|
И МЕТОДОЛОГИЯ ЕГО СОСТАВЛЕНИЯЦель: изучение юридических и коммерческих условий составления внеш- неторгового контракта, структуры контракта и факторов, ее определяющих; изу- чение методологических принципов составления контракта. Внешнеторговый (международный) контракт -это договор между сто- ронами, которые находятся в разных странах. Контракт (договор) представляет собой совокупность условий, их взаимозависимость. Различают следующие виды контрактов купли-продажи: контракт с разовой поставкой; контракт с периодической поставкой (предусматривает регулярную поставку в течение оговоренного сторонами срока); контракт с оплатой в денежной форме; контракт с оплатой в товарной форме (товарообменная сделка, компенсаци- онная сделка); контракт с оплатой в смешанной форме. Условия контракта классифицируются следующим образом: - существенные и несущественные; - обычные и специфические; - юридические и коммерческие (с точки зрения содержания условия). Существенные условия контракта - это те условия, невыполнение кото- рых одной стороной дает право другой стороне расторгнуть контракт с возмеще- нием ей всех потерь, последовавших в связи с расторжением контракта из-за его ненадлежащего исполнения или неисполнения. Остальные условия контракта являются несущественными. При их неис- полнении или ненадлежащем их исполнении одной стороной другая сторона не имеет права отказаться от принятия товара, но имеет право требовать, во-первых, надлежащего исполнения нарушенного условия контракта, а во-вторых, возме- щения ущерба в соответствии со штрафными санкциями, зафиксированными в контракте. В российском праве в соответствии со ст. 432 ГК РФ к существенным ус- ловиям контракта отнесены: а) предмет договора; б) условия, которые названы в законе или иных правовых актах как суще- ственные или необходимые для договоров данного вида; в) условия, определенные 49 0 TD0.в контракте волей сторон. Обычные условия - это условия, которые, как правило, обычно включа- ются в условия контрактов (например, арбитраж, форс-мажор). Специфические условия - это особые условия, свойственные только дан- ному контракту (например, конфиденциальность, патентная оговорка). Пример содержания условия конфиденциальности: «Фирма-импортер обязуется как во время действия, так и после окончания действия настоящего контракта не передавать третьим лицам никакой ин- формации, связанной с обстоятельствами сделки. Это не касается заявлений перед государственными властями и государственными инстанциями. Обе стороны наложат на своих сотрудников такие же обязательства в рамках законных возможностей». К юридическим условиям контракта относятся: 1. Преамбула - указание места и даты его подписания, наименование сторон. Место подписания контракта, указанное в договоре, - это географический пункт и страна. Место подписания контракта может иметь юридическое значе- ние: если стороны в договоре не оговорили условия о праве, которым они будут руководствоваться при рассмотрении споров, то именно место заключения кон- тракта укажет на применяемое право. Указанное в контракте место его подписа- ния может не совпадать с фактическим местом переговоров. Особое значение имеет дата подписания контрактов, так как при ухудше- нии, допустим, таможенных правил, указывается, что они не распространяются на контракты, подписанные до определенного срока. Наименование сторон в договоре, страны их принадлежности должны быть полными и точными, без сокращений. Недопустимо использовать различ- ного рода сокращения и аббревиатуры, если только это не общепризнанные на- именования; необходимо точно указывать фирменные наименования, под кото- рыми партнеры зарегистрированы в торговом (государственном) реестре страны принадлежности, их правовое положение (организационно-правовая форма). Так, например, в конце 70-х гг. ВО «Союзнефтеэкспорт» заключило контракт с фирмой «Оман Ойл компани» и понесло огромные убытки. Оказалось, что эта фирма не имела никакого отношения к государству Оман, а была оффшорной фирмой, принадлежащей голландскому бизнесмену (не очень законопослушному). 2. Проверка правомочности лиц, подписывающих контракт. 3. Формирование номера контракта. 4. Установление санкций на случай неисполнения или ненадлежащего ис- полнения одной из сторон своих обязательств. 5. Определение условий предъявления рекламаций. 6. Условия прекращения контракта. 7. Арбитраж. Коммерческие условия контракта Содержание условия «Предмет контракта» В данном условии определяется предмет сделки: его наименование, крат- кая характеристика, количество, срок поставки и базисные условия поставки в соответствии с «Инкотермс-90», как правило, детальная характеристика предме- та сделки дается в приложении к контракту, который является неотъемлемой ча- стью контракта. Примеры формулировок условия (статьи) «Предмет контракта»: «Продавец продал, а Покупатель купил линию по розливу молочных про- дуктов в полимерные бутылки, стоимость, количество и технические характе- ристики которых определены в спецификациях (Приложение №__), на условиях CIF порт Неаполь со сроком поставки в сентябре-октябре 2005 года». Часто в данное условие включается оговорка «около» в отношении количе- ства. В этом случае вариант определения количества товара будет таким: «Продавец продал, а Покупатель купил около 3 тыс. метров полимерной пленки. «Около» понимается на уровне ±3 % по каждому размеру». Содержание условия «Цена контракта» Следующим условием контракта в зависимости от предмета контракта мо- жет быть «Цена контракта», а может быть и «Качество товара». Рассмотрим содержание условия «Цена контракта». В нем обязательно должны быть отражены следующие показатели: цена единицы товара; валюта цены; базисные условия поставки; способ фиксации цены; общая сумма контракта. Цена единицы товара должна быть определена, так как при недопоставке, браке и т.п. исходной для расчета между сторонами будет именно цена единицы товара. Валюта цены. Ее выбор имеет очень большое значение для снижения рис- ка валютных потерь, т.е. возможности неполучения эквивалента стоимости, пре- дусмотренной в момент предложения цены в оферте и подписания контракта. В импортных контрактах при покупке в индустриально развитых странах цены устанавливаются, как правило, в национальной валюте этих стран. При им- порте из развивающихся стран цены фиксируются в свободно конвертируемых, так называемых твердых валютах: долларах США, английских фунтах стерлин- гов, евро, японской иене. В условии «Цена контракта» указываются также базисные условия постав- ки в соответствии с «Инкотермс-90» или по согласованию сторон (хотя они уже были указаны в «предмете контракта»), так как в случае изменения, например, пункта назначения или каких-либо других изменений (оговоренных в «Дополне- ниях» к контракту) может быть пересмотрена цена контракта. Помимо цены единицы товара определяется общая сумма контракта, это имеет особое значение, если в контракте фиксируются такие виды цены, как под- вижная и скользящая. Способы фиксации цены и виды цены имеют огромное значение как стра- хование от риска потерь, связанных с изменениями цен; это так называемые «це- новые оговорки». Существует два метода фиксации цены в контракте: определение цены в момент подписания контракта и с последующей фиксацией, т.е. в процессе ис- полнения контракта. Цена, зафиксированная в момент подписания контракта, бывает трех ви- дов: твердая, подвижная и скользящая. Твердая цена - это фиксированная цена, т.е. установленная в момент под- писания контракта и не подлежащая изменению. Фиксированная твердая цена устанавливается в сделках при незначительном разрыве в сроках между под- писанием контракта и его исполнением. Твердая цена выгодна экспортеру, если на внешнем рынке складывается конъюнктура, ведущая к снижению цены. Пример условия «Цена товара» в контракте купли-продажи кофе: «Цены на растворимый кофе в банках устанавливаются в евро в соответ- ствии с Приложением 1, являющимся неотъемлемой частью данного контрак- та. В цену товара включена стоимость тары, упаковки и маркировки, погрузки товара на борт судна в порту г. Гамбурга, укладка товара, страховка и фрахт до порта г. Новороссийска. Цена твердая, изменению не подлежит». Видом фиксированной цены является подвижная цена. Подвижная цена определена в контракте в момент его подписания, и одновременно стороны дого- вариваются об условиях возможного изменения цены (ценовая оговорка). Подвижная цена - это цена, которая может быть пересмотрена в случае существенных колебаний цен мирового рынка в период между подписанием кон- тракта и его исполнением. В случае фиксации подвижной цены в условии «Цена» должны быть ого- ворены: - сама возможность изменять цену по инициативе продавца или покупателя; - граница допустимого отклонения рыночной цены от контрактной, при кото- ром пересмотр контракта не производится, например, ±2-5 %; - указание источника, по которому будут определяться изменения рыночной цены. Оговорка о повышении и понижении цены вносится в долгосрочные кон- тракты на куплю-продажу сырьевых и продовольственных товаров. Скользящая цена - это зафиксированная в момент подписания контракта так называемая базисная договорная цена, которая может быть пересмотрена при изменении величины издержек производства, происшедших в период между подписанием контракта и его исполнением. Скользящая цена применяется в контрактах на поставку продукции, тре- бующей длительного изготовления, - это товары машиностроительной группы, например, уникальное оборудование, требующее значительного времени на из- готовление. Ценовая оговорка при скользящей цене включает в себя: признание самой возможности пересмотра цены по инициативе изготовителя или потребителя при изменении величины издержек производства; определение пределов возможного изменения договорной цены, допустим, «не выше 10 % от общей цены контракта»; установление предела, в рамках которого цена не пересматривается; определение структуры издержек, их долевого соотношения и периодов скольжения; точное определение источников информации об изменениях величины издер- жек производства и сроков опубликования информации; указание методов расчета скользящей цены. В настоящее время чаще всего используется формула скользящей цены. Если в контракте применяется скользящая цена, то контракт содержит до- полнительную статью - «Пересмотр цены». Второй способ установления цены в контракте - с последующей фиксаци- ей. При этом способе установления цены в контракте определяются, во-первых, момент фиксации цены и, во-вторых, принципы определения уровня цены. Под моментом фиксации цены понимается период времени перед поставкой каждой партии или перед началом календарного года и т.д. Разновидностью цен с последующей фиксацией являются так называемые онкольные цены, которые устанавливаются при сделках на биржевые товары: ко- фе, зерновые, хлопок и другие сельхозтовары при их закупках на корню. В этих случаях в контракте оговаривается, во-первых, срок, в течение которого покупа- тель обязан уведомить продавца о своем желании зафиксировать цену, и, во- вторых, по котировке какой биржи и по какой рубрике котированного бюллетеня будет определяться цена. В-третьих, особенностью онкольных сделок, т.е. за- ключаемых на поставку товаров в будущем и с расчетом по котировкам будуще- го периода, является закрепление права объявления цены одной из сторон кон- тракта, которое получает или продавец, или покупатель в зависимости от резуль- татов переговоров. Причем естественно, что покупатель стремится получить та- кое право, когда предвидится падение цен, а продавец - когда предвидится по- вышение цен. При определении контрактной цены следует учитывать поправки, которые вносятся в цену в зависимости от конкретных условий данного контракта. К та- ким условиям относятся: скидки, которые экспортер предоставляет импортеру; базисные условия поставки, т.е. изменения в правах и обязанностях экспорте- ра и импортера по оплате фрахта, таможенных пошлин и сборов, страхования, транспортно-экспедиторских расходов и т.п.; условия платежа: авансовый, кредит, наличный, смешанный; сроки поставки. Время в экономике имеет важное значение, так как от длительности испол- нения заказа зависят и издержки производства (изменяются ставки зарплаты, це- ны на материалы, влияет инфляция и т.д.). Поэтому в цену вводится поправоч- ный коэффициент, равный, например, среднегодовому росту цен за время между подписанием контракта (сентябрь 2005 г.) и сроком его исполнения (октябрь 2006 г.). Надо учесть, что в условиях российской действительности трудно пред- видеть изменения и, следовательно, сложно определить, как изменится цена. По- этому производитель не заинтересован в длительном сроке контракта, или он должен делать оговорку о виде цены (не твердая, а подвижная или скользящая или вообще с последующей фиксацией). Правила ценообразования в экспортно-импортных сделках: 1) тщательно определите базис цены; 2) утверждайте с контрагентом формулу ценообразования в контракте; 3) страхуйте риск, связанный с изменениями валютных курсов. Таким образом, на практике контрактная цена является предметом перего- воров и может варьироваться в определенных пределах. Для правильного по- строения тактики переговоров важно знать эти пределы, т.е. минимально допус- тимую цену при экспорте и максимально допустимую при импорте. Содержание условия «Качество товара» Определить в контракте качество - значит установить качественную ха- рактеристику, т.е. совокупность свойств, определяющих пригодность товара для использования его по назначению в соответствии с потребностями покупателя. Например, покупатель зерна предъявляет различные требования к качеству зерна в зависимости от целей его приобретения. Так, торговцы зерном предпочитают сухое, неповрежденное зерно, которое будет хорошо сохраняться при длитель- ном хранении. Лица, занимающиеся переработкой, предпочитают зерно с высо- ким содержанием конечных продуктов. Поэтому в условие «Качество товара» включается подробное определение технического уровня качества. Основанием для определения качества служит стандарт, поэтому в контракте должен быть четко определен стандарт (ГОСТ, ТУ и т.п.), которому должен соответствовать товар, его номер и дата. Пример условия «Качество товара»: «Плоды, являющиеся предметом данного контракта, должны быть высо- кого экспортного качества: свежесобранными, здоровыми, чистыми, плотной консистенции, не зараженными и не поврежденными сельскохозяйственными вредителями, нормального для данного сорта цвета, с гладкой поверхностью. Допускается наличие плодов диаметром 5-6 сантиметров - не более 10 % и размером 7 и более сантиметров - не меньше 90 % к общему количеству. Качество товара должно быть удостоверено сертификатом качества и фитосертификатом, выданными соответствующими государственными орга- нами в стране Продавца». В зависимости от вида товара записываются все виды сертификатов, кото- рые может потребовать импортер товара. Показателем качества может быть содержание отдельных веществ в товаре и максимально допустимое содержание вредных примесей. Это настолько важ- ная составляющая сделки, что в контракте условие «Качество» предшествует ус- ловию «Цена», так как в зависимости от содержания полезных и вредных ве- ществ цена может быть повышена или понижена. Статья «Качество товара» обязательно должна содержать указание, на ка- ком этапе будет контролироваться качество. Венская конвенция предусматривает право участия представителя покупателя в проверке качества в стране продавца, в таком случае фиксируется обязанность продавца информировать покупателя о готовности товара к проверке и обеспечении возможности такой проверки для покупателя. Если представитель покупателя не явился, проверка все равно производится, и покупатель извещается о ее результатах. Может быть заключен договор на проверку качества с Торгово-промышленной палатой. И, наконец, данная статья содержит перечень документов, подтверждаю- щих качество, его проверку, акты испытания и т.д. Содержание условия «Количество товара» Количество не является обязательной статьей контракта. Но независимо от того, есть ли эта статья или она объединена с другой статьей, в ней обязательно должны быть отражены следующие параметры: - единица измерения количества; - система мер и весов; - порядок определения количества; - оговорка о включении в количество упаковки и тары; - условия представления рекламации при несоответствии поставленного товара условиям контракта. Одно из важнейших содержательных условий в данной статье - это так на- зываемая опционная оговорка в отношении количества поставляемого товара, ко- торая обычно составляет ±3-5 %. Опционная оговорка включается для того, чтобы полностью использовать имеющийся тоннаж при транспортировке товара, а также она дает возможность продавцу реагировать на изменения конъюнктуры рынка. Так, если к моменту отгрузки товара цены на него понизились, а в контракте установлена твердая це- на, то совершенно очевидно, что продавцу в этом случае выгодно отгрузить меньшее количество, и наоборот. Необходимо отметить, что опционная оговорка включается практически во все контракты купли-продажи сырьевых и продо- вольственных товаров и является одной из их особенностей. Контракт также может содержать указание о том, что продавец или поку- патель вправе воспользоваться возможностью отступления от указанного в нем количества. В случае, если контракт не содержит такого указания и применяется российский закон, право выбора предоставляется продавцу. В этом случае он не обязан извещать покупателя о своем намерении воспользоваться этим правом. Очень важными составляющими данного условия являются, во-первых, определение веса, объема в соответствующей системе (например, тонна, равная 1,016 кг), во-вторых, определение права продавца отгружать товар полными па- роходными партиями, неполными пароходными партиями, а также в мешках или насыпью - по выбору продавца. Содержание условия «Срок поставки» Срок поставки -это предусмотренный в контракте момент или временной период, когда продавец обязан передать в собственность покупателю товар, яв- ляющийся предметом контракта. Правовой основой установления в контракте сроков поставки является ст. 33 Венской конвенции (Венская конвенция о праве международных договоров, 1969 г.) и ст. 190 ГК РФ. В соответствии со ст. 33 Венской кон- венции «продавец должен поставить товар: а) если договор устанавливает или позволяет определить дату поставки - в эту дату; б) если договор устанавливает или позволяет определить период времени для поставки - в любой момент этого периода, поскольку из обстоятельств не следует, что дата поставки назначается покупателем, или; в) в любом другом случае - в разумный срок после заключения договора». Исчислению сроков сделки посвящена гл. 11 ГК РФ (ч. 1). В соответствии со ст. 190 «срок определяется календарной датой или периодом времени, кото- рый исчисляется годами, месяцами, неделями, днями и часами. Срок может оп- ределяться указанием на событие, которое должно неизбежно наступить». Таким образом, срок поставки определяется несколькими способами: фиксированием календарного дня поставки; фиксированием периода, в течение которого должна быть произведена по- ставка; В этом случае необходимо добавить следующее уточнение: «в течение», «не позднее», или «ежемесячно», «равномерно», «регулярно». Таким образом, экспортер имеет право осуществлять регулярную либо единовременную постав- ку в любой удобный для него момент с учетом возможностей производства, транспортировки и т.д. Это условие позволяет предприятию иметь резерв време- ни для устранения каких-либо проблем в процессе исполнения контракта, если таковые возникнут. Пример формулировки условия «Срок поставки»: «Продавец поставляет указанное в контракте количество семян подсол- нечника в порт погрузки до 31 июля 2006 года». немедленной поставкой. При таком способе определения срока поставки в со- ответствии с торговыми обычаями и практикой торговли принимается постав- ка в течение от 1-го до 14-ти дней. Этот способ применяется при поставке со складов, а также при биржевой и аукционной торговле. В данном условии обязательно должно быть оговорено, имеет ли экспортер право досрочной поставки товара. Если это право фиксируется в контракте, то необходимо так же дополнительно оговорить условие расчета за досрочную по- ставку, т.е. по факту досрочного получения или в тот срок, который намечался; кто будет оплачивать хранение на складе и другие вопросы, которые возникают при досрочной поставке у обеих сторон. Данная статья может содержать также санкции за нарушение сроков (или санкции за нарушения сроков поставки могут рассматриваться в специальной статье «Санкции»). Условие «Срок поставки» и санкции за его нарушение имеют особое зна- чение при поставке комплектного оборудования, например: «Если в согласованные в контракте сроки поставки комплектного обору- дования, утвержденные сторонами в Приложении № к данному контракту «График поставки», поставка произведена не будет, то продавец обязан вы- платить покупателю конвенциональный штраф, который составляет 0,5 % от стоимости не поставленного в срок комплектного оборудования за каждую на- чавшуюся неделю просрочки в течение первых четырех недель и 1 % за каждую последующую неделю, но не более 10 % от стоимости не поставленного в срок комплектного оборудования. Если просрочка превысит 4 месяца, то покупатель вправе аннулировать контракт без возмещения продавцу убытков». Содержание условия «Упаковка товара» Эта статья может быть включена в контракт как самостоятельная, а может быть совмещена с условием маркировки. Главная функция упаковки - обеспечение целостности товара. Если упа- ковка повреждена, товар может быть возвращен. Упаковка должна быть эконо- мичной, так как оплата перевозки идет за вес товара, включая упаковку. Упаков- ка часто определяется условиями складирования (габариты, компактность), а также видом транспорта. Кроме общих требований к упаковке, существуют специфические требова- ния, связанные с видом транспорта и климатическими условиями. Эти требова- ния могут вытекать из законов страны импортеров и стран, по которым груз про- ходит транзитом. Например, оборудование, отправляемое в тропические страны морским транспортом, поверх двух слоев парафиновой бумаги должно иметь по- лиэтиленовое покрытие (чехол, пленку). На ярлыках к упаковке указываются да- та консервации и срок защиты. На упаковку должна быть нанесена соответствующая инструкция производителя, разработанная на основе ГОСТов и утвержденная главным инженером предприятия производителя. В контракте различают внешнюю упаковку (ящики, бочки, картонные ко- робки) и внутреннюю упаковку, неотделимую от товара. Существуют определенные требования к упаковочному материалу: чувствительность упаковочного материала, виды возможных повреждений при транспортировке и складировании; действия законов и предписаний страны импортера и тех стран, через которые товар перевозится. Так, например, в Австралии при использовании упаковки для древесины требуется, чтобы она прошла опреде- ленную обработку в соответствии с австралийскими карантинными правилами. При упаковке экспортных грузов необходимо соблюдать международные нормы: единые стандарты упаковки ЕС, специальные инструкции по упаковке экспортных товаров, разработанные Международной организацией по стандартам. В России требования к упаковке оговорены ГК РФ в ст. 481 «Тара и упа- ковка». В Венской конвенции об упаковке упоминается в ст. 35. В контракт также включается оговорка о материальной ответственности продавца за повреждение товаров, если оно произошло из-за несоответствия упаковки условиям, оговоренным в контракте. Если оговорки нет, то это условие регулируется по Венской конвенции. Различные виды транспорта и перевозки порождают и различные требова- ния к упаковке. Так, обязательно оговариваются требования к упаковке при мор- ской перевозке, особенно если товар перевозится не в трюме, а на палубе. Пример формулировки условия «Упаковка товара» из контракта купли- продажи запасных частей: «1. Запасные части должны отгружаться в морской экспортной упаков- ке, соответствующей характеру запасных частей. 2. Упаковка должна обеспечивать полную сохранность груза от всякого рода повреждений или коррозии при перевозке его морем, по железной дороге и смешанным транспортом, с учетом нескольких перегрузок в пути, а также длительного хранения. 3. Упаковка должна быть приспособлена как к крановым погрузкам, так и перегрузкам ручным способом, на тележках и автокарах, поскольку это допус- кается весом и объемом отдельных мест. 4. Продавец несет ответственность перед Покупателем за порчу, повре- ждение или поломку груза вследствие ненадлежащей упаковки, за образование коррозии из-за недостаточной или несоответствующей смазки. 5. Каждое грузовое место не должно превышать следующих размеров: длина...... ширина...... высота.......». Особые требования предъявляются к упаковке опасных грузов, она осуще- ствляется в соответствии со следующими международными нормами: Международным соглашением о транспортировке опасных грузов; Международным морским кодом для опасных грузов; Международным соглашением по маркировке опасных грузов, перевозимых воздушным путем. Содержание условия «Маркировка товара» Это условие может быть выделено в контракте в отдельную статью, как уже было указано ранее, но может быть объединено с условием «Упаковка». Маркировка - это товаросопроводительная информация, т.е. указания транспортно-экспедиторским фирмам, обеспечивающим надлежащее обращение с грузом при погрузочно-разгрузочных работах, при использовании различных видов транспорта. Маркировка - обязанность продавца, и осуществлять ее он должен в соот- ветствии с Руководством по упаковке экспортных грузов и Международными со- глашениями. Общепринятая маркировка предупреждает о центре тяжести негабаритных грузов, о необходимости предохранять от сырости, об осторожном обращении и т.д. - это так называемые манипуляционные знаки (рис. 3).
Рис. 3. Манипуляционные знаки по ГОСТ 14192-77, используемые при маркировке груза В условие «Маркировка» вносятся согласованные сторонами реквизиты маркировки: реквизиты импортера и экспортера, номер контракта, номер транса и пункт назначения, весогабаритные характеристики, число мест в партии, как обращаться с грузом, центр тяжести, указания по разгрузке и погрузке, требова- ния к краске, требования к языку. Кроме обычных требований к маркировке, существуют специальные тре- бования. Товарами, требующими специальной маркировки, являются: продо- вольственные - требуется указывать ингредиенты, срок хранения, пищевые до- бавки; табачные изделия; глазированная керамика; игрушки; бумажные изделия и др. Маркировка на английском языке обязательна на косметике, фармацевтиче- ских товарах, бытовой технике, продовольственных товарах. В разных странах существуют различные требования к маркировке, кото- рые должен знать и учитывать экспортер. В данное условие контракта должна быть включена оговорка об ответст- венности продавца за потерю груза при неправильной маркировке. Приведем пример условия «Маркировка товара»: «1. Ящики, в которые упаковано оборудование, маркируются с трех сто- рон, на двух противоположных боковых сторонах и сверху ящика. 2. Маркировка должна быть нанесена четко, несмываемой краской и включать следующие реквизиты: - Адрес конечного получателя; - Верх; - Осторожно; - Не кантовать; - Контракт N; - Продавец, (наименование); - Наряд N; - Транс N; - Ящик N.; - Вес брутто.......кг; - Вес нетто......кг; - Размер ящика в см (длина, ширина, высота). 3. Продавец несет ответственность за дополнительные транспортные и складские расходы, за повреждения товара, возникшие в связи с засылкой обору- дования не по адресу вследствие неполноценной или неправильной маркировки». Содержание условия «Сдача-приемка товара» Это условие включает: характер сдачи-приемки (предварительная и окончательная); место сдачи-приемки (на складе продавца, при поступлении товара, наимено- вание станции поступления, наименование станции приемки и сдачи, наиме- нование станции отправления); способы сдачи-приемки (выборочный или сплошной контроль и др.); срок сдачи (немедленная приемка после сдачи груза); кто осуществляет приемку (покупатель или третье независимое лицо). ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|