Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Построение карт процессов. Определение показателей результативности и управляемости процессов СМК, мониторинг процессов





 

Построение карт процесса.

Система менеджмента качества строится, после того как менеджмент организации уже сформирован, что позволяет, в частности, использовать цикл Деминга. Если менеджмент строится сверху вниз и имеет обратную положительную связь (например, если мы решили производить продукцию машиностроения, значит, нужна соответствующая организационная структура, соответствующее оборудование, соответствующие поставщики, процедура контроля и т.д.). Теперь на предприятии внедряют менеджмент качества, основанный на стандартах ИСО серии 9000. Несмотря на то что ГОСТ Р ИСО 9001-2008 основан на процессном подходе, исторически сложилось так что любой из этих стандартов интересует прежде всего качество конечного продукта, затем соответственно процесса и системы (менеджмент качества развивался специалистами в области технических наук). Поэтому менеджмент строится снизу вверх и имеет обратную отрицательную связь как наиболее эффективную.

Как сказано выше ГОСТ Р ИСО 9001-2008 основан на процессном подходе поэтому документами обеспечивающими качество на производстве будут карты процесса, однако содержание этих карт будут не регламентировано, а значит на предприятии можно разработать такую карту процесса , которая будет выгодна ему и его потребителю. Эта карта должна установить общие принципы, правила и методы осуществления видов деятельности, влияющие на качество параметры и характеристики процессов, а также процедуры оценки эффективности и результативности.

Процесс разработки карты процесса начинается чаще всего, когда технология изготовления уже внедрена, поэтому при создании карты процесса можно использовать FMEA анализ конструкции и технологии. Такой подход позволит сохранять информацию о потенциальных несоответствиях и способах их устранения, которая в обычных условиях не учитывается в производстве или просто теряется.



В тех случаях, когда предприятие внедряет сферу бизнеса и карты процесса разрабатываются до включения производственных процессов, то результаты FMEA анализа будут носить еще более важный характер.

Одним из проблемных мест организации производства является введение процедур систем менеджмента качества в производственный процесс. В обычном производстве выполнение этих процедур означает увеличение объема работы без увеличения заработной платы, причем работы связанной с обходом различных служб, сбора подписей, и оформление документации, занимающее большое количество времени, что не приносит, по мнению большинства специалистов, особой пользы и раздражает исполнителей. Поэтому карта процесса должна стать тем инструментом, который естественно и с минимальным количеством документации внедрит процедуры менеджмента качества в процесс производства.

Основное назначение карт процесса – регламентировать действия персонала по выполнению процесса, предотвращению несоответствий, своевременному их выявлению и проведению корректирующих действий, а также регламентация:

· требований к оборудованию;

· требований к инструментам;

· требований к измерительной оснастке;

· требований по заполнению отчетной документации.

Одним из сложных элементов карты процессов является мониторинг. Выявление факторов, существенным образом влияющих на качество продукции – одна из важнейших задач обеспечения качества.

Процесс мониторинга при необходимости должен содержать перечень контролируемых параметров, методику и частоту выполнения контроля, а так же действия персонала при выходе контролируемых параметров за предельные значения.

Обрабатывающий инструмент, в процессе работы может изнашиваться, кроме того, может нарушаться его настройка. Знание закономерностей износа и нарушения наладки позволит установить периодичность осуществления принудительной подналадки или замены инструмента, а также вовремя обратить внимание оператора на повышение вероятности появления несоответствий на обрабатываемых изделиях.

Если в процессе обработки деталей требуется проводить контроль, то точность этого контроля во многом определяется измерительной оснасткой и инструментом. Они, в свою очередь, так же, как и обрабатывающий инструмент, могут подвергаться износу и нарушению настроек. Как и в случае с обрабатывающим инструментом, знание закономерности изменения точности измерений позволит принимать меры, с целью недопущения выхода параметров точности за допускаемые нормы.

Поскольку, одним из основных факторов, определяющих эффективность работы в производстве, является накопление данных о несоответствиях, процедура сбора такой информации должна быть жестко регламентирована, а правильность ее исполнения подвергаться постоянным проверкам.

В процессе производства карты процесса должны постоянно совершенствоваться, путем внесения соответствующих изменений. Это связано с тем, что модель бизнеса на предприятии меняется в среднем раз в три года, отрабатываются близко к идеальным параметры продукции, которые можно вынести из обязательной схемы мониторинга, идет смена персонала, а с ним изменение восприятия производственной среды.

Система менеджмента качества, основанная на процессном подходе, является достаточно сложной, в связи с тем, как любая сложная система должна основываться на некоторых принципах:

1) Статус карты процесса должен иметь силу приказа, то есть:

- Карта процесса должна быть официально принятым в рамках системы менеджмента качества нормативным документом, обязательным к исполнению;

- Карта процесса применяют в процессе производства, и она служит руководящим документом для исполнителей работ;

- информация для разработки карты процесса собирается на этапах жизненного цикла продукции и формируется как единый документ;

- карта процесса разрабатывается командой.

2) Карта процесса – постоянно совершенствуемая система. Изменения могут вноситься при:

- смене позиций на рынке;

- смене поставщиков и потребителей;

- освоении новых сфер бизнеса;

- изменении технологии;

- изменении величины конструктивных параметров изделия, оборудования, измерительной оснастки и т.д.

3) Постоянное совершенствование карт процессов должно планироваться сверху и поддерживаться инициативой снизу.

4) карта процесса должна периодически проверяться на адекватность производственных процессов и процессов сбора информации.

5) вновь созданная карта процесса должна пройти проверку на надежность, валидность и дополнительную валидность, т.е. оценку адекватности, полноты, целесообразности, простоты и наглядности моделей процессов.

Последовательность разработки карт процессов.

Процесс организации производства является очень важным и длительным процессом и на каждом из этапов подготовки производства осуществляется выработка определенного количества информации, которая может быть использована при анализе возможных несоответствий и для повышения качества.

В общем случае любое изделие проходит четыре основные стадии подготовки производства:

1) Научная подготовка производства;

2) Конструкторская подготовка производства;

3) Технологическая подготовка производства;

4) Организационная подготовка производства.

В процессе научной подготовки производства определяются основные параметры, определяющие вид самой продукции, производятся экономические расчеты, расчеты эффективности возможного использования данной продукции. В результате данного этапа появляется концепция изделия, которая может быть передана для дальнейшей проработки на этап конструкторской подготовки производства.

На этапе конструкторской подготовки производства конструктор, реализуя необходимые для разработки конструкторской документации действия, выполняет кинематические, динамические, электрические, прочностные и прочие расчеты и накапливает определенную информацию в процессе разработки вариантов.

При этом какие-то варианты он может посчитать оптимальными, какие-то варианты может отбросить. В результате в конструкторскую документацию, которую он выдает по окончании этого этапа, попадает только часть той информации, которая была выработана конструктором в процессе работы. На следующий этап, этап технологической подготовки, попадает только то, что вошло в конструкторскую документацию. Конструктор, поскольку он приступает к решению другой задачи, начинает быстро забывать то, что было накоплено при разработке предыдущего изделия, и в результате часть ценной для обеспечения качества изделия информации теряется.

Абсолютно такая же картина наблюдается при переходе от процесса конструкторской подготовки к технологической подготовке. Технологи, прорабатывая варианты технологических процессов, просчитывая их по своим методикам, в том числе и по экономическим, разрабатывают соответствующие средства технологического оснащения, подбирают оборудование с точки зрения технологических параметров, не имея всей той информации, которую имел конструктор. Они ориентируются только на то, что включено в конструкторскую документацию.

На четвертом этапе, этапе организационной подготовке производства, формируются цехи, участки, группы и т.д.

В результате мы имеем ситуацию, когда на каждом из этапов подготовки производства вырабатывается достаточно большой объем информации, но на следующий этап передается только небольшая часть этой информации в виде оформленных документов:

- технического задания;

- конструкторской документации;

- технологической документации;

- документации, связанной с организацией производственных процессов.

В результате мы можем получить конструкцию изделия, технологию изготовления и организацию процесса изготовления изделия, в которых не учтены очень важные с точки зрения обеспечения качества, параметры.

Карта процесса призвана ликвидировать данное несоответствие. В организационном плане первый этап научной подготовки производства сопровождается созданием специальной группы людей, которые заранее знают, что именно они будут разрабатывать карту процесса. И поэтому, участвуя в каждом этапе подготовки производства, начиная с научной подготовки, заканчивая организационной, они, являясь либо участниками, либо наблюдателями этих процессов, имеют возможность переносить ту важную для обеспечения качества изделия информацию, которая раньше просто терялась.

В связи с этим, формирование карты процесса обязательно должно быть привязано к людям, которые эту карту будут формировать. Соответственно, последовательность подготовки карты процесса, в ее общей части, практически совпадает со всеми четырьмя этапами процесса подготовки производства.

Второй важной составляющей карты процесса являются пооперационные планы. Наличие пооперационных планов, как уже ранее указывалось, предполагает исполнение операторами требований этих планов.

Процесс разработки пооперационных планов предполагает гораздо большую степень декомпозиции процессов и гораздо более глубокий анализ возможных вариантов выходов этих процессов, как соответствующих, так и не соответствующих принятой технологии.

К разработке пооперационных планов обеспечения качества можно привлекать не только членов группы, но и конкретных исполнителей. Их производственный опыт, который они накопили при изготовлении других изделий, их замечания могут существенным образом повлиять на содержание операционных планов и карты процесса в целом.

Основным содержанием работы на данном этапе является анализ возможных несоответствий, которые могут появиться в процессе работы, анализ причин их возникновения, а также разработка мер по профилактике, то есть предупреждающих действий, и мер по ликвидации последствий при появлении этих несоответствий – корректирующих действий.

Опытные технологи и организаторы производства имеют достаточно четкое представление о тех несоответствиях, которые могут появляться при выполнении определенного вида операций. При этом они не могут точно сказать, будет ли это несоответствие появляться часто или редко, но факт его появления они могут предвидеть с высокой степенью вероятности. Таким образом, на этапе разработки пооперационного плана, который, по сути, во многом дублирует технологическую документацию, опыт персонала, опыт технологов, опыт мастеров, использование опыта работников производства необходимы. При соответствующей постановке задачи, при серьезном подходе к сбору информации, они могут выдать достаточно серьезную информацию, которой будет достаточно для формирования первоначального варианта пооперационного плана. Во многих случаях, опытные участники производственного процесса смогут дать информацию не только по технологическим процессам, но и предсказать влияние на качество определенных параметров технологического оборудования, технологической или мерительной оснастки, четко представляя при этом возможности осуществления оснащенных соответствующим образом операций контроля.

Одним из положительных моментов такого метода организации наполнения пооперационных планов информацией является то, что подготовку этих планов должны осуществлять те люди, которые будут с ними работать. При этом необходимо процедуру организовать таким образом, чтобы люди эту информацию дали и, не возлагая на них процесс оформления, согласовать с ними содержание операционных планов, чтобы они могли убедиться, что это документ, с которым они смогут работать.

Таким образом, к моменту начала производства, когда полностью поступило оборудование, необходимая оснастка, как технологическая, так и измерительная, первые варианты планов уже должны быть готовы. На последующих этапах в процессе изготовления изделия, когда идет отработка технологии, оценка вероятностей появления несоответствий, может оказаться, что часть несоответствий, которые предсказывались, появляться не будут и их можно убрать из операционных планов. Однако могут появиться новые несоответствия, по которым необходимо проделать ту же самую работу.

В дальнейшем, по мере развития производства, по мере отработки технологии, по мере отработки производственных и технологических процессов, все большее количество информации и опыта будет накапливаться у участников этих процессов. В дальнейшем они могут при периодическихобсуждениях, которые надо также организовывать, этот опыт обобщать и перед ними можно ставить задачи по выявлению недостатков операционных планов и по разработке предложений по их непрерывному улучшению. При такой постановке вопроса может быть получена ценная информация, которая может быть использована при доработке карт процесса.

Анализ карты процессов

Анализ карты процессов необходимо проводить один раз в три года. Это способствует выявлению слабых сторон в картах процессов. Анализ проводят по трем направлениям:

· анализ модели процесса;

· анализ системы мониторинга;

· анализ регламентирующих документов.

Анализ модели процесса

Модель процесса должна включать в себя входы, выходы, ресурсы и управляющие воздействия.

Входные данные, относящиеся к требованиям к выпускаемой продукции, должны быть определены.

Входные данные должны включать:

- функциональные и эксплуатационные требования;

- соответствующие законодательные и другие обязательные требования;

- там, где это целесообразно, информацию, взятую из предыдущих аналогичных процессов;

- другие требования, важные для разработки процесса.

Входные данные должны анализироваться на достаточность. Требования должны быть полными, недвусмысленными и непротиворечивыми.

Выходные данные должны:

- соответствовать входным требованиям к разработке процесса;

- обеспечивать соответствующей информацией по закупкам, производству и обслуживанию;

- содержать критерии приемки продукции и ссылки на них;

- определять характеристики продукции, существенные для ее безопасного и правильного использования.

Карты процесса должны отвечать определенным требованиям. К картам процесса предъявляются достаточно строгие требования в отношении их надежности, валидности и дополнительной валидности.

Под надежностью понимается адекватное отражение процесса. Т.е. насколько модель сохранила свойства отраженного мира.

Надежность модели процесса определяется стабильностью получения результатов процесса одной и той же продукции с помощью данной модели в различное время. Надежная модель процесса выявляет не состояние функций, а устойчивые свойства, качества, способности процесса. Недостаточная надежность модели процесса не позволяет применять ее для прогнозирования успешности выполнения процесса.

Валидность – это соответствие модели процесса целям и задачам производства.

Чаще всего цель построения модели процесса – это отражение конкретного производства, поэтому возникает вопрос не столько о формировании цели сколько, об уроне декомпозиции. Достаточно ли глубоко отражен процесс производства.

Дополнительная валидность – это возможность отвечать на будущие запросы. А именно будет ли построенная модель процесса соответствовать будущим целям и задачам. Это будет определяться выбором инструмента моделирования. Чем более продвинутым будет выступать инструмент (IDEF или блок-схема) тем выше будет его дополнительная валидность.

На общий уровень проработанности модели будет серьезно влиять характер и достоверность вносимой информации.

Анализ системы мониторинга

Система мониторинга должна отвечать таким требованиям как информативность, актуальность, измеряемость и удобство сбора информации.

Анализ регламентирующих документов (операционные планы)

Анализ регламентирующих действий строится на качестве и объеме информации, FMEA-анализ конструкторской и технической документации, достаточность регламентирующих процедур и освещенность действия в случае несоответствия.









Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2021 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.