Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Формы и инструменты, используемые в расчетах в РФ





Перевод денежных средств осуществляется в рамках следующих форм безналичных расчетов ("Положение о правилах осуществления перевода денежных средств" (утв. Банком России 19.06.2012 N 383-П)) :

· расчетов платежными поручениями;

· расчетов по аккредитиву;

· расчетов инкассовыми поручениями;

· расчетов чеками;

· расчетов в форме перевода денежных средств по требованию получателя средств (прямое дебетование);

· расчетов в форме перевода электронных денежных средств.

Перевод электронных денежных средств осуществляется в соответствии с законодательством и договорами с учетом требований настоящего Положения.

Формы безналичных расчетов избираются плательщиками, получателями средств самостоятельно и могут предусматриваться договорами, заключаемыми ими со своими контрагентами (далее - основной договор).

При выборе той или иной формы расчетов учитывается множество факторов:

· характер хозяйственных взаимоотношений между участниками расчетов;

· место нахождения сторон;

· издержки обращения;

· источники средств для платежа;

· гарантия оплаты;

· возможность взаимного контроля;

· финансовое положение сторон.

 

 

Рис.1. Формы и инструменты безналичных расчетов

 

К формам безналичных расчетов, предусмотренных для осуществления перечислений денежных средств по инициативе плательщиков, относятся расчеты платежными поручениями, аккредитивами и чеками.

К формам безналичных расчетов, используемым для получения платежа посредством списания денежных средств со счета плательщика по инициативе получателя (взыскателя), относятся расчеты по инкассо с применением платежных требований и инкассовых поручений.



Платежное поручение – это расчетный документ, представляющий собой распоряжение плательщика обслуживающему его банку перевести определенную денежную сумму на счет получателя средств, открытый в этом или другом банке.

Платежное поручение исполняется банком в срок, предусмотренный законодательством, или в более короткий срок, установленный договором банковского счета, а также применяемыми в банковской практике обычаями делового оборота.

Банк обязан информировать плательщика по его требованию об исполнении платежного поручения не позже следующего рабочего дня после обращения плательщика в банк, если иной срок не предусмотрен договором банковского счета. Порядок информирования плательщика определяется договором банковского счета.

Последовательность операций и документооборот с использованием платежных поручений представлены на рис. 6.

 

При расчетах по аккредитиву банк, действующий по распоряжению плательщика об открытии аккредитива и в соответствии с его указаниями (далее - банк-эмитент), обязуется осуществить перевод денежных средств получателю средств при условии представления получателем средств документов, предусмотренных аккредитивом и подтверждающих выполнение иных его условий (далее - исполнение аккредитива), либо предоставляет полномочие другому банку (далее - исполняющему банку) на исполнение аккредитива. В качестве исполняющего банка может выступать банк-эмитент, банк получателя средств или иной банк. Банк-эмитент вправе открыть аккредитив от своего имени и за свой счет. В этом случае банк-эмитент является плательщиком.

Последовательность операций и документооборот при аккредитивной форме расчетов представлены на рис. 7. При этом речь идет о расчетах с использованием покрытого (депонированного) аккредитива.

 

 

Рис. 7. Схема расчетов по покрытому (депонированному) аккредитиву: 1 – договор на выполнение работ, услуг, отгрузку товаров; 2 – заявление на открытие аккредитива; 3 – депонирование средств; 4 – извещение об аккредитиве; 5 – отгрузка товаров, выполнение работ, услуг; 6 – представление документов, подтверждающих отгрузку товаров, выполнение работ, и реестра счетов; 7 – перечисление денежных средств на счет получателя

 

Расчеты по инкассо.

Расчеты по инкассо представляют собойбанковскую операцию, посредством которой банк (далее – банк-эмитент) по поручению и за счет клиента на основании расчетных документов осуществляет действия по получению от плательщика платежа. Для осуществления расчетов по инкассо банк-эмитент вправе привлекать другой банк (далее – исполняющий банк).

В отличие от широко распространенной формы расчетов платежными поручениями, когда банку дается поручение перечислить средства, здесь происходит обратная операция – лицо, являющееся кредитором по договору, дает поручение банку получить денежные средства с должника.

Расчеты по инкассо осуществляются на основании платежных требований, оплата которых может производиться по распоряжению плательщика (с акцептом) или без его распоряжения (в безакцептном порядке), и инкассовых поручений, оплата которых производится без распоряжения плательщика (в бесспорном порядке).

С точки зрения совершения операций эти два инструмента очень похожи. Выбор используемого инструмента определяется:

– во-первых, законодательными актами, которые определяют случаи, когда должны быть использованы платежные требования (без акцепта) и инкассовые поручения;

– во-вторых, договорами между плательщиком и получателем, когда они имеют право на выбор формы расчетов и инструмента .

 

Инкассовые поручения применяются при расчетах по инкассо в случаях, предусмотренных договором, и расчетах по распоряжениям взыскателей средств. Получателем средств может являться банк, в том числе банк плательщика.

Последовательность операций и документооборот при использовании инкассовых поручений аналогичен как при расчетах платежными требованиями в безакцептном порядке (рис. 12).

 

 

Рис. 12. Схема документооборота при расчетах инкассовыми поручениями: 1 – возникновение задолженности у налогоплательщика перед бюджетом и/или внебюджетным фондом; 2 – выставление инкассового поручения на имя плательщика; 3 – предоставление инкассового поручения плательщику; 4 – списание денежных средств со счета плательщика и перечисление в банк получателя; 5 – предоставление выписки со счета плательщика о списании средств; 6 – зачисление денежных средств на счет получателя с предоставлением выписки со счета

 

Инкассовые поручения применяются:

1) в случаях, когда бесспорный порядок взыскания денежных средств установлен законодательством, в том числе для взыскания денежных средств органами, выполняющими контрольные функции;

2) для взыскания по исполнительным документам;

3) в случаях, предусмотренных сторонами по основному договору, при условии предоставления банку, обслуживающему плательщика, права на списание денежных средств со счета плательщика без его распоряжения.

При осуществлении безналичных расчетов в форме перевода денежных средств по требованию получателя средств применяется платежное требование, иное распоряжение получателя средств, составленное в соответствии с пунктом 1.11 настоящего Положения.

Если получателем средств является банк, списание денежных средств с банковского счета клиента-плательщика при наличии заранее данного акцепта плательщика может осуществляться банком в соответствии с договором банковского счета на основании составляемого банком банковского ордера.

Реквизиты, форма (для платежного требования на бумажном носителе), номера реквизитов платежного требования установлены приложениями 1, 6 и 7 к настоящему Положению.

Платежное требование составляется, предъявляется, принимается к исполнению и исполняется в электронном виде, на бумажном носителе.

Платежное требование может быть предъявлено в банк плательщика через банк получателя средств.

Платежное требование, предъявляемое через банк получателя средств, действительно для представления в банк получателя средств в течение 10 календарных дней со дня его составления.

 
 

 

Таблица 1

Основные случаи безакцептного списания

 

Предприятие Случай безакцептного списания средств
Железнодорожного транспорта Взыскание сумм штрафов
Автомобильного транспорта Расчеты с грузоотправителями и грузополучателями за оказанные услуги, а также взыскание сумм штрафов
Энерго-, газо-, водоснабжения и водоотведения Расчеты с потребителями (кроме бюджетных организаций) за отпускаемые энерго- и газоснабжающими организациями электрическую и тепловую энергию, а также услуги водоснабжения и водоотведения
Связи Расчеты с потребителями за услуги связи
Атомные электростанции Расчеты с потребителями электроэнергии атомных электростанций
Лизингодатель Взыскание сумм с лизингополучателей

 

 

При расчетах чеками клиент получает в банке чековую книжку с указанием суммы, депонируемой банком, в пределах которой он может выписывать чеки (лимитированную чековую книжку). Сумма чековой книжки может и не депонироваться на отдельном депозитном счете.

Наиболее простая схема, отражающая последовательность операций и документооборот с использованием чека из лимитированной чековой книжки, представлена на рис. 8.

 

Рис. 8. Схема расчетов чеками: 1 – предоставление в банк заявления на получение чековой книжки; 2 – передача платежного поручения о списании средств с расчетного счета и зачислении их на депозит; 3 – депонирование средств в банке; 4 – выдача чековой книжки чекодателю (лимитированной); 5 – отгрузка товаров и/или оказание услуг; 6 – оплата товаров и/или оказанных услуг чеком; 7 – предоставление в банк ре­естра чеков для оплаты; 8 – предъявление требования на оплату; 9 – перечисление средств в банк чекодержателя; 10 – зачисление средств с предоставлением выписки со счета

6. Ярмарочно-выставочная торговля.

Заключение договоров поставки товаров на оптовых выставках-ярмарках является довольно эффективной формой осуществления оптовой закупки товаров. Прогрессивность выставок-ярмарок определяется теми обстоятельствами, что оптовые покупатели имеют возможность свободно выбирать и закупать необходимые товары, детально ознакомившись с их образцами, которые представлены поставщиками; систематизировать всю необходимую информацию коммерческого плана; оперативно обсуждать условия поставки необходимых покупателям товаров и быстро заключать одиночные или множественные сделки.

Ярмарочный вид оптовых закупок товара позволяет упрочить коммерческие контакты между поставщиками и оптовыми покупателями, оперативно довести до предприятий-изготовителей свежую информацию о складывающейся конъюнктуре рынка. В процессе обсуждения вопросов взаимодействия усиливается воздействие покупателей (в ряде случаев - давление) на поставщиков в аспекте выпуска ими конкурентоспособных и высококачественных товаров, появляется благоприятная возможность более своевременного и гибкого реагирования на возможное изменение потребительского спроса.

В зависимости от периода функционирования (продолжительности действия) оптовые выставки-ярмарки бывают постоянно действующими и одно-кратными (то есть торгами, проводимыми эпизодически). Торги получают все большее распространение в условиях наращивания мускулов российской экономики. Эпизодические выставки-ярмарки могут проводиться с разной периодичностью (скажем 2-4 раза в год).

По охвату представленных на них предприятий-изготовителей и по масштабу своей деятельности оптовые выставки-ярмарки бывают международными, национальными (общегосударственными) и региональными. В международных оптовых выставках-ярмарках в качестве участников могут быть представлены зарубежные фирмы и компании. В оптовых выставках-ярмарках национального (общегосударственного) масштаба могут принимать участие отечественные предприятия-производители товаров, а также прочие оптовики - продавцы и покупатели. На этих выставках-ярмарках выставляются товары, произведенные в различных регионах России. Что касается региональных выставок-ярмарок, которые имеют местное значение, то на них совершаются сделки купли-продажи товаров, которые произведены местными предприятиями-изготовителями.

Работой оптовой выставки-ярмарки обычно руководит ярмарочный комитет. Этот комитет создает действующие в течение всего периода проведения выставки-ярмарки рабочие органы (дирекция, служба размещения гостей-участников, служба охраны и проч.). Задача рабочих органов - организация и поддержание надлежащего функционирования выставки-ярмарки, соз-2

План подготовки и участия в выставке (ярмарке)

 

Биржи .

Биpжa – этo opгaнизoвaнный в oпpeдeлeннoм мecтe, peгyляpнo дeйcтвyющий пo ycтaнoвлeнным пpaвилaм oптoвый pынoк, нa кoтоpoм coвepшaютcя тopгoвля цeнными бyмaгaми, oптoвaя тopгoвля тoвapaми пo oбpaзцaм и cтaндapтaм или кoнтpaктaми нa иx пocтaвкy в бyдyщeм, a тaкжe вaлютoй и peдкoзeмeльными мeтaллaми пo цeнaм, oфициaльнo ycтaнoвлeнным нa ocнoвe cпpoca и пpeдлoжeния· Биpжa являeтcя юpидичecким лицoм, oблaдaющим oбocoблeнным имyщecтвoм, имeющим имyщecтвeнныe и личныe нeимyщecтвeнныe пpaвa и oбязaннocти.

Товарная биржу можно с полным основанием охарактеризовать, как ор-ганизованный рынок, поскольку биржа представляет из себя особую форму по организации торговли теми или иными товарами по установленным и принятым участниками торговли правилам. К основным характеристикам биржевой торговли можно отнести:

- регулярное проведение торговли в точно установленном месте (в ча-стности - биржевой зал); - унификация и стандартизация базовых требований к качеству продавае-мых товаров, условиям поставки и срокам отгрузки их покупателю; - проведение торговли на базе встречных предложений продавцов и покупа-телей; - заключение сделок с условиями поставки как товаров со склада (фактиче-ски имеющегося в наличии), так и в будущем периоде; - котировка цен; - урегулирование возникающих споров в арбитражной комиссии (отделе биржи); - информационная и рекламная деятельность.

Говоря утрированно - товарная биржа призвана связывать свободно хо-зяйствующих субъектов (предпринимателей и коммерсантов) с производст-вом и производителями товаров. На бирже субъекты, ведущие самостоятель-ную хозяйственную деятельность, встречаются для того, чтобы реализовать произведенную или имеющуюся в наличии продукцию и чтобы удовлетво-рить спрос.

Сам процесс купли-продажи на товарной бирже ведется через посредни-ков по тем ценам, которые прямым образом зависят от предложения и спро-са. Биржа является местом урегулирования, формирования и стабилизации рыночных цен. Кроме того, она является источником коммерческой (цено-вой) информации о текущем состоянии рынка и самым непосредственным образом способствует максимально быстрому продвижению товаров из сфе-ры его производства в сферу его потребления.

Международные товарные биржи – это постоянно действующий оптовый рынок чистой конкуренции, на котором по определенным правилам совершаются сделки купли-продажи на массовые сырьевые и продовольственные товары, обладающие родовыми признаками, качественно однородные и взаимозаменяемые.

На бирже товар продается и покупается без его предъявления и осмотра. Заключение сделок происходит на основе типовых биржевых контрактов, регламентирующих качество и сроки поставки. Продавец на бирже передает покупателю не товар, а документ, подтверждающий право собственности на товар. Таким документом является складское или сохранное свидетельство (варрант), удостоверяющее сдачу продавцом товара на биржевой склад. Представив складское свидетельство, покупатель может получить товар с биржевого склада.

Объектами биржевой торговли выступают в настоящее время примерно 70 видов товаров, на долю которых приходится около 15-20% международной торговли. Эти так называемые биржевые товары можно условно объединить в следующие группы и подгруппы:

1. сельскохозяйственные и лесные товары и продукты их переработки:

· зерновые: пшеница, кукуруза, овес, рожь, ячмень, рис;

· маслосемена и продукты их переработки: льняное и хлопковое семя, соя, бобы, соевое масло, соевый шпрот;

· живые животные и мясо: крупный рогатый скот, свиньи, мясо, окорока, бекон;

· текстильные товары: хлопок, джут, натуральный и искусственный шелк, мытая шерсть, пряжа;

· пищевкусовые товары: сахар, кофе, какао-бобы, растительные масла, яйца, перец, картофель, концентрат апельсинового сока, арахис, пряности;

· пиломатериалы и фанера;

· натуральный каучук.

2. Промышленное сырье:

· цветные и драгоценные металлы: медь, олово, свинец, цинк, никель, алюминий, серебро, золото, платина и др.;

· топливные товары: сырая нефть, сжиженный газ, мазут, пропан, газойль, бензин, дизельное топливо и некоторые другие нефтепродукты.

 

По форме организации биржи делятся на публичные и частные. На публичных биржах право совершать сделки предоставляется как членам биржи, так и предпринимателям. Частные биржи обслуживают только своих членов, наделенных монопольным правом заключения сделки. В зависимости от номенклатуры товаров, продаваемых и покупаемых на бирже, их можно разделить на универсальные и специализированные (узкоспециализированные и широкой специализации). По степени участия посетителей в биржевых торгах товарные биржи делятся на открытые и закрытые. В торгах на закрытых биржах могут принимать участие только биржевые посредники (брокеры), а на открытых – помимо брокеров, также и посетители. Современные товарные биржи за рубежом в основном являются закрытыми.

Биржевая сделка.

Существуют следующие виды биржевых сделок:

1. сделки с реальным товаром – «спот» и форвард;

2. срочные сделки без реального товара (фьючерсные и опционные).

Наличная сделка (spot) — сделка с расчётами в течение двух дней. Сделка «today» является разновидностью spot-сделки.

Сделка с расчётами день в день (today) — сделка, по которой исполнение обязательств сторонами выполняется практически моментально. Контрагентом по такой сделке как правило выступает биржа. Для заключения таких сделок необходимо предварительное резервирование денежных средств и/или ценных бумаг на бирже.

Форвардная сделка (forward, срочная сделка) — сделка с расчётами от 3-х дней. Для таких сделок как правило не требуется резервировать средства накануне торгов. Обозначается как T+N1+N2. Где N1 — количество рабочих дней со дня заключения до дня планируемой поставки ценных бумаг. N2 — количество рабочих дней со дня заключения до дня планируемой оплаты. Если оплата и поставка производится в один день, то сделка обозначается как T+N1, где N1 — дата поставки и оплаты.

Пример обозначения:

T+3+5 — сделка заключённая на следующих условиях: дата поставки через три дня после заключения сделки, дата оплаты через 5 дней после заключения сделки

На большинстве бирж сделки заключаются только на условиях DVP — поставка против платежа (поставка и оплата производятся в один момент времени). Факт оплаты отслеживается депозитарным центром.

Опцио́н (лат. optio — выбор, желание, усмотрение) — договор, по которому потенциальный покупатель или потенциальный продавец получает право, но не обязательство, совершить покупку или продажу актива (товара, ценной бумаги) по заранее оговорённой цене в определённый договором момент в будущем или на протяжении определённого отрезка времени. Опцион — это один из производных финансовых инструментов. Различают опционы на продажу (put option), на покупку (call option) и двусторонние (double option)[1

Фью́черс (фьючерсный контракт) (от англ. futures) — производный финансовый инструмент, стандартный срочный биржевой контракт купли-продажи базового актива, при заключении которого стороны (продавец и покупатель) договариваются только об уровне цены и сроке поставки. Остальные параметры актива (количество, качество, упаковка, маркировка и т. п.) оговорены заранее в спецификации биржевого контракта. Стороны несут обязательства перед биржей вплоть до исполнения фьючерса.

Фьючерс можно рассматривать как стандартизированную разновидность форварда, который обращается на организованном рынке со взаимными расчётами, централизованными внутри биржи.

Поставочный фьючерс предполагает, что на дату исполнения контракта покупатель должен приобрести, а продавец продать установленное в спецификации количество базового актива. Поставка осуществляется по расчётной цене, зафиксированной на последнюю дату торгов. В случае истечения данного контракта, но отсутствия товара у продавца биржа накладывает штраф.

Расчётный (беспоставочный) фьючерс предполагает, что между участниками производятся только денежные расчёты в сумме разницы между ценой контракта и фактической ценой актива на дату исполнения контракта без физической поставки базового актива. Обычно применяется для целей хеджирования рисков изменения цены базового актива или в спекулятивных целях.

Основные цели биржевой игры:

покупку и продажу реального товара;

осуществление спекулятивных операций;

осуществление операций хеджирования (страхование от возможного изменения цен).

АУКЦИОН — продажа с публичных торгов, при которой продаваемый товар или имущество приобретаются лицом, предложившим наивысшую цену. Аукционная продажа может быть принудительной, организованной самим продавцом, либо осуществляемой им через специальную организацию, выступающую в этих отношениях в качестве комиссионера.

Аукционная торговля в отличие от биржевой организуется не по сбалансированным, а по дефицитным или уникальным товарам, имеет другие цели и механизм. Как и в биржевой торговле, заключение аукционных сделок вне аукционного зала не должно допускаться.

Традиционными аукционными товарами считаются овощи, фрукты, чай, табак, пряности, пушно-меховые изделия, тропическая древесина, рыба, скот, драгоценные и полудрагоценные камни. Для многих из них аукционная форма организации международной торговли является основной. Ввиду их индивидуальных свойств и особенностей исключается замена другими аукционными товарами, одинаковыми по названию. Именно с этой целью организуется их предварительный осмотр.

Процедура МТА:

1. подготовительный (подбор коллекций, разбивка подобранных партий на более мелкие – лоты, составление аукционного каталога, реклама аукциона),

2. осмотр товара потенциальными покупателями,

3. проведение аукционных торгов,

4. оформление сделок (составление контракта, расчеты с покупателем, отгрузка проданных товаров).

Преимущества: повышение конкуренции, выявление цены товара, возможность его быстрой реализации.

24. Виды аукционов:

· по виду инициативы: принудительные (реализация конфискованного по тем или иным правовым основаниям имущество) и добровольные аукционы (проводятся по инициативе самого продавца ).

· по составу участников: открытые (могут принимать участие все желающие) и закрытые (принимают участие только специально приглашенные организатором аукциона лица).

Типы аукционов:

Открытый аукцион — аукцион, во время прохождения которого участники видят ставки всех своих оппонентов. Классический пример — английский открытый аукцион.

Закрытый аукцион — аукцион, во время прохождения которого участники не видят ставки своих оппонентов и не могут изменять свои ставки. Заявки подаются в закрыто (в конвертах) — каждый участник напрямую, не разглашая публично, сообщает аукционисту размер своей ставки. Примером могут служить приватизационные аукционы в России.

Аукцион первой цены — закрытый аукцион, при котором победителем является участник с самой высокой ценой и именно эта цена подлежит уплате. Обычно закрытые аукционы являются аукционами первой цены.

Аукцион второй цены — закрытый аукцион, при котором победителем является участник с самой высокой ценой, но уплатить он должен цену «вторую цену», то есть цену своего ближайшего конкурента. На сегодня широко не применяется.

Двойной аукцион — обобщенная форма аукциона, обозначающая ситуацию, когда в нем участвует более одного продавца и более одного покупателя, одновременно сообщающих свои ставки аукционисту, который затем определяет равновесную цену, по которой совершаются сделки между продавцами и покупателями, ставки которых были не хуже этой цены.

С точки зрения техники установления цены различают два типа аукционов:

· Аукцион с повышением цены, победителем которого признаётся лицо, предложившее наивысшую цену(английский аукцион).

· Аукцион с понижением цены (голландский аукцион) победителем которого признаётся лицо, первым согласившееся уплатить предлагаемую на аукционе цену.

По системе проведения все публичные торги можно поделить на

· гласные

негласные.

Аукционные товары

В форме аукциона осуществляется торговля товарами, которые обладают индивидуальными особенностями и свойствами. Это исключает возможность замены им партий одинаковых по названию товаров, так как они могут иметь различные свойства: внешний вид, качество, вкус и т. д. Основные товары, которые предлагаются и покупаются на международных аукционах:

1) пушно-меховые товары (в сырье и переработанные),

2) немытая шерсть,

3) чай,

4) табак,

5) цветы,

6) овощи,

7) фрукты,

8) тропические породы леса,

9) лошади,

10) рыба,

11) подержанные автомобили,

12) подержанные и новые мобильные устройства,

13) другие потребительские и сырьевые товары.

На аукционах продаются также товары, обладающие уникальными свойствами: произведения искусства, исторические раритеты, коллекционные объекты, антиквариат.

На аукционах могут продаваться также различные финансовые активы: акции, облигации и др.

В переходный период в российской экономике наибольшее распространение получили аукционы по продаже предприятий в процессе приватизации, специализированные аукционы по продаже акций приватизированных предприятий, преобразованных в акционерные общества, и по продаже имущества предприятий-банкротов для осуществления расчётов с кредиторами.

 

 









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2018 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.