Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Основные медико-демографические показатели





Комплект лекций

ПМ 04. Выполнение работ по профессии

«Младшая медицинская сестра по уходу за больными»

МДК 04.01. «Теория и практика сестринского дела»

Специальность 060501 Сестринское дело, базовая подготовка

(очно-заочная форма обучения)

 

 

Чебоксары 2013 г.

Перечень лекций

1. «Система здравоохранения в России»

2. «Философия сестринского дела»

Сестринский процесс»


Лекция № 1 «Система здравоохранения в России»

Цели занятия:

Образовательные: Знакомство с системой здравоохранения РФ, изучение медико-демографических показателей, характеризующих состояние общественного здоровья, государственных организационных структур, занимающихся вопросами сестринского дела, организацией работы типовой ЛПО и основными направлениями деятельности сестринского персонала в различных отделениях ЛПО.

Развивающие: способствовать формированию ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

Воспитательные: способствовать формированию ОК 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку.

План:

1. Понятие о системе и политике здравоохранения в России

2. Основные медико-демографические показатели состояния общественного здоровья и среды обитания человека.

3. Государственные организационные структуры, занимающиеся вопросами сестринского дела.

4. Правовая и юридическая база сестринского дела.

5. Типы ЛПО.

6. Структура и организация работы типовой лечебно – профилактической организации.



7. Основные направления деятельности сестринского персонала в различных отделениях ЛПО.

1. Понятие о системе и политике здравоохранения в России

Здравоохранение – это система общественных и государственных социально-экономических и медицинских мероприятий, направленных на сохранение и улучшение здоровья нации и каждого конкретного человека.

СИСТЕМА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ - это совокупность взаимосвязанных мероприятий, которые содействуют укреплению здоровья и проводятся на дому, в учебных заведениях, на рабочих местах, в общинах, в физическом и психосоциальном окружении, а также в секторе здравоохранения и связанных с ним секторах (журнал "Первичная медико-санитарная помощь" - Москва, 1989 г.)

Целью системы здравоохранения является непрерывный, постоянный процесс улучшения здоровья населения.

Характер и содержание здравоохранения на различных этапах общественного развития определяется способом производства, степенью развития производительных сил уровнем развития науки и техники в целом и медицинской науки в частности.

Здоровье – показатель национального престижа, стабилизирующий фактор ко всем ветвям власти, органам управления и политико-экономической системе в целом.

Если здоровье каждого отдельного человека зависит от уровня его культуры, образа жизни и так далее, то здоровье населения или общественное здоровье определяется, прежде всего, общим уровнем социально-экономического развития государства и благосостояния народа, наличием и соблюдением соответствующего законодательства, направленного на обеспечение одного из основных прав человека – право на здоровье.

Задача улучшения состояния здоровья населения требует от каждого правительства разработки национальной политики в области здравоохранения. ("Государственной программы развития сестринского дела в Российской Федерации", Концепция развития здравоохранения и медицинской науки в РФ).

В России существуют три направления в системе здравоохранения:

Основное отличие их заключается в механизмах финансирования.

Государственная система - финансируется за счет государственного бюджета. Наше правительство, учитывая особенности развития экономики страны, стремится, при всем многообразии форм собственности, сохранить государственную систему охраны здоровья и предоставить государственные гарантии в реализации конституционных прав граждан на бесплатную медицинскую помощь.

Также развивается система медицинского страхования. Финансирование системы обязательного медицинского страхования осуществляется за счет средств страховщика. В его роли могут выступать предприятия, организации и частные лица. В программу обязательного медицинского страхования внесены условия, при которых случай признается страховым, перечень медицинских учреждений, оказывающих услуги страховщикам, а также категорию населения, которым услуги будут оказываться бесплатно.

И совсем молодая отрасль - частная или коммерческая медицина, финансирование которой построено на хозяйственном расчете и самоокупаемости, на прямых платежах населения частнопрактикующим врачам или медучреждениям за оказанные услуги. Пока такой уровень медицинского обслуживания лишь небольшому контингенту населения нашей страны. Хотя в каждой конкретной стране преобладает, как правило, та или иная форма, они могут сосуществовать в рамках смешанной системы здравоохранения.

Основные медико-демографические показатели

Государственные организационные структуры,

Структура и организация работы типовой лечебно – профилактической организации

В состав больниц входят: приемное, лечебное, диагностическое отделения лаборатория, аптека и так далее.

Приемное отделение

В состав приемного отделения входят:

- зал ожидания

- кабинет дежурной медсестры

- смотровые кабинеты (для осмотра пациента врачами)

- процедурный кабинет

- перевязочная или малая операционная

- изолятор

- санпропускник (ванна, комната для переодевания)

- санузел

- лаборатория

- рентгенкабинет

Функции приемного отделения:

- прием и регистрация больных

- смотр и первичное обследование больных с постановкой предположительного диагноза

- оказание экстренной и квалифицированной медицинской помощи

- санитарно-гигиеническая обработка поступивших больных

- транспортировка пациентов в лечебные отделения

Лечебное отделение

В состав лечебного отделения входят:

- палаты для пациентов

- процедурный кабинет

- ординаторская (для врачей)

- кабинет зав.отделением, - кабинет старшей медсестры

- помещение для постовой (палатной) медсестры

- манипуляционная (клизменная)

- бельевая (для хранения чистого постельного и нательного белья)

- столовая для приема пищи, - буфетная для раздачи пищи

- санузел (туалет, ванна, душ) для пациентов

- кабинеты для лечебных и диагностических служб (ЭКГ, ФГДС)

• Функции лечебного отделения:

- оказание экстренной медицинской помощи

- диагностика заболеваний

- проведение лечения, которое невозможно в амбулаторных условиях

Основные направления деятельности сестринского персонала

В различных отделениях ЛПО

Содержание деятельности медсестры составляется администрацией ЛПО.

Должностные инструкции медсестры приемного отделения:

- заполнение медицинской документации

- выполнение назначений врача

- вызов специалистов для консультации

- санитарная обработка пациентов

- оказание неотложной медицинской помощи

- контроль за работой младшего медперсонала

Должностные инструкции постовой (палатной) медсестры: (зависят от профиля отделения)

- применять знания по системе и политике здравоохранения, основам законодательства и права в здравоохранении РФ в условиях бюджетно-страховой медицины;

- внедрять основы менеджмента в сестринское дело;

- вести медицинскую документацию;

- следить за соблюдением санитарно-эпидемиологического режима в отделении;

- контролировать работу младшего медицинского персонала;

- организация сестринского ухода за пациентами:

а) организация общего ухода,

б) организация дифференцированного ухода,

в) организация интенсивного ухода за пациентами;

- обеспечивать сестринский уход за пациентами на основе сестринского процесса:

а) оценивать состояние, используя данные анамнеза, объективные данные пациента,

б) формулировать сестринский диагноз,

в) выявлять нарушенные потребности пациента,

г) составлять план ухода за больным,

д) выполнять (реализовывать) план сестринского ухода,

е) оценивать эффективность сестринского ухода, используя стандарты качества ухода, критерии эффективности сестринской помощи;

- применять знания сестринской педагогики и общения при осуществлении всех этапов сестринского процесса;

- оказывать паллиативную сестринскую помощь;

- применять методы традиционной и нетрадиционной медицины в лечении, уходе и реабилитации больных по фармакотерапии, лечебному питанию, фитотерапии, используя различные виды массажа, лечебной физкультуры, методы психотерапии.

Должностные инструкции медсестры процедурного кабинета:

- соблюдение правил внутреннего распорядка, трудовой дисциплины, правил асептики и антисептики

- вести необходимую медицинскую документацию

- осуществлять инъекции (в/в, в/м, п/к) по назначению врача

- обеспечить исправность аппаратуры и инструментария

- вовремя получать необходимые медикаменты, перевязочный материал

- контролировать работу младшего медперсонала.

Участковая (семейная) м/с поликлиники оформляет различную документацию, обучает пациентов подготовке к различным процедурам, лабораторным и инструментальным исследованиям, осуществляют патронаж, ведет санитарно-профилактическую работу.

Фельдшер на ФАПе выполняет стационарную, консультативную, амбулаторную помощь, помощь на дому, санитарно-профилактическую работу, выписывают лекарственные средства из аптеки.

Акушерсамостоятельно или с врачом принимает роды, проводит лечебно-профилактическое обслуживание беременных, матерей и новорожденных, проводит психологическую подготовку к родам, патронажную работу, выполняет обязанности м/с. За присвоение себе функций, на которые они не имеют права, средние медработники несут дисциплинарную или уголовную ответственность.

Задание для контроля знаний

Тест

Инструкция: выбрать один ответ.

1. В состав приемного отделения входит:

а) физиотерапевтический кабинет

б) санпропускник

в) буфетная

г) палаты

2. Непосредственный контроль за работой старшей медсестры отделения осуществляет:

а) медсестра отделения

б) главная медсестра больницы

в) ассоциация медсестер

г) Министерство здравоохранения

3. Палатная медсестра находится в непосредственном подчинении:

а) глав. врача

б) старшей медсестры отделения

в) главной медсестры больницы

г) зав. отделением

4. ЛПО, расположенная в сельской местности, оказывающее помощь в амбулаторных условиях и на дому:

а) амбулатория

б) диспансер

в) медсанчасть

г) станция скорой медицинской помощи

Установите соответствие

5. Вид ЛПО: Места оказания помощи:

1) больница А. Оказание помощи на дому и в амбулаторных условиях

2) поликлиника Б. Оказание помощи в условиях стационара

В. Оказание специализированной помощи больным с определенным заболеванием

6. Место деятельности: Должностные инструкции:

1) палатная м/с А. Измеряет температуру

2) процедурная м/с Б. Проводит первичную санобработку

В. Осуществляет в/в вливания

Дополните выражение

7. Многопрофильные ЛПО, специализирующиеся на оказании специализированной помощи населению в амбулаторных условиях называются _____________.

8. Больницы (стационары) бывают многопрофильные и ___________.

9. Три направления в системе здравоохранения России: ___________, страховая и коммерческая медицина.

10.Ассоциация медицинских сестер России официально зарегистрирована в ___________году.

Эталоны ответов

1. Б, 2. Б, 3. Б, 4. А, 5. 1 – Б, 2 – А, 6. 1 - В , 2 – Б, 3 – А, 7. Поликлиникой,

8. Монопрофильные, 9. Государственная, 10. 1994 г.

Литература:

1. Мухина С.А. Тарновская И.И. Теоретические основы сестринского дела: Учебник. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: ГЭОТАР – Медиа, 2010.

2. Мухина С.А., Тарновская И.И. Практическое руководство к предмету «Основы сестринского дела» М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010.

3. Обуховец Т.П., Склярова Т.А., Чернова О.В. Основы сестринского дела. – Ростов н/Д.: Феникс, 2008.

4. Островская И.В., Широкова Н.В. Основы сестринского дела: Учебник. – М.: ГЭОТАР – Медиа, 2008.

5. Обуховец Т.П. ОСД. Практикум, «Феникс», 2013.

Электронная библиотека колледжа:

6. Островская И.В. Широкова Н.В. «Основы Сестринского дела» 2008.

7. Мухина С.А., Тарновская И.И. «Теоретические основы сестринского дела» 2010.


Ключевые слова

Здоровье - динамическая гармония личности с окружающей средой, достигнутая посредством адаптации.

Компетенция -1.Круг вопросов, в которых кто-нибудь хорошо осведомлен. 2. Круг чьих-нибудь полномочий, прав.

Конфиденциальность(англ. confidence - доверие) - необходимость предотвращения утечки (разглашения) какой-либо информации.

Медицинская деонтология - совокупность этических норм и принципов поведения медицинского работника при выполнении своих профессиональных обязанностей.

Медицинская этика- наука, центральным вопросом в которой является изучение этических норм и правил, которые должны соблюдать медицинские работники в силу того, что их работа непосредственно касается жизни других людей.

Сестринское дело - часть медицинского ухода, наука и искусство, направленные на решение существующих и потенциальных проблем со здоровьем в условиях изменения окружающей среды.

Человек - целостная, динамическая саморегулирующаяся биологическая система, совокупность физиологических, психосоциальных и духовных нужд, удовлетворение которых определяет рост, развитие, слияние с окружающей средой.

Сестра - специалист с профессиональным образованием, разделяющий философию сестринского дела, и имеющий право на сестринскую работу.

Окружающая среда - совокупность природных, социальных, психологических и духовных факторов и показателей, которые затрагиваются активностью человека.

Личность - общественная сущность человека.

"Станем же твердо на основе сердца и поймем,

что без сердца мы шелуха погибшая" Н. Рерих

Основные понятия философии сестринского дела

Согласно общепринятому определению философия - это форма духовной деятельности, направленная на постановку, анализ и решение мировоззренческих вопросов, связанных с формированием целостного взгляда на мир и на место в нем человека. Это специфический тип мышления, эмоциональный настрой, система мировоззрения.

Философия медицины начала формироваться в Древней Греции. Выдающийся греческий философ Эпикур утверждал, что медицина и философия бесполезны, если первая не излечивает тело, а вторая - душу. Ф. Бэкон, представитель эпохи Нового времени, писал, что медицина, не основанная на философии, не может быть надежной.

Философия и сестринское дело. Какая связь между ними? Зачем сестринскому делу философия? И что такое философия сестринского дела? Эти вопросы обсуждались на Ι Всероссийской научно-практической конференции по теории сестринского дела (1993). Впервые в нашей стране были даны определения таких ключевых в сестринском деле терминов, как «сестра», «пациент», «сестринское дело», «окружающая среда». Были определены отношения взаимодействия, возникающие между указанными субъектами и объектами. Наконец, сформулированы этические ценности, которыми должна обладать профессиональная сестра.

На основе принятых определений были сформулированы принципы философии сестринского дела в России.

Основные понятия этики и деонтологии сестринского дела

Проводником философии сестринского дела в повседневной сестринской практике служит этика. "Этика - это область философии, которая определяет, что правильно и что неправильно в профессиональном поведении, где добро и где зло" (М. Фаулер). В 1997 году Ассоциация медицинских сестер России был утвержден первый Этический кодекс медицинской сестры России как система нравственных ориентиров, принятых всеми представителями данной профессии. Второй Этический кодекс утвержден решением правления РАМС от 24.06.2010 г.

Термин «деонтология» был введен в обиход в XIX в. английским философом И.Бентамом для обозначения теории нравственности в целом. Несмотря на то, что в своей книге «Деонтология как наука о морали» И.Бентам ни разу не упомянул о врачах, в дальнейшем этот раздел этики, рассматривающий проблемы долга, моральных требований и нормативов, оказался вплотную связан с медициной.

Медицинский работник несет ответственность за соблюдение санитарно-противоэпидемического режима, участвует в обеспечении лечебных и диагностических процедур, оказывая тем самым влияние на течение болезни и состояние пациента.

Медицинская деонтология – совокупность этических норм и принципов поведения медицинского работника при выполнении своих профессиональных обязанностей.

Предметом изучения деонтологии являются вопросы:

взаимоотношения медицинского работника с пациентом и его родственниками, с другими сотрудниками;

снижения воздействия неблагоприятных факторов медицинской деятельности;

устранения последствий, связанных с качественно неполноценным медицинским обслуживанием.

Несоблюдение деонтологических принципов при работе с пациентами может привести к развитию у них ятрогенных заболеваний. Прежде это считали следствием высказываний или поступков врача, неблагоприятно воздействующих на психику больного. В результате у пациента возникает ряд новых болезненных ощущений, складывающихся в конечном итоге в самостоятельную картину заболевания. В последние десятилетия диапазон ятрогенный заметно расширился. Стали выделять сороригении (термин введен венгерским врачом И.Харди) – патологические реакции, возникающие у пациента вследствие неблагоприятного воздействия с медицинской сестрой; эгротогении – патологические состояния, возникающие вследствие взаимного влияния пациентов друг на друга; эгогении – влияние пациента на самого себя в связи с болезнью или определенным состоянием здоровья. Ятрогении условно можно разделить на ятропсихогении – нарушения, обусловленные отрицательным воздействием на психику пациента; ятрофармакогении – расстройства, связанные с негативными последствиями лекарственной терапии; ятрофизиогении – заболевания, вызванные физическим воздействием медицинским мероприятий.

Биоэтика, ее предмет

Заметный научно-технический прогресс позволил медицине за последнее время сделать стремительный рывок в своем развитии. Появились новые мощные лекарственные средства, диагностические и лечебные приборы и установки, возможность пересадки органов и тканей, искусственного оплодотворения женщин, страдающих бесплодием, лечения генетических болезней, реанимации умерших и т.д.

Все это потребовало пересмотра многих принципов медицинской этики, в связи с этим В.Поттер в 1971 г. предложил новый термин – «биоэтика» (этика живого) - понятие, определяющее меру ответственности тех, кто принимает решение о выборе метода лечения и применении научных знаний на практике. Иногда биоэтику определяют как систему исследования эстетических аспектов проблемных ситуаций и прав человека в современной медицине. Мы будем трактовать ее как дисциплину, изучающую моральные стороны взаимодействия медицинского работника и пациента.

Повышение интереса к биоэтике вызвано рядом причин.

Во-первых, появлением и крупномасштабным распространением биомедицинских и других технологий, обостривших старые проблемы и добавивших новые:

· определение смерти;

· применение пассивной и активной эвтаназии;

· пренатальный диагноз;

· аборт;

· хранение замороженных человеческих эмбрионов;

· пересадка органов и тканей;

· использование людей, животных или фетальной ткани для научного исследования;

· изоляция ВИЧ-положительных и больных другими инфекционными заболеваниями;

· размещение токсичных отходов;

· развитие генной инженерии;

· распределение ресурсов, необходимых для профилактики и лечения тяжелых заболеваний.

Во-вторых, возросло понимание серьезности биоэтических и других этических проблем, которые стали широко обсуждаться в прессе, в непрофессиональных кругах и т.д.

Преамбула к Кодексу

Медсестры имеют четыре фундаментальных обязанности:


укреплять здоровье;

предотвращать болезни;

восстанавливать здоровье и

облегчать страдания.


Потребность в сестринской помощи существует повсеместно. Сестринскому делу свойственно уважение к правам человека, включая право на жизнь, достоинство и уважительное отношение.

Сестринская помощь не ограничена соображениями возраста, цвета кожи, убеждений, культуры, нарушения трудоспособности или болезни, пола, национальности, политики, расы или социального статуса. Медсестры предоставляют медицинское обслуживание отдельному лицу, семье и сообществу и координируют свои услуги с услугами связанных групп.

Кодекс

Этический кодекс медсестер МСМ содержит четыре основных элемента, которые определяют нормы этического поведения.

Тест

Инструкция: выбрать один ответ.

1. Деонтология изучает вопросы:

а) взаимоотношения медицинского работника и пациента;

б) взаимоотношения медицинского работника и родственников пациента;

в) взаимоотношения медицинских работников между собой.

г) выявления негативного воздействия лекарственных препаратов;

д) все перечисленное

2. Патологические реакции, возникающие у пациента в результате непосредственного взаимодействия с медицинским работником:

а) эгрогении;

б) сороригения;

в) ятрогении;

г) эгогениия.

2. Патологические реакции, возникающие у пациента в результате непосредственного взаимодействия с медицинской сестрой:

а) эгогении;

б) ятрофармакогении;

в) сороригении;

г) эгрогении;

4. Действия медицинских работников, влекущие за собой отрицательные последствия для пациента:

а) медицинская ошибка;

б) несчастный случай;

в) умышленное правонарушение.

г) все перечисленное

5. Оставление в области операционного поля перевязочного материала – это:

а) сороригения;

б) несчастный случай;

в) медицинская ошибка;

г) правонарушение вследствие небрежного отношения к своим обязанностям;

6. Выдача подложного больничного листа – это:

а) медицинская ошибка;

б) правонарушение вследствие небрежного отношения к своим обязанностям;

в) умышленное правонарушение.

7. Этический кодекс медицинских сестер России был принят в:

а) 1993 году;

б) 1997 году;

в) 2000 году.

8. Патологические реакции, возникающие у пациентов в результате взаимодействия с другим пациентом:

а) этрогогении;

б) сороригении;

в) ятрогении;

г) ятрофизогении;

9. К несчастному случаю можно отнести:

а) смерть вследствие непереносимости лекарственного препарата;

б) перфорацию стенки мочевого пузыря врачом при катетеризации;

в) развитие постинъекционного абсцесса.

10. В сферу интересов биоэтики входят следующие вопросы:

а) определение смерти;

б) применение активной и пассивной эвтаназии;

в) пренатальный диагноз и аборт;

г) искусственное оплодотворение;

д) взаимоотношения с ВИЧ-инфицирированными.

е) все перечисленное

11. Принцип уважения автономии пациента предполагает:

а) наличие осознанного выбора пациента;

б) сообщение информации, соответствующей действительности;

в) равную возможность обследования на новом диагностическом приборе;

г) сведение к минимуму исходящего от медицинских работников вреда.

12. Принцип справедливости предполагает:

а) автономные действия пациента;

б) равнодоступность медицинской помощи;

в) передачу информации о пациенте третьим лицом после ее согласия;

г) получение информированного согласия пациента.

13. Правило конфиденциальности предполагает:

а) применение активной и пассивной эвтаназии;

б) передачу информации о пациенте родственникам только после его согласия;

в) полную открытость при общении с медицинским персоналом;

г) отказ от процедуры.


Эталоны ответов:


1. д

2. в

3. в

4. г

5. г

6. в

7. б

8. а

9. а

10. е

11. а

12. б

13. б


Литература:

1. Мухина С.А. Тарновская И.И. Теоретические основы сестринского дела: Учебник. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: ГЭОТАР – Медиа, 2010.

2. Мухина С.А., Тарновская И.И. Практическое руководство к предмету «Основы сестринского дела» М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010.

3. Обуховец Т.П., Склярова Т.А., Чернова О.В. Основы сестринского дела. – Ростов н/Д.: Феникс, 2008.

4. Островская И.В., Широкова Н.В. Основы сестринского дела: Учебник. – М.: ГЭОТАР – Медиа, 2008.

5. Обуховец Т.П. ОСД. Практикум, «Феникс», 2013.

6. Этический кодекс РАМС от 24.06.2010 г.

Электронная библиотека колледжа:

7. Островская И.В. Широкова Н.В. «Основы Сестринского дела» 2008.

8. Мухина С.А., Тарновская И.И. «Теоретические основы сестринского дела» 2010.

 

 

Пирамида А.Маслоу

Известно, что основной целью сестринского ухода является обеспечение пациенту необходимого качества жизни при возникновении заболевания, иначе говоря, создание пациенту максимально возможного в данных условиях комфорта.

Здоровье можно определять как динамическое равновесие личности с окружающей средой, достигнутое посредством адаптации.

Достигается это равновесие путем удовлетворения человеком своих потребностей.

При нарушении удовлетворения потребностей развивается состояние дискомфорта. В свою очередь комфорт - это состояние, при котором человек самостоятельно удовлетворяет все свои потребности.

Можно дать следующее определение потребности - это физиологический и/или психологический дефицит того, что существенно для здоровья и благополучия человека.

Таким образом, сестринский уход - это создание пациенту комфорта, условий, при которых он может самостоятельно удовлетворять свои потребности.

Потребность –это осознаваемый психологический или физиологический дефицит чего-либо, отражаемый в восприятии человека.

Американский психолог Абрахам Маслоу (1908-1970) считал, что в отличие от животных человек не стремится к равновесию со средой, а пытается взорвать это равновесие, так как оно является смертельным для личности. Изучив жизнь и деятельность лучших представителей человечества (А.Линкольна, А.Энштейна, Б.Спинозы, В.Джеймса и др.), он пришел к выводу о существовании определенной иерархии потребностей человека.

Существующие в мире потребности А.Маслоу первоначально разделил на пять базовых групп и расположил по возрастающей на разных уровнях в порядке их появления в процессе индивидуального развития личности.

А.Маслоу считал, что каждый человек рождается с определенным набором качеств и способностей, которые составляют сущность его «я», и которые ему необходимо осознать и проявить в жизни и деятельности. Однако это стремление к самоактуализации нередко наталкивается на различные трудности и препятствия. Непонимание окружающих, на собственные слабости и неуверенность. Многие люди отступают перед трудностями, отказываясь от желания проявить себя, самоактуализироваться. Такое поведение останавливает рост личности, приводит к неврозам. Исследования А.Маслоу показали, что невротики – это чаще всего люди с неразвитой или неосознанной потребностью в самоактуализации.

Физиологические потребности являются потребности низшего уровня и существуют у любого человека. Задача медсестры – выявить неудовлетворение потребностей и помочь пациенту справится с возникшей проблемой. Например, потребность в кислороде (нормальном дыхании) – основная физиологическая потребность человека. Дыхание и жизнь – неразделимые понятия. Человек, удовлетворяя эту потребность, поддерживает необходимый для жизни газовый состав крови.

Физическая и биологическая безопасность – это потребности второго уровня. Для большинства людей безопасность означает надежность и удобства. Каждый из нас нуждается в крове, одежде и в то, кто может оказать помощь. Мы чувствуем себя в безопасности, если в темное время суток помещение освещено, в холодное время суток в помещении тепло, если при плохом освещении есть очки,… человек должен быть уверен, что он в состоянии не только обеспечить свою безопасность, но инее причинять вреда окружающей среды.

Ступени «Выживание» и «Безопасность» составляют основание пирамиды Маслоу.

На третьей ступени пирамиды Маслоу находятся потребности в принадлежности. Человеку на протяжении всей жизни необходимо иметь опору, принадлежать обществу, быть принятым и понятым этим обществом. Все хотят, чтобы нас любили, понимали. Никто не желает быть покинутым, нелюбимым и одиноким. Если это случилось, значит, социальные потребности человека не удовлетворены. Помогая человеку решить социальную проблему, можно значительно улучшить качество его жизни.

На четвертой ступени пирамиды Маслоу представлена потребность иметь жизненные ценности.

Для удовлетворения этой потребности необходимо, чтобы труд приносил радость и успех, а отдых был насыщенным и интересным. Очень часто больные, нетрудоспособные и пожилые люди теряют это чувство, т.к. больше не для кого не представляют ни для кого интереса, некому порадовать их успеху, а потому у них нет возможности удовлетворять свою потребность в уважении. И, как мы уже говорили, чем выше уровень социально-экономического развития общества, тем более полно удовлетворяются потребности в самоуважении.

И, наконец, вершину пирамиды, пятую ступень, составляют потребности в самосовершенствовании, обеспечивающие самореализацию человека и развитие его как личности, т.к. удовлетворяя эту потребность каждый верит, что делает что-то лучше, чем другие. Для кого-то это написание книги, для другого – выращивание сада, для третьего – воспитание ребенка.

Если рассматривать пирамиду Маслоу в целом, видно, что пока человек не удовлетворит потребности, составляющие ее нижние ступени, он не сможет удовлетворить более высшие психосоциальные потребности. Все эти потребности человек должен удовлетворять постоянно в процессе своей жизни для достижения физического, социального и творческого благополучия.

Источники информации

Источники информации о пациенте могут быть первичными и вторичными.

· К первичным относятся сведения, сообщаемые самим пациентом. В большинстве случаев они имеют главенствующее значение, однако это далеко не всегда правомерно для душевнобольных, а также для пожилых людей с ослаблением памяти. Для детей - это родители.

· К вторичным источникам информации (у взрослых) относятся сведения, сообщаемые родными и другими близкими людьми; медицинская документация пациента; теоретические сведения о болезни, извлекаемые из учебников или справочников. Врачебный диагноз и данные лабораторных и инструментальных исследований также вносятся в сестринскую документацию. В процессе беседы весьма полезно сообщение пациенту сведений о лечебном учреждении и отделении, куда он поступил; о консультантах, оснащении отделении и пр. Естественно, медсестра должна начинать беседу с представления себя.

Источники данных:

1) расспрос пациента;

2) расспрос членов семьи и окружающих;

3) информация от членов бригады медпомощи;

4) физиологическое обследование пациента;

5) ознакомление с медкартой пациента и других медицинских документации;

6) чтение медицинской литературы и спецлитературы по уходу.

Содержание первичного сестринского обследования

Содержание субъективной информации, собираемой медсестрой

Различают субъективные и объективные данные.

· К субъективным относятся данные, сообщаемые пациентом, членами его семьи, другими медицинскими работниками. Иногда это не факты, а мнения.

Опрос должен быть строго индивидуализирован, что предусматривает индивидуальный характер сестринского процесса (естественно, вы не будете одинаково производить сбор информации у пациента с кожным и психическим заболеванием). Однако некоторые моменты общие, и они отражены в сестринском опросном листе.

Для получения полной информации при общении с пациентом медсестра должна придерживаться следующих принципов:

1) вопросы должны быть подготовлены заранее, что облегчает общение медсестры и пациента, позволяет не пропустить важные детали;

2) необходимо внимательно выслушивать пациента, доброжелательно относиться к нему;

3) больной должен чувствовать интерес медсестры к своим проблемам, жалобам, переживаниям;

4) полезно кратковременное молчаливое наблюдение за пациентом перед началом опроса, что дает возможность больному собраться с мыслями, привыкнуть к окружающей обстановке. Медработник в это время может составить общее представление о состоянии больного;

5) во время беседы рекомендуется вести короткие записи, чтобы не забыть в последующем важную информацию.

Во время опроса медсестра выясняет жалобы больного, анамнез заболевания (когда началось, с каких симптомов, как изменялось состояние больного по мере развития заболевания, какие лекарственные препараты принимались), анамнез жизни (перенесенные болезни, особенности быта, питания, наличие вредных привычек, аллергических или хронических заболеваний).

Сбор информации (беседа) проходит в три стадии: начало, основная часть, окончание.

Начало беседы имеет решающее значение для установления доверительных отношений между медсестрой и пациентом. Медсестра при этом использует адекватные средства невербального общения – мягкость голоса, плавность жестов, иногда ласковые (без сексуального акцента) прикосновения.

При окончании беседы медсестра выражает удовлетворенность, надежду, что беседа не последняя и в дальнейшем при необходимости может быть выяснен еще ряд вопросов. Спрашивает у пациента: удовлетворен ли он беседой, не появилось ли дополнительных вопросов сейчас. В самом конце беседы желает пациенту скорейшего улучшения состояния, чего они добьются совместно.

После беседы медсестра систематизирует и записывает полученные данные, отмечая не до конца выясненные пункты, если таковые имеются.

Общий осмотр









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.