Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Бухгалтерский учет в системе управления деятельностью организацией, его предмет и метод





Тема 1.

Бухгалтерский учет в системе управления деятельностью организацией, его предмет и метод

 

1.Понятие о хозяйственном учете, его виды и взаимосвязь

2.Роль и задачи бухгалтерского учета

3.Предмет бухгалтерского учета и его объекты

4.Метод бухгалтерского учета и его основные элементы

 

Роль и задачи бухгалтерского учета

К основным особенностям бухгалтерского учета относятся:

строгая его документальность – ни одна хозяйственная операция не учитывается без соответствующего документа;

сплошной учет всех хозяйственных операций – полный, а не выборочный, как в статистическом учете;

непрерывность учета – не пропускается ни одна минута хозяйственной деятельности, если в этот отрезок времени совершаются хозяйственные операции;

применение приема двойной записи хозяйственной операции в дебет одного счета и в кредит другого посредством бухгалтерской проводки;

обязательное и основное использование денежного измерителя для отражения состояния и изменения стоимости хозяйственных средств и их источников, или стоимости активов и обязательств, или капитала.

Бухгалтерский учет наиболее тесно связан с:

экономическим планированием (методологическая связь);

экономическим анализом, являясь для него основным источником информации;

экономическим контролем, включая ревизию, проверки, аудит.

В соответствии с законом «О бухгалтерском учете и отчетности» основными задачами бухгалтерского учета являются:

– формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее финансовом положении, полученных доходах и понесенных расходах;

– обеспечение при совершении организацией хозяйственных операций внутренних и внешних пользователей своевременной информацией о наличии и движении активов и обязательств, а также об использовании материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами;

– предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности организации и выявление резервов ее финансовой устойчивости.

 

 

Предмет бухгалтерского учета и его объекты

 

Предмет бухгалтерского учета – наличие и движение имущества организации, т.е. хозяйственные средства, капитал и обязательства, а также хозяйственные операции, происходящие в процессе снабжения, производства и реализации продукции (работ, услуг).

Объектами бух­галтерского учета являются средства организации (активы), источники их формирования (пассивы) и хозяйственные операции, происходящие в процессе снабжения, производства, реализации.

Активы это иму­щество, возникшее в организации в результате совершенных хозяйственных операций, от которого организация предполагает получение экономических выгод.

Пассивы – это обязательства и капитал организации.

Капитал– активы организации за вычетом всех ее обязательств. Обя­зательства – задолженность организации, возникшая в результа­те хозяйственных операций, погашение которой приведет к уменьшению активов или увеличению собственного капитала организации.

Хозяйственная операция – действие или событие, подлежащее отражению организацией в бухгалтерском учете и приводящее к изме­нению ее активов, обязательств, собственного капитала, доходов, расходов.

Многообразие хозяйственных операций классифицируется по принципу их однородности в совокупность однородных операций, совершаемых в процессах снабжения (заготовле­ния), производства и реализации продукции. Хозяйственные операции, осуществляемые в данных процессе, формируют кругооборот капитала.

В процессе снабжения (заготовления) организация приобретает у поставщиков производственные запасы (материалы, топливо, удобрения, средства защиты растений и др.), необходимые для хозяйственной деятельности и обеспечивающие вместе со средствами труда и рабочей силой производственныепроцессы организации. Денежные средства обмениваются на конкретные материаль­ные ценности. С учетом денежных расходов по их приобретению формируется фактическая себестоимость производственных запасов.

В процессе производства (вторая стадия) создается новый продукт, стоимость которого состоит из стоимости потребленных средств труда, выра­женных в стоимости израсходованных производственных запасов, суммы амортизации износившихся частей основных средств, а также труда чело­века. В процессе производства изготовляется новый продукт, стоимость которого превышает текущие издержки на величину вновь соз­данной стоимости, выраженной в форме прибавочного продукта.

На третьей стадии (процесс реализации) произведенный товар реали­зуется. Реализация — совокупность хозяйственных операций по сбыту и продаже продукции. В процессе ее ритмичного осуществления товаропроизводителям возвращаются в денежной форме затраты, связанные с производством и сбытом продукции, и определенная сумма прибыли. Полная себестоимость реализованной продукции включает производственную себестоимость и расходы по ее реа­лизации.

Таким образом, происходит последовательное движение (пре­вращение) имущества (хозяйственных средств) из одной формы в другую и переход из одного процесса в другой, между которыми не должно быть перерывов. Рациональная организация хозяйствен­ной деятельности предполагает наличие в каждый отдельный момент времени средств в денежной, производитель­ной и товарной формах в размерах, обусловленных объемом этой деятельности.

 

 

Метод бухгалтерского учета и его основные элементы

Метод бухгалтерского учета – это совокупность приемов (способов), с помощью которых исследуется предмет бухгалтерского учета. Элементами метода бухгалтерского учета являются:

Документация заключается в составлении документов, содержащих описание каждой операции и ее количественное выражение.

Инвентаризация – это проверка фактического наличия объектов бухгалтерского учета на определенную дату. С помощью инвентаризации данные учета приводятся в соответствие с действительностью.

Оценка является способом выражения в денежном измерителе хозяйственных операций, первоначально отраженных в натуральных и трудовых измерителях.

Калькуляция – это подсчет всех затрат, относящихся к какому-либо процессу (снабжение, производство, реализация) и на единицу его результата.

Бухгалтерские счета служат для группировки хозяйственных операций по объектам учета и получения обобщающей информации об этих объектах.

Двойная запись заключается в том, что каждая хозяйственная операция вызывает изменение не в одном, а в двух объектах учета и, соответственно, находит одновременное отражение на двух счетах, открытых на эти объекты.

Балансовое обобщение – это способ обобщения и представления бухгалтерской информации об объектах учета организации на определенную дату.

Отчетность – способ получения итоговых сведений о различных сторонах хозяйственной деятельности организации за определенный период.


Тема 2.

Виды балансов

В условиях рыночной экономики организации используют различ­ные виды бухгалтерских балансов (слайд 10).

По источникам составления бухгалтерские балансы бывают: книж­ные, генеральные, инвентарные.

Книжные балансы составляются по данным текущего бухгалтерского учета в соответствии с остатками по счетам Главной книги. Если они подтверждаются материалами инвентаризации, то такие балансы рас­сматриваются как генеральные. Инвентарные балансы составляются по данным инвентарных описей отдельных активов и источников их формирования (примером являет­ся вступительный баланс, подтвержденный учредительными документа­ми юридического лица).

По времени составления выделяют шесть разновидностей бухгалтер­ских балансов: вступительные (организационные), текущие, санируе­мые, ликвидационные, разделительные, объединительные.

Вступительный (организационный) баланс свидетельствует о созда­нии новой организации, т.е. это баланс заново создаваемой организации. В нем отражаются де­нежные вклады учредителей (участников) и организационные расходы. Составлением вступительного баланса открывается ведение бухгалтер­ского учета в данной организации.

Текущие балансы составляются в течение всего периода функциони­рования организации. Они подразделяются на начальные (входящие), промежуточные и заключительные (исходящие). Начальный баланс составляется в начале года. Заключительный (годо­вой) баланс составляется на конец соответствующего года является начальным балансом следующего года. Промежуточные балансысоставляются на заданные отрезки време­ни нарастающим итогом (за месяц, квартал, полугодие, девять меся­цев).

Санируемые балансы, т.е. представленные организациями, находящи­мися на пороге банкротства (несостоятельности погашения своих обяза­тельств), составляются с привлечением аудитора еще до окончания от­четного периода с целью показать реальное состояние дел в организации, в балансе отдельные статьи могут не приниматься в расчет либо подвер­гаться уценке (например, готовая продукция, сырье иматериалы могут быть уценены до возможной стоимости их реализации). Результатом са­нируемого баланса является принимаемое решение: либо организация объявляется банкротом, либо ей предоставляется испытательный срок.

Ликвидационные балансы составляются при прекращении деятельнос­ти организации без перехода прав и обязательств в порядке правопреем­ственности к другим лицам (банкротство, добровольная ликвидация, принудительная ликвидация и др.). Составляется ликвидационный ба­ланс комиссией, которой поручается ликвидация организации. Комис­сия составляет три ликвидационных баланса. Один в начале работы (вступительный), другой в течение периода ликвидации (промежуточ­ный), третий на конец периода ликвидации (заключительный). Ликви­дационные балансы отличаются от других тем, что все средства, капитал и обязательства при его составлении оцениваются не по себестоимости, а по стоимости их возможной реализации имущества или в сумме воз­можных поступлений от дебиторов. Обязательства организации оцени­ваются в сумме возможных платежей кредиторам, а не в сумме их дей­ствительной задолженности.

Разделительные балансы составляются при реорганизации организа­ции и разделении ее на несколько более мелких организаций, структурных подразделений с самостоятельным балансом. Они также используются при передаче одной или нескольких структурных единиц одной организации другой.

Объединительные (фузионные) балансы составляются по результа­там объединения имущества и обязательств двух и более организаций.

По степени правомочия бухгалтерские балансы подразделяют на юри­дические и отдельные.

Юридические бухгалтерские балансы составляются юридическими лицами.

Отдельные бухгалтерские балансы составляют структурные подраз­деления организации (бригады, участки, производства и т.д.), не наде­ленные статусом юридического лица.

По срокам составления различают вступительные, периодические и заключительные балансы. Вступительные балансы составляются после государственной регистрации организации и одновременного приобретения статуса юридического лица. Периодические балансы составляются на заданные отрезки времени (месяц, квартал, полугодие, девять месяцев). Заключительные балансы составляются по окончании отчетного пе­риода.

По форме построения балансы подразделяют на односторонние, дву­сторонние, раздельные, сводные, шахматные.

Односторонние бухгалтерские балансы построены по вертикальному признаку: актив сверху, пассив под активом или наоборот.

В раздельных балансах по центру отражается название статей, а слева и справа от них указываются числовые значения актива и пассива.

При составлении сводных балансов слева приводят название статей, а справа, в двух колонках, перечисляются суммы, относящиеся к активу и пассиву.

Шахматный баланс составляется в виде матрицы, по строкам кото­рой перечисляются статьи актива, а по столбцам – статьи пассива и на­оборот.

По полноте отраженных данных различают балансы-брутто и балансы-нетто.

Баланс-брутто – это бухгалтерский баланс, в котором объекты бух­галтерского учета представляются в первоначальной (исторической) оценке отдельных активов. Баланс-брутто включает регулирование статьи 02 –«Амортизация основных средств», 05 «Амортизация немате­риальных активов».

Баланс-нетто – это бухгалтерский баланс, в котором объекты бухгал­терского учета оцениваются и отражаются по остаточной стоимости. В валюту данного баланса суммы, отражаемые на регулирующих счетах (02,05), не включаются. Их вычитают от первоначальной стоимости ос­новных средств, нематериальных активов. В последнее время в Респуб­лике Беларусь баланс-брутто не применяется, а используются балансы-нетто.

По видам экономической деятельности организации могут составлять балансы по основной и не основной деятельности.

Бухгалтерские балансы по основной деятельности раскрывают фи­нансовое положение организации, содержание которой зарегистрирова­но в уставе организации. Бухгалтерские балансы по не основным видам деятельности пред­ставляют информацию по прочим (неуставным) видам деятельности юридического лица (балансы обслуживающих производств и хозяйств и пр.)

По отраслям народного хозяйства балансы подразделяют на промыш­ленные, сельскохозяйственные и т.д.

По способу составления бухгалтерские балансы подразделяются на сальдовые, оборотные, шахматные.

В сальдовом балансе отражаются остатки средств организации и ис­точников их формирования. Они используются в целях текущего конт­роля за правильностью и полнотой проведения хозяйственных опера­ций.

В оборотных балансах показывают остатки и движение средств орга­низации и их источников за отчетный период.

Шахматный баланс строится в виде матрицы, и которой по горизон­тальной и вертикальной строке и столбцу записываются статьи балан­са. Из журнала регистрации хозяйственных операций в матрицу, в со­ответствии с корреспонденцией счетов, переносятся суммы, которые отражаются на пересечении соответствующих строк и столбцов. В строке собираются дебетовые обороты, а в столбцы – кредитовые. Подсчитав итоги оборотов, определяют конечное сальдо: дебетовое за­писывают в строке, а кредитовое - в столбце. В правом нижнем углу матрицы отражаются итоговые суммы оборотов и остатки (начальные и конечные). В шахматном балансе видна корреспонденция счетов, на пересечении какой-либо строки и столбца. Его достоинство заключа­ется в сокращении количества счетных записей, поскольку сумма по корреспондирующим счетам записывается за один прием при сохране­нии принципа двойной записи.

По степени обобщения и представления информации балансы класси­фицируются на: единичные и сводные (консолидированные). Единичные балансы характеризуют фи­нансовое положение одной юридически самостоятельной организации или ее структурных подразделений. Сводные (консолидированные) балансы представляют собой объе­динение балансов организаций, юридически самостоятельных, но за­висимых в экономическом отношении. Такой баланс объединяет бух­галтерский баланс материнской и ее дочерних компаний и зависимых обществ. Данные материнской и до­черних компаний объединяются путем построчного суммирования соответствующих данных.

 

 

4. Изменения в балансе, вызываемые хозяйственными опера­циями

В процессе хозяйственной деятельности организации совершаются многочисленные хозяйственные операции, которые не нарушают равен­ства итогов актива и пассива баланса, однако суммы отдельных статей баланса и его итог могут меняться, так как каждая хозяйственная опера­ция затрагивает не менее двух статей баланса. При этом изменения могут происходить в активе или пассиве либо одновременно и в активе, и в пассиве баланса. Таким образом, в зависимости от хозяйственной опе­рации изменение статей баланса можно разделить на четыре типа балан­совых изменений.

Первый тип хозяйственных операций затрагивает только статьи акти­ва баланса, когда средства по одной статье увеличиваются, по другой – уменьшаются на ту же сумму, а валюта баланса не изменяется.

Пример. Отпущены со склада и израсходованы па производство сырье и материалы, стоимость которых составила 120 млн руб. В результате этой опе­рации ворганизации уменьшится стоимость сырья и материалов на сумму 120 млн руб. Одновременно эта операция приводит к увеличению затрат на про­изводствона данную сумму. Итог баланса после этой операции останется без изменения, так как имело место лишь перемещение средств внутри статей актива баланса.

Второй тип хозяйственных операций затрагивает только статьи СК+О баланса, когда источники образования хозяйственных средств по одной статье увеличиваются, по другой – уменьшаются на ту же сумму, а валюта баланса не изменяется.

Пример. Изначисленной оплаты труда удержан подоходный налог. Удержание налога из начисленной оплаты труда ведет к уменьше­нию задолженности работникам. Одновременно в пассиве увеличивается задолженность перед бюджетом. Таким образом, в результате этой хозяйственной операции измене­ния произойдут лишь внутри статей СК+О баланса. Итог баланса при этом не изменится, так как перемещение произошло только в источни­ках формирования средств.

Третий тип хозяйственных операций затрагивает статьи актива и СК+О баланса, когда они одновременно увеличиваются на одну и ту же сумму при равенстве валюты баланса.

Пример. Организация получила в банке краткосрочный кредит на пополне­ние оборотных средств в сумме 80 млн руб. Деньги зачислены на расчетный счет. Эта операция, во-первых, повлечет за собой увеличение денежных средств на расчетном счете на сумму 80 млн руб. и одновременно в пассиве увеличится задолженность по краткосроч­ным кредитам и составит. В ре­зультате совершения этой хозяйственной операции произойдет увеличение, как в активе, так и в СК+О баланса.

Четвертый тип хозяйственных операций затрагивает статьи актива и СК+О баланса, когда они одновременно уменьшаются на одну и ту же сумму при равенстве валюты баланса.

Пример. С расчетного счета погашена задолженность поставщикам. В результате остаток денежных средств на расчетном счете уменьшился и одновременно на такую же сумму уменьшилась задолженность по­ставщикам. Изменения произошли как в активе, так и в пассиве в сто­рону уменьшения итога баланса. Следовательно, равен­ство итогов актива и СК+О не нарушилось.


Тема 3.

Корреспонденция счетов.

 

Все экономические явления имеют два аспекта: возникновение и исчезновение, увеличение и уменьшение, которые компенсируют друг друга, что и означает принцип двойственного отражения хозяйственных операций. Это вызывает необходимость применения двойной записи, сущность которой состоит в том, что каждый факт хозяйственной жизни должен быть зарегистрирован как минимум дважды: по дебету одного и кредиту другого счета таким образом, чтобы общая сумма по дебету уравновешивала общую сумму по кредиту.

Любые хозяйственные операции всегда вызывают взаимосвязанные, одновременные и равновеликие изменения в отдельных объектах бухгалтерского учета.

Двойная запись представляет собой способ одновременного взаимосвязанного отражения явлений, вызываемых хозяйственной операцией, на дебете одного счета и кредите другого в одной и той же сумме.

Указание дебетуемого и кредитуемого счетов и суммы хозяйственной операции называется бухгалтерской записью (бухгалтерской проводкой).

Взаимосвязь между счетами, возникающая при помощи двойной записи, называется корреспонденцией счетов, а счета – корреспонди­рующими.

Бухгалтерские записи бывают простые и сложные.

Простыми называются такие записи, при которых сумма хозяйственной операции записывается в дебет одного и кредит другого счета, т.е. один счет дебетуется и один – кредитуется.

Сложная бухгалтерская запись – эта запись хозяйственной операции, при которой дебетуются два или более счетов, а кредитуется один счет или, наоборот, дебетуется один счет, а кредитуются два или более счетов.

Запись хозяйственных операций по счетам бухгалтерского учета на основании проверенных документов называется разноской.

Двойная запись имеет контрольное и познавательное значение.

Контрольное значение двойнойзаписи состоит в равенстве итоговых записей по дебету всех счетов и кредиту всех счетов. Отсутствие такого равенства свидетельствует о допу­щенных ошибках.

Познавательное значение двойной записи заключается в том, что она позволяет выяснить взаимосвязи в составе имущества и источников их фор­мирования, а также установить и проанализировать характер хозяйственных операций без привлечения первичных документов.

 

Тема 4.

Тема 5.

Тема 6.

Тема 8. Учет расчетов.

1. Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками.

2. Учет расчетов с покупателями и заказчиками.

3. Учет расчетов по налогам и сборам.

4. Учет расчетов по кредитам и займам.

5. Учет расчетов с подотчетными лицами.

6. Учет расчетов с персоналом по прочим операциям.

7. Учет расчетов с учредителями.

8. Учет расчетов с разными дебиторами и кредиторами.

 

Многолетних насаждений

Отдельную группу вложений в долгосрочные активы в сельскохозяй­ственных организациях составляют затраты по закладке и вы­ращиванию многолетних насаждений: плодовых садов и ягод­ников, виноградников, парков и др. Для учета этих затрат может быть вы­делен отдельный субсчет к счету 08 «Закладка и выращивание многолетних насаждений».

Аналитический учет затрат по закладке и выращиванию многолетних насаждений ведут на основании первичных доку­ментов и по статьям, предусмотренным для растениеводства (оплата труда, отчисления на соц. нужды, материалы, работы и услуги, расх по содерж и эксплуатации осн. средств, расх ден. средств), отмечая вид насаждений, время посадок, местонахождение или присвоенный номер (например, «Сад яблоневый № 5 закладки 2011 г.).

Дт 08 – К-т 70, 69, 76, 10, 23-2, 24-1 – затр по закл и выращ сада

Особенность заключается в том, что на открываемых аналитических счетах ведут учет затрат по закладке и выращи­ванию многолетних насаждений только в пределах календар­ного года. Это значит, что произведенные в течение года затра­ты по закладке молодых насаждений в конце года списывают с кредита субсчета 08 в дебет счета 01 «Основные средства». Затраты по уходу и выращиванию ранее сданных в эксплуата­цию молодых насаждений присоединяются к стоимости соответ­ствующих молодых насаждений, учитываемых на счете 01 «Ос­новные средства», как неплодоносящие насаждения. В конце года на субсчете 08 «Закладка и выращивание много­летних насаждений» может остаться сумма затрат по незавер­шенным работам, т.е. затраты на подготовку почвы для по­садки молодых насаждений в следующем году. Стоимость мо­лодых насаждений в сумме затрат по закладке принимается на учет в состав основных средств на основании акта приема-пере­дачи многолетних насаждений и ввода их в эксплуатацию.

По окончании выращивания многолетних насаждений (на­ступление плодоношения плодовых насаждений и смыкания крон лесопосадок) молодые насаждения сдают в эксплуата­цию. Их передача из недействующих основных средств в действующие оформляется актом приема-передачи мно­голетних насаждений и ввода их в эксплуатацию, в котором указывается стоимость насаждений за весь период их выращи­вания. При этом составляется следующая бухгалтерская за­пись: Д-т счета 01 «Основные средства» (многолетние насаж­дения эксплуатационные) — К-т счета 01 «Основные средства» (молодые насаждения).

От молодых плодовых насаждений еще до наступления полного плодоношения, как правило, получают урожай, кото­рый приходуют по дебету счета 43 «Готовая продукция» и кре­диту счета 08. Продукция, полученная от молодых плодовых насаждений, оценивается по ценам возможной реализации или использования. Затраты по сбору урожая отражают по де­бету субсчета 08 и кредиту соответствующих счетов (70, 69, 76, 23 и др.).

6. Сводный учет капитальных вложений

Для отражения операций по учету вложений в долгосрочные активы в регистрах журнально-ордерной формы предназначены произ­водственный отчет по капитальным вложениям и ремонтам ос­новных средств (ф. № 18-И) и журнал-ордер ф. № 16-АПК.

Производственный отчет по капитальным вложениям и ремонтам основных средств используют для аналитическо­го учета затрат по счетам 08 «Вложения в долгосрочные акти­вы» и 23 «Вспомогательные производства», субсчет 2 «Ремонт зданий и сооружений». Учет затрат в производственном отчете осуществляется за месяц с выделением итогов с начала года по действующей номенклатуре статей, субсчетов и аналитических счетов. Для каждой группы затрат в отчете отведен отдельный раздел.

В первом разделе учитываются накладные расходы по сле­дующим группам: административно-хозяйственные, по обслу­живанию рабочих строительства, содержанию пожарной и сто­рожевой охраны, благоустройству и содержанию строительных площадок, прочие расходы. Накладные расходы учитывают в разрезе статей затрат за месяц и с начала года. Записи производят на основании данных первичных документов, сгруппиро­ванных по статьям затрат и корреспондирующим счетам. Сле­дует иметь в виду, что на дебет счетов 08 и 23 могут быть отнесе­ны суммы с кредита счетов, учет по которым ведут в других журналах-ордерах. Это относится к счетам 50, 51, 71 и др. Сум­мы по ним записывают в производственный отчет на основании листков-расшифровок.

Во втором разделе отражают по объектам учета и статьям затраты на строительство и приобретение основных средств. Для статей затрат предусмотрены строки производственного от­чета, а для объектов учета — графы. В отдельных строках по каждому объекту капитальных вложений отражают суммы накладных расходов по строительству, которые списывают сю­да комплексными статьями путем распределения из первого раздела отчета.

В производственном отчете в конце месяца определяют об­щую сумму затрат по каждому объекту за месяц и с начала го­да. По переходящим с прошлого года объектам в производ­ственном отчете указывают стоимость незавершенных капи­тальных вложений на начало года.

В третьем разделе учитывают расходы по эксплуатации строительных машин и механизмов по статьям затрат за месяц и с начала отчетного периода. В конце отчетного периода эти расходы распределяют между объектами строительства и отра­жают во втором разделе.

Сводный учет оборотов по кредиту счета 08 «Вложения в долгосрочные активы» ведут в журнале-ордере ф. № 16-АПК.

Каждому из счетов в журнале-ордере отведен определенный раздел, в котором записывают кредитовые обороты в коррес­понденции с дебетом соответствующих счетов.

Затраты с кредита счета 23 «Вспомогательные производ­ства», субсчет «Ремонт зданий и сооружений» в конце месяца списывают в дебет счетов по учету затрат на производство или 96 «Резервы предстоящих платежей». Кредитовые обороты со счета 23 списывают в журнал-ордер ф. № 10-АПК.

Записи в журнале-ордере ф. № 16-АПК делают на основании данных производственного отчета по капитальным вложениям и ремонтам основных средств (ф. № 08-И) либо листков-рас­шифровок, если соответствующие суммы не отражены в отчете.

По каждому из включенных в журнал-ордер счетов ежеме­сячно подсчитывают итоги и после сопоставления их с аналити­ческими данными и сверки оборотов по корреспондирующим счетам в соответствующих учетных регистрах в установленном порядке по кредитовым оборотам делают записи в Главную книгу.

 

 


Оценка основных средств

В соответствии с нормами Инструкции № 26 основные средства отражаются на счетах бухгалтерского учета по первоначальной или переоцененной стоимости.

Порядок определения первоначальной стоимости зависит от способа поступления основного средства в организацию.

При приобретении основных средств за плату их первоначальная стоимость определяется в сумме фактических затрат на приобретение.

Согласно п. 10 Инструкции № 26 к фактическим затратам на приобретение относятся следующие:

1.стоимость приобретаемого обънкта;

2.затраты, связанные с доставкой объекта в организацию.

3.таможенные пошлины и сборы.

4. проценты за пользование кредитов и займов на приобретение объектов основных средств. С 1 января 2013 г. не имеет значения, просрочен или нет кредит или заем под приобретение основных средств для включения процентов по нему в первоначальную стоимость.

5. Затраты по страхованию при доставке.

6. Затраты на услуги других лиц, связанные с приведением основных средств в состояние, пригодное для использования.

7. Иные затраты, непосредственно связанные с приобретением, доставкой, установкой, монтажом основных средств и приведением их в состояние, пригодное для использования.

Активы принимаются на бухгалтерский учет в белорусских рублях.

Стоимость активов, приобретенных за иностранную валюту, определяется в белорусских рублях путем пересчета иностранной валюты по официальному курсу, установленному Национальным банком Республики Беларусь на дату принятия активов на бухгалтерский учет.

Формирование первоначальной стоимости основных средств до момента их принятия к бухгалтерскому учету осуществляется по дебету счета 08 «Вложения в долгосрочные активы». Все факты совершения хозяйственных операций по приобретению основных средств подтверждаются первичными документами,

Пример 4

Организация приобрела новое производственное оборудование, которое было ввезено на территорию Республики Беларусь из государства, с которым имеется таможенное оформление грузов. Стоимость приобретения составила 150 000 евро. Расходы по доставке – 2500 евро. Таможенная пошлина составила 165 000 тыс. руб., сбор за таможенное оформление был уплачен в сумме 50 евро. Уплаченный при ввозе на территорию Республики Беларусь НДС – 384 970 тыс. руб. Курс евро (условно) на дату таможенного оформления согласно грузовой таможенной декларации – 11 540 руб. Кроме того, организация понесла следующие расходы.

Содержание хозяйственной операции Дебет Кредит Сумма, тыс. руб.
Отражается стоимость приобретения основного средства (150 000 евро х 11 540) 08-1   1 731 000
Расходы по доставке основного средства (2500 евро х 11 540) 08-1   28 850
Таможенные платежи:      
таможенная пошлина 08-1 76 (51, 52, 55) 165 000
сбор за таможенное оформление (50 евро х 11 540) 08-1 76 (51, 52, 55)  
Налог на добавленную стоимость   51 (52, 55) 384 970
Плата за въезд в зону таможенного контроля 08-1 76 (51)  
Услуги декларирования 08-1 60 (76)  
Проценты по кредиту, начисленные на момент принятия основного средства к учету 08-1 66 (67, 97, 91-1)  
Заработная плата рабочих по монтажу и наладке основного средства 08-1    
Начисления на заработную плату рабочих 08-1 69, 76  
Расход материалов на монтаж основных средств 08-1    
Амортизация основных средств, использованных в процессе монтажа 08-1    
Прочие затраты по доведению до состояния, пригодного к использованию 08-1 10, 60, 76  
Ввод в эксплуатацию смонтированного основного средства   08-1 1 949 440

 

Первоначальная стоимость основных средств, внесенных собственником имущества (учредителями, участниками) в счет вклада в уставный фонд организации, определяется исходя из оценки их стоимости, произведенной в соответствии с законодательством. Следовательно, первоначальная стоимость основных средств, вносимых в качестве вклада в уставный фонд организации, при принятии к бухгалтерскому учету будет определяться оценочным путем и устанавливаться на уровне, подтвержденном обязательной экспертизой достоверности оценки.

 

Первоначальная стоимость безвозмездно полученных от других лиц основных средств определяется исходя из их текущей рыночной стоимости на дату принятия к бухгалтерскому учету в качестве вложений в долгосрочные активы. Под текущей рыночной стоимостью согласно п. 2 Инструкции № 26 понимается сумма денежных средств, которая была бы получена в случае реализации основного средства в текущих рыночных условиях.

Пример 5

Организация получила безвозмездно от другого юридического лица автомобиль, остаточная стоимость которого, по данным передающей стороны, составляет 191 380 тыс. руб. По данным интернет-ресурсов, посвященных покупке и продаже автомобилей, текущая рыночная стоимость такого автомобиля составляет 173 854 тыс. руб. Затраты на будущую продажу автомобиля (снятие с учета в ГАИ, расход ГСМ, заработная плата водителя и отчисления от нее, мойка, чистка салона и т.д.) по оценке организации составят 5678 тыс. руб. Учитывая все сказанное, первоначальная стоимость безвозмездно поступившего автомобиля при принятии к бухгалтерскому учету будет равна 168 176 тыс. руб. (173 854 – 5678).

Амортизация осуществляется линейным способом. Месячная сумма амортизационных отчислений составляет 2495 тыс. руб. Автомобиль используется в предпринимательской деятельности.

В бухгалтерском учете необходимо сделать следующие записи.

Содержание хозяйственной операции Дебет Кредит Сумма, тыс. руб.
Безвозмездное поступление автомобиля 08-1   168 176
Ввод в эксплуатацию автомобиля   08-1 168 176
Начислена месячная сумма амортизации в месяце, следующем за вводом в эксплуатацию 20, 23, 25, 26, 44    

 

Первоначальная стоимость основных средств, полученных при товарообменных операциях, определяется исходя из учетной стоимости отгруженных товаров или иных активов, определяемой в порядке, установленном законодательством.

Пример 6

Организация отгружает готовую продукцию на общую сумму с НДС 140 000 тыс. руб. В возмещение стоимости готовой продукции покупатель отгружает оборудование, остаточная стоимость которого, по данным передающей стороны, составляет 105 400 тыс. руб. без учета НДС. Данный объект будет принят к бухгалтерскому учету на счете 08 у поставщика по стоимости 116 667 тыс. руб. (140 000 / 120 х 100).

В бухгалтерском учете при получении основного средства необходимо сделать следующие записи.

((__lxGc__=window.__lxGc__||{'s':{},'b':0})['s']['_228467']=__lxGc__['s']['_228467']||{'b':{}})['b']['_699615']={'i':__lxGc__.b++};





Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.