|
Формы выделения бюджетных средств на поддержку национальной экономики.В области промышленности, строительства и энергетики государственная поддержка предоставляется для реализации инвестиционных проектов. В бюджетах расходы на финансирование инвестиционных программ предусматриваются следующим образом: 1. В федеральном бюджете при условии, что они являются частью затрат на реализацию соответствующих целевых программ, а также на основании предложений Президента РФ и правительства. 2. В бюджетах субъектов РФ при условии, что эти расходы являются частью затрат на осуществление региональных целевых программ, а также на основании предложений органов исполнительной власти субъектов РФ. Правительство РФ вправе предоставлять государственные гарантии под инвестиционные проекты социальной и народно-хозяйственной значимости. При принятии решений о предоставлении таких гарантий учитываются следующие критерии значимости проектов: - содействие росту производства конкурентоспособной продукции; - содействие решению социальных проблем в масштабе страны; - соблюдение экологической безопасности населения. Анализ, оценку и отбор проектов для предоставления государственных гарантий осуществляют Минфин и Минэкономразвития РФ. В области промышленности, строительства и энергетики государственная поддержка предоставляется для реализации инвестиционных проектов. Инициаторами реализации этих проектов могут выступать: - федеральные органы исполнительной власти; - органы власти субъектов РФ, органы местного самоуправления; - коммерческие организации, в том числе иностранные. Среди инвестиционных проектов претендующих на государственную поддержку ведется отбор по следующим принципам: 1. Инвестиционные проекты должны соответствовать установленным критериям. 2. Обеспечиваются равные условия доступа к процедуре предоставления государственной поддержки. 3. Инвестиционный проект должен быть безубыточным. 4. Должен быть разделен риск государства с частным капиталом. 5. В проекте должны быть сбалансированы государственные интересы и интересы частных участников проекта. 6. Должны соблюдаться условия добросовестной конкуренции и антимонопольного законодательства. В целях совершенствования процессов предоставления государственной поддержки в рамках федерального бюджета был создан федеральный инвестиционный фонд. Его средства идут на финансирование проектов федерального уровня, а с 2008 года было разрешено финансирование из федерального инвестиционного фонда и из региональных бюджетов технических проектов, которые направлены на развитие инфраструктуры субъектов РФ. Предоставление государственной поддержки из инвестиционного фонда может осуществляться в следующих формах: 1. Софинансирование проекта на договорных условиях с оформлением прав собственности РФ. (Частный капитал должен предоставить не менее 25% собственных средств от сметной стоимости этого проекта). 2. Направление средств в уставный капитал юридических лиц. (Прямые инвестиции). 3. Предоставление государственных гарантий под инвестиционные проекты в размере до 60% предоставленных кредиторами средств не более чем на 5 лет. Законодательством предусматривается возможность финансирования строек и объектов промышленности двумя способами: 1. Безвозмездное предоставление средств для строительства объектов для федеральных (государственных) нужд. 2. Выделение бюджетных средств для финансирования инвестиционных проектов на условиях возвратности и платности. (Бюджетные кредиты). Государство осуществляет регулирование инвестиционной деятельности не только путем финансовой поддержки, но и введения налоговых льгот. Законодательством предусматривается возможность финансирования строек и объектов промышленности двумя способами: 1. Безвозмездное предоставление средств для строительства объектов для федеральных (государственных) нужд. 2. Выделение бюджетных средств для финансирования инвестиционных проектов. Кроме того, государство взяло на себя ряд сопровождающих процедур: а) Разработка технических регламентов по строительству; б) Осуществление экспертизы проектов; в) Защита российских предприятий от поставок из-за рубежа морально устаревшего оборудования и материалов; г) Выпуск облигационных займов, в том числе гарантированных. Государственная поддержка экономики
Рис. 3 – Формы государственной поддержки экономики
3. Особенности государственного регулирования жилищно-коммунального хозяйства. Порядок планирования и финансирования расходов бюджетов всех уровней на жилищно-коммунальное хозяйство. Жилищно - коммунальное хозяйство по своей структуре является многопрофильной отраслью и включает в себя: а) Содержание жилого фонда; б) Тепло-, газо- и энергоснабжение; в) Водоснабжение и водоответвление; г) Благоустройство территорий (вывоз и утилизация мусора, уборка территорий и озеленение); Жилищно - коммунальное хозяйство является важной частью народного хозяйства и требует на свое содержание и развитие значительного объема финансовых ресурсов. Эта отрасль имеет с бюджетом двухсторонние отношения, и складываются они в пользу отрасли – жилищно - коммунальное хозяйство получает средств из бюджета больше, чем вносит в него. Все бюджетные расходы на ЖКХ финансируются из территориальных бюджетов. Доля этих затрат в общем объеме расходов составляет: - в бюджетах субъектов РФ 5-7%; - в местных бюджетах 19-25%. Порядок формирования расходов по жилищно - коммунальному хозяйству аналогичен общему порядку формирования бюджета по другим отраслям. Объем жилищно-коммунальных услуг определяется исходя из региональных стандартов оплаты жилья и коммунальных услуг. Главным источником финансирования затрат ЖКХ является плата граждан за предоставленные услуги. Складывается она из трех составляющих: 1. Из собственно-вносимой платы гражданами. 2. Платы, причитающихся льгот в части региональных льготников из бюджета субъекта РФ, а в части федеральных льготников из федерального бюджета. 3. Оплата субсидий малообеспеченным гражданам из местных бюджетов. Вторым источником являются средства бюджетов в виде целевых бюджетных дотаций в отрасль ЖКХ. В дальнейшем будет осуществляться переход от бюджетных дотаций к полной оплате услуг ЖКХ населением при условии сохранения социальной защиты малоимущих граждан. За органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления будет сохраняться право определять основные параметры новой системы оплаты жилья и коммунальных услуг. Размеры финансовой помощи регионам из федерального бюджета рассчитываются на основании ежегодно определяемых федеральных стандартов оплаты услуг ЖКХ. Расходы на содержание и обеспечение деятельности жилищно-коммунальной отрасли отражаются по разделу 0500 «Жилищно-коммунальное хозяйство» бюджетной классификации РФ. Порядок формирования расходов бюджета субъекта РФ по расходам на ЖКХ аналогичен общеустановленному порядку формирования бюджета по другим отраслям. Главным источником финансирования затрат является плата граждан за предоставленные услуги (63,8%), которая составляет и состоит из: - собственно вносимой платы гражданами - причитающихся им льгот в части полномочии бюджета (так называемые региональные льготники) и федерального бюджета (так называемые федеральные льготники); - субсидий малообеспеченным гражданам. Остальные средства предоставляются гражданам из бюджетов регионов ежемесячно как субсидии в безналичной форме в виде уменьшения их платежей за жилье и коммунальные услуги для дальнейших расчетов с поставщиками жилищно-коммунальных услуг. Предоставляемый гражданам объем услуг не полностью обеспечивается средствами населения и бюджета региона РФ в связи с тем, что компенсация затрат жилищно-коммунальных услуг региона из федерального бюджета осуществляется но федеральным стандартам стоимости, в которых не учитываются экономически обоснованные расходы, сложившееся в данном субъекте РФ.Финансирование ЖКХ в связи со спецификой его функционирования осуществляется, прежде всего, из бюджетов субъектов РФ. В ближайшие годы целевые бюджетные дотации на ЖКХ сохранятся. Однако и объем бюджетных расходов, и их структура претерпят существенные изменения. Будет осуществляться переход от бюджетного дотирования к оплате жилинщо - коммунальных услуг гражданами в полном объеме, при условии обеспечения социальной защиты малоимущих семей и экономического стимулирования, улучшения качества обслуживания. Постановлением Правительства РФ, принятым в соответствии с Концепцией реформы ЖКХ, было определено, что при сохранении за органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления права определять основные параметры перехода па новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг, размеры финансовой по • социальной нормы площади жилья. Этот стандарт составляет 18 м2 общей площади жилья на одного члена семьи из трех и более человек, 42 м2 — на семью из двух человек и 33 мэ - на одного человека. Стандарт действует до настоящего времени; • уровня платежей граждан в процентах от стоимости предоставляемых жилищной коммунальных услуг: начиная с 35% в 1997 г. до 100% в 2005 г.; • максимально допустимой доли собственных расходов граждан на оплату жилья и коммунальных услуг в совокупном семейном доходе исходя из их социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг. Этот показатель также ежегодно увеличивался и с 2001 г. составляет 22%; • предельной стоимости предоставления жилищно-коммунальных услуг и стоимости капитального ремонта жилого помещения на 1 м2 общей площади жилья в месяц. Этот показатель устанавливается в среднем по Российской Федерации и дифференцируется по субъектам РФ. Федеральные стандарты устанавливаются Правительством РФ ежегодно в целях совершенствования порядка оплаты жилья и коммунальных услуг. Региональные стандарты также ежегодно устанавливаются местными законодательными актами субъектов РФ. Вопрос перехода к 100%-ной оплате жилищно - коммунальных услуг для отдельных регионов оказался достаточно сложным. У регионов-доноров, которых всего 16 из 88, есть и денежные доходы населения, и собственные ресурсы, в том числе по оказанию социальной помощи нуждающимся группам граждан, что позволяет перейти на 100%-ную оплату; у остальных субъектов РФ готовности к такому переходу пока пет. Значительная часть финансовых проблем предприятий ЖКХ связана с завышенными обязательствами, которые берут на себя бюджеты всех уровней по финансированию компенсаций населению на пользование услугами. Компенсации предоставляются в различных формах: финансирования льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг; субсидирования граждан; возмещения разницы между стоимостью услуг и уровнем оплаты гражданами этих услуг. При наличии возможностей бюджета региональные органы власти вправе вводить дополнительные компенсации отдельным категориям граждан в качестве помощи малоимущим. Федеральным законом от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ разграничены полномочия между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ (т. е. па федеральных и региональных льготников). Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению мер социальной поддержки предусматриваются из федерального бюджета в виде субвенции. Объем средств, передаваемых субъектами РФ, определяется исходя из: числа лиц, имеющих право па указанные меры социальной поддержки; утвержденных Правительством РФ федерального стандарта предельной стоимости предоставляемых жилищно-коммунальных услуг на 1 м2 обшей площади жилья п месяц и федерального стандарта нормативной площади жилого помещения, применяемых для расчета межбюджетных трансфертов. Субвенции зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов РФ. Кроме того, па частичное возмещение расходов бюджетов РФ направляются средства в виде субсидий на осуществление мер социальной поддержки ветеранов труда и тружеников тыла (так называемых региональных льготников). Предоставление субвенций и субсидий из федерального бюджета субъектами РФ осуществляется в порядке, установленном Правительством РФ. Субъекты РФ законодательно устанавливают региональные стандарты в целях определения прав граждан, проживающих в жилых помещениях любой формы собственности, на предоставление субсидий па оплату жилого помещения и коммунальных услуги расчета их размеров.
Вопросы для самоконтроля: 1. Охарактеризуйте общую структуру расходов па национальную экономику. 1. Приведите факторы, способствующие повышению роли государства в инвестиционном процессе. 2. Перечислите основные источники финансирования инвестиций в основной капитал. 3. Сформулируйте порядок финансирования капитальных вложений за счет бюджетных и собственных средств инвесторов. 4. На решении каких задач будут сосредоточены государственные КВ в текущем году.? 5. Состав расходов на финансирование национальной экономики по федеральному бюджету. 6. Особенности государственного регулирования жилищно-коммунального хозяйства. 7. Назовите задачи и цели реформирования жилищно-коммунального хозяйства. 8. Перечислите основные направления реформирования ЖКХ. 9. Какими федеральными законами регулируется деятельность ЖКХ? 10. Перечислите основные источники финансирования ЖКХ, проанализируйте их структуру. 11. В каких случаях предоставляются компенсации из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ по расходам на жилищно-коммунальную сферу? 12. Как определяется объем жилищно-коммунальных х услуг при планировании расходов отрасли? 13. Проанализируйте изменения в объеме и структуре расходов бюджетов на ЖКХ в среднесрочной перспективе, поясните их. 14. Перечислите федеральные стандарты, ежегодно устанавливаемые Правительством
Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|