|
Лингвистические основы обучения грамотеПроцесс обучения грамоте строится на основе учёта фонетических и графических систем рус.лит.яз. Русское письмо является звуковым (фонематическим), поэтому ребёнок сможет научиться читать и писать тогда, когда овладеет умением переводить графические знаки в звуки и наоборот, т.е. делать звуко-буквенный анализ. Фонологическая система рус.языка насчитывает 42 фонемы. Сопоставив количество фонем и графем в рус.языке, можно увидеть их несоответствие. Поэтому у детей в период обучения грамоте могут возникнуть трудности с дифференциацией понятий «звук», «буква» (можно использовать приём «живые буквы»). Современная методика обучения грамоте строится так, чтобы уже в начале изучения звуков и букв представления об этих основных фонетико-графических единицах формировались с учётом их существенных признаков: звуки слышим и произносим, их можно различить на слух по способу произношения, по артикуляционным признакам; буквы видим и пишем, читаем, узнаём по графическим элементам, из которых они состоят. Звуки бывают гласные и согласные (тв. – мягк.), буквы – прописные и строчные, печатные и рукописные. Современная методика обучения грамоте раскрывает учащимсяся в доступной для них форме реальное соотношение между звуками и буквами. Лучше использовать сочетания «буква гласного – согласного звуков». Практически знакомятся с важными правилами орфоэпии – замена в конце слога, слова звука на глухой согласный; в работе над слогоделением необходимо помнить, что аналитические действия учащихсяся осуществляют со звучащим словом, произнесённым в соответствии с орфоэпическими нормами литературного языка.:[а-кно], [ма-рос], [ви-сна], но [мак], [мар-ковь], [май-ка]. Основной метод обучения грамоте. Обучение грамоте – самая древняя отрасль в методике рус.яз. Выдающиеся педагоги прошлого активно занимались проблемами букваристики (Л.Толстой, К.Ушинский, В.П.Вахтёров). Споры о методах обучения грамоте не утихают и по сей день. Классифицируются методы обучения грамоте в зависимости от того: 1) какая единица берется за основу обучения чтению (буква, звук, слог, целое слово); 2) какой вид деятельности является ведущим (анализ, синтез). По исходным языковым единицам различают методы: буквенные, звуковые, слоговые, целых слов. По видам деятельности: аналитические, синтетические, аналитико-синтетические. На современном этапе ведущий метод – звуковой аналитико-синтетический. Основоположник этого метода – К.Д.Ушинский. Ценное в его методе то, что он дал рациональную систему обучения чтению и письму; дети овладевают всеми умственными операциями: анализом, синтезом, абстрагированием, обобщением, умозаключением. Метод з вуковой: обучаясь грамоте, знакомятся с основными звуками рус.яз., учатся выделять их из речи и обозначать буквами, анализировать последовательность звуков в словах, различать согласные твёрдые и мягкие в связи с их обозначением. При изучении звуков дети получают представление об их естественном сочетании в словах. Обозначение звука буквой осуществляется после его выделения из слова и изучения его звучания в словах. Метод аналитико-синтетический: изучение звуков происходит в процессе аналитико-синтетической работы над словом. Звуковой анализ предшествует синтезу. Формирование навыка чтения опирается на различные виды аналитико-синтетической работы над словом: выделение отдельных звуков и определение их места в графической схеме слова, проговаривание слов по слогам при составлении записи. Ведущий принцип этого метода заключается в том, что в формировании у детей начальных умений читать и писать следует идти от звука к букве. Это означает, что перед ознакомлением с буквой нужно выполнить разнообразные слухо-произносительные и аналитико-синтетические действия со звуком, который эта буква обозначает: правильно его произносить, узнавать на слух в разных позициях в слове, выделять из слогов, синтезировать тщательно взятый звук с другими звуками в слоги. В современной методике обучения грамоте этот принцип реализуется двумя путями: 1) введением добукварного периода (оперируют звуками в устной речи); 2) обеспечением структуры уроков по изучению новых букв в букварный период (перед ознакомлением с новой буквой уч-ся должны выполнить целый ряд аналитико-синтетических действий со звуками, которые этой буквой обозначаются). Традиционное в методе: 1)с точки зрения целей формирования личности обучение по данному методу носит воспитательный и развивающий характерр, обеспечивает умственное развитие, требует высокого уровня сознательного чтения и др. видов учебного труда уч-ся; 2) с точки зрения психолого-лингвистической: а) обучение грамоте опирается на живую речь уч-ся; на имеющийся речевой навык, включает систему работы по развитию речи уч-ся; б) за основу берётся звук (внимание к звуковому анализу, синтезу, артикуляции звуков; развитию речевого слуха); в) единица чтения – слияние (слог) – внимание к чтению слогов, их произношению; 3)с точки зрения организационной: а) устанавливает определённую последовательность изучения звуков и букв (частотный принцип); б) выделяются 3 периода обучения (добукварный, букварный, послебукварный); в) чтение и письмо не отрываются, а обучение идет параллельно (сейчас – смешанное – урок обучения грамоте с чередованием этих видов деятельности). Ушинский шёл от письма к чтению. Новое в методе: 1)введение слого-звукового анализа; 2)введение элементов моделирования (схемы – модели слогов слов, предложений); 3)введение пропедевтических элементов грамматики и орфографии; 4)индивидуальный и дифференцированный подход к обучению; 5)воспитывающий характер обучения; 6)формирование навыков самостоятельной работы. Согласно программе возможно применение и других методов обучения грамоте, в частности метода целых слов. Целесообразность его применения объясняется необходимостью обучения школьников (после усвоения чтения по слогам) воспринимать графические образы многих слов целостно, моментально их узнавать на основе предыдущего опыта. Такое умение является обязательным условием хорошо сформированного навыка чтения. К урокам обучения грамоте предъявляются определенные требования: Цель и тема урока сообщаются не в целом, а формулируются по частям на каждом этапе. В конце урока подводятся итоги. Задания формулируются учителем расчлененно, короткими предложениями, конкретными по содержанию. 3. На протяжении урока необходимо активизировать уч-ся, вовлекать их в учебную деятельность (слушать, говорить, читать, писать, работать под руководством учителя, самостоятельно, в парах и т.д.). К.Ушинский: “ Нужно помнить, что дети утомляются бездельем, а не деятельностью ”. 4. Урок не должен быть перегружен наглядными пособиями и дидактическим материалом. Их использование должно быть спланировано в соответствии с целью и задачами урока. 5. При обучении чтению большую часть времени уч-ся должны читать. Следует помнить о проверке понимания читаемого, развитии речи, обучении рассуждать, рассказывать. 6. При обучении письму необходимо проводить упражнения в звуковом анализе слов для записи их по слуху, с использованием картинок и схем, а не только по образцу в прописях. Необходимо сопоставлять сходные звуки в словах и близкие по начертанию буквы. 7. При планировании уроков обучения грамоте следует учитывать не только период работы по звуковому анализу и чтению, а и подготовленность учеников к любой форме работы на уроке. 8. Самостоятельная индивидуальная работа должна быть связана с основным содержанием работы. 9. С самого начала обучения грамоте необходимо уделять внимание слабоуспевающим детям. На всех этапах урока нужно обеспечивать им посильное участие в работе класса и в самостоятельном выпол- нении доступных им заданий.
Обучение слушанию и пониманию. Одно из требований к современному языковому обучению – умение слушать и понимать информацию. Установлено, что такое умение необходимо развивать не только на уроках обучения иност. языка, но и на уроках обучения родному языку. Одно из подготовительных умений, лежащих в основе аудиативных умений, – овладение школьником элементарным звуковым анализом (умение ребенка последовательно и правильно называть звуки в слове: [д] [о] [м]). Важно научить различать на слух гл.и согл. звуки, согл.тв. и мягкие (день [н’], нос [н]) еще до того, когда дети будут знакомиться с буквами, обозначающими данные звуки на письме. Это умение важно для овладения чтением, письмом, а также для сознательного восприятия услышанного высказывания. Развитие аудиативных умений у первоклассников необходимо связывать с обучением восприятию рядов прослушанных слов, словосочетаний, отдельных предложений, небольших по объёму текстов. Предлагается прослушать ряд слов, изученных на предыдущих страницах букваря, которые они должны воспроизвести в произвольном или том же самом порядке; из прослушанных слов назвать только те, что называют школьные предметы, одежду, обувь; из ряда слов-названий животных выбрать и назвать только птиц (рыб, насекомых) и т.д. Развитию речевого слуха и семантической дифференциации слов будут способствовать упражнения, построенные на соотношении родовых и видовых понятий, которые требуют расширения круга видовых понятий, конкретизируют родовые, исключение из ряда слов лишних или лишнего (упражнения словарно-логические): продолжи названия предметов, признаков, действий: ягоды – клубника, малина, черника, смородина, земляника… цвета – синий, красный, зелёный… Какой предмет лишний? фрукты – яблоки, сливы, груши, огурцы. В общении с первоклассниками необходимо употреблять такие слова (названия предметов, действий, признаков), которые с началом учебной деятельности становятся общеупотребительными на разных уроках: учебник, тетрадь, дневник, час, минута; красный, желтый; спрашивать, отвечать, внимательно слушать, сидеть прямо и т.д. Следует исключать слова диалектные, иноязычные, значение которые детям не понятно. Знакомясь с предложением, дети должны понять, что люди общаются с помощью предложений. Только предложения выражают законченную мысль, их можно произнести с определённой интонацией. В работе по формированию умения слушать предложения можно использовать такие виды упражнений: 1. Упражнения на выделение предложений из речевого потока (будут способствовать развитию интонационного слуха): А) Скажи, сколько предложений ты услышал? Повтори последнее предложение. Б) Скажи, что из услышанного предложение, а что нет: Дети готовятся к празднику. Они собрались в дет… Ваня пригласил на праздник маму. Мама сшила ему новую …. Мальчик поблагодарил …. Он наденет новую рубашку на праздник. Это упражнение представляет связный рассказ, помогающий ситуативно дополнить незаконченные предложения. В) Завершите предложения: Вася пасет на лугу… Полезными будут упражнения на завершение сложных предложений. Они развивают ассоциативное мышление детей, побуждают к выбору соответствующих слов, грамматических форм. Г) Мы пошли в библиотеку, чтобы… На море я увидел, как… 2. Упражнения на построение предложений: А) Составь предложения, используя слова: мама, испекла, бабушка, рукавички, большой, пирог. Б) Составь предложение о том: что можно увидеть в лесу; что движется по дороге; за чем следят на стадионе. Такие аудиативные задания на уровне звуков, слов и предложений будут способствовать развитию у первоклассников умения слушать и понимать связный текст, учебную инструкцию, данную в устной форме. Развитие речевых умений (говорение). Речевое развитие, умение высказываться в жизненных и учебных ситуациях – одна из составных детской личности. Речевое развитие школьника– широкое понятие, которое охватывает уровень сформированности звукопроизношения, его соответствия нормам орфоэпии, объему словарного запаса, грамматической организации речи. Поэтому для успешного обучения первоклассников необходимо уделять и этим составным речевого развития. Нарушения звукопроизношения могут быть вызваны: нарушениями речевого аппарата; влиянием другого языка; местными диалектами. Нарушения работы речевого аппарата можно исправить с помощью врача – логопеда. Важно научить детей правильно произносить гласные и согласные звуки, соблюдая нормы лит. произношения. На данном этапе работа проводится с использованием дидактических игр, игровых упражнений с включением речевого материала: чистоговорок, скороговорок, потешек, считалок, стихов, загадок, пословиц, поговорок, игровых сценок, сопровождаемых движениями или без них. Эта работа органично связана со звуковым аналитико-синтетическим методом обучения грамоте, строится на анализе и синтезе звучащей речи путем специальных упражнений, рассказов по картинкам, бесед о прочитанном, рассказывании сказок, пересказов, чтения слогов, слов, предложений. Вне занятий работу над звуковой культурой речи можно организовать на утренней речевой зарядке, на прогулке, в часы игр, во время утреннего прихода детей в школу и перед уходом их домой. С детьми, которые не усваивают учебный материал или плохо его усваивают, необходимо проводить дополнительную работу, организовывать как индивидуальные, так и групповые занятия. Большая часть упражнений для шестилеток носит игровой характер. Это могут быть такие игры: «Позови животных», «Угадай, кто (что) это?», «В зоопарке» (более подробно см. статью Л.Корепиной. Работа над звуковой культурой речи. Развитие речи шестилеток-первоклассников// Нач. шк.– 1987.–№4). Известно, что дети любят рифмованные строки, Там, где это возможно и уместно, для развития звуковой культуры необходимо вводить в урок рифмованные скороговорки, чистоговорки, стихотворения, загадки: Чистоговорки Жи-жи-жи – живут в лесу ежи. Жа-жа-жа—я нашел ежа. Жу-жу-жу – молоко даю ежу. Скороговорки У ежа ежата, у ужа ужата. Не живут ужи, где живут ежи. У Жени жили ужи и ежи. Загадки Иголки лежали, лежали Да под стол побежали. (Еж.) Ребятам весело со мной, На ножке я кружусь одной. Пока верчусь, я не тужу, Кружусь– жужжу, Жужжу – кружу.(Юла.)
Не жужжу, когда сижу, Не жужжу, когда хожу, Если в воздухе кружусь, Тут уж вдоволь нажужжусь. (Жук.) Творческая мысль учителя позволит интерпретировать и варьировать предложенные упражнения, развить и дополнить их. Основное условие для занятий – систематичность, они необходимы на протяжении всего периода школьного обучения. Особенно эффективны подобные занятия в сочетании с музыкальными. Обогащение, уточнение, активизация словарного запаса. Для обогащения словарного запаса большое значение имеет применение разнообразных упражнений. Наиболее эффективные из них – словарно-логические (обогащают словарный запас и развивают логическое мышление). К ним относятся упражнения 1) на соотнесение родовых и видовых понятий; 2) на изъятие лишнего слова; 3) на дополнение логического ряда (мебель: стол, стул, диван, кровать…); 4) противопоставление предметов по разным признакам (животные – растения). Для словарно-логических упражнений можно использовать как слова-названия предметов, так и слова-признаки, слова-действия: 1.Продолжи предложение: Помидор красный, а огурец…, Лимон желтый, а апельсин…, Речка широкая, а ручеек…. 2.Выполни упражнение, подумав над тем, что чем делают: Иголкой шьют, а ножницами…; Кисточкой рисуют, а ручкой…. Эти упражнения будут развивать речевой слух, учить различать значения услышанных слов. Выполняя такие упражнения, дети постепенно будут усваивать не только признаки предметов, но и их внутренние качества (щедрый–скупой, смелый–трусливый), использовать такие слова в своих высказываниях. Уже в период обучения грамоте надо учить строить диалоги на доступные темы. В качестве образца можно использовать тексты с диалогами, данные в букваре (например, в букваре Прищепы Е.С., Колесниченко В.И.): с.90: Встретил как-то ёж ежа. – Как погода, еж? – Свежа. И пошли домой, дрожа, быстро-быстро два ежа с.105 текст “Обида енота”, с.147 текст “Про язык и нос”. Отрабатывая диалогическую форму высказываний, ученики практически усваивают интонацию повествовательных, побудительных, вопросительных предложений, учатся произносить их с различной эмоционально-экспрессивной окраской, употреблять формы обращения, вопросительные слова где? почему? сколько?, специфические для разговорной речи слова неужели, разве, этикетные формы, употребляемые в процессе общения. Необходимо, чтобы эти этикетные формы обращения употреблялись в ежедневном общении. Формирование монологических высказываний у первоклассников происходит на всех типах высказываний – повествованиях, рассуждениях, описаниях. Ученические высказывания могут строиться на основе прочитанного текста, сюжетной иллюстрации, по аналогии с прочитанным, в форме продолжения данного в букваре фрагмента сказки и т.д. Для описания используются предметные рисунки, на которых хорошо переданы существенные признаки изображенного предмета. К элементарным рассуждениям учитель побуждает детей на основе прочитанных текстов букваря и иллюстраций (см. стр. 73, 80 букваря Колесниченко В.И., Прищепы Е.С.). Такие виды заданий по формированию умений строить высказывания (говорить) станут основой для совершенствования этого важного вида речевой деятельности в дальнейшем изучении языка. Обучение чтению. Процесс обучения грамоте состоит из двух органически связанных видов деятельности – чтения и письма. Умение читать обеспечивается синтетическими упражнениями, а писать – аналитическими. По определению Д.Эльконина, чтение – это “процесс воспроизведения звуковой формы слов по графическим (буквенным) моделям, выявлением, активной переработкой, осознанием смысловой информации”. Ребенок, который овладевает умением читать, выполняет умственные действия со звуковым составом слова. Поэтому в добукварный период учитель должен уделять внимание упражнениям в звуковом анализе и звуковом синтезе. Приёмы звукового анализа Добукварный период – научить называть последовательно звуки в словах. Букварный период – элементарная характеристика звуков, звуковой анализ становится составной частью звуко-буквенного. 1. Выделение слова из речевого потока. Подчеркнутое произношение одного из звуков в словах. Приемы выделения звука: а) протяжное произношение – шшшар; б) звукоподражание; в) договаривание недостающего звука в слове, названном учителем: ёжи…к; г) перечисление слов с одинаковым начальным звуком (учитель произносит слова, уч-ся называют звук): море, мир, машина; д) выделение гласного, образующего целый слог: о-сы, у-сы, ю-ла; е) выделение из предложения звука – слова: Груши и яблоки. Это собака, а это кошка; ё) выделение согласного из открытого слога: Ссса-ша; ж) выделение глухого согласного в конце слов: ко т, су п; з) выделение звонких согласных в начале слова со стечением согласных: б рат, г рач. 2. Узнавание и выделение наиболее частотного звука или звуков из слов скороговорки, потешки, песни (Кукушка копилку купила, Кукушку копейки копила. Копеек она накопила, Колечки на лапки купила.) 3. Узнавание и вычленение звука из слова на основе описания его артикуляции. 4. Сопоставление слов, отличающихся одним звуком: рак – мак, коза – коса, сом – сон. Сопоставление слияний СГ - С’Г (задание типа: Какой звук в этих слогах одинаковый: ра, ро,ру, ры, ля, лю, ли?). 5. Узнавание заданного звука в словах, названных учителем, определение его позиции в слове ((начало, середина, конец). Можно включать слова, в которых он отсутствует. Такой прием позволяет концентрировать внимание учащихся, заострять речевой слух. 6. Самостоятельный подбор слов с заданным звуком обеспечивает осмысленное отношение уч-ся к фонетической структуре слова. Можно использовать предметные картинки, наводящие задания: В названиях каких цветов есть звуки [л], [л’]? 7. Перечисление звуков в словах, последовательность их называния. 8. Составление таблиц звуков гласных и согласных. Эти упражнения предусматривают частичный звуковой анализ, носят подготовительный характер. Следует использовать игры-соревнования (Придумай как можно больше слов с определенной буквой или звуком: звук в начале: [н], [н'] или другие). Приведем примеры звуковых синтетических упражнений, которые можно проводить в добукварный и в начале букварного периодов: 1.Образуйте слог (слияние) из двух звуков (звуки называет учитель). 2.Образуйте слог из трех звуков и произнесите его слитно: [п] [л] [а] – пла. Следует помнить, что образуемые слоги должны быть частью реальных слов. Поэтому можно предложить школьникам подобрать слова с образованными слогами: платок, платье. 3. Образовать все возможные слоги с согласными: [д] – да, до, ду, ды, [д’] – [д’а], [д’о], [д’у], [д’э], [д’и]. 4. К названному слогу подобрать подобный, но с противоположным согласным: да – [д’]я, ма – [м’]я, дя – [д]а, мя – [м]а. 5. Образовать слоги: гласный + все согласные (твердые или мягкие): ам, ас, ап, ат, аль, арь, амь. 6. К данным звукам добавить еще один, чтобы получилось слово: нор(а), кра(н), сто(л). 7. Из тех же звуков образуйте новое слово: лиса – сила, сосна – насос, пила – липа. В букварный период синтетические упражнения выполняются в двух видах: чисто звуковом и с опорой на букву, что уже есть собственно чтением. Современные буквари, дидактические материалы к обучению грамоте предлагают достаточное количество синтетических упражнений, заданий, в том числе в занимательной форме, которые готовят учащихся к сознательному чтению слов, предложений, текстов сначала по слогам, а потом и целыми словами. Уже в начале букварного периода школьники читают слоги и слова с твердыми и мягкими согласными звуками, что способствует сознательному и слитному прочтению незнакомых ранее слов. Назовем наиболее распространенные синтетические упражнения с опорой на букву: 1. Чтение слогов по слоговым таблицам (используются на этапе закрепления для коллективной работы). 2. Построение слов из слогов: ны, ли, мо, ма, на. 3. Чтение слов по аналогии: ка –лина мама но – с ма –лина маму ле – с мамы маме 4. Наращивание букв, обозначающих гласные и согласные звуки в начале и конце слов: коса косарь косари косарки 5. Отсечение букв от слова: грачи – грач, мосты – мост. 6.Сопоставление слов по графическому составу с последующим воссозданием их звуковой формы: лес – лось, коза – коса, сад – сядь. 7. Разгадывание ребусов, анаграмм: смола – масло. 8. Игры-соревнования, слоговое лото, буквенное лото. 9. Добавление буквы в середину слова: плот – пилот, наши – нашли, лапа – лампа. 10. Перестановка слогов: сосна – насос, наши – шина. 11. Добавление слога: ро –сли, сли –вы. В букварный период преобладают синтетические действия, но необходимо проводить и звуковой анализ. Выполнение учащимися значительного количества аналитических и синтетических упражнений на протяжении всего периода обучения грамоте является основой для формирования у них правильного представления о звуковой и графической системах родного языка в их взаимосвязи, способствует овладению навыком чтения, закладывает основу для орфографически правильного письма. На изучение новой буквы отводится две страницы букваря: первая страница – даны подготовительные упражнения, включающие разнообразные задания, в основе которых лежат слоги с новой буквой, предметные рисунки и звуковые схемы к ним, аналитико-синтетические упражнения на ознакомление и закрепление новой буквы и ее звуковых значений в разных словах; подготовительные упражнения для чтения слов и предложений с разной буквой. Вторая страница – даны тексты, необходимые для отработки у первоклассников читательских умений. Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|