Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Анализ затрат на 1 рубль продукции, работ, услуг





 

Затраты на один рубль товарной (реализованной) продукции – наиболее известный на практике обобщающий показатель. Он широко используется при сравнительном анализе себестоимости продукции, позволяет характеризовать уровень и динамику затрат, а также финансовый результат.

Показатель затрат на один рубль товарной продукции определяется исходя из уровня затрат на производство товарной продукции, по отношению к стоимости продукции в оптовых ценах предприятия. Он не только характеризует уровень снижения себестоимости, но и определяет уровень рентабельности товарной продукции. Его величина зависит как от снижения себестоимости продукции, так и от изменения оптовых цен, ассортимента и качества продукции.

Для того, чтобы проанализировать затраты на 1 рубль продукции, необходимо базисный и отчетный периоды привести в сопоставимый вид, т.е. показатели базисного периода пересчитать на фактический ассортимент продукции и цены.

Таблица 7.5 - Расчет затрат на 1 рубль товарной продукции и факторов, влияющих на их изменение

 

  Показатели   Базисный год.   Отчетный год Скорректированный Показатель (при фактическом объеме производства)  
По плану фактически  
К базисному году К плану  
Продукция по оптовым ценам, т.р.            
Себестоимость продукции, т.р.            
Затраты на 1 рубль продукции, руб.   0,96   0,99   1,13   1,04   1, 07  

 

Влияние факторов:

а) по сравнению с базисным годом:

1) влияние объемов производства 1,04 – 0,96 = + 0,08 р.

2) влияние себестоимости продукции 1,13 – 1,04 = + 0,09 р.



3) общее влияние ( 1,13-0,96) = + 0,17р. или (0,09+0,08 = 0,17р.)

б) по сравнению со сметой:

1) влияние объемов производства 1,07 – 1,02 = + 0,05 р.

2) влияние себестоимости продукции 1,13 – 1,07 = + 0,06 р.

3) общее влияние (1,13–1,02) = + 0,11 р. или (0,05+0,06=0,11 р.)

 

Расчеты в таблице 7.5 показали, что в отчетном году получен убыток от операций с продукцией, т.к. затраты оказались выше выручки от реализации. В базисном году и по плану на отчетный они были меньше 1, что характеризует бизнес, как рентабельный. В отчетном году получен убыток, который составил 13%. Расчеты влияния факторов показали, что причины роста затрат на 1 руб. товарной продукции заключаются и в росте себестоимости и в снижении объемов производства.

В целях углубления анализа показатель затрат на 1 руб. товарной продукции можно раскладывать на большее количество факторов. Это позволит учитывать влияние не только себестоимости и общего объема производства, но и цен на продукцию, тарифов на услуги, структуры ассортимента продукции и др. В зависимости от количества факторов, включаемых в алгоритм расчета, подбирается и прием экономического анализа.

 

Тема 8 Маржинальный анализ

Содержание, роль и значение маржинального анализа в отечественной экономике

В условиях рыночной экономики велика роль прибыли, как основного мотива развития бизнеса. От разметов прибыли и авансированного капитала зависит целесообразность того или иного вида деятельности, создания продукции, услуг и тд. При этом экономисты выделяют три главных элемента в системе формирования приыбли:

а) Объем производства (реализации),

б) Затраты на производство (реализацию),

в) Прибыль.

Все эти элементы должны постоянно контролироваться руководством предприятия, т.к. от оптимизации их соотношения и изменений при осуществлении хозяйственных процессов зависит конечный результат – прибыль. В свою очередь прибыль является важнейшим фактором обеспечения финансовой устойчивости организации.

Теоретической базой формирования прибыли по этапам, видам деятельности и ее полноты является система директ-костинг, которую экономисты называют атрибутом рыночной экономики. С ее помощью обеспечивается управление процессами производства (реализации) продукции, формирование затрат и получение прибыли. Для целей оперативного управления используется маржинальная прибыль, сформированная по принципу учета неполных затрат, что послужило основанием для формулировки вида экономического анализа.

Маржинальный анализ широко применяется в зарубежной практике, т.к. позволяет установить оптимальный объем продаж при сложившихся ценах на рынке, затрат на ведение бизнеса и обеспечить запланированные размеры прибыли. В результате предприятие имеет возможность обосновать управленческие решения по выбору вариантов изменения производственных мощностей, ассортимента продукции, политики цен и т.д. В основе расчетов лежит особенность поведения затрат, часть из которых зависит от объемов реализации, а часть, либо не зависит, либо изменяется непропорционально. Затраты, зависимые от объемов продукции, называют в экономической литературе условно-переменными (УП), а независимые – условно-постоянными (Н). Это вполне оправдано, т.к. на практике четко разделить расходы, формирующие себестоимость по данным признакам, по существу невозможно.

Формирование финансового результата при этом осуществляется по принципу неполной себестоимости. Это означает, что прибыль (П) определяется как разность между выручкой (В) и только переменными затратами (УП). Именно ее называют маржинальным доходом (МД). Он предназначен для покрытия независимых от объемов производства (реализации) продукции затрат и получения прибыли, что наглядно представлено в следующем алгоритме:

МД = В –УП = Н + П. (8.1)

Благодаря этому представляется возможным определить критический объем производства, при котором выручка в полной мере перекрывает затраты и финансовый результат равен нулю. В этой связи критический объем трактуется, как минимально возможный, т.к. снижение производства принесет убыток, а взаимосвязи в поведении затрат, прибыли, объемах производства, изменениях цен, структуры продукции составляют основу методологии маржинального анализа.

Графики критического объема производства, как новый метод планирования, впервые были предложены американским инженером У. Раутенштрахом в 1930 г. В управленческом учете они используются для прогнозирования развития бизнеса фирмы по основным показателям финансового плана. Однако в нашей экономике методика маржинального анализа применяется редко, как правило, на крупных предприятиях, имеющих современные ЭВМ и специалистов соответствующей квалификации. В действующей системе бухгалтерского учета информация, нужная для такого анализа, отсутствует.

Одной из проблем, препятствующих развитию эффективных аналитических технологий, является неоднозначная группировка затрат в бухгалтерском учете, а также специфическая классификация их в налоговом учете при формировании налоговой базы по налогу на прибыль. Отсутствие методических рекомендаций по оптимизации деления затрат на переменные (зависимые) и постоянные (независимые), а также выбора базы для распределения постоянных затрат по видам продукции сдерживают практическое применение маржинального анализа. Между тем, от правильности расчета переменных и постоянных затрат по видам продукции зависят и финансовые результаты предприятия, и оптимальная ценовая политика, и правильность принимаемых управленческих решений.

 

8.2 Анализ взаимосвязи объемов продукции, затрат, маржинального дохода и прибыли

 

Исследования экономистов показывают, что одни виды расходов изменяются пропорционально изменениям объемов производства, другие находятся в обратно пропорциональной зависимости, третьи остаются неизменными, либо изменяются непропорционально. Именно эти особенности поведения затрат заложены в расчетах прогнозов финансовых результатов от реализации продукции, политики цен на рынке, решениях о расширении или сокращении объемов производства того или иного вида продукции. Условность деления затрат на переменные и постоянные не дает абсолютно точных расчетов, поэтому следует учитывать определенный процент погрешности в них.

 
 

(8.2)
В этой связи могут использоваться не только экспертные оценки поведения затрат в каждом конкретном случае, но и оценки, основанные на расчетах темпов прироста каждого вида или групп затрат в зависимости от прироста объемов продукции (по выпуску или реализации). При этом в экономической литературе предлагаются рассчитывать коэффициент реагирования затрат на изменение объема производства (Кр):

 

Коэффициент реагирования рассчитывается по затратам на единицу продукции. Однако направление исследований их реагирования, предлагаемые экономистами в частности, Селезневой Н.Н. и Ивановой А.Ф. заключается в оценке реагирования постоянных и переменных затрат. В составе последних выделены дигрессивные, пропорциональные и прогрессивные затраты. Темпы роста дигрессивных затрат отстают от темпов роста продукции, прогрессивные – опережают их, а пропорциональные изменяются пропорционально. Такой подход к оценке поведения затрат представляется оптимальным, т.к. позволяет более точно оценить их влияние на финансовый результат и построить прогноз объемов производства, затрат и финансовых результатов на ближайшую и отдаленную перспективы.

Наряду с этим требует дополнительных исследований методология распределения постоянных затрат по видам продукции. Общая база распределения, выбираемая предприятием самостоятельно для распределения косвенных затрат на основе отраслевых методических рекомендаций в виде заработной платы основных производственных рабочих, суммы прямых затрат, объемов производства и т.д., не может быть использована в маржинальном анализе. Поскольку зависимость разных статей постоянных расходов складывается от разных факторов, то представляется целесообразным подбирать индивидуальные базы распределения их по видам продукции: площади производственных помещений, мощность оборудования, цена продукции и тд.

Таблица 8.1 – Расчет затрат и финансовых результатов по изделию А

Количсество изделий (шт.) Переменные затраты (у.е.) Постоянные затраты (у.е.) Себестоимость (у.е.) Выручка (у.е.) Финансовый результат (у.е.)
на 1 изделие всего всего на 1 изделие 1 изделия всего Цена 1 изделия всего
2,4 1,5 1,2 5,4 4,5 4,2     - 100 - 80 - 20 + 40 + 80

 

Взаимосвязь показателей затрат, объемов производства, маржинального дохода и прибыли хорошо просматривается в таблице 8.1 и на графике рис. №1. При этом в расчетах использована традиционная калькуляция продукции промышленного предприятия.

Расчеты в таблице 8.1 показали, что общая сумма переменных расходов возрастает с ростом объемов производства, а постоянных – остается неизменной. Именно эта особенность поведения постоянных затрат определяет повышение финансового результата по мере увеличения объемов производства и реализации продукции. В расчете на единицу изделий зависимость складывается в обратной последовательности, а именно, переменные расходы остаются неизменными, т.к. отражают нормативную калькуляцию, а постоянные снижаются. Таким образом, потенциально с ростом производства предприятие может обеспечить выгодность бизнеса. Секрет состоит в том, какой объем продукции является в каждом конкретном случае оптимальным по критериям, установленным предприятием: по размерам планируемой прибыли, или сложившимся ценам на рынке, или прогнозируемым затратам. В приведенном примере критический объем производства и реализации продукции составил 60 изделий, т.к. и затраты и выручка равны 300 у.е. Увеличивая объем производства, предприятие обеспечивает и увеличение финансового результата. Эти взаимосвязи приведенных показателей можно представить и графически на рис. 1, где на нижней части графика расположена граница постоянных затрат. Их неизменность по отношению к продукции выражается прямой параллельной линией к оси ОХ.

Относительно пропорционально увеличиваются переменные затраты с ростом продукции. Линия выручки пересекает линию затрат в точке безубыточности, которая в экономической литературе называется по-разному: порог рентабельности, критический объем производства, пороговая выручка, точка равновесия, точка безубыточности и др. Слева от этой точки отражается граница убытков, а справа – прибыли. Если исходить из того, что фактический объем производства составляет 100 шт. изделий, то на графике между ним и порогом рентабельности расположена зона безопасности, в пределах которой рассчитывается запас финансовой прочности. Он представляет собой разность между суммой фактической выручки и суммой критического объема продукции и в нашем примере составил 200 у.е. (500 - 300).

 
 

 


Рис. 1 Взаимосвязь объемов производства затрат и прибыли

Таким образом, предприятие может позволить сокращение производства, либо снижение цен в пределах 200 у.е. без опасности получить убыток. Следовательно, чем ниже точка равновесия или безубыточности, тем ниже риск получить убыток и не полностью возместить затраты.

Оценку финансового результата с учетом взаимосвязи объемов продукции и затрат можно представить следующим образом:

1) в точке безубыточности Прибыль = 0;

2) в зоне безопасности Прибыль > 0;

3) до порога рентабельности Прибыль < 0.

В зависимости от учетной политики, ценовой политики предприятия на рынке представляется возможным за счет резерва безопасности поддерживать высокую финансовую устойчивость на основе оптимизации объемов производства, затрат и прибыли. Следовательно, чтобы обойти конкурентов предприятие может снизить цены до определенного уровня, повысить затраты на улучшение дизайна, качества своей продукции и т.д.

 

8.3 Анализ безубыточности производства, запаса финансовой прочности и безопасности

 

Расчеты себестоимости на основе неполной калькуляции, а только ее переменной части, по мнению экономистов, позволяет избежать сложных расчетов постоянных расходов по каждому виду продукции, сравнить выручку от продаж и предельную прибыль (маржинальный доход), списать все периодические расходы на реализованную продукцию. В результате постоянные расходы полностью окупятся в отчетном периоде, а остатки нереализованной продукции будут оценены только по переменным расходам, что выгодно предприятию с точки зрения налогообложения и по налогу на прибыль и по налогу на имущество. Вместе с тем, отдельные экономисты правомерно отмечают необходимость полной калькуляции продукции, оптимизируя при этом методику распределения косвенных (постоянных) затрат по видам продукции.

Одним из важных направлений использования результатов маржинального анализа в бизнесе является определение степени выгодности заключаемых контрактов. Предприятие, имеющее данные о критическом объеме производства, не допустит, чтобы заключить контракты по неполному портфелю заказов, т.к. это либо не принесет плановой прибыли, либо обернется убытками. Именно этой проблеме отечественные предприятия не уделяют должного внимания, что приводит к оформлению заведомо убыточных контрактов и потенциальному банкротству.

Этапы маржинального анализа можно формировать в зависимости от целей и задач управления затратами и прибылью. Но основные из них будут включать:

- расчет и оценку общего маржинального дохода, а также на единицу (1руб.) продукции, называемого в экономической литературе удельным;

- расчет и оценку критического объема продаж (порога рентабельности), как по отдельным видам продукции, так и в целом по организации;

- расчет и оценку соотношения условно-переменных и постоянных затрат, факторный анализ затрат и поиск резервов экономии;

- расчет распределения общей суммы постоянных затрат по видам продукции и оценка оптимальности выбранной базы распределения;

- расчет запаса финансовой прочности и факторов, влияющих на его изменение;

- прогнозный расчет вариантов прибыли в зависимости от изменений объемов продукции, политики цен, структуры затрат и принятие управленческих решений.

Если использовать исходные данные, приведенные в таблице 8.1, то рассчитанный по ним маржинальный доход, как разность между выручкой и суммой переменных затрат, составил на пороге рентабельности 120 у.е., а при фактическом объеме производства – 200 у.е. На пороге рентабельности он равняется сумме постоянных затрат, а при фактическом объеме продукции – объединяет и сумму постоянных затрат и сумму прибыли (120 + 80 = 200). На основе этой зависимости строится расчет количества продукции в критической точке и планируемый объем в отчетном периоде с учетом плана прибыли. При этом в расчет включается показатель удельного маржинального дохода. Он может рассчитываться на единицу изделия (или на 1 руб. продукции), а также представлять разницу между ценой и переменными расходами на 1 ед. изделий.

Постоянные расходы всего

Количество = ------------------------------------------------------------; (8.3)

продукции (Цена – Переменные расходы на одно изделие)

Маржинальный доход всего: выручка
или удельный маржинальный доход

(8.4)
=
Удельный маржинальный доход

 

 

Как в таблице, на графике (рис.1), так и в расчете по формуле 8а количество продукции в критической точке составило 60 шт. (120 / 5 - 3).

Следовательно объем продукции, составляющий менее 60 изделий при прочих неизменных условиях, приведет к убыткам. В этой связи портфель заказов по данному виду изделий должен быть более критического объема при планируемом уровне цен. Если же предприятию удается найти покупателей, которые предлагают снижение цен, но при этом увеличивают количество изделий в заказе, либо повышают цены, но снижают объем продукции, то требуется оценка выгодности предполагаемой сделки. При этом учитывается планируемый размер прибыли.

Прогноз прибыли в зависимости от принятых заказов на производство и решениями о политике цен можно рассчитывать по алгоритму:

Прогноз прибыли = (плановая цена * количество продукции) – (норматив переменных расходов на 1 изделие * количество продукции) – постоянные затраты по плану. (8.5)

Если предприятие определяет прогноз объемов производства при заданном значении прибыли, то используется следующий алгоритм:

 

Количество продукции при плане прибыли Х = (Постоянные расходы + План прибыли) / Удельный маржинальный доход. (8.6)

Запас финансовой прочности в сумме отражает размер возможного снижения объемов выручки без риска получить убыток. Но этого недостаточно для оценки степени риска. В этой связи заслуживают внимания предложения экономистов рассчитывать коэффициент запаса финансовой прочности, отражающего процент допустимого снижения выручки без риска убытков, по алгоритму:

Коэффициент запаса финансовой прочности = сумма запаса финансовой прочности / фактическую сумму выручки по стр. 010 формы 2 или плановое ее значение. (8.7)

Чем выше его значение, тем ниже риск убытка и выше эффективность инвестиций.

Взаимосвязь прибыли и объема продаж проявляется в показателе коэффициента операционного рычага, который отражает коммерческий риск организации, т.е. неопределенность получения ожидаемой прибыли. На него существенное влияние оказывает размер постоянных расходов. Чем выше их удельный вес, тем выше значение коэффициента операционного рычага, а значит и коммерческого риска.

Коэффициент операционного рычага = (прирост прибыли / прибыль) : (прирост продукции /продукцию). (8.8)

Таким образом, данный коэффициент показывает, на сколько изменится прибыль организации, если выручка возрастет на 1%.

Пример: Используя данные таблицы 8.1 и предложения покупателей, рассчитать выгодность заказов, если производственные мощности рассчитаны на 150 изделий, а план прибыли по данному виду изделий определен в размере 125 у.е.:

1) покупатель намерен купить 150 изделий по цене 4.5 у.е.

2) покупатель намерен купить 130 изделий по цене 4.8 у.е.

По первому заказу прогноз прибыли составит: (4,5 * 150) – (3 * 130) – 120 = 105 у.е.

По второму заказу (4,8 * 130) – (3 * 130) – 120=114 у.е.

Таким образом предпочтительным по показателю прибыли является второй заказ, однако при этом не будут задействованы в полной мере производственные мощности.

Но если учесть операционный риск по значению коэффициента операционного рычага, то второй заказ является более рисковым, т.к. увеличение объемов продукции на 1 % увеличит прибыль на 1,71 %, в то время, как по первому заказу – лишь на 0,89 %. В этой связи более высокий

                   
 
  Коперац. рычага по I заказу
   
105 – 80/80 675 – 500/500
 
   
=
   
=
 
 
 

 

 


 

  Коперац. рычага по II заказу
1,71
=
0,425 0,248
=
114 – 80/80 624 – 500/500
=

 

 

риск неполного получения прибыли, получается, по второму заказу.

По совокупности критерием выгодности и риска предприятию выгоднее принять первый заказ, т.к. будут задействованы производственные мощности на 100 %, что повысит их эффективность. С меньшим риском будет получена планируемая прибыль, потенциальные потери которой составят 16 % [(125 - 105) * 100/125]. По второму заказу производственные мощности будут использованы лишь на 86,7 %, но потери планируемой прибыли будут ниже и составят 8,8 % [(125 – 114) * 100/125].

В этой связи у предприятия может быть несколько вариантов решений в зависимости от стратегии и тактики выхода на рынок:

1) незначительно повысить цены по первому заказу;

2) согласиться с условиями договора по первому заказу и пойти на снижение прибыли, чтобы привлечь покупателя, т.к. и по второму заказу не будет выполнен план прибыли;

3) увеличить количество изделий по второму заказу, либо повысить цену, либо согласиться с условиями покупателя, но в конечном итоге не выполнить план прибыли.

Во втором и третьем вариантах решений предприятие может воспользоваться своим запасом финансовой прочности. При прочих равных условиях он может сократиться с 450 у.е. [(5 у.е. * 150 шт.) – 300 у.е.] до 375 у.е. по первому заказу [(4,5 у.е. * 150 шт. – 300 у.е.], и составить 50 % (375/750). По второму заказу [(4,8 у.е. * 130 шт.) – 300 у.е.]. Снижение его будет до 324 у.е., а в процентах к выручке составит 51,9 % и не будет существенно отличаться от первого заказа.

Для более широкого использования методологии маржинального анализа в отечественной практике экономисты предлагают условно считать переменными затратами себестоимость продукции, отражаемую в форме № 2 «Отчет о прибылях и убытках», а постоянными - коммерческие и управленческие расходы. Это позволит в суммовом выражении подсчитать и маржинальный доход, и критический объем продаж, и запас финансовой прочности, несмотря на существенные погрешности в значениях используемых показателей. Алгоритмы расчетов их по строкам формы № 2 можно представить следующим образом:

1) общий маржинальный доход = стр. 010 – стр.020 (8.9)

2) удельный маржинальный доход (на 1 руб. выручки) =

( стр. 010 – стр. 020) / стр. 010 (8.10)

3) критический объем продаж = (стр.030 + стр.040) / 8в (8.11)

4) запас финансовой прочности = стр.010 – 8г (8.12)

5) коэффициент запаса финансовой прочности = 8.12 / стр. 100 (8.13)

Таким образом использование методологии маржинального анализа в отечественном бизнесе позволит повысить эффективность и обоснованность принимаемых управленческих решений.

 

Тема 9 Анализ показателей деловой активности

 

9.1 Характеристика показателей деловой активности

 

В международной практике деловая активность предприятия оценивается по показателям оборачиваемости всего капитала организации, и, в том числе, оборотных средств, а также по показателям прибыли и рентабельности.

Процесс кругооборота капитала включает несколько этапов от авансирования его и использования в обороте до высвобождения с определенной долей приращения. В зависимости от отрасли, в которую осуществляется вложение капитала, зависят и степень деловой активности и перспективы развития бизнеса.

Так, в сфере обращения движение капитала осуществляется по самой короткой схеме: Д - Т – Д’. Возврат капитала из оборота происходит с приращением в форме прибыли. Чем выше размеры получаемой прибыли, тем выгоднее бизнес. Зависимость ее от сферы вложения капитала проявляется в скорости оборота полного цикла. Чем короче во времени этот оборот, тем выше размеры прибыли. В связи с этим вполне объяснимо, почему предприниматели стремятся в первую очередь вкладывать первоначальный капитал именно в сферу обращения, а не производства. Время возврата капитала, авансированного в производство, значительно больше, т.к. включает не только процессы закупки производственных фондов, трудовых ресурсов, но и производства, которое в сфере обращения отсутствует.

Особенно сложно повышать деловую активность на производственных предприятиях с длительным циклом изготовления продукции. Без предварительного финансирования работ предприятие не может начинать производственный процесс. Времени на возмещение затрат по выпуску и реализации продукции уходит от нескольких месяцев до года и более. Это в значительной мере снижает деловую активность и конечный финансовый результат в бизнесе.

Деловая активность зависит от размещения капитала в различных видах активов. Если большая его часть авансирована во внеоборотные активы, то времени на его высвобождение потребуется гораздо больше, чем при вложении средств в оборотные активы. Последние имеют средний срок кругооборота до 12 месяцев. Следовательно, предприятия должны контролировать оптимальность соотношения оборотных и внеоборотных активов, чтобы не заморозить авансированные финансовые ресурсы на более длительный срок, чем это планировалось.

Выгодность размещения капитала предприятия определяется также тем, насколько выгодно проведены операции. В частности, следует учитывать эффект в виде доходов, которые предприятия могут увеличить, предусмотрев штрафные санкции за нарушение условий договоров с покупателями, возмещение материального ущерба, вложив средства в ценные бумаги под высокие проценты и т.д. Таким образом, если предприятие имеет долгосрочную дебиторскую задолженность, то доход от такого вложения каптала должен быть не меньше, чем ставка рефинансирования Центробанка. На практике же чаще всего такая задолженность включает просроченные и безнадежные для взыскания долги дебиторов, что требует адекватных мер.

Для оценки деловой активности предприятий рассчитываются показатели эффективности использования оборотного и других видов капитала, в частности, их оборачиваемости, а также показатели финансовых результатов и рентабельности. Скорость оборота средств может выражаться в количестве оборотов, а также в продолжительности одного оборота. В количестве оборотов выражается то, сколько раз капитал обернулся в отчетном периоде. Каждый оборот приносит прибыль, поэтому, чем больше число оборотов, тем выше прибыль. Этот показатель в экономической литературе называют еще коэффициентом оборачиваемости.

Продолжительность одного оборота показывает, за сколько дней оборачивается капитал, т.е. проходит полный цикл кругооборота. Чем меньшее количество дней требуется для одного оборота, тем быстрее высвобождаются из него авансированные средства и приносят соответствующую долю прибыли. Сравнение оборачиваемости в днях с базисными периодами и бизнес-планами дает возможность рассчитать экономический эффект или дополнительное вложение средств. При этом экономический эффект показывает сумму высвобожденного из оборота капитала, а дополнительное вложение средств характеризует замороженный в обороте капитал.

 

9.2 Анализ показателей эффективности использования капитала в обороте

В экономической литературе показатели эффективности использования средств в обороте включают в основном скорость их оборачиваемости, исчисленную в днях и количестве оборотов (разах), а также рентабельность различных видов средств и капитала. Анализ показателей рентабельности дан в последующих параграфах.

В алгоритме расчета показателей оборачиваемости используются средние остатки тех видов средств или капитала, которые исследуются, и объем реализованной продукции, работ, услуг. Однако по ряду частных показателей оборачиваемости многие экономисты рекомендуют использовать обороты по их уменьшению. Например, для оценки оборачиваемости дебиторской задолженности правомерно рекомендуется использовать показатели погашения этой задолженности, т.е. кредитовый оборот по бухгалтерским данным. Это более точно отражает процесс движения капитала и его скорость. Общие алгоритмы расчета показателей оборачиваемости могут быть представлены следующим образом:

 

(9.1)
Коэффициент Выручка от продаж

оборачиваемости =---------------------------------------------;

всего капитала Средние остатки валюты баланса

 

 

 
 
(9.2)


Продолжительность Средние остатки валюты баланса * 360

одного оборота = --------------------------------------------------- =

(или оборачиваемость в днях) Выручка от продаж

 

 

Средние остатки валюты баланса

= --------------------------------------------- .

Однодневная выручка от продаж

 

Если уже рассчитан один из показателей оборачиваемости, т.е. коэффициент оборачиваемости или продолжительность одного оборота, то другой из них можно рассчитать по формулам:

1) Коэффициент оборачиваемости = 360 дней / продолжительность одного оборота;

2) Продолжительность одного оборота = 360 дней / коэффициент оборачиваемости.

Методика анализа показателей использования средств в обороте предприятия включает расчеты и оценку их в динамике и в сравнении с планами, если они разрабатываются, изменения в структуре капитала, факторный анализ, а также экономический эффект или дополнительные вложения средств в оборот.

Экономический эффект рассчитывается умножением однодневной выручки от реализации на количество дней ускорения оборачиваемости. Дополнительное вложение средств определяется умножением однодневной выручки от реализации на количество дней замедления оборачиваемости капитала в результате его неэффективного использования. Соответственно можно рассчитать дополнительно полученную прибыль от ускорения оборачиваемости капитала или потери ее в результате замедления. При этом суммы экономического эффекта или дополнительно вложенных в оборот средств умножаются на базисный уровень рентабельности авансированного капитала.

Расчеты показателей оборачиваемости отдельных видов средств и капитала показали (таблица 9.1), что в отчетном году произошло резкое снижение деловой активности предприятия, т.к. резко сократились коэффициенты оборачиваемости капитала, и возросла продолжительность одного оборота. Если в базисном году общая сумма финансовых ресурсов, авансированных в оборот, совершала 1,2 оборота, а продолжительность одного оборота составляла 300 дней, то в отчетном году они совершали лишь 0,3 оборота, а продолжительность одного оборота возросла до 1059 дней. Таким образом, при сложившейся ситуации предприятие вернет свои финансовые ресурсы только через три года. Главной причиной замедления оборачиваемости всего капитала предприятия стало вложение средств в основные фонды в результате развития новых видов деятельности. Однако запланированная отдача от них не получена, что требует улучшения организации производства, расширения сфер влияния на рынке, и др.

 

Таблица 9.1 – Показатели оборачиваемости средств и капитала

    Показатели Единица измерения Базисный год Предыдущий год Отчетный год Отклонение показателей отчетного периода от
базисного предыдущего
1) Выручка от продаж 2)Валюта баланса 3)Собственный капитал 4)Оборотные средства Т.р. Т.р. Т.р. Т.р. -41398 -56027
5)Коэффициенты оборачиваемости: -валюты баланса -собственного капитала -оборотных средств     К К К     1,20 2,77 2,98     1,25 2,87 3,15     0,34 1,47 1,50     -0,88 -1,30 -1,48     -0,91 -1,40 -1,65
6)Обрачиваемость в днях: -валюты баланса -собственного капитала -оборотных средств   Дни Дни Дни          

 

Неэффективно стал использоваться в отчетном периоде и оборотный капитал, т.к. он стал оборачиваться в два раза медленнее. Продолжительность одного оборота возросла со 121 в базисном году и 114 дней в предыдущем до 240 дней в отчетном году. Следовательно, капитал, реально приносящий предприятию прибыль из оборота, не в полной мере выполнял свои функции. Факторный анализ его изменений показал (таблица 9.2), что в отчетном году по сравнению с предыдущим замедление оборачиваемости на 126 дней было связано с негативным воздействием основных факторов – выручки от продаж и средних остатков оборотного капитала.

 

Таблица 9.2 – Расчет влияния факторов на показатели оборачиваемости оборотных средств









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.