи, организации предварительного обсуждения этих документов на международных конференциях, семинарах, симпозиумах.

Финансирование деятельности Межпарламентской Ассамблеи осуществляется на основе долевого участия государств-участников.

На основе соглашений государств-членов о сотрудничестве в экономической, социальной и других областях могут учреждаться органы отраслевого сотрудничества (советы, комитеты), которые осуществляют выработку согласованных принципов и правил такого сотрудничества и способствуют их практической реализации.

Например, Комиссия по правам человека.

Положение о Комиссии по правам человека Содружества Независимых Государств от 24.09.1993.

Комиссия по правам человека является консультативным органом Содружества и наблюдает за выполнением обязательств по правам человека, взятых на себя государствами-членами в рамках Содружества.

В состав Комиссии входят лица, являющиеся гражданами СНГ, обладающие высокими нравственными качествами и признанной компетентностью в области прав человека. Принимается во внимание полезность участия лиц, обладающих юридическим опытом.

Название органа Назначение Состав
Совет глав государств высший орган Содружества, обсуждает и решает любые принципиальные вопросы Содружества, связанные с общими интересами государств-участников, а также рассматривает любые вопросы в рамках заинтересованных государств-участников без ущерба интересам других членов Содружества Главы государств- участников Содружества
Совет глав правительств координирует сотрудничество органов исполнительной власти государств-членов в экономической, социальной и иных сферах общих интересов. Премьер-министры государств- участников Содружества
Совет министров иностранных дел осуществляет координацию внешнеполитической деятельности государств-членов, включая их деятельность в международных организациях, и организует консультации по вопросам мировой политики, представляющим взаимный интерес. Министры иностранных дел государств- участников Содружества
Совет министров обороны высший коллегиальный орган Совета глав государств СНГ по вопросам военной политики и военного строительства государств-участников Содружества Министры обороны государств-участников Содружества; начальник Штаба по координации военного сотрудничества государств-участников Содружества
Экономический совет СНГ основной исполнительный орган, который обеспечивает выполнение соглашений, принятых в рамках СНГ о формировании и функционировании зоны свободной торговли и других вопросах социально-экономического сотрудничества Заместители глав правительств государств-участников СНГ
Исполнительный комитет СНГ единый постоянно действующий исполнительный, административный и координирующий орган Исполнительный секретарь СНГ, его заместители, департаменты и иные структурные подразделения
Межпарламентская Ассамблея СНГ межгосударственный орган, осуществляющий представительную власть в системе органов СНГ парламентские делегации государств-участников  

2. Перспективы развития Содружества Независимых Государств.

В настоящее время все более актуальной становится проблема перспективы существования и развития СНГ. Это обусловлено изменением внешнеполитических приоритетов стран-участниц СНГ, особенностями взаимоотношений между, неэффективной реализацией решений органов СНГ и другими факторами.

Так, ряд стран, включая Грузию, Молдову и Украину, взяли курс на вхождение в европейские и евроатлантические структуры и практически полный отказ от многостороннего сотрудничества в рамках Содружества.

Фактически можно говорить о кризисе СНГ, причинами которого можно обозначить следующие:

1. Постсоветское пространство в результате трансформационных процессов последних лет превратилось в зону острейшей мировой конкуренции, в которую включились мощные международные центры влияния, их интересам не отвечает развитие интеграционных процессов на постсоветском пространстве.

2. Государства СНГ в своем большинстве добились стабилизации в экономике и встали на путь устойчивого роста. Они определились с приоритетами во внешней политике, которая зачастую ориентирована вне СНГ.

3. СНГ представляет собой объединение достаточно разнородных государств, отличающихся друг от друга духовно-культурными, историческими традициями, уровнем экономического развития, темпами и содержанием проводимых экономических и политических реформ и имеющих разные взгляды на содержание интеграционных процессов.

4. Страны СНГ зачастую выступают со своей продукцией как конкуренты на мировом рынке.

Все эти и другие факторы делают перспективу региональной интеграции в рамках СНГ весьма спорной. По сути, Содружество трансформировалось в механизм взаимодействия государств.

Отсюда возникает необходимость корректировки политики СНГ и региональных объединений, сформировавшихся на постсоветском пространстве. Можно согласиться с позицией, согласно которой целью СНГ должна стать не интеграция, а именно взаимодействие по проблемам, которые актуальны для государств-участников.

Учитывая негативный опыт и, особенно, нереалистичность целей, сформированных в отрыве от конкретных экономических процессов, очень актуально определить области совпадения интересов стран СНГ и сконцентрировать сотрудничество именно в этих областях.

Применительно к Содружеству общими направлениями могли бы стать гуманитарное сотрудничество, борьба с терроризмом, транснациональной преступностью, наркотрафиком и другие, которые можно было определить по взаимному согласию.

В свою очередь, конкретные проблемы, связанные, прежде всего, с экономическим сотрудничеством, целесообразно решать в рамках локальных по составу региональных объединений (ЕврАзЭС, ЕЭП, ШОС) или на двусторонней основе.

Такие подходы касаются и вопросов обеспечения безопасности. В условиях, когда некоторые постсоветские страны взяли курс на интеграцию в евроатлантические структуры, необходимо четко определиться с перспективами Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ).

В настоящее время практически все постсоветские государства определились со своими интеграционными приоритетами. Необходимо также четко определиться: какая модель интеграции для каждого из них наиболее приемлема, какие задачи требуют решения в рамках СНГ, какие – в формате региональных объединений государств, заинтересованных в более тесной интеграции.

Так, аналитики зачастую сходятся во мнении, что СНГ может сыграть свою роль для поддержания добрососедских отношений, используя постоянно действующий механизм для оперативного согласования любых вопросов. Что же касается особо дружественных, особо тесных отношений, то для этого больше подходят иные, более локальные альянсы.

Обобщая позиции ученых, можно выделить три варианта развития СНГ:

Первый вариант – Содружество прекратит существование, но не сразу, а по мере развития процесса постепенного выхода отдельных государств из системы договоренностей в рамках СНГ. Это пессимистический вариант развития событий.

Второй – ситуация будет оставаться неопределенной достаточно длительный период. Эпизодически главы государств и правительств будут проводить встречи, принимать необязательные решения, причем не все 12 лидеров станут подписывать документы. Это будет больше похоже не на Содружество, а на систему периодических консультаций по общим вопросам (вроде политического клуба).

Третий вариант – оптимистичный. Государства СНГ постепенно реализуют решения о режиме свободной торговли и мерах по взаимовыгодному сближению экономик, восстановлению эффективных торговых и кооперационных связей, продолжат реформирование органов Содружества и поддержат усилия по активизации его деятельности, создадут реально действующий организационно-правовой механизм. Это путь к формированию действительно интегрированной международной организации заинтересованных государств.

Время показало, что пока Содружество продвигается по второму варианту. Можно ожидать, что на данном этапе развития СНГ такое положение дел будет соблюдаться и поддерживаться, поскольку не противоречит стратегическим целям и отвечает политической конъюнктуре большинства государств-участников.

С другой стороны, Содружество выполняет вполне определенные функции на постсоветском пространстве, предотвращая или сглаживая периодически возникающие между участниками противоречия и конфликты, в той или иной степени поддерживая и развивая сложившиеся межхозяйственные, научные, культурные и гуманитарные связи.

Оценивая перспективы взаимодействия в рамках СНГ, следует, видимо, исходить из того, что в ближайшем будущем ведущую роль во взаимных отношениях будут играть, как и ныне, двусторонние связи, а также отношения в рамках региональных союзов.

Союз Беларуси и России.







Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.