Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Практика выбора источников ресурсов деятельности предприятия.





Отношения аутсорсинга в деятельности хозяйствующих субъектов регулируются специальными договорами (контрактами) или соглашениями. В рамках заключенного договора компания-заказчик поручает исполнителю (аутсорсеру) выполнение отдельных видов работ, необходимых для создания потребительской ценности, обеспечения эффективности и конкурентоспособности собственной деятельности. Результаты выполнения этих работ приобретаются в виде специализированных услуг. Объем и разнообразие специализированных услуг, пользующихся спросом на современном рынке, неуклонно возрастают, демонстрируя тенденцию к расширению практики аутсорсинга во всех сферах деятельности организации. Особое значение в распространении методологии аутсорсинга имеет развитие рынка интеллектуальных услуг, характерное для конца XX – начала XXI в.

Таблица 11.2 Выбор источника ресурсов – внутренние или внешние

Фактор Инсорсинг Аутсорсинг
Архитектура конечного продукта Создание продукта взаимозависимой архитектуры Создание продукта открытой (модульной) архитектуры
Степень интеграции процессов Высокая Низкая
Специфичность собственных ресурсов или процессов Высокоспецифичные ресурсы (процессы) Стандартные ресурсы (процессы)
Квалификация собственного персонала Высокая квалификация Стандартные требования к персоналу
Возможности снижения затрат За счет управляемости ресурсами и активами За счет эффекта масштаба, развития инфраструктуры и доступа к внешним специфичным ресурсам
Собственная инфраструктура Развитая (избыточная) Минимальная (использование внешней инфраструктуры)
Зависимость от внешних поставщиков Минимальная Высокая
Ответственность и риски Собственная ответственность Ограничивается условиями договора. Распределение рисков между партнерами
Контроль Максимальный В пределах договора
Доступ к глобальным ресурсам Создание собственных оффшорных подразделений В рамках сотрудничества с поставщиком глобальных ресурсов
Инновационный потенциал Ограничен внутренними ресурсами организации Ограничен возможностями рынка специализированных услуг

 

На практике каждая организация осуществляет выбор между полным аутсорсингом, инсорсингом и множеством промежуточных форм обеспечения ресурсами основных и вспомогательных процессов. Инсорсинг рассматривается как противоположная аутсорсингу тенденция, направленная на преимущественное использование внутренних ресурсов, их наращивание и совершенствование внутри границ организации. Дилемма выбора источника ресурсов отражена в таблице 11.2.

Для определения специфического типа международного разделения производственных процессов, сложившегося в результате использования услуг зарубежных организаций для создания ценности конечного продукта, введены понятия международного и глобального аутсорсинга. При этом полем деятельности организаций, вовлеченных в процессы международного или глобального аутсорсинга, являются и внутренний рынок страны (национальный), и международный или глобальный. Изменения природы конкурентных преимуществ и, как следствие, стремление к использованию аутсорсинга в организации процессов производства и управления касаются не только компаний экономически развитых стран, являющихся лидерами глобализации, но и быстро растущих компаний так называемых «новых рынков». Наряду с транснациональными корпорациями, имеющими многолетний опыт построения деловых отношений на основе аутсорсинга и имеющих традиционную вертикально интегрированную структуру, в сферу действия аутсорсинговых соглашений вовлечены крупные, средние и малые предприятия различных форм собственности, ориентирующие свою деятельность на оказание услуг аутсорсинга. Отмечено, что развитие рынка услуг аутсорсинга внутри национальных границ составляет один из факторов успешной интеграции национальной экономики в глобальное экономическое пространство.

Исследование факторов, лежащих в основе распространение аутсорсинга в мировой бизнес-практике, применительно к деятельности российских организаций отражает существенные различия в подходах к использованию данной методологии управления российскими и западными специалистами. Развитие российского рынка услуг аутсорсинга значительно отстает от рынка США и Западной Европы, что накладывает дополнительные условия обеспечения экономической эффективности аутсорсинга и качества услуг. Кроме того, подход российских менеджеров к использованию аутсорсинга во многом определяется подходом к инвестициям в инновации вообще: низкие показатели инновационной активности российских организаций затрагивают и сферу организационных инноваций.

Преимущества аутсорсинга как методологии управления в каждом отдельном случае могут быть достигнуты или не достигнуты в рамках реализации конкретного инновационного проекта аутсорсинга. В каждой отдельной ситуации аутсорсинг требует взвешенного подхода, с обязательным анализом потенциальных возможностей и рисков. Снижение расходов в результате передачи отдельных функций аутсорсеру специалисты компаний связывают обычно как с изменением структуры затрат (перевод части постоянных затрат в переменные), так и с прямым сокращением отдельных статей затрат, например, при сокращении штатной численности персонала. Снижение расходов должно обеспечивать повышение показателей экономической эффективности функционирования организации. Так, критерий экономической эффективности (снижение затрат) признан определяющим при переходе к аутсорсингу филиалов ОАО «РЖД». Переход к управлению деятельностью одной из крупнейших российских компаний с позиций методологии аутсорсинга связан с решением ряда специфических проблем, наглядно выявивших особенности реализации проектов аутсорсинга в России, в том числе проблем социального характера, проблем организации взаимодействия и контроля деятельности исполнителя, эффективного делегирования полномочий и ответственности, обеспечение надлежащего уровня безопасности. Результаты анализа проблем реализации конкретных проектов перехода к аутсорсингу филиалов ОАО «РЖД» подтверждают вывод о том, что главную особенность средств реализации методологии аутсорсинга в России и за рубежом составляет отличие правовых основ функционирования организаций.

Основополагающими принципами аутсорсинга являются базовые принципы управления: специализация в отношении производственных процессов и процессов управления и объединение в пределах экономической системы материальных и нематериальных результатов выполнения отдельных процессов (кооперирование). Истоки практического аутсорсинга лежат в управленческих новациях, осуществленных в 30-х гг. ХХ в. генеральным менеджером компании General Motors А.Слоуном. Дальнейшее развитие практического аутсорсинга происходит в направлении совершенствования отношений с поставщиками в рамках концепции потока ценности, сформулированной японскими менеджерами. Интеграция процессов разработки и производства продукта в единый поток создания ценности, стандартизация производственных процессов и процессов управления на основе достижений концепции TQM, переход к модульному принципу разработки и производства отдельных продуктов заложили основы формирования современных высокопроизводительных производственных систем. Преемственность управленческих новаций и распространение аутсорсинга, принципы технологической интеграции, осуществление контроля процессов разработки и производства на основе архитектуры продукта определяют основные тенденции развития наукоемкого высокотехнологичного сектора мировой экономики. Высокая динамика изменений данного сектора позволяет проследить взаимосвязь между распространением технологических инноваций и аутсорсинга как организационных инноваций.

Аутсорсинг обеспечивает интеграцию результатов инновационной деятельности, реализуемой взаимодействующими организациями, в общую цепочку создания ценности, направленную к конечному потребителю инновационного продукта. Границы использования аутсорсинга в инновационном развитии организаций определены необходимостью привлечения внешних ресурсов и невозможностью создания этих ресурсов внутри организации (рис. 11.3).

Рис. 11.3 Аутсорсинг и типы инноваций

Инновационное развитие российской экономики во многом определяется теми возможностями, которые откроет перед организациями инновационной сферы деятельности использование аутсорсинга. Характерными примерами интеграции научно-производственной системы на основе аутсорсинга являются оборонный и космический комплекс страны. Практическая реализация принципов аутсорсинга в управлении системой ВПК составляет основу долгосрочной конкурентоспособности России на мировом рынке. Одновременно отсутствие элементов системной интеграции в управлении такими наукоемкими отраслями как энергетика, электроника и связь, химическая и фармацевтическая отрасль и др. не позволяет вывести на рынок ряд достижений российской фундаментальной науки, претендующих на роль системных технологических инноваций.

Принципиальные различия между автономными и системными технологическими инновациями играют особую роль в выборе организационной структуры. Успех системных технологических инноваций может обеспечить лишь высокая степень контроля над всей цепочкой создания ценности, что достижимо лишь в случае вертикально интегрированной структуры либо при наличии сильного системного интегратора. С другой стороны, быстрота вывода на рынок новых продуктов (результат автономных, улучшающих инноваций) обеспечивается гибкими децентрализованными структурами, близкими к виртуальным корпорациям.

Выделены основные черты методологии аутсорсинга, характерные для четвертого и пятого технологического уклада. В системах массового производства аутсорсинг лежит в основе организационно-экономических отношений производителей и поставщиков в производственной сфере. В экономических системах, характерных для пятого технологического уклада, методология аутсорсинга способствует интеграции инновационных ресурсов организаций-партнеров.







Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.