|
Бухгалтерский учет в системе управления деятельностью организацией, его предмет и методСтр 1 из 15Следующая ⇒ Тема 1. Бухгалтерский учет в системе управления деятельностью организацией, его предмет и метод
1.Понятие о хозяйственном учете, его виды и взаимосвязь 2.Роль и задачи бухгалтерского учета 3.Предмет бухгалтерского учета и его объекты 4.Метод бухгалтерского учета и его основные элементы
Роль и задачи бухгалтерского учета К основным особенностям бухгалтерского учета относятся: ♦ строгая его документальность – ни одна хозяйственная операция не учитывается без соответствующего документа; ♦ сплошной учет всех хозяйственных операций – полный, а не выборочный, как в статистическом учете; ♦ непрерывность учета – не пропускается ни одна минута хозяйственной деятельности, если в этот отрезок времени совершаются хозяйственные операции; ♦ применение приема двойной записи хозяйственной операции в дебет одного счета и в кредит другого посредством бухгалтерской проводки; ♦ обязательное и основное использование денежного измерителя для отражения состояния и изменения стоимости хозяйственных средств и их источников, или стоимости активов и обязательств, или капитала. Бухгалтерский учет наиболее тесно связан с: ♦ экономическим планированием (методологическая связь); ♦ экономическим анализом, являясь для него основным источником информации; ♦ экономическим контролем, включая ревизию, проверки, аудит. В соответствии с законом «О бухгалтерском учете и отчетности» основными задачами бухгалтерского учета являются: – формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее финансовом положении, полученных доходах и понесенных расходах; – обеспечение при совершении организацией хозяйственных операций внутренних и внешних пользователей своевременной информацией о наличии и движении активов и обязательств, а также об использовании материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами; – предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности организации и выявление резервов ее финансовой устойчивости.
Предмет бухгалтерского учета и его объекты
Предмет бухгалтерского учета – наличие и движение имущества организации, т.е. хозяйственные средства, капитал и обязательства, а также хозяйственные операции, происходящие в процессе снабжения, производства и реализации продукции (работ, услуг). Объектами бухгалтерского учета являются средства организации (активы), источники их формирования (пассивы) и хозяйственные операции, происходящие в процессе снабжения, производства, реализации. Активы – это имущество, возникшее в организации в результате совершенных хозяйственных операций, от которого организация предполагает получение экономических выгод. Пассивы – это обязательства и капитал организации. Капитал– активы организации за вычетом всех ее обязательств. Обязательства – задолженность организации, возникшая в результате хозяйственных операций, погашение которой приведет к уменьшению активов или увеличению собственного капитала организации. Хозяйственная операция – действие или событие, подлежащее отражению организацией в бухгалтерском учете и приводящее к изменению ее активов, обязательств, собственного капитала, доходов, расходов. Многообразие хозяйственных операций классифицируется по принципу их однородности в совокупность однородных операций, совершаемых в процессах снабжения (заготовления), производства и реализации продукции. Хозяйственные операции, осуществляемые в данных процессе, формируют кругооборот капитала. В процессе снабжения (заготовления) организация приобретает у поставщиков производственные запасы (материалы, топливо, удобрения, средства защиты растений и др.), необходимые для хозяйственной деятельности и обеспечивающие вместе со средствами труда и рабочей силой производственныепроцессы организации. Денежные средства обмениваются на конкретные материальные ценности. С учетом денежных расходов по их приобретению формируется фактическая себестоимость производственных запасов. В процессе производства (вторая стадия) создается новый продукт, стоимость которого состоит из стоимости потребленных средств труда, выраженных в стоимости израсходованных производственных запасов, суммы амортизации износившихся частей основных средств, а также труда человека. В процессе производства изготовляется новый продукт, стоимость которого превышает текущие издержки на величину вновь созданной стоимости, выраженной в форме прибавочного продукта. На третьей стадии (процесс реализации) произведенный товар реализуется. Реализация — совокупность хозяйственных операций по сбыту и продаже продукции. В процессе ее ритмичного осуществления товаропроизводителям возвращаются в денежной форме затраты, связанные с производством и сбытом продукции, и определенная сумма прибыли. Полная себестоимость реализованной продукции включает производственную себестоимость и расходы по ее реализации. Таким образом, происходит последовательное движение (превращение) имущества (хозяйственных средств) из одной формы в другую и переход из одного процесса в другой, между которыми не должно быть перерывов. Рациональная организация хозяйственной деятельности предполагает наличие в каждый отдельный момент времени средств в денежной, производительной и товарной формах в размерах, обусловленных объемом этой деятельности.
Метод бухгалтерского учета и его основные элементы Метод бухгалтерского учета – это совокупность приемов (способов), с помощью которых исследуется предмет бухгалтерского учета. Элементами метода бухгалтерского учета являются: Документация заключается в составлении документов, содержащих описание каждой операции и ее количественное выражение. Инвентаризация – это проверка фактического наличия объектов бухгалтерского учета на определенную дату. С помощью инвентаризации данные учета приводятся в соответствие с действительностью. Оценка является способом выражения в денежном измерителе хозяйственных операций, первоначально отраженных в натуральных и трудовых измерителях. Калькуляция – это подсчет всех затрат, относящихся к какому-либо процессу (снабжение, производство, реализация) и на единицу его результата. Бухгалтерские счета служат для группировки хозяйственных операций по объектам учета и получения обобщающей информации об этих объектах. Двойная запись заключается в том, что каждая хозяйственная операция вызывает изменение не в одном, а в двух объектах учета и, соответственно, находит одновременное отражение на двух счетах, открытых на эти объекты. Балансовое обобщение – это способ обобщения и представления бухгалтерской информации об объектах учета организации на определенную дату. Отчетность – способ получения итоговых сведений о различных сторонах хозяйственной деятельности организации за определенный период. Тема 2. Виды балансов В условиях рыночной экономики организации используют различные виды бухгалтерских балансов (слайд 10). По источникам составления бухгалтерские балансы бывают: книжные, генеральные, инвентарные. Книжные балансы составляются по данным текущего бухгалтерского учета в соответствии с остатками по счетам Главной книги. Если они подтверждаются материалами инвентаризации, то такие балансы рассматриваются как генеральные. Инвентарные балансы составляются по данным инвентарных описей отдельных активов и источников их формирования (примером является вступительный баланс, подтвержденный учредительными документами юридического лица). По времени составления выделяют шесть разновидностей бухгалтерских балансов: вступительные (организационные), текущие, санируемые, ликвидационные, разделительные, объединительные. Вступительный (организационный) баланс свидетельствует о создании новой организации, т.е. это баланс заново создаваемой организации. В нем отражаются денежные вклады учредителей (участников) и организационные расходы. Составлением вступительного баланса открывается ведение бухгалтерского учета в данной организации. Текущие балансы составляются в течение всего периода функционирования организации. Они подразделяются на начальные (входящие), промежуточные и заключительные (исходящие). Начальный баланс составляется в начале года. Заключительный (годовой) баланс составляется на конец соответствующего года является начальным балансом следующего года. Промежуточные балансысоставляются на заданные отрезки времени нарастающим итогом (за месяц, квартал, полугодие, девять месяцев). Санируемые балансы, т.е. представленные организациями, находящимися на пороге банкротства (несостоятельности погашения своих обязательств), составляются с привлечением аудитора еще до окончания отчетного периода с целью показать реальное состояние дел в организации, в балансе отдельные статьи могут не приниматься в расчет либо подвергаться уценке (например, готовая продукция, сырье иматериалы могут быть уценены до возможной стоимости их реализации). Результатом санируемого баланса является принимаемое решение: либо организация объявляется банкротом, либо ей предоставляется испытательный срок. Ликвидационные балансы составляются при прекращении деятельности организации без перехода прав и обязательств в порядке правопреемственности к другим лицам (банкротство, добровольная ликвидация, принудительная ликвидация и др.). Составляется ликвидационный баланс комиссией, которой поручается ликвидация организации. Комиссия составляет три ликвидационных баланса. Один в начале работы (вступительный), другой в течение периода ликвидации (промежуточный), третий на конец периода ликвидации (заключительный). Ликвидационные балансы отличаются от других тем, что все средства, капитал и обязательства при его составлении оцениваются не по себестоимости, а по стоимости их возможной реализации имущества или в сумме возможных поступлений от дебиторов. Обязательства организации оцениваются в сумме возможных платежей кредиторам, а не в сумме их действительной задолженности. Разделительные балансы составляются при реорганизации организации и разделении ее на несколько более мелких организаций, структурных подразделений с самостоятельным балансом. Они также используются при передаче одной или нескольких структурных единиц одной организации другой. Объединительные (фузионные) балансы составляются по результатам объединения имущества и обязательств двух и более организаций. По степени правомочия бухгалтерские балансы подразделяют на юридические и отдельные. Юридические бухгалтерские балансы составляются юридическими лицами. Отдельные бухгалтерские балансы составляют структурные подразделения организации (бригады, участки, производства и т.д.), не наделенные статусом юридического лица. По срокам составления различают вступительные, периодические и заключительные балансы. Вступительные балансы составляются после государственной регистрации организации и одновременного приобретения статуса юридического лица. Периодические балансы составляются на заданные отрезки времени (месяц, квартал, полугодие, девять месяцев). Заключительные балансы составляются по окончании отчетного периода. По форме построения балансы подразделяют на односторонние, двусторонние, раздельные, сводные, шахматные. Односторонние бухгалтерские балансы построены по вертикальному признаку: актив сверху, пассив под активом или наоборот. В раздельных балансах по центру отражается название статей, а слева и справа от них указываются числовые значения актива и пассива. При составлении сводных балансов слева приводят название статей, а справа, в двух колонках, перечисляются суммы, относящиеся к активу и пассиву. Шахматный баланс составляется в виде матрицы, по строкам которой перечисляются статьи актива, а по столбцам – статьи пассива и наоборот. По полноте отраженных данных различают балансы-брутто и балансы-нетто. Баланс-брутто – это бухгалтерский баланс, в котором объекты бухгалтерского учета представляются в первоначальной (исторической) оценке отдельных активов. Баланс-брутто включает регулирование статьи 02 –«Амортизация основных средств», 05 «Амортизация нематериальных активов». Баланс-нетто – это бухгалтерский баланс, в котором объекты бухгалтерского учета оцениваются и отражаются по остаточной стоимости. В валюту данного баланса суммы, отражаемые на регулирующих счетах (02,05), не включаются. Их вычитают от первоначальной стоимости основных средств, нематериальных активов. В последнее время в Республике Беларусь баланс-брутто не применяется, а используются балансы-нетто. По видам экономической деятельности организации могут составлять балансы по основной и не основной деятельности. Бухгалтерские балансы по основной деятельности раскрывают финансовое положение организации, содержание которой зарегистрировано в уставе организации. Бухгалтерские балансы по не основным видам деятельности представляют информацию по прочим (неуставным) видам деятельности юридического лица (балансы обслуживающих производств и хозяйств и пр.) По отраслям народного хозяйства балансы подразделяют на промышленные, сельскохозяйственные и т.д. По способу составления бухгалтерские балансы подразделяются на сальдовые, оборотные, шахматные. В сальдовом балансе отражаются остатки средств организации и источников их формирования. Они используются в целях текущего контроля за правильностью и полнотой проведения хозяйственных операций. В оборотных балансах показывают остатки и движение средств организации и их источников за отчетный период. Шахматный баланс строится в виде матрицы, и которой по горизонтальной и вертикальной строке и столбцу записываются статьи баланса. Из журнала регистрации хозяйственных операций в матрицу, в соответствии с корреспонденцией счетов, переносятся суммы, которые отражаются на пересечении соответствующих строк и столбцов. В строке собираются дебетовые обороты, а в столбцы – кредитовые. Подсчитав итоги оборотов, определяют конечное сальдо: дебетовое записывают в строке, а кредитовое - в столбце. В правом нижнем углу матрицы отражаются итоговые суммы оборотов и остатки (начальные и конечные). В шахматном балансе видна корреспонденция счетов, на пересечении какой-либо строки и столбца. Его достоинство заключается в сокращении количества счетных записей, поскольку сумма по корреспондирующим счетам записывается за один прием при сохранении принципа двойной записи. По степени обобщения и представления информации балансы классифицируются на: единичные и сводные (консолидированные). Единичные балансы характеризуют финансовое положение одной юридически самостоятельной организации или ее структурных подразделений. Сводные (консолидированные) балансы представляют собой объединение балансов организаций, юридически самостоятельных, но зависимых в экономическом отношении. Такой баланс объединяет бухгалтерский баланс материнской и ее дочерних компаний и зависимых обществ. Данные материнской и дочерних компаний объединяются путем построчного суммирования соответствующих данных.
4. Изменения в балансе, вызываемые хозяйственными операциями В процессе хозяйственной деятельности организации совершаются многочисленные хозяйственные операции, которые не нарушают равенства итогов актива и пассива баланса, однако суммы отдельных статей баланса и его итог могут меняться, так как каждая хозяйственная операция затрагивает не менее двух статей баланса. При этом изменения могут происходить в активе или пассиве либо одновременно и в активе, и в пассиве баланса. Таким образом, в зависимости от хозяйственной операции изменение статей баланса можно разделить на четыре типа балансовых изменений. Первый тип хозяйственных операций затрагивает только статьи актива баланса, когда средства по одной статье увеличиваются, по другой – уменьшаются на ту же сумму, а валюта баланса не изменяется. Пример. Отпущены со склада и израсходованы па производство сырье и материалы, стоимость которых составила 120 млн руб. В результате этой операции ворганизации уменьшится стоимость сырья и материалов на сумму 120 млн руб. Одновременно эта операция приводит к увеличению затрат на производствона данную сумму. Итог баланса после этой операции останется без изменения, так как имело место лишь перемещение средств внутри статей актива баланса. Второй тип хозяйственных операций затрагивает только статьи СК+О баланса, когда источники образования хозяйственных средств по одной статье увеличиваются, по другой – уменьшаются на ту же сумму, а валюта баланса не изменяется. Пример. Изначисленной оплаты труда удержан подоходный налог. Удержание налога из начисленной оплаты труда ведет к уменьшению задолженности работникам. Одновременно в пассиве увеличивается задолженность перед бюджетом. Таким образом, в результате этой хозяйственной операции изменения произойдут лишь внутри статей СК+О баланса. Итог баланса при этом не изменится, так как перемещение произошло только в источниках формирования средств. Третий тип хозяйственных операций затрагивает статьи актива и СК+О баланса, когда они одновременно увеличиваются на одну и ту же сумму при равенстве валюты баланса. Пример. Организация получила в банке краткосрочный кредит на пополнение оборотных средств в сумме 80 млн руб. Деньги зачислены на расчетный счет. Эта операция, во-первых, повлечет за собой увеличение денежных средств на расчетном счете на сумму 80 млн руб. и одновременно в пассиве увеличится задолженность по краткосрочным кредитам и составит. В результате совершения этой хозяйственной операции произойдет увеличение, как в активе, так и в СК+О баланса. Четвертый тип хозяйственных операций затрагивает статьи актива и СК+О баланса, когда они одновременно уменьшаются на одну и ту же сумму при равенстве валюты баланса. Пример. С расчетного счета погашена задолженность поставщикам. В результате остаток денежных средств на расчетном счете уменьшился и одновременно на такую же сумму уменьшилась задолженность поставщикам. Изменения произошли как в активе, так и в пассиве в сторону уменьшения итога баланса. Следовательно, равенство итогов актива и СК+О не нарушилось. Тема 3. Корреспонденция счетов.
Все экономические явления имеют два аспекта: возникновение и исчезновение, увеличение и уменьшение, которые компенсируют друг друга, что и означает принцип двойственного отражения хозяйственных операций. Это вызывает необходимость применения двойной записи, сущность которой состоит в том, что каждый факт хозяйственной жизни должен быть зарегистрирован как минимум дважды: по дебету одного и кредиту другого счета таким образом, чтобы общая сумма по дебету уравновешивала общую сумму по кредиту. Любые хозяйственные операции всегда вызывают взаимосвязанные, одновременные и равновеликие изменения в отдельных объектах бухгалтерского учета. Двойная запись представляет собой способ одновременного взаимосвязанного отражения явлений, вызываемых хозяйственной операцией, на дебете одного счета и кредите другого в одной и той же сумме. Указание дебетуемого и кредитуемого счетов и суммы хозяйственной операции называется бухгалтерской записью (бухгалтерской проводкой). Взаимосвязь между счетами, возникающая при помощи двойной записи, называется корреспонденцией счетов, а счета – корреспондирующими. Бухгалтерские записи бывают простые и сложные. Простыми называются такие записи, при которых сумма хозяйственной операции записывается в дебет одного и кредит другого счета, т.е. один счет дебетуется и один – кредитуется. Сложная бухгалтерская запись – эта запись хозяйственной операции, при которой дебетуются два или более счетов, а кредитуется один счет или, наоборот, дебетуется один счет, а кредитуются два или более счетов. Запись хозяйственных операций по счетам бухгалтерского учета на основании проверенных документов называется разноской. Двойная запись имеет контрольное и познавательное значение. Контрольное значение двойнойзаписи состоит в равенстве итоговых записей по дебету всех счетов и кредиту всех счетов. Отсутствие такого равенства свидетельствует о допущенных ошибках. Познавательное значение двойной записи заключается в том, что она позволяет выяснить взаимосвязи в составе имущества и источников их формирования, а также установить и проанализировать характер хозяйственных операций без привлечения первичных документов.
Тема 4. Тема 5. Тема 6. Тема 8. Учет расчетов. 1. Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками. 2. Учет расчетов с покупателями и заказчиками. 3. Учет расчетов по налогам и сборам. 4. Учет расчетов по кредитам и займам. 5. Учет расчетов с подотчетными лицами. 6. Учет расчетов с персоналом по прочим операциям. 7. Учет расчетов с учредителями. 8. Учет расчетов с разными дебиторами и кредиторами.
Многолетних насаждений Отдельную группу вложений в долгосрочные активы в сельскохозяйственных организациях составляют затраты по закладке и выращиванию многолетних насаждений: плодовых садов и ягодников, виноградников, парков и др. Для учета этих затрат может быть выделен отдельный субсчет к счету 08 «Закладка и выращивание многолетних насаждений». Аналитический учет затрат по закладке и выращиванию многолетних насаждений ведут на основании первичных документов и по статьям, предусмотренным для растениеводства (оплата труда, отчисления на соц. нужды, материалы, работы и услуги, расх по содерж и эксплуатации осн. средств, расх ден. средств), отмечая вид насаждений, время посадок, местонахождение или присвоенный номер (например, «Сад яблоневый № 5 закладки 2011 г.). Дт 08 – К-т 70, 69, 76, 10, 23-2, 24-1 – затр по закл и выращ сада Особенность заключается в том, что на открываемых аналитических счетах ведут учет затрат по закладке и выращиванию многолетних насаждений только в пределах календарного года. Это значит, что произведенные в течение года затраты по закладке молодых насаждений в конце года списывают с кредита субсчета 08 в дебет счета 01 «Основные средства». Затраты по уходу и выращиванию ранее сданных в эксплуатацию молодых насаждений присоединяются к стоимости соответствующих молодых насаждений, учитываемых на счете 01 «Основные средства», как неплодоносящие насаждения. В конце года на субсчете 08 «Закладка и выращивание многолетних насаждений» может остаться сумма затрат по незавершенным работам, т.е. затраты на подготовку почвы для посадки молодых насаждений в следующем году. Стоимость молодых насаждений в сумме затрат по закладке принимается на учет в состав основных средств на основании акта приема-передачи многолетних насаждений и ввода их в эксплуатацию. По окончании выращивания многолетних насаждений (наступление плодоношения плодовых насаждений и смыкания крон лесопосадок) молодые насаждения сдают в эксплуатацию. Их передача из недействующих основных средств в действующие оформляется актом приема-передачи многолетних насаждений и ввода их в эксплуатацию, в котором указывается стоимость насаждений за весь период их выращивания. При этом составляется следующая бухгалтерская запись: Д-т счета 01 «Основные средства» (многолетние насаждения эксплуатационные) — К-т счета 01 «Основные средства» (молодые насаждения). От молодых плодовых насаждений еще до наступления полного плодоношения, как правило, получают урожай, который приходуют по дебету счета 43 «Готовая продукция» и кредиту счета 08. Продукция, полученная от молодых плодовых насаждений, оценивается по ценам возможной реализации или использования. Затраты по сбору урожая отражают по дебету субсчета 08 и кредиту соответствующих счетов (70, 69, 76, 23 и др.). 6. Сводный учет капитальных вложений Для отражения операций по учету вложений в долгосрочные активы в регистрах журнально-ордерной формы предназначены производственный отчет по капитальным вложениям и ремонтам основных средств (ф. № 18-И) и журнал-ордер ф. № 16-АПК. Производственный отчет по капитальным вложениям и ремонтам основных средств используют для аналитического учета затрат по счетам 08 «Вложения в долгосрочные активы» и 23 «Вспомогательные производства», субсчет 2 «Ремонт зданий и сооружений». Учет затрат в производственном отчете осуществляется за месяц с выделением итогов с начала года по действующей номенклатуре статей, субсчетов и аналитических счетов. Для каждой группы затрат в отчете отведен отдельный раздел. В первом разделе учитываются накладные расходы по следующим группам: административно-хозяйственные, по обслуживанию рабочих строительства, содержанию пожарной и сторожевой охраны, благоустройству и содержанию строительных площадок, прочие расходы. Накладные расходы учитывают в разрезе статей затрат за месяц и с начала года. Записи производят на основании данных первичных документов, сгруппированных по статьям затрат и корреспондирующим счетам. Следует иметь в виду, что на дебет счетов 08 и 23 могут быть отнесены суммы с кредита счетов, учет по которым ведут в других журналах-ордерах. Это относится к счетам 50, 51, 71 и др. Суммы по ним записывают в производственный отчет на основании листков-расшифровок. Во втором разделе отражают по объектам учета и статьям затраты на строительство и приобретение основных средств. Для статей затрат предусмотрены строки производственного отчета, а для объектов учета — графы. В отдельных строках по каждому объекту капитальных вложений отражают суммы накладных расходов по строительству, которые списывают сюда комплексными статьями путем распределения из первого раздела отчета. В производственном отчете в конце месяца определяют общую сумму затрат по каждому объекту за месяц и с начала года. По переходящим с прошлого года объектам в производственном отчете указывают стоимость незавершенных капитальных вложений на начало года. В третьем разделе учитывают расходы по эксплуатации строительных машин и механизмов по статьям затрат за месяц и с начала отчетного периода. В конце отчетного периода эти расходы распределяют между объектами строительства и отражают во втором разделе. Сводный учет оборотов по кредиту счета 08 «Вложения в долгосрочные активы» ведут в журнале-ордере ф. № 16-АПК. Каждому из счетов в журнале-ордере отведен определенный раздел, в котором записывают кредитовые обороты в корреспонденции с дебетом соответствующих счетов. Затраты с кредита счета 23 «Вспомогательные производства», субсчет «Ремонт зданий и сооружений» в конце месяца списывают в дебет счетов по учету затрат на производство или 96 «Резервы предстоящих платежей». Кредитовые обороты со счета 23 списывают в журнал-ордер ф. № 10-АПК. Записи в журнале-ордере ф. № 16-АПК делают на основании данных производственного отчета по капитальным вложениям и ремонтам основных средств (ф. № 08-И) либо листков-расшифровок, если соответствующие суммы не отражены в отчете. По каждому из включенных в журнал-ордер счетов ежемесячно подсчитывают итоги и после сопоставления их с аналитическими данными и сверки оборотов по корреспондирующим счетам в соответствующих учетных регистрах в установленном порядке по кредитовым оборотам делают записи в Главную книгу.
Оценка основных средств В соответствии с нормами Инструкции № 26 основные средства отражаются на счетах бухгалтерского учета по первоначальной или переоцененной стоимости. Порядок определения первоначальной стоимости зависит от способа поступления основного средства в организацию. При приобретении основных средств за плату их первоначальная стоимость определяется в сумме фактических затрат на приобретение. Согласно п. 10 Инструкции № 26 к фактическим затратам на приобретение относятся следующие: 1.стоимость приобретаемого обънкта; 2.затраты, связанные с доставкой объекта в организацию. 3.таможенные пошлины и сборы. 4. проценты за пользование кредитов и займов на приобретение объектов основных средств. С 1 января 2013 г. не имеет значения, просрочен или нет кредит или заем под приобретение основных средств для включения процентов по нему в первоначальную стоимость. 5. Затраты по страхованию при доставке. 6. Затраты на услуги других лиц, связанные с приведением основных средств в состояние, пригодное для использования. 7. Иные затраты, непосредственно связанные с приобретением, доставкой, установкой, монтажом основных средств и приведением их в состояние, пригодное для использования. Активы принимаются на бухгалтерский учет в белорусских рублях. Стоимость активов, приобретенных за иностранную валюту, определяется в белорусских рублях путем пересчета иностранной валюты по официальному курсу, установленному Национальным банком Республики Беларусь на дату принятия активов на бухгалтерский учет. Формирование первоначальной стоимости основных средств до момента их принятия к бухгалтерскому учету осуществляется по дебету счета 08 «Вложения в долгосрочные активы». Все факты совершения хозяйственных операций по приобретению основных средств подтверждаются первичными документами, Пример 4 Организация приобрела новое производственное оборудование, которое было ввезено на территорию Республики Беларусь из государства, с которым имеется таможенное оформление грузов. Стоимость приобретения составила 150 000 евро. Расходы по доставке – 2500 евро. Таможенная пошлина составила 165 000 тыс. руб., сбор за таможенное оформление был уплачен в сумме 50 евро. Уплаченный при ввозе на территорию Республики Беларусь НДС – 384 970 тыс. руб. Курс евро (условно) на дату таможенного оформления согласно грузовой таможенной декларации – 11 540 руб. Кроме того, организация понесла следующие расходы.
Первоначальная стоимость основных средств, внесенных собственником имущества (учредителями, участниками) в счет вклада в уставный фонд организации, определяется исходя из оценки их стоимости, произведенной в соответствии с законодательством. Следовательно, первоначальная стоимость основных средств, вносимых в качестве вклада в уставный фонд организации, при принятии к бухгалтерскому учету будет определяться оценочным путем и устанавливаться на уровне, подтвержденном обязательной экспертизой достоверности оценки.
Первоначальная стоимость безвозмездно полученных от других лиц основных средств определяется исходя из их текущей рыночной стоимости на дату принятия к бухгалтерскому учету в качестве вложений в долгосрочные активы. Под текущей рыночной стоимостью согласно п. 2 Инструкции № 26 понимается сумма денежных средств, которая была бы получена в случае реализации основного средства в текущих рыночных условиях. Пример 5 Организация получила безвозмездно от другого юридического лица автомобиль, остаточная стоимость которого, по данным передающей стороны, составляет 191 380 тыс. руб. По данным интернет-ресурсов, посвященных покупке и продаже автомобилей, текущая рыночная стоимость такого автомобиля составляет 173 854 тыс. руб. Затраты на будущую продажу автомобиля (снятие с учета в ГАИ, расход ГСМ, заработная плата водителя и отчисления от нее, мойка, чистка салона и т.д.) по оценке организации составят 5678 тыс. руб. Учитывая все сказанное, первоначальная стоимость безвозмездно поступившего автомобиля при принятии к бухгалтерскому учету будет равна 168 176 тыс. руб. (173 854 – 5678). Амортизация осуществляется линейным способом. Месячная сумма амортизационных отчислений составляет 2495 тыс. руб. Автомобиль используется в предпринимательской деятельности. В бухгалтерском учете необходимо сделать следующие записи.
Первоначальная стоимость основных средств, полученных при товарообменных операциях, определяется исходя из учетной стоимости отгруженных товаров или иных активов, определяемой в порядке, установленном законодательством. Пример 6 Организация отгружает готовую продукцию на общую сумму с НДС 140 000 тыс. руб. В возмещение стоимости готовой продукции покупатель отгружает оборудование, остаточная стоимость которого, по данным передающей стороны, составляет 105 400 тыс. руб. без учета НДС. Данный объект будет принят к бухгалтерскому учету на счете 08 у поставщика по стоимости 116 667 тыс. руб. (140 000 / 120 х 100). В бухгалтерском учете при получении основного средства необходимо сделать следующие записи. Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|