Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Бюджетное законодательство об условиях хозяйствования учреждений социально-культурной сферы. Особенности правового положения бюджетных, автономных и казенных учреждений





08.05.2010 года был принят закон №83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений».

Основные цели изменений:

1. Снижение темпов роста расходов бюджетов.

2. Создание условий и стимулов для сокращения внутренних издержек учреждений.

3. Привлечение учреждениями дополнительных источников финансирования за счет осуществления коммерческой деятельности.

Основой закона является выделение трех типов учреждений:

1. Казенные;

2. Бюджетные;

3. Автономные.

Все три типа – это государственные учреждения, и форма собственности – государственная (федеральная, региональная) или муниципальная.

Казенные учреждения. В соответствии с законом №83-ФЗ казенное учреждение – это государственное (муниципальное) учреждение, оказывающее государственные (муниципальные) услуги, выполняющее работы или исполняющее государственные (муниципальные) функции, в целях обеспечения реализации полномочий органов власти или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств бюджета на основании бюджетной системы.

Характерные черты казенного учреждения:

1. Решение о создании вправе принимать учредитель – Правительство РФ, высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ, местная администрация муниципального образования.

2. Учредительным документом является устав либо положения, утвержденные соответствующим органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя.

3. Считаются распределителями и получателями бюджетных средств, для них в бюджетной смете устанавливаются лимиты бюджетных обязательств в соответствии с классификацией расходов бюджетов.

4. Имеет ограниченные права и возможности в процессе осуществления приносящей доход деятельности. Оно может осуществлять приносящую доход деятельность, только если такое право предусмотрено в его учредительном документе. Доходы, полученные от указанной деятельности, поступают в соответствующий бюджет.

5. Осуществляет операции с бюджетными средствами через лицевые счета открытые в органах федерального казначейства.

6. Имущество казенного учреждения закреплено за ним на праве оперативного управления. Оно не в праве распоряжаться имуществом без согласия собственника.

7. Принятие решения о ликвидации и проведении ликвидации казенного учреждения осуществляются в порядке установленном правительством РФ, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, местной администрацией муниципального образования.

Бюджетные учреждения. В соответствии с законом №83- ФЗ бюджетное учреждение, как и автономное – это некоммерческая организация созданная РФ, субъектом РФ или муниципальным образованием для выполнения работ и оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий в социальной сфере соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления.

Правовое положение бюджетного учреждения определено в новой редакции ФЗ «О некоммерческих организациях». Его дополнили статьей 9.2 «Бюджетное учреждение».

Характерные черты бюджетного учреждения:

1.Учредителями бюджетных учреждений являются правительство РФ, органы исполнительной власти субъектов РФ, местная администрация муниципального образования.

2. Ведет свою деятельность в соответствии с предметом и целями, определенными в соответствии с федеральными законами, нормативными правовыми актами и уставом согласно государственным муниципальным заданиям.

3. Государственные (муниципальные) задания для бюджетного учреждения формирует и утверждает соответствующий орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя.

4. Бюджетное учреждение вправе сверхустановленного государственного (муниципального) задания выполнять работы, оказывать услуги, относящиеся к его основной деятельности, гражданам и юридическим лицам за плату.

5. Исчерпывающий перечень видов деятельности, которые бюджетные учреждения вправе осуществлять в соответствии с целями, для которых оно создано, закрепляется в уставе.

6. Бюджетные учреждения вправе вести иные виды деятельности не являющиеся основными, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано. При этом такие виды деятельности должны быть указаны в учредительных документах.

7. Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания бюджетным учреждениям осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета. Порядок определения объема и условий предоставления субсидий из бюджета соответствующего уровня определяется правительством РФ, исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, местной администрацией.

8. Бюджетные учреждения проводят операции с поступающими им средствами через лицевые счета, открываемые в территориальном органе федерального казначейства или финансовом органе субъекта РФ (муниципального образования) в порядке установленном законодательством РФ.

На бюджетные и казенные учреждения распространяется Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Характерные черты автономных учреждений.

Автономные учреждения осуществляют свою деятельность в соответствии с законом от 03.11.2006 года №174-ФЗ «Об автономных учреждениях».

1. Учредителем является правительство РФ, высшие исполнительные органы власти субъектов РФ, администрация муниципальных образований.

2. Обладают наибольшей степенью самостоятельности полномочий и ответственности.

3. Отсутствует субсидиарная ответственность учредителя. Отношения с бюджетом оформляются через государственное (муниципальное) задание.

4. Оказывает платные услуги, перечень которых определен в уставе.

5. Самостоятельно распоряжается внебюджетными поступлениями. Вправе открывать счета не только в территориальных органах федерального казначейства, но и в коммерческих банках.

6. Самостоятельно при заключении договоров. На него не распространяется обязательство покупать товары и услуги по конкурсной процедуре в соответствии с законом № 44-ФЗ.

7. Осуществляет свою деятельность в соответствии с планом финансово-хозяйственной деятельности.

Для того чтобы стать автономным учреждением необходимо обращение трудового коллектива учреждения учредителю, который и принимает решение о преобразовании учреждения.

Сравнительная характеристика бюджетных, автономных и казенных учреждений:

Критерии сравнения Казенные учреждения Бюджетные учреждения Автономные учреждения
1. Создание учреждения Создаются по решению правительства РФ, высшего исполнительного органа власти субъекта РФ или местной администрации муниципального образования. Создаются по решению правительства РФ, высшего исполнительного органа власти субъекта РФ или местной администрации муниципального образования. Создаются по решению правительства РФ, высшего исполнительного органа власти субъекта РФ или местной администрации муниципального образования.
2. Органы управления Руководитель Руководитель; совещательные органы и органы самоуправления Руководитель; наблюдательный совет; иные органы (ученый совет, художественный совет)
3. Субсидиарная ответственность государства Имеется Имеется в рамках государственных заданий Имеется в рамках государственных заданий
4. Право на совершение крупных сделок Отсутствует С предварительного согласия учредителя Имеется, но необходимо согласие наблюдательного совета
5. Открытие счетов В органах казначейства (финансовых органах) В органах казначейства (финансовых органах) Вправе открывать счета в коммерческих банках в соответствии с соглашением в казначействе
6. Финансовое обеспечение На основе бюджетной сметы в виде субсидий. Доходы от приносящей доход деятельности зачисляются в бюджет В виде субсидий в соответствии с заданием учредителя, бюджетных инвестиций. Внебюджетные доходы поступают в самостоятельное распоряжение.   В виде субсидий в соответствии с заданием учредителя, бюджетных инвестиций. Внебюджетные доходы поступают в самостоятельное распоряжение.
7. Документы о планах деятельности Смета План финансово-хозяйственной деятельности; государственное (муниципальное) задание План финансово-хозяйственной деятельности; государственное (муниципальное) задание
8.Распространение действия закона № 44-ФЗ Распространяется в полном объеме Распространяется в полном объеме Не распространяется
9. Учет Применяется бюджетный учет Применяется бюджетный учет Применяется бухгалтерский учет
10. Финансовый контроль и контроль учредителя -предварительный контроль; - текущий; - последующий - последующий (контроль выполнения государственного задания); - предварительный (санкционирование по целевым субсидиям и бюджетным инвестициям) - последующий (контроль выполнения государственного задания)

 

3. Понятие государственного (муниципального) задания

Государственное задание (в соответствии со ст.6 БК РФ) – документ, устанавливающий требования к составу, качеству или объему, условиям, порядку и результатам оказания государственных (муниципальных) услуг, выполнения работ.

Государственные (муниципальные) услуги – услуги (работы) оказываемые (выполняемые) в соответствии с государственным (муниципальным) заданием органов государственной власти (местного самоуправления) бюджетными учреждениями.

Планирование бюджетных ассигнований на оказание государственных (муниципальных) услуг физическими и юридическими лицами должно осуществляться с учетом государственного (муниципального) задания на очередной финансовый год и плановый период, а так же его выполнение в отчетный финансовый год и текущий финансовый год.

Законодательной основой применения государственного задания является:

· Бюджетный кодекс РФ

· Федеральный закон от 12.01.1996 г. N 7 - ФЗ «О некоммерческих организациях».

· Федеральный закон от 08.05.2010 № 83 - ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений».

При формировании заданий условия по качеству состоят из требований:

1) К процессу (технологии) оказания услуги (административные регламенты, стандарты, программы и т.д.)

2) К условиям оказания услуги (наличие помещения, оборудования)

3) Оценки результатов оказания

Государственное задание формируется в соответствии с основными видами деятельности, предусмотренными учредительными документами учреждения.

Структура государственного задания:

1. Номер и наименование государственной услуги

2. Потребители государственной услуги

3. Показатели, характеризующие качество и объем государственной услуги (например: образовательное учреждение)

– качество:

· результаты аттестации,

· выполнение образовательных программ,

· количество обоснованных жалоб на действие администрации;

- объем:

· число обучающихся по программам общего образования (1-11 кл.),

· число обучающихся по программам дополнительного образования)

4. Порядок оказания государственной услуги физическим и юридическим лицам:

· Нормативно-правовые акты, регулирующие порядок оказания государственной услуги

· Основные процедуры оказания государственной услуги

· Порядок информирования потенциальных потребителей государственной услуги

· Требования к квалификации и опыту персонала, предоставляющего государственную услугу, требование к материально-техническому обеспечению

5. Предельные цены (тарифы) на оплату государственной услуги

6. Порядок контроля над исполнением государственного задания

7. Условия и порядок для досрочного прекращения исполнения государственного задания

8. Требования к отчетности об исполнении государственного задания

· Форма отчета об исполнении

· Сроки предоставления отчетов

9. Сроки действия государственного задания

10. Основания для внесения изменений в государственное задание

Сведения о размещении государственных заданий (за исключением сведений составляющих государственную тайну), а также отчетов об их исполнении происходит в виде субсидирования. При этом пересмотреть объем субсидии можно, только если изменено само задание. Размер субсидии рассчитывается на основании нормативны затрат на оказание услуг и нормативных затрат на содержание недвижимого имущества, а также на уплату налогов по данному имуществу.

В соответствии с методическими рекомендациями по расчету нормативных затрат (приказ Министерства Финансов РФ № 105-Н от 2009 г.) затраты на оказание государственной услуги на соответствующий финансовый год рассчитывается по формуле:

, где

Р – расчетно-нормативные затраты на оказание государственной услуги

N – Нормативные затраты на оказание государственной услуги на соответствующий финансовый год

К – объем (количество единиц) оказания государственной услуги в соответствующий финансовый год

, где

N от – нормативные затраты на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда. Рассчитывается как произведение средней стоимости единицы рабочего времени персонала занятого в оказание государственной услуги на количество единиц времени необходимых для оказания единицы государственной услуги

Nр.м. – нормативные затраты на приобретение расходных материалов. Рассчитывается как произведение стоимости расходных материалов на их количество.

Nсн – нормативные затраты на коммунальные услуги и иные затраты. Связанные с использованием имущества. Рассчитывается как произведение норматива потребления коммунальных услуг на размер тарифа коммунальных услуг.

Nон – нормативные затраты на общехозяйственные нужды. Рассчитывается как произведение стоимости приобретенных в соответствующем финансовом году услуг на их количество, необходимое для оказания единицы государственной услуги.

Для расчета нормативных затрат на оказание единицы государственной услуги могут являться следующие методы:

1. Нормативный (является преобладающим)

2. Структурный

3. Экспортный

Структурный метод используется в случае невозможности использования нормативного, а экспертный в случае невозможности использования нормативного или структурного.

Расчет норматива затрат на оплату труда и начисление на выплаты по оплате труда производят нормативным методом.

4. Бюджетная смета, ее форма, содержание, порядок составления и утверждения. Методы планирования бюджетных расходов.

В соответствии с Бюджетным кодексом РФ смета – это документ, устанавливающий в соответствии с классификацией расходов бюджетов лимиты обязательств учреждения.

Смета – это финансово-плановый документ, определяющий целевое направление и поквартальное распределение средств предусмотренных на содержание учреждений.

Виды смет:

1. Индивидуальные сметы, отражающие особенности отдельного учреждения.

2. Общие сметы, которые составляются для группы однотипных учреждений.

3. Централизованные сметы составляются министерствами, ведомствами и отделами органов местного самоуправления на расходы связанные с проведение централизованных мероприятий.

В статье 221 БК РФ изложены требования к бюджетной смете учреждения:

1. Составление, утверждение и ведение осуществляются в порядке определенном главным распорядителем бюджетных средств, в ведении которого находится учреждение.

2. Утвержденные сметные показатели должны соответствовать доведенным до бюджетного учреждения лимитам бюджетных обязательств на принятие и исполнение бюджетных обязательств по обеспечению выполнения его функций.

Приказом Минфина РФ от 30.07.2010 г. № 84н утверждены общие требования к порядку составления, утверждения и ведения бюджетных смет. Согласно приказу № 84н показатели бюджетной сметы формируются:

- на период одного финансового года в соответствии с лимитами бюджетных обязательств по расходам бюджета;

- в разрезе кодов классификации расходов бюджетов бюджетной классификации РФ.

В бюджетной смете предусматриваются расходы необходимые для обеспечения выполнения функций бюджетного учреждения. Финансирование производится по трем укрупненным статьям:

1. Расходы на оплату труда работников учреждений, денежное содержание (денежное вознаграждение, денежное довольствие, заработную плату).

2. Текущие расходы:

- оплата поставок товаров;

- оплата услуг (транспортных, коммунальных);

- на питание;

- на медикаменты;

- мягкий инвентарь и другие.

3. Капитальные вложения и капитальный ремонт.

Обязательные реквизиты бюджетной сметы.

Главные распорядители бюджетных средств могут самостоятельно разрабатывать формы смет, но при этом они должны содержать следующие обязательные реквизиты:

- гриф утверждения, содержащий подпись руководителя уполномоченного утверждать смету учреждения и дату утверждения;

- наименование формы документа;

- финансовый год, на который предоставлены содержащиеся в документе сведения;

- наименование учреждения и его код по общероссийскому классификатору предприятий и организаций (ОКПО), наименование главного распорядителя средств бюджета;

- наименование единиц измерения показателей, включаемых в смету и их код по общероссийскому классификатору единиц измерения (ОКЕИ);

- содержательная и оформляющая части. Содержательная часть сметы предоставляется в виде таблицы содержащей коды строк, наименование направлений расходования средств бюджетов и соответствующих им кодов классификации расходов бюджетов бюджетной классификации РФ, а также суммы по каждому направлению.

Оформляющая часть сметы должна содержать подписи должностных лиц ответственных за содержащиеся в смете данные (руководителя учреждения, руководителя планово-финансовой службы).

Процесс прохождения сметы состоит из стадий свойственных бюджетному процессу: составлению, утверждению и исполнению. Проект сметы составляется одновременно с разработкой проекта бюджета. Конкретные сроки составления смет для каждого учреждения устанавливаются вышестоящей организацией. В двухнедельный срок после утверждения соответствующими органами бюджетов на уровне РФ, субъектов РФ и муниципальных образований вышестоящие распорядители бюджетных средств утверждают сметы расходов и сметы на централизованные мероприятия. Смету расходов в разрезе статей классификации расходов для бюджетов учреждений утверждает и подписывает руководитель организации. Сметы расходов учреждений непосредственно неподчиненных министерствам и ведомствам утверждаются вышестоящим органам, которым они подчинены.

В течение двух месяцев после утверждения бюджетов финансовые органы контролируют правильность составления и утверждения смет расходов учреждений. Смета действует в течение финансового года: с 01.01 по 31.12 включительно. После утверждения бюджета в смету могут вноситься необходимые поправки.

Методы планирования бюджетных расходов:

1. Нормативный метод планирования расходов и выплат используется в основном при планировании средств на финансирование бюджетных мероприятий и составлении смет бюджетных учреждений. В основе нормативного метода лежат минимальные социальные и финансовые нормы и нормативы в расчете на одного жителя и численность населения. На основе натуральных показателей и финансовых норм составляются сметы расходов бюджетных учреждений, на основе которых составляется минимальный бюджета территории.

В смете бюджетного учреждения отражаются:

1) реквизиты учреждения;

2) свод расходов (фонд зарплаты, материальные затраты, фонд производственного и социального развития и другие фонды);

3) свод доходов (финансирование из бюджета, дополнительные платные услуги населению, оказание услуг по договорам с организациями, прочие поступления);

4) производственные показатели учреждения;

5) расчеты и обоснования расходов и доходов.

2. Программно-целевой метод планирования бюджетных средств. Реформирование бюджетного процесса предусматривает переход преимущественно к программно-целевым методам бюджетного планирования.

Это позволит обеспечить прямую взаимосвязь между распределением бюджетных ресурсов и фактическими или планируемыми результатами их использования в соответствии с приоритетами государственной политики.

В отличие от преобладающего в настоящее время сметного планирования, программно-целевое бюджетное планирование исходит из необходимости направления бюджетных ресурсов на достижение общественно значимых и количественно измеримых результатов деятельности получателей бюджетных средств с одновременным мониторингом и контролем за достижением намеченных целей.

В последнее время в нашей стране этот метод бюджетного планирования неуклонно расширяется. Этому способствуют разработка и осуществление многих федеральных, региональных и муниципальных целевых программ и инвестиционных программ.

 

План финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения, порядок составления и утверждения

План финансово-хозяйственной деятельности является плановым документом для бухгалтерского учета и аналитического учета. В отличие от бюджетной сметы в нем отражаются операции не только с субсидиями, планируемыми к получению из бюджета, но и со средствами от иной приносящей доход деятельности. Это позволяет учреждению контролировать и регулировать финансовую деятельность подведомственных ему учреждений.

Требования к плану финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений утверждены приказом Министерства Финансов Ф от 28.07.2010 № 81-Н.

Порядок составления и утверждения плана финансово-хозяйственной деятельности определяет орган государственной власти (местного самоуправления), осуществляющий функции и полномочия учреждения. При этом данный орган вправе устанавливать особенности составления и утверждения плана дл отдельных учреждений.

План финансово-хозяйственной деятельности составляется на финансовый год в случае если закон о бюджете утверждается на 1 финансовый год либо на финансовый год и плановый период, если закон о бюджете утверждается на очередной финансовый год и плановый период.

Структура плана финансово-хозяйственной деятельности:

План финансово-хозяйственной деятельности составляется учреждением в рублях с точностью до двух знаков после запятой по форме утвержденной органом, осуществляющим функции учредителя, и содержит 3 части: заголовочную, содержательную и оформительную.

В заголовочной части плана указывается:

1) Общие сведенья о документе (наименование, дата составления, гриф утверждения)

2) Наименование органа, осуществляющего функции учредителя

3) Финансовый год (финансовый год и плановый период) по которым предоставлены сведенья

4) Наименование единиц измерения и их коды по ОКЕИ

Содержательная часть плана состоит из текстовой (описательной) и табличных частей.

В текстовой содержательной части плана указывается:

· Цели деятельности учреждения

· Виды деятельности

· Перечень услуг (работ) предоставление которых для юридических и физических лиц осуществляется за плату

В табличной содержательной части плана указывается:

· Показатели финансового состояния учреждения (данные о финансовых и нефинансовых активах, обязательствах на последнюю отчетную дату)

· Плановые показатели по поступлениям и выплатам учреждения

Плановые показатели по поступлениям формируются учреждением в разрезе:

- Субсидий на выполнение государственных (муниципальных) заданий

- Целевых субсидий

- Бюджетных инвестиций

- Поступлений от оказания учреждением услуг юридическим и физическим лицам на платной основе

- Поступление от реализации ценных бумаг (для государственных (муниципальных) автономных учреждений)

Плановые показатели по выплатам формируются учреждением в разрезе выплат на:

- Оплату труда и начисление на выплаты по оплате труда

- Услуги связи

- Транспортные услуги

- Коммунальные услуги

- Арендная плата за пользование имуществом

- Приобретение основных средств и нематериальных активов

- Приобретение материальных запасов и пр.

Оформительная часть плана содержит подписи должностных лиц, ответственных за включенные в план данные (руководитель учреждения, руководитель финансово-экономической службы).

План финансово-хозяйственной деятельности бюджетного учреждения утверждается органом, осуществляющим функции учредителя. Данный орган может делегировать эту функцию руководителю учреждения.

План финансово-хозяйственной деятельности автономных учреждений утверждается его руководителем на основании заключения наблюдательного совета учреждения.

Вопросы для самоконтроля:

1. Состав и структура расходов бюджетов на социально-культурную сферу по федеральному бюджету?

2. Состав и структура расходов бюджетов на социально-культурную сферу по бюджетам субъектов Российской Федерации?

3. Состав и структура расходов бюджетов на социально-культурную сферу по местным бюджетам?

4. Бюджетное законодательство об условиях хозяйствования учреждений социально-культурной сферы?

5. Особенности правового положения бюджетных учреждений

6. Особенности правового положения автономных учреждений?

7. Особенности правового положения казенных учреждений?

8. Понятие государственного (муниципального) задания?

9. Бюджетная смета, ее форма, содержание, порядок составления и утверждения?

10. Методы планирования бюджетных расходов?

11. План финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения, порядок составления и утверждения?







Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.