Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







ПЕДАГОГИКА КАК БАЗА МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ





Третьей составной частью основ методики обучения русскому языку является педагогика.

Некоторые из традиционных принципов дидактики, оставаясь столь же важными для организации обучения младших школьников русскому языку, сегодня претерпевают некоторые изменения. В частности, наметился новый подход к пониманию принципа наглядности.

Если раньше главной функцией наглядности считалась иллюстративная, т. е. создание у учащихся конкретных чувственных представлений, образов рассматриваемых предметов или явлений, то сегодня за наглядностью закрепляется и другая функция: служить средством фиксации выявляемых признаков языковых явлений, их связей и отношений, служить «внешней опорой внутренних действий, совершаемых ребенком» (А. Н. Леонтьев). Таким образом, речь идет о появлении у наглядности новых функций, т. е. о расширении содержания принципа наглядности. «Это в свою очередь означает и расширение арсенала средств наглядности (использование не только конкретно-образного материала, но и моделей), и расширение сферы их применения (формирование не только представлений, но и понятий)» (Зельманова.). Так, одной из современных реализаций принципа наглядности становится моделирование, которое приобретает особое значение при ориентации на формирование учебной деятельности.

Важной для развития методики школьного обучения явилась также разработка в дидактике проблемы способов организации познавательной деятельности. Был поставлён вопрос о том, что наряду с рецептивной и репродуктивной деятельностью школьников (восприятием и воспроизведением материала) значительное место на уроке должна занять продуктивная, поисковая или частично-поисковая деятельность детей (см. работы М. Н. Скаткина, И. Я. Лернера, Ю. К. Бабанского и др.). Только в ходе такой деятельности у школьников, в том числе и маленьких, можно формировать основы самостоятельности мышления, зачатки творчества и в целом содействовать развитию личности каждого ученика. Дальнейшая разработка выдвинутой идеи в рамках единой психолого-педагогической концепции о взаимосвязи обучения и развития привела к появлению в дидактике новой теории — теории проблемного обучения. Сущность предлагаемого типа обучения формулировалась так: «Знания в значительной своей части не передаются учащимся в готовом виде, а приобретаются ими в процессе самостоятельной познавательной деятельности в условиях проблемной ситуации» (Махмутов). Так из дидактики в методику пришли понятия проблемная ситуация», «познавательные задачи» и т. п.

Решение различных дидактических вопросов — о принципах обучения, о способах организации познавательной деятельности учащихся, о требованиях к современному уроку и т. д.— всегда находится в прямой зависимости от тех задач, которые ставит перед школой общество на том или ином этапе своего развития. Однако дидактические идеи могут быть реализованы лишь через методические системы. Так обеспечивается взаимосвязь дидактики и частной методики, в том числе и методики обучения русскому языку.

Обобщая сказанное о науках, базисных для методики обучения русскому языку, еще раз отметим: эта область педагогического знания имеет своей методологической базой диалектико-материалистическую философию, в качестве ее теоретических основ выступают лингвистика (а для методики чтения еще и литературоведение), психология и педагогика. Опираясь на концепции, ведущие положения, понятийный аппарат этих наук, методика преподавания русского языка разрабатывает теорию обучения русскому языку, создает на ее основе учебные программы, учебники, пособия для учителей и учащихся и через эти конкретные материалы доводит теорию до внедрения в практику.

Педагогические технологии, используемые в практике современной школы, обусловливают новые подходы к обучению языку. По-новому осмысливаются и закономерности, и принципы обучения, которые обеспечивают технологию обучения, т.е. стратегию, приоритеты взаимодействия учителя и учащихся.

Современная методика обучения русскому языку, учитывая закономерности усвоения языка, опирается на общедидактические и лингвометодические (общеметодические) принципы обучения.

К общедидактическим относятся:

традиционные современные

научность гуманизация

систематичность и системность гуманитаризация

преемственность единство национального и интернационального

перспективность развивающий характер обучения

сознательность сотрудничество

наглядность сотворчество

связь теории с практикой индивидуализация и оптимизация

доступность

прочность усвоения знаний и умений

индивидуальный и дифференцированный подход

связь обучения с воспитанием

Общие методические принципы обучения детей родному языку были разработаны Л. Федоренко (Федоренко Л. П. Закономерности усвоения родной речи. — М: Просвещение, 1984. — С. 25 — 28). К ним относятся: 1) принцип внимания к материи языка; 2) принцип понимания языковых значений; 3) принцип оценки выразительности речи; 4) принцип развития чувства языка; 5) принцип координации устной и письменной речи; 6) принцип ускорения темпов обогащения языка.

Принцип внимания к материи языка предусматривает отбор учебного материала таким образом, чтобы способствовать развитию речедвигательного аппарата ребенка, оказывать воздействие на развитие координации между речедвигательными и речеслуховыми ощущениями.

Принцип понимания языковых значений ориентирует на отбор таких средств обучения, которые обеспечивали бы интуитивное понимание ребенком лексических и грамматических значений слов. Для понимания смысла высказывания недостаточно простого соотнесения значения слова с предметом или явлением действительности, необходимо осознание еще и того, в каких грамматических формах употребляются эти слова и в каких грамматических отношениях между собой находятся. Например, можно понимать, что означают слова «ручка», «лежать», «стол», но для понимания смысла предложения необходимо обратить внимание и на то, в каких грамматических формах они употребляются. Например: Ручка лежит на стопе. Ручка лежала на столе. Ручка будет лежать на столе.

Принцип оценки выразительности речи нацеливает на формирование у ребенка умения воспринимать внутреннее состояние человека, передаваемое речевыми средствами, а также на развитие навыков выражения своих эмоций и чувств. Это достигается благодаря обучению детей эмоционально воспринимать содержание художественных произведений, осознавать их характер (радостный, грустный, суровый, шутливый), замечать особенности литературного языка (эпитеты, повторы, образные выражения), давать оценку поступкам героев, читать стихи, пользуясь эмоционально выразительными средствами интонации.

Принцип развития чувства языка предусматривает создание речевой среды, в которой ребенок на основе подражания речи окружающих овладевал бы литературными нормами.

Принцип координации устной и письменной речи основывается на том, что письменная речь по своей сути является кодом устной, поэтому прежде чем формировать у ребенка навыки письменной речи, необходимо сформировать у него соответствующие умения в области устной речи, т. е. развитие устной речи должно предшествовать развитию письменной.

Принцип ускорения темпов обогащения языка предусматривает постепенное усложнение содержания, методов и приемов обучения, которое обеспечивается на основе учета ранее приобретенных ребенком знаний, умений

и навыков. К этим принципам также относятся: принцип взаимосвязи изучения языка и развития мышления; принцип взаимосвязи изучения языка и развития речевых умений и навыков(обучение аудированию говорению, чтению, письму); принцип взаимосвязи в обучении русскому и украинскому языкам.

В обучении русскому языку важен выбор методов. Методы обучения – это способы работы учителя и определяемые ими способы работы учащихся, при помощи которых достигается усвоение школьниками знаний, умений, навыков (А.В. Текучев).

Более подробно с этой классификацией можно ознакомиться, прочитав статью Гудзик И.Ф. Новое в предмете требует новых способов его усвоения. Характеристика методов обучения русскому языку с учетом компетентностной направленнности образования//Русская словесность в школах Украины. – 2007. – №1.

 







ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.