Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА МОРЯКОВ И ПЕРСПЕКТИВЫ ЕЕ РАЗВИТИЯ В КОНТЕКСТЕ КОНВЕНЦИИ МОТ О ТРУДЕ В МОРСКОМ СУДОХОДСТВЕ 2006 ГОДА





 

В индивидуальном контракте моряка указывается страховая сумма, которую обязуется выплатить судовладелец в случае наступления страхового случая (причинение вреда здоровью, смерть и т.д.). Анализ практики такого страхования позволяет говорить о таких его негативных особенностях:

- судовладелец имеет много возможностей снизить до минимума сумму страховой выплаты; при этом снижение может быть аргументировано тем, что моряк нарушил правила техники безопасности или пожарной безопасности, что повлекло телесные повреждения или смерть;

- оговорка типового трудового контракта о том, что «судовладелец страхует моряка по своему усмотрению на случай несчастного случая и потерю трудоспособности» приводит к тому, что судовладелец страхует в Клубах взаимного страхования, прежде всего свою гражданскую ответственность от требований лиц, законно пребывающих на борту судна (члены экипажа). Объем страхового покрытия может при этом быть любым, в зависимости от первоначальных условий на которых судно вводится в Клуб. По условиям стандартной страховки в Клубе взаимного страхования, страховая компенсация, выплачиваемая родственникам, определяется в размере «компенсации расходов по возвращению останков и похорон». Следует заметить, что сумма страхового возмещения от Клуба изначально выплачивается судовладельцу, и он распоряжается ею по своему усмотрению;

- препятствием для выплаты страховой компенсации моряку может быть несвоевременная либо неполная уплата взносов судовладельцем в Клуб взаимного страхования.

При этом система социальной защиты моряков, работающих под флагами иностранных государств, в Украине находится в зачаточном состоянии. Эта негативная тенденция не была преодолена и при внедрении в 2004 г. под влиянием рыночной экономики, тенденций старения нации и с учетом иностранного опыта трехуровневой системы пенсионного страхования.

Законом Украины «Об общеобязательном государственном пенси­онном страховании» 2004 г. в ст. 12 было предусмотрено добровольное участие в системе государ­ственного пенсионного страхования, что стало нововведением [1]. В данном случае под добровольным участием следует по­нимать уплату страховых взносов в Пенсион­ный фонд в течение определенного срока, который лицо желает засчитать в свой страхо­вой стаж. Для этого физическое лицо заклю­чает с Пенсионным фондом договор на срок не менее года. Круг лиц, имеющих возможность заключить такой договор, определен в ст. 11 Закона. К ним относятся иностранцы и лица без граж­данства, постоянно проживающие и работаю­щие на территории Украины, а также гражда­не нашей страны, постоянно проживающие или работающие за границей (например, мо­ряки, работающие на иностранных судах), сту­денты и другие лица, достигшие шестнадцатилетнего возраста, получающие доходы от законной деятельности [1]. Но в то же время такая возможность реализации социального права поднимает вопрос о необходимости выполнения каждым моряком обязанности перед государством – уплаты подоходного налога в размере 15 % (Закон Украины «О налоге с доходов физических лиц» в редакции от 22 мая 2003 г.).

Указанные изменения в пенсионном законодательстве свели на нет возможность получения моряками какой-либо государственной пенсии, поскольку размер такой пенсии каждому гражданину Украины должен рассчиты­ваться индивидуально. По новому законодательству вместо термина «трудо­вой стаж» вводится новое понятие «страховой стаж». Будущая пенсия по солидарной системе будет рассчитываться человеку ис­ключительно с тех сумм, по которым уплачены страховые взносы. Солидарная система стала первым уровнем пенсионной системы. Вторым уровнем данной системы является общеобязательная накопительная система. На каждого работника в системе Пенсионного фонда должны быть заведены персонифицированные счета, с фиксацией сумм личных страховых взносов. Третьим уровнем пенсионной системы стала добровольная негосударственная система пенсионных сбережений (путем участия в негосударственных пенсионных фондах, заключения договоров накопительного страхования жизни, открытия пенсионных счетов в банках). Правовой основой третьего уровня являются Законы Украины «О негосударственном пенсионном обеспечении» от 9 июля 2003 г. и «О финансовых услугах и государственном регулировании рынка финансовых услуг» от 12 июля 2001 г.

Специфика рыночной экономики влечет преобладание в социальном страховании принципа личной ответственности моряка. Участвуя в формировании своего социально защищенного будущего путем внесения определенных сумм в специализированные негосударственные организации, моряк проявляет тем самым заботу не только о себе, но и о своих близких. Этот принцип может эффективно реализоваться лишь при наличии и активной деятельности негосударственных организаций социального страхования. Естественно, что государство само не в силах обеспечить всем равные и достаточно высокие условия социальной защиты в этой сфере [2, с. 132].

При этом основной задачей социального страхования посредством негосударственных организаций является создание эффективной системы страховой защиты интересов граждан, обеспечивающей реальную компенсацию убытков. В то же время специфика страхового механизма заключается в том, что он не только может выполнять функции страховой защиты имущественных интересов, но и решать многие макроэкономические задачи. В странах с рыночной экономикой негосударственное страхование играет роль одного из стратегических секторов экономики.

Современные тенденции развития общества, модернизация социальных обязательств государства заставляют мировое сообщество стремиться к нормативному закреплению новых подходов в сфере социального обеспечения моряков. Международная организация труда отразила эти в MLC, содержащей ряд правил посвященных вопросам социального обеспечения, в частности: Правило 4.5, Стандарт А4.5, Руководящий принцип В4.5. Целью такой регламентации является обеспечение возможных мер для доступа моряков к защите в области социального обеспечения.

Согласно чч. 1-3 Правила 4.5 каждое государство – участник MLC обеспечивает, чтобы все моряки и, в той мере, в какой это соответствует его национальному законодательству, их иждивенцы, имели доступ к защите в области социального обеспечения, без ущемления любых более благоприятных условий (в понимании п. 8 ст. 19 MLC). Эти государства также обязываются принимать индивидуальные и коллективные меры в соответствии со своим национальным законодательством для постепенного достижения всеобъемлющей защиты моряков в области социального обеспечения. Каждое из таких государств должно обеспечивать, чтоб моряки, подпадающие под сферу действия его законодательства в области социального обеспечения, и, в мере, соответствующей их национальному законодательству, их иждивенцы имели право на не менее благоприятную защиту в области социального обеспечения, чем защита, предусмотренная для работников на берегу» [3].

Эти правила MLC соответствуют общим принципам отечественного законодательства: ст. 46 Конституции Украины; ст.ст. 352-356 Кодекса законов о труде Украины; ст.ст. 2, 6, 7 Основ законодательства Украины об общеобязательном государственном социальном страховании и др. Они также соответствуют положениям Отраслевого соглашения между Министерством транспорта и связи Украины и профсоюзом работников морского транспорта Украины на 2006-2009 годы. Кроме того, данные эти принципы и правила должны реализовываться (имплементироваться) посредством заключения коллективных и индивидуальных трудовых договоров.

В контексте дополнительных возможностей в сфере социальной защиты MLC закрепляет специальные нормы; согласно этим предписаниям государства – участники MLC должны принимать меры, в соответствии со своими национальными особенностями, в целях предоставления дополнительной защиты в области социального обеспечения для всех моряков, имеющих обычное постоянное место жительства на его территории. Эту обязанность государства могут исполнять на основе соответствующих двусторонних или многосторонних соглашений либо посредством систем, построенных на выплате взносов. Предоставляемая таким образом защита должна иметь не менее благоприятный характер, чем защита для работников на берегу, имеющих постоянное место жительства на территории государств MLC [3]. Данные положения создали правовую базу для участия моряка в системе негосударственной социальной защиты, с применением тех форм альтернативного социального страхования, которые сегодня стали наиболее развитыми в стране и являются при этом наиболее приемлемыми для моряков.

Также следует отметить, что в соответствии с положениями MLC, социальная защита моряков может обеспечиваться на основе частных систем негосударственного социального страхования либо коллективных договоров. В рамках MLC определены такие составляющие социальной защиты моряков, как социальное обеспечение и социальное страхование. Пункт 1 Стандарта А 4.5 дает перечень видов социального обеспечения, а в п. 2 Руководящего принципа В 4.5 содержится уточнение о том, что такие виды социальной защиты могут проводиться при помощи страхования.

Развитие альтернативных форм социальной защиты является обязанностью нашего государства, следующей из международных договоров, в которых принимает участие Украина [4, с. 238]. Это положение нашло свое закрепление в п. 5 Стандарта А 4.5 MLC, согласно которому обязанности каждого государства MLC перед моряками, работающими на судах под его флагом, включают как обязанности, предусмотренные правилами 4.1 и 4.2, так и обязанности, вытекающие из общих обязанностей этого государства в рамках международного права [3].

Важным для моряка является положение MLC о том, что в рамках соответствия национальному законодательству и практике, государства – члены MLC должны развивать сотрудничество на основе двусторонних или многосторонних соглашений. Такое сотрудничество должно гарантировать сохранение приобретенных прав в сфере социального обеспечения для всех моряков независимо от места их постоянного проживания.

Стандарты и принципы MLC направлены на защиту прав моряков, работающих под иностранным флагом. Например, судовладелец будет обязан организовать непосредственное страхование моряка, осуществляя уплату страховых взносов. Выгодоприобретателем по договору будет сам моряк или кто-то из членов его семьи. В трудовом договоре моряка будет определятся вид личного страхования моряка (страхование от несчастного случая, страхование жизни, страхование пенсии, медицинское страхование) и порядок уплаты страховых взносов. Возможен вариант социальной защиты моряка за счет участия в нестраховых организациях (больничные кассы, фонды взаимопомощи). Организация такого вида социальной защиты и уплата взносов является обязанностью судовладельца-работодателя. Кроме того, в государстве должен быть создан механизм, позволяющий судовладельцу-работодателю производить отчисления в государственные организации социального обеспечения, например, в государственный пенсионный фонд. Контроль же над проведением своевременных отчислений в социальные фонды со стороны судовладельца будет осуществлять государство флага судна.

Т аким образом, анализ нормативных предписаний Конвенции о труде в морском судоходстве 2006 г., относящихся к социальному обеспечению моряков свидетельствует о создании в рамках данного глобального международного акта системы комплексного контроля со стороны государств флага судна, порта и юрисдикции и возникновении при этом их взаимных соответствующих обязательств. Благодаря этому вступление в силу MLC будет способствовать развитию системы социальной защиты украинских моряков.

Вопросы для контроля и самоконтроля

1. Дайте характеристику социальных проблем морской рыбопромышленной отрасли

2. Перечислите социальные риски морской профессии (моряка)

3. Назовите сложности социально-психологического положения семьи моряков

4. Укажите на особенности социально-психологического сопровождения морской профессии

5. Укажите основные проблемы социологических и социально-психологических исследований в рыбопромышленной отрасли

6. Каковы типичные проблемы в жизнедеятельности и работе интернациональных экипажей морских судов

7. Специфика профессиональной социализации моряка

8. Объясните потребность моряка в послерейсовой социально-психологической реабилитации

9. Попробуйте обосновать модель организации системы социальной работы в приморском регионе

Тесты







ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.