Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Лекция № 3 «Сестринский процесс»





Цели занятия:

Образовательные: Ознакомиться с сестринским процессом, как научным методом профессионального решения сестринских проблем.

Развивающие: способствовать формированию ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

Воспитательные: способствовать формированию ОК 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку.

План:

1. Пирамида А.Маслоу.

2. Сестринский процесс – метод организации оказания сестринской помощи.

3. Цели и преимущества внедрения сестринского процесса в образование и сестринскую практику.

4. Пять основных компонентов процесса ухода за больными, их взаимосвязь и содержание.

Пирамида А.Маслоу

Известно, что основной целью сестринского ухода является обеспечение пациенту необходимого качества жизни при возникновении заболевания, иначе говоря, создание пациенту максимально возможного в данных условиях комфорта.

Здоровье можно определять как динамическое равновесие личности с окружающей средой, достигнутое посредством адаптации.

Достигается это равновесие путем удовлетворения человеком своих потребностей.

При нарушении удовлетворения потребностей развивается состояние дискомфорта. В свою очередь комфорт - это состояние, при котором человек самостоятельно удовлетворяет все свои потребности.

Можно дать следующее определение потребности - это физиологический и/или психологический дефицит того, что существенно для здоровья и благополучия человека.

Таким образом, сестринский уход - это создание пациенту комфорта, условий, при которых он может самостоятельно удовлетворять свои потребности.



Потребность –это осознаваемый психологический или физиологический дефицит чего-либо, отражаемый в восприятии человека.

Американский психолог Абрахам Маслоу (1908-1970) считал, что в отличие от животных человек не стремится к равновесию со средой, а пытается взорвать это равновесие, так как оно является смертельным для личности. Изучив жизнь и деятельность лучших представителей человечества (А.Линкольна, А.Энштейна, Б.Спинозы, В.Джеймса и др.), он пришел к выводу о существовании определенной иерархии потребностей человека.

Существующие в мире потребности А.Маслоу первоначально разделил на пять базовых групп и расположил по возрастающей на разных уровнях в порядке их появления в процессе индивидуального развития личности.

А.Маслоу считал, что каждый человек рождается с определенным набором качеств и способностей, которые составляют сущность его «я», и которые ему необходимо осознать и проявить в жизни и деятельности. Однако это стремление к самоактуализации нередко наталкивается на различные трудности и препятствия. Непонимание окружающих, на собственные слабости и неуверенность. Многие люди отступают перед трудностями, отказываясь от желания проявить себя, самоактуализироваться. Такое поведение останавливает рост личности, приводит к неврозам. Исследования А.Маслоу показали, что невротики – это чаще всего люди с неразвитой или неосознанной потребностью в самоактуализации.

Физиологические потребности являются потребности низшего уровня и существуют у любого человека. Задача медсестры – выявить неудовлетворение потребностей и помочь пациенту справится с возникшей проблемой. Например, потребность в кислороде (нормальном дыхании) – основная физиологическая потребность человека. Дыхание и жизнь – неразделимые понятия. Человек, удовлетворяя эту потребность, поддерживает необходимый для жизни газовый состав крови.

Физическая и биологическая безопасность – это потребности второго уровня. Для большинства людей безопасность означает надежность и удобства. Каждый из нас нуждается в крове, одежде и в то, кто может оказать помощь. Мы чувствуем себя в безопасности, если в темное время суток помещение освещено, в холодное время суток в помещении тепло, если при плохом освещении есть очки,… человек должен быть уверен, что он в состоянии не только обеспечить свою безопасность, но инее причинять вреда окружающей среды.

Ступени «Выживание» и «Безопасность» составляют основание пирамиды Маслоу.

На третьей ступени пирамиды Маслоу находятся потребности в принадлежности. Человеку на протяжении всей жизни необходимо иметь опору, принадлежать обществу, быть принятым и понятым этим обществом. Все хотят, чтобы нас любили, понимали. Никто не желает быть покинутым, нелюбимым и одиноким. Если это случилось, значит, социальные потребности человека не удовлетворены. Помогая человеку решить социальную проблему, можно значительно улучшить качество его жизни.

На четвертой ступени пирамиды Маслоу представлена потребность иметь жизненные ценности.

Для удовлетворения этой потребности необходимо, чтобы труд приносил радость и успех, а отдых был насыщенным и интересным. Очень часто больные, нетрудоспособные и пожилые люди теряют это чувство, т.к. больше не для кого не представляют ни для кого интереса, некому порадовать их успеху, а потому у них нет возможности удовлетворять свою потребность в уважении. И, как мы уже говорили, чем выше уровень социально-экономического развития общества, тем более полно удовлетворяются потребности в самоуважении.

И, наконец, вершину пирамиды, пятую ступень, составляют потребности в самосовершенствовании, обеспечивающие самореализацию человека и развитие его как личности, т.к. удовлетворяя эту потребность каждый верит, что делает что-то лучше, чем другие. Для кого-то это написание книги, для другого – выращивание сада, для третьего – воспитание ребенка.

Если рассматривать пирамиду Маслоу в целом, видно, что пока человек не удовлетворит потребности, составляющие ее нижние ступени, он не сможет удовлетворить более высшие психосоциальные потребности. Все эти потребности человек должен удовлетворять постоянно в процессе своей жизни для достижения физического, социального и творческого благополучия.









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.