|
Материалы букваря, виды и приемы работы с нимиТаблицы слогов-слияний (помогают осознавать роль новой буквы, ее место в слоге). Виды слоговых таблиц: 1) с пропущенными слогами; 2) лучеобразные; 3) стрелочные; 4)цепочные. Приемы работы: а) чтение слогов сверху вниз и наоборот; б) чтение слогов с твердыми мягкими согласными; в) чтение слогов со звонкими и глухими согласными; г) чтение слога и договаривание его до полного слова; д) последовательное чтение двух – трех слогов так, чтобы получилось новое слово; е) показ и чтение слога (слогов), услышанных в произнесенных словах. Столбики (колонки) слов – важный структурный элемент страницы букваря, предназначенный для первичного чтения слов с изученной буквой, для звукового анализа. Слоги-ориентиры выделены: утро, просо, рис, трава, мак. Упражнения в чтении: 1)чтение с предварительным анализом по графическим пометам (Сколько слогов? Прочитайте слияние. Прочитайте первый слог, второй, слово в целом); 2) чтение и объяснение лексического значения; 3)чтение слов в прямом и обратном порядке; 4) выборочное чтение (имена людей, клички животных, названия растений и т.д.); 5)чтение слов, отличающихся одной буквой, одним слогом; 6) чтение слов и подбор синонимов, антонимов; 7) чтение слов, являющихся ответом на вопросы типа “Что растет в лесу?”. Различные приемы чтения слов помогут избежать их заучивания, будут способствовать сознательному, многократному прочтению. Для работы со столбиками слов можно предложить пропедевтические задания, предполагающие элементарные наблюдения над фонетическими, графическими, лексическими, грамматическими, словообразовательными признаками. Если в колонках есть слова разных частей речи, необходимо использовать их для формирования у учащихся соответствующих морфологических умений: можно предложить детям поставить вопросы к таким словам: с.53 космос с.82 единый с.84 лебеди косили еловый белые косилка ерши вишни коса ежи летели Можно использовать также слова-названия предметов для формирования у первоклассников практического представления о роде, числе имен существительных, формировать умение подставлять к каждому названию предмета слова он, она, оно, они; можно также провести первичное ознакомление с различением названий живых и неживых предметов по вопросам кто? что?. Сознательным речевым действиям первоклассников, связанным с формированием у них грамматически правильной речи, будут способствовать упражнения в чтении предложений, сконструированных из слов и предметных рисунков, использованных вместо слов, которые дети еще не умеют прочитать. Слово, которое добавляет ученик в предложение в процессе его чтения вместо изображенного предмета или условного обозначения, что также символизирует слово, он должен поставить в необходимую грамматическую форму. В отдельных случаях ученикам приходится дополнять предложения антонимичными, синонимичными формами, правильно сочетать глаголы с другими словами. Связные тексты используются для отработки навыка чтения и формирования элементарных умений анализировать текст. Приемы работы с текстом можно использовать такие: 1. Чтение по предложениям «цепочкой». 2. Выборочное чтение предложений в качестве ответов на вопросы, подписей к картинкам. 3. Пересказ прочитанного. 4. Подбор заглавия к тексту. 5. Составление рассказа по аналогии с прочитанным. 6. Чтение текста и работа над выразительностью. 7. Ответы на вопросы по содержанию в целях проверки сознательности чтения. 8. Чтение текста после беседы по сюжетной картинке. 9. Чтение текста и лексическая работа. Для работы с текстом обязательна подготовительная работа к восприятию; показательное чтение текста учителем; использование дополнительных материалов для индивидуального чтения; печатанье текста на доске; многократное прочтение как по слогам, так и целыми словами и предложениями; еженедельные 20-минутные занятия с детской книгой. Сюжетные картинки используются для разъяснения содержания текста и для работы по развитию речи. Упражнения для работы с сюжетными картинками: 1)ответы на вопросы (беседа); 2)составление предложений; 3)составление связных текстов Серии сюжетных картинок используются для составления предложений к каждой, а затем для объединения предложений в связный рассказ. Предметные картинки могут быть использованы для звуковой работы (называют предмет, анализируют звуковой состав слова; называют предметы и сравнивают звучание слов, определяют наличие изученного звука), а также для лексической (называют предмет, объясняют его лексическое значение; наблюдают явление многозначности; сравнивают слова, являющиеся названиями предметов или признаков, наблюдают над синонимами, антонимами). Группы предметных картинок служат для словарно-логических упражнений: 1)на различение родо-видовых понятий (как назвать одним словом?); 2)классификацию предметов (какой предмет лишний и почему?); 3)сопоставление слова со звуковой схемой; 4) обобщение (Чьи вещи? Где растут деревья?). Схемы-модели используются для аналитико-синтетической работы: - проводится звуковой анализ слов с опорой на данную схему (можно предложить такие задания: соотнеси картинки и схемы; соотнеси схемы и слова; соотнеси картинки, схемы, слова); - звуковой анализ и составление схемы; - сопоставление звукового состава слова с несколькими схемами и выбор соответствующей; - анализ структуры предложения с опорой на схему или с последующим составлением схемы; - чтение предложений, часть которых обозначена схемой, т.е. «дочитывание предложений»; - составление предложений по схемам. Лента (таблица) букв может быть использована на этапе повторения, изучения новогоматериала, закрепления новых звуков и букв. Приемы работы с «лентой букв» на этапе повторения пройденного: 1) Ежедневное хоровое и индивидуальное проговаривание букв и звуков с опорой на «лент букв» по плану: - прочитайте гласные буквы (чтение парами: а - я,...); - прочитайте гласные, обозначающие мягкость (твердость) согласного звука; - прочитайте гласные буквы, которые обозначают два звука; - прочитайте согласные буквы (в порядке следования на «ленте букв», парные прочитываются парами); - прочитайте парные согласные (называется пара звуков [б] - [б,]); - прочитайте непарные звонкие (глухие) согласные; - назовите согласные, которые являются всегда мягкими (твердыми); - какие буквы звуков не имеют? Для чего используется мягкий знак? Для индивидуального опроса используются задания выборочно. 2) Характеристика отдельных букв с опорой на «ленту букв»: - гласная - согласная; - гласная: назвать звук; обозначает мягкость — твердость; может обозначать два звука в начале слова и после гласных; - согласная: назвать правильно букву; назвать пару звуков по глухости — мягкости (если есть); парный — непарный, звонкий — глухой, назвать пару по звонкости — глухости (для парных). Выбор букв для характеристики определяется исходя из темы урока (для характеристики берутся буквы, сходные по характеристикам с изучаемыми на данном уроке). Работая с лентой букв на этапе изучения нового материала, можно использовать такие приемы: 1. Определение места буквы на «ленте букв». 2. Характеристика звуков, которые обозначаются данной буквой. 3. Найти буквы, которые имеют похожие характеристики: обозначают два звука, непарные по глухости, обозначают мягкость согласного. На этапе закрепления и обобщения: для работы с лентой (таблицей) букв используются такие приемы: 1. Игра «Что изменилось?» Дети закрывают глаза. Учитель меняет некоторые буквы на «ленте букв» местами и отвечают на вопрос: Какие буквы стоят не на своих местах? Докажите. 2. Игра «Отгадайте букву». 1 вариант: Учитель дает характеристику букве: «Эта буква обозначает мягкость согласного, но не является гласной». Ученики называют букву. 2 вариант: К доске вызывается ученик, который встает к доске спиной. Учитель показывает молча букву. Характеристику дают дети. Вызванный к доске ученик должен назвать или показать букву. Наряду с аналитико-синтетическим звуковым методом обучения грамоте новая программа позволяет использовать и другие методы обучения чтению, например, метод целых слов. Уместность применения этого метода объясняется необходимостью научить первоклассников после того, как они овладеют слоговым чтением, воспринимать и быстро опознавать графические образы уже знакомых слов и целыми словами воспроизводить их на основе ранее ранее приобретенного читательского опыта. С этой целью учитель может предложить ученикам индивидуальные карточки или таблицу на доске со словами, которые читались на предыдущих страницах букваря. Задание: прочитайте сначала не спеша, а потом как можно быстрее. 2 буквы – на 3 буквы – над 4 буквы – нить 5 букв – носок. Такие таблицы можно предлагать ученикам для чтения после каждой 5-6 изученной буквы. Отрабатывая чтение таким способом, будем работать над усовершенствованием навыка чтения, что важно в букварный и послебукварный периоды обучения. В работе с первоклассниками большое внимание надо уделять разнообразным видам чтения: чтению вслух и молча, цепочкой, выборочно, хором, с интонацией. Тексты с диалогами можно читать в лицах, что позволит отрабатывать выразительное чтение повествовательных, вопросительных, побудительных предложений, предложений с восклицательной интонацией. Для развития самостоятельности учащихся в чтении необходимо практиковать самостоятельное чтение вполголоса, во время которого каждый ученик сможет активно включиться в процесс чтения на уроке. Образец выразительного чтения стихотворения или художественного прозаического текста учитель дает сам или использует ТСО. Сознательность чтения формируется на основе выполнения разных заданий, построенных на материале букварных страниц: 1. Определите, к какому рисунку относится предложение. 2. Назовите действующих лиц, о которых идет речь в тексте. 3. Найти слова, которые передают названия изображенных предметов. 4. Рассказать, кто что делает в прочитанном тексте. 5. Прочитать начало сказки и подумать, как ее продолжить. 6. Составить предложения со словами, данными в столбиках. 7. Напечатать слова в тетради. Первоклассникам надо также предлагать материал, который имеет коммуникативную направленность: короткие инструкции к игровым и учебным заданиям, тексты поздравлений, пожеланий, написанных учителем или одноклассниками, чтение подписей под серией картинок, аннотацию к книге, которую надо прочитать. Такие задания помогут первоклассникам осознать важность и полезность навыка чтения. Чтобы проверить навык чтения текста, необходимо предлагать варианты текстов, чтобы избежать заучивания их наизусть.
Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|