Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Анализ показателей налоговых издержек и налоговой нагрузки





Проблема оптимизации налоговой нагрузки для нашей экономики является одной из самых актуальных. Если налоговая система не будет стимулировать развитие бизнеса и, особенно в сфере производства, то ожидаемого подъема экономики не будет. В этой связи следует отметить позитивность изменений, внесенных в отечественную налоговую систему новым Налоговым кодексом. Однако конкретные результаты можно будет оценивать по истечении нескольких лет. Оценка действующей налоговой нагрузки на предприятие дана на примере одного из производственных предприятий Оренбургской области.

Таблица 1- Расчет структуры налоговых издержек

 

    Показатели Базисный год Отчетный год
Сумма (млн. руб.) Уд. вес % Сумма (млн. руб.) Уд. вес %
Налоги, возмещаемые через цену продукции (косвенные налоги) –всего: в т.ч. НДС и т.д.     41,1 34,9     40,2 35,6
Налоги, возмещаемые через себестоимость, всего: в том числе: - Земельный налог -Налог на пользователей автомобильных дорог - Единый социальный налог и т.д.     5,5   6,5 4,2     32,9   3,4   4,4 2,9     5,5   8,0 4,4     33,9   3,2   4,6 2,5  
Налоги, относимые на финансовые результаты – всего: в том числе: - Налог на имущество и т.д.         4,1   4,1         4,1   3,4  
Налоги, возмещаемые за счет чистой прибыли – всего: в том числе: - Налог на прибыль - Платежи за сверхнормативные выбросы загрязняющих веществ в окружающую среду и т.д.         21,9   17,1   4,8         21,8   17,2   4,6  
Всего налоговые издержки

 



Расчеты в таблице 11.1 показали, что большая часть налогов более - 40% - приходится на косвенные. Последние включают в основном НДС. Второе место в составе налоговых издержек занимают налоги, относимые на затраты производства, составляющие около 33%. Существенна доля и налогов, относимых за счет чистой прибыли предприятия – более 20%.

Роль различных групп налоговых издержек зависит от специфики производства, отрасли деятельности и др. факторов, но общая картина их структуры характерна для большинства из них, что подтверждают результаты нашего исследования.

Опережающий рост выручки от продаж, прибыли и финансовых ресурсов (валюты баланса) по сравнению с ростом налоговых издержек способствовал снижению налоговой нагрузки на валовую прибыль, финансовые ресурсы и реализацию, как по обобщающим, так и по частным показателям (Таблица 11.2).

Таблица 11.2 – Данные для расчета налоговой нагрузки на предприятие

  Показатели Базисный год (млн. руб) Отчетный год (млн руб) Темп роста, %  
 
 
Доходы 117,2  
Выручка от продаж 123,1  
Себестоимость 120,0  
Прибыль до налогообложения 133,3  
Чистая прибыль 112,5  
Валюта баланса (среднегодовые данные) 133,3  
Среднесписочная численность работников 103,5  
Налоговые издержки всего 119,2  
в т.ч. возмещаемые за счет: а) цены б) себестоимости в) финансовых результатов г) чистой прибыли, включая налог на прибыль         116,7 122,9 116,7 118,8    

 

Однако увеличение массы налоговых издержек значительно ослабило положительные тенденции, а по показателям чистой прибыли и численности работников показало усиление налогового пресса (Таблица 11. 3).

Недостаточный размер чистой прибыли предприятия является причиной того, что более 80% ее суммы уходит в налоговые платежи. Рост же объемов продаж способствовал тому, что налоговая нагрузка на доходы снизилась, однако превышает 50% от суммы доходов и выручки от продаж, что снижает заинтересованность предпринимателей в развитии бизнеса.

 

Таблица 11.3 – Расчет налоговой нагрузки на предприятие

    Показатели     Базисный год     Отчетный год   Скорректированный показатель Отклонение
  общее в т.ч. за счет
суммы налогов (налоговых издержек) источников возмещения налогов или ресурсов предприятия
Показатели общей налоговой нагрузки на предприятие в % по отношению к показателям: а) доходов б) реализации в) финансовых ресурсов г) прибыли до налогообложения д) на 1 работника е) чистой прибыли                       +1 -2 -8 -25   +8 +22     +8 +8 +10 +35   +10 +63     -7 -10 -18 -60   -2
Частные показатели налоговой нагрузки по источникам покрытия налоговых издержек (%): а) реализация б) себестоимость в) прибыль до налогообложения г) чистая прибыль                       -2 +1   -1 +4     +2 +5   +1 +13     -4 -4   -2 -9

 

 

Следовательно, нужны постоянные исследования по оценке налоговой нагрузки по отчетным данным, т.к. изменения в налоговом законодательстве существенно меняют и налоговую нагрузку на предприятие.

Изменения, внесенные в налоговое законодательство в 2002 г., были направлены на снижение налоговой ставки по налогу на прибыль до 24 % с 35 % в 2001 г. Однако, как показали расчеты в таблице 11.3, это существенно не снизило общие показатели налоговой нагрузки. Так, по отношению к доходам нагрузка увеличилась на 1 %, а к чистой прибыли на 22 %. Эти изменения обусловлены тем, что темпы роста налоговых издержек опережали темпы роста доходов и чистой прибыли. Высокий прирост налоговых издержек, в том числе и налога на прибыль обусловлен жесткостью налоговой системы в части пеней и штрафов за нарушение налогового законодательства, а также увеличением числа затрат не учитываемых при формировании налогооблагаемой базы по налогу на прибыль. В связи с этим прибыль предприятия сформированная в соответствии с Положениями по бухгалтерскому учету существенно ниже, чем прибыль, сформированная для целей налогообложения в соответствии с требованиями 25 главы Налогового кодекса «Налог на прибыль организаций».

Снижение налоговой нагрузки на исследуемом предприятии имело место по показателям нагрузки на валюту баланса общую сумму финансовых ресурсов предприятия, выручку от продаж, прибыль до налогообложения. Главная причина этого снижение состоит в том, что темпы роста налоговых издержек отставали от темпов роста перечисленных показателей. Следовательно, расширение объемов деятельности и увеличение инвестиций в бизнес потенциально снижают налоговую нагрузку. Факторный анализ ее подтверждает важность этих выводов: за счет роста доходов налоговая нагрузка сократилась на 7 пунктов, выручки – на 10, финансовых ресурсов – на 18, а прибыли до налогообложении – на 60.

Частные показатели налоговой нагрузки имели неоднозначные изменения. Рост налогов, относимых на себестоимость, обусловлен увеличением налогооблагаемых баз: выручки, оплаты труда и других. Существенное снижение чистой прибыли в результате уплаты штрафных санкций в бюджет за нарушение налогового законодательства привело к тому, что изъятие чистого дохода возросло с 80 до 84 %. Таким образом, на практике не всегда снижение налоговых ставок приводит к снижению налоговой нагрузки. Исследование причин роста нарушений налогового законодательства на отдельных предприятиях показало, что они могут быть вызваны частыми изменениями, несогласованностью с другими нормативными актами, недостаточной компетентностью работников бухгалтерии предприятия. Это требует усиление контроля со стороны аппарата управления над своевременностью расчетов с бюджетом, а также привлечения аудиторов с целью своевременного исправления ошибок в учете.

Наряду с этим на уровне законодателей требуется упрощение налоговой системы. Практика показала, что новый Налоговый кодекс пока этой проблемы не решил. Напротив, специалисты отмечают существенное усложнение налогового законодательства и усиление его фискальной функции.

Тема 12 Анализ финансового состояния предприятия

 

Содержание и методы анализа финансового состояния предприятий

 

Арбитражный суд может вынести решение о введении процедур наблюдения, финансового оздоровления, внешнего управления, конкурсного производства, мирового соглашения. В этой связи в современных условиях анализ финансового состояния предприятий становится особенно актуальным.

Финансовое состояние предприятия по определению многих экономистов представляет собой экономическую категорию, отражающую состояние капитала в процессе его кругооборота и способность субъекта хозяйствования к саморазвитию на фиксированный момент времени.

В процессе снабженческой, производственной, сбытовой и финансовой деятельности происходит непрерывный процесс кругооборота капитала. При этом изменяется структура средств и источников их формирования, наличие и потребность в финансовых ресурсах и, как следствие, финансовое состояние предприятия, внешним проявлением которого выступает платежеспособность. В соответствии с действующим законодательством неплатежеспособные предприятия могут быть признанны банкротами, если имеют просроченную задолженность кредиторам свыше трех месяцев, а размер этой задолженности превышает 100 тысяч рублей у юридических лиц и 10 тысяч рублей у физических лиц. В зависимости от результатов прогноза платежеспособности финансовое состояние может быть устойчивым, неустойчивым и кризисным. Способность предприятия своевременно производить платежи, финансировать свою деятельность и поддерживать свою платежеспособность в неблагоприятных обстоятельствах свидетельствует об его устойчивом финансовом состоянии, и наоборот.

Для обеспечения финансовой устойчивости предприятие должно обладать гибкой структурой капитала, уметь организовать его движение таким образом, чтобы обеспечить постоянное превышение доходов над расходами с целью сохранения платежеспособности и создания условий для самостоятельного финансирования развития производства.

Следовательно, финансовая устойчивость предприятия – это способность субъекта хозяйствования функционировать и развиваться, сохранять равновесие своих активов и пассивов во внутренней и внешней среде. От соотношения активов и пассивов, их внутренних структурных изменений зависят показатели финансовой устойчивости и платежеспособности, инвестиционная привлекательность предприятия в глазах партнеров по бизнесу.

Финансовое состояние предприятия, его устойчивость и стабильность зависят от резервов его производственной, коммерческой и финансовой деятельности, выявлению и мобилизации которых уделяется особое внимание при анализе.

Анализом финансового состояния занимаются не только руководители и соответствующие службы предприятия, но и его учредители, акционеры, инвесторы с целью оценить эффективность использования ресурсов, определить перспективы развития бизнеса и т.д. Кроме того анализируют финансовое положение предприятий и банки с целью оценить условия кредитования и кредитоспособность клиентов, определить степень риска. Поставщики проводят оценку возможности своевременного получения платежей от покупателей за товары, работы, услуги. Налоговые инспекции оценивают выполнение плана поступления средств в бюджет и соблюдение налогового законодательства.

В экономической литературе нет однозначного подхода к содержанию и методам анализа финансового состояния. Одной из причин этого является то, что разные авторы определяют разные критерии оценки финансового состояния:

1) по одним критериям делается оценка содержания, структуры имущества и их влияния на способность предприятия финансировать свой бизнес с большим или меньшим риском привлечения заемного капитала;

2)по другим критериям оценивается способность хозяйствующего субъекта своевременно рассчитываться по обязательствам;

3) по третьим критериям определяются признаки банкротства. По предприятиям, находящимся в состоянии финансового кризиса, прогнозируется изменение платежеспособности на ближайшую и отдаленную перспективы. При этом решается вопрос о проведении процедур финансового оздоровления, внешнего наблюдения или конкурсного производства.

Наряду с различиями в критериях оценки финансового состояния почти все авторы учебной и научной литературы по-разному определяют не только систему показателей для анализа финансового состояния, но и неоднозначно их называют и рассчитывают. Это в значительной мере усложняет не только процесс анализа финансового состояния, но и объективность его оценки. Кроме того, в экономической литературе неоднозначно представлена методика группировки статей баланса для аналитических целей. Разные авторы дают ее по-разному, что может также привести к неоднозначной и необъективной оценке финансового состояния. Следовательно, Министерство финансов должно упорядочить критерии оценки финансового состояния, систему оценочных показателей и методику их определения.

В настоящее время Методическими указаниями по проведению анализа финансового состояния организаций, утвержденными Федеральной службой России по финансовому оздоровлению и банкротству приказом от 23 января 2001 г. № 16, предлагается 27 показателей для финансового анализа. Ряд показателей, рекомендуемых этим документом, может существенно дополнить оценку финансового состояния, особенно при оценке возможностей предприятия погасить различные виды задолженности. Однако, проблема остается нерешенной, т.к. многие методические вопросы анализа финансового состояния в этом документе представлены спорно, недостаточно корректно даны формулировки показателей финансового состояния, не используется аналитическая группировка статей баланса, правомерно используемая большинством экономистов. Между тем, данными Методическими указаниями должны руководствоваться работники Федеральной службы по финансовому оздоровлению и банкротству при выполнении экспертизы и составлении заключений в процессе мониторинга финансового состояния организаций, что может привести к некорректным его результатам

Методы анализа финансового состояния, предлагаемые в экономической литературе, позволяют всесторонне оценить его в зависимости от целей и задач, поставленных исследователем. В их числе выделяются горизонтальный, вертикальный, индексный и др. Горизонтальный анализ строится на расчетах темпов роста показателей баланса и других форм отчетности, по данным которых устанавливаются закономерности и тенденции в их развитии в динамике, обосновывается прогноз на будущее. Вертикальный анализ строится на расчетах структуры статей актива, пассива и других показателей отчетности, по данным которых устанавливается изменение роли отдельных показателей, влияние структурных изменений в балансе на финансовое состояние предприятий.

Особое место среди методов анализа финансового состояния занимает метод коэффициентов. На основе коэффициентов, отражающих качественные изменения в структуре активов и пассивов и характеризующих финансовую устойчивость и платежеспособность, делается обобщающая и экспресс-оценка финансового состояния предприятия.

В отечественной экономике Постановлением Правительства от 20.05. 1994 г. № 498 приняты нормативные значения (N) только по трем коэффициентам, характеризующим финансовое состояние: коэффициенту текущей ликвидности N ³2, коэффициенту обеспеченности оборотных активов собственными оборотными средствами N ³0,1, коэффициенту восстановления (утраты) платежеспособности N ³1. В этой связи большинство экономистов при анализе использует в качестве нормативной базы показатели, принятые в международной практике. Однако их применение не всегда возможно в связи с существенными различиями в уровне развития рыночной экономики России и других государств, что может привести к необъективной оценке финансового состояния отечественных предприятий. В этой связи требуется разработка нормативной базы на уровне Постановлений Правительства или министерств и ведомств в отраслевом разрезе.









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.