|
Понятие об аудите и аудиторской деятельности. Место аудита вСтр 1 из 10Следующая ⇒ Понятие об аудите и аудиторской деятельности. Место аудита в Виды аудита. По виду деятельности проверяемого экономического субъекта аудит подразделяется на: - банковский аудит ( проверяемые организации – банки и другие кредитные учреждения); - страховой аудит (проверяются страховые организации и общества взаимного страхования); - аудит инвестиционных институтов и бирж (проверяются инвестиционные институты, товарные и фондовые биржи); - общий аудит (проверяемые субъекты – организации прочих видов деятельности). Данная классификация введена потому, что аудиторские аттестаты и лицензии выдаются отдельно по каждому из перечисленных видов аудита. По степени обязательности аудит подразделяется на: - обязательный аудит; - инициативный аудит. Обязательный аудит осуществляется на основе требований законодательных и нормативных актов РФ, устанавливающих обязательность проверки годовой бухгалтерской отчетности для отдельных категорий экономических субъектов. Он проводится ежегодно. В статье 5 Федерального закона № 307-ФЗ установлены основные критерии деятельности экономических субъектов, по которым их бухгалтерская (финансовая) отчетность подлежит обязательной ежегодной аудиторской проверке. К экономическим субъектам относятся: - открытые акционерные общества независимо от числа их участников (акционеров) и размера уставного капитала; - банки и другие кредитные учреждения; - бюро кредитных историй; - страховые организации и общества взаимного страхования; - товарные и фондовые биржи; - инвестиционные институты (инвестиционные и чековые фонды, холдинговые компании); - внебюджетные фонды; - благотворительные и иные (не инвестиционные) фонды, источниками образования средств которых являются добровольные отчисления юридических и физических лиц; - организации, у которых объем выручки от реализации продукции (работ, услуг) за год, предшествующий отчетному, превышает 50 млн. руб. или сумма активов балансов на конец года, предшествующего отчетному, превышает 20 млн. руб. Инициативный аудит осуществляется по решению экономического субъекта. Инициативный аудит может иметь место, например, в следующих случаях: - руководство организации хочет удостовериться в том, что бухгалтерия правильно ведет учет и исчисляет налоги; - собственник не доверяет директору организации и хочет проконтролировать его работу; - банк выдает организации кредит и хочет быть уверенным в достоверности баланса и отчета о прибылях и убытках. По составу и объему проверяемой документации аудит подразделяется на: 1) аудит годовой бухгалтерской отчетности; 2) специальный аудит. Аудит годовой бухгалтерской отчетности осуществляется независимой аудиторской фирмой (независимым аудитором) и имеет своей целью выражение аудитором профессионального мнения о степени достоверности проверяемой отчетности организации. Мнение это выражается в аудиторском заключении. Специальный аудит – это проверка интересующих экономического субъекта конкретных вопросов, касающихся его деятельности. Целью специального аудита может быть: - подтверждение законности совершенных хозяйственных операций; - подтверждение правильности исчисления налогов и составления налоговых деклараций (налоговый аудит); - проверка правильности организации производства, эффективности методов управления (управленческий аудит); - проверка соответствия отдельных показателей деятельности предприятия установленным требованиям, например экологическим (экологический аудит) и т. д. По аудиту годовой бухгалтерской отчетности составляется официальное аудиторское заключение. Результат специального аудита может быть обобщен в ином документе (экспертном заключении, заключении по результатам проверки и т. д.). По виду исполнителя аудиторских услуг аудит разделяют на: • внешний аудит; • внутренний аудит. Под внешним аудитом понимают оказание аудиторских услуг (проведение проверки, оказание сопутствующих услуг) независимой аудиторской фирмой (независимым аудитором). Главная цель внешнего аудита – дать объективные, реальные и точные сведения об аудируемом объекте. Заказчиками внешнего аудита могут являться государственные, собственники предприятия: акционеры, инвесторы, государство, частные лица, банки и другие кредитные учреждения. Внутренний аудит (финансовый контроллинг) – это элемент системы внутреннего контроля на предприятии. Службы внутреннего аудита создаются, как правило, на крупных предприятиях, имеющих разветвленную сеть филиалов. Цель внутреннего аудита – помочь сотрудникам организации эффективно выполнять свои функции. Задачами служб внутреннего аудита могут быть: 1) подтверждение достоверности информации, предоставляемой руководству; 2) контроль за состоянием и сохранностью активов; 3) исполнительский контроль; 4) оценка эффективности управления, производства, финансовых вложений и т. д. Услугы сопутствующие аудиту Услуги, сопутствующие аудиту, - услуги, которые аудиторы (аудиторские организации) могут оказывать клиентам, кроме проведения аудиторских проверок. Под оказанием сопутствующих аудиту услуг понимается предпринимательская деятельность, осуществляемая аудиторскими организациями помимо проведения аудита. Оказание таких услуг требует от исполнителей соблюдения в установленных случаях независимости, а также наличия профессиональной компетентности в областях аудита, бухгалтерского учета, налогообложения, хозяйственного права, экономического анализа. Аудиторские организации и индивидуальные аудиторы оказывают следующие виды сопутствующих услуг: - услуги в области бухгалтерского учета (постановка, восстановление и ведение бухгалтерского учета); - правовое, налоговое, управленческое, бухгалтерское консультирование, а также представительство в судебных и налоговых органах по налоговым и таможенным спорам; - проведение маркетинговых, научно-исследовательских и экспериментальных исследований; - анализ финансово-хозяйственной деятельности организации и индивидуальных предпринимателей, а также оценка стоимости их имущества и предпринимательских рисков; - автоматизация бухгалтерского учета и внедрение информационных технологий; - разработка и анализ инвестиционных проектов, составление бизнес-планов; - обучение в установленном законодательством РФ порядке специалистов в областях, связанных с аудиторской деятельностью. - оказание иных услуг, связанных с аудиторской деятельностью. Для выполнения сопутствующих аудиту работ и оказания услуг аудиторская организация должна иметь лицензии на выполнение работ и оказание услуг, если они подлежат лицензированию. Правовое регулирование услуг, сопутствующих аудиту, осуществляются следующими нормативными актами: - Федеральным законом «Об аудиторской деятельности» от 28.12.2008 № 307-ФЗ; - Правилом (стандартом) аудиторской деятельности «Характеристику сопутствующих аудиту услуг и требования, предъявляемые к ним», одобренным Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ; Сопутствующие аудиту услуги можно классифицировать: - по совместимости с проведением обязательного аудита: - на услуги, совместимые с проведением в организации обязательного аудита; - услуги, несовместимые с проведением обязательной аудиторской проверки. - по характеру действий аудитора: - на услуги действия – услуги по созданию документов, которые не созданы проверяемым экономическим субъектом. Состав этих документов определяется в договоре с экономическим субъектом; - услуги контроля – услуги по проверке документов, контролю за ведением учета, начисления и уплаты налогов и иных обязательных платежей; - информационные услуги – услуги по подготовке консультаций по различным вопросам, обучение, семинары ит.п. К несовместимым с проведением у экономического субъекта обязательного аудита, относятся услуги:- по ведению бухгалтерского учета;- восстановлению бухгалтерского учета;- составлению налоговых деклараций;- составлению бухгалтерской отчетности.
(Дополнительно то же самое): Сопутствующие аудиту услуги можно разделить на два вида: услуги, совместимые с проведением у экономического субъекта обязательной аудиторской проверки, и услуги, несовместимые с проведением у экономического субъекта обязательной аудиторской проверки. Услуги, совместимые с проведением у экономического субъекта обязательной аудиторской проверки, оказываются в области постановки бухгалтерского учета; контроля ведения учета и составления отчетности; контроля начисления и уплаты налогов и иных обязательных платежей; анализа хозяйственной и финансовой деятельности; оценки экономических и инвестиционных проектов, экономической безопасности систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля экономического субъекта; представления интересов экономического субъекта по доверенности перед третьими лицами; проведения семинаров, повышения квалификации и обучения персонала экономических субъектов, и в частности аудиторских организаций; научной разработки, издания методических пособий и рекомендаций по бухгалтерскому учету, налогообложению, анализу финансово-хозяйственной деятельности, аудиту, хозяйственному праву; компьютеризации бухгалтерского учета, составления отчетности, расчетов по налогообложению, анализа хозяйственной деятельности, аудита и т.д.; консультационных услуг по вопросам финансового, налогового, банковского и иного хозяйственного законодательства, инвестиционной деятельности, менеджмента, маркетинга, оптимизации налогообложения,
Организаций аудиторов. В России система нормативного регулирования аудиторской деятельности все еще находится в стадии становления. Происходит процесс определения прав и обязанностей органов, регулирующих аудиторскую деятельность, определение роли и функций государственных и общественных аудиторских организаций. Нормативное регулирование аудита представляет собой многоуровневую систему. Система нормативного регулирования аудиторской деятельности имеет следующие уровни: - законодательный - главным законодательным актом является № 307 ФЗ от 30.12.08 «Об аудиторской деятельности» - нормативный - федеральные стандарты (правила) аудита, которые определяют общие вопросы регулирования аудиторской деятельности, обязательные для всех субъектов рынка, а также устанавливают нормы аудита, обязательные для всех субъектов аудиторской деятельности; - методический - внутренние правила (стандарты) саморегулируемых организаций, а также нормативные документы министерств и ведомств, которые упорядочивают специфические особенности аудита по видам (общий, страховой, банковский, аудит инвестиционных институтов); - внутрифирменный - внутренние стандарты аудиторской деятельности, которые разрабатывают аудиторские организации и индивидуальные аудиторы на базе федеральных правил (стандартов) и практики аудита. Первый (верхний) уровень включает Закон об аудите (аудиторской деятельности). Закон об аудиторской деятельности в России относится к основным законодательным актам. В нем изложены положения, которые позволяют осуществлять общее правовое регулирование аудиторской деятельности в России. В дополнение к Закону «Об аудиторской деятельности» принимаются различные дополнительные нормативные документы, регулирующие и уточняющие частные вопросы осуществления аудиторской деятельности. Эти нормативные документы формируют второй уровень системы нормативного регулирования аудита. Это приказы, положения, письма по вопросам лицензирования, аттестации, предоставления информации и отчетов по результатам осуществления аудиторской деятельности. К документам третьего уровня, регулирующим аудиторскую деятельность в России, относятся федеральные правила (стандарты). Они определяют общие вопросы регулирования аудиторской деятельности, обязательные для исполнения субъектами рынка. Правила (стандарты) аудиторской деятельности - это единые требования к порядку осуществления аудиторской деятельности, оформления и оценки качества аудита и сопутствующих ему услуг, а также порядку подготовки аудиторов и оценки их квалификации. Четвертый уровень включает внутренние стандарты профессиональных аудиторских объединений, а также нормативные акты министерств, устанавливающие правила организации аудиторской деятельности и проведения аудита применительно к конкретным отраслям, организациям и по отдельным вопросам налогообложения, финансов, бухгалтерского учета, хозяйственного права. Пятый уровень включает внутрифирменные стандарты аудиторской деятельности, которые разрабатывают аудиторские организации, и индивидуальные аудиторы на базе федеральных правил (стандартов) и практики аудита. Содержание и форма таких документов являются прерогативой аудиторских фирм, их ноу-хау. Они определяют качество аудита и престиж аудиторских фирм. Для соблюдения нормативных документов в области аудита осуществляется государственный контроль за аудиторской деятельностью. Общий контроль качества аудита осуществляет уполномоченный федеральный орган государственного регулирования аудиторской деятельности. Положение о федеральном органе утверждает Правительство Российской Федерации. Планирование аудиторской проверки. Аудиторская проверка должна отвечать определенному набору требований и состоять из определенных этапов. Условно аудиторскую проверку можно разделить на три этапа: 1) планирование; 2) сбор аудиторских доказательств; 3)завершение аудита. Не все этапы аудита выполняются последовательно, некоторые идут одновременно, например: 1) изучение и оценка системы внутреннего контроля могут проводиться и на стадии сбора аудиторских доказательств; 2) планирование может происходить не только в начале, но и в ходе аудита, а документирование аудита осуществляется на всех этапах, но именно на третьем этапе аудиторский файл приобретает законченный вид. Все этапы аудиторской проверки регламентируются определенными федеральными правилами (стандартами). Планирование аудиторской деятельности регламентируется федеральным правилом (стандартом). Положения стандарта применяются в первую очередь к проверкам, которые аудитор проводит не первый год в отношении данного аудируемого лица. Планирование, являясь первым этапом проведения аудита, состоит в разработке аудиторской организацией общего плана и программы аудита с указанием ожидаемого объема, графиков и сроков проведения аудита. Аудиторская программа определяет объем, виды и последовательность осуществления аудиторских процедур необходимых для формирования аудиторской организацией обоснованного мнения о бухгалтерской отчетности. Основными принципами планирования аудита являются: комплексность, непрерывность и оптимальность. Выделим и дадим характеристику основных этапов планирования: 1) предварительный; 2) подготовка и составление общего плана аудита; 3) подготовка и составление программы аудита. Основные источники информации об экономическом субъекте: устав, документ о регистрации экономического субъекта, учетная политика, бухгалтерская отчетность и т.д. На этапе предварительного планирования аудиторская организация оценивает возможность проведения аудита, считая возможным проведение аудита аудиторская организация готовит письмо – обязательство о согласии на проведение аудита и отсылает его экономическому субъекту, затем формируется группа аудиторов для проведения проверки и заключения договора на оказание аудиторских услуг. Разработка общего плана и программы аудита основывается на предоставлении данных об экономическом субъекте, а также на объеме, результатах проведенных аналитических процедур, выявляются области наиболее значимые для аудита. В процессе подготовки и общего плана и программы аудита аудиторская организация оценивает эффективность системы внутреннего контроля у экономического субъекта. При подготовке общего плана и программы аудита аудиторской организации для нее уровень существенности и аудиторский риск, позволяющие считать бухгалтерскую отчетность достоверной. С учетом установленного риска и уровня существенности планируюся необходимые аудиторские процедуры. Программа проведения аудита включает этапы, аналогичные тем, что и разработка общего плана аудита. Аудитору следует документально оформить программу аудита. В зависимости от изменений условия проведения аудита и результатов аудиторских процедур, программу аудита можно пересмотреть. При этом причины и результаты изменения следует документировать. Выводы аудитора по каждому разделу программы документально отражаются в рабочих документах аудитора. Существенность в аудите. Существенность в аудите — это вероятность того, что применяемые аудиторские процедуры позволяют определить наличие ошибки в отчетности экономического субъекта и оценить их влияние на принятие соответствующих решений ее пользователями. Информация об отдельных активах, обязательствах, доходах, расходах и хозяйственных операциях, а также составляющих капитала считается существенной, если ее пропуск или искажение может повлиять на экономические решения пользователей, принятые на основе финансовой (бухгалтерской) отчетности. Аудитор не может выразить мнение о степени достоверности финансовой отчетности с абсолютной уверенностью, так как имеются присущие аудиту ограничения, влияющие на возможность обнаружения существенных искажений в силу объективных, субъективных и прочих причин. К объективным причинам относятся: § использование аудитором систем тестирования; § наличие ограничений, присущих любым системам бухгалтерского учета и внутреннего контроля; § существование ограничений в части аудиторских доказательств, которые носят скорее убедительный, чем исчерпывающий характер. При аудите отчетности проверяются не все операции, нашедшие отражение в бухгалтерском учете и финансовой отчетности. Согласно аудиторским стандартам проверка проводится выборочно, с использованием тестирования средств контроля в отношении эффективности организации и функционирования систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля, а также путем тестирования сальдо счетов, групп однотипных операций. Вторая причина связана с системами бухгалтерского учета и внутреннего контроля. Аудитор выражает мнение с разумной уверенностью, так как идеальных систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля не существует. Для сбора доказательств аудитор использует информацию, содержащуюся в первичных учетных документах, учетных регистрах, финансовой отчетности. Он может убедиться, что финансово-хозяйственная операция, зафиксированная в первичном учетном документе, оформлена в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации и отражена в учетных регистрах в соответствии с учетной политикой, действующими нормативными актами. Однако аудитор не может гарантировать, что рассматриваемая операция действительно имела место в то время, в том объеме, которые указаны в первичном учетном документе, так как он не присутствовал при ее совершении. Следовательно, аудиторские доказательства не носят исчерпывающего характера. Субъективные причины определяются собственным суждением аудитора о системе сбора документов и сделанными на их основе выводами. В соответствии с Федеральным законом от № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» аудитор имеет право самостоятельно определять формы и методы аудиторской проверки. Принимая в качестве источника аудиторские стандарты и полагаясь на свое профессиональное суждение, аудитор организует сбор аудиторских доказательств, которые, по его мнению, являются более надлежащими и достоверными, и на их основе формирует вывод о степени достоверности финансовой отчетности. Прочие причины ограничения аудита возникают из-за проведения аудируемым лицом финансово--хозяйственных операций и наличия факторов, увеличивающих риск существенного искажения сверх ожидаемого уровня при обычных условиях. В соответствии с Федеральным правилом (стандартом) № 4 «Существенность в аудите» определено, что информация об отдельных активах, обязательствах, доходах, расходах, хозяйственных операциях, а также составляющих капитала считается существенной, если ее пропуск или искажение может повлиять на экономические решения пользователей, принятые на основе финансовой отчетности. КРАТКО Под существенностью понимают свойство информации в бухгалтерской отчетности влиять на экономические решения квалифицированного пользователя этой информации. Существенность нарушений и отклонений, допущенных клиентом, является для аудитора критерием того, может ли он подтвердить достоверность бухгалтерской отчетности аудируемого лица. Существенность имеет две стороны: 1) качественную; 2) количественную. Под уровнем существенности понимается предельное значение ошибки бухгалтерской отчетности, начиная с которой пользователь этой отчетности не в состоянии принимать на ее основе правильные экономические решения. Уровень существенности определяется по базовым показателям бухгалтерской отчетности на основе критериев установленных внутренними стандартами аудиторских организаций. Уровень существенности принимается во внимание: 1) на этапе планирования при определении содержания и объема применяемых аудиторских процедур; 2) в ходе выполнения конкретных аудиторских процедур; 3) на этапе завершения аудита при оценке влияния обнаружения ошибок на достоверность бухгалтерской отчетности. По российскому стандарту «Существенность и аудиторский риск» предлагается следующая методика расчета уровня существенности. Определены критерии для определения уровня существенности, которые установлены в % от величины базовых показателей бухгалтерской отчетности. Базовыми показателями по данной методике являются: прибыль до налогообложения, выручка от продаж, капитал и резервы, сумма активов. Методика оценки уровня существенности, приведенная в российском стандарте, имеет недостатки Аудиторский стандарт «Существенность в аудите» устанавливает единые требования, касающиеся концепции существенности и ее взаимосвязи с аудиторским риском. Уровень существенности должен быть выражен в той валюте, в которой ведется бухгалтерский учет и готовится бухгалтерская отчетность. Существует несколько способов расчета уровня существенности. 1.Порядок расчета уровня существенности предполагает применять процентные доли от следующих базовых показателей При применении данного способа расчета аудитор может выбрать из перечисленных базовых показателей наиболее характерный для конкретного предприятия. 2. В соответствии со вторым способом рассчитываются все пять показателей, и за основной показатель принимается наименьшая сумма 3. Третий способ: сначала делается расчет, аналогичный расчету по второму способу. 4. При четвертом способе аудитор устанавливает границу существенности как сумму границ существенности, установленных к значимым статьям отчетности 5. Пятый способ предназначен для расчета уровня существенности бесприбыльных предприятий. В этом случае рассчитывается среднеарифметическое значение валюты баланса на конец проверяемого периода и общих затрат предприятия.
Аудиторские риски. Аудиторский риск — это риск выражения аудитором ошибочного аудиторского мнения в случае, когда в финансовой отчетности содержатся существенные искажения. Требования к оценке аудиторского риска и его компонентов определены Федеральным правилом (стандартом) № 8 «Оценка аудиторских рисков и внутренний контроль, осуществляемый аудируемым лицом», утвержденным постановлением Правительства РФ от 04.07.2003 № 405. В соответствии с этим стандартом аудитору следует использовать свое профессиональное суждение, чтобы оценить аудиторский риск, а также разработать аудиторские процедуры, необходимые для снижения аудиторского риска до приемлемо низкого уровня. Какое значение считается приемлемо низким, правило (стандарт) не определяет. Данный вопрос должен быть раскрыт во внутренних правилах (стандартах) аудиторской деятельности. В практике аудита приемлемым считается аудиторский риск — 5%. Это означает, что пять из 100 подписанных аудитором заключений содержат неверные сведения по спорным вопросам. Установление данного показателя на более низком уровне может оказать отрицательное влияние на конкурентоспособность аудиторской организации. Для оценки аудиторского риска применяют количественный и качественный методы. При количественном методе используют следующую модель аудиторского риска: Формула аудиторского риска: Ра = Рнм * Рк * Рн Рнм — неотъемлемый риск; Рк — риск средств контроля; Рн — риск необнаружения. На практике модель аудиторского риска можно применять несколькими способами. 1. Установив значение составляющих аудиторского риска (т.е. неотъемлемый риск, риск средств контроля, риск необнаружения), аудитор может определить его уровень. 2. Акцент переносится на расчет значения риска необнаружения и соответствующее количество необходимых аудиторских доказательств. Это более эффективный способ. В этом случае модель аудиторского риска имеет следующий вид: Рн = Ра /(Рнм * Рк) 3. Наиболее общий способ использования модели аудиторского риска заключается в отслеживании взаимосвязи между компонентами аудиторского риска и уровнем аудиторского риска, количеством и качеством необходимых аудиторских доказательств. Качественный метод заключается в том, что аудитор, исходя из соответствующего опыта, знания клиента, определяет аудиторский риск на основании отчетности в целом или отдельных групп операций как высокий, средний, низкий и использует эту оценку при планировании. Аудитор должен оценить аудиторский риск на этапе планирования. При проверке он получает дополнительную информацию об аудируемом лице и может изменить оценку уровня аудиторского риска, полученную во время планировании аудита. Рассмотрим более детально компоненты аудиторского риска. Неотъемлемый риск — подверженность остатка средств на счетах бухгалтерского учета или групп однотипных операций искажениям, которые могут быть существенными, при допущении отсутствия необходимых средств внутреннего контроля. В соответствии с Федеральным правилом (стандартом) № 8 аудитор при проведении оценки неотъемлемого риска в процессе разработки общего плана аудита на уровне финансовой отчетности полагается на свое профессиональное суждение, для того чтобы учесть следующие факторы: -опыт и знания руководства аудируемого лица, изменения в его составе за определенный период; -необычное давление на руководство аудируемого лица; -характер деятельности аудируемого лица; -факторы, влияющие на отрасль, в которой функционирует аудируемое лицо. При разработке программы аудита аудитору следует соотнести проведенную оценку риска с существенными сальдо счетов и группами однотипных операций на уровне предпосылок подготовки финансовой (бухгалтерской) отчетности или предположить, что неотъемлемый риск в отношении данной предпосылки является высоким. При проведении оценки неотъемлемого риска в процессе разработки программы аудита аудитор полагается на свое профессиональное суждение, для того чтобы учесть следующие факторы: -счета бухгалтерского учета аудируемого лица, которые могут быть подвержены искажениям; -сложность лежащих в основе учета операций и прочих событий, утверждений, которые могут потребовать привлечения эксперта; -роль субъективного суждения, необходимого для определения остатка на счетах бухгалтерского учета аудируемого лица; -подверженность активов потерям или незаконному присвоению; -завершение необычных и сложных операций, особенно ближе к концу отчетного года; -операции, которые не подвергаются процедуре обычной обработки. Риск средств контроля — риск того, что искажение, которое может иметь место в отношении остатка средств по счетам бухгалтерского учета или групп однотипных операций и быть существенным, не будет своевременно предотвращено или обнаружено и исправлено с помощью систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля. По некоторым или всем предпосылкам подготовки финансовой отчетности риск средств контроля оценивается как высокий, когда: -системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля аудируемого лица неэффективны; оценка систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля аудируемого лица нецелесообразна. Определенный риск средств контроля всегда имеет место, так как существуют ограничения систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля. Риск средств контроля может оцениваться ниже, чем высокий риск, в следующих случаях: -аудитор имеет доказательства, что конкретные средства внутреннего контроля в отношении предпосылки будут предотвращать, обнаруживать, исправлять существенные искажения; -аудитор планирует проводить тесты средств контроля для подтверждения оценки. В рабочих документах аудитору необходимо указать понимание систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля, оценку риска средств контроля и раскрыть обоснование оценки риска ниже, чем высокой. Чем ниже аудитор дает оценку риска средств контроля, тем больше аргументов, подтверждающих ее обоснованность, он должен предоставить. В Федеральном правиле (стандарте) № 8 указаны методы документирования информации, имеющей отношение к системам бухгалтерского учета и внутреннего контроля: повествовательное описание, вопросники, контрольные перечни, блок-схемы. Тесты средств контроля включают в себя: проверку документов, направление запросов и наблюдение, повторное применение средств внутреннего контроля. Чем ниже оценка риска средств контроля, тем больше подтверждений надо получить аудитору в отношении надлежащей организации и эффективности функционирования систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля. При изучении эффективности применения средств внутреннего контроля аудитор принимает во внимание способ и последовательность их применения, а также учитывает, кем они применялись. По результатам тестирования средств внутреннего контроля аудитор должен дать оценку риска средств контроля и определить, соответствует ли она первоначальной оценке риска средств контроля, следует ли пересмотреть первоначальную оценку риска средств контроля и как это повлияет на процесс аудита. Неотъемлемый риск и риск средств контроля прямо пропорциональны планируемому количеству доказательств и обратно риску необнаружения. Риск необнаружения — риск того, что аудиторские процедуры по существу не позволяют обнаружить искажение остатков средств по счетам бухгалтерского учета или групп операций, которое может быть существенным по отдельности или в совокупности с искажениями остатков средств по другим счетам бухгалтерского учета или группы операций. При разработке подхода к проведению аудита аудитор принимает во внимание предварительную оценку риска средств контроля, оценку неотъемлемого риска, для того чтобы определить надлежащий риск необнаружения. Риск необнаружения напрямую связан с процедурами проверки по существу и может учитываться: -в отношении предпосылок подготовки финансовой отчетности, -для определения характера, временных рамок, объема аудиторских процедур по существу. Этот вид риска всегда будет присутствовать, так как большая часть аудиторских доказательств представляет доводы в поддержку некоторого вывода, а не носит исчерпывающего характера. Аудитор обязан на основе оценки внутреннего и контрольного рисков определить в своей работе риск необнаружения и с учетом того, что он должен иметь приемлемо низкое значение спланировать соответствующие аудиторские процедуры. Независимо от того, насколько низки неотъемлемый риск и риск средств контроля, аудитору необходимо провести некоторые процедуры проверки по существу в отношении существенных остатков на счетах бухгалтерского учета и групп операций. Существует обратная связь между риском необнаружения и комбинацией неотъемлемого риска и риска средств контроля: -высокие значения неотъемлемого риска и риска средств контроля обязывают аудитора организовать проверку так, чтобы снизить, насколько возможно, величину риска необнаружения и тем самым свести общий аудиторский риск до приемлемого значения; -низкие значения неотъемлемого риска и риска средств контроля позволяют аудитору допустить в ходе проверки более высокий риск необнаружения и при этом получить приемлемое значение общего аудиторского риска. Оценка компонентов аудиторского риска может изменяться в ходе аудита, в связи с чем необходимо вносить изменения в запланированные процедуры проверки по существу. В случае если аудитору требуется снизить риск необнаружения, он обязан: -пересмотреть применяемые аудиторские процедуры, предусмотрев увеличение их количества и (или) изменение их сути; -увеличить затраты времени на проверку; -повысить объем аудиторских выборок. По окончании аудита необходимо установить, подтвердились ли оценки риска средств контроля, риска необнаружения, систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля. Если аудитор придет к выводу, что он не в состоянии снизить риск необнаружения в отношении имеющих существенный характер статей баланса или однотипной группы хозяйственных операций до приемлемо низкого уровня, это может служить основанием для подготовки по итогам проверки модифицированного аудиторского заключения. КРАТКО Существуют различные подходы к оценке аудиторского риска: Первый подход. Аудиторский риск – это субъективно установленный уровень риска, который готов на себя взять аудитор и состоящий в том, что в финансовой отчетности будут обнаружены искажения уже после проведения аудита и предоставления аудиторского заключения без оговорок. Второй подход. Риск – это опасность того, что выданное аудиторское заключение будет опротестовано кем либо из участников хозяйственного процесса. Третий подход. Аудиторский риск состоит в том, что высказанное мнение о достоверности отчетности может оказаться неверным. По федеральному правилу (стандарту) аудиторский риск – это выражение аудитором ошибочного аудиторского мнения в случае, когда в финансовой отчетности содержатся существенные искажения. Риск при проверке по существу. Аналитический риск. Риск выборочного исследования Риск низкой квалификации. Риск организации и проведения аудиторской проверки При оценке аудиторского риска различают
Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|