|
Особенности и методы, правовые формы
Категории «финансовая деятельность» присущи целостность, глобальность и основательность, реализуемые через совокупность принципов финансового права. Обеспечивая движение денежных средств в интересах всего общества, финансовая деятельность государства и муниципальных образований носит публичный характер, т.е. независимо от того, кто является участником конкретных финансовых правоотношений (Российская Федерация, ее субъект, муниципальное образование или их органы, должностные лица), по своей сути, форме и методам правового регулирования финансовая деятельность всегда публична с соответствующим распределением предметов ведения и компетенции. Поэтому финансовая деятельность в тех или иных формах осуществляется всеми органами государства[79]. Итак, финансовая деятельность государства — это осуществление им функций по планомерному образованию (формированию), распределению и использованию денежных фондов (финансовых ресурсов) в целях реализации задач социально-экономического развития, обеспечения обороноспособности и безопасности страны, поддержания деятельности государственных органов. Финансовая деятельность муниципальных образований, осуществляемая через органы местного самоуправления, представляет собой осуществление функций по планомерному образованию (формированию), распределению и использованию муниципальных (местных) денежных фондов в целях реализации социально-экономических задач местного значения и обеспечения финансовыми ресурсами деятельности органов местного самоуправления. Финансовой деятельности государства свойственны свои организационно-правовые особенности. Во-первых, в отличие от других сфер деятельности государства она имеет межотраслевой характер, поскольку аккумуляция, распределение и использование финансовых ресурсов затрагивают все отрасли и сферы государственного управления. Кроме того, в процессе финансовой деятельности государство контролирует работу государственных органов, а также предприятий, организаций, учреждений по реализации их задач, независимо от отраслевой принадлежности. Во-вторых, осуществление государством финансовых функций протекает в виде деятельности как представительных, так и исполнительных органов власти (государственного управления). В-третьих, сфера финансовой деятельности относится к ведению федеральных органов, органов субъектов РФ, а также органов местного самоуправления. Кроме того, имеется область совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов[80]. Финансовая деятельность осуществляется уполномоченными органами и субъектами с помощью разнообразных методов. Их различие определяется тем, с какими субъектами уполномоченные лица вступают в отношения, а также конкретными условиями собирания и распределения денежных средств. Соответственно двум сторонам финансовой деятельности методы ее осуществления принято делить на методы мобилизации фондов денежных средств и методы их распределения (перераспределения). Для аккумулирования денежных средств в централизованные фонды применяются методы добровольных и обязательных платежей. Методы обязательных платежей реализуются через механизмы налогообложения, отчислений во внебюджетные фонды, обязательного страхования. Добровольное привлечение денежных средств реализуется через государственные и муниципальные займы, лотереи, вклады в кредитные учреждения, благотворительные пожертвования и т. д.
При распределении денежных средств применяются два основных метода: финансирование (плановая, целевая, безвозмездная, безвозвратная выдача денежных средств из бюджета) и кредитование (плановая, целевая, но возвратная и возмездная выдача средств). Формы финансовой деятельности государства разнообразны, и по своему характеру могут быть: ü правовыми (выражаются в принятии правовых актов в связи с установлением или применением норм); ü неправовыми (организаторская, подготовительная, аналитическая работа в области финансовой деятельности, предществующая принятию финансово-правовых актов). Финансово-правовые акты — это принятые в предусмотренной форме и имеющие юридические последствия решения государственных органов и органов местного самоуправления по вопросам финансовой деятельности, входящим в их компетенцию. Они устанавливают, изменяют или отменяют финансово-правовые нормы или служат основанием для возникновения, прекращения, изменения конкретных правоотношений. По юридическим свойствам финансово-правовые акты подразделяются на: · нормативные (акты, которые регулируют группу однородных финансовых отношений и содержат общие правила поведения их участников, т.е. правовые нормы); · индивидуальные (акты, в которых конкретизируются общие правила, установленные в нормативных актах; каждый из которых предусматривает один какой-либо конкретный случай, обращен к точно определенным участникам финансовых отношений, ведет к возникновению, изменению или прекращению конкретных финансовых правоотношений). По юридической природе финансово-правовые акты делятся на: · законодательные (законы, принимаемые соответствующими представительными органами государственной власти: федеральные и субъектов РФ по вопросам финансовой деятельности); · подзаконные (акты всех других государственных органов и органов местного самоуправления, основанные на законе и принятые во исполнение закона: указы, постановления, приказы и т.д.). Характерной особенностью финансово-правовых актов является наличие среди них большой группы финансово-плановых актов. Финансово-плановые акты — это акты, принимаемые в процессе финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления, которые содержат конкретные задания в области финансов на определенный период, т.е. являются планами по мобилизации, распределению и использованию финансовых ресурсов. К финансово-плановым актам относятся: основные финансовые планы государства — федеральный бюджет РФ, государственные бюджеты субъектов РФ, местные бюджеты муниципальных образований; бюджеты государственных внебюджетных фондов; финансово-кредитные и кассовые планы банков; финансовые планы страховых организаций; финансовые планы и сметы министерств, ведомств, других органов государственного управления и органов местного самоуправления; финансовые планы (балансы доходов и расходов) предприятий и организаций; бюджетные сметы бюджетных учреждений и др. Юридическое оформление финансово-плановых актов осуществляется принятием актов соответствующих государственных и муниципальных органов. Так, федеральный бюджет утверждается федеральным законом, смета учреждения — органом исполнительной власти, которому это учреждение подчинено. Утвержденный в установленном порядке финансово-плановый акт регулирует финансовые отношения и вызывает юридические последствия, как любой финансово-правовой акт[81].
Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|