|
ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Финансовый контроль: понятие, принципы, виды, Методы. Компетенция органов власти (государственных и Муниципальных) в области финансового контроля. Аудиторский финансовый контроль. Финансовый контроль: понятие, принципы, Виды, методы
Финансовый контроль [99] — это контроль соблюдения законности и целесообразности действий в области образования, распределения и использования государственных, муниципальных и иных денежных фондов (финансовых ресурсов) публичного характера в целях эффективного социально-экономического развития страны в целом и ее регионов. Значение финансового контроля выражается в том, что при его проведении проверяются: 1) соблюдение установленного в области финансовой деятельности правопорядкавсеми органами государственной власти и местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, организациями, гражданами; 2) экономическая обоснованность и эффективность осуществляемых действий, соответствие их задачам государства и муниципальных образований. Финансовому контролю как неотъемлемой части финансовой деятельности присущи те же принципы, на которых строится ее осуществление и которые законодательно закреплены в Конституции РФ и иных нормативно-правовых актах, в частности: принцип законности; принцип гласности; принцип федерализма; принцип плановости. Наряду с названными общими принципами финансовый контроль строится и на cooтветствуюших специфических принципах, которые изложены в Лимской декларации руководящих принципов контроля[100]. К ним относятся: независимость и объективность, компетентность и гласность. Так, например, согласно ст. 5 Декларации «высшие контрольные органы могут выполнять возложенные на них задачи объективно и эффективно только в том случае, когда они независимы от проверяемых ими организаций и защищены от постороннего влияния. Хотя государственные органы не могут быть абсолютно независимы, так как они являются частью государства в целом, высший контрольный орган должен иметь функциональную и организационную независимость, необходимую для выполнения возложенных на него задач. Учреждение высшего контрольного органа и необходимая степень его независимости должны быть заложены в Конституции, детали могут быть установлены соответствующим законом. В частности, соответствующая юридическая защита верховного суда должна быть гарантирована против любого вмешательства, подрывающего независимость и контрольные полномочия высшего контрольного органа». Финансовый контроль подразделяется на несколько видов по разным основаниям. Так, в зависимости от времени проведения контроль может быть: предварительным (проводится до совершения операций по образованию, распределению и использованию денежных фондов); текущим (осуществляется в процессе совершения денежных операций); последующим (проводится после совершения финансовых операций). В зависимости от волеизъявления субъектов контрольных правоотношений контроль подразделяют на: обязательный (проводится в силу требований законодательства, либо по решению компетентных государственных органов); инициативный (осуществляется по самостоятельному решению хозяйствующих субъектов: собственными силами (внутренний контроль), либо посредством привлечения аудиторов или аудиторской организации). В зависимости от особенностей правового статуса субъектов контрольной деятельности выделяют: государственный, муниципальный, общественный и аудиторский финансовый контроль. В зависимости от содержания финансовый контроль делится на: бюджетный, налоговый, страховой, валютный, на рынке ценных бумаг. Финансовый контроль проводится разнообразными методами, среди которых: ревизии, проверки, рассмотрение проектов финансовых планов, заявок, отчетов о финансово-хозяйственной деятельности, заслушивание докладов, информации должностных лиц, наблюдение, обследование, анализ и др. Так, наблюдение направлено на ознакомление с состоянием финансовой деятельности проверяемого субъекта. Возможно проведение обследования отдельных сторон финансовой деятельности с использованием таких приемов, как анкетирование и опрос. Проверка проводится на месте, в ходе ее используются балансовые, отчетные и расходные документы в целях выявления нарушений финансовой дисциплины и устранения их последствий. Анализ также направлен на выявление нарушений финансовой дисциплины с помощью различных аналитических приемов. Основной метод финансового контроля – ревизия, т.е. наиболее глубокое, полное и всестороннее обследование финансово-хозяйственной деятельности предприятий, организаций, учреждений с целью проверки ее законности, эффективности и целесообразности. По объекту проверки ревизии бывают: документальные (проверяются документы, в особенности первичные денежные документы (счета, платежные ведомости, ордера, чеки), а не только отчеты, сметы и т.п.); фактические (помимо документов проверяется наличие денег, материальных ценностей); полные (сплошные) (проверка всей деятельности предприятия, организации, учреждения за определенный период); выборочные (частичные) (контроль направлен на отдельные стороны финансово-хозяйственной деятельности: проверка командировочных расходов, работы по приему налоговых и страховых взносов и т.п.). По организационному признаку ревизии могут быть: плановыми (предусмотрены в плане работы соответствующего органа); внеплановыми (назначаются в связи с поступлением сигналов, жалоб и заявлений граждан, требующих неотлагательной проверки); комплексными (проводятся совместно несколькими контролирующими органами). По окончании ревизии членами комиссии составляется акт ревизии — документ, имеющий важное юридические значение. Он подписывается лицами, производившими ревизию, а также руководителем и главным бухгалтером проверяемого юридического лица. В акте ревизии указываются ее цели, основные результаты проверки, выявленные факты нарушений финансовой дисциплины, указываются причины, повлекшие данные нарушения, а также виновные в данных нарушениях лица и предлагаются меры по ликвидации названных нарушений и меры ответственности виновных лиц. Если у руководителя и главного бухгалтера имеются замечания и возражения, то они приобщаются к акту ревизии. На основе акта ревизии принимаются меры по устранению выявленных нарушений финансовой дисциплины, возмещению причиненного материального ущерба, виновные привлекаются к ответственности, разрабатываются предложения по предупреждению нарушений. В случае необходимости в ходе ревизии составляется промежуточный акт, а материалы ревизии направляются следственным органам для возбуждения уголовного дела. Руководитель проверяемой организации должен принять меры к устранению выявленных нарушений до окончания проведения ревизии. Необходимо отметить, что институты финансового контроля взаимодействуют с институтами финансово-правового принуждения, в том числе финансово-правовой ответственности[101], поскольку применение последних обусловлено результатами контрольных мероприятий. Особенностью финансово-правового принуждения является то, что оно имеет собирательный, комплексный характер, так как включает в себя меры принуждения, обеспечивающие функционирование финансово-правового механизма в различных сферах, а именно: бюджетной, налоговой, банковской, обязательного социального страхования. Термином «финансово-правовая ответственность» также обозначается система различных ее подвидов: налоговая ответственность, бюджетная ответственность, финансовая ответственность в сфере банковской деятельности, финансовая ответственность в сфере обязательного социального страхования. Каждый из перечисленных институтов финансово-правового принуждения имеет собственное правовое регулирование, закрепленное специальным, а иногда и не одним нормативным актом. Дело в том, что отсутствует единый акт, который устанавливал бы нормативные положения, относящиеся ко всем подвидам финансово-правового принуждения и ответственности. Это является существенной особенностью финансово-правового принуждения, поэтому его изучение требует рассмотрения составляющих содержание финансово-правового принуждения институтов: налогово-правового принуждения, бюджетно-правового принуждения, финансово-правового принуждения в сере банковской деятельности, а также финансово-правового принуждения в сере обязательного социального страхования. Н.И. Химичева дает следующее определение финансово-правовой ответственности: «финансово-правовая ответственность – ограничениеправ лица, налагаемое по решению уполномоченного органа в связи с совершением финансового правонарушения в целях наказания нарушителя субъективных интересов в сфере финансово-правового регулирования и предупреждения совершения им иных правонарушений». По мнению Ю.А. Крохиной финансовая ответственность представляет собой обязанность лица, виновного в совершении финансового правонарушения, претерпевать меры государственно-властного принуждения, предусмотренные санкциями финансового законодательства, состоящие в возложении дополнительных юридических обязанностей имущественного характера и применяемые компетентными органами в установленном процессуальном порядке.
Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|