Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







II. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ БЛОК





II. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ БЛОК

 

Теоретическая часть

Среда прямого воздействия.

Потребители – это один из основных для любого предприятия факторов, так как именно они определяют, какую продукцию производить и по какой цене её можно продать. Потребители (юридические и физические лица) являются фактором, отражающим многообразие внешней среды.

Поставщики материальных, трудовых и финансовых ресурсов. В России своевременное обеспечение предприятий ресурсами является актуальной проблемой. Особенно остро стоят вопросы обеспечения предприятий финансами и качественными трудовыми ресурсами.

Конкуренты. Наряду с потребителями это важнейший фактор, определяющий стратегию, цели и задачи предприятия. Даже успешный сбыт продукции не может в ряде случаев спасти предприятие от краха из-за жесткой позиции конкурентов.

Законы и государственные органы. Формируют нормативную базу создания и функционирования предприятий, фискальную политику. Менеджерам необходимо различать и учитывать действие законов на уровне как федеральных, так и местных властей.

Профсоюзы. Профсоюзные организации могут оказывать радикальное влияние на деятельность не только отдельного предприятия, но и целой отрасли. История профсоюзного движения знает немало примеров успешного решения вопросов сокращения рабочего дня, повышения заработной платы, улучшение условий труда и др. Забастовки, организованные профсоюзами, например, могут привести к полной остановке производства. Поэтому данный фактор с полным правом необходимо относить к группе факторов прямого воздействия внешней среды.

 

Среда косвенного воздействия. Данная среда оказывает побочное воздействие на предприятие, однако в ряде случаев последствия такого воздействия гораздо существенней, чем влияние среды прямого воздействия. Кроме того, влияние среды косвенного воздействия сложнее и многообразнее.

Состояние экономики. Включает уровень цен и тарифов, инфляции, платежеспособный спрос, банковскую политику, курс национальной валюты и другие показатели.

Научно – технический прогресс. Данный фактор характеризует уровень развития науки и техники. В развитых странах компании пользуются плодами научно – технического прогресса (спутниковая связь, компьютеры и т.д.). Высокий уровень научно – технического прогресса вынуждает производственные фирмы разрабатывать и внедрять новые технологии.

Политика. Этот фактор оказывает существенное воздействие на бизнес, особенно в динамично развивающихся и нестабильных странах и регионах. В России фактор политической стабильности – важнейшее условие деятельности предпринимателей как отечественных, так и зарубежных.

Социальные факторы. Это традиции, принятые в той или иной стране, в том числе по отношению к женщине, людям разного цвета кожи, молодежи, людям преклонного возраста. В некоторых странах широкое распространение получил патернализм, оказывающий существенное влияние на формирование социальной политики в государстве.

Международные события. Международный бизнес намного сложнее, чем бизнес внутри страны. Здесь и система законодательства, и таможенная и налоговая политика, трудовые ресурсы, валюта и т.д. Формы реализации международного бизнеса могут быть самыми различными: экспорт (импорт), совместные предприятия, лицензирования, прямые вложения финансовых средств в экономику страны.

Таким образом, внешняя и внутренняя среда организации всегда функционируют параллельно друг с другом. Об этом говорит, к примеру, то, что анализ внешних условий может очертить благоприятные и неблагоприятные возможности предложения на рынке, однако, они могут быть оценены только в отношении внутренних сильных и слабых сторон организации.

 

Лекция №3 Тема: Организационная структура и ее виды.

План: 1. Понятие организационной структуры. Виды организационных структур, их характеристика и схема построения.

2. Принципы и методы построения организационных структур.

1. Организационная структура – состав, взаимосвязи, соподчиненность совокупности организационных единиц (подразделений) аппарата управления, выполняющих функции менеджмента.

Рис.1.- «Решетка управления» Р. Блейка и М. Муттона

В результате руководитель, ориентация которого в каждом направлении оценивается одним баллом, попадает на поле 1.1., пребывание на котором свидетельствует о том, что он в равной мере не уделяет внимания ни первому, ни второму подходам. Понятно, что при таком отношении к делу он долго на своем посту продержаться не сможет.

Руководитель, занимающий поле 1.9., главное внимание уделяет людям, созданию и упрочению коллектива, благоприятного морально-психологического климата и творческого настроя в нем, считая, что таким способом можно достичь высоких результатов даже при отсутствии внимания к организационно-техническим условиям. Зачастую такой подход вовсе не является признаком однобокости, Поскольку во многих организациях, например, в научных коллективах, основа успеха состоит именно в этом.

Руководитель с поля 9.1., наоборот, основное внимание уделяет организационно-технической стороне дела, мало внимания обращая на отдельных людей и коллектив в целом. Но и здесь в основе такого стиля могут лежать объективные обстоятельства, например, технологические процессы, в которых роль взаимоотношений работников и их коллективных действий минимальна.

Руководитель, находящийся на поле 5.5. примерно поровну делит свои "привязанности" между людьми и организационно-техническими факторами производства. Он твердо стоит на ногах во всех сферах управленческой деятельности, однако не хватает с неба звезд.

И, наконец, руководитель, позиции которого характеризуются баллами 9.9. создает команду единомышленников, способных на любые дела. Здесь совместно определяются цели деятельности, совместно создаются благоприятные условия для их осуществления и самореализации людей.

Пользуясь "управленческой решеткой", можно заранее определить комбинацию оценок, соответствующих требованиям к той или иной должности, предусмотренной штатным расписанием организации, и, сравнив с ними экспертные оценки качеств претендентов, определить их пригодность к ее замещению.

2. Теоретики и практики менеджмента рекомендуют выделять следующие органические функции руководителя:

1) Делегирование полномочий и их распределение между исполнителями;

2) Установление ответственности за порученное дело;

3) Принятие управленческих решений;

4) Применение экономико-статистических, организационно-распорядительных и социально-психологических методов менеджмента при разработке решений;

5) Контроль деятельности подчиненных;

6) Поощрение инициативности и самостоятельности подчиненных при мотивировании их труда;

7) Организация производственных процессов и установление оптимальных соотношений между трудовыми, информационными и другими ресурсами;

8) Профилактика и разрешение конфликтных ситуаций и др.

Делегирование означает передачу задач и полномочий сверху вниз лицу или группе, которые принимают на себя ответственность за их выполнение.

Цели делегирования:

- разгрузить вышестоящих руководителей, освободить их от текучки и создать наилучшие условия для решения стратегических и перспективных задач управления;

- повысить дееспособность нижестоящих звеньев;

- активизировать «человеческий фактор», увеличить вовлеченность и заинтересованность работников.

При этом необходим такой объем и масштаб делегируемых полномочий, который позволяет мотивировать сотрудников, способствует их профессиональному росту, обеспечивает удовлетворенность содержанием труда.

Оптимальный объем делегирования зависит от различных факторов и, прежде всего, от:

 

- возможностей реализации делегируемых полномочий данным работником,

- соответствия передаваемых работнику полномочий характеру принимаемых им задач.

Процесс делегирования полномочий включает следующие этапы:

- поручение работникам индивидуальных конкретных заданий;

- предоставление соответствующих полномочий и ресурсов подчиненным;

- формулирование обязательств подчиненных выполнить порученные им задания.

Делегирование базируется на полномочиях и ответственности.

Ответственность - это обязательство работника выполнять делегируемые ему задачи и отвечать за их удовлетворительное решение.

Поскольку ответственность представляет собой обязательство, которое отдельный работник берет на себя, то он не может ее делегировать или передавать своему подчиненному. Работник, на которого возложена ответственность за решение какой-либо задачи, не обязан выполнять ее лично, но он останется ответственным за удовлетворительное (неудовлетворительное) завершение работы.

Полномочие - это организационно закрепленное ограниченное право использовать ресурсы организации и направлять усилия ее работников на выполнение делегируемых задач.

Полномочия не следует смешивать с властью, под которой понимают реальную способность действовать или возможность влиять на ситуацию.

Полномочия определяют, что лицо, занимающее определенную должность, имеет право делать. Власть определяет, что оно действительно может делать. Можно иметь власть, не имея полномочий.

 

Практикум

Практическая работа №1«Описание внешней и внутренней среды организации»

Цель работы:описать работу внешней и внутренней среды организации.

Задание:Задание 1. Выберите предприятие, организацию, фирму любой организационно-правовой формы и вида деятельности. Дайте полную характеристику данному предприятию.

Задание 2. Опишите внешнюю среду организации.

Среда прямого воздействия:

1. Потребители.

1.1. Какую продукцию производит данная организация (оказывает услуги).

1.2. Цены на производимую продукцию (оказываемые услуги).

2. Поставщики материальных, трудовых и финансовых ресурсов.

2.1. Как организация будет обеспечивать себя материальными и трудовыми ресурсами?

3. Конкуренты.

3.1. Опишите конкурентов данной организации.

4. Законы и государственные органы.

4.1. Какие законы соблюдает организация в своей деятельности?

5. Профсоюзы.

5.1. Опишите работу профсоюза в данной организации.

Среда косвенного воздействия:

1. Состояние экономики.

1.1. Опишите, как влияет инфляция на работу организации.

1.2. Платежеспособный спрос.

2. Научно-технический прогресс.

2.1. Какую технику в своей работе использует организация?

3. Политика.

3.1. Опишите политическую ситуацию в г. Калининграде. Благоприятно ли она влияет на деятельность организации?

4. Социальные факторы.

4.1. Как соблюдаются социальные факторы в работе организации?

5. Международные события.

5.1. Осуществляет ли экспорт (импорт) организация?

5.2. Имеет ли данная организация совместные предприятия?

Задание № 3. Опишите внутреннюю среду организации.

1. Какую цель стремится добиться организация в ходе своей деятельности?

2. Составьте структуру организации.

3. Какие задачи перед собой ставит организация в работе с людьми, предметами,

информацией?

4. Какая технология используется в работе организации?

5. Дайте описание должностных обязанностей каждого работника (людей) организации.

 

Краткие теоретические сведения: Среда – это совокупность объективных условий, в которых осуществляется деятельность

фирмы. Различают внутреннюю и внешнюю среду предприятия.

Внешняя среда – это комплекс факторов, оказывающих непосредственное влияние на производственную и финансово-хозяйственную деятельность компании.

Все факторы внешней среды разделяются на две основные группы: прямого и косвенного воздействия.

Среда прямого воздействия – потребители, конкуренты, законы и государственные органы, профсоюзы.

Среда косвенного воздействия – состояние экономики, научно-технический прогресс, политика, социальные факторы, международные события.

Поскольку предприятие можно рассматривать как самоорганизующийся и саморазвивающийся объект, именно внутренняя среда в первую очередь определяет характер и успешность деятельности предприятия.

Элементы внутренней среды предприятия: структура, цели, задачи, технология, персонал.

 

Содержание отчета:

1.Выполнение задания 1

2. Выполнение задания 2

3. Выполнение задания 3

4. Выводы.

 

Контрольные вопросы:

1. Объясните сущность понятия «среда предприятия»?

2. Что такое внешняя среда?

3. Основные группы внешней среды.

4. Что такое внутренняя среда организации?

5. Основные элементы внутренней среды организации.

 

Список литературы:

1. Балашов, А.П. Основы менеджмента: Учебное пособие / А.П. Балашов. - М.: Вузовский учебник, ИНФРА-М, 2012. - 288 c.

2. Басовский, Л.Е. Менеджмент: учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по экон. и упр. спец. / Л.Е.Басовский. - М.: ИНФРА-М, 2008. - 214 с.

3. Герчикова И.Н. Менеджмент. – М.: Юнити-Дана, 2009. – 412 с.

 

Практическая работа №2« Проектирование организационной структуры предприятия»

 

Цель работы: определить и спроектировать организационные структуры управления предприятиями.

 

Задание.Задание 1. Определите типы организационных структур управления:

1. Первичный – наиболее простой тип структуры, при котором руководитель предприятия (подразделения) осуществляет все функции управления. Все полномочия – прямые (линейные) идут от высшего звена управления к низшему.

В числе преимуществ данной структуры – ответственность, четкое распределение обязанностей и полномочий, оперативный процесс принятия решений. Этот тип управленческой структуры обычно ведет к формированию стабильной и прочной организации.

О каком типе организационной структуры идет речь?

Обоснуйте свой ответ.

2. Данную организационную структуру используют для того, чтобы справиться с проблемами, обусловленными размерами предприятий, диверсификацией, технологией и изменениями внешней среды.

В соответствии с этой организационной структурой деление организаций на элементы и блоки происходит по видам товаров и услуг, группами покупателей или географическим регионам.

О каком типе организационной структуры идет речь?

Определите преимущества и недостатки.

3. Использование данного типа организационной структуры позволяет крупному предприятию, фирме уделять конкретному продукту столько же внимания, сколько ему уделяет небольшое предприятие, выпускающее один-два вида продукции. Организации с такой структурой способны быстрее реагировать на изменения условий конкуренции, технологии и покупательского спроса. Недостаток этой структуры – увеличение затрат вследствие дублирования одних и тех же видов работ для различных видов продукции.

Какой тип организационной структуры описан?

4. Данную организационную структуру называют традиционной или классической. Этот тип структуры основан на разделении основных и специфических функций между звеньями.

О каком типе организационной структуры идет речь?

Определите преимущества и недостатки. На каких предприятиях целесообразно использовать такой тип структуры?

5. Использование данной организационной структуры целесообразно, если деятельность предприятия охватывает большие географические зоны, особенно в международном масштабе. Эта структура облегчает решение проблем, связанных с местным законодательством, обычаями и нуждами потребителей. Такой подход облегчает взаимосвязь потребителей с организацией, а также связь между членами организации.

Какой тип организационной структуры описан?

Задание 2.

Проблема. Директор предприятия обратилась в научно-консультационную фирму с просьбой решить накопившиеся проблемы и разработать современную структуру управления. Диагностический анализ, проведенный специалистами консультационной фирмы, позволил выяснить следующее.

Предприятие с организационно-правовой формой - общество с ограниченной ответственностью (сокр. ООО) ведет производственную, ремонтно-строительную и торгово-посредническую деятельность.

ООО имеет деловые отношения с предприятиями Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода. Однако оперативность и эффективность работы руководства, и взаимодействие структурных подразделений оставляют желать лучшего. В ООО нет перспективного плана экономического и социального развития. Не определена стратегия развития предприятия в условиях рынка, запущены планирование и финансовая деятельность, несвоевременно выполняются договоры поставок и сделки с реальным товаром. В результате ООО выплачивает значительные штрафы клиентам и в последний год работы понесло убытки.

Серьезные недостатки имеются и в организации управления предприятием. Среди руководства нет четкого распределения функций управления, многие из них дублируются. В результате снижена ответственность персонала за порученные функции, а управленческие решения не всегда принимаются своевременно. Все это неблагоприятно сказывается на деятельности персонала, права и ответственность которых четко не определены и во взаимодействии которых не редкостью является «бумажный футбол».

Сложившееся положение объясняется тем, что председатель правления Иванов придерживается административно-командных методов управления, старается замкнуть на себе решение большинства вопросов коммерческого, кадрового и социального характера, устраивает на глазах персонала «дележ власти» с директором ООО Петровым. При этом упускаются из виду функции перспективного развития, маркетинга, организации эффективной системы управления, финансовой деятельности.

Председатель правления Иванов (возраст 32 г.) имеет высшее юридическое образование, хорошо разбирается в вопросах коммерции, хозяйственного и хозяйственной деятельности. Честолюбивый и авторитарный руководитель, работающий до сих пор заместителем генерального директора крупного предприятия. В его руках 25% акций ООО. Среди персонала он имеет авторитет твердой руки, однако, не все руководители и специалисты приемлют стиль авторитарного руководства.

Он готов перейти в ООО на постоянную работу. В управлении он не всегда принимает экономически обоснованные решения.

Директор ООО Петров (возраст 35 л.) имеет высшее экономическое образование, является квалифицированным специалистом, хорошо знает экономику, финансы, персонал, обладает чувством нового, передового, склонен к аналитической работе, спокоен и выдержан, по мнению большинства персонала, соответствует занимаемой должности. Он имеет 20% акций в уставном капитале ООО. К его недостаткам можно отнести недостаточную твердость и настойчивость в достижении цели. Во многом он полагается на инициативу сотрудников и не всегда может противостоять решениям председателя правления Иванова.

Заместитель директора Козлов (возраст 40 л.) имеет высшее техническое образование, хорошо ориентируется в решении задач научно-технического прогресса, снабжения, сбыта, обеспечения производства и выполнения договоров. Он обладает чувством юмора, умеет ладить с людьми, вникает в вопросы социального развития коллектива. Однако не всегда отделяет стратегическое планирование от текущей, оперативной работы. Его доля в УК ООО составляет 15% акций. Он состоит в дружеских отношениях с Ивановым и во многих вопросах его поддерживает.

Заместитель директора Николаев (возраст 50 л.) имеет высшее техническое образование, хорошо разбирается в вопросах строительства и производства товаров народного потребления, охраны труда и техники безопасности, быстро ориентируется в решении оперативных задач. К его недостаткам можно отнести несдержанность и грубость в отношении с подчиненными, любит выпить. Он располагает 20% акций.

Руководство ООО:

ПП – председатель правления;

ДП – директор предприятия;

ЗП – заместитель директора по производству;

ЗК - заместитель директора по коммерции.

Функциональные подразделения:

ГБ – главный бухгалтер;

СР – секретарь-референт;

ЮК – юристконсульт-кадровик;

ЭП – экономист по планированию;

ПО – программист-оператор;

ИМ – инженер по маркетингу;

ИС – инженер по снабжению;

ДС – диспечер.

Производственные подразделения:

ТЗУ – транспортно-заготовительный участок;

ПУ – производственный участок;

РСУ – ремонтно-строительный участок;

МС – магазин-скад.

Анализ консультационной фирмы показал, что персонал ООО достаточно квалифицирован и не требует радикальной замены. В его работе имеются недостатки, связанные с нерациональным взаимодействием и отсутствием нацеленности на конечный результат ввиду нечеткости в руководстве ООО.

Средняя зарплата в ООО несколько ниже, чем в других крупных коммерческих фирмах. Несмотря на наличие у некоторых сотрудников акций (10%), они получают небольшие дивиденды на вложенный капитал. Персоналу функциональных подразделений необходимо пройти краткосрочное обучение на курсах менеджмента.

Задание.

1. Целесообразно одну должность первого руководителя (председателя правления или директора). Допускается ввести должность нового заместителя директора. Кто должен возглавить ООО: Иванов, Петров, Козлов или Николаев?

Дайте обоснование, кого именно Вы рекомендуете назначить и почему.

2. Необходимо разработать схему организационной структуры управления с указанием административных связей подчиненности.

 

Краткие теоретические сведения:

Организационная структура – состав, взаимосвязи, соподчиненность совокупности организационных единиц (подразделений) аппарата управления, выполняющих функции менеджмента.

Задание.

Задание 1. Составить SWOT-анализ вашего учебного заведения.

Задание 2.Составить анализ своих сильных и слабых сторон, используя таблицу 1.

Данный анализ поможет определить Ваши способности и уязвимые места. В процессе продолжительного анализа можно проследить за динамикой Вашего профессионального и личностного развития.

Кто понимает, в чем его сильные стороны, тот сознательно их использует и благодаря этому, получает большую уверенность в своих силах. Кто выявил свои слабые стороны, тот скорее сможет справиться с ними.

Ваши действия

1. Спросите себя прежде всего о своих сильных сторонах!

Какими сильными сторонами я обладаю? Что у меня получается лучше всего? Чего я могу достигнуть благодаря своим способностям? Вредит ли моим сильным сторонам то, что я, например, работаю в другой области (или что-то еще)?

2 Подробно изучите свои слабые стороны!

Каково значение моих слабых сторон? С какими заданиями я постоянно не справляюсь? Существует ли при многих слабых сторонах скрытые шансы на успех в других сферах деятельности? Смогут ли перерасти мои слабые стороны в сильные в других областях?

Таблица 1 - Анализ сильных и слабых сторон

    Следствия/шансы   Следствия/риски
Сильные стороны Поле «СИВ» Поле «СИУ»
Слабые стороны Поле «СЛВ» Поле «СЛУ»

Краткие теоретические сведения:

Анализ сильных и слабых сторон предприятия или организации – очень важное направление в их деятельности. Метод SWOT-анализа способен эффективно помочь в этом и широко используется организациями и предприятиями во всем мире.

SWOT - это аббревиатурное обозначение сильных сторон (S), слабых сторон (W), благоприятных возможностей (O) и факторов угрозы (T). Качественный анализ перспектив проводится с целью выяснения вышеназванных сторон его деятельности, открывающихся перед ним возможностей и надвигающихся угроз. Сила и слабость предприятия должны оцениваться в контексте его конкурентоспособности. Анализ SWOT помогает развивать понимание тех обстоятельств, в которых действует предприятие. Этот метод помогает сбалансировать свои внутренние сильные и слабые стороны с теми благоприятными возможностями и факторами угрозы, с которыми придется столкнуться предприятию. Данный анализ помогает определить не только возможности предприятия, но и все доступные преимущества перед конкурентами. Ниже приводятся примерные группы вопросов для проведения SWOT-анализа. Первые две группы касаются внутренних факторов. Анализируются сильные и слабые стороны. Вторая группа вопросов касается внешних факторов и включает в себя благоприятные возможности и факторы угрозы.

На основании проведенного анализа на втором этапе составляется матрица SWOT, представленная на рис.1.

В верхней части матрицы выделяются два раздела (возможности и угрозы), а на пересечении этих разделов образуются четыре поля для дальнейшего исследования:

· «СИВ» (сила и возможности)

· «СИУ» (сила и угрозы)

· «СЛВ» (слабость и возможности)

· «СЛУ» (слабость и угрозы)

Все соответствующие записи вносятся в эти поля в качестве предложений в результате анализа взаимодействия вышеперечисленных характеристик.

  Возможности: 1. 2. 3. 4. Угрозы: 1. 2. 3. 4.
Сильные стороны: 1. 2. 3. 4. Поле «СИВ» Поле «СИУ»
Слабые стороны: 1. 2. 3. 4. Поле «СЛВ» Поле «СЛУ»

Рисунок 1 – SWOT – матрица

Содержание отчета:

1.Выполнение задания 1

2.Выполнение задания 2

3. Выводы.

 

Контрольные вопросы:

1. Дайте определение SWOT-анализа.

2. Раскройте сущность и значение SWOT-анализа.

3. Перечислите сильные и слабые внутренние стороны предприятия.

4. Перечислите возможности и угрозы предприятия.

5. Охарактеризуйте структуру матрицы первичного стратегического SWOT – анализа.

6. В чем смысл STEP-анализа.

 

Список литературы:

1. Александрова, А.В., Курашова, С.А. Стратегический менеджмент: учебник / А.В. Александрова, С.А. Курашова. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 320 c.

2. Герчикова И.Н. Менеджмент. – М.: Юнити-Дана, 2009. – 412 с.

3. Гончаров, В. И. Менеджмент: учебное пособие / В. И. Гончаров. – Минск : Современная школа, 2010. – 635 с.

 

Практическая работа №4«Различия и тактика должностной власти»

 

Цель работы: Исследовать основы власти по различным должностям. Продемонстрировать различия во мнениях об основах власти.

 

Задание.

Задание 1.1 Индивидуально проранжируйте должности с точки зрения всей власти, которую они должны иметь в своих организациях. Поставьте «1» перед той должностью, которая, по вашему мнению, является наиболее «властной» в указанной организации и «15» - перед должностью, которая наименее «властная» в данной организации. Не забудьте поставить от «2» до «14» во всех остальных случаях.

- Медсестра в больнице

- Ректор в крупном университете

- Генеральный директор в небольшой фирме

- Техник по медприборам в кардиологическом центре-

- Специалист отдела кадров в металлургической компании

- Профессор в университете

- Оператор ПК в известной фирме

- Бухгалтер в поликлинике

- Региональный менеджер по продажам в крупной торговой фирме-

- Исследователь в компании высоких технологий

- Полицейский на посту

- Морской прапорщик на авианосце

- Надомный ремесленник

- Секретарь генерального директора в известной нефтегазовой компании

- Депутат Совета Федерации

Задание 1.2 Решите, какая из перечисленных выше должностей должна иметь наиболее «сильные»: право на власть; власть вознаграждения; власть принуждения. Напишите объяснения, почему вы выбрали каждую из должностей как наиболее подходящую для каждой из трех категорий.

Задание 1.3 Отберите наименее «властные» должности из своего проранжированного списка и подготовьте краткий перечень источников власти и влияния (через политику в организации), которые могли быть использованы для усиления власти в данной должности.

Задание 2. Проанализировав свое участие в занятиях, постарайтесь соответствующих терминах описать, какие основы и источники власти используются преподавателем и студентом в группе. Заполните прилагаемую таблицу.

Таблица - Власть в группе

Основы власти Источники власти Примеры из практики занятий
    Преподаватель
    Студент

 

Краткие теоретические сведения:

Власть - это способность или возможность индивидуума (группы) влиять на других людей.

В современном управлении организациями выделяют несколько источников власти:

- власть положения - это власть, которой наделён человек в результате своего положения в организации, т.е. человек получает власть из-за своей должности;

- власть ресурсов - это власть, которой наделён человек в результате контроля таких ресурсов, как деньги, персонал, материалы, технологии, информация и т.д.,

- власть социальных связей основывается на способности и возможности по сбору информации, нужных знакомствах, положении в сети социальных связей и т.д.,

- власть эксперта существует тогда, когда окружающие признают превосходство человека над ними как эксперта,

- власть личности основывается на личных качествах человека,

- власть информации является одним из важнейших источников власти, т.к. без точной и надёжной информации невозможны планирование и качественное принятие решений.

Наилучшими руководителями являются те, которые получили право управлять из таких источников власти, как власть личности и власть эксперта.

Власть может иметь несколько форм:

1. Власть, основанная на принуждении (влияние). Многие люди испытывают острейшее беспокойство по поводу того, что они могут лишиться защищенности, любви или уважения. Поэтому даже в тех ситуациях, где насилие не присутствует, страх является распространенной причиной того, почему люди - сознательно или бессознательно - разрешают на себя влиять. Например, страх потерять работу.

2. Власть, основанная на вознаграждении (влияние через положительное подкрепление) - один из самых старых и часто самых эффективных способов влияния на других людей, основанная на вознаграждении, оказывает влияние через положительное подкрепление подчиненного с целью добиться от него желаемого поведения. Исполнитель не сопротивляется этому влиянию, потому что он в обмен на выполнение того, что хочет руководитель, ждет получения вознаграждения в той или иной форме.

3. Традиционная власть основывается на традициях, которые являются самым распространённым элементом влияния. Руководитель пользуется традицией, чтобы удовлетворить потребность исполнителя в защищенности и принадлежности.

4. Экспертная власть, также называемая влиянием через разумную веру, осуществляется следующим образом: исполнитель представляет, что влияющий обладает особым экспертным знанием в отношении какого-либо рабочего проекта или проблем организации и принимает на веру ценность знаний руководителя. В этом случае влияние считается разумным потому, что решение исполнителя подчиниться является сознательным и логичным.

5. Эталонная власть (власть примера) имеет основу в виде харизмы руководителя. Харизма - это власть, построенная не на логике, не на давней традиции, а на силе личных качеств или способностей лидера. Власть примера, или харизматическое влияние, определяется отождествлением исполнителя с лидером или влечением к нему, а также от потребности исполнителя в принадлежности и уважении.

 

Содержание отчета:

1.Выполнение задания 1

2.Выполнение задания 2

3. Выводы.

Контрольные вопросы:

1. Дайте определение власти.

2. Раскройте сущность и перечислите элементы власти.

3. Перечислите формы и виды власти.

4. Раскройте проблемы власти и предложите пути повышения ее эффективности.

5. В отличие между понятиями «лидер», «руководитель».

 

Список литературы:

1. Веснин В.Р. Основы менеджмента: учебник / В.Р.Веснин. – М.: Проспект, 2013. – 320 с.

2. Виханский, О.С. Менеджмент: учеб. для студ. вузов, обуч. по экон. спец. и по направлению 521600 Экономика / О.С.Виханский, А.И.Наумов. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Экономистъ, 2008. - 669 с.

3. Глухов, В. В. Менеджмент: для экономических специальностей / В. В. Глухов. – Санкт-Петербург: Питер Пресс, 2009. – 600 с.

 

Практическая работа № 5 «Мотивация работников»

Цель работы:закрепить теоретический материал.

Задание.

Задание 1. Анкета для определения типа трудовой мотивации работника

Внимательно прочитайте вопрос и все варианты ответов, которые для него приведены.

В каждом вопросе есть указание, сколько вариантов ответов Вы можете дать.

Большинство вопросов требуют дать только один или два варианта ответа. Если ни один из вариантов Вас не устраивает, напишите Ваш ответ сами в варианте «другое».

 

1. Что Вы больше всего цените в своей работе? Можете дать один или два варианта ответа: Что я в основном сам решаю, что и как мне делать.
Что она дает мне возможность проявить то, что я знаю и умею.
Что я чувствую себя полезным и нужным.
Что мне за нее относительно неплохо платят.
Особенно ничего не ценю, но эта работа мне хорошо знакома и привычна.
Другое (что именно?)
2. Какое выражение из перечисленных ниже Вам подходит более всего? Дайте только один ответ: Я могу обеспечить своим трудом себе и своей семье приличный доход
В своей работе я - полный хозяин
У меня достаточно знаний и опыта, чтобы справиться с любыми трудностями в моей работе
Я - ценный, незаменимый для организации работник
Я всегда выполняю то, что от меня требуют
Другое (что именно?)
3. Как Вы предпочитаете работать? Можете дать один или два варианта ответа: Предпочитаю делать то, что знакомо, привычно.
Нужно, чтобы в работе постоянно появлялось что-то новое, чтобы не стоять на месте.
Чтобы было точно известно, что нужно сделать и что я за это получу.
Предпочитаю работать под полную личную ответственность.
Готов(а) делать все, что нужно для организации.
Другое (что именно?)
4. Допустим, что Вам предлагают другую работу в Вашей организации. При каких условиях Вы бы на это согласились? Можете дать один или два варианта ответа: Если предложат намного более высокую зарплату.
Если другая работа будет более творческой, интересней, чем нынешняя.
Если новая работа даст мне больше самостоятельности.
Если это очень нужно для организации.
При всех случаях я предпочел (предпочла) бы остаться на той работе, к которой привык (привыкла).
Другое (что именно?)
5. Попробуйте определить, что для Вас означает Ваш заработок? Можете дать один или два варианта ответа: Плата за время и усилия, потраченные на выполнение работы.
Это, прежде всего, плата за мои знания, квалификацию.
Оплата за мой трудовой вклад в общие результаты деятельности организации.
Мне нужен гарантированный зара





ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2023 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.