|
Структура ПР-службы в органах власти.Необходимость выстраивать отношения органов власти с общественностью заявила о себе в ходе реформирования российской государственной системы управления. На федеральном, региональном и местном уровнях стали формироваться подразделения по работе со СМИ и общественными, политическими организациями. В отличие от советского периода процесс формирования новых подразделений не управлялся из центра во вертикали. Не было предложено и рекомендаций по типовым вариантам структур по взаимодействию с общественностью. Поэтому существует множество вариантов их названий, способов координации и функционирования. Ученые Российской Академии Государственной Службы (РАГС) проанализировали опыт ряда регионов и обобщили его в монографии. Используя их выводы, а также иные источники, отметим следующие особенности формирования ПР-структур в органах власти: -легитимность и строгая регламентированность службы (утверждается Положение о деятельности подразделения); -достаточно высокий статус, приближенность к первому лицу, лидеру; -ориентированность на укрепление авторитета действующего лидера и его сторонников. Как показывает анализ Положений структур по связям с общественностью ряда регионов, в качестве основных целей деятельности ПР-служб выдвигаются следующие: 1. обеспечение гласности, открытости в работе администрации; 2. обеспечение связей с гражданами и их объединениями; 3. содействие сотрудничеству с гражданами и их объединениями в разработке программ и решений; 4. содействие в реализации законодательства; 5. содействие становлению институтов гражданского общества. При чем формулировки порой обтекаемые и многозначные, в них далеко не всегда заложен смысл, соответствующий цивилизованной ПР-деятельности. Трудно встретить ориентацию на диалог и партнерские отношения с общественностью. Преобладают цели и задачи в режиме односторонней коммуникации, то есть по I и II моделям ПР. Например, формулировка из Положения о службе по связям с общественностью Краснодарского края: «Разъяснение руководителям партий и объединений необходимости мотивов принятия администрацией края решений, имеющих социально-политическое значение…информирование населения о деятельности администрации и правительства края». Еще более узко определена задача службы администрации Орловской области: «разъяснение руководству политических партий, общественных объединений основных положений стратегического курса, осуществляемого главой администрации». В отдельных администрациях на уровне субъектов федерации представлена аналитическая функция ПР. Так, Положение о комитете по связям с общественностью при губернаторе Калужской области предписывает изучение мнения различных слоев населения, анализ и прогнозирование социально-политических процессов в области и на отдельных территориях. Разработка на основе полученной информации методов действия, оценки принятых решений или проектов по корректировке политики руководства области. Есть отдельные примеры включения в Положение консультативных функций. Курганская область: «Участие в подготовке проектов областных законов, вносимых администрацией области в порядке законодательной инициативы в Курганскую областную Думу, а также проектов постановлений и распоряжений Главы администрации (губернатора) Курганской области, регулирующих деятельность средств массовой информации и обеспечивающих свободу массовой информации в Курганской области, по вопросам деятельности политических партий, иных общественных и религиозных объединений». Лишь в 58% (анализировались Положения 31 региона) указывается на необходимость участия ПР-служб в разработке проектов документов и законов, на привлечение к этой работе граждан. Следует заметить, что с приходом новых людей на должности лидеров (губернаторов) могут меняться и структуры названных служб, и характер их деятельности. Наши сведения относятся к концу 90-х годов прошлого столетия. Как общий вывод можно отметить следующее: приоритетными являются информационные функции. Исследователи также отмечают, что не предусматривается осуществления замкнутого цикла – от исследования, выработки программ ПР до их реализации. Что свидетельствует о том, что управление общественными отношениями как сфера деятельности в органах власти субъектов федерации в основном находится в стадии «созревания». Это можно считать естественным, учитывая недолгий период демократизации российских органов власти, насчитывающий всего десять с небольшим лет. Структура ПР-служб в региональных органах власти формируется в основном из следующих подразделений: пресс-центр (работа со СМИ), аналитический отдел, подразделение по работе с политическими и общественными объединениями, а также с религиозными и национально-культурными организациями. Есть примеры, когда функция взаимодействия с общественностью распределена между различными подразделениями. Например, при администрации области создается два разных комитета по работе со СМИ (ТВ, радио, Интернет и – печатные), а также управление по работе с общественными организациями, религиозными и национально-культурными центрами. Экономический комитет взаимодействует с хозяйствующими субъектами, бизнес-структурами. Управление делами администрации имеет отдел взаимодействия с органами местного самоуправления. Все эти подразделения подчинены разным вице-губернаторам. Подобная схема видится мало эффективной, так как затрудняет четкую координацию всей деятельности по управлению общественными отношениями. Рис. №……. На федеральном уровне ПР-службы формируются также без типовых рекомендаций. Можно увидеть большое разнообразие вариантов. Обращаясь к анализу государственной ПР-службы, А.Н.Чумиков вводит понятие минимальной достаточности, при которой может реализовываться ПР-функция. (стр. 170) Вот что включает в себя этот минимум функций: - оперативное и полное информирование граждан о деятельности организации, в том числе при помощи СМИ; -распространение, подготовка для СМИ официальных сообщений, заявлений и иных информационных (журналистских) материалов, посвященных деятельности организации; -подготовка и передача в СМИ разъяснений и комментариев специалистов, экспертов и авторов решений и действий организации; -проведение аккредитации журналистов, освещающих деятельность данной организации; -оказание содействия аккредитованным журналистам, а также корреспондентам, выполняющим задание по сбору материалов для публикаций, теле или радиопередач; -подготовка пресс-бюллетеней, пресс-релизов, обзоров тематической информации; - подготовка и проведение пресс-конференций, брифингов, встреч с журналистами; -анализ материалов прессы, радио и телевидения о деятельности организации и ее руководителей; -подготовка, при необходимости, опровержений и разъяснительных писем по поводу недостоверных публикаций. Данный объем работы поручается, как правило, информационным центрам, которые имеют информационно-аналитические службы, а иногда – и подразделения по работе с заявлениями и письмами граждан. В администрации Президента РФ есть два управления, которые выполняют ПР-функции: управление пресс-службы и управление по связям с общественностью. Второе подразделение является центром разработки ПР-стратегии, имеет отдел социологических исследований, а также отдел по связям с общественностью в регионах. На уровне министерств есть ряд заметно проявившихся ПР-служб, а в некоторых министерствах предпочитают свои службы не создавать – ограничиваются договорами с внешними ПР-фирмами. Так, в начале нынешнего столетия заметно активизировались ПР-службы Министерства РФ по налогам и сборам и МЧС. Среди лауреатов национальной премии в области связей с общественностью со времени ее учреждения (1997 год) значатся ПР-подразделения органов власти различных уровней: комитет по связям с общественностью мэрии г. Омска, пресс-центр Федеральной пограничной службы РФ, пресс-центр Московской городской Думы, управление по информационной политике Министерства по налогам и сборам РФ и другие. Рассмотрим вариант государственной ПР-службы на примере Министерства юстиции РФ. После ряда преобразований в начале 90-х годов на базе отдела по связям с общественностью Минюста был создан Центр общественных связей (ЦОС) Минюста РФ. Он является структурным подразделением центрального аппарата министерства на правах отдела и находится в непосредственном подчинении министру юстиции. ЦОС не наделен правами юридического лица, не имеет подчиненных ему объектов. Цели деятельности ЦОС: налаживание сотрудничества с различными организациями и социальными группами; создание благоприятного общественного мнения и завоевание расположения целевых аудиторий, отдельных социальных групп, основанных на доверии; реализация ПР-деятельности; обеспечение прочного социального престижа Министерства и высокого социально-политического статуса его руководителей на общефедеральном уровне. Структура ЦОС построена по линейно-функциональному принципу. В составе ЦОС сформированы три группы, ориентированные на курирование определенных направлений деятельности: -группа обработки входящей информации; -группа накопления, систематизации и передачи информации; -группа подготовки и редактирования исходящей информации. При этом каждый сотрудник подчинен своему линейному руководителю, одновременно выполняет указания руководителя группы по направлению деятельности. Начальник ЦОС, линейный руководитель, указывает, что делать. Функциональные руководители – как делать. Они же могут давать рекомендации начальнику ЦОС. Для государственных ПР-служб федерального уровня характерно издание официальных бюллетеней и поддержка специализированных СМИ. Так, ЦОС издает ежемесячный «Бюллетень Министерства юстиции РФ». В нем публикуются нормативные акты, имеющие непосредственное отношение к деятельности министерства, распоряжения министра, инструкции, информация о кадровых перестановках, исторические справки. ЦОС также участвует в издании «Справочника общероссийских политических общественных объединений», «Справочника общероссийских религиозных организаций», газеты «Судебный пристав». Статус ЦОСа достаточно высок. Он фактически участвует в выработке общей стратегии министерства, его информационной политики. ЦОС фактически выступает координатором деятельности других подразделений министерства в части взаимодействия со СМИ и общественностью.
Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|